Источники римского права по институциям гая кратко

Обновлено: 28.06.2024

Устный источник права, применялся когда не было sine lege закона, ни определенного права.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

При Юлиане обычай отменял закон. В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н. э. последовало новое распоряжение:

Consuetudinis ususque longaevi non vilis auctoritas est, verum non usque adeo suivalitura momento, ut aut rationem vincat aut legem (C. 8. 52. 2).

(Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон. )

В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus) центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

(1) Магистрат, имевший должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), и спрошение закона.

(2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" antiquo legem).

(3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название к концу республики законы, полководцами в завоеванных провинциях (leges datae).

3. Эдикты магистратов и преторское право.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы.

Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права.

В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н. э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой стройной формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует.

В сенатусконсультах нередко а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.

3 аспекта (функции) юристов:

1) Cavere – составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами.

2) Agere – составление иска, дача разъяснений по его предъявлению и рекомендации по вопросам представительства, поведения в суде.

3) Responere – консультации по правовым вопросам. Толкование права, в случае отсутствия норм могли дать правовую оценку.

Юрист, зная букву закона в случае возникновения несправедливости, разрешая вопрос, должен полагаться на дух закона и учитывать волю сторон (лица).

426г. н. э. – закон о цитировании. В нем перечислены 5 основных юристов, мнение которых приравнивалось к закону: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. В случае противоречия между ними – точка зрения Папиниана.

Результат деятельности юристов:

1) Институции. Это учебники по праву.

2) Комментарии. Это истолкование действующего (преторского) права.

3) Дигесты. Комментарии на работы юристов прежних времен (своих предшественников).

4) Регулы. Это сборники афоризмов, выражений и т. д.

Еще один источник римского права – сенатусконсульты (Senatus consulta). Принимались по различным вопросам. До 2в. до н. э. носили обязательный характер, имели рекомендательный характер и принимались по вопросам наследственного права и по семейным вопросам.

5. Еще один источник римского права – постановления императоров (конституции). Виды постановлений:

1) Edicta – по вопросам общеправового характера, по управлению государственным аппаратом.

Римское право всегда было и является по сей день основой всей мировой юриспруденции. Учёные люди Древнего Рима сделали неоценимый вклад в развитие этой гуманитарной науки. По всей видимости, они и не представляли, будучи ещё дикарями в небольшом поселении между тремя холмами (Палатином, Квириналом и Капитолием), что их научные открытия будут изучаться через тысячи лет в самых маститых университетах с мировым именем.

институции гая общая характеристика

Изобретение древних римлян называется римским правом. В процессе изучения этой исторической отрасли права возникает множество проблематик, которые требуют детального рассмотрения. На сегодняшний день юристы смогли выделить систему римского права, а также нашли информацию об источниках отрасли права. Одним из таких источников являются наставления для юристов, которые назывались институциями.

Расцвет римского частного права

  • Публичное право.
  • Приватное право.
  • Право квиритов.
  • Право народов.
  • Преторское право.

В этих подотраслях объединились различные правовые нормы, регулирующие правоотношения в разных сферах римской жизни.

римское право институции гая

Но если было право, то были и юристы. Тут возникает вопрос: как они появлялись, кто (или что) их готовил? Ответом на него являются институции Гая, общая характеристика которых будет дана ниже.

Для чего создавались институции

Прежде чем говорить об институциях римского юриста Гая, нужно разобраться, что же такое вообще эти институции. Термин обозначает свод правил и правовых норм, которые включаются в единый сборник, используемый в процессе воспитания молодых юристов-практиков (в Древнем Риме не было дифференциации юристов, каждый из них вёл практическую деятельность, другими словами, теоретиков практически не существовало). В Римской империи I века нашей эры существовало сильное противоречие между рабами и вольным населением. Восстания происходили сплошь и рядом. Поэтому перед юристами возникла задача: удовлетворить интересы господствующих классов в области их права собственности над рабами, при этом не нарушив шаткий баланс в середине свободного социума. Они не могли допустить начала междоусобной войны в рядах свободного населения. Свои практические труды многие видные юристы записывали и издавали небольшие руководства, совершенно элементарные.

институции гая общая характеристика и структура

  • Законы XII таблиц – это основоположный источник всего римского права в целом.

институции гая источники

  • Конституции консулов.
  • Эдикты и декреты магистратов.
  • Ведомости о ведении гражданских процессов, практическая деятельность юристов.

Заключение

Читайте также: