Мононорма это тгп кратко

Обновлено: 18.05.2024

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.

Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Настала пора оглядеться по сторонам, взглянуть пошире и попытаться проанализировать не только настоящее права, но и его прошлое, с тем, чтобы избежать ошибок в его будущем.

В понимании проблем происхождения права на помощь юристу должны придти историки, этнографы, политологи, философы. И опорой здесь следует считать свойство права быть социальным регулятором. Саморегуляция поведения – наряду с высоким сознанием, наличием определенной психофизической конструкции (строение, форма скелета, обладание речью), способностью предвидеть, умением создавать орудие труда и пользоваться ими – особенный признак человека, отличающий его от животных. Можно даже сказать больше: саморегуляция – признак человечества, основная характеристика общества.

В истории существовало две принципиально различные системы социального регулирования, соответствующие двум способам хозяйствования: присваивающего и производящего.

Присваивающая система хозяйства (охота, рыболовство, собирательство, земледелие, скотоводство) опиралась только на самоорганизацию и иные самопроизвольные процессы во взаимоотношениях человека и природы. В производящей экономике дело обстояло качественно иначе: самоорганизационные процессы сменяются сознательным регулированием организации сельского хозяйства, ремесла, мореплавания, ирригационного строительства и т.д.

Основными способами социального регулирования присваивающей экономики являлись – запреты (табу), дозволения и позитивное обязывание.

Табу ограничивали биологические, половой и пищевой инстинкты человека, так через табу запрещались браки между родственниками, убийство некоторых видов животных в определенные периоды, каннибализм, колдовство, похищения женщин и детей, применение оружия на стоянках, воровство, нарушение супружеской верности и др.

Дозволения определяли время охоты на животных, сроки сбора плодов, выкапывания корней, возможность пользоваться той или иной территорией, источниками воды. Устанавливались правила распределения пищи среди членов общины, организации коллективной охоты, акций мщения за вред, причиненный члену общины и т.д.

Позитивное обязывание позволяло организовать необходимое поведение в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, поддержания огня, изготовления орудий труда, средств передвижения. Мужчинам и женщинам, детям и старикам предписывалось выполнять строго определенную работу.

В этот период уже можно разграничивать нормы по объекту регулирования: земельные, имущественные, уголовные, брачно-семейные, процессуальные. Санкции за нарушение этих норм также имели свою структуру: общественное порицание, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

Содержание основных регуляторов общественных связей этого периода обеспечивало общение людей в процессе решения их трудовых и бытовых задач, обеспечивали наилучшие способы присвоения предметов природы и их переработки.

В присваивающей экономике, которому соответствовало доклассовое, догосударственное обществе все социальные нормы существовали в единстве как мононормы – единые нерасчлененные специфические нормы. В них нельзя было выделить отдельно в качестве особых регуляторов поведения ни религию, ни мораль, ни право. Мононормы существовали в виде мифов, ритуалов, обрядов, обычаев и были едины для всех членов общества.

В условиях производящей экономики, а это уже раннеклассовые общества мононормы распадаются, расщепляются на самостоятельные виды норм.

Возникает мораль, религия, право. Каждый из вновь появившихся регуляторов новых общественных отношений получает свои собственные характеристики, которые различают эти нормы по структуре, содержанию, форме выражения, процедурам, средствам обеспечения.

Производящая экономика породила два типа цивилизации -- персоноцентристскую и системоцентристкую.

Если социальная система находится в относительно благоприятной среде, то формируется такое общество, нормы которого ориентируются в основном на благополучие индивида и позволяют человеку быть относительно независимым от системы, т.е. свободным. Это будет персоноцентристская цивилизация. Социальные нормы здесь все большее предпочтение отдают свободе человека, но не интересам целого, системы.

Цивилизации противоположного типа – системоцентристские – возникают тогда, когда социальные системы находятся во враждебной географической или социальной среде, а существование человека в системе является формой борьбы за выживание не индивида, а рода человеческого в целом. В системоцетристских цивилизациях социальная система ради продолжения существования людей жертвует конкретными отдельными людьми. Человек здесь – не свободный индивид, не самодостаточная личность, а средство существования системы, обеспечивающей существование всем людям в целом.

Исторически первоначально возникают системоцентристские цивилизации (восточные деспотии) Право как особый социальный регулятор, определяющий меру свободы человека и ее формирующий, возникает и развивается из мононормы персоноцентризма (Древняя Греция, Древний Рим).

Юридические коллизии – правовое явление, возникающие в процессе конкуренции или противоречии норма права друг другу.

Конфедерация

Конфедерация - это одна из форм межгосударственного объединения, представляющих собой союз суверенных государств, образованный для достижения определенных целей.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это характерные правила поведения, присущие организованным сообществам людей, направленные на обеспечение нормальной деятельности данного сообщества.

Легализация государственной власти

Легализация государственной власти – это правовое явление, которое заключается в наличии инструментов и институтов, на которые действующая власть может опираться при осуществлении своей деятельности.

Легитимация государственной власти

Легитимация государственной власти - это отношение население государства к власти, основанное на признание права действующей власти на управление, готовность подчинения.

Материальное право

Материальное право - это совокупность отраслей права, которые непосредственно регулируют общественные отношения.

Метод правового регулирования

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов используемых для воздействия на общественные отношения посредством права.

Метод теории государства и права

Метод теории государства и права - это система способов и методов, с помощью которых познается предмет теории государства и права.

Методология

Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования - это совокупность юридических методов, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Монархия

Монархия - это форма правления, верховная власть при которой принадлежит одному лица и передается по наследству.

Мононормы

Налоги

Налоги - это материальные средства, взимаемые государством для обеспечения функционирования механизма государства.

Негативные права

Негативные права - это права, которые предписывают государству не вмешиваться в сферу личных прав и свобод человека и гражданина.

Норма права

Норма права - это правило поведения, которое носит статус общеобязательного, формально-определенного и которое направленно на регулирование общественных отношений.

Нормативный правовой акт

Общество

Общество - это совокупность людей, объединенных общей территорией проживания, едиными ценностями и культурой.

Общие принципы права

Общие принципы права - это основополагающие начала правовой системы, которыми руководствуются субъекты правовых и общественных отношений.

Общенаучные методы

Общенаучные методы - методы, которые применяются только на отдельных стадиях процесса научного познания.

Мононормы
Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе

Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.

По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.

Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.

В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.

В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.

Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.

Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе

Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.

Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.

Основные признаки мононорм:

Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.

Основные функции мононорм:

  • освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
  • стабилизация отношений в первобытном обществе;
  • воспроизводство как биологического вида;
  • распределение пищи и т.д.

Способы регулирования и содержание мононорм

Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в перво­бытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.

Содержание мононорм:

    • охотиться и собирать плоды на отведенных территориях;
    • раздавать для раздачи членам сообщества и в дар членам других сообществ крупных животных;
    • раздавать сами туши в установленном порядке;
    • участвовать в коллективных акциях общественного порицания.
      • нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми;
      • убийство; травмы; каннибализм;
      • колдовство;
      • похищение женщин и детей;
      • несанкционированное использование оружия на стоянке;
      • кража;
      • нарушение правил брачного союза, в том числе равноправия между общинами при обмене женщин на брак;
      • систематическая ложь;
      • нарушение супружеской верности и др.
        • организацию необходимого поведения в процессах приготовления пищи,
        • строительство жилья,
        • разжигание костров и поддержание огня,
        • производство оружия,
        • изготовление средств передвижения (например, лодок).

        Формы выражения мононорм

        Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.

        Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).

        Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.

        Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.

        Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).

        Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.

        Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.

        Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

        Государственное образование появилось всего около четырех тысяч лет тому назад. А вот социальная эволюция человечества насчитывает более пятидесяти тысяч лет. Задолго до того, как возникла государственность, существовали уже некоторые нормы общения между людьми, регулирование, власть, управление. В науке это все эти отношения называют мононормами. Но что это? Мононорма – это традиционно-бытовой регулятор, зачаток морали и права.

        Виды регуляторов

        Мононорма - это единое, общее для всех правило поведения (либо совокупность норм и правил). Першиц, выдающийся отечественный историк и этнограф, выделил следующие виды отношений:

        1) семейные и брачные;

        2) разделение труда по половому признаку;

        3) правила ведения войны и охоты;

        4) разделение пищи по половому признаку и социальной иерархии;

        5) разрешение конфликтов между отдельными членами общины.

        мононорма это

        Мораль первобытного человека

         регулирование общественных отношений

        А что можно было?

        Мононорма - это способ регулирования, зачастую безусловный, который берет начало еще с древних времен. В доисторическую эпоху среди разных методов воздействия на только-только начинавший формироваться социум были в основном запреты. Но существовала небольшая доля и дозволений (разрешений), зачастую позитивных. Например, запрещался инцест (кровосмешение) и нарушение разделений функциональных обязанностей в племени/общине. В то же время была разрешена охота на определенных участках на некоторые виды животных. Позитивное регулирование общественных отношений состояло в обозначении целей: рационализация приготовления пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и так далее. Но все же эти нормы не выделяли человека из окружающей его природы. Они только способствовали созданию эффективных методов присвоения элементов природы (например, получения огня или разведения домашних животных).

        мононормы первобытного общества

        Откуда мы узнаем об этих регуляторах?

        Для первобытного человека мононорма - это общеплеменная обязанность и необходимость. В наше время можно найти отголоски этих правил и запретов в обычаях, обрядах, мифах, ритуалах. Обычай – первый исторический регулятор отношений между племенами и отдельно взятыми людьми. Именно обряды закрепляли веками выработанные полезные и рациональные модели поведения, которые затем передавались через поколения и отражали интересы всех членов племени в равной мере. Обычаи менялись очень медленно, что вполне соответствовало тем темпам развития, которые были стандартны для общества тех времен. Соблюдение предписанных ритуалов было обязанностью каждого отдельно взятого члена общины, которая затем выливалась в прочную привычку. Именно непререкаемость племенных обычаев становилась опорой для общности интересов членов племени, их равенства, отсутствия противоречий между интересами.

        Читайте также: