Героический эпос раннего средневековья кратко

Обновлено: 02.07.2024

Формирование литературы Западноевропейского средневековья шло по трём основным направлениям, отражавшим вкусы всех слоёв средневекового общества - представителей основных сословий: священнослужителей, феодалов-рыцарей и простого народа (крестьян и горожан).

Героический эпос.

Наиболее интересно в эпоху средних веков в Западной Европе развивалась рыцарская литература , расцвет которой приходится на XII-XIII века. Рождаясь в замках феодалов, она отражала вкусы, мировоззрение и идеалы этого сословия. Первым литературным жанром, возникшим в данной среде, можно считать рыцарский героический эпос .

Скорее всего, его появление относится к более ранним временам (VIII–X века), однако, достаточно долгое время эти сказания бытовали в устной традиции и исполнялись бродячими музыкантами – жонглёрами, менестре́лями или шпи́льманами при дворах феодалов во время праздников и пиров.

Именно поэтому рыцарский эпос, чаще всего анонимен, так как создатели письменных версий не являлись авторами в полном смысле слова. Они выступали, скорее, в роли обработчиков, соединяя в определённой последовательности фрагменты повествования, исключая или вплетая в него новые эпизоды, по-своему интерпретируя поведение и действия героев, придавая всему тексту стилистическое единство.

Кстати, поскольку такие произведения исполнялись, как песни, под аккомпанемент инструментов, то они имеют стихотворную форму.

В основе сюжетов героических повествований старинные предания и легенды, причудливо переплетавшиеся с реальными историческими событиями из далёкого или совсем недавнего прошлого. В них рассказывалось о военных походах и сражениях, участниками которых становились великие герои – рыцари, борцы с мировым злом (в разных его проявлениях), как правило, погибающие в финале, но ценой своей жизни, утверждающие добро и справедливость.

Такие слова открывают это эпическое произведение. (Кстати, подобный стихотворный стиль получил название "нибелунговая строфа". Именно ею были написано большое количество средневековых эпических сказаний).

Зигфрид является обладателем волшебного клада Нибелунгов , приносящего своим владельцам несчастья и раннюю смерть (кстати, мотив про́клятого золота, богатства, весьма характерен для средневековой литературы и фольклора).

Данный эпос состоит из двух частей.

Первая из них рассказывает об истории любви нидерландского королевича Зигфрида и вормской принцессы Кримхи́льды .

Чтобы добиться руки Прекрасной дамы, герой совершает множество подвигов, последним из которых становится помощь Гунтеру - брату Кримхильды в сватовстве.

Избранница Гунтера - Брунхильда - весьма оригинальный персонаж - она женщина-богатырь (в древних скандинавских сказаниях вообще не земная женщина, а божественная дева-воительница - валькирия).

С помощью хитрости и волшебных артефактов Зигфрид добывает Брунхильду для бургундского короля. И это становиться началом его конца.

Сразу после свадьбы две женщины ссорятся. Уязвлённая Брунхильда убеждает Гунтера в необходимости уничтожить своего прославленного родственника.

Заканчивается эта часть сказания гибелью Зигфрида, предательски убитого в результате заговора братьев красавицы – бургундских королей. Золото Нибелунгов переходит в их владение.

Пригласив ко двору гуннов своих братьев с их дружинами, Кримхильда устраивает кровавое побоище, в котором гибнут все бургундские герои и её братья-короли. Однако и сама Кримхильда погибает от руки старого слуги Этцеля - Хильденбрандта.

Проклятое золото Нибелунгов остаётся спрятанным от потомков на дне реки Рейн. (Древние легенды утверждают, что когда оно будет найдено и выйдет на поверхность, то наступит Конец Света).

Многие века этот эпос переписывали и пересказывали. Он вдохновил множество художников и поэтов, на создание своих произведений. Пожалуй самой известной интерпретацией этого героического сюжета стала масштабная оперная тетралогия Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга" . Общая продолжительность всех её четырех частей ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") составляет примерно 16 часов! Целиком её можно послушать в Байройте, театре, специально построенном для музыкальных драм этого немецкого композитора.

Читайте также: