Братья аксаковы славянофилы кратко

Обновлено: 03.07.2024

Иван Сергеевич Аксаков Родился 26 сентября [8 октября] 1823, Оренбургская губерния, Дата смерти 27 января [8 февраля] 1886, Москва — русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.

Биография
Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с. Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Младший сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Семёновны, урождённой Заплатиной, младший брат писателя Константина Аксакова. По четвёртому году, вместе со всей семьёй, переехал в Москву. О первоначальном обучении И. С. Аксакова осталось мало сведений: известно только, что к поступлению в учебное заведение его готовили дома, известно также, что с 10-летнего возраста он уже читал газеты, внимательно следил за политическими событиями в Европе, и в нём, таким образом, с детства сказывался будущий писатель-публицист.

Весной 1885 года, утомлённый душевно и физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он и умер 8 февраля (27 января по старому стилю) 1886 года в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

Сочинения И. С. Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.

Аксаков

10 апреля 1817 года родился Константин Сергеевич Аксаков (умер 19 декабря 1860) — яркий публицист, издатель, поэт, политический мыслитель, пропагандист и идеолог славянофильства. Вслед за своим братом Иваном К.С.Аксаков развивал и горячо отстаивал идеи самобытности России и славянского единства, бесстрашно, порой безапелляционно бичуя ошибки правительства. Оценки его деятельности как современниками, так и историками необычайно разнообразны, даже полярно противоположны. Чем вызвано такое восприятие — только ли не утихающим мировоззренческим спором западников и почвенников? Разнородность мнений говорит и о незавершенности изучения фигуры Константина Аксакова, к которой каждое новое поколение читателей подходит по-своему, находя в ней нечто важное и злободневное для себя.

Говоря о Константине Сергеевиче Аксакове, невозможно не упомянуть о его семье. Род Аксаковых в лице его ярких представителей Сергея Тимофеевича, Константина Сергеевича и Ивана Сергеевича внёс значительный вклад в культурную жизнь России XIX века, а также в развитие направления отечественной философской и общественно-политической мысли. Это направление получило название славянофильства, акцентирующего внимание на особой миссии России и русского народа.

Рассказывать отдельно только об К.С.Аксакове, не касаясь его великих отца и брата, невозможно, поскольку их творчество и деятельность взаимосвязаны.

Поэтому наша статья об этих удивительных представителях рода Аксаковых.

Имена братьев Константина и Ивана Аксаковых — поэтов и историков, публицистов и общественных деятелей, идеологов и пропагандистов славянофильства — известны сегодня в большей степени образованному человеку. Они более пятидесяти лет оказывали существенное воздействие на идейно-политическую жизнь русского общества в XIX веке: сначала Константин, будораживший московских интеллектуалов пьесами, статьями и поступками, отстаивавших своеобразие и самобытность России, а затем и Иван, энергично и безапелляционно бичевавший в своих изданиях ошибки внутренней и внешней политики правительства.

По своей сути — это уникальное явление, как дети достойно продолжали дело своего отца, С.Т. Аксакова, уникальное и в том, что они все вместе являли собой во многом образец семьи.

Семья Аксаковых принадлежала к тем дворянским семьям из интеллигенции, где детям милее звона шпор был шелест страниц, сливавшийся с шелестом природы, где чтение было самым главным приключением, а писать стихи, хотя бы в юности, так же естественно, как читать стихи других поэтов.

Аксаков Иван Сергеевич (1823 —1886) , публицист, общественный деятель, поэт, один из лидеров славянофилов. Окончил Училище правоведения, состоял на государственной службе, но после преследований за литературно-философские убеждения подал в отставку. С начала 1860-х годов — ведущий славянофильский публицист. В 1870-х годах возглавлял Московский славянский благотворительный комитет. В последние годы жизни стоял на позиции монархизма и шовинизма.

А теперь более подробно о них и их творчестве.

Потомки древнего рода, они ведут своё начало от знатного варяга Шимона (в крещении — Симона) Африкановича. Варяг Шимон-Симон был потомком норвежского короля Гакона Слепого.

Это — Запад. А с Востока у Сергея Тимофеевича была бабушка — пленная турчанка, жена суворовского офицера, да и фамилия оттуда же: оксак по-татарски — хромой.

Стоит немного пояснить, кто такие славянофилы и западники, какие взгляды они отстаивали.

В 1840-х годах в России широкое развитие получили эти либеральные идейные течения. В число наиболее активных западников входили В.П. Боткин, И.С. Тургенев, В.М. Майков, А.И. Гончаров, В.Г. Белинский, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и другие представители дворянской интеллигенции.

В принципиальном споре (славянофилы) им противостояли братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья Аксаковы и др.

Славянофилы, отвергая либеральную Россию, считали, что Европа и весь западный мир также изжили себя и не имеют будущего и поэтому не могут являться примером для подражания. Славянофилы горячо отстаивали самобытность России. Важнейшей ценностью русского государства многие славянофилы считали православную религию. Они утверждали, что у русского народа ещё со времен Московского государства сложилось особое отношение к власти, которое позволяло России долгое время жить без революционных потрясений и переворотов. По их мнению страна должна обладать силой общественного мнения и совещательным голосом, но принимать окончательные решения имеет право только монарх.

В конце XIX — начале XX века эти два течения прошли сложную эволюцию и трансформировались в направления и политические течения, в том числе и в современной России.

Спор между западниками и славянофилами открыто продолжался вплоть до Октябрьской революции 1917 года, хотя редкие и своеобразные его отголоски можно было наблюдать даже в советские времена. И сегодня, в новой, демократической России дискуссия между новыми поколениями тех, кто настаивает на интеграции с Западом и теми, кто видит особый путь для России, не только не ослабевает, но и разгорается с новой силой. Каков был безоглядный путь на Запад, мы ощутили особо остро после развала СССР.

Но наибольшую известность Константин Аксаков получил как историк и мыслитель, внёсший солидный вклад в развитие отечественной историософской мысли.

Ивану Сергеевичу, как и отцу, выпала долгая жизнь. Человек он был необычайно деятельный. Правовед по образованию, в мрачном 1848 году (февральская французская революция — наше прим.) Аксаков стал чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел и тут же выхлопотал себе командировку в Бесссарабию — по делам раскольников, а затем в Ярославль — для ревизии городского управления, введения единоверия и изучения секты бегунов.

В марте 1849 года был арестован Юрий Самарин. Аксаков горячо возмущался арестом, о чём написал родным и друзьям. Перлюстраторы не дремали — за несвоевременные мысли в кутузку попал и Иван Сергеевич.

Правда, содержался он в палатах III отделения и, по вежливому приглашению Дубельта, написал записку царю. Николай ознакомился весьма внимательно и наказал шефу жандармов Орлову:

Благословив, выпустили, но Аксаков продолжал оставаться неугодным человеком. В 1852 году он вышел в отставку (в 29 лет) и окончательно посвятил себя журналистике.

Особенно заметно это стало в годы балканских кампаний. Тогда-то и проявился талант Ивана Сергеевича — публициста и оратора. Дошло до того, что его кандидатуру даже предложили на болгарский престол.

Достоевский писал Аксакову:

Похороны Ивана Сергеевича стали событием общественным — он удостоился чести быть похороненным в Троице-Сергиевой лавре, что выпадало мало кому из мирских деятелей.

Помимо того, что все Аксаковы были особенным явлением в общественной жизни того времени, при этом невозможно рассматривать каждого из древнего рода Аксаковых отдельно друг от друга, поскольку помимо определённой линии в творчестве и политических взглядах (славянофильство), их объединяло понятие — семейный дом, семейные ценности, что значительно их отличает от многих других писателей и политиков.

В русской культуре были люди, которые понимали значение семьи, домашнего очага и неплохо формулировали свои мысли.

На пересечении Нового Арбата и Поварской есть небольшой храм. Он притулился у подножья бетонной высотки, и этот вид с советских времен украшает туристические открытки. Но чем памятен этот храм для русской культуры?

Именно здесь началась история семейства Аксаковых — в храме преподобного Симеона Столпника 2 июня 1816 года обвенчались 25-летний сын оренбургского помещика коллежский секретарь Сергей Аксаков и 23-летняя дочь отставного суворовского генерал-майора Ольга Заплатина, откуда и пошёл род всех Аксаковых: Сергей, Ольга, их дети Иван, Константин, Вера, Григорий, Ольга, Михаил, Надежда, Любовь, Анна, Мария, София.

Любили друг друга и свой дом. Без пафоса любили свой народ, трезво понимая все его слабости. Любили, как Сергей Тимофеевич, — наивно и хлопотливо. Любили, как старший сын Константин, — слепо, горячо, по-детски. И как Иван — требовательно, без иллюзий. По-хозяйски — как Григорий. Жертвенно — как Вера, которая писала в дневнике:

И люди в большинстве своём отвечали Аксаковым добром. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Что-то загадочное было в этом. Ведь в жизни Аксаковых не происходило ничего героического. Многодетность сама по себе не почиталась за подвиг. Мемуары же Сергея Тимофеевича, философские статьи Константина, стихи и публицистика Ивана были известны лишь небольшому кругу образованной публики. Через несколько дней после смерти С. Т. Аксакова одна из московских газет написала:

Вот уже полтора века русскому читателю всё как-то не до Аксакова. Он кажется слишком понятным, чтобы в него вчитываться. А с точки зрения сегодняшнего обывателя идеалы Аксакова выглядят ущербными: где тут место амбициям, успеху, богатству, славе? И что это за счастье — жить в семейной тиши?

Главное, что за минувшие полтора века потеряла российская семья — статус домашнего очага, неприступность последней крепости. В крепость, пусть и самую маленькую и неказистую, не принято вламываться в грязных сапожищах, с пошлыми прибаутками и руганью. А у нас через электронные СМИ блуд и брань без всяких помех со стороны государства вламываются в каждую семью и корежат её изнутри. В результате краеугольные понятия — любовь, семья, муж, жена — опустели для многих, стали в лучшем случае плоскими юридическими терминами, за которыми нет ничего святого. Сокровенные тихие слова затасканы крикливыми таблоидами до неузнаваемости.

«Я сразу полюбил всех трёх Аксаковых —
наивных, мудрых дедушек моих,
и я с такою радостью раскапывал
то строчечку, то сразу целый стих.
Во мне так много мной неразглашаемого —
и потому всё чаще я молчу,
и улучшателем неулучшаемого
я больше быть на свете не хочу.
Как западням, не верю злобным заповедям,
что русским враг, кто кровию не чист,
ведь был таким славянофилом-западником
один афрокурчавый лицеист.
Чего ещё хотите вы, чего ещё?
Я соблюдаю тайны, этикет.
Но что-то есть во мне и от чудовища,
да в ком из нас чудовищ этих нет!
И так вот я живу, большой и маленький,
и возрасту, и веку вопреки.
Но мне поможет лишь цветочек аленький
из тёплой, в жилках дышащих, руки. (Евгений Евтушенко).


Юность Ивана Аксакова прошла в Петербурге, в Училище правоведения, где готовили специалистов гражданского управления. Окончив курс в 1842 году, после 4 лет напряжённой учёбы, он поступил на службу в московский департамент Сената. Впрочем, здесь его служба продолжалась недолго, так как Аксаков попросил перевести его в провинцию. Несколько лет он прослужил в Калужской, а затем и в Астраханской судебных палатах. Негативные впечатления от этой работы и горестные воспоминания о дореформенном суде остались у него на всю жизнь.

Кроме этого, Аксаков активно выступал как сторонник политической и культурной независимости славянских народов. Эта активность выражалась в участии и создании им различных славянских благотворительных комитетов. Однако в конце 70-х годов все они были закрыты, а самого публициста выслали из Москвы, после чего он поселился в имении своей жены А.Ф. Тютчевой в селе Варварино Владимирской губернии. Причиной такого решения властей стало яркое и эмоциональное выступление Аксакова по поводу мирного договора 1878 года, фактически отрицающего все плоды победы России в русско-турецкой войне 1877-78 гг.

В 1882 министр внутренних дел граф Н. Игнатьев под влиянием Аксакова попытался созвать Земской Собор, приурочив его к коронации императора Александра III. Однако это начинание было приостановлено К.П. Победоносцевым. Таким образом, Аксакову так и не удалось претворить в жизнь ни один из своих многочисленных проектов, несмотря на заслуженный авторитет и влияние в России. Однако к мнению Ивана Сергеевича стал прислушиваться новый император Александр III. Именно в его правление было издано единственное семитомное издание сочинений Аксакова. Оно увидело свет в год его смерти.

Как известно, Аксаков был во многом продолжателем и распространителем идей Федора Тютчева, на дочери которого Иван Сергеевич был женат. И он, вслед за поэтом – мыслителем продолжил резкую критику западной цивилизации, защищая интересы России и славянства (особенно южного и восточного) во внешней и внутренней политике, считая важным и привлечение западных славян к идее православия.

Славянофил и гегельянец: как жил и о чём писал Константин Аксаков

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Константина Сергеевича Аксакова — философа и историка, публициста и поэта, лингвиста и драматурга. Он родился 10 апреля (29 марта по старому стилю) 1817 года в Оренбургской губернии, там же провёл детство, умер в Греции, но его жизнь была неразрывно связана с Москвой.

Краткая биография

По словам родных и друзей, Константин Аксаков отличался крепким здоровьем, но его сломила смерть отца, к которому он был очень привязан. Историк умер от чахотки 19 декабря 1860 года, всего на полтора года пережив Сергея Аксакова.

Константин Аксаков. Музей Москвы

Московские адреса Аксакова

Аксаковы перебрались в Москву в 1826 году, и Константин всей душой полюбил этот город. Биографы приводят всего два случая, когда он покидал Москву надолго. В 1838 году юноша провёл пять месяцев в Германии и Швейцарии — эта была дань уважения немецкой культуре, к которой он приобщился во время учёбы в университете. Он детально изучал философию Гегеля, переводил немецких поэтов, в первую очередь Гёте и Шиллера. Вторая заграничная поездка стала для Аксакова последней: в 1859 году, заболев чахоткой, он по совету врачей отправился на Адриатику и умер на греческом острове Занте (Закинф) [6].

Константин Аксаков был приверженцем идеализма в философии, практические аспекты были ему чужды и в повседневности. Кроме того, он был горячо, как ребёнок, привязан к родителям, поэтому всё время жил с ними. Обычно семья проводила лето в Абрамцеве, а на зиму снимала квартиру в центре Москвы — большинство адресов тяготеют к Арбату.

Дом Аксакова на улице Мясковского. Автор М. Сорокин. Москва. 19 апреля 1986 года

В 1848–1849 годах семейное гнездо располагалось в Сивцеве Вражке (дом 30). Уютный дом в глубине сада посещали историки и философы, писатели и поэты, актёры и музыканты. Среди гостей были Иван Тургенев, Пётр Вяземский, Михаил Загоскин, Михаил Погодин, Алексей Хомяков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов и Виссарион Белинский [1]. Своё сорокалетие здесь отметил Николай Гоголь [4]. В 1984 году по этому адресу открылся Дом-музей Аксаковых.

Одно из строений дома 30 в переулке Сивцев Вражек. Автор Ю. Петров. Москва. Июль 1978 года

Не сохранился дом в Малом Лёвшинском переулке, где Аксаковы жили зимой 1855/1856 года. В нём сложился литературный салон, завсегдатаями которого были писатели Лев Толстой, Иван Тургенев и Тарас Шевченко, историк Сергей Соловьёв и декабрист Сергей Волконский [1].

Москва в творчестве Аксакова

Константин Аксаков живо интересовался отечественной историей, историей и теорией русского языка, увлекался философией, особенно учением Гегеля. Рано оформившийся литературный талант (первые стихи и рассказы он написал в 12–13 лет) был подкреплён отличным образованием и собственными исследованиями. Благодаря этому Аксаков свободно чувствовал себя в разных жанрах: он писал лирические и гражданские стихи, прозаические и поэтические переводы, статьи и трактаты по истории и лингвистике, литературные рецензии, трагические драмы и сатирические пьесы, публицистику по актуальным политическим вопросам…

Его обширное литературное наследие по большей части осталось разбросано по журнальным и газетным публикациям. Иван Сергеевич Аксаков, тоже литератор, пытался издать полное собрание сочинений брата, но проект растянулся на 20 лет и так и не был закончен. В 1861 году опубликован первый том с историческими статьями; второй и третий тома, вышедшие в 1875 и 1880 годах, объединили филологические исследования Константина Аксакова [2].

Искренняя любовь Аксакова к Москве проявляется и в его лирике. В некоторых произведениях, например в акростихе 1840-х годов, поэт очень прямо выражает свои чувства:

Мои мечты и силы молодые
Одной тебе я отдал, посвятя;
Судьбой своей чудесной в дни былые
Как сильно ты тревожила дитя!
Всю жизнь свою останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной красотою [6].

Это противопоставление фактически является иллюстрацией одной из главных идей славянофилов: у России есть свой путь, с которого её заставил свернуть Пётр I, насильно переиначивая страну по западным образцам. Исходя из этих предпосылок, Аксаков делает следующие выводы:

Современники отнеслись к этим словам Аксакова примерно так же, как и к его зипуну и мурмолке. Лишь через 60 лет желание философа в некотором смысле сбылось: Москва вновь стала столицей, а Россия опять начала искать собственный путь.

Читайте также: