Истоки русской культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Каждый народ вбирает в свою культуру лучшие элементы многовекового мирового наследия, генерируя творческие усилия, которые имели материальное и нематериальное воплощение.

Культура Руси

Историки написали немало работ о русской культуре домонгольского периода, которая сформировалась к 13-15-м векам, когда Русь постепенно превращалась в централизованное государство. К средневековой русской культуре можно отнести наследие 16-17-го столетий, а преобразования Петра I дали толчок для развития новой культуры нашей страны, которая имела светские черты.

Развитие русской культуры в 9-17-м столетиях

В этот период развития русского государства господствовала средневековая культура:

  • она развивалась довольно медленными темпами;
  • опиралась на народные традиции;
  • ее главная идеология – религиозное мировоззрение;
  • в это время накапливались знания, которые нельзя было подтвердить с научной точки зрения.

Страны Западной Европы имели много своих культурных отличий, некоторые из которых хорошо прижились на Руси благодаря общим христианским ценностям населявших их народов.

Древнерусские книги

Благодаря реставраторам удалось возродить некоторые яркие образцы русского культурного наследия. Можно сказать, что благодаря усилиям выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря мы сегодня можем наслаждаться иконами, написанными Андреем Рублевым. В 20-м столетии он снял с их поверхности олифу и более поздние наслоения.

Истоки русской культуры

Русская культура вобрала в себя некоторые народные традиции, которые сформировали восточнославянские племена и степные кочевники. Кроме того, на нее сильно повлияла Византия, которая поспособствовала принятию христианства жителями Руси. Империя познакомила их с богатейшим античным наследием.

Вторая половина 12-го – начало 13-го веков стало временем, когда на развитие русской культуры сильно повлияла романская традиция, характерная для Западной Европы.

Древнерусская икона

Русская культура домонгольского периода характеризуется тремя территориальными направлениями:

  • восточное славянство;
  • Киевская Русь;
  • раздробленные земли и княжества.

Киевское государство синтезировало культуру восточных славян и византийского христианства. Этот период, по мнению исследователей, можно назвать историческим монументализмом, повлиявшим на развитие искусства. В начале 12-го века Русь была раздроблена на мелкие княжества и земли, в которых сформировалась своя культурная среда, способствовавшая возникновению местных художественных школ.

Письменность и просвещение

Еще до крещения Руси ее жители уже пользовались собственным алфавитом. Когда же христианство стало официальной религией, то в стране с удвоенной силой продолжили развиваться письменность и просвещение. В шестидесятых годах 9-го века, после путешествия братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия в греческие Салоники, где для перевода Евангелия уже использовали славянские буквы, они составили первую русскую азбуку, а чуть позже работали над созданием глаголического алфавита (глаголицы), что привело к появлению кириллицы, существующей до сих пор в немного упрощенном виде.

Кирилл и Мефодий

Церкви и монастыри того времени функционировали как просветительские центры, где русских людей учили читать и писать. В них также занимались высшими науками:

  • риторикой;
  • грамматикой;
  • богословием и т.д.

Ремесленники того времени оформляли свои изделия всевозможными надписями. Женские пряслицы были подписаны глиняными кольцами, надевающимися на веретено. Сапожники украшали колодку вырезанным на ней именем заказчика.

Литература, устное народное творчество

Остромирово Евангелие

Повесть временных лет

В былинах того времени рассказывается о героических сражениях с кочевниками и лучших тружениках Киевской Руси.

Слово о полку Игореве

Ремесло

Академик Борис Рыбаков подсчитал, что на территории трехсот городов Древней Руси существовало свыше шестидесяти профессий ремесленников. В то время западноевропейские торговцы приезжали к русским за замками, состоящими из сорока и более деталей, а также самозатачивающимися ножами, в состав которых входили три металлические пластины с самой твердой – средней. В Древней Руси было развито стеклоделие и ювелирное мастерство. Ремесленники выливали колокола. В середине 10-го века они уже производили многоцветную керамику и кирпич, обрабатывали кожу и дерево. С каждым годом совершенствовалось оружейное дело. Русские мастера изготавливали сабли, колющие мечи и кольчуги. В 12-13-м столетиях они занялись производством арбалетов.

Древнерусские ремесленники

Архитектура

В домонгольский период в Древней Руси построили свыше полутора сотен архитектурных объектов, которые можно увидеть и в наши дни. Исследователи выяснили, что до 11-го века русские не занимались монументальным каменным зодчеством. В основном они специализировались на возведении деревянных или деревянно-земляных построек.

Десятинная церковь

К первым сооружениям из камня, которые возвели греческие мастера ближе к концу 10 столетия, можно отнести 25-главый киевский храм в честь Богородицы. Это знаменитая Десятинная церковь, которая дошла до наших дней лишь в виде фундамента. Ее сожгли монголо-татары, а развалины храма накрыли собой последних защитников Киева.

В 11-м веке Ярослав Мудрый стал инициатором строительства Софийского собора, работы над которым завершились в 1037 году. Это была 13-купольная церковь. В то же время шло возведение киевских Золотых ворот. Ярослав Мудрый хотел, чтобы столица Древней Руси выглядела бы так же величественно, как и Константинополь. Новгородские и полоцкие князья по примеру Киева занялись у себя возведением Софийских соборов, а в городе Чернигов было завершено строительство Спасского собора.

Еще пятнадцать церквей из камня, известных нам и похожих на киевскую Софию, возвели в русских городах в 11-м – начале 12-го веков. Их строительство шло по византийским принципам. Для сооружения храмов использовался плоский кирпич, названный плинфоем. Все церкви по своему виду были крестово-купольными. Их восточную (алтарную) часть оборудовали выступами (апсидами) для проведения религиозного таинства во время службы.

Алтарную часть украшала невысокая перегородка, для декорирования которой ее заменили иконостасом. Западную часть храма оборудовали балконом – хорами. На религиозных службах там молились князь с родственниками и свитой. От хоров к княжескому дворцу шел переход, а к самим хорам – винтовая лестница, расположенная в башне.

Софийский собор в Киеве

Когда Киевская Русь распалась на удельные княжества, начался период создания архитектурно-художественных школ. В 12-м – начале 13-го веков на Руси занимались строительством одноглавых церквей, а вместо мозаик использовали фрески. В это время развивалась белокаменная архитектура, которая выделялась богато декорированными стенами и аркатурно-колончатым поясом, проходящим через середину сооружения.

Владимиро-Суздальская Русь представлена в наши дни:

  • соборами в Юрьеве-Польском, Суздале, Переславле-Залесском;
  • церковью Покрова на Нерли, расположенной рядом с Боголюбовым;
  • остатками дворца кн. Андрея в городе Боголюбов;
  • Дмитриевским и Успенским соборами в городе Владимир.

Живопись и скульптура

Для внутреннего убранства древнерусских церквей использовали мозаики и фрески. На них могли быть изображены дети Ярослава Мудрого, скоморохи, ряженые, охотники и т.д. С помощью мозаики на стены наносили различные узоры. В качества материалов для ее изготовления использовали смальту. В Софийском соборе можно увидеть Богоматерь Оранту, молящуюся за всех живущих на Земле людей.

Богоматерь Оранта

В 11-м веке появились первые русские иконописцы, из которых отдельно стоит выделить Георгия, Олисея и Алимпия. После разделения Руси на княжества началось образование местных художественных школ, отличительными особенностями которых были цветовая гамма и манера рисования.

С принятием христианства на Руси перестала развиваться языческая скульптура. Русские мастера стали уделять больше времени резьбе по камню и дереву, которой они украшали церкви. Святые лишь изредка изображались в виде деревянных скульптур. Православная церковь это не поддерживала.

Владимирская Богоматерь

Русская культура начала новый виток своего развития во времена существования удельных княжеств, благодаря появлению в них местных художественных школ. Именно в этот период сформировалась древнерусская народность и в данном процессе одну из главных ролей играла именно культура. Кроме того, к ее характерным ценностям можно отнести:

Истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских народов и их предков. В древнейшей истории славян принято выделять следующие исторические периоды:

1. V – III тыс. до н. э. в. – неолит и энеолит (языковые предки славян);

2. конец III – начало II тыс. до н. э. (протославяне);

3. с XV в. до н. э. – I тыс. н. э. (праславяне) [15, с. 17].

Временная отдалённость усложняет реконструкцию древнейшей истории славян. По этой причине многие концепции носят гипотетический, часто противоречивый характер. Они строятся на основе данных археологии и лингвистики.

Наиболее древними археологическими памятниками протославянской и праславянской культур на территории бывшего СССР являются Трипольская (IV – II тыс. до н. э. – с. Триполье, около г. Киева) Зарубинецкая (II в. до н. э. – II в. – территория Украина и Белоруссия), Пшеворская (I – IV вв. – территория современной Польши и Западной Украины) и Черняховская культуры (II – IV вв.).

Поселки трипольцев располагались на возвышенностях и состояли из 10 и 100 больших полуземляночных или наземных жилищ. В центре посёлка располагалась площадь. Археологи нашли множество ритуальных глиняных домов и целых родовых посёлков. Трипольцы занимались преимущественно мотыжным и пашенным земледелием, а также скотоводством. Земледелие носило экстенсивный характер, поэтому каждые 30-40 лет жители вынуждены были переселяться на другие территории.




Следует отметить, что русские – это единственный этнос, именующий себя именем прилагательным, что следует рассматривать как воплощение своей принадлежности сущему, причастности предмету высшему и самоценному по сравнению с людьми, составляющими народ. Этот высший предмет, это сущее – Русь, Русская земля. По словам Н.А. Бердяева, «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли.

Истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских народов и их предков. В древнейшей истории славян принято выделять следующие исторические периоды:

1. V – III тыс. до н. э. в. – неолит и энеолит (языковые предки славян);

2. конец III – начало II тыс. до н. э. (протославяне);

3. с XV в. до н. э. – I тыс. н. э. (праславяне) [15, с. 17].

Временная отдалённость усложняет реконструкцию древнейшей истории славян. По этой причине многие концепции носят гипотетический, часто противоречивый характер. Они строятся на основе данных археологии и лингвистики.

Наиболее древними археологическими памятниками протославянской и праславянской культур на территории бывшего СССР являются Трипольская (IV – II тыс. до н. э. – с. Триполье, около г. Киева) Зарубинецкая (II в. до н. э. – II в. – территория Украина и Белоруссия), Пшеворская (I – IV вв. – территория современной Польши и Западной Украины) и Черняховская культуры (II – IV вв.).

Поселки трипольцев располагались на возвышенностях и состояли из 10 и 100 больших полуземляночных или наземных жилищ. В центре посёлка располагалась площадь. Археологи нашли множество ритуальных глиняных домов и целых родовых посёлков. Трипольцы занимались преимущественно мотыжным и пашенным земледелием, а также скотоводством. Земледелие носило экстенсивный характер, поэтому каждые 30-40 лет жители вынуждены были переселяться на другие территории.

Следует отметить, что русские – это единственный этнос, именующий себя именем прилагательным, что следует рассматривать как воплощение своей принадлежности сущему, причастности предмету высшему и самоценному по сравнению с людьми, составляющими народ. Этот высший предмет, это сущее – Русь, Русская земля. По словам Н.А. Бердяева, «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли.

Ермакова Наталья Викторовна

Доклад об истоках русской культуры на муниципальной ученической конференции в рамках VII образовательных Рождественских чтений "Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России от князя Владимира до наших дней".

ВложениеРазмер
doklad_markovoy_mariny.docx 41.98 КБ

Предварительный просмотр:

г.о. Троицк в г. Москве

Работу выполнила ученица
11 СГ класса
Маркова Марина

Учитель Ермакова Н.В.

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Русская культура – это образ жизни русского народа, способ его мышления. Это целый мир – самобытный, богатый, многоликий – непостижимый, как загадочная русская душа и великий, как героический русский народ.
Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Задолго до принятия Киевской Русью христианства, восточные славяне возводили не только избы, но и языческие храмы-капища. Украшали их вырубленными из дерева и камня божествами – Перуном, Сварогом, Велесом. Умели мастерски изготавливать красивые украшения из бронзы и даже золота.
Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб – двуглавый орёл, взирающий на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства.
Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве - в ювелирном деле и обработке камня.
В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось в фреске и особенно в иконографии.
При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наивысшего уровня средневековой культуры. Так что ее влияние было самым благотворным. К тому же через нее Русь осваивала богатейшее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее неповторимой.

Читайте также: