Исповедальный характер лирики твардовского кратко

Обновлено: 27.04.2024

Периодом начала литературного творчества А. Твардовского стала середина 20-х годов. Его ранние произведения были посвящены воспеванию деревенской жизни, колхозного устройства. Одна его ранняя поэма получила название “Путь к социализму”.

Страшно становится при прочтении этих стихов сегодня оттого, что открылась жестокая правда, связанная с коллективизацией. И в особенности, с учетом того факта биографии Твардовского, который указывает на принадлежность писателя к роду деревенского кузнеца. Местом рождения Твардовского стал смоленский хутор Загорье. В этот период отец его, умелец и труженик Трифон Твардовский, а также вся семья нежданно стали объектом для раскулачивания. Они были сосланы на Север. Правда, стихи, написанные рукой сына “кулака”, не содержат трагических мотивов по этому поводу. Литератор занимался написанием собственных произведений, так как это от него требовалось в тридцатых годах.

Изначально кажется, что само построение строк выполнено неказисто, даже прозаически, в некоторых места. Отсутствуют какие-либо художественные ухищрения, метафоры или сложные образные выражения, однако это не мешает проникновению его стихов в самое сердце. Подобное происходит по причине выражения душевного переживания поэта, который превратился в судью для самого себя – судью высокого духовного. Зачастую именно простота речи глубже всего способна выражать человеческое горе.

Александр Трифонович Твардовский - это писатель, зримо и заостренно, кровью сердца обозначивший судьбы народного сознания, его взлеты и падения на протяжении почти полувека.
Лирика Твардовского - это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому читателю, но в то же время наиболее глубоких человеческих чувств.
Уже в первых стихах автор останавливает свой выбор на лирическом герое, которым становится обыкновенный, рядовой человек. В 30-е годы 20 столетия таким героем становится колхозник, честный труженик деревни. Точное знание их жизни, особый дар понимания души простого человека позволили поэту создать яркие образы скромных тружеников. Часто это умельцы, мастера, люди с золотыми руками ("Рассказ Матрены", "Еще про Данилу", "Соперники" и др.). Описание искусной, умелой работы занимает значительное место в довоенной лирике Твардовского. Своего читателя автор вводит в мир, где выращивают хлеб, строят дома, "Добывают свет" - делают то, без чего невозможна человеческая жизнь. Это добрый мир, в котором царит дух любви и мира. Печник Ивушка (стихотворение "Ивушка"), сложив печь, обращается к хозяевам с такими словами:

- Ну, топите, хлеб пеките,
Дружно, весело живите.
А за печку мой ответ:
Без ремонта двадцать лет.

Лирические произведения Твардовского называют иногда "лирикой другого человека". Это особая форма стихотворения, в которой из живого сочувствия автора к своим персонажам вырастает позиция самого поэта: поэт пишет не о себе, но он так сердечно близок своему герою, что чувства автора и героя сливаются в повествовании о "постороннем" человеке, приобретают теплоту и взволнованность лирического самовыражения ("Друзьям", ,"3а тысячу верст. ", "Поездка в Загорье").
Поэт всегда откликался на все события, происходившие в жизни его страны. Война, захват Смоленщины вызывают в его сердце боль и гнев одновременно. - В стихотворениях 1941-1945 годов поэт стремится показать войну в восприятии её широкими народными массами: "Баллада об отречении", "Огонь", "Расплата", "Большое лето", "Возмездие", "Я убит подо Ржевом". Той же военной тематике посвящены поэмы "Василий Теркин", "Дом у дороги".
Нельзя не отметить, что военная лирика Твардовского во многом перекликается со стихотворениями военных лет других поэтов : К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и другие. Патриотизм, вера в победу, вера в силы и непоколебимость духа, мужество русского человека объединяет поэзию военных лет.
Среди высоко патриотических произведений о войне в творчестве Твардовского особое место занимает стихотворение "Я убит подо Ржевом".
Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. "Я убит подо Ржевом" -полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому не дано пережить радость победы.
Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивым описанием боя дает право герою узнать о судьбе города, который он защищал, и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена.

Горестные строки стихотворения постоянно перемежаются с другими, выражающими надежду и веру в то, что выжившие будут достойны памяти павших за Родину воинов. Погибший воин заклинает оставшихся в живых:

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

В полной мере можно назвать лирическими поэмы "Дом у дороги" и "Василий Теркин". Оба эти произведения раскрывают трагизм судьбы русского человека во время войны и в то же время имеют жизнеутверждающую силу.
Обратимся к поэме "Дом у дороги". Народный характер поэмы подчеркивается введением в речь героев слов "краше", "не сетуй", "черед", "родимый", "озябший" и другие.
Если говорить о теме этой поэмы, то лучше, чем сам автор определить тему нельзя: "Тема её - война, но с иной стороны, чем в "Теркине", со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну., Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:




Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. "

Чтобы усилить драматизм поэмы, автор настойчиво повторяет эпитеты, метафоры, сравнения: "день оглох от грохота", "война билась спьяну", "память горя", "боль взывает к людям", "горестный дом", "глухая память", "грустная еда", "глухой нерадостный покой", "горькая минута", "свирепый ветер" и другие.
Слово "дом" в поэме является многозначным. Это и жилище, это и семья, это и более широкое понятие - родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать, потому что нет ничего роднее и дороже.
Страшная война прошла, позади горести, впереди - мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть - это значит не допустить новой войны. Сам автор сравнивает поэму с плачем, пишет о страшных испытаниях, посланных войной. Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в военные годы в народе называли "он", вкладывая в это слово свое гражданское презрение:

А он уж бомбы на Москву
Возил над головами.

Прослеживая судьбу отдельных героев, хозяев дома у дороги, автор делает читателя свидетелем трагической судьбы всего народа в годы войны. Завершается поэма описанием свободного труда, который символизирует надежду и веру в счастье.
В послевоенные годы (60-70-е годы XX столетия) излюбленным жанром поэта становится лирическая миниатюра, в емкой форме которой автору удается выразить широкие мысли. Лирика Твардовского становится философичной и ставит перед читателем важные вопросы человеческого бытия:


Мне славы тлен - без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
.
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез,
В итоге твердое сознанье,
Что лестно я тянул мой воз.
"О сущем"

Для Твардовского поэзия - благородное служение людям, требующее упорного труда и мастерства. В 1971 году лирические стихи поэта были удостоены Государственной премии.

Александр Трифонович Твардовский - это писатель, зримо и заостренно, кровью сердца обозначивший судьбы народного сознания, его взлеты и падения на протяжении почти полувека.
Лирика Твардовского - это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому читателю, но в то же время наиболее глубоких человеческих чувств.
Уже в первых стихах автор останавливает свой выбор на лирическом герое, которым становится обыкновенный, рядовой человек. В 30-е годы 20 столетия таким героем становится колхозник, честный труженик деревни. Точное знание их жизни, особый дар понимания души простого человека позволили поэту создать яркие образы скромных тружеников. Часто это умельцы, мастера, люди с золотыми руками ("Рассказ Матрены", "Еще про Данилу", "Соперники" и др.). Описание искусной, умелой работы занимает значительное место в довоенной лирике Твардовского. Своего читателя автор вводит в мир, где выращивают хлеб, строят дома, "Добывают свет" - делают то, без чего невозможна человеческая жизнь. Это добрый мир, в котором царит дух любви и мира. Печник Ивушка (стихотворение "Ивушка"), сложив печь, обращается к хозяевам с такими словами:

- Ну, топите, хлеб пеките,
Дружно, весело живите.
А за печку мой ответ:
Без ремонта двадцать лет.

Лирические произведения Твардовского называют иногда "лирикой другого человека". Это особая форма стихотворения, в которой из живого сочувствия автора к своим персонажам вырастает позиция самого поэта: поэт пишет не о себе, но он так сердечно близок своему герою, что чувства автора и героя сливаются в повествовании о "постороннем" человеке, приобретают теплоту и взволнованность лирического самовыражения ("Друзьям", ,"3а тысячу верст. ", "Поездка в Загорье").
Поэт всегда откликался на все события, происходившие в жизни его страны. Война, захват Смоленщины вызывают в его сердце боль и гнев одновременно. - В стихотворениях 1941-1945 годов поэт стремится показать войну в восприятии её широкими народными массами: "Баллада об отречении", "Огонь", "Расплата", "Большое лето", "Возмездие", "Я убит подо Ржевом". Той же военной тематике посвящены поэмы "Василий Теркин", "Дом у дороги".
Нельзя не отметить, что военная лирика Твардовского во многом перекликается со стихотворениями военных лет других поэтов : К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и другие. Патриотизм, вера в победу, вера в силы и непоколебимость духа, мужество русского человека объединяет поэзию военных лет.
Среди высоко патриотических произведений о войне в творчестве Твардовского особое место занимает стихотворение "Я убит подо Ржевом".
Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. "Я убит подо Ржевом" -полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому не дано пережить радость победы.
Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивым описанием боя дает право герою узнать о судьбе города, который он защищал, и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она - спасена.

Горестные строки стихотворения постоянно перемежаются с другими, выражающими надежду и веру в то, что выжившие будут достойны памяти павших за Родину воинов. Погибший воин заклинает оставшихся в живых:

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

В полной мере можно назвать лирическими поэмы "Дом у дороги" и "Василий Теркин". Оба эти произведения раскрывают трагизм судьбы русского человека во время войны и в то же время имеют жизнеутверждающую силу.
Обратимся к поэме "Дом у дороги". Народный характер поэмы подчеркивается введением в речь героев слов "краше", "не сетуй", "черед", "родимый", "озябший" и другие.
Если говорить о теме этой поэмы, то лучше, чем сам автор определить тему нельзя: "Тема её - война, но с иной стороны, чем в "Теркине", со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну., Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. "

Чтобы усилить драматизм поэмы, автор настойчиво повторяет эпитеты, метафоры, сравнения: "день оглох от грохота", "война билась спьяну", "память горя", "боль взывает к людям", "горестный дом", "глухая память", "грустная еда", "глухой нерадостный покой", "горькая минута", "свирепый ветер" и другие.
Слово "дом" в поэме является многозначным. Это и жилище, это и семья, это и более широкое понятие - родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать, потому что нет ничего роднее и дороже.
Страшная война прошла, позади горести, впереди - мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть - это значит не допустить новой войны. Сам автор сравнивает поэму с плачем, пишет о страшных испытаниях, посланных войной. Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в военные годы в народе называли "он", вкладывая в это слово свое гражданское презрение:

А он уж бомбы на Москву
Возил над головами.

Прослеживая судьбу отдельных героев, хозяев дома у дороги, автор делает читателя свидетелем трагической судьбы всего народа в годы войны. Завершается поэма описанием свободного труда, который символизирует надежду и веру в счастье.
В послевоенные годы (60-70-е годы XX столетия) излюбленным жанром поэта становится лирическая миниатюра, в емкой форме которой автору удается выразить широкие мысли. Лирика Твардовского становится философичной и ставит перед читателем важные вопросы человеческого бытия:


Мне славы тлен - без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
.
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез,
В итоге твердое сознанье,
Что лестно я тянул мой воз.
"О сущем"

Для Твардовского поэзия - благородное служение людям, требующее упорного труда и мастерства. В 1971 году лирические стихи поэта были удостоены Государственной премии.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение 17.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Итак, можно подвести итог. Лирические произведения А. Т. Твардовского, действительно, наполнены искренней исповедальностью.

Конспект урока Твардовский А.Т.

Тема: Исповедальный характер лирики Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, пробудить интерес к его личности, показать на примере его судьбы истоки формирования гражданско-патриотических мотивов лирики поэта.

Оборудование: портреты А.Твардовского, словари, учебник, сборники стихотворений.

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Прогнозируемые результаты: развивают умения анализировать и творчески интерпретировать лирические произведения, навыки самостоятельной исследовательской работы, совершенствуют навыки выразительного чтения. Формирование гражданских и нравственных основ личности учащихся, культуру и эстетический вкус учащихся.

1. Организационный момент. Проверка готовности.

Чтение эпиграфа к уроку:

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

А. Твардовский.

2. Актуализация опорных знаний

-Мы продолжаем изучение поэтического наследия Александра Трифоновича Твардовского.

-Что вы узнали о Твардовском?

-Какие основные темы лирики Твардовского?

Проверка домашнего задания . Чтение стихотворений наизусть по выявленным темам лирики Твардовского.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы обратимся вновь к лирике Твардовского.

Словарная работа. Запись определения: исповедальность-это свойство по значению прилагательного исповедальный ; глубокая искренность , выражение сокровенных мыслей, нравственных убеждений, личного опыта как особенность чьего-либо творчества. Свойственный исповеди.

4. Работа над темой урока. Учитель выразительно читает наизусть.

(длительная пауза перед чтением стихотворения )

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Работа в группах.

Откройте, пожалуйста, текст этого стихотворения и приготовьтесь к его стилистическому анализу по вопросам, которые даны на доске. По 2 вопроса на каждую группу.

Вопросы для анализа:

· О чём это небольшое по объёму стихотворение?

· Что представляет собой основной конфликт стихотворения? Разрешён ли он в финале стихотворения?

· В чём особенность лирической простоты и не использованных поэтом метафор и эпитетов??

· Найдите в тексте повторы. Какова их роль?

· Что можно сказать о ритмической стороне стихотворения?

· Обратите внимание на синтаксис этого стихотворения. Что вы можете отметить? Почему между строк нет пауз?

Выступления групп (возможный вариант ответа).

Стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям.

Лирическая простота, в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов.

Элегический пятистопный ямб и один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему настроению стихотворения.

Ответ на вопрос: Какую же все-таки тайну хранит автор?

(автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России. Лирический герой (в данном произведении он совпадает с автором) еще сам для себя всего не решил окончательно, и потому всю суть мы узнаем потом, когда он будет готов нам ее рассказать (Сказать хочу. И так, как я хочу). Жизненный опыт дает право Твардовскому на добрые наставления, к которым нас только подготавливают, и которые прозвучат в стихах, написанных в последние годы жизни: "Что нужно, чтобы жить с умом!", "Допустим, ты свое оттопал…", "К обидам горьким собственной персоны…".)
- Как прием антитеза проявляется в стихотворении?

(Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым "фокусом" фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые. В данном произведении, как мне кажется, антитеза применяется для усиления ощущения значимости и важности "единственного завета".)

(Обращаясь к символике стихотворения, я хотел бы обратить внимание на выражение "живые и мертвые". Символ - это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В составе произведений Твардовского символы чаще всего рассматриваются, как мне кажется, с точки зрения того преобразования, которому подвергается символ, занимая определенное место в композиционной иерархии. То есть важно не то значение символа, которое придется ему в быту, а то, которое подразумевает автор. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
…Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, - знаю точно я.

6. Итоги урока.

Вывод: Правдивость, искренность и ответственность перед своим народом всегда отличали поэта. Именно в объединении поэтической судьбы Твардовского с народной жизнью, с самыми крутыми ее поворотами и взлетами на высоту небывалого героизма, лежит одна из причин его творческих достижений.

7. Рефлексия. Выставление оценок.

Ребята, вы проделали большую работу и добились результатов в исследовании лирики А.Т.Твардовского. Ваши ответы порадовали зрелостью суждений. Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.

Я узнал, что .

Меня удивило .

Я задумался о .

Мне запомнилось…

А теперь оцените свою работу и работу групп по листу оценивания.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

8. Домашнее задание. Творческое задание.

Лейдерман Н. А. и др. Система работы по изучению советской литературы в 8 – 10 классах средней школы. М., 1985, с. 231 – 236.

Литература. Ответы на билеты. М., 1997, с. 135 – 139.

Муравьёв А. Н. Творчество Твардовского. М., 1981, с. 120 – 133.

Уроки литературы в 11 классе. Под ред. В. П. Журавлёва. М., 2001, с. 129 – 139.

Читайте также: