Олигофренопсихология и олигофренопедагогика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Олигофренопсихология (от др.-греч. ὀλίγος — малый, немногий, незначительный, φρήν — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. О. изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга(врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Содержание

Краткая историческая справка

Специалисты

Специалисты по О. — практические психологи, получившие специальную подготовку по специальной психологии, работают в психолого-медико-педагогических консультациях/комиссиях, педагогами-психологами вспомогательных школ и специальных учреждений для умственно отсталых.

Литература

1. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Просвещение, 1959. — 486 с.

2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

3. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.

Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Олигофренопсихология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология, нейропсихология и др. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
В задачи олигофренопсихологии входит:

• изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями в разных условиях, и, прежде всего, в условиях специального обучения;
• создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальных нарушений;
• разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
• психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью;
• психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями в разных условиях;
• психологическое изучение социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью;
• психологическая коррекция дезадаптации лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.
В олигофренопсихологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, беседа, изучение анамнестических сведений, обучающий эксперимент и т.д.
Особое значение при изучении детей с умственной отсталостью приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое.
Большое значение в олигофренопсихологии имеет метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях для сравнения всегда организуются контрольные группы.

Понятие умственной отсталости, ее структура

Классификации олигофрений М.С. Певзнер и Г.Е. Сухаревой

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта

Задания для аудиторной работы студентов

Олигофренопсихология (от др.-греч. ὀλίγος — малый, немногий, незначительный, φρήν — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. О. изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга(врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Содержание

Краткая историческая справка

Специалисты

Специалисты по О. — практические психологи, получившие специальную подготовку по специальной психологии, работают в психолого-медико-педагогических консультациях/комиссиях, педагогами-психологами вспомогательных школ и специальных учреждений для умственно отсталых.

Литература

1. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Просвещение, 1959. — 486 с.

2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

3. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

методика воспитательной работы

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методи­ка воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

Олигофренопедагогика ( от греч. olygos - малый и phren - ум ) -это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно от­сталых детей. Много десятилетий это определение считалось правильным и исчерпывающим.

За время существования олигофренопедагогики как науки (до середины 90-х годов) она в основном изучала вопросы воспитания и обучения достаточно ограниченного контингента умственно от­сталых детей - с наиболее легкой степенью умственной отстало­сти - дебильностью. Это было оформлено нормативными доку­ментами Министерства просвещения РСФСР (позднее СССР), регламентирующими работу специальных комиссий по отбору де­тей во вспомогательные школы и работу самих вспомогательных школ. Причиной умственной отсталости в подавляющем боль­шинстве случаев была (или считалась) олигофрения.

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специ­альных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы -малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению.




Предложенная Э. Крепелином классификация олиго­френии сохраняется и на сегодняшний день.

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое наруше­ние преимущественно познавательной деятельности, а также эмо­ционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное орга­ническим поражением коры головного мозга, имеющим диффуз­ный характер.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица, име­ющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного раз­вития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических забо­леваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших пси­хических функций и ограничены возможности развития произ­вольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятель­ность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Умственная отсталость, возникающая в результате поврежде­ния нормально сформированного мозга (после трех лет), называ­ется деменцией. В результате травм головного мозга, различных за­болеваний центральной нервной системы (менингита, энцефали­та, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформиро­вавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может про­явиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выра­женная сохранность других его отделов. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отста­лость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование забо­левания.

Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными пси­хопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопа-топодобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степе­ни тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделя­ют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40 — 69), умеренную (IQ — 35 — 49), тяжелую (IQ — 20 — 34) и глубокую (IQ ниже 20)

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), со­гласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию. Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе, целесообразно соотнести ее с современной классификацией.

Легкая степень умственной отсталости — дебильность — встре­чается значительно чаще, чем другие формы умственной отста­лости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образова­тельных условиях. Такие условия создаются для них в специаль­ных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окон­чания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести са­мостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обуче­ние в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. обще­ство признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управле­ния и т.д.

Умеренная умственная отсталость является пограничной меж­ду дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специ­альной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.

Глубокая умственная отсталость — идиотия — выявляется в первые месяцы жизни ребенка.

У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдают­ся тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться ча­стично обслуживать себя. Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окру­жающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные уч­реждения Министерства здравоохранения и социального разви­тия и труда, где за ними осуществляется уход.

Следовательно, с современных позицийолигофренопедагогика - это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями ин­теллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

И еще раз о терминах.

Педагогический блок

Психологический блок

Медицинский блок

Олигофренопедагогика

Связь олигофренопедагогики с другими науками

Схема 1

Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Читайте также: