Повторное голосование и повторные выборы кратко

Обновлено: 06.07.2024

В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, организующая выборы избирательная комиссия назна­чает повторное голосование по двум или более кандидатам, получив­шим наибольшее число голосов избирателей.

Таким образом, повторное голосование — это не новые выборы, а продолжение, второй этап (тур) тех же выборов.

Повторное голосование (второй тур), как уже сказано, проводится на выборах Президента РФ, если при основном голосовании никто из кандидатов не набрал положенного числа голосов. Повторное голосо­вание возможно при избрании высшего должностного лица субъек­та РФ, главы муниципального образования. Избрание депутатов представительных органов власти с использованием процедуры двух туров относительно редкое явление. Она нужна в случае выдвижения многих кандидатов по округу и если для победы надо набрать уста­новленный законом процент голосов. Если этого не получилось, по двум кандидатам в депутаты проводится повторное голосование.

При повторном голосовании может быть предусмотрено, что по­бедителю достаточно набрать больше голосов, чем его соперникам. Однако закон может установить, что надо получить необходимое для избрания число голосов избирателей; если ни один кандидат не полу­чил этого числа, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться по­вторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избира­тельной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участво­вавшему в данных выборах. При выбытии всех следующих кандида­тов голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Повторные выборы — это новые выборы депутатов, выборных должностных лиц. Новые в том плане, что обязательно кандидаты выдвигаются заново, это могут быть и прежние, и совсем новые лица.

Законодательство называет разные основания повторных выборов: если выборы признаны несостоявшимися, недействительными; из­бранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица; при повторном го­лосовании никто не избран или выбыли все кандидаты.

Сроки проведения повторных выборов устанавливаются соответ­ствующими избирательными законами.

Например, повторные выборы Президента РФ проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первона­чальных выборах либо дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Причем на повторных выборах не могут выдвигаться те кандидаты, из-за действий (бездействия) которых первоначальные выборы и повторное голосование были признаны недействительными.

Если основные выборы в законодательный орган субъекта РФ или представительный орган муниципального образования либо основ­ные выборы выборного должностного лица проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должност­ное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В ос­тальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресе­нье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления осно­вания для проведения повторных выборов.

При проведении повторных выборов сроки избирательных дейст­вий по решению органа, уполномоченного законом назначать по­вторные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избран­ного по одномандатному избирательному округу, в избирательном округе назначаются дополнительные выборы.

Дополнительные выбо­ры назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта РФ, пред­ставительный орган муниципального образования остались в непра­вомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выбо­ры, могут быть сокращены на одну треть.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномо­чий названные органы остались в неправомочном составе, а проведе­ние дополнительных выборов в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав не предусмотрено, назначаются новые основные выборы.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избран­ного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, указанном выше, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в много­мандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

Вместе с тем Закон об основных гарантиях избирательных прав гласит, что повторные и (или) дополнительные выборы не назнача­ются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не мо­жет быть избран на срок более одного года.

ПГ. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов, ИК назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Избранным считается кандидат, получивший большее число голосов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

Если один из кандидатов, снял свою кандидатуру, либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах.

Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, приявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

ПВ. Повторные выборы в ФОГВ проводятся в сроки, установленные ФЗ. Если основные выборы в ЗПОГВ субъекта РФ или ПО МО, либо основные выборы выборного ДЛ проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное ДЛ не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов ГД – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избираемых действий могут быть сокращены на одну треть.

Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 3 дня со дня его принятия.

ДВ. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному ИзО, назначаются дополнительные выборы. ДВ назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов ГД – на день голосования на этих выборах.

Если дополнительные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному ИО.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий ЗПОГВ, ПО МО остались в неправомочном составе, ДВ проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня такового досрочного прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному ИзО, ДВ назначаются и проводятся, если в округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение ДВ не предусмотрено (т.е. когда депутаты не могут быть избраны на срок более одного года), а ЗПОГВ, ПО МО остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы.

Опубликование результатов выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, производятся ИК за счет средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного).




Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями данных средств являются ИК, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Если финансирование выборов не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств, подготовка и проведение выборов осуществляются за счет кредитов банков, которые представляются на конкурсной основе. Гарантия возврата дается Правительством РФ, РОИВ, ОМС.

Отчеты о расходовании бюджетных средств на выборы предоставляются:

1. ЦИКа РФ в Палаты ФС РФ

2. РИКа в ЗПОГВ субъекта РФ

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды (ИФ) для финансирования своей избирательной кампании.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственные ИФ.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • Собственных средств кандидата, ИО
  • Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его ИО
  • Добровольных пожертвований граждан и ЮЛ
  • Средств, выделенных кандидату, ИО соответствующей ИК.

Запрещается вносить пожертвования в ИФ:

Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в ИФ средств, а также предельные размеры расходования средств ИФ.

  1. Собственные средства кандидата в совокупности не могут превышать 10 % от предельной суммы всех расходов ИФ.
  2. Средства, выделенные кандидату выдвинувшей его ПП, в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов ИФ.
  3. Добровольные пожертвования каждого гражданина не должны превышать 1,5 % от предельной суммы всех расходов ИФ.
  4. Добровольные пожертвования каждого ЮЛ не должны превышать 7% от предельной суммы всех расходов ИФ.

Все денежные средства, образующие ИФ, перечисляются на специальный избирательный счёт (ИС), открытый в филиале Сберегательного банка РФ, а при его отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории ИзО

В случае отсутствия кредитных организаций кандидат, ИО определяют по согласованию с соответствующей ИК кредитную организацию, в которой открывается ИС.

Средства ИФ имеют целевое значение. Они могут использоваться на:

  • Финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора.
  • Предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера.

Соответствующая ИК до дня голосования периодически направляет в СМИ сведения о поступлении и расходовании средств ИФ.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать данные сведения в течение 3-дней со дня получения.

Отчеты. Кандидат, ИО обязаны представить в соответствующий ИК не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них – не позднее, чем за 10 дней до дня голосования, а итоговый – не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов) о размерах своего ИФ, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах.

Неизрасходованные денежные средства, находящиеся на ИС после дня голосования, кандидаты, ИО обязаны перечислить гражданам и ЮЛ, осуществлявшим пожертвования либо перечисления в их ИФ пропорционально вложенным средствам.

Контроль. Гос. органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие гос. регистрацию ЮЛ, по представлениям ИК обязаны в 5-дневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных ЮЛ – жертвователями в ИФ и сообщить о результатах проверки в соответствующие ИК.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, их правильным учетом и использованием, а также для проверки финансовых отчетов создаются контрольно-ревизионные службы при соответствующих ИК с привлечением специалистов из гос. и иных органов и учреждений.

ПГ. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов, ИК назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Избранным считается кандидат, получивший большее число голосов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

Если один из кандидатов, снял свою кандидатуру, либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах.

Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, приявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

ПВ. Повторные выборы в ФОГВ проводятся в сроки, установленные ФЗ. Если основные выборы в ЗПОГВ субъекта РФ или ПО МО, либо основные выборы выборного ДЛ проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное ДЛ не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов ГД – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избираемых действий могут быть сокращены на одну треть.

Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 3 дня со дня его принятия.

ДВ. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному ИзО, назначаются дополнительные выборы. ДВ назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов ГД – на день голосования на этих выборах.

Если дополнительные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному ИО.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий ЗПОГВ, ПО МО остались в неправомочном составе, ДВ проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня такового досрочного прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному ИзО, ДВ назначаются и проводятся, если в округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение ДВ не предусмотрено (т.е. когда депутаты не могут быть избраны на срок более одного года), а ЗПОГВ, ПО МО остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы.

Опубликование результатов выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, производятся ИК за счет средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного).

Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями данных средств являются ИК, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Если финансирование выборов не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств, подготовка и проведение выборов осуществляются за счет кредитов банков, которые представляются на конкурсной основе. Гарантия возврата дается Правительством РФ, РОИВ, ОМС.

Отчеты о расходовании бюджетных средств на выборы предоставляются:

1. ЦИКа РФ в Палаты ФС РФ

2. РИКа в ЗПОГВ субъекта РФ

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды (ИФ) для финансирования своей избирательной кампании.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственные ИФ.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • Собственных средств кандидата, ИО
  • Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его ИО
  • Добровольных пожертвований граждан и ЮЛ
  • Средств, выделенных кандидату, ИО соответствующей ИК.

Запрещается вносить пожертвования в ИФ:

Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в ИФ средств, а также предельные размеры расходования средств ИФ.

  1. Собственные средства кандидата в совокупности не могут превышать 10 % от предельной суммы всех расходов ИФ.
  2. Средства, выделенные кандидату выдвинувшей его ПП, в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов ИФ.
  3. Добровольные пожертвования каждого гражданина не должны превышать 1,5 % от предельной суммы всех расходов ИФ.
  4. Добровольные пожертвования каждого ЮЛ не должны превышать 7% от предельной суммы всех расходов ИФ.

Все денежные средства, образующие ИФ, перечисляются на специальный избирательный счёт (ИС), открытый в филиале Сберегательного банка РФ, а при его отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории ИзО

В случае отсутствия кредитных организаций кандидат, ИО определяют по согласованию с соответствующей ИК кредитную организацию, в которой открывается ИС.

Средства ИФ имеют целевое значение. Они могут использоваться на:

  • Финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора.
  • Предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера.

Соответствующая ИК до дня голосования периодически направляет в СМИ сведения о поступлении и расходовании средств ИФ.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать данные сведения в течение 3-дней со дня получения.

Отчеты. Кандидат, ИО обязаны представить в соответствующий ИК не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них – не позднее, чем за 10 дней до дня голосования, а итоговый – не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов) о размерах своего ИФ, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах.

Неизрасходованные денежные средства, находящиеся на ИС после дня голосования, кандидаты, ИО обязаны перечислить гражданам и ЮЛ, осуществлявшим пожертвования либо перечисления в их ИФ пропорционально вложенным средствам.

Контроль. Гос. органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие гос. регистрацию ЮЛ, по представлениям ИК обязаны в 5-дневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных ЮЛ – жертвователями в ИФ и сообщить о результатах проверки в соответствующие ИК.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, их правильным учетом и использованием, а также для проверки финансовых отчетов создаются контрольно-ревизионные службы при соответствующих ИК с привлечением специалистов из гос. и иных органов и учреждений.

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы

1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.

Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.

3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

4. Утратил силу.

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

6. Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

11. Утратил силу.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

Комментируемый пункт 2 устанавливает единое правило для признания избранным кандидата при повторном голосовании: большинство действительных голосов избирателей: абсолютного большинства в случае повторного голосования по двум кандидатурам или, в исключительных случаях – по одной кандидатуре, и относительного, если законом будет предусмотрена возможность проведения повторного голосования более чем по двум кандидатурам.

5–7. Комментируемые пункты изложены в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, что обусловлено концепцией перехода к проведению голосования в единые даты: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Повторные выборы проводятся после основных либо дополнительных выборов, по результатам которых депутатский мандат, выборная должность остались вакантны (не замещены). Повторные выборы проводятся в следующих случаях: а) если выборы признаны несостоявшимися; б) если выборы признаны недействительными; в) если кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица; г) в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 комментируемого Федерального закона, т.е. при наличии незамещенных мандатов по результатам выборов в многомандатном избирательном округе.

В комментируемой норме учитывается, что, как правило, основные выборы проводятся во второе воскресенье марта (статьи 10 и 81 1 комментируемого Федерального закона). Поэтому, как правило, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября. В норме учитываются три ситуации, связанные с назначением повторных выборов:

а) представительный орган избран в правомочном составе, но несколько мандатов осталось незамещенными;

б) представительный орган не избран в правомочном составе, должностное лицо не избрано, но соответственно, представительный орган прежнего созыва, прежнее выборное должностное лицо продолжают исполнение своих полномочий;

в) представительный орган не избран в правомочном составе, должностное лицо не избрано, и при этом соответственно, представительный орган прежнего созыва, прежнее выборное должностное лицо прекратили свои полномочия (в связи с выбытием всех депутатов по собственному желанию, сложением полномочий выборного должностного лица по собственному желанию, роспуска представительного органа, соответствующего судебного решения, отзыва и т.п.).

В первых двух случаях федеральный законодатель не видит разницы в правовых последствиях в части определения срока повторных выборов: они должны пройти в ближайшее второе воскресенье: или марта или октября, а если ближайшее второе воскресенье этих месяцев выпадает на праздничный день – то первое воскресенье (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), а в год выборов депутатов Государственной Думы – в день этих выборов. В данном случае учитывалось, что неизбрание представительного органа в правомочном составе, равно как и неизбрание должностного лица не влечет автоматического прекращения полномочий представительного органа прежнего состава, должностного лица, замещающего должность на момент избрания. В частности, в отношении федеральных органов государственной власти это правило вытекает из положений части 1 статьи 92 и части 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.

Как указано в пункте 7 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года, к нарушениям права граждан избирать и иметь своих представителей для участия в управлении делами государства ведет и автоматический роспуск представительных органов в связи с истечением срока полномочий, если не обеспечивается их замена на основе не противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам правовых актов субъектов Российской Федерации 1 .

В третьем случае, когда соответствующий выборный орган отсутствует, повторные выборы должны быть проведены в более ранние сроки – не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов (т.е. со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными и т.п.).

Период избирательной кампании на повторных выборах не должен превышать сроки, указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона. Таким образом, назначение повторных выборов может происходить значительно позднее дня появления основания для проведения повторных выборов. Вместе с тем согласно пункту 6 комментируемой статьи указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона периоды могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ в комментируемую норму внесены уточнения, согласно которым указанное сокращение осуществляется непосредственно при назначении повторных выборов. Согласно пункту 2 статьи 25, пункту 2 статьи 27 комментируемого Федерального закона полномочия ОИК, как правило, прекращаются через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, участковой избирательной комиссии – через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов. Однако в соответствии с пунктом 7 комментируемой статьи 71 данный срок может быть продлен.

8–9. Комментируемые пункты устанавливают общие правила назначения дополнительных выборов, т.е. выборов, которые проводятся на вакантный мандат депутата (вакантные мандаты депутатов) в правомочном представительном органе. Дополнительные выборы имеют следующие признаки: а) они проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. мандата, замещенного при основных выборах, но ставшего вакантным в результате того, что полномочия замещавшего его депутата были досрочно прекращены; б) они могут проводиться только в коллегиальный орган; в) при дополнительных выборах депутат избирается на срок меньший, чем при основных, так как этот срок ограничен сроком полномочий органа, в который он избирается.

Пункт 8 комментируемой статьи изложен в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, что обусловлено концепцией перехода к проведению голосования в единые даты: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. В данном случае по правовым последствиям различаются два случая: в результате досрочного прекращения полномочий депутатов представительный орган остался в правомочном либо неправомочном составе. В первом случае дополнительные выборы проводятся не позднее чем через год до дня появления вакантного мандата, во втором – не позднее чем через четыре месяца (по вопросу сокращения сроков избирательных действий см. комментарий к пункту 6).

Дополнительные выборы, общие правила назначения и проведения которых регулируются комментируемой статьей, следует отличать от указанных в пункте 3 статьи 10 комментируемого Федерального закона досрочных выборов, т.е. основных выборов, проводящихся в случае одновременного досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа. Кроме того, согласно пункту 12 комментируемой статьи когда выбыло несколько депутатов, а проведение повторных или дополнительных выборов не может состояться в связи с тем, что срок полномочий избранных депутатов составит менее года, а законодательный (представительный) орган государственной власти, орган местного самоуправления остается в неправомочном составе, назначаются новые основные выборы 1 .

При проведении дополнительных выборов в представительные органы, избранные по многомандатным избирательным округам (в том числе с разным числом мандатов) возникает вопрос о том, сколько голосов у избирателя на таких дополнительных выборах. В рассматриваемом случае необходимо учитывать, по какому количеству мандатов могут назначаться дополнительные выборы депутата по многомандатному избирательному округу. В частности, если образовывались двухмандатные избирательные округа, такие выборы могут назначаться и проводиться в целях замещения одного вакантного депутатского мандата. С учетом того, что подпунктом 30 статьи 2 комментируемого Федерального закона избирательный округ определен как территория, от которой непосредственно избирается депутат (депутаты), и исходя из конституционного принципа равного избирательного права, на любых дополнительных выборах в такой представительный орган избиратель может иметь число голосов, равное минимальному числу мандатов, которое может замещаться на дополнительных выборах. Кроме того, с учетом пункта 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона следует учитывать, что на дополнительных выборах депутата по многомандатному избирательному округу, назначенных в целях замещения, например, одного вакантного депутатского мандата, голоса избирателей не могут носить кумулятивный характер.

Период избирательной кампании на дополнительных выборах не должен превышать периоды, указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона. Таким образом, принимая во внимание, что в комментируемом пункте установлен годичный срок, дополнительные выборы можно назначать значительно позднее появления вакантного мандата. В случае когда дополнительные выборы будут признаны несостоявшимися (основания их признания несостоявшимися такие же, что и для основных выборов), недействительными, кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложит с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, назначаются повторные дополнительные выборы.

На практике возникают проблемы при проведении дополнительных выборов, а также повторных выборов в представительные органы после внесения изменений в законодательство. Вводя в силу эти изменения, следует учитывать, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 10 июля 1995 года № 9-П 1 , правила определения результатов выборов (признания выборов состоявшимися либо несостоявшимися, кандидатов – избранными) не должны изменяться для избираемых депутатов соответствующего созыва на протяжении действия этого созыва.

10–13. Установленное пунктом 10 комментируемой статьи правило относится к различным случаям появления вакантных депутатских мандатов в конце срока полномочий представительного органа. Повторные выборы могут быть назначены в этот временной период в случае признания недействительными выборов по решению суда, вступившему в законную силу много после определения результатов общих выборов. Может появиться основание для назначения повторных дополнительных выборов. Годичный срок, установленный в комментируемом пункте 10, следует исчислять исходя из того, что при его соблюдении день голосования будет приходиться на последний год полномочий представительного органа.

Поскольку в комментируемом пункте 10 установлен категорический запрет проведения выборов, если депутат избирается на срок менее года, комментируемый Федеральный закон регулирует ситуацию, когда при этом представительный орган остается в неправомочном составе: в этом случае проводятся основные выборы депутатов нового созыва, на которых они избираются на полный срок полномочий.

В комментируемом пункте 13 содержится прямой запрет на такой способ замещения вакантных депутатских мандатов, освобождения от должности выборного должностного лица, который ведет к искажению волеизъявления избирателей. Вместе с тем этот запрет не исключает возможности устанавливать законом какие-либо иные способы замещения вакансий, адекватно отражающие волю избирателей. Например, таким способом является замещение вакантных депутатских мандатов в списке кандидатов, допущенном к распределению депутатских мандатов, согласно которому мандат переходит первому кандидату из списка, ранее не получившему депутатский мандат.

Повторные, а также дополнительные выборы отличаются от повторного голосования (которое предусматривается на выборах Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) тем, что при их проведении заново совершается весь цикл избирательных действий. При проведении повторных выборов допускается сокращение сроков выполнения отдельных избирательных действий, но не более чем на одну треть. Дополнительные выборы проводятся в случае прекращения полномочий депутата представительного органа государственной власти или депутата представительного органа местного самоуправления.

Повторное голосование является стадией одних и тех же выборов, существенным элементом применяемой при выборах избирательной системы. В данном случае выборы разворачиваются в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов.

6 Это нововведение Федерального закона от 2002 г. стало реакцией на достаточно распространенную практику, когда при голосовании незаверенные листы списков избирателей распределялись между членами участковых избирательных комиссий, производившими выдачу бюллетеней. То есть до окончания голосования и скрепления отдельных листов списка избирателей самого списка избирателей как юридически оформленного документа не существовало.

10 К таковым относятся муниципальные образования со средней нормой представительства избирателей менее 10000.

12 Данное определение приводится в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. 2000. №3. С. 11.

13 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 675.

14 В настоящее время утратила силу.

16 Единственное исключение из правила об обязательности создания избирательных фондов установлено для избирательных округов с небольшой численностью избирателей (не более 5 тысяч). Однако если кандидат не создает избирательный фонд, он не вправе осуществлять какое-либо финансирование собственной избирательной кампании.

17 Pinto-Duschinsky M. Loopholes.ACE Рroject. Oct. 1998.

18 Голосование вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования может проводиться ранее дня выборов в том случае, если оно представляет собой досрочное голосование в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях.

19 Указанный минимальный процент может быть повышен законом для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается.

Читайте также: