Развал советского союза провозглашение украины независимым и суверенным государством кратко

Обновлено: 07.07.2024

Всеукраинский референдум (1991) — референдум на Украине, прошедший 1 декабря 1991 года в один день с первыми выборами президента Украины.

АКТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

АКТ ПРОГОЛОШЕННЯ НЕЗАЛЕЖНОСТІ УКРАЇНИ

Виходячи із смертельної небезпеки, яка нависла була над Україною в зв’язку з державним переворотом в СРСР 19 серпня 1991 року,
— продовжуючи тисячолітню традицію державотворення в Україні,
— виходячи з права на самовизначення, передбаченого Статутом ООН та іншими міжнародно-правовими документами,
— здійснюючи Декларацію про державний суверенітет України,
Верховна Рада Української Радянської Соціалістичної Республіки урочисто проголошує незалежність України та створення самостійної української держави — УКРАЇНИ. Територія України є неподільною і недоторканною. Віднині на території України мають чинність виключно Конституція і закони України. Цей акт набирає чинності з моменту його схвалення.

В голосовании приняли участие 84,18 % имеющих право голоса граждан Украины (31 891 742 человека). 28 804 071 (90,32 %) из них поддержал Акт провозглашения независимости Украины. Таким образом провозглашение независимости Украины было подтверждено всенародным голосованием.

Результаты голосования по регионам:

Интересные факты

Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,
— продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине,
— исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,
— исполняя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно
ПРОВОЗГЛАШАЕТ
НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ и создание самостоятельного украинского государства — УКРАИНЫ.
Территория Украины является неделимой и неприкосновенной.
Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украины.
Данный Акт вступает в силу со дня его одобрения.

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
24 августа 1991 года


Сегодня не обычный День Независимости. В этом году мы впервые отмечаем его без автора Акта Независимости Украины – Левка Григорьевича Лукьяненко.

Сейчас этот документ находится в музее, под стеклом на специальном подиуме. А двенадцать лет назад он почти неделю пролежал у меня дома, на книжной полке рядом с ровными рядами каких-то советских изданий.

В августе 2007 года я гостил дома у его автора. Еще до встречи с Левком Григорьевичем я знал, что этот черновик до сих пор хранится у него и во время беседы попросил хотя бы показать документ. Он охотно согласился. Принес толстенную папку, сел за стол и начал в нем что-то перебирать. Я ожидал увидеть все что угодно, но только не пожелтевшую от времени тетрадку в линейку, от которой веет школьными уроками и переменами.

У документа интересная история. Изначально Акт независимости должен был называться "Универсалом", но авторы побоялись, что коммунисты, вспомнят Универсалы Грушевского и не поддержат документ в сессионном зале. (Вверху страницы справа слово "Универсал" вычеркнут) Из этих же соображений текст провозглашения сознательно сжали до минимальных размеров - чтобы избежать длительного обсуждения членами фракции Компартии Украины.

Сам акт писали всего два часа. Надежды миллионов живших до того дня и в те дни поместились на одном листке…

После беседы я забрал тетрадку домой, чтобы отсканировать для какого-то эфира. В итге черновик почти неделю лежал у меня дома. И каждый раз, глядя на нее, мне трудно было поверить, что независимость пятидесятидвухмиллионной страны начиналась именно с этой пожелтевшей от времени тетради.

Когда Левко Григорьевич передавал его в руки, он сказал лишь одну фразу: "Будьте обережні, це має цінність".

И с каждым годом эта фраза приобретаем все больше и больше смысла. С праздником вас.

И с днем рождения Левка Лукъяненко, который по удивительному стечению обстоятельств родился в один день с независимостью – 24 августа 1928 года. Он умер в прошлом году, 7 июля 2018 года. Сегодня бы ему исполнилось 91 лет.


1 декабря 1991 года назад 90% украинцев подтвердили не референдуме стремление жить в независимой Украине.

Одна из самых больших, густонаселенных и богатых союзных республик, одна из трех славянских "республик-сестер", Украина была важнейшей частью советского политического и экономического организма. Она стала пятой республикой, отделившейся от СССР, - после Литвы и Грузии, которые сделали это еще до путча, а также Латвии и Эстонии, провозгласивших независимость во время августовских событий.
Одним из характерных проявлений перестройки на Украине стали многочисленные митинги и демонстрации. Первый массовый митинг, не санкционированный властями, прошел 13 июня 1988 года во Львове. Участники многотысячной акции выступали за демократизацию и осуждали тоталитарный режим. В качестве атрибутики они использовали национальные сине-желтые флаги.

Методы "уличной демократии" быстро обрели популярность. Только в период с 1988 по 1989 годы в республике прошли сотни разного рода манифестаций, в которых приняли участие миллионы людей. Лозунги были самыми разными – от политических и национальных до экологических (среди прочего был поднят вопрос об ответственности высших должностных лиц за утаивание последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
Параллельно шли забастовки. В июле 1989 года забастовали шахтеры Донецкой, Днепропетровской и Львовской областей, недовольные условиями труда и оплаты (забастовки в те дни проходили и на шахтах в России). Власти тогда пошли на уступки, выполнив наиболее насущные требования. Позднее забастовки возобновились. Помимо экономических требований со стороны шахтеров выдвигались и политические: бастующие требовали отставки союзного правительства, национализации имущества КПСС и перевода шахт под юрисдикцию Украины.
Со временем на митингах все чаще стали звучать лозунги, связанные с восстановлением экономической и политической независимости Украины.
Хотя к существенному ускорению процесса отделения республики от Советского Союза эти выступления не привели. В целом Украина шла, скорее, в русле процессов распада СССР, и не пыталась эти процессы форсировать (в отличие, например, от стран Балтии).
Декларацию о суверенитете (провозгласившую, в частности, право Украины на находящиеся на ее территории природные ресурсы, а также на создание собственных вооруженных сил) парламент республики принял 16 июля 1990 года – спустя примерно месяц после того, как о суверенитете объявили депутаты РСФСР. Что касается независимости, то ее Украина провозгласила лишь 24 августа 1991 года – после провала августовского путча в Москве. Для сравнения - Литва, примером которой вдохновлялись сторонники независимости Украины, объявила об отделении от СССР еще весной 1990 года.

Сторонников независимости на Украине объединило "Народное движение" ("Народний рух"). Изначально, впрочем, оно именовалось несколько иначе - "Народное движение за перестройку" ("Народний рух за перебудову"), а в качестве цели (в первом варианте своей программы) декларировало "содействие коммунистической партии" в демократизации общества. Позднее приставка "за перестройку" из названия исчезла (таким же образом от ставших ненужными ссылок на Перестройку в названии избавились "Саюдис" в Литве и Народный фронт в Белоруссии). А основной целью было объявлено восстановление независимости Украины.

Со стороны самого ЦК КПУ вскоре после съезда было сделано заявление, из которого следовало, что мешать созданию новых политических движений на Украине местная власть не будет. Выступая в 1990 году на заседании Политбюро, первый секретарь ЦК КПУ Владимир Ивашко заявил, что в ближайшее время на Украине будет создана "целая куча партий или так называемых партий". "Мы не собираемся бороться против создания партий, - утверждал он. – Мы убедились в том, что это ни к чему, кроме укрепления их авторитета, сейчас не ведет. Мы за то, чтобы их у нас было как можно больше".

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНЫ
ПРИНЯТА ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ УКРАИНСКОЙ ССР 16 ИЮЛЯ 1990 ГОДА
Верховный Совет Украинской ССР, выражая волю народа Украины, стремясь создать демократическое общество, исходя из потребностей всестороннего обеспечения прав и свобод человека,
уважая национальные права всех народов,
заботясь о полноценном политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Украины,
признавая необходимость построения правового государства, имея целью утвердить суверенитет и самоуправление народа Украины,
ПРОВОЗГЛАШАЕТ
государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях.
I. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ
Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение.
Украинская ССР осуществляет защиту и охрану национальной государственности украинского народа.
Любые насильственные действия против национальной государственности Украины со стороны политических партий, общественных организаций, других группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
II. НАРОДОВЛАСТИЕ Граждане Республики всех национальностей составляют народ Украины.
Народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике.
Полновластие народа Украины реализуется на основе Конституции Республики как непосредственно, так и через народных депутатов, избранных в Верховный и местные Советы Украинской ССР.
От имени всего народа может выступать исключительно Верховный Совет Украинской ССР. Ни одна политическая партия, общественная организация, другая группировка или отдельное лицо не могут выступать от имени всего народа Украины.
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Украинская ССР самостоятельна в решении любых вопросов своей государственной жизни.
Украинская ССР обеспечивает верховенство Конституции и законов Республики на своей территории.
Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Высший надзор за точным и одинаковым исполнением законов осуществляется Генеральным прокурором Украинской ССР, который назначается Верховным Советом Украинской ССР, ответствен перед ним и только ему подотчетен.
IV. ГРАЖДАНСТВО УКРАИНСКОЙ ССР
Украинская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Основания приобретения и утраты гражданства Украинской ССР определяются Законом Украинской ССР о гражданстве.
Всем гражданам Украинской ССР гарантируются права и свободы, которые предусмотрены Конституцией Украинской ССР и нормами международного права, признанными Украинской ССР.
Украинская ССР, обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Украинская ССР регулирует иммиграционные процессы. Украинская ССР проявляет заботу и принимает меры по охране и защите интересов граждан Украинской ССР, находящихся за пределами Республики.
V. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО Украинская ССР осуществляет верховенство на всей своей территории.
Территория Украинской ССР в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.
Украинская СССР самостоятельно определяет административно-территориальное устройство Республики и порядок образования национально-административных единиц.
VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Украинская ССР самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах.
Народ Украины имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины.
Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украинской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины, являются собственностью ее народа, материальной основой суверенитета Республики и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.
Украинская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесоюзных алмазном и валютном фондах, золотом запасе, которые созданы благодаря усилиям народа Республики.
Решение вопросов общесоюзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе между республиками - субъектами этой собственности.
Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории Украинской ССР и использовать природные ресурсы Украины согласно законам Украинской ССР.
Украинская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет, а при необходимости вводит свою денежную единицу.
Высшим кредитным учреждением Украинской ССР является национальный Банк Украины, подотчетный Верховному Совету Украинской ССР.
Предприятия, учреждения, организации и производственные единицы, расположенные на территории Украинской ССР, вносят плату за использование земли, других природных и трудовых ресурсов, отчисления от валютных поступлений, а также уплачивают налоги в местные бюджеты.
Украинская ССР обеспечивает защиту всех форм собственности.
VII. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Украинская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы на территории Республики и порядок использования природных ресурсов.
Украинская ССР имеет свою национальную комиссию радиационной защиты населения.
Украинская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности.
Украинская ССР заботится об экологической безопасности граждан, о генофонде народа, его молодого поколения.
Украинская ССР имеет право на возмещение ущерба, нанесенного экологии Украины действиями союзных органов.
VIII. КУЛЬТУРНОЕ РАЗБИТИЕ
Украинская ССР самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим на территорий Республики, право их свободного национально-культурного развития.
Украинская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение украинского народа, его исторического сознания и традиций, национально - этнографических особенностей, функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни.
Украинская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами Республики.
Национальные, культурные и исторические ценности на территории Украинской ССР являются исключительно собственностью народа Республики.
Украинская ССР имеет право на возвращение в собственность народа Украины национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за пределами Украинской ССР.
IX. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Украинская ССР имеет право на собственные Вооруженные Силы.
Украинская ССР имеет собственные внутренние войска и органы государственной безопасности, подчиненные Верховному Совету Украинской ССР.
Украинская ССР определяет порядок прохождения воинской службы гражданами Республики.
Граждане Украинской ССР проходят действительную воинскую службу, как правило, на территории Республики и не могут использоваться в военных целях за ее пределами без согласия Верховного Совета Украинской ССР.
Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия.
X. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для эффективного обеспечения национальных интересов Республики в политической, экономической, экологической, информационной, научной, технической, культурной и спортивной сферах.
Украинская ССР выступает равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению общего мира и международной безопасности, непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских структурах.
Украинская ССР признает преимущество общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права.
Отношения Украинской ССР с другими советскими республиками строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела.
Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений. Принципы Декларации о суверенитете Украины используются для заключения союзного договора.

Запорожская АЭС Maxim Gavrilyuk/Wikimedia Commons/GFDL

ТАСС-ДОСЬЕ. 6 марта 2022 года источник в одном из российских ведомств сообщил ТАСС, что на Запорожской АЭС, которая сейчас находится под контролем ВС РФ, возможно, хранилась документация по ядерной программе Украины. По его словам, Украина приступила к работе по формированию технологической основы для создания собственного ядерного оружия еще в 1994 году, сразу после подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. Активизация этой работы, по данным источника ТАСС, произошла по распоряжению экс-президента республики Петра Порошенко в 2014 году.

ТАСС подготовил материал о том, как Украина с 1990-х годов принимала на себя обязательства по отказу от ядерных вооружений и дальнейших попытках Киева изменить условия принятых обязательств.

Декларация безъядерного статуса

После распада СССР в декабре 1991 году на постсоветском пространстве возникли четыре независимых государства, обладающих ядерным потенциалом: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. При этом Украина заняла третье место в мире по количеству атомных зарядов и средствам их доставки после США и России. Кроме того, страна обладала примерно четвертью производственных мощностей ядерного оружейного комплекса СССР, сосредоточенных в основном на юго-востоке.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года было закреплено намерение "стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия".

24 октября 1991 года Верховный Совет Украины принял заявление о безъядерном статусе республики. В нем подчеркивалось, что Украина будет проводить политику, направленную на полное уничтожение ядерного оружия и компонентов его базирования, которые размещены на ее территории. Кроме того, в документе декларировалось соблюдение положения Договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1, ДСНВ-1) в части, которая касается ядерных вооружений. Украина заявила о готовности к переговорам с Белоруссией, Казахстаном, Россией об уничтожении стратегического оружия. Было также закреплено намерение присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года как безъядерная держава и заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соответствующее соглашение о гарантиях.

Договоренности в рамках СНГ

После прекращения существования СССР Россия взяла на себя выполнение международных обязательств Советского Союза, в том числе по Договору СНВ-1.

21 декабря 1991 года во время встречи в Алма-Ате (Казахстан), завершившей процесс создания СНГ, было подписано Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательства по неприменению такого вооружения. Белоруссия, Казахстан и Украина обязались передать до 1 июля 1993 года тактическое ядерное оружие на предприятия РФ для его разукомплектования под совместным контролем. Кроме того, Минск и Киев вновь заявили о готовности присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях.

30 декабря 1991 года в Минске (Белоруссия) было заключено соглашение между государствами СНГ по Стратегическим силам. Согласно документу до полной ликвидации ядерного оружия "решение о необходимости его применения принимается президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультации с главами других государств - участников Содружества". На период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, должно было перейти под контроль объединенного командования Стратегических сил с целью его разукомплектования до конца 1994 года, в том числе тактическое ядерное оружие - до 1 июля 1992 года.

Позднее, 11 апреля 1992 года, Россия и Украина подписали двустороннее соглашение о вывозе ядерных боеприпасов с территории Украины в РФ с целью их уничтожения. В мае того же года тактическое ядерное оружие было выведено в РФ.

Лиссабонский протокол

23 мая 1992 года в Лиссабоне (Португалия) США, Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали так называемый Лиссабонский протокол, согласно которому Украина, Казахстан и Белоруссия наряду с Россией и США становились участниками ДСНВ-1. Протокол содержал обязательства Белоруссии, Казахстана и Украины в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия на правах безъядерных государств. Согласно Лиссабонскому протоколу стороны должны были ратифицировать Договор о СНВ-1. Однако ратификация документа Украиной затянулась. В течение 1993 года Москва и Киев вели переговоры по урегулированию спорных вопросов, которые осложнялись условием Украины признать за ней права собственности на часть ядерных боезарядов.

Массандровские соглашения

Следующим шагом стали так называемые Массандровские соглашения, подписанные 3 сентября 1993 года в предместье Ялты по итогам переговоров президентов РФ и Украины Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Они касались в том числе вопросов утилизации ядерных боезарядов, а также порядка осуществления гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией стратегических ракетных комплексов на территориях Украины и России. Стороны договорились также вывезти ядерное оружие с Украины не позднее чем в течение 24 месяцев после ратификации последней Договора СНВ-1. Однако в процессе подписания соответствующего протокола Киев в одностороннем порядке внес в него изменения, согласно которым оставлял за собой часть ядерного вооружения. В результате российская сторона аннулировала документ.

Ратификация Договора СНВ-1

18 ноября 1993 года Верховный Совет Украины ратифицировал Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и Лиссабонский протокол. При этом постановление о ратификации сопровождалось рядом оговорок, в том числе о провозглашении собственности Украины на ядерное оружие и отклонении ст. 5 Лиссабонского протокола о присоединении Украины к ДНЯО. Кроме того, Киев обязался ликвидировать лишь 36% носителей и 42% ядерных боезарядов. Россия и США заявили, что не признают решение украинской стороны.

Компромисс был достигнут в ходе трехсторонних переговоров президентов России, США и Украины 14 января 1994 года Стороны договорились, что все атомные заряды будут вывезены в Россию, Киев получит от РФ в качестве компенсации топливо для атомных электростанций на сумму $160 млн, а стратегические боезаряды будут вывезены в Россию для их уничтожения и др. Украина получила от США около $500 млн по Программе совместного уменьшения угрозы (программа Нанна - Лугара), которая подразумевала оказание помощи странам бывшего СССР в ликвидации запасов ядерного, химического и биологического оружия.

3 февраля 1994 года парламент Украины ратифицировал ДСНВ-1 и Лиссабонский протокол. 16 ноября 1994 года был принят закон "О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года", в котором было предусмотрено, что данный документ вступает в силу после предоставления ядерными державами гарантий безопасности Украине.

Будапештский меморандум

5 декабря 1994 года на саммите Совета по обеспечению сотрудничества в Европе (СБСЕ) в Будапеште (Венгрия) США, Великобритания, Россия и Украина подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Документ известен как Будапештский меморандум. От имени Украины его подписал президент Леонид Кучма. Гарантами безопасности выступили Россия, США и Великобритания, впоследствии к ним присоединились Франция и Китай. Украина получила международные гарантии безопасности в обмен на присоединение к ДНЯО и разоружение.

Участники меморандума обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, не применять против нее силу, кроме как в целях самообороны или в соответствии с Уставом ООН, не применять по отношению к ней мер экономического принуждения, не применять ядерного оружия, оказывать помощь, если Украина "станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия". Стороны договорились консультироваться в случае возникновения ситуаций, "затрагивающих" данные обязательства. При этом в меморандуме не были прописаны обязательства подписантов в случае нарушения его пунктов.

Будапештский меморандум не проходил ратификацию, поскольку, согласно тексту документа, является "применимым с момента подписания".

Вывод и уничтожение вооружений

С марта 1994 года по июнь 1996 года с территории Украины в РФ было вывезено для дальнейшей ликвидации около 2 тыс. ядерных боеприпасов стратегических комплексов, с учетом тактического оружия - около 5 тыс. ядерных боезарядов. Взамен Украина получила ядерное топливо для атомных электростанций. Были также демонтированы 130 шахтно-пусковых установок стратегических ракет СС-19 и 46 стратегических ракет СС-24 (последняя - 30 октября 2001 года), ликвидированы 43 стратегических бомбардировщика Ту-160 и Ту-95МС.

Попытки Киева изменить условия принятых на себя обязательств

Начиная с 2014 года Украина не раз поднимала вопрос об отказе от безъядерного статуса. После присоединения Крыма к РФ официальный Киев обвинил Москву в нарушении положений Будапештского меморандума. В свою очередь Россия отвергла подобные обвинения.

Особенно острая дискуссия развернулась в конце 2021 года - начале 2022 года, после обострения отношений Киева и Москвы. Так, в октябре 2021 года заместитель постоянного представителя Украины при ООН Юрий Витренко сообщил, что его страна хочет заменить Будапештский меморандум иным международным договором, который обеспечит ей "прямые и надежные гарантии мира и безопасности". 18 декабря того же года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов выразил мнение, что Украина должна получить компенсацию в виде оборонительного вооружения за переданный России в 1990-е годы ядерный арсенал.

10 февраля 2022 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров после встречи в Москве с британской коллегой Лиз Трасс напомнил, что Будапештский меморандум сопровождался декларацией, где требовалось от всех участников не допускать каких-либо нарушений принципов ОБСЕ, включая принцип уважения прав национальных меньшинств. Однако Украина этот документ полностью проигнорировала. По словам министра, никто не может обязать Россию признать антиконституционный государственный переворот в феврале 2014 года на Украине, дискриминацию русскоязычного населения и представителей других национальных меньшинств.

15 февраля бывшие президенты Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко обратились к подписантам Будапештского меморандума с призывом "помочь тем, кто вам когда-то поверил". В заявлении, размещенном в социальной сети Facebook, бывшие лидеры Украины отметили, что если их страна сейчас "проиграет", то "никаких Будапештских меморандумов больше не будет".

19 февраля президент Украины Владимир Зеленский, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что поручил украинскому МИД созвать саммит стран - участниц Будапештского меморандума. В случае, если он не состоится или Украина не получит гарантии безопасности, меморандум будет признан Киевом недействительным. Выход из Будапештского меморандума де-факто повлечет за собой отказ страны от безъядерного статуса и, как следствие, возможность производства ядерного вооружения.

21 февраля Россия по просьбе лидеров Донецкой и Луганской народных республик признала независимость ДНР и ЛНР. 22 февраля МИД Украины потребовал немедленно провести консультации высокого уровня стран - участников Будапештского меморандума "относительно неотложных действий по снижению напряженности и [обеспечения] безопасности Украины". В МИД добавили, что с учетом итогов консультаций "Украина будет определяться относительно дальнейших мер по обеспечению собственной безопасности в соответствии с ее национальными интересами в условиях противодействия российской агрессии, норм международного права и национального законодательства".

22 февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва "услышала" заявления о намерениях Украины вновь получить ядерное оружие. По словам президента, появление даже тактического ядерного оружия у Украины означает стратегическую угрозу для России. Говоря о средствах доставки ядерного оружия, Путин напомнил, что у Украины есть старые ракеты советского производства "Точка-У" дальностью порядка 110 километров, и, кроме того, в стране сохранились предприятия, обладающие необходимой компетенцией для модернизации таких вооружений. Киеву, по его словам, "не хватает только системы обогащения урана, но это вопрос техники".

24 февраля МАГАТЭ, комментируя вопрос о возможности получения Украиной ядерного оружия, сообщило, что не обнаружило в ходе проверок на Украине признаков использования ядерных материалов в военных целях. Как отметили в МАГАТЭ, у страны есть соглашение о всеобъемлющих гарантиях с агентством, а в 2006 году был заключен дополнительный протокол. Такие гарантии позволяют вести контроль за ядерными материалами в целях не перенаправления их с мирной программы на создание ядерного оружия.

Ситуация с ядерными объектами Украины после начала спецоперации РФ

24 февраля 2022 года, после обострения эскалации в Донбассе и просьбе о помощи со стороны ДНР и ЛНР, Россия начала специальную военную операцию на Украине. Ее цель, по словам президента РФ Владимира Путина, состоит в демилитаризации и денацификации страны, в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий.

Вечером в тот же день Украина уведомила МАГАТЭ, что "неизвестные вооруженные силы" взяли под контроль Чернобыльскую АЭС, станция не получила повреждений. 25 февраля постпред России при ООН Василий Небензя сообщил, что станция взята под контроль подразделениями Воздушно-десантных войск РФ. С военнослужащими отдельного батальона охраны АЭС Украины достигнута договоренность о совместном обеспечении безопасности энергоблоков и саркофага атомной электростанции. Такие действия, по словам Небензи, предприняты для недопущения появления у Украины "грязной бомбы". Генеральный директор агентства Рафаэль Гросси призвал к максимальной сдержанности во избежание любых действий, которые могут поставить под угрозу ядерные объекты Украины.

27 февраля Украина уведомила МАГАТЭ о попадании ракет в объект захоронения радиоактивных отходов в Киеве, при этом о повреждении здания или каких-либо признаках радиоактивного выброса не поступало.

28 февраля Минобороны РФ заявило, что российскими военнослужащими полностью охраняется и контролируется территория вокруг Запорожской атомной электростанции (Энергодар). Персонал АЭС, которая является крупнейшей в Европе, продолжает работу по обслуживанию объектов и контролю радиоактивной обстановки в штатном режиме, уровень радиации вокруг АЭС соответствует норме. В ночь на 4 марта на территории близ станции возник пожар: возгорание произошло в здании учебно-тренировочного корпуса. Украинский регулятор проинформировал МАГАТЭ о том, что уровень радиации на АЭС не изменился, пожар не затронул основное оборудование. Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков подтвердил, что радиоактивный фон в районе Запорожской АЭС остается в норме, персонал станции продолжает работать в штатном режиме. При этом Игорь Конашенков сообщил о попытке провокации, предпринятой в зоне, прилегающей к АЭС, украинской диверсионной группой. По его словам, для провоцирования ответного огня из окон здания учебно-тренировочного комплекса по военнослужащим Росгвардии был открыт шквальный огонь. После того, как российский патруль подавил огневые точки диверсантов, они, покидая здание, совершили поджог учебно-тренировочного корпуса. 4 марта гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси также заявил, что выброса радиации на Запорожской АЭС не зафиксировано.

Совет управляющих МАГАТЭ 3 марта принял резолюцию, в которой потребовал прекратить действия РФ против украинских ядерных объектов. Постпред РФ при МАГАТЭ и других международных организациях в Вене Михаил Ульянов не согласился с резолюцией, назвав ее ошибочной. В свою очередь официальный представитель МИД РФ Мария Захарова обратила внимание, что в отличие от неонацистских батальонов, которые намеренно уничтожают и выводят из строя объекты критически важной инфраструктуры, российские военные делают все возможное для обеспечения безопасности таких объектов, как Чернобыльская и Запорожская АЭС.

Как формировалась история независимой Украины?

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

После нескольких месяцев наращивания войск и безуспешных дипломатических усилий США и их европейских союзников по предотвращению конфликта российские войска начали полномасштабное наступление на Украину.

После аннексии Крыма в 2014 году многие украинцы отвернулись от политики России и обратились к Западу, а в обществе растет поддержка вступления в западные альянсы, НАТО и Европейский союз.

1990-е: как Украина становилась независимой

1989-1990 годы

Антикоммунистические протесты охватывают Центральную и Восточную Европу, начиная с Польши и распространяясь по всему советскому блоку. В Украине в январе 1990 года более 400 тыс. человек вышли в северо-центральную часть Украины. Многие держали в руках сине-желтый украинский флаг, запрещенный при советской власти.

16 июля 1990 год

Новый украинский парламент голосует за провозглашение независимости от Советского Союза. Власти отзывают украинских солдат из других частей СССР и голосуют за закрытие Чернобыльской АЭС на севере Украины. Референдум о сохранении СССР: голосование в Украине.

1991 год

После неудавшегося переворота в Москве украинский парламент 24 августа во второй раз провозглашает независимость. В декабре украинцы голосуют за то, чтобы получить независимость. В 26 декабря того же года Советский Союз официально распадается.

1992 год

Поскольку союзники по НАТО впервые рассматривают возможность добавления членов из Центральной и Восточной Европы, Украина официально устанавливает отношения с альянсом, хотя и не присоединяется к нему. Генеральный секретарь НАТО посещает Киев, а президент Украины Леонид Кравчук посещает штаб-квартиру НАТО в Брюсселе.

Декабрь 1994 год

1994-2004 год

За 10 лет пребывания Леонида Кучмы на президентства Украина осуществляет переход из советской республики в капиталистическое общество, приватизируя предприятия и работая над улучшением международной экономической ситуации. Но в 2000 году президентство Кучмы вызвало громкий скандал из-за аудиозаписей, где он приказал убить журналиста. Однако это не помешало ему оставаться у власти еще четыре года.

2000-е: что происходит между Западом и Россией

2004 год

На выборах президента правящаяя партия Кучмы, под руководством избранного им преемника Виктора Януковича и поддержанная Президентом России Владимиром Путиным, противостоит продемократическому оппозиционному лидеру Виктору Ющенко.

январь 2005 год

Ющенко вступает в должность президента, а Юлия Тимошенко становится премьер-министром.

2008 год

Январь 2009 год

Первого января Газпром внезапно прекращает подачу природного газа в Украину после нескольких месяцев политически напряженных переговоров о ценах на газ. Поскольку страны Восточной и Центральной Европы полагаются на трубопроводы через Украину для импорта газа из России, газовый кризис быстро распространяется за пределы Украины. Под международным давлением Тимошенко ведет переговоры с Путиным о новом соглашении, и 20 января поставки газа возобновляются. Сегодня большая часть Европы по-прежнему зависит от российского газа.

2010 год

2011 год

2014: как произошла аннексия Крыма

С ноября 2013 года по февраль 2014 год

Протестующие начинают разбивать лагерь на киевском Майдане и занимают правительственные здания. К концу февраля в результате столкновений между полицией и демонстрантами погибло более 100 человек. В преддверии запланированного на 22 февраля голосования по импичменту Янукович бежит в Россию.

Украинский парламент единогласно голосует за смещение Януковича и создание временного правительства, которое объявляет о подписании соглашения с ЕС и голосует за освобождение Тимошенко из тюрьмы. Новое правительство обвиняет Януковича в массовых убийствах протестующих на Майдане и выдает ордер на его арест. Россия заявляет, что смена правительства Украины является незаконным переворотом. Практически сразу на блокпостах и ​​объектах на Крымском полуострове появляются вооруженные люди. Путин сначала отрицает, что это были российские солдаты, но позже признает это.

Март 2014 год

Пока российские войска контролируют полуостров, крымский парламент голосует за отделение от Украины и присоединение к России. Затем следует публичный референдум, на котором 97% избирателей выступают за отделение, хотя его результаты оспариваются международным сообществом. Путин 18 марта заявляет в парламенте, что завершает присоединение Крыма к России.

В историю эти события вошли как единственный случай со времен Второй мировой войны, когда европейское государство использовало военную силу для захвата территории другой страны.

Апрель 2014 год

Когда на восточной границе Украины собралось около 40 тыс. российских военнослужащих, в восточноукраинском регионе Донбасса вспыхивает насилие, которое продолжается и по сей день. Поддерживаемые Россией сепаратистские силы штурмуют правительственные здания в двух восточных областях — Донецкой и Луганской.

Они провозглашают независимость от Украины как Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика, хотя остаются международно признанными как часть Украины. Россия отрицает, что ее войска находятся на территории Украины, но украинские официальные лица настаивают на обратном.

Май 2014 год

Президентом Украины избран Петр Порошенко, бывший министр правительства и глава Совета Национального банка Украины. Он продвигает реформы, в том числе меры по борьбе с коррупцией и уменьшению зависимости Украины от России в энергетической и финансовой сферах.

5 сентября 2014 год

Представители России, Украины, Франции и Германии встречаются в Беларуси, чтобы попытаться договориться о прекращении конфликта на Донбассе. Они подписывают первое Минское соглашение между Украиной и Россией о прекращении насилия в рамках перемирия. Перемирие вскоре нарушается, и боевые действия продолжаются в новом году.

2015-2020 годы: как обострились отношения США, России и Украины

Февраль 2015 год

Минская группа снова встречается в Беларуси, чтобы подписать соглашение о прекращении боевых действий на востоке Украины. Однако столкновения не прекращались: с 2014 года по сегодняшний день более 14 тыс. человек были убиты, десятки тысяч ранены и более миллиона перемещены. В совокупности аннексия Крыма и насилие со стороны России, подтолкнуло на востоке Украины подумать о вступлении в НАТО и ЕС.

2016 и 2017 годы

Пока продолжались боевые действия на Донбассе, Россия неоднократно осуществляла удары по Украине в виде серии кибератак, включая атаку на киевскую электросеть в 2016 году, которая привела к серьезным перебоям.

В 2017 году крупномасштабная атака затронула ключевые объекты украинской инфраструктуры в том числе Национальный банк Украины и электросеть страны. (Кибератаки из России продолжаются до сих пор — последняя крупная атака была направлена ​​на правительственные веб-сайты в январе 2022 года.

2019 год

В апреле Владимир Зеленский избирается президентом. Во время своей кампании Зеленский пообещал заключить мир с Россией и положить конец войне на Донбассе. Его попытки решить проблему с насилием замедляются из-за президента США Дональда Трампа, который ненадолго блокирует военную помощь США Украине и предлагает Зеленскому вместо этого работать с Путиным над урегулированием кризиса. В телефонном разговоре с Трампом в июле 2019 года Зеленский просит посетить Белый дом, чтобы встретиться с Трампом по поводу поддержки США усилий Украины по вытеснению России.

2021: почему кризис обостряется

Апрель 2021 года

Согласно официальным данным, Россия отправляет около 100 тыс. военнослужащих к границам Украины для проведения военных учений. Хотя мало кто из аналитиков считает, что вторжение неизбежно. Зеленский призывает руководство НАТО установить сроки вступления Украины в НАТО. Позже в том же месяце Россия заявляет, что выведет войска, но остаются десятки тысяч людей.

Август 2021 года

Ноябрь 2021 года

Декабрь 2021 года

Путин выдвигает ряд спорных требований по вопросам безопасности. Среди них он просит НАТО исключить возможное членство Украины в организации и вывести войска, дислоцированные в странах, присоединившихся к альянсу после 1997 года, включая Румынию и балканские страны. Путин также требует письменного ответа от США и НАТО.

2022: что привело к войне

Январь 2022 года

Лидеры и дипломаты США, России и европейских стран неоднократно встречаются, для предотвращения кризиса. В начале января заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сообщил официальным лицам США, что Россия не планирует вторгаться в Украину. Государственный департамент приказывает семьям сотрудников посольства покинуть Украину 23 января.

На следующий день НАТО переводит войска в боеготовность, в том числе США приводят 8500 военнослужащих в повышенную готовность к развертыванию в Восточной Европе. Представители США и НАТО представили свои письменные ответы на требования Путина 26 января. В своих ответах официальные лица говорят, что не могут запретить Украине вступить в НАТО, но сигнализируют о готовности вести переговоры по более мелким вопросам, таким как контроль над вооружениями.

Февраль 2022 года

Владимир Зеленский заявил, что Украина осталась одна и мировые лидеры наблюдают издалека, несмотря на то, что ряд стран выдвинули санкции против России. Минздрав Украины сообщил, что в результате военных действий погибли 137 украинцев, более 300 ранены.

Генеральный секретарь ООН на заседании Совета безопасности ООН Антониу Гутерриш призвал Владимира Путина прекратить войну против Украины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственная итоговая аттестация в XI классах по истории проводится в устной форме по билетам. Каждый из 25 билетов состоит из 3-х вопросов.

20.3. Распад СССР и провозглашение независимости Украины

16 июля 1990 г. - принята Декларация о государственном суверенитете Украины

Неудачная попытка государственного переворота 19-21 августа 1991 г. в Москве ускорила распад СССР. Сразу 8 республик провозгласили свой государственный суверенитет

24 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета УССР утвердила Акт провозглашения независимости Украины

Референдум 1 декабря 1991 г. и выборы Президента Украины

Президентом страны стал Л. Кравчук

7 декабря 1991 г. происходит встреча лидеров Белоруссии (С. Шушкевич), России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) на правительственной даче в Беловежской пуще

8 декабря 1991 г. – официальная констатация распада СССР, подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)

Читайте также: