Этносоциальная структура древней руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

В древнем Русском государстве было два политических центра: Новгород и Киев. Этническую основу Новгородского княжества составляли ильменские словене, а основным этносом Киевского княжества были поляне. Ключевский писал о полянах, что они, как и многие другие славянские племена пришли земли современной Украины, приблизительно, в VI веке, а к IX веку поляне были полностью зависимы от Хазарского Каганата. Словене ильменские, они же - новгородцы, никогда не зависели от Хазарского каганата, и именно им выпала честь и удача объединить Русь.

Словене ильменские владели большим количеством факторий по землям финно-угорских племен, — территориям современных Архангельской и Вологодской областей. В IX веке новгородцы образовали поселения Ростов и Муром, которые, в будущем, станут ключевыми городами Владимир-Суздальского княжества. Также, они основали множество поселений в районе современной Твери. Словом, их фактории были во всех землях будущих русских поселений Северо-Востока. Можно утверждать, что колонизация Северо-Востока Руси шла по уже известным и частично освоенным новгородцами-словенами землям.

Территория будущей Великороссии изначально осваивалась ильменскими словенами.

Как вы знаете, русский язык имеет три диалекта:

  • северный,
  • южный и
  • среднерусский.

Ставший основой литературного русского языка среднерусский диалект имеет в подавляющей массе северные, а не южные лексические единицы.

Давайте, теперь, попробуем разобраться с вопросом: кто же были словене ильменские?

Данные археологических раскопок указывают на то, что около 700 года словене вышли к Приладожью. В устье реки Волхов, они захватили и перестроили финскую Любшанскую крепость. Где-то в 760-е годы ильменские словене, также, захватили и перестроили соседнее торгово-ремесленное поселение в Ладоге. Уже в 780-е — 830-е годы словене ильменские принимают активное участие в международной торговле. Они, в частности, продают пушнину и устанавливают связи со странами Балтийского бассейна — с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом.

Бытует мнение, что они произошли прибалтийских славян, что хорошо увязывается с антинорманистской версией становления и развития государственности в Древней Руси. Но в настоящее время нет оснований говорить об антропологической и культурной общности балтийских славян и ранних новгородцев. Славяне с Балтики демонстрируют гораздо больше общих черт с германцами, чем с ильменскими словенами. Результаты последних лингвистических исследований также ставят под сомнение концепцию новгородско-западнославянского родства. Но, все же, определенное сходство словен и славянского населения Восточной Прибалтики есть и это позволяет говорить о едином происхождении.

Выходит, что ильменские словене вышли из балтийских славян, а в образовании Великоросии и формировании великорусского этноса принимали участие два различных славянских этноса: северный (словенский) и юго-западный (поляне, северцы, вятичи и др.) , а также финно-угорские племена, которые полностью растворились в формирующемся Северо-Восточном этносе в XI - XII веках.

Вот что писал о формировании великорусского этноса Лев Гумилев.

В XIII веке северо-восточные русские княжества, сохранившие свою относительную независимость стали данниками Золотой Орды, в то время как юго-западные, включая киевское, Черниговское, Полоцкое, были захвачены литовцами и вошли в состав Великого княжества Литовского. Важно отметить, что татаро-монголы никогда не покушались на православную веру и их власть по существу ограничивалась взиманием дани (выхода), хотя и тяжкой, но не разорявшей в конец хозяйства, и назначением князей (ханский ярлык), прежде всего великого князя.

В XIII и XIV веках земли эти находились между могучим Литовским княжеством, Великой Степью, где господствовали кочевники, возглавляемые монгольскими ханами улуса Джучиева (Джучи – старший сын Чингисхана), и наступавшими с северо-запада шведами и немецкими рыцарями.

Александр Невский избрал проордынскую политику, справедливо полагая, что Золотая Орда – меньшее из двух зол, а ее силу можно использовать для отпора натиску литовцев, немцев и шведов. Этой прозорливой политики придерживались московские князья, которым и предстояло объединить русские земли и стать во главе нарождающегося великорусского этноса.

Таким образом, великорусский этнос зарождался в междуречье Волги и Оки. Генетическим субстратом его были мигрировавшие сюда славяне (начиная с IX века) и населявшие эти земли финно-угорские племена, мурома, веси и другие.

Взаимодействие славян и угров проходило достаточно мирно, так как финно-угорское население было редким и занималось в основном рыболовством и охотой. А славяне основывали компактные поселения и занимались земледелием и животноводством. В хозяйственном отношении эти племена дополняли друг друга, и не было каких-либо идейных препятствий для смешанных браков.

Финно-угорские племена постепенно перенимали славянский язык и православную веру своих энергичных и стоящих на более высоком уровне экономического развития соседей. Они, естественно, внесли свой генетический вклад в новый этнос, но пассионарного толчка дать не могли, так как их уровень пассионарности был низок.

Вследствие веротерпимости монголов, до 1314 года, ничто не мешало породнению древнерусской княжеско-боярской верхушки с монгольской знатью. Русские князья часто брали в жены дочерей и сестер монгольских ханов, те принимали православие и становились матерями будущих русских князей. Интересен такой факт: сын Батыя Сартак принял православие, а Батый назначил Александра Невского регентом при нем.

Оставалась Московская Русь – верный союзник Золотой Орды. Правда, союзник достаточно независимый, чтобы защитить беглецов. И вот тогда, монголы и пришедшие с ними степняки, не желавшие принимать Ислам и изменять вере отцов и своей совести, бежали на Русь, бежали целыми родами; бежали царевичи и простые воины. А ведь люди, не меняющие убеждений ради выгоды или под давлением, очевидно обладают повышенной пассионарностью.

Московские князья охотно принимали этих вынужденных беглецов, дарили им земли и с охотой брали этих опытных воинов в свои дружины. Поэтому на Куликовом поле, когда московский князь со своими союзниками разгромил Золотоордынского темника Мамая, потомки этих беглецов сражались в войске Дмитрия Донского. Всего за два поколения произошло слияние бывших ордынцев и славянского населения Московского княжества.

Лев Гумилев приводит весьма знаменательный список фамилий, ведущих свой род от ордынских беженцев:

  • Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов,
  • Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин,
  • Вельяминов,
  • Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков,
  • Державин,
  • Епанчин, Ермолаев,
  • Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов,
  • Милюков, Мичурин,
  • Рахманинов,
  • Салтыков, Строганов,
  • Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев,
  • Уваров, Урусов, Ушаков,
  • Ханыков,
  • Чаадаев,
  • Шаховской, Шереметьев, Шишков,
  • Юсупов.

И это только вершина айсберга. Скурпулезный анализ дворянских родословных позволяет утверждать, что

  • 30% дворян имеют тюркское происхождение (в основном это потомки бежавших от преследования хана Узбека степняков),
  • 40% приходится на древнеславянские роды и еще
  • 30% имеют западное происхождение – от литовцев, поляков, немцев, шведов и т.д.

Но это произошло в последующие века…

Христиане-беженцы из Золотой Орды сформировали целый социальный слой – дворян-однодворцев, которых поселили в юго-восточном углу княжества Московского и которые принимали активное участие в обороне московских рубежей.

Великорусский этнос заявил о своем рождении громко – на поле Куликовом.
Там народ осознал, что его сила – в единении!

Хотя еще не все родственные племена и княжества выступили в союзе с Москвой, а рязанцы во главе со своим князем Олегом так и вовсе объявили себя сторонниками Мамая и маневрировали вблизи Куликовского поля, а позже опозорили себя тем, что добивали русских раненых в отставших обозах.

Рождение же великорусского духа неразрывно связано с именем преподобного Сергия Радонежского, духовного вождя русского народа, заложившего русское понимание православия не путем догматических споров, а всей своей жизнью и положившего начало освоению европейского Севера путем создания в лесах православных монастырских обителей, в результате чего безлюдный ранее Север был в XIV-XVI веках заселен и освоен русскими.

Великорусский этнос, едва оформившись как целостное образование, уже обладал исторической зрелостью – как в этическом плане (терпимость и уважение к обычаям и нравам других народов, что сыграло в дальнейшей истории России, без преувеличения, решающую роль), так и в плане культуры и эстетики. Достаточно вспомнить Андрея Рублева, глубоко воспринявшего высокое византийское искусство, но при этом создавшего самобытные и непревзойденные шедевры в иконописи.

Итак, этнические корни великорусского этноса – древние славяне, угрофинские племена и тюрки-христиане, бежавшие на Русь от мусульманского террора хана Узбека в начале XIII века. Место возникновения этноса – междуречье Волги и Оки. Время проявления во внешнем мире – конец XIV века.

Славяне вначале своего образования жили малыми патриархальными группами, которые назывались родами. На смену подобной структуре пришел общинный строй, здесь родовая связь значительно ослабла. Появился союз, имевший в своем корне общие интересы. Понятия единства и осознания целостности, государственности еще не сформировались.

Структура общества древней Руси

Основные общественные группы этого исторического периода:

  • Высшие классы, к которым относились князья, бояре и прочие владельцы больших земельных участков, в городах – богатые купцы;
  • Средний класс – к нему относили купцов и ремесленников в городах, а также владельцев средних и небольших имений, расположенных в сельской местности;
  • Низшие классы являлись беднейшими ремесленниками и крестьянами, жившими на государственных землях. Существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной пирамиды стояли князья во главе с великим князем киевским. Более подробно структура древнерусского общества приведена на рисунке ниже.

Готовые работы на аналогичную тему

С участием князей, бояр собирались феодальные съезды, где рассматривались вопросы, интересующие все княжества. Формировался орган управления, который занимался судебным делом, сбором различных пошлин. Из дружинников князь назначал своих помощников, и управителей княжеского вотчинного хозяйства – тиунов (впоследствии они становятся специальными чиновниками правительства и включаются в систему государственного управления).

Управление древнерусским обществом


Социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их прав и обязанностей. Такое деление общества всегда было, есть и будет, потому что всегда будут богатые и бедные. Сегодня мы подробно рассмотрим социальную структуру древнерусского общества.

Если рассматривать эту систему сверху вниз, то можно представить себе обычную пирамиду. На самой вершине находятся привилегированные сословия, которые обладают силой и властью, а внизу находятся самые бедные и слабые, то есть ущемленные в правах.

В самом начале своего образования славяне жили небольшими группами, члены которых были между собой связаны кровными узами. Это был род. Когда людей стало больше, строй изменился, и тогда появилась община. Здесь кровная связь играла меньшую роль. Источником объединения были общие интересы или проблемы.

Структура древнерусского общества стала формироваться при появлении князей. Сначала их избирали из числа жителей общины для решения военных вопросов. Однако позже такие люди стали укреплять свою власть. Теперь они получали титул князя пожизненно, кроме того, могли передавать по наследству. Это было только начало.

Постепенно с появлением постоянного источника власти, аппаратом управления и торговли сложились такие классы:

Высший класс (Сюда входили князья, дружинники, крупные землевладельцы, то есть бояре, жрецы).

Средний класс (Сюда входили купцы, ремесленники, владельцы маленьких участков земли в селах, простые горожане)

Низший класс (Сюда входили бедные крестьяне, которые в свою очередь подразделялись на невольников и полусвободных)
Итак, во главе государства стоял князь. Он имел абсолютную власть, сам вершил правосудие, собирал дань, устраивал военные походы. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Стоит заметить, что так было не везде. В Новгороде основной властью обладало вече. В него входили почтенные старцы, которые избирали нового князя, но при этом существенно ограничивали его власть. Членами высшего класса являлись так же дружинники, то есть приближенные воины князя.

Крупные землевладельцы или бояре так же обладали властью. Они выходили из числа дружинников князя или из знатных родов. Обладали обширными землями на территории государства. На этих же владениях жили крестьяне, которые тоже имели свои разделения, но об этом позже.

Жрецы тоже являлись почетными людьми. Считалось, что именно от них зависит жизнь. Только жрецы могли поддерживать связи с богами, а так же давать благословения и предсказания. Эти люди по другому назывались волхвами. Чаще всего жили закрытой и тайной жизнью, являлись участниками жертвоприношений и языческих праздников.

Основным источником дохода для государства являлись люди производства и торговли, то есть купцы и ремесленники. Они разделялись на богатых и бедных. Этот социальный слой считался наиболее предприимчивым. К этому же слою еще относятся граждане городов, члены казначейства, лекари и так далее. Именно из этого класса населения в случаи необходимости формировали народное ополчение.
К самому низшему и бедному сословию относились люди, которые не могли свободно распоряжаться своей судьбой.

Полусвободные (закупы и смерды). Первые – это те крестьяне, которые заключили договор с вышестоящим феодалом, либо имели перед ним долги. Смерды – крестьяне, проживавшие на княжеской земле. Землю, на которой живут и работают, могли передавать по наследству. Если же наследника нет, то территория отходила князю.

Невольные (холопы, челядь). Первые – это фактически рабы, которые являлись выходцами из простого населения. Стать челядью можно было за преступления или долги. Кроме того ребенок, рожденный холопами являлся частью этого класса. Челядь – те люди, которые попали в рабство, как военнопленные.

С приходом в древнерусское государство христианства (православия) появилась еще одна прослойка, которая позже стало частью высшего класса. Это духовенство. Оно так же разделялось на две составные части: белые и черные. К белым относились священники, дьяконы, епископы и так далее по иерархической лестнице до митрополита. Эти люди пользовались особым почитанием. К черному духовенству относились монахи.

От того, к какому классу принадлежал человек, зависела вся его жизнь. Это регулировалось и законами. Если за убийство боярина следовала либо казнь, либо огромная плата, то за смерть холопа или челяди никого не наказывали. Иногда бывало, что за убийство представителя низшего класса тоже платили цену, но это были не такие большие деньги.

Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить.

Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.

Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.

Источники сведений о населении

Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

  • Краткая (демонстрирует регламентирование всей жизни раннефеодального общества);
  • Пространная (документ использовался в период, когда феодализм уже укреплялся);
  • Сокращённая (действовала во время расцвета феодального общества, это поздняя редакция).

Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.

При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.

Группы населения в Древней Руси

naselenie_kievskoi_rusi

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу.

Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Свободные и несвободные

Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга).

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя).

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

Князь

Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.

  • главнокомандующим (дружина полностью подчинялась ему, он выполнял функции главы войска во время боевых походов);
  • главным судьёй (решал все спорные вопросы, если суды низших инстанций не могли прийти к выводам, устраивавшим конфликтующие стороны);
  • распорядителем государственных богатств (ему принадлежала казна, он распоряжался собранной данью, её распределением).

Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.

Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.

Свободные граждане

Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.

Верхушка общества – это:

  • бояре;
  • высшее духовенство (до того, как повсеместно распространилось христианство, к этой части относились волхвы и жрецы);
  • старшие дружинники;
  • младшие князья – родственники князя;
  • богатое и влиятельное купечество.

Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.

Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.

Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.

Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.

Зависимое население

К зависимому населению относились:

Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.

Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.

Полюдье

Князь

Образование древнерусского государства на территории расселения восточных славян пришлось на период IX , X вв. Происходил этот процесс параллельно с разложением родоплеменного строя. В каких-то областях, например в Киевском и Новгородском княжествах, развитая социальная структура имела место уже к I Xв. В других областях, в тоже самое время, господствовали родоплеменные отношения. Параллельно с образованием государства происходило расслоение достаточно однородной социальной структуры славянских племен и выделение привилегированных сословий. В начальный период, пока были живы нормы родоплеменного строя, формирующаяся сословная структура была достаточно мягкой. Переход в более привилегированное сословие (за исключением княжеского) за личные заслуги был обычным делом. Со временем сословная структура становилась все более жесткой.

Высшим сословием в Древней Руси являлись князья. Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.

Вторым по рангу привилегированным сословием выступали бояре. Данная группа образовалась из земских и княжьих бояр. Земскими боярами являлись лучшие люди каждой земли (старейшины, крупные землевладельцы). Княжескими боярами или княжьими мужами назывались члены старшей дружины князя. С XIв различие стирается, в силу того, что княжьи бояре оседают на землю и становятся землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы переходят в разряд княжьих мужей. Земли, принадлежащие боярам, назывались вотчиной и передавались по наследству. Как правило, наряду с землями, боярам принадлежало большое количество подневольных людей (холопы, челядь).

Следующим после бояр сословием были дружинники, или младшая дружина. К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XII I в для младших дружинников используется название слуги. С XVв младших дружинников называют дворяне. К привилегированным сословиям также относилось духовенство (до Xв волхвы, с Xв священники).

Крестьяне

Представители низшего свободного сословия носили название люди и составляли основную массу населения Древней Руси. К нему относились купцы, ремесленники, свободное сельское население и свободные горожане. При необходимости именно из этого сословия формировалось ополчение, являющееся наиболее многочисленной военной силой Древнерусского государства.

К следующему сословию относятся смерды и закупы. Положение данного сословия носило промежуточный характер между свободными людьми и рабами. Смердами являлись либо княжеские, либо государственные (в случае Новгородской республики) крестьяне. Они владели наделами земли, которую могли передавать по наследству. Уходить с земли не имели права. В отсутствие наследников земля отходила князю. К закупам относились люди, заключившие с феодалом договор и попавшие в зависимость за долги. На период отработки долга закупы попадали в довольно существенную зависимость от феодала.


Низшим сословием являлось рабское. Рабы назывались холопы и челядь. К холопам относились рабы из местного населения. Попасть в рабство можно было за преступления, за долги, в результате продажи себя в присутствии свидетелей, в результате женитьбы на холопе или челяди. Также холопами становились дети рожденные рабами. К челяди относили рабов, захваченных в результате военных походов на соседние племена и государства.

Читайте также: