Источники географической информации карта особый источник географических знаний 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Наш мир многообразен, прекрасен и велик. Помочь понять его, стать ближе, установить гармоничные взаимоотношения между природой и людьми, нам поможет география. Первый урок напомнит, что представляет собой эта наука, ее основные направления, расскажет, что мы будем изучать в курсе по географии 7 класса. Мы поговорим о разнообразии источников географической информации, географических картах и методах исследования и решения научных задач, которые находятся в арсенале географии.

План урока:

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

  1. Физическая география;
  2. Социальная и экономическая география;
  3. Картография.

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

  • научно-литературные;
  • нормативно-правовые;
  • страноведческие описания;
  • СМИ;
  • Картография (карта — географическая информация);
  • итоги наблюдений и исследований;
  • статистика;
  • архивы;
  • ГИС (географические информационные системы);
  • электронные источники, компьютерные технологии;
  • данные различных мониторингов;
  • результаты социальных исследований и другие.

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты.

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

  • по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
  • по территориальному охвату (карты мира, географическая карта России, карты морей и океанов, карты государств, карты областей и т.д.);
  • по назначению (учебные, туристические, военные, навигационные и другие);
  • по содержанию (тематические и общегеографические).

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Название карты;
  2. Масштаб (к какой группе относится — крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
  3. Территориальный охват (географическая карта мира, России, материка);
  4. Содержание. Общегеографические карты или тематические;
  5. Что изображено и каким способом?
  6. Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

- изучение территориальной организации;

- оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

- исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

  1. Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
  2. Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
  3. Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
  4. Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
  5. Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
  6. Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.
  7. Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее. А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем.

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Источники географической информации.Карта особый источник географических знаний.Географические методы изучения окружающей среды.

Цель:. определять роль карт в науке и жизни людей;-называть основные группы карт и их свойства;-объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания;- показать значение картографического метода исследования;-формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам;-описывать способы изображения, применяемые на картах.

Оборудование: карты атласа, рис. 9 стр.18 в учебнике

Тип урока: комбинированный.

подготовка к уроку

Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.

Географический диктант (письменно на отдельных бумажках индивидуально). Вопросы: 1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан) 2.Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей) 3.Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб) 4.Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен) 5.Создатель первой карты мира.(Эратосфен) 6. Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама) 7.Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля - шар? (Ф. Магеллан) 8.Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)

Географическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли, на которую нанесены условные знаки и координатная сетка.

Понятие географической карты

Географические карты отображают связи, состояние и размещение общественных и природных явлений, их перемещения и развитие. Карты, которые отображают одни характеристики, могут объединяться в атласы.

Виды географических карт

По своему содержанию географические карты делятся на такие виды:

- Общегеографические карты, на которых изображены такие географические явления как гидрография, рельеф, населенные пункты, промышленные центры, границы и коммуникации.

- Тематические карты, изображающие динамику и взаимосвязь таких явлений как экономика, социальная сфера, общество, политика.

Согласно назначению, географические карты бывают таких видов:

По территориальному охвату существуют три виды географических карт:

- географические карты мира

- географические карты материков

- географические карты регионов и государств.

Первые географические карты

История создания первых географических карт уходит корнями в период ранней Античности. Для того чтобы облегчить ориентацию в море, первые мореплаватели начали изображать поверхности и расположение берегов относительно воды.

Самая древняя географическая карта была найдена во время раскопок в Турции, ее возраст составляет около 8 тысяч лет. Основы современной картографии заложили древние греки.

Первое изображение земной поверхности, которое изготовили мореплаватели Греции, греческий философ Анаксимандр назвал картой. К сожалению, первые географические карты, которые изготавливались в период античности, очень часто не были достоверными.

Ученые рисовали их на основе записей и рассказов моряков. Те участки, о которых не имелось сведений, авторы дорисовывали с помощью своей фантазии. Иногда неизведанные земли изображали в виде белых пятен.

Значение географических карт

Географические карты имеют огромное значение для изучения географии, а также для жизнедеятельности людей. Благодаря картам, путешественники ориентируются в пространстве, ведь карты – это уникальный инструмент для того, чтобы найти наиболее короткий маршрут к населенному пункту.

Для того, чтобы полноценно использовать географические карты в туристических путешествиях, необходимо знать язык карты: понимать значения символов и надписей, нанесенных на нее. Несмотря на достижения науки и техники, многие люди по-прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации.

Географические карты не заменимы во время учебного процесса. Пользуясь картой, мы можем безошибочно определить расположение того или материка, острова, реки и даже города. Ученики смогут легко выяснить все особенности промышленных регионов, социальную и религиозную структуру государств.

  • Обучающая: составлять перечень источников географической информации; группировать карты по разным признакам.
  • Развивающая: продолжить формировать навыки работы со схемами и картами.
  • Воспитывающая: способствовать формированию интереса у учащихся к изучению географии.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, компьютер.

Этап урока, слайды Действия учителя. Формы организации работы учителя Действия учеников. Формы организации работы детей
1.Организационно-мотивационный этап урока
I стадия вызова

Назовите источники информации об окружающем мире?

1. Какую географическую информацию ежедневно дает телевидение?

2. Какие вы видели на экране карты?

3. Что такое карта?

4. С какими картами вы уже работали?

Формулируют 1 задачу: Познакомиться с уточниками географической информации.

Формулируют 2 задачу: Карта –“второй язык” географии.

Формулируют 3 задачу: Методы географической науки.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

“Инсерт” (маркировка текста)

“V” – если это уже знали;

“+” – если информация новая;

“-” – если думали иначе и не согласны;

Чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста. Учебник ст. 6-7

V + ?
я это знал(а) новое для меня думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться

Следующий этап работы последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Работа со схемой ст.7, рис. 4

Карта – плоское, уменьшенное изображение земной поверхности, выполненная в условных знаках и масштабе.

Масштаб – показывает, во сколько раз расстояние на карте меньше, чем на местности.

Легенда – условные знаки.

1. Горизонтали (изогипсы) слайд 8

- условные линии на карте(плане), вдоль которых абсолютная высота не изменяется.

Коричневые линии – рельеф, синие – глубина.

2. Послойная окраска - способы изображения рельефа, глубин морей и океанов.

3. Способ ареалов - область распространения объекта с помощью контура: точками, штриховкой (растения, животные).

4. Способ качественного фона - передает особенности различных частей, на которые разделена изображаемая территория на карте при помощи цвета. (почвенная , природные зоны)

5. Линии движения - ими показывают направления перемещения ветра, течений, транспортных потоков

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии на тему "Источники географической информации. Карта." Цели: познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать, читать и знать карту.

Тема: Источники географической информации . Карта.

Открытия новых знаний.

Познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать., читать и знать карту..

Образовательные ресурсы

Учебник, атлас, физические карта мира.

1. Источник географических знаний.

2. Классификация географических карт.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия

Карты по охвату территории, по содержанию, по масштабу.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Сформировать практические умения пользоваться географической картой, сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, сравнивать глобус и карту для выявления искажений в изображении объектов, применять географическую карту в повседневной жизни.

Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонента культуры

I. Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний.

1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан)

3. Кто из русских землепроходцев первым вышел к Тихому океану? (Иван Москвитин)

4. Как сейчас называется о. Грумант (Шпицберген)

5. Кто первым обогнул с юга Африку и открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)

7. Кто из русских землепроходцев первым проплыл по проливу между Евразией и Америкой? (Семён Дежнёв)

III. Изучение нового материала.

Существуют и другие источники географических знаний: аэрофотоснимки, космические снимки, фильмы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, гербарии, географическая литература, художественная литература, средства массовой информации.

В процессе учебы вы встретитесь с большим разнообразием карт, поэтому вам необходимо знать назначение и основные особенности карт.

Читайте также: