Исторические экономические и политические предпосылки создания института президентства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Становление и развитие института президентства начинается в конце XVIII в. Сегодня институт президентства стал атрибутом республиканской формы правления и одним из признаков демократического строя.

В 1789 г. первым президентом США был избран Джордж Вашингтон. В первой половине XIX в. институт президентства начал стремительно развиваться в странах Латинской Америки [1].

В России институт президентства появился в 1991 г., его появление стало реакцией на процессы децентрализации и суверенизации республик, входивших в единое государство – Советский Союз. В то же время специфика российского президентства определена исторической логикой персонификации власти, что является закономерным следствием строго иерархичной политической системы – будь то имперский, советский или современный период.

Самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления [4].

Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли французские и немецкие авторы: М. Пикемаль, Ф. Платон, А. Токвиль, А. Эсмен[6].

Наибольшее внимание советскими исследователями уделялось анализу конституционных полномочий президентов США и Франции, исследованию закрепленного в Конституции механизма взаимодействия Президента с другими государственными органами. Исследованием данной проблемы занимались следующие авторы: В.Н. Дурденевский, И.Н. Игнатович, М.А. Крутоголов, Н.С. Мерзляков, А.А. Мишин, Ю.Н. Ныперко, В.Н. Плешков, Б.Л. Полунин, В.З. Пульянов, Т.Н. Рахманин, Н. Рожков, Г.Л. Решетников, С.В. Рябов, В.А. Савельев, С.М. Самуйлов, А.А. Сергунин, В.П. Серебренников, Ю.П. Урьяс [9].

Введение поста Президента СССР обусловило необходимость изучения данной тематики. Однако активное исследование данного вопроса российскими авторами началось после учреждения института президентства в России, в особенности – после конституционной реформы 1993 года[10].

Также данная тема затронута в работах следующих авторов: Ханнанов Р.А. [13], Ханнанова Т.Р.[9], Вологина Ж. Ю. [5], Гарифуллина, А.Ф [15], Валиева А.Р.[2], Шапошникова Р.Р. [11].

К основным признакам президентства относят то, что президент: является выборным должностным лицом; выполняет функции главы государства; не подчинен и не зависит от других государственных органов; обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы; обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства.

Таким образом, на сегодняшний день проблема института остается до конца не разработанной, следует отметить, что в таких странах, как США и Франция, уровень анализа этого политического института достаточно высок. Однако в современной литературе уделяется мало внимания проведению сравнительного анализа статуса и объема полномочий Президента при различных системах правления.

На сегодняшний день институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

  1. Галиянова Э.Р.
  2. Данилко И.В.
  3. Фоминых С.В.
  1. Галиянова Э.Р.
  2. Данилко И.В.
  3. Фоминых С.В.

Список литературы

Цитировать

Зуйков А.В., аспирант юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Принято считать, что институт президентства представляет собой достаточно новое явление для российской государственности, ибо он начал формироваться только в 1991 г. Но, думается, это не совсем верно, ведь в нашей стране государственный институт, выражающий волю верховного правителя, как бы он ни именовался (Император, Государственный секретарь, Президент), имеет одну и ту же суть - самодержавие. А самодержавие в России имеет богатейшую историю. Как известно, до февраля 1917 г. Россия представляла собой абсолютную монархию, получившую свое окончательное оформление в первой четверти XVIII в., при Петре I. При такой форме правления монарх являлся главой государства. Ему принадлежала вся полнота власти. Он не ограничивался каким-либо органом, ни перед кем не был ответствен, никому не был подконтролен. Неограниченная власть монарха закреплялась в законодательстве. Так, в толковании к 20-му артикулу Воинского устава 1716 г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять" .

Воинские артикулы Петра I. М., 1950. С. 25.

Вместе с тем следует отметить, что в дореволюционной России все-таки выдвигались идеи и предлагались конституционные проекты, связанные с учреждением в стране поста Президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России, а часть из них даже нашла свое воплощение на практике в условиях современности.

Так, процедура введения поста Президента предусматривалась в документах комиссии по подготовке проекта Конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством профессора Н.И. Лазаревского, после падения самодержавия в России в 1917 г. В частности, в них устанавливалось, что временная исполнительная власть до установления основных законов возлагается на временного Президента. Он избирается Учредительным собранием и осуществляет свои полномочия под его надзором и при содействии Совета Министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер за Президентом не устанавливалось. Президент давал письменные и устные объяснения Учредительному собранию. Непосредственная же ответственность перед Учредительным собранием ложилась не на Президента, а на Председателя Совета Министров и отдельных министров. Даже запросы членов Учредительного собрания могли быть сделаны не к Президенту, а к Председателю Совета Министров или к министру. Что касается полномочий временного Президента, то они были весьма обширны. Он, например, обладал правом законодательной инициативы. Совет Министров имел право вносить в Учредительное собрание все правительственные законопроекты только по распоряжению и от имени Президента. Президент наблюдал за исполнением законов, делал необходимые распоряжения для этого; он издавал указы об устройстве, составе и деятельности правительственных учреждений и наделялся правом назначения и увольнения Председателя Совета Министров, любого военного и гражданского чиновника. Кроме того, Президент председательствовал на заседаниях Совета Министров, а Председатель Совета Министров мог выполнять свои функции лишь в отсутствие Президента.

В научной литературе потом не раз отмечалось, что такая конструкция очень напоминает положение американского Президента, отражает стремление к сильной власти и даже установлению диктатуры .

См.: Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998. С. 59.

Революционные события февраля - октября 1917 г. вынесли на политическую арену России новые идеи и подходы к вопросам государственного строительства. Последний русский монарх - Николай II дал согласие на издание Манифеста "Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти" . В соответствии с ним Император отрекался от престола в пользу своего сына при регентстве своего брата Михаила Романова. Но Михаил не принял престол, и 3 марта 1917 г. появился документ "Об отказе Великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления Учредительным собранием образа правления и новых основных законов Государства Российского" . В сентябре 1917 г. Временное правительство, к которому перешла власть после Февральской революции, приняло Постановление, согласно которому Россия провозглашалась Российской Республикой (Председателем Временного правительства был вначале князь Г.Е. Львов, а затем его сменил на этом посту А.Ф. Керенский). Таким образом, пост монарха в России упразднялся.

См.: Российское законодательство X - XX веков / Отв. ред. О.И. Чистяков. Т. 9. М., 1994. С. 121 - 122.
Там же. С. 127 - 128.

В Конституции РСФСР 1918 г. было подтверждено, что Россия переходит к республиканской форме правления, однако речь шла уже о новой ее разновидности - Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам . В.И. Ленин возвещал: "Не парламентская республика - возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху" .

См.: Первая советская Конституция (Конституция РСФСР 1918 года) / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С. 427 - 435.
Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. М., 1979. С. 115.

Переход к республиканской форме правления не повлек за собой автоматического признания в отечественной практике института президентства. На протяжении советского периода развития ни в РСФСР, ни в СССР (в состав которого Россия входила в качестве союзной республики с 30 декабря 1922 г. по 8 декабря 1991 г.) должность президента не учреждалась, хотя вопросы об этом поднимались. Причина заключалась в том, что согласно классическим мировым моделям институт президентства неразрывно связан с разделением властей. Между тем официальная государственная идеология советского социалистического периода отрицала разделение властей как способ организации государственной власти, считала его чуждым социалистической системе ценностей. В основу организации власти в СССР был положен альтернативный принцип - единства (монизма) власти, сосредоточения всей ее полноты в представительных органах государственной власти - Советах народных депутатов. Реально же полнота власти была сосредоточена в партийных структурах монопольно господствовавшей тогда Коммунистической партии (большевиков), впоследствии переименованной в КПСС.

Вопрос о введении поста Президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 г., однако должность президента тогда не была учреждена. Так, в своем докладе по проекту Конституции И.В. Сталин, бывший тогда Секретарем ЦК ВКП(б) и сосредоточивший в своих руках всю реальную власть, сказал: "По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением и могущего противопоставлять себя Верховному Совету" . Он высказывался "за возложение президентских полномочий на Президиум Верховного Совета СССР. Именно такое решение, по мнению И.В. Сталина, гарантирует страну от "нежелательных случайностей". С этих слов в советской юридической литературе Президиум Верховного Совета и стал довольно-таки часто именоваться коллегиальным президентом. Высказывались и более четкие суждения. Так, например, И.П. Трайнин характеризовал Президиум Верховного Совета СССР как главу государства и его деятельность определял как президентскую . Но в целом, конечно, все такие высказывания И.В. Сталина и некоторых других политических лидеров очень сильно способствовали формированию предубеждения, будто президентское правление вообще недемократично и поэтому неприемлемо для нас .

Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1939. С. 531.
См.: Трайнин И.П. О главе государства // Советское государство и право. 1938. N 1. С. 20.
См.: Лазарев Б.М. Президент СССР // Советское государство и право. 1990. N 7. С. 4.

В 1962 г. была создана комиссия для подготовки новой Конституции СССР. В ходе работы над ее проектом Н.С. Хрущев, сменивший И.В. Сталина на посту Секретаря ЦК КПСС, предложил учредить пост Президента. Была даже подготовлена соответствующая глава проекта Конституции . Однако после его ухода в отставку работа комиссии была прервана.

В середине 70-х годов была сформирована обновленная Конституционная комиссия во главе с Л.И. Брежневым - новым Секретарем ЦК КПСС. В ходе ее работы также обсуждался вопрос о президенте. "Но подготовленный весной 1977 г. проект Конституции не предусматривал этой должности, предполагалось, что президентские функции будет, как и раньше, выполнять Президиум Верховного Совета, объявленный постоянно действующим органом Верховного Совета СССР. Реально же роль главы государства выполнял Генеральный секретарь ЦК КПСС, который вскоре занял и кресло Председателя Президиума Верховного Совета СССР" .

Самые же первые реальные шаги по учреждению должности президента в отечественной практике были сделаны вскоре после прихода к власти М.С. Горбачева. Обращение к идее введения поста Президента в СССР прежде всего было продиктовано драматическими событиями того периода, кризисом советского федерализма, проявившимся после объявления курса на его обновление в СССР. Республики в составе СССР стали издавать нормативные акты, существенно противоречившие Конституции СССР, а в ряде из них в том или ином объеме стала, по сути, проводиться политика, направленная на выход из государственно-правового пространства СССР. На территории СССР возникли волнения и конфликты на национальной почве, повлекшие человеческие жертвы. Кроме того, экономику страны потрясали начавшиеся в перестроечный период шахтерские забастовки, социальные проблемы. В этой обстановке в политических и научных кругах и в средствах массовой информации началось обсуждение вопроса о введении поста Президента в СССР. Так, А.А. Мишин отмечал, что реакция органов власти СССР в связи с чрезвычайными ситуациями, противозаконными действиями, вспышками экстремизма на национальной почве далеко не всегда была своевременной и адекватной. Верховный Совет СССР был просто не в состоянии принимать оперативные решения .

См. об этом: Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005. С. 50.

На III Съезде народных депутатов СССР после оживленных прений и политических конфронтаций 14 марта 1990 г. был принят Закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" . Учреждалась должность не только Президента, но и Вице-президента СССР, избираемого одновременно с ним. В Конституцию СССР 1977 г. была введена гл. 15.1 "Президент СССР". Президент СССР объявлялся главой государства и должен был избираться гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако в Законе оговаривалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР. На этот пост был избран М.С. Горбачев, который являлся тогда и Генеральным секретарем ЦК КПСС. Став Президентом, М.С. Горбачев сохранил за собой и эту высокую партийную должность.

См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 12. Ст. 189.

Учреждение поста Президента СССР отличалось особым радикализмом и имело далеко идущие последствия. В сущности, введение института президентства в стране влекло за собой изменение формы правления, переход от республики Советов к президентской республике. Таковой была и официальная оценка, данная этому факту Съездом: "Мы решаем вопрос не просто о посте Президента, мы решаем вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решаем вопрос политической системы нашего общества" .

Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР. 12 марта 1990 г. // Бюллетень Верховного Совета СССР. N 1. С. 41.

Обстановка в стране и политическое противоборство на Съезде повлияли и на определение содержания правового статуса Президента СССР. В условиях острой политической борьбы достигались компромиссы, в результате которых определились общие контуры конституционно-правового статуса Президента СССР. Естественно, формируемый под влиянием перечисленных обстоятельств правовой статус Президента не мог носить характер цельного, логически завершенного правового института. Поэтому предполагалось в дальнейшем по мере накопления практического опыта функционирования института президентства в СССР уточнить нормы о его статусе, дополнить ими Конституцию СССР .

Лазарев Б.М. Указ. соч. С. 4.

Соответствующие процессы протекали и в РСФСР. В этот период модель института президентства в России находилась в динамике. Полной ясности в вопросе о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было. Очевидно было лишь одно: Президент нужен России - как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время - как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов .

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 284.

Среди российских правоведов не было взаимопонимания или, по крайней мере, четкой позиции относительно целесообразности введения поста Президента России. Линия раскола обозначилась прежде всего при оценке последствий введения этого поста. Критики учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека. Отмечалось, что в результате политику самой крупной по территории и численности населения республики, входящей в состав СССР, будет определять не высший представительный орган, а один человек и что предполагаемое учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению СССР, а его разрушению .

Надо сказать, позиция сторонников института президентства носила не менее активный характер. Они аргументированно доказывали неспособность депутатского корпуса в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР оперативно реагировать на те или иные изменения в стране, противопоставляли медлительной законодательной власти мобильную исполнительную.

На официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно-таки острая дискуссия о целесообразности введения поста Президента в России. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против такого нововведения, поэтому данный пост был учрежден путем референдума, инициированного одной третью депутатов российского парламента. В результате этого референдума большинство граждан РСФСР (почти 70%) высказалось за введение в республике института президентства. IV Съезд народных депутатов РСФСР, состоявшийся 21 - 25 мая 1991 г., утвердил ранее принятые Законы РСФСР "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР" и внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) РСФСР . 12 июня того же года состоялись выборы первого Президента РСФСР. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность Председателя Верховного Совета РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью института президентства он стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 17. Ст. 512.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 17. Ст. 510.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776.

Можно сказать, что введение поста Президента в России стало следствием в целом весьма прогрессивных, демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.

Это основное, но не исчерпывающее объяснение происшедших в механизме политической власти страны структурных и функциональных изменений. Следует учитывать, что имеется много других объективных и субъективных причин, которые также нуждаются в отдельном рассмотрении. Во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный "вакуум" власти, который возник в стране в процессе проведения экономических и политических реформ, в результате осуществления в разных сферах жизни советского общества радикальных, но не всегда последовательных и не всегда предсказуемых по своим последствиям преобразований. Создалась ситуация, которую верно подметил еще на Съезде народных депутатов бывший секретарь ЦК КПСС В.А. Медведев: "Старая система, в которой партия была верховным органом управления, изжила себя и демонтируется. Разворачиваются процессы становления и развития новой парламентской демократической системы, но эти процессы оказались не подкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых раньше выполняла партия" . Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей, чтобы видеть в институте президентства, устанавливаемом в такой сложной многонациональной стране, как Россия, своего рода верховного арбитра, избранного всеми народами. В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и в системе разделения властей, но и в самом обществе. В-четвертых, необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления. Помимо прочего, учреждение поста Президента в России связывалось в определенной мере и с необходимостью за счет оперативности президентской власти нейтрализовать негативные последствия, вызываемые медлительностью в деятельности и принятии решений представительными органами, их известной инертностью, неэффективностью коллегиального руководства, особенно когда нужно было принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам .

Цитируется по: Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президентства (исторический аспект) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1992. N 2. С. 6 - 7.
Дегтев Г.В. Указ. соч. С. 60.

Нельзя недооценивать и субъективные причины, в первую очередь очевидную рецепцию этого поста у общесоюзного руководства (в частности, это выразилось в том, что российская политическая элита нашла его привлекательным для себя) и стремление бывшего тогда Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина упрочить свой статус в системе органов государственной власти .

Дегтев Г.В. Указ. соч. С. 60.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ базируется на ряде принципов:

- максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению. Решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения.

Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ. Эти вопросы - область деятельности, главным образом, субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям. Эти решения находят отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые (районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения) и первичные (города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения) административно-территориальные единицы субъектов РФ.

Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города, которые делятся на:

- города республиканского значения;

- краевого, областного, окружного значения;

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.

К городским поселениям, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения.

Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы.

В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов. ЗАТО является административно-территориальной единицей.

Тема 6. Президент Российской Федерации

Причины учреждения института президентства в России.

Причиной учреждения института президентствафактически стали преобразования в политической системе в стране (были изменены формы правления – переход к президентской республике, структура государственной власти в Советском Союзе).

На официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста Президента в России. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Но после всероссийского референдума 17 марта 1991 года Пост Президента РСФСР был учрежден. За введение поста Президента РСФСР высказались большинство избирателей.

Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины:

Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.

В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

В-четвертых, необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.

Помимо всего прочего учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской власти принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Институт президентства РФ – это социальный институт, представленный главой российского государства, призванным осуществлять управление страной и представлять ее в различных отношениях.

Потребность в институте президентства обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости для сложнейшего механизма управления делами государства.

В системе российского государственного управления Президент занимает особое место, обусловленное спецификой конституционного регулирования прав и обязанностей лица, занимающего этот пост.

Утверждение института президентства в РФ относится к 1991 году, когда был проведен референдум на соответствующую тему. Первым лицом, занявшим должность Президента России, стал Борис Николаевич Ельцин, который был избран на этот пост 12 июня 1991 года.

Институт президентства в России установлен статьей 80 российской Конституции.

Президент России является главой государства. Для института российского президентства не характерны классические, то есть американские, черты, он более склоняется к Пятой Французской Республики.

Российский глава государства исключен из состава всех ветвей власти, обладая при этом определенными полномочиями по каждой из них. Глава российского государства не является одновременно главой Правительства. На него возложено формирование внешней и внутренней государственной политики, определение структуры Правительства страны, принятие решения об отставке Правительства. Также президент назначает главу российского Правительства, кандидатуру которого согласует с Государственной Думой.

Готовые работы на аналогичную тему

Президент выступает в качестве лица, перед котором, наряду с Парламентом, ответственно Правительство. Причем в соответствии с Конституцией большую ответственность Правительство несет именно перед Президентом, который может принять решение об отставке Правительства.

Российский Президент выступает в качестве гаранта Конституции страны, обеспечения свобод и прав граждан. Конституция Российской Федерации предусматривает порядок участия Президента РФ в охране суверенитета, государственной целостности и независимости России, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления.

Президент выступает в качестве представителя России на территории страны и на международной арене.

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации

Инициатива выдвижения кандидатов на должность президента принадлежит группам граждан и политическим партиям. При наличии у политической партии фракции в Государственной Думе эта партия не нуждается в сборе подписей избирателей в поддержку своего кандидата.

К кандидатам на должность президента выдвигаются следующие требования:

  • во-первых, наличие российского гражданства;
  • во-вторых, стаж постоянного проживания на территории страны более 10 лет;
  • в-третьих, достижение кандидатом возраста, превышающего 35 лет.

Вновь избранный Президент обязан пройти процедуру вступления в должность в день истечения полномочий действующего Президента. Такая процедура именуется инаугурацией.

Характеристика компетенции российского Президента

В сферу компетенции российского Президента входит перечень полномочий высшего должностного лица государства в отношении вопросов общественной и государственной жизни, закрепленных за Президентом в Конституции.

К числу полномочий российского Президента относятся:

  • во-первых, формирование органов исполнительной власти и управление ими; во-вторых, осуществление взаимодействия с законодательными и судебными органами власти федерального уровня;
  • в-третьих, обеспечение безопасности и обороноспособности страны. Президентом формируется военная доктрина, он находится в главе Совета Безопасности России, выступает в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил в военное и мирное время;
  • в-четвертых, Президент определяет внешнюю политику страны и представляет Россию в международных отношениях;
  • в-пятых, иные полномочия, к примеру, присуждение государственных наград.

Функции президента России

Президент России призван осуществлять следующие функции, предусмотренные российской Конституцией:

Читайте также: