Звеньевой путь это кратко и понятно самое

Обновлено: 25.06.2024

3.1.1. Основной тип укладываемых в путь рельсов - Р65. В пути лежат также рельсы Р75, Р65 повышенной износостойкости (для наружных нитей кривых), Р50 и легче. Характеристики рельсов приведены в приложении 2 к настоящей Инструкции.

3.1.2. Стандартная длина рельсов составляет: без болтовых отверстий – 25,00 м, с болтовыми отверстиями – 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м.

Длина рельсовых плетей бесстыкового пути устанавливается проектом в зависимости от местных условий.

3.1.3. Рельсы в пути, как на прямых, так и на кривых участках, устанавливаются с подуклонкой 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал).

При деревянных шпалах такая подуклонка рельсов обеспечивается за счет металлических подкладок, а при железобетонных шпалах - за счет такой же подуклонки подрельсовой площадки на шпалах.

Подуклонка рельсов не должна быть меньше 1/60 и больше 1/12.

Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м: на деревянных шпалах – путём затёски шпал под подкладками или за счёт укладки подкладок с переходной полуклонкой; на железобетонных шпалах - путём укладки переводных брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой площадки.

3.1.4. Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырёхдырных накладок и болтов с пружинными шайбами (рисунки 3.1, 3.2) или тарельчатыми пружинами установленных типов.


Рисунок 3.1. Стыковое и промежуточное костыльное скрепление при рельсах Р65, Р75:

1 — подкладка Д65; 2 — гайка М27; 3 — пружинная одновитковая шайба;

4 — рельс типа Р65; 5 — двухголовая накладка; 6 — путевой болт М27х160; 7 — путевой костыль; 8 — прокладка под подкладку


Рисунок 3.2. Стыковое и промежуточное скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75:

1 — прокладка под подкладку КБ; 2 — подкладка КБ; 3 — гайка М22; 4 — болт М22х75; 5 – двухвитковая шайба; 6 — клемма; 7 — болт М22х75; 8 — скоба для изолирующей втулки КБ; 9 — изолирующая втулка КБ;

10 — прокладка под подошву рельса

Характеристики конструкций стыковых рельсовых скреплений приведены в приложении 3 к настоящей Инструкции.

Во избежание образования вертикальных и горизонтальных ступенек при смене рельсов в процессе эксплуатации концы укладываемых рельсов должны иметь одинаковую с концами лежащих в пути рельсов высоту и ширину головки.

Рельсы в стыках, имеющие вертикальные ступеньки более 1 мм, должны соединяться переходными накладками, а на путях 4-го и 5-го классов может быть произведена их наплавка (пониженного конца рельса) или шлифовка. До проведения этих работ (на срок не более 3 суток) во избежание больших динамических нагрузок, могущих привести к излому рельсов и стыковых болтов, скорости пропуска поездов по стыкам с вертикальными ступеньками должны быть не более приведенных в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Условия пропуска поездов по стыкам с вертикальными ступеньками

Скорость движения, км/ч, при температуре воздуха

При постоянной эксплуатации вертикальные ступеньки в стыках более 2 мм не допускаются.

3.1.5. Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок (рисунки 3.3; 3.4).


Рисунок 3.3. Переходной рельс типа Р65/Р50


Рисунок 3.4. Переходной стык Р65/Р50

3.1.6. Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим следующему крутящему моменту:

с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах типа Р65 и Р75 - 600 Н·м (60 кгм); при рельсах типа Р50 - 400 Н·м (40 кгсм); при рельсах типа Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) гайки затягивают с усилием 1100 Н·м (110 кгсм);

с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 и Р75 – 350 Нм (35 кгсм).

Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляют:

для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) - 300 Н·м (30 кгс·м), а при высокопрочных болтах - 550 Н·м (55 кгс·м);

для рельсов типа Р50 - 225 Н . м (22,5 кгс·м); для рельсов длиной 25 м с тарельчатыми пружинами - 175 Н . м (17,5 кгс·м).

3.1.7. В скреплениях для деревянных шпал для уменьшения износа древесины между шпалой и металлической подкладкой при капитальном ремонте укладываются прокладки.

При скреплении на железобетонных шпалах под подошву рельса, а также между подкладкой и шпалой, укладываются прокладки, выполняющие роль амортизаторов и изоляторов.

В кривые радиусом 1200 м и менее на деревянных шпалах рекомендуется укладывать удлиненные подкладки под обеими нитями.

3.1.8. Способы прикрепления рельсов к шпалам зависят от вида и конструкции шпал, классности пути, плана линии (таблица 3.2).

3.1.9. В стыках рельсов при их укладке оставляют зазоры с тем, чтобы при изменении температуры рельсы могли изменять свою длину во избежание возникновения значительных температурных сил: летом - сжатия; зимой - растяжения.

Таблица 3.2. Способы прикрепления рельсов к шпалам

Способы и схемы прикрепления рельсов к шпалам

Звеньевой путь на деревянных шпалах

Пути 1-го и 2-го классов, а также все кривые радиусом 1200 м и менее; все мосты, тоннели и подходы к ним на длине 50 м

Подкладки и рельс прикрепляются к шпале пятью костылями

Пути 3-го и 4-го классов

Пути 5-го класса

Бесстыковой и звеньевой путь на железобетонных шпалах

Все пути 1-5-го классов независимо от типа рельсов и плана линии

При раздельном скреплении рельс прикрепляется к шпале двумя клеммами на конце шпалы, а подкладка прикрепляется к шпале двумя закладными болтами или шурупами. При нераздельном скреплении рельс прикрепляется к шпале двумя клеммами, при этом подкладка и клеммы крепятся к шпале общим прикрепителем. При бесподкладочном скреплении рельс крепиться к шпале клеммами, которые в свою очередь крепятся к шпале при помощи анкеров, закладных болтов или шурупов.

прикрепления рельсов к шпалам.

Номинальная (нормальная) величина стыковых зазоров для рельсов длиной 25 и 12,5 м определяется в зависимости от годовой (наибольшей из многолетних) амплитуды изменения температуры рельса по климатическим регионам (таблица 3.3).

Таблица 3.3. Номинальные значения зазоров в стыках по климатическим регионам (при диаметре отверстий в рельсах 36 мм)

Температура рельсов, 0 С, для климатических регионов с годовой амплитудой температуры рельсов *

Т > 100 0 С

Т = 80 ÷ 100 0 С

Длина рельсов 25м

Длина рельсов 12,5 м (для уравнительных рельсов бесстыкового пути)

* Определяется дистанцией пути для своей климатической зоны в соответствии с проектом Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути [8].

3.1.10. По условию предупреждения изгиба или среза стыковых болтов при низких температурах зазоры в стыках рельсов длиной 25 м не должны превышать: 22 мм при диаметре отверстий в рельсах 36 мм; 24 мм - при диаметре отверстий 40 мм.

По условию боковой устойчивости звеньевого пути в летнее время не допускается иметь более двух подряд нулевых зазоров при рельсах длиной 25 м и более четырех - при рельсах длиной 12,5 м, за исключением случаев, когда нулевые зазоры являются номинальными в соответствии с таблицей 3.3.

Если в месте указанного количества нулевых зазоров появятся резкие углы в плане, необходимо оградить это место сигналами остановки и немедленно приступить к устранению углов.

При превышении конструктивной величины зазоров в стыках их регулировка или разгонка должна выполняться в первоочередном порядке (в течение 2-3 дней). До производства работ по регулировке зазоров скорости поездов должны быть не более приведенных в разделе 4, таблица 4.2.

При срезе одного стыкового болта на конце рельса (или двух при шестидырных накладках) скорость движения поездов ограничивается до 25 км/ч. При срезе всех болтов на конце рельса движение поездов закрывается.

3.1.11. Зазор в стыке, соседнем с изолирующим, должен быть не менее 3 мм, а при низких температурах не превышать 18 мм при диаметре отверстий в рельсах 36 мм и 20 мм при диаметре отверстий 40 мм.

3.1.12. Рельсовые стыки обеих рельсовых нитей располагаются по наугольнику. Забег стыка по одной рельсовой нити относительно стыка другой нити допускается на прямых не более 8 см, на кривых - 8 см плюс половина стандартного укорочения рельса (в данной кривой).

Забег одного изолирующего стыка относительно другого допускается: на прямых - не более 5 см; на кривых - 5 см плюс половина стандартного укорочения рельса.

3.1.13. Для предотвращения продольного перемещения (угона) рельсов под проходящими поездами при костыльном скреплении на них устанавливаются пружинные противоугоны по схемам, приведенным в Приложении 4 к настоящей Инструкции.

3.1.14. По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, чаще происходят их отказы, вызывающие необходимость уменьшения скоростей и прекращение движения поездов.

Основными видами повреждений, деформаций и дефектов рельсов являются: трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола подошвы, головки, внутренние усталостные дефекты в металле рельса и др.

Все дефекты рельсов в зависимости от их вида, места расположения, причин происхождения классифицированы в НТД/ЦП-1-3-93 Признаки дефектных и остродефектных рельсов [9].

В зависимости от вида деформации или повреждения рельсы подразделяются на остродефектные, которые могут изломаться или разрушиться под поездом и поэтому подлежащие немедленной замене, и дефектные, служебные свойства которых ниже нормативного уровня, но еще обеспечивают безопасный пропуск поездов с установленными или ограниченными скоростями; такие рельсы могут быть оставлены в пути до замены в плановом порядке с соблюдением указаний по их эксплуатации, приведенных в Каталоге дефектов рельсов (НТД/ЦП-2-93) [10].

План замены дефектных рельсов разрабатывается начальником дистанции пути в конце каждого года на предстоящий год и утверждается начальником службы пути, при этом в первую очередь планируется смена рельсов, из-за которых уже ограничена или может быть ограничена в течение года скорость движения поездов, а также на мостах, в тоннелях и на подходах к ним.

3.1.15. По остродефектным рельсам с трещинами без полного излома возможен пропуск отдельных поездов со скоростью движения не более 15км/ч, а в необходимых случаях - с проводником.

По рельсам типов Р75 и Р65 с внутренними трещинами, не выходящими на поверхность, разрешается пропуск поездов со скоростью до 25 км/ч.

По рельсам с поперечным изломом или выколом части головки без принятия специальных мер пропуск поездов не допускается.

Если поезд остановлен у лопнувшего рельса (полный отказ), по которому согласно заключению бригадира пути, а при его отсутствии - машиниста, возможно пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый поезд со скоростью не более 5 км/ч.

По лопнувшему рельсу в пределах моста или тоннеля пропуск поездов во всех случаях запрещается.

Величины дефектов и износа рельсов в главных, приемо-отправочных и станционных путях в зависимости от скоростей движения поездов устанавливаются в соответствии с Каталогом дефектных рельсов (НТД/ЦП-2-93) [10].

3.1.16. Остродефектные и дефектные рельсы выявляют при их натурных осмотрах и проверках дефектоскопными средствами и маркируют следующим образом (рисунок 3.5).


Рисунок 3.5. Маркировка дефектных — г) и остродефектных (д) рельсов в зависимости от расположения дефекта: а — вне стыка; б — по всей длине рельса; в — на левом конце рельса; г — на правом конце рель­са; д — вне стыка

На шейке рельса с внутренней стороны колеи на расстоянии 1 м от левого стыка светлой несмываемой краской наносят косые кресты: один - на дефектном рельсе; два - на остродефектном. Рядом с дефектом, с той стороны, с которой он виден (или всегда с внутренней стороны колеи, если дефект обнаружен дефектоскопными средствами), ставятся такие же кресты и указывается код дефекта.

Если дефект распространен по всей длине рельса, то в середине рельса указывают его код с черточками с обеих сторон от него (например, - 41.2-).

Если дефект расположен на левом конце в пределах стыка, то код дефекта ставят рядом с первой маркировкой; вторую маркировку не делают.

При расположении дефекта на правом конце рельса в пределах стыка на нем также наносится маркировка с указанием кода дефекта.

Если дефектность рельсов образуется сплошь на значительном протяжении (более чем на трёх-четырёх звеньях подряд) или часто повторяется, например боковой износ головки в кривых, то при достижении допускаемых размеров дефектов должна назначаться сплошная смена рельсов.

3.1.17. Допускается перекладка рельсов с боковым износом из кривых в прямые, с наружной нити кривой на внутреннюю, в том числе с переменой рабочего канта с соблюдением требований, изложенных в Технических указаниях по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 [11]. Перекладка рельсов на мостах, виадуках, тоннелях, включая подходы к ним, не допускается.

3.1.18. Для возможности быстрой замены остродефектных рельсов после их обнаружения, создается аварийно-восстановительный запас рельсов . Перед укладкой в аварийно-восстановительный запас (далее – АВЗ) рельсы тщательно (с дефектоскопированием) проверяются и маркируются белой несмываемой краской на шейке и головке рельса на расстоянии 1 м от левого торца: на головке указывается (цифрами) группа, тип рельса и его длина; на шейке - группа и пропущенный тоннаж в миллионах тонн брутто.

3.1.19. По типу, группе годности, длине, вертикальному и боковому износу укладываемые в АВЗ рельсы должны соответствовать рельсам, лежащим в пути (разница в износе не должна быть более 1 мм). В связи с этим рельсы, находящиеся в аварийно-восстановительном запасе, должны в процессе эксплуатации периодически укладываться в путь, а рельсы, снимаемые с пути, должны укладываться в аварийно-восстановительном запас.

При этом разница в наработке тоннажа рельсов, лежащих в пути и в аварийно-восстановительном запасе, не должна превышать 100 млн.т бр.

3.1.20. Для устранения дефектов рельсов и увеличения срока службы производятся работы по шлифованию рельсов. Виды и периодичность шлифования рельсов установлены Техническими указаниями по шлифованию рельсов [12].

3.1.21. Для замены вышедших из строя в процессе эксплуатации скреплений на рабочих отделениях, линейных участках и дистанции пути должен быть их аварийно-восстановительный запас.

На работе если человек работает один,без бригады.А начальник назначил его "звеньевым".Заставил ходить утром на планерки.Кто такой звеньевой,есть ли такая должность по ТК И КАКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ У ЗВЕНЬЕВОГО.Должны ли оплачивать эту должность.

Должность звеньевого не предусмотрена ТК РФ, следовательно назначение не имеет юридических последствий. Ссылки на законодательство СССР не законны. В трудовом договоре с работником может быть оговорена должность звеньевого и его обязанности. Вопрос с доплатой может быть решен с руководством, если есть реальное увеличение объема выполняемой работы. Если работник работает один, то быть звеньевым без бригады это забавно, но возложенные на вас обязанности следует исполнять.

звеньевой, звеньев′ой, -ая, -ое.
1. см. звено.
2. ~, -ого, м. Руководитель звена как небольшой организационной ячейки.
ж. звеньевая, -ой.

Смотреть что такое ЗВЕНЬЕВОЙ в других словарях:

ЗВЕНЬЕВОЙ

ЗВЕНЬЕВОЙ, -ая, -ое. 1. cat. звено. 2. звеньевой, -ого, м. Руководительзвена как небольшой организационной ячейки. II ж. звеньевая,-ой.

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньевой 1. м. Тот, кто возглавляет звено (2). 2. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: звено (2), связанный с ним. 2) Свойственный звену (2), характерный для него. 3) Принадлежащий звену (2).

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньевой 1. прил. к звено 1, 2 2. как сущ. м. (колхоза) field-team leader 3. как сущ. м.: звеньевой пионерского отряда ист. — Young Pioneer group l. смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньевой прил., кол-во синонимов: 3 • двухзвенный (3) • двухзвеньевой (3) • звеньевод (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод. смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

-а́я, -о́е.1. прил. к звено (в 4 знач.).Звеньевой метод. Звеньевой участок. 2. в знач. сущ. звеньево́й, -о́го, м.; звеньева́я, -о́й, ж. Руководитель (. смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

1) Орфографическая запись слова: звеньевой2) Ударение в слове: звеньев`ой3) Деление слова на слоги (перенос слова): звеньевой4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

ЗВЕНЬЕВОЙ

прилаг.от слова: звено 3принадлежащий звену или относящийся к звенуланковийсущ. муж. рода; одуш.руководитель звеналанковий¤ колхозный звеньевой -- кол. смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньево'й, звеньева'я, звеньево'е, звеньевы'е, звеньево'го, звеньево'й, звеньево'го, звеньевы'х, звеньево'му, звеньево'й, звеньево'му, звеньевы'м, звеньево'й, звеньеву'ю, звеньево'е, звеньевы'е, звеньево'го, звеньеву'ю, звеньево'е, звеньевы'х, звеньевы'м, звеньево'й, звеньево'ю, звеньевы'м, звеньевы'ми, звеньево'м, звеньево'й, звеньево'м, звеньевы'х, звеньева', звеньево', звеньевы', звеньеве'е, позвеньеве'е, звеньеве'й, позвеньеве'й. смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

корень - ЗВЕНЬ; суффикс - ЕВ; окончание - ОЙ; Основа слова: ЗВЕНЬЕВВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - ЗВЕНЬ; ∧ - ЕВ; ⏰ - ОЙ; Слово . смотреть

ЗВЕНЬЕВОЙ

1) прил. (относящийся к звену — группе) de grupo, de cuadrilla2) м. jefe de grupo (de cuadrilla)

ЗВЕНЬЕВОЙ

ЗВЕНЬЕВОЙ звеньевая, звеньевое (нов.). 1. Прил. к звено в 3 и 4 знач. Звеньевая сдельщина. Звеньевая система в пионерской организации. 2. в знач. сущ. звеньевой, звеньевого, м. Предводитель пионерского звена.

ЗВЕНЬЕВОЙ

grup lideri* * *мgrup başıСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

Ударение в слове: звеньев`ойУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: звеньев`ой

ЗВЕНЬЕВОЙ

м, см. звеньевая Синонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

adj.link, memberСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

1) <engin.> crew foreman2) linkСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

Р. звеньево/го Синонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

1. lüli-2. lüliline3. lülivanem4. lüliviisiline

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньево́йСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

ЗВЕНЬЕВОЙ

мGruppenleiter mСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

м. chef m de groupe

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньево'й, звеньевы'е, звеньево'го, звеньевы'х, звеньево'му, звеньевы'м, звеньево'го, звеньевы'х, звеньевы'м, звеньевы'ми, звеньево'м, звеньевы'х

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньев'ойСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

ЗВЕНЬЕВОЙ, -ая, -ое. 1. см. звено. 2. звеньевой, -ого, м. Руководитель звена как небольшой организационной ячейки. || ж. звеньевая,-ой.

ЗВЕНЬЕВОЙ

звеньевой м Gruppenleiter m 1dСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

linkСинонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

Начальная форма - Звеньевой, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное, одушевленное

ЗВЕНЬЕВОЙ

Зев Зов Ной Звон Звено Воз Вовне Вновь Вне Вено Ввоз Озен Вой Вон Вонь Звень Звеньевой Овен Новь Зной Зево

ЗВЕНЬЕВОЙ

м. caposquadra m / f Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: двухзвенный, двухзвеньевой, звеньевод

ЗВЕНЬЕВОЙ

• vedoucí• vedoucí družiny• vedoucí skupiny

ЗВЕНЬЕВОЙ

-ая, -ое звено бастығы (пионер отрядында, колхозда), звеньевая система звено жүйесі

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы (лат. reflexus — отражённый). Рефлекс - ответная реакция организма на действие раздражителя.

Любой рефлекс существует на базе рефлекторной дуги - совокупности соединенных друг с другом нервных элементов, через которые последовательно проводится нервный импульс при осуществлении рефлекса. Самый прострой пример - коленный рефлекс, который часто проверяет невролог, что позволяет быстро сделать вывод о сохранности элементов рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга коленного рефлекса

Нейроны соединяются друг с другом с помощью отростков: аксонов и дендритов, на конце которых находятся специальные контакты - синапсы, которые мы подробно изучили в статье про нервные ткани.

Устройство рефлекторных дуг

    Чувствительное (афферентное, центростремительное)

Состоит из рецептора (может быть расположен в коже, внутренних органах, сосудах) чувствительного нейрона и идущего от этого нейрона чувствительного волокна, которое проникает в спинной мозг через задние рога.

Тело чувствительного нейрона находится в задних корешках (!) спинного мозга. Представили? А теперь представьте дендрит, идущий от кончика вашего указательного пальца до самого спинного мозга. Именно поэтому неверно считать, что дендрит - всегда "короткий" отросток, а аксон - "длинный". Данный вопрос мы обсуждали в статье про нервные ткани.

Состоит из вставочного нейрона и его отростков. Вставочный нейрон осуществляет связь между чувствительным и двигательным звеном рефлекторной дуги. Вставочные нейроны могут осуществлять связь с другими отделами ЦНС.

Тела вставочных нейронов находятся в задних рогах спинного мозга.

Представлено двигательным нейроном (эфферентным, исполнительным, мотонейроном), от которого нервные волокна идут к рабочему органу (эффектору, органу-исполнителю).

В зависимости от того, чем представлен эффектор - мышца, железа - при поступлении к нему нервных импульсов его работа активируется: мышца начинает сокращаться, железа - выделять секрет.

Двигательные нейроны лежат в передних рогах спинного мозга, откуда и выходят их отростки.

Рассмотрим схему рефлекторной дуги, на базе которой осуществляется рефлекс отдергивания руки от горячего предмета. Попробуйте сами описать путь, который проходит нервный импульс и вспомнить 3 звена рефлекторной дуги. Назовите локализацию каждого из нейронов.

Рефлекторная дуга

Это может показаться очевидным, но необходимо подчеркнуть, что афферентные нервные волокна входят в спинной мозг через задние корешки. Эфферентные нервные волокна выходят из спинного мозга через передние корешки.

Виды рефлекторных дуг

Рефлекторные дуги подразделяются на соматические и вегетативные. С помощью соматических рефлекторных дуг осуществляются рефлексы, обеспечивающие возможность произвольных движений (совершаемых по воле человека). С помощью вегетативных - координация деятельности внутренних органов, то есть функции, которые не поддаются нашему осознанному контролю (вспомните вегетативную нервную систему).

Ниже вы увидите схемы соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Под картинкой будет написано существенное отличие между ними, которое вы должны запомнить, но прежде постарайтесь сами сделать вывод, изучив картинку.

Соматическая и вегетативная рефлекторные дуги

Отличием между соматической и вегетативной рефлекторными дугами в том, что в составе последней эфферентный нейрон лежит за пределами спинного мозга - в вегетативном ганглии. Данные ганглии могут располагаться по бокам от позвоночника, вблизи внутренних органов или в их стенке.

Также вы, скорее всего, обратили внимание, что вставочный нейрон вегетативной дуги локализован в другом месте - в боковых рогах спинного мозга (а не в задних, как в соматической).

Нервная регуляция

Рефлекторная дуга - фундамент, на котором осуществляется рефлекс. В нервной системе возникают не только процессы возбуждения, но и торможения, о которых мы подробнее поговорим в теме, посвященной высшей нервной деятельности. Торможение заключается в ослаблении или задержке уже возникшего возбуждения.

Таким образом, координация и регулирования процессов возбуждения и торможения - основа согласованной работы органов и систем органов, составляющих единый организм.

Неврная система человека

Заболевания

Парез (греч. πάρεσις - ослабление) - неврологический синдром, обусловленный поражением двигательного (эфферентного) пути и слабостью в конечности, или в другом органе, который данный нервный путь иннервировал. Парез проявляется снижением мышечной силы, движения в неполном объеме сохраняются.

Паралич (греч. παράλυσις - расслабление) - полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и парез.

При переохлаждении может возникнуть парез лицевого нерва. Причиной этому служит воспаление тканей, в результате чего в узком костном канале нерв сдавливается воспаленными тканями. Нервные импульсы частично, либо полностью перестают поступать к мышцам лица, что делает невозможным для пациента движение ими.

Парез лицевого нерва

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: