Языковая классификация этносов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретной представление об этническом родстве народов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных мировых этнических обзорах народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности.

Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди говорят на одном языке, зато есть страны, где существует более сотни языков.

В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределами территории своего происхождения. Среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на одном языке могут говорить и народы разного происхождения. Поэтому языковая принадлежность и этническое происхождение – явление неодинаковое. Однако исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимой для идентификации этносов и этнических общностей.

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

Исследование лингвистов в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур, и соответственно, народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды: говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Родство языков может означать и родство по происхождению, но некоторые лингвисты полагают, что за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможность использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Язык – явление общественное и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также заимствованиям из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обязательно свидетельствует об их родстве. Таким образом, языки проходят столь же сложный путь исторического развития, как и этнические общности. И так этносы, и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорят о родстве и единстве происхождения этих народов. Также объединение языков в одну финно-угорскую группу свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

В то же время есть языки, не причисленные ни к какой группе или семье: баскский, кетский, нивский, айнский и др.

Сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийский, картвельский, индоевропейский, дравидийский, уральской, алтайкой. Также есть серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с речью народов Южной Индии.

В самое последнее время появилась гипотеза, согласно которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и образуют вместе с сино-тибетским языками надсемью того же уровня, что и ностратическая.

Но есть еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.

Конечно, разные языки очень сильно отличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках есть артикли, которых нет в русском, а в русском – шесть падежей имени существительного. Тем не менее, эти языки принадлежат к одной языковой семье, и следовательно, различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся фразы на слова. В тюркских словах основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения. У китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, но значение слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.

Несмотря на эти различия, все языки народов мира объединяют некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях – правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах. Пока известно далеко не все универсалии. И есть только предложения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов мышления. Именно так выделяется базисный словарь – слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени.

Но и базисный словарь тоже меняется, исчезают одни слова, им на смену приходят другие. Ученые установили, что за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39. Исходя из этого, можно по количеству общих слов в родственных языках проследить, как давно они разделились, сколько времени прошло с тех пор, как говорящие на них народы, составляли единый этнос.

1) Садохин А.П. Этнология, Москва, 2006 г

2) Скоринов Н. Основы этнологии, Хабаровск, 1998 г

Языковая, или лингвистическая, классификация этносов относится к числу самых важных, так как язык — один из наиболее существенных признаков этнической общности. Языковая принадлежность в большинстве случаев совпадает с этнической.

Причем иные группы состоят из одного народа (например, албанская, армянская), а некоторые — из большого числа народов (романская, германская). Славянская языковая группа распадается на три подгруппы: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы); западнославянскую (поляки, лужичане, чехи, словаки) и южнославянскую (словенцы, хорваты, славяне-мусульмане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары). До сих пор время образования индоевропейской языковой семьи и место первоначального формирования входящих в нее на- 69 родов не установлены точно — эти вопросы продолжают оставаться предметом дискуссий. Современные немцы, албанцы, армяне, таджики, осетины, бенгальцы не могут понять друг друга, так как их языки прошли длительный путь эволюции, но по происхождению их языки принадлежат к одной семье, а это, в свою очередь, говорит о родстве этнического происхождения и неизбежно о близости культурной (которую сегодня установить очень трудно). Процесс формирования языковых семей был тесно связан с расселением человечества. Но далеко не всегда языковая близость обнаруживается у соседних народов, часто она выявляется у народов, живущих далеко друг от друга. Географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории беспрерывно менялись. Именно языковая классификация позволяет обнаружить их внешне скрытую этническую близость: либо эти народы имеют общие генетические корни, либо в далеком прошлом жили на соседних территориях. Так, к одной тюркской группе алтайской языковой семьи относятся внешне совершенно непохожие азербайджанцы и якуты. Эта общность объясняется перемещением предков якутов (саха) с юга на север. К одной финноугорской группе уральско-юкагирской языковой семьи относятся живущие сегодня далеко друг от друга венгры, финны и манси. Их языковая общность также связана с общностью этнической и соответственно культурной, а размежевание произошло в результате миграционных процессов. Многие языки (арабский, английский, испанский и др.) особенно интенсивно расширили ареал своего распространения.

Почти все языки имеют варианты, связанные с географическими, социальными факторами, называемые диалектами. Очень часто это языки субэтнических групп. Но сказанное касается не только крупных этносов. Множество диалектов может быть и у малочисленных народов, например у народа Западной Сибири — хан-тов, отдельные группы в составе которого не претендуют на субэтнический статус. Сегодня лингвисты выделяют 12 языковых семей, в которые входят около 96 % языков всего мира. Но есть такие языки (их называют изолятами) и такие народы, которые не удается включить ни в одну из известных языковых семей или групп. Это испанские баски, коренные жители Сахалина и низовьев Амура — нивхи, айны (народ, пришедший предположительно в эпоху неолита из Юго-Восточной Азии на Японские острова, на Сахалин и Камчатку и выделяемый некоторыми исследователями в отдельную расу) и некоторые другие. Этногенез этих народов до сих пор остается предметом научных дискуссий. Чрезвычайно интересна с точки зрения этногенеза проблема связей между целыми языковыми семьями, восходящими к очень 70 древним временам, к языкам-основам. Некоторые лингвисты поддерживают гипотезу о ностратических (от лат. повгег — наш) макроязыках, объединявших в древности известные сегодня языковые семьи. Например, отечественные лингвисты выделили огромную но-стратическую семью, объединяющую подавляющее большинство языков северной части Евразии и Северной Америки — индоевропейскую, афразийскую, картвельскую, уральскую, алтайскую семьи, а также некоторые изолированные языки — юкагирский, японский, корейский. Эта макросемья получила название гиперборейская (или бореальная). Языки — очень важный, но не единственный источник для разграничения этносов и этнических групп. Географические, историко-культурные признаки также содержат чрезвычайно существенную информацию. Именно поэтому сегодня наиболее перспективной считается находящаяся в стадии разработки этнолингвистическая классификация, учитывающая не только лингвистическую информацию, но и весь комплекс данных, полученных в рамках теоретического изучения этносов, особенностей этногенеза. А это, в свою очередь, предполагает глубокие интег-ративные связи между этнологическими и лингвистическими исследованиями. Существенным для этнопедагогики оказывается то, что языковая подготовка, в особенности в ситуации билингвизма в поли-этничных российских регионах, оказывается важнейшей сферой этносоциализации личности.

Наибольшее распространение в этнологии получила классификация народов по принципу их языковой близости. Ведь, как правило, сходство языков говорит либо о генетическом родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Поэтому лингвистическая группировка является одновременно и этнической классификацией. Конечно, один лишь язык не всегда дает возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но это не является основанием для отказа от языкового принципа этнической классификации как ведущего. Такая система классификации называется этнолингвистической, поскольку в её основе лежат два критерия — язык и этническая принадлежность. И поскольку этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.


Обычно каждый народ говорит на одном языке. Все большее распространение имеет, однако, двуязычие (билингвизм), когда какая-то часть народа или даже целый народ постоянно пользуется в обиходе двумя языками. Двуязычие — довольно частое явление в многонациональных странах, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной или господствующей нации. Так, почти полностью двуязычны (немецкий и французский языки) эльзасцы, живущие на востоке Франции. Двуязычна или даже трехъязычна значительная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария. Значительные группы двуязычного населения образуются в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с локальными языками все большее распространение получают официальные государственные языки (в Индии — хинди, в Пакистане — урду, в Индонезии — бахаса индонесиа, на Филиппинах — пилипино, в некоторых странах Африки — английский или французский языки).

Вместе с тем сложилось и такое явление, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. Так, по-английски (с небольшими местными различиями) говорят англичане, англо-австралийцы, англо-новозеландцы, англо-африканцы, англо-канадцы, американцы США, многие народы Карибской Америки и другие этносы. Испанский язык является родным не только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы и германо-швейцарцы.

Иногда некоторые части народа говорят на разных языках. Так, мордовский этнос говорит на двух сильно различающихся между собой языках — мокшанском и эрзянском. Лишь пятая часть ирландцев Ирландии говорит на своем родном языке (кельтской группы), остальные — на английском.

Иногда диалектные различия внутри языка настолько велики, что общение между отдельными группами народа без знания общепринятого литературного языка оказывается невозможным. Примером особенно сильных диалектических различий может служить китайский язык. Не случайно некоторые лингвисты считают, что так называемые диалекты китайского языка фактически представляют собой самостоятельные языки. Существует много диалектов арабского языка.

Для группировки народов этнолингвистическая система использует генеалогическую классификацию языков, в которой языки объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемого при сравнении их словарного фонда и грамматики. Семьи делятся на группы, а некоторые из последних подразделяются на подгруппы. Языки классифицируются по принципу исторического генетического родства. Установление родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. При этом родство языков может означать и родство народов по происхождению, но, как полагают лингвисты, за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Процесс формирования языковых семей был тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречаются обычно у соседних народов, связанных общим происхождением или длительной совместной жизнью в пределах одного региона. В некоторых случаях языки сходны и у этносов, живущих далеко друг от друга (например, у яванцев и малагасийцев, венгров и манси, якутов и киргизов). Объясняется это тем, что народы, говорящие на этих языках, либо имеют какие-то общие генетические корни, либо жили в далеком прошлом на смежных территориях.

Язык — один из важнейших признаков этноса, и при этнолингвистической классификации выделяются группы народов, либо связанные единством происхождения, либо имевшие длительные культурные контакты. По своей форме этнолингвистическая классификация очень близка к генеалогической классификации языков. Этнологи почти без изменений используют выработанную лингвистами систему для группировки народов мира.

В этот день:

Дни рождения 1817 Родился Остин Генри Лейард — английский археолог, исследователь Ниневии и Нимруда, обнаружил знаменитую царскую библиотеку клинописных табличек Ашурбанипала. Открытия 1813 Иоганн Буркхардт открыл египетские храмы в Абу-Симбеле.

французы, валлоны, франко-швейцарцы, франко-канадцы, корсиканцы, порту­гальцы, испанцы, каталонцы, галисийцы, итальянцы, итало-швейцарцы, реторо­манцы, сардинцы, румыны, молдаване, латино-американские народы (бразиль­цы, перуанцы, мексиканцы, кубинцы, аргентинцы, чилийцы, венесуэльцы, ко­лумбийцы и т.д.), кабовердийцы

немцы, австрийцы, эльзасцы, германо-швейцарцы, англичане, американцы США, англо-канадцы, англо-австралийцы, англо-новозеландцы, шотландцы, голландцы, суринамцы, буры (африка­неры), фламандцы, фризы, датчане, нор­вежцы, шведы, исландцы, евреи (гово­рящие на идиш)

Читайте также: