Листопадов песни донских казаков кратко

Обновлено: 10.05.2024

ЛИСТОПАДОВ Александр Михайлович (1873-1949) - российский фольклорист. Собиратель и исследователь народных Донских казачьих песен.

Фольклорист-музыкант, художник Выдающийся фольклорист-музыкант Александр Михайлович Листопадов вошел в историю нашей музыкальной культуры как один из крупнейших знатоков донских казачьих песен, их собиратель и исследователь. Этой работе он посвятил более пятидесяти лет своей жизни. Родился А. М. Листопадов 18 сентября 1873 г. в Донской стан. Екатерининской (ныне Краснодонецкая) Белокалитвенского района в семье учителя. С юношеских лет Александр Михайлович занимался сбором и изучением народных песен, которые записывал в Донских хуторах и станицах. Особенностью метода его работы было то, что он тексты и напевы песен записывал одновременно. К началу 900-х гг. А. М. Листопадов сумел записать несколько сот казачьих песен. О первых итогах своей собирательской работы он сделал доклад на заседании музыкально-этнографической комиссии в Москве. Песни донских казаков были высоко оценены многими видными деятелями русской музыкальной культуры. В 1902- 1904 гг. А. М. Листопадов организовал и возглавил первую научную экспедицию по сбору и изучению песен донского казачества. Вскоре в печати стали появляться статьи А. М. Листопадова. Опубликованный им в 1905 г. первый очерк "Донская казачья песня" отличался тем, что А. М. Листопадов стремился, как писал он, "полностью сохранить народный говор, не исключая фонетических особенностей". В 1911 г. вышел из печати сборник песен донских казаков, изданных в записях А. М. Листопадова, в который было включено 107 песен разных жанров. За этот сборник А. М. Листопадов был награжден золотой медалью и премией. После Великой Октябрьской социалистической революции, которую он встретил в Саратове, работая в музыкальном училище и консерватории, и освобождения Дона от белогвардейцев Александр Михайлович вернулся в родной Новочеркасск, где, наряду с преподавательской деятельностью в музыкальном училище, продолжал активно заниматься сбором и изучением фольклора народов СССР. С этой целью он отправляется в 1934 г. с экспедициями в Таджикистан. Вернувшись на Дон, с 1936 по 1948 г. А. М. Листопадов руководил хором донских казаков, продолжал сбор фольклора народов Дона и Поволжья. Собранные им народные песни публиковались в сборниках, изданных в Москве, Ленинграде, Ростове и в других городах страны. Всего за долгие годы неутомимой деятельности А. М. Листопадов собрал и записал около 1800 народных песен, былин, напевов, в том числе около 1300 донских казачьих песен. Более тридцати лет прошло с тех пор, когда закончился выпуск пятитомного наследия А. М. Листопадова "Песни донских казаков", явившегося крупным вкладом в советскую музыкальную фольклористику.

Наследство А. М. Листопадова с полным правом может быть названо хрестоматией устного поэтического и музыкального творчества донских казаков, хрестоматией донской песни. Сам же Листопадов, собиратель, исследователь и классификатор этих песен, был солдатом, посвятив свою творческую деятельность беззаветному служению в интересах народа. Готовясь к своей работе, он изучал все лучшее, что было сделана ранее фольклористами. Потребовалось вооружить себя дополнительными и более обширными знаниями, и он поступил в 1903 г. в Московскую консерваторию, где его учителями были С. И. Танеев, А. Д. Кастальский и другие композиторы, а в следующем году поступил на филологический факультет Московского университета. В годы учебы он не оставлял любимого дела: часто выезжал на Дон, чтобы привести в порядок уже записанное и записать новое. Уже тогда в песенном наследстве он видел революционную историю народа, выраженную в самой краткой и ясной художественной форме. Неудивительно что, живя в Москве, он считал обязательным для себя принимать активное участие в общественной и политической жизни, за что в 1907 г. был выслан на Дон "на все время действия усиленной охраны". А. М. Листопадов не хотел мириться с "предсказателями" исчезновения в будущем народной песни. Все его человеческое существо протестовало против этого. И он, музыкант, поэт, этнограф и гражданин, все делал, чтобы увековечить песню в ее лучшей, наиболее истинной форме. Вот потому-то так многократно он проверял свои записи, исправлял их, искал наиболее естественную обстановку, в которой песня возникла бы непринужденно, а исполнителям не было бы никаких помех вникнуть в самую суть песни. Борясь за чистоту и художественную правдивость народной песни, Листопадов очищал ее от тех "царей", "князей", которые не заслужили почитания у народа. В народных песнях оставались только те полководцы и князья, кто и в горести и в радости был с народом! На научной конференции по народному творчеству донского казачества, проходившей в Ростове в 1961 г., а основательным, вдумчивым анализом деятельности Листопадова выступил музыковед Б. М. Добровольский. - Пятитомное издание "Песен донских казаков", безусловно, является замечательным памятником нашей советской культуры и вместе с тем - памятником колоссальной творческой деятельности А. М. Листопадова, - сказал он. - Все песни этого издания отредактированы и поданы в таком виде, что большинство из них могут в любую минуту прозвучать с нашей советской эстрады не как архаика, не как ушедшее в прошлое искусство, а как живое творчество донских казаков. В этом величие и огромное значение труда замечательного музыканта-художника. А. М. Листопадов, будучи фольклористом, одновременно был и музыкантом-художником. И именно потому ему под стать было восстанавливать утраченное, исправлять искаженное, составлять из осколков драгоценное целое. С особым уважением думаешь о Листопадове-реставраторе песен о Разине. Эти песни слагались удалыми людьми на Дону, на просторах между Доном, Волгой, Каспием. И вдруг именно на Дону их не оказалось. Пропали те песни, что воспевали достоинство свободолюбивого человека и своим идейно-художественным острием были направлены против помещиков и их покровителей. Царизм разгромил казачью вольницу. Его идеологи стали душить свободолюбивые песни казачества. Их запрещали петь, их переделывали так, чтобы они служили чуждому делу. Героическим трудом собирателя, истинного знатока казачьей истории, художника-музыканта А. М. Листопадову удалось вернуть нам бесценное богатство - песни о Степане Разине. А. М. Листопадов подчеркнуто называл себя лишь собирателем донского песенного фольклора. Прошло более 30 лет, как его не стало. Теперь его скромность в оценке своей деятельности не мешает нам заслуженно называть Листопадова и собирателем, и ученым-фольклористом, и композитором, и музыкантом-художником, привносившим в песню то, что окрыляло ее и уносило к современному и к будущему. Все эти назначения он оправдал своим пятитомным наследством - сокровищницей народного творчества. Придет то время, и песенное наследство А. М. Листопадова вернется к народу в опере, в симфониях, сонатах. Верить в это надо прежде всего потому, что в прошлом Листопадов видел не только прошлое, но и то, что освещает дорогу в будущее. М. А. Никулин

Родился А. М. Листопадов 18 сентября 1873 г. в донской стан. Екатерининской (ныне Краснодонецкая) Белокалитвенского района в се.

13. 09.1873 г. - 14.02.1949 г.

Выдающийся собиратель и исследователь донского фольклора: песен, былин, преданий - музыкант, композитор, хоровой деятель, наш знаменитый земляк. Он вошел в историю нашей музыкальной культуры как один из крупнейших знатоков донских казачьих песен, донского фольклора.

Песенная культура, что окружала казаков в станицах и хуторах дошла до нас и до сих пор потрясает и в этом немалая заслуга Александра Михайловича Листопадова.

Биография его по-своему удивительна. Листопадов родился 18 сентября 1873 года в станице Екатерининской Первого Донского округа Области Войска Донского, в семье станичного священника. При крещении его нарекли Александром. Детство его примечательно тем, что было окружено музыкой. Мать, Александра Михайловича часто укладывая своего шустрого как ртуть сынишку, пела ему песни, которые захватывали маленького Сашу и переносили во времена седой древности. Великое множество прибауток, колыбельных песен слышал маленький мальчик, еще не научившись говорить.

Слушая мамины прибаутки, песни Саша привыкал к музыке и ритму родного языка.

В станичных школах обязательным предметом было обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Фактически, музыкантами были все. Саша на редкость оказался музыкально одаренным ребенком. У него был идеальный слух, красивый голос, он прекрасно владел многими музыкальными инструментами.

Десятилетнее образование Александра Листопадова проходило в Новочеркасске, где он окончил Духовное училище, а затем Духовную семинарию.

В годы учебы Александр был певчим ученического хора. Александр уже в детстве обратил внимание, что многие казачьи песни забыты, поются единицами. И хотя у песен век дольше человеческого, но и они не вечны. Немало из них утрачено, и Александр пришел к мысли, что надо собирать эти народные жемчужины, чтобы сберечь их для последующих поколений. Окончив, Новочеркасскую духовную семинарию, он 10 лет проработал школьным учителем в родных краях, продолжал заниматься собирательской деятельностью.

О первых итогах своей собирательской работы он сделал доклад на заседании музыкально-этнографической комиссии в Москве. Песни донских казаков были высоко оценены многими видными деятелями русской культуры.

Деятельность Листопадова заинтересовала не только музыкальные круги, но и донское правительство. По распоряжению военного министра, на средства Донского областного статистического комитета снаряжается экспедиция по сбору донских песен, былин по хуторам и станицам Первого Донского округа, к которым относятся и наши станицы: Романовская и Цимлянская. Листопадов был назначен руководителем экспедиции.

Главной задачей для Листопадова, как собирателя и исследователя, записать еще не известные и нигде не записанные ранее казачьи песни.

В этой экспедиции Листопадов применил фонограф, аппарат для записи голоса. Порой сильно, смущенные невиданной машинкой, песенники от волнения забывали тексты.

Почти девятимесячная командировка, которая длилась с октября 1902 по июнь 1903 года, превзошла ожидания участников экспедиции. Было записано 703 казачьих народных песен и 17 калмыцких. Среди собирателей донских казачьих песен Листопадов занимает особое место не только потому, что им собрано их наибольшее количество, но то, что он тексты и напевы записывал одновременно, поэтому записанные песни сохраняли живость и образность народной речи донских казаков. Благодаря Листопадову, мы знаем не только, что пели на Дону, но и как пели.

Александр Михайлович Листопадов решает продолжить образование. Ему было 30 лет, когда он приехал в Москву для того, чтобы учиться в Московской консерватории и одновременно и на филологическом факультете Московского университета. Во время учебы, он продолжает заниматься сбором и исследованием народной песни. После Москвы Листопадов уезжает в Саратов, где преподает в музыкальном училище, в том числе и в Саратовской консерватории, продолжает заниматься исследовательской работой.

В сборник было включено 107 песен разных жанров. В своих статьях, Листопадов подчеркивал, что песенный океан окружает казака с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке.

Из расформированного Новочеркасского Войскового казачьего хора Александр Михайлович создает певческую капеллу.

В 1920 году он дирижер музыкального драматического коллектива, ставит оперы, преподает в Донском в педагогическом институте и музыкальном техникуме.

В 1934 году талантливого ученого отправляют с экспедицией в Таджикистан для изучения таджикских песен. Эта экспедиция, была полная всяких неожиданностей и трудностей. Результатом работы Листопадова стала запись 350 песен Средней Азии. Александр Михайлович вернулся на родину.

В конце 1930-х годов в Ростове-на-Дону он создал хор донских казаков и готовил новую экспедицию. Но его деятельность была прервана. Началась Великая Отечественная война.

Песни, собранные А.М.Листопадовым, и ныне звучат в исполнении наших народных самодеятельных и профессиональных коллективов. Пожалуй, и нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы сердцам слушателей записанных им донских напевов.

Он умер в 1949 году и похоронен в Ростове. Несмотря на то, что потомков у Листопадова не осталось, однако могила его по-прежнему ухожена, люди постоянно приносят живые цветы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учреждение: МКОУ Красноярская СОШ

Чернышковского района Волгоградской обл.

Консультант: Бавыкина Людмила Владимировна

Глава I . Александр Михайлович Листопадов – собиратель и исследователь народных казачьих песен.

Глава II . По следам экспедиции.

Источники и литература

Большую ценность духовной культуры казаков представляет проявление искусства в фольклоре: особенности народной речи, песни и танцы. Казачьи песни выражают чувства и мысли казаков, самые яркие моменты их жизни: смерть, рождение, работа, день свадьбы, служба, любовь. Они связаны с традициями и обрядами теснейшим образом. Как правило, содержание песен простое и никогда в них нет чего-то грубого. Обычно оно относится к близким людям и занятиям на родине, обычаям. К примеру, невеста признается в любви: "Какова рыба без воды,/ Такова млада без милого дружка, / Без милого, без донского казачка". (" Ой, да, ну, как по морю ").

В процессе работы по теме мы узнали, что экспедиция исследователя прошла и по нашему краю, в частности, по станице Есауловской, в которую входил хутор Тормосино. Хуторские песни старейшин были записаны и вошли в сборник мало известных казачьих песен.

В лице А. М. Листопадова, мы видим не только опытнейшего и неутомимого собирателя, но и вдумчивого исследователя народной песни. Его труд — ценнейший вклад в золотой фонд отечественной музыкальной культуры. Это не только музыкально-этнографический документ, но и памятник истории; художественная антология, которая, минуя всяческие обработки, может прямо войти в репертуар наших многочисленных хоровых коллективов, которые сейчас исполняют казачьи песни . Такие ансамбли есть и у нас в Чернышковском районе.

П есня донских казаков – это пылкость чувств и резвость мысли. Таковой она и должна быть – выражать душу этого вольного народа. Впрочем, культура казаков – это, прежде всего воспитание через традиции, которые, к счастью, сохранились, и хочется надеяться, будут сохраняться в будущем.

«Степь Донская вышла навстречу,

Окружила шелестом трав,

И казачьей старинной песней

Глава I . Старинная казачья песня – это одно из проявлений жизни народа. Не зря говорили: казаки не пели, они играли песню. Исполняя то или иное произведение на общих народных гуляниях, праздниках, представители казачьего сословия не только голосом, а и всей своей сутью, движениями выражали отношение к тому или иному событию, воспевали ли они красоту родного края, гордость ли свободолюбивого населения, преданность ли Отечеству или умение ценить любовь и крепкую дружбу.

Листопадов Александр Михайлович – знаток и истинный ценитель казачьей песни. Музыковед, фольклорист, собиратель и исследователь народных песен (в основном донских) родился 18 сентября 1873 г. в донской станице Екатерининской (ныне Краснодонецкая) на Донце Белокалитвинского района в семье учителя, умер 14 февраля 1949 в Ростове-на-Дону. Музыкальное образование он получил в Новочеркасской духовной семинарии. В 1903—1905 году изучал историю и теорию музыки в Московской консерватории. В 1904—1907 году слушал лекции на факультете филологии Московского университета. В 1892—1902 г.г. работал учителем хуторской школы на родине.

А.М. Листопадов активно участвовал в собирании и исследовании донского казачьего фольклора, он записывал только те песни, которые не были известны другим исследователям. С 1902 член музыкально - этнографической комиссии в Москве. Участник и руководитель ряда фольклорных экспедиций (1902—1904). С 1907 в Саратове (выслан из Москвы за участие в студенческих революционных кружках); в 1907—1915г.г. преподаватель в средних учебных заведениях, в 1915—1920 г.г. в консерватории, в 1918—1920 член комитета по управлению консерваторией и руководитель музыкальной секции Гороно.

В 1920—1934г.г. преподаватель Донского педагогического института и музыкального техникума в Новочеркасске, в 1934—1936 преподаватель музыкального училища и руководитель кабинета народной музыки в Сталинабаде (Душанбе). С 1936 в Ростове-на-Дону, руководитель хора донских казаков.

Исследовательской работе Александр Михайлович посвятил более пятидесяти лет своей жизни. 1902- 1904 гг. А.М Листопадовым бала организована экспедиция в донские станицы по собиранию казачьих песен. Это была первая научная экспедиция. При выработке маршрута руководствовались не только историческим прошлым того или иного населенного пункта, но и фактом, подтверждающим проживание коренного казачьего населения с незатемненной преемственностью предания, для получения более ценного материала.

С музыкальной стороны собранный песенный материал представляет интерес. До начала исследовательской работы Листопадова записей донских казачьих песен в печати не было.

Экспедиция отправилась по направлению заселения области сверху и снизу - по Дону, с его крупным притоками (Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук); общая протяжённость маршрута - более 2500 верст.

Исследования начались 18 октября 1902 г. со станицы Ермаковской и закончились в Старочеркасской 8 июня 1903 г. Всего были обследованы 99 населённых пунктов шести казачьих округов: Первого Донского, Донецкого, Хоперского, Усть-Медведицкого, Второго Донского и Черкасского, а также Ростовского, Таганрогского и Сальского округов, населённых в основном крестьянами. В последнем из них в калмыцкой станице Денисовской были записаны 17 калмыцких песен с переводом текстов.

Все исследуемые населённые пункты, конечно, отличались по собранному материалу. В ряде станиц (Качалинская, Иловлинская и др.), лежащих вблизи торговых и административных центров - Цимлянской, Усть-Медведицкой, Н.-Чирской и др., - половина населения зарабатывала торговлей, извозом и т.п. Сколь-нибудь ценных песен, по мнению собирателей, здесь найти не удалось.

Особенностью метода работы Листопадова было одновременное записывание н текста песни и напева.

Первый очерк "Донская казачья песня" был опубликован им в 1905 г. В сборник были включены различные по жанру и мелодическому стилю песни, а также песни разного поэтического содержания.

Военно-казацкая тема пронизывает как великорусские, так и калмыцкие песни донского казачества. В донском песенном фольклоре отразилась история Русского государства, в котором Войско Донское принимало активное участие.

Более тридцати лет прошло с тех пор, как закончился выпуск пятитомного наследия А. М. Листопадова "Песни донских казаков" (1949 – 1954г.г.) ставшего крупным вкладом в советскую музыкальную фольклористику.

В 1911 г. вышел из печати сборник песен донских казаков, основанных на записях А. М. Листопадова. В него было включено 107 песен разных жанров. За этот сборник Александр Михайлович был награжден золотой медалью и премией.

Его статьи и очерки, появившиеся в результате экспедиции, вызвали большой интерес в научном и музыкальном мире. До этого никто так подробно не изучал песни донского казачества, их манеру исполнения и особенности казачьего говора. Необходимость в специальных знаниях побудила Листопадова поступить в Московскую консерваторию, где его учителями были С.И. Танеев, А.Д. Кастальский, а затем и на филологический факультет Московского университета.

А. М. Листопадов, будучи фольклористом, одновременно был и музыкантом-художником. Именно поэтому ему удавалось восстанавливать утраченное, исправлять искаженное, составлять из осколков драгоценное целое.

Листопадов - реставратор песен о Разине. Они слагались казаками на просторах между Доном, Волгой, Каспием. Но в дальнейшем на Дону их не оказалось. Были утрачены те песни, что воспевали достоинство свободолюбивого казака и своим идейно-художественным острием были направлены против помещиков и их покровителей. Царизм разгромил казачью вольницу. Его идеологи стали душить свободолюбивые песни казачества. Их запрещали петь, их переделывали так, чтобы они служили чуждому делу. А. М. Листопадову удалось вернуть народу бесценное богатство - песни о Степане Разине. Его исследования казачьего пения для нынешнего поколения действительно бесценны.

В первой книге собраны былинные песни (65 записей), во второй — песни исторические (159 записей).

И те и другие объединены в группы посюжетно, а исторические, кроме того, размещены в хронологической последовательности. В группировке былинных песен сюжетный принцип выражен в том, что последовательные комплексы песен приурочены к отдельным богатырям: Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу, Дюку Степановичу и другим. В особый отдел выделены эпические песни о зверях и птицах.

Далеко не все былинные песни имеют законченное сюжетное развитие, ввиду медленного развертывания повествования в развитой форме протяжной песни. Многие песни лишь вводят в былину, дальнейшие события которой остаются недосказанными. Однако некоторые песни являют собой вполне законченные эпизоды, не требующие дальнейшего развития.

Многие сюжетные темы, особенно любимые народом, встречаются в нескольких вариантах. Тексты наглядно говорят о прочности донской песенной традиции, о поразительной памяти народа.

Глава II . В этнографических материалах встречаются записи песен наших земляков. Позднее родилась идея о составлении свода казачьих песен разных исторических периодов, записанных на территории современного Чернышковского района, а так же, по возможности, и информацию о исследователях, проводивших эту работу. Однако к этой теме музей приступил лишь в 2011 г. - после приезда в Чернышковский район экспедиции ростовского Южного федерального университета под руководством Т.Ю. Власкина.

А.М. Листопадов записывал песни на фонограф, с последующей расшифровкой и переложением их на ноты и последующей публикацией в сборниках в дореволюционный и советский периоды.

Глава III . В наших краях песни донские стали возрождаться в 90 г.г. . В начале 70-х гг. XX века в х. Тормосине действовал казачий хор (рук. Т.В. Шефатова), который исполнял некоторые песни из сборников Листопадова. С уходом из хора участников первоначального состава исполнителей, новые певцы не сумели в полной мере перенять манеру пения старинных казачьих песен, которые остались лишь в записях A . M . Листопадова.

Подспорьем этому могли бы стать фонограммы, записанные на фонограф Листопадовым, но сохранились ли они? Если сохранились, то мы имели бы возможность услышать голоса своих предков столетней давности.

Главная задача народных вокальных коллективов — сохранение и воссоздание культуры казачества во всем ее многообразии, а также возвращение традиционных этических норм в жизнь, быт, процесс воспитания детей.

Впервые за всю историю русского казачества донская казачья песня оказалась в центре внимания, в этом заслуга исследователя и собирателя песен музыканта и фольклориста Александра Михайловича Листопадова. Он не хотел мириться с "предсказателями" исчезновения в будущем народной песни. Все его человеческое существо протестовало. И он, музыкант, поэт, этнограф и гражданин, все делал, чтобы увековечить песню в ее лучшей, первозданной форме.

[ 1 .].Листопадов. А.М. Песни донских казаков, т.1Ч. I .Музгит, 1949г, с.457.

[ 2 .]. Добровольский Б.М. Работа А.М. Листопадова над песенным фольклором донских казаков // Народная устная поэзия Дона. Ростов-Н/Д., 1963. С. 230–248

[ 3 .].Листопадов. А.М.Песни донских казаков,т.1 Ч II .Музгит,1949 с.171-174.

[ 4 .]. 1. Скрылов, А.И., Губарев Г.В. Казачий словарь-справочник. Кливленд, США. 1966, С. 240.

[ 5 .]. Листопадов, A . M . Песни донских казаков, т.2, Ч.П, Музгиз, 1949, С.161- 165

[ 6 .]. Добровольский Б.М. Работа А.М. Листопадова над песенным фольклором донских казаков // Народная устная поэзия Дона. Ростов-Н/Д., 1963. С. 230–248.

(Из выступления на научной конференции в г.Ростов –на- Дону 1961 г, в честь юбилея А.М.Листопадова).

Золотое имя донской фольклористики

У могилы А. М. Листопадова.

Любовь к родной земле, гордость за нее очень часто связаны в нашем сознании с чувством неизменного уважения к людям, прославившим Отечество своими талантами.

Среди дончан немало всероссийских и даже мировых знаменитостей. Писатели Михаил Шолохов и Александр Солженицын, поэт Николай Доризо, художник Мартирос Сарьян, певица Изабелла Юрьева, режиссер Анатолий Васильев, актер Александр Кайдановский – гордость Донского края.

Однако в ряду прославленных деятелей культуры и искусства есть один человек, быть может, не слишком известный широкой публике, но, безусловно, заслуживающий внимания и почета.

Речь идет об Александре Михайловиче Листопадове (1873-1949), выдающемся фольклористе, талантливом музыковеде, блестящем этнографе.

Его имя носит одна из ростовских библиотек, которая на протяжении ряда лет успешно занимается популяризацией творческого наследия нашего замечательного земляка среди горожан.

Так чем же нам дорого имя Александра Михайловича Листопадова?

Песня всегда была самым популярным видом народного творчества на Дону. Именно в ней отчетливо звучал голос далекой казачьей вольницы, именно в ней наиболее ярко запечатлелись образы любимых народных героев – Степана Разина, Ермака Тимофеевича. Слагая песню, казак вкладывал в нее душу, любовно передавал ее из рода в род.

В своих теоретических исследованиях на основе собранного им материала Листопадов показал ярко самобытные черты донской песни, которые позволяют ей занять почетное место в русском фольклоре.

7. А. М. Листопадов с казачками-песенницами

По содержанию большинство донских песен можно разделить на исторические и военно-бытовые. Именно это и определяет их неповторимую особенность – многоголосие. Отрывисто-эмоциональная, активная манера вокального исполнения при характерном противопоставлении нижнего голоса верхнему подголоску отражают старинный уклад походной жизни казаков, позволяют раскрыть многообразие эмоций мужчины-воина.

А 17 апреля 1962г. было принято решение о присвоении маленькой библиотеке старинной казачьей станицы Александровской (ныне это территория г. Ростова-на-Дону) имени выдающегося собирателя и исследователя донских казачьих песен. И надо сказать, что уже полвека библиотека им. Листопадова с гордостью носит свое имя.

Казачьи костюмы

К сожалению, информация о А. М. Листопадове крайне скудна. Многие старые издания о нем, его сборники песен, авторские монографии или утеряны, или сданы в макулатуру. Поэтому особую актуальность приобретает поисковая работа.

11. Книжная выставка, посвященная А. М. Листопадову

Конечно, пытаясь возродить имя великого фольклориста, библиотека, в первую очередь, стремится вызвать у современных горожан интерес к листопадовскому наследию, к тому, что являлось величайшей ценностью для него – к народной песне.

Сентябрь в жизни библиотеки ежегодно ознаменовывается Листопадовскими днями. На протяжении всего месяца здесьпроходят мероприятия, так или иначе связанные с именем выдающегося фольклориста. И каждое из них интересно, содержательно и неповторимо.

13. А. М. Листопадов

Нередко такие познавательные вечера завершаются экскурсиями по памятным местам, связанным с именем Листопадова. Библиотекари показывают участникам мероприятия мемориальную доску на доме №44 по улице Советской, где жил выдающийся фольклорист, могилу Листопадова на Армянском кладбище.

Яркой страницей листопадовских дней в позапрошлом году явилась творческая встреча читателей библиотеки с ростовским художником Владимиром Павловичем Высочиным. Он преподнес библиотеке бесценный подарок – портрет А.М.Листопадова, написанный маслом. Теперь эта картина украшает стены библиотеки.

Вся эта целенаправленная, творческая деятельность ведется во имя одной благородной цели. Сотрудники библиотеки искренне верят в то, что благодаря их усилиям Александр Михайлович Листопадов станет знаковой фигурой не только для узких специалистов-филологов, но и для широкого круга читателей-ростовчан.


Цена на почте
на 6 мес. – 742 руб. 68 коп.

цена в редакции
на 6 мес. – 420 руб. 00 коп.


Администрация Аксайского района

Акция - пресса малому бизнесу

К 145-летию со дня рождения фольклориста, этнографа и музыковеда Александра Михайловича Листопадова. Любовь к родной земле и гордость за нее неотъемлемо связаны с уважением к людям, прославившим Отечество своими талантами. В ряду прославленных деятелей культуры и искусств есть удивительный и одержимый человек. Он не очень известен широкой публике, но заслуживает внимания и почета. Речь идет об Александре Михайловиче Листопадове (1873 – 1949), выдающемся фольклористе, талантливом музыковеде и этнографе.

А.М.Листопадов

Листопадов был не просто собирателем донской песни. Он был бесконечно влюблен в песню еще с ранних лет и остался верен ей до конца жизни.

Многоголосие в донской казачьей песне стало предметом особого внимания Листопадова. Ученый уловил самобытность, своеобразие мелодических ходов и гармоничных сочетаний казачьей песни.

Родился Александр Михайлович Листопадов 6 (18) сентября 1873 года на Северском Донце в казачьей станице Екатерининской (ныне Краснодонецкая Белокалитвинского района). По другим данным, не в самой станице, а в близлежащем хуторе Нижние Серебряки. Отец преподавал в духовной семинарии. Удивительной мастерицей и певуньей была мать Александра Михайловича. Он рос и воспитывался в окружении истинных любителей и почитателей донских казачьих песен. Маленький Саша хорошо играл на балалайке, гитаре, скрипке, фортепьяно. С увлечением участвовал в домашних концертах.

Окончив духовную семинарию, Александр Михайлович работал учителем. Первые записи песен были им сделаны в 1892 г. Тогда же он решил, что нужно овладеть серьезными знаниями, литературными и музыкальными, для того чтобы профессионально заниматься фольклористикой.

Собирать, систематизировать и комментировать донские казачьи песни А.М. Листопадов начал в 19 лет. К своему тридцатилетию он собрал несколько сотен казачьих песен, организовал и возглавил экспедицию за песнями (июнь 1902 – 1904 гг.) в Первый Донской округ. Для сбора песен Александру Михайловичу необходимы были лошадь с телегой, тетрадь, карандаш и записывающее устройство тех лет – фонограф. Это и было началом экспедиции.

Закончить консерваторию и университет Александру Михайловичу не удалось, в 1907 году за участие в студенческих волнения он был выслан в Саратов, без права проживания на Дону. Листопадов всегда мечтал вернуться на Дон, чтобы записывать любимые с детства народные песни.

В Саратове Листопадов с 1907 по 1920 г. жил и преподавал пение и географию в женских саратовских гимназиях, работал в Саратовской консерватории, вел дирижирование и народное творчество.

Александр Михайлович посетил более сотни казачьих станиц, прошел пешком около двух с половиной тысяч километров. Особенно плодотворно работал он в станице Мелиховской и хуторе Пухляковском, где записал много старинных казачьих песен.

Играют песню на Дону.

Играют песню на Дону…

В 1948 году в Ростове торжественно отметили 75-летие Листопадова, а 14 февраля 1949 года он умер.

Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остается самым крупным собранием русских народных песен с нотами. В обширной коллекции А.М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры. Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод A.M. Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. Однако это песенное собрание все еще недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного и в целом – историко-культурологического анализа.

Много в 5-ти томном собрании Листопадова упоминаний о записях в станице Старочеркасской, есть ссылки на наших местных жителей (упомянуты фамилии Полугуцевых, Безродновых, Волоховых, Ахановых и др).

В первом томе собрания в разделе исторических песен опубликован текст, записанный в станице Старочеркасской в 1936 – 37 годах:

Нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы сердцам слушателей записанных им донских напевов.

Ой, из-за лесу да лесу
копия мечей,
Едет сотня казаков-лихачей,
Э-эй-эй-эй, живо, не робей!
Едет сотня казаков-лихачей.

Ой, «За мной, братцы, –
он кричит – эй, не робей!
На завалы поспешайте
поскорей.
Э-эй-эй-эй, живо, не робей!
На завалы поспешайте
поскорей.

Творчество летописца казачьих песен вошло в золотой фонд музыкальной культуры XX века. Всю жизнь Листопадов провел с песней.

А.Н. Полякова, заведующая отделом
Старочеркасского музея-заповедника

От всей души поздравляю вас с Международным женским днем! Женщины – олицетворение красоты, любви и сердечности.
Вы делаете нашу жизнь лучше и добрее, наполняете ее любовью и счастьем, вдохновляете на свершения.

Сегодня представительницы прекрасной половины человечества плодотворно трудятся на благо района и области, проявляют свои таланты, добиваются успеха в самых разных сферах – от искусства до производства, науки и спорта. И при этом остаются заботливыми мамами и бабушками, хранительницами домашнего очага.

Дорогие женщины! Мы восхищаемся вашим оптимизмом, энергией, умением сочетать работу и профессиональные достижения с удивительной женственностью и обаянием.

От всей души желаю, чтобы в вашей жизни было как можно больше светлых дней. Пусть вас всегда окружают только дорогие, близкие, любящие люди, а все ваши мечты исполняются!

Крепкого вам здоровья, благополучия, радости и счастья!

С.Н. Бодряков, глава Администрации Аксайского района

График пунктов вакцинации Аксайского района

Приглашаем вас на вакцинацию и ревакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19!

Напоминаем график работы пунктов вакцинации от коронавируса в Аксайском районе.

Прививочный кабинет взрослой поликлиники Аксайской ЦРБ
(г. Аксай, Ленина, 28, вход со стороны лаборатории)

Время работы: с 08 до 16 часов (пн-пт),
с 08 до 13 часов (суббота).

Время работы: нечетные дни с 9 до 13 часов.

Пункты вакцинации в сельских участковых больницах, амбулаториях и ФАПах работают по индивидуальному графику. Адреса и контактные номера телефонов указаны на сайте

Предварительная запись не требуется, с собой нужно иметь паспорт, полис и СНИЛС.


/ ФОТО сети Интернет

Телефон доверия


Как отметил Саркис Леонидович, проект будет существовать до тех пор, пока он интересен людям. Жители районов могут предлагать для него свои кандидатуры.

Управление по предупреждению
и ликвидации ЧС Администрации Аксайского района

Читайте также: