Усиление церкви строительство монастырей их владения сергий радонежский кратко

Обновлено: 18.05.2024

В 2014 году мы отмечали 700-летие со дня рождения великого русского святого, преподобного Сергия Радонежского. Юбилей будет широко праздноваться по всей стране, однако далеко не все понимают, почему этот святой так много значит для Русской церкви и русского народа.

А ведь традиция его почитания уходит более чем на полтысячелетия в историю Русской земли.

Преобразовал монашество

Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

Укрепил русскую государственность

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

Основал Троице-Сергиев монастырь

Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери — стаи волков, медведи — приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.

Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

Создал плеяду учеников

Воспитал поколение просветителей

Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.

Дал образец истинного монаха

Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слова худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди — от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели — размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу".

Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился – возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман. Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу – с одной стороны город Киржач, с другой – бескрайние луга. В центре – белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи. Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери "Знамения-Кочемная") веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы "в соавторстве" – не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, – вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году. Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси.

Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году. Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка. Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка.

Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый "сказочный город" времён Алексея Михайловича – вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля. Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре – маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт – с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних. Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы – в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера – страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля. Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши.

В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России. Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей.

Главные святыни – икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов – Спасский собор (1537-42), Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря – старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы. Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535).

В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь – поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи. Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле "северного барокко" построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

"Совместный проект" Сергия – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Симоновский монастырь, Москва

Другой "совместный проект" – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия - старца Никиты – Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня – Фёдоровская икона Богоматери. Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю.

Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) – у этой конструкции 27 главок! На месте угловых башен – Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь – можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий – как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой. Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней – в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь – снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй – крупного железнодорожного узла – в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей "базой" в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев – будущий Лжедмитрий I.

Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня - "карандаш" между ними, ограда и к

Житие преподобного Сергия, Радонежского игумена, было создано его учеником – Епифанием Премудрым. Помимо сведений о жизни и подвижничестве преподобного, из этого источника можно узнать о состоянии монашества в монгольский период.

Для его эпохи очень характерна обращенность достигшего духовной высоты подвижника к народу, служение ему. Это итог подвига почти всех преподобных XIV в.: от отшельничества – переход к общему житию и последующее старчество. Этот путь всегда будет характерной чертой лучших представителей русского монашества и впоследствии. Сергий и его соратники видят в иночестве подобно Иоанну Лествичнику средство достижения спасения, которое подвижнику еще предстоит реализовать на практике. Монашество для них – это не "повторное крещение", само по себе омывающее грехи, но тяжкий крест, принимаемый на себя ради стремления к совершенству, его залог.

Еще одна черта характеризует подвижников Сергиева круга и их учеников: все они трудятся в поте лица. Труд рассматривается ими как необходимый компонент всего аскетического делания, средство обуздания гордыни (тем более важное, что большинство подвижников принадлежало по рождению к аристократической среде) и плотских похотей. В условиях же сурового климата Руси труд становился и просто элементарным условием выживания подвижника. Быть может отсюда и почти полное отсутствие каких-либо средств истязания плоти, типичных для более поздней русской монашеской аскезы: вериг, власяниц и т.д. Гораздо большее внимание уделяют эти подвижники внутреннему деланию.

Отличает преподобных XIV в. и такая черта, как социальное служение. Оно активно вводится в уклад их обителей по достижении ими общежительного устроения. Монастыри XIV-XV в.в. поддерживают крестьян в голодные годы, создают школы и лечебницы. И даже чудеса самого преп. Сергия и его сподвижников – это почти всегда нечто, направленное ко благу ближнего, плод величайшей любви к человеку, непосредственное следование евангельским образцам. Однако, все это как у Сергия, так и у других преподобных этого времени сочетается с напряженнейшим умным деланием, с глубочайшим молитвенным напряжением.

Смирение Сергия было столь велико, что он не считал возможным что-либо писать о своих молитвенных переживаниях, о своих видениях. Но тем не менее, его духовный опыт не исчез с его уходом из жизни. Гораздо более значимым наследием преподобного, нежели письменные свидетельства, стали его многочисленные ученики, его традиция, его школа монашеского делания. Из того, что нам известно, можно увидеть очевидную параллель между традицией преп. Сергия и современным ему византийским исихазмом – практикой умного делания.

Ближайший ученик Сергия – преп. Афанасий, первый игумен Высоцкого монастыря в Серпухове, был, пожалуй, наиболее важным посредником в установлении духовных связей между кругом преп. Сергия и паламитами Константинополя и Афона. Через него на Русь из Греции попадала святоотеческая литература и иконы, поддерживались отношения с византийскими единомышленниками.

Участие прп. Сергия в политических предприятиях Московских князей (эпизод с закрытием храмов в Нижнем Новгороде, благословение и поддержка Димитрия Донского накануне Куликовской битвы и др.) должно рассматриваться как проявление жертвенной любви, столь присущей великому подвижнику. В этом контексте можно рассматривать и переход Сергия от столь дорогого его сердцу созерцательного отшельничества к окормлению многочисленных учеников и созданию общежительного монастыря: так было нужно для возрождения монашества на Руси, и Сергий идет на эту жертву.

Итогом деятельности преп. Сергия и подвижников его круга стало возрождение русского монашества, причем в той его синтетической форме, которая совершенно и гармонично сочетала в себе как анахоретское, так и киновиальное начала, дополняя их обращенностью внутрь общества, духовным и социальным попечением о народе, освящением государственного строительства. В таком ключе протекала деятельность почти всех учеников Сергия. Почти все они, начав с общего жития в Троицком монастыре, достигают той духовной высоты, которая требует уединенного созерцательного образа жизни. За их уходом в "пустыню" впоследствии непременно следует традиционное уже невольное собирание вокруг себя учеников и создание новой киновиальной обители. Так многократно, в геометрической прогрессии, умножалось в XIV-XV в.в. достояние преп. Сергия. Около 180 монастырей возникает в это время, главным образом, в северных пределах Руси. Большинство из них связано с традицией Троице-Сергиева монастыря.




Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин – вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову – вблизи Дмитрова; Борисоглебский – неподалеку от Ростова Великого.

С традицией преп. Сергия тесно связан и круг монастырей, основанных не учениками, а так называемыми "собеседниками" преподобного. Это были единомысленные ему сверстники. К этому кругу принадлежал преп. Димитрий Прилуцкий, основавший в Переславле-Залесском Никольский монастырь и впоследствии в поисках безмолвия ушедший в вологодские леса. Но и здесь вокруг подвижника собралось множество учеников, и ему пришлось создавать новую обитель – Спасо-Прилуцкий монастырь вблизи Вологды. Здесь Димитрий впоследствии подобно Сергию ввел строгий общежительный устав.

К этому же великому поколению ревнителей иноческого подвига принадлежал и святитель Стефан Пермский, которого также связывали с Сергием узы братской любви и дружбы. Стефан, постриженик Григорьевского затвора в Ростове Великом, известного очага духовного просвещения, избрал себе особое служение. Он шел в далекие пермские леса не столько в поиске безмолвия, сколько в горячем миссионерском рвении. Стефан просветил светом Православия язычников-зырян, финское племя северо-восточной окраины Руси. Для своей новой паствы он создал азбуку, сделал переводы Священного Писания и богослужебных книг. Стефан обучал зырян не только письменности, но и иконописному мастерству, которым сам владел в совершенстве. За 20 лет своего миссионерского подвига он основал множество храмов и монастырей, повсюду истребляя языческие капища. Венцом миссии Стефана стало основание в 1383 г. Пермской кафедры, первым епископом которой стал великий миссионер.

К этому же времени созреет и проблема монастырского землевладения, что также станет показателем наметившегося оскудения традиции преп. Сергия. Здесь нужно отметить, что при жизни преп. Сергия Радонежского Троицкий монастырь скорее всего не владел селами и крестьянами. Но это отнюдь не означает того, что сам Радонежский игумен был принципиальным противников монастырского землевладения. Если бы последнее обстояло именно так, то едва ли любимый ученик Сергия – Никон – дерзнул бы пойти против воли и традиции своего учителя, принимая земельные вклады в Троицкий монастырь. Причина отказа Сергия от землевладения кроется в ином. В его время русское монашество только-только возрождалось и набирало духовную высоту. В такой фазе развития велика была опасность отрицательных последствий от владения земельной собственностью для новой развивающейся монашеской традиции. Сергий не считал возможным для своего монастыря владеть землей и крестьянами, ибо полагал, что на тот момент это не полезно в духовном плане. Но как только возрожденная монашеская традиция на Руси стабилизировалась, стало очевидно, что при той громадной духовной и социальной роли, которую стали играть монастыри в Русской Церкви и в русском обществе, землевладение стало не только допустимым, но и необходимым.

Монастырское хозяйство было необходимо монастырю для осуществления его просветительской и благотворительной деятельности. При должном духовном уровне обители средства, полученные от владения селами, расходовались отнюдь не для нужд самих аскетов-монахов, нуждавшихся в минимуме. Больницы, школы, гостиницы и богадельни были почти при каждой обители, на что также шла львиная доля доходов от земельной собственности. Библиотеки также при существовавшей тогда дороговизне книг требовали гигантских расходов, так же как и мастерские по переписыванию и изготовлению книг. Многие монастыри были настоящими центрами церковного искусства.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Какие характерные черты имело монашество XIV в.? Какую роль в этом сыграла связь с Афоном?

2. Какую роль сыграл прп. Сергий Радонежский в развитии русской духовности? Приведите примеры.

3. Какое общественное и политическое значение имели монастыри в период монгольского ига? Как с этим был связан вопрос монастырского землевладения.

Житие преподобного Сергия, Радонежского игумена, было создано его учеником – Епифанием Премудрым. Помимо сведений о жизни и подвижничестве преподобного, из этого источника можно узнать о состоянии монашества в монгольский период.

Для его эпохи очень характерна обращенность достигшего духовной высоты подвижника к народу, служение ему. Это итог подвига почти всех преподобных XIV в.: от отшельничества – переход к общему житию и последующее старчество. Этот путь всегда будет характерной чертой лучших представителей русского монашества и впоследствии. Сергий и его соратники видят в иночестве подобно Иоанну Лествичнику средство достижения спасения, которое подвижнику еще предстоит реализовать на практике. Монашество для них – это не "повторное крещение", само по себе омывающее грехи, но тяжкий крест, принимаемый на себя ради стремления к совершенству, его залог.

Еще одна черта характеризует подвижников Сергиева круга и их учеников: все они трудятся в поте лица. Труд рассматривается ими как необходимый компонент всего аскетического делания, средство обуздания гордыни (тем более важное, что большинство подвижников принадлежало по рождению к аристократической среде) и плотских похотей. В условиях же сурового климата Руси труд становился и просто элементарным условием выживания подвижника. Быть может отсюда и почти полное отсутствие каких-либо средств истязания плоти, типичных для более поздней русской монашеской аскезы: вериг, власяниц и т.д. Гораздо большее внимание уделяют эти подвижники внутреннему деланию.

Отличает преподобных XIV в. и такая черта, как социальное служение. Оно активно вводится в уклад их обителей по достижении ими общежительного устроения. Монастыри XIV-XV в.в. поддерживают крестьян в голодные годы, создают школы и лечебницы. И даже чудеса самого преп. Сергия и его сподвижников – это почти всегда нечто, направленное ко благу ближнего, плод величайшей любви к человеку, непосредственное следование евангельским образцам. Однако, все это как у Сергия, так и у других преподобных этого времени сочетается с напряженнейшим умным деланием, с глубочайшим молитвенным напряжением.

Смирение Сергия было столь велико, что он не считал возможным что-либо писать о своих молитвенных переживаниях, о своих видениях. Но тем не менее, его духовный опыт не исчез с его уходом из жизни. Гораздо более значимым наследием преподобного, нежели письменные свидетельства, стали его многочисленные ученики, его традиция, его школа монашеского делания. Из того, что нам известно, можно увидеть очевидную параллель между традицией преп. Сергия и современным ему византийским исихазмом – практикой умного делания.

Ближайший ученик Сергия – преп. Афанасий, первый игумен Высоцкого монастыря в Серпухове, был, пожалуй, наиболее важным посредником в установлении духовных связей между кругом преп. Сергия и паламитами Константинополя и Афона. Через него на Русь из Греции попадала святоотеческая литература и иконы, поддерживались отношения с византийскими единомышленниками.

Участие прп. Сергия в политических предприятиях Московских князей (эпизод с закрытием храмов в Нижнем Новгороде, благословение и поддержка Димитрия Донского накануне Куликовской битвы и др.) должно рассматриваться как проявление жертвенной любви, столь присущей великому подвижнику. В этом контексте можно рассматривать и переход Сергия от столь дорогого его сердцу созерцательного отшельничества к окормлению многочисленных учеников и созданию общежительного монастыря: так было нужно для возрождения монашества на Руси, и Сергий идет на эту жертву.

Итогом деятельности преп. Сергия и подвижников его круга стало возрождение русского монашества, причем в той его синтетической форме, которая совершенно и гармонично сочетала в себе как анахоретское, так и киновиальное начала, дополняя их обращенностью внутрь общества, духовным и социальным попечением о народе, освящением государственного строительства. В таком ключе протекала деятельность почти всех учеников Сергия. Почти все они, начав с общего жития в Троицком монастыре, достигают той духовной высоты, которая требует уединенного созерцательного образа жизни. За их уходом в "пустыню" впоследствии непременно следует традиционное уже невольное собирание вокруг себя учеников и создание новой киновиальной обители. Так многократно, в геометрической прогрессии, умножалось в XIV-XV в.в. достояние преп. Сергия. Около 180 монастырей возникает в это время, главным образом, в северных пределах Руси. Большинство из них связано с традицией Троице-Сергиева монастыря.

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин – вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову – вблизи Дмитрова; Борисоглебский – неподалеку от Ростова Великого.

С традицией преп. Сергия тесно связан и круг монастырей, основанных не учениками, а так называемыми "собеседниками" преподобного. Это были единомысленные ему сверстники. К этому кругу принадлежал преп. Димитрий Прилуцкий, основавший в Переславле-Залесском Никольский монастырь и впоследствии в поисках безмолвия ушедший в вологодские леса. Но и здесь вокруг подвижника собралось множество учеников, и ему пришлось создавать новую обитель – Спасо-Прилуцкий монастырь вблизи Вологды. Здесь Димитрий впоследствии подобно Сергию ввел строгий общежительный устав.

К этому же великому поколению ревнителей иноческого подвига принадлежал и святитель Стефан Пермский, которого также связывали с Сергием узы братской любви и дружбы. Стефан, постриженик Григорьевского затвора в Ростове Великом, известного очага духовного просвещения, избрал себе особое служение. Он шел в далекие пермские леса не столько в поиске безмолвия, сколько в горячем миссионерском рвении. Стефан просветил светом Православия язычников-зырян, финское племя северо-восточной окраины Руси. Для своей новой паствы он создал азбуку, сделал переводы Священного Писания и богослужебных книг. Стефан обучал зырян не только письменности, но и иконописному мастерству, которым сам владел в совершенстве. За 20 лет своего миссионерского подвига он основал множество храмов и монастырей, повсюду истребляя языческие капища. Венцом миссии Стефана стало основание в 1383 г. Пермской кафедры, первым епископом которой стал великий миссионер.

К этому же времени созреет и проблема монастырского землевладения, что также станет показателем наметившегося оскудения традиции преп. Сергия. Здесь нужно отметить, что при жизни преп. Сергия Радонежского Троицкий монастырь скорее всего не владел селами и крестьянами. Но это отнюдь не означает того, что сам Радонежский игумен был принципиальным противников монастырского землевладения. Если бы последнее обстояло именно так, то едва ли любимый ученик Сергия – Никон – дерзнул бы пойти против воли и традиции своего учителя, принимая земельные вклады в Троицкий монастырь. Причина отказа Сергия от землевладения кроется в ином. В его время русское монашество только-только возрождалось и набирало духовную высоту. В такой фазе развития велика была опасность отрицательных последствий от владения земельной собственностью для новой развивающейся монашеской традиции. Сергий не считал возможным для своего монастыря владеть землей и крестьянами, ибо полагал, что на тот момент это не полезно в духовном плане. Но как только возрожденная монашеская традиция на Руси стабилизировалась, стало очевидно, что при той громадной духовной и социальной роли, которую стали играть монастыри в Русской Церкви и в русском обществе, землевладение стало не только допустимым, но и необходимым.

Монастырское хозяйство было необходимо монастырю для осуществления его просветительской и благотворительной деятельности. При должном духовном уровне обители средства, полученные от владения селами, расходовались отнюдь не для нужд самих аскетов-монахов, нуждавшихся в минимуме. Больницы, школы, гостиницы и богадельни были почти при каждой обители, на что также шла львиная доля доходов от земельной собственности. Библиотеки также при существовавшей тогда дороговизне книг требовали гигантских расходов, так же как и мастерские по переписыванию и изготовлению книг. Многие монастыри были настоящими центрами церковного искусства.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Какие характерные черты имело монашество XIV в.? Какую роль в этом сыграла связь с Афоном?

2. Какую роль сыграл прп. Сергий Радонежский в развитии русской духовности? Приведите примеры.

3. Какое общественное и политическое значение имели монастыри в период монгольского ига? Как с этим был связан вопрос монастырского землевладения.

Сергий, известный как Радонежский, является самым прославленным святым в русском Православии. Его почитают, как основателя Троице-Сергиевой Лавры и ряда других монастырей. При жизни игумен прослыл чудотворцем и предсказателем. Благодаря ему Русь спаслась от ордынского рабства. Христиане молятся Преподобному старцу и просят его помочь в учении, борьбе с грехами, исцелении, сражении за Отчизну.

Некоторые факты из биографии

Сергий Радонежский по праву почитается православными христианами. При жизни он был иеромонахом, основал много монастырей. При рождении получил имя Варфоломей, прожил интересную и многострадальную жизнь, все трудности преодолевал с верой в Господа Бога.

Детство

Точная дата рождения святого иеромонаха неизвестна. Существует несколько приблизительных: 1314, 1319 и 1322 год. Многие историки склоняются к самой ранней дате его рождения, исходя из того факта, что игуменом Троице-Сергиева монастыря Сергий стал в 1344 году. Такой духовный сан человек мог получить только по достижению более зрелого возраста.

Родился будущий игумен в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Место рождения — село Варницы, невдалеке от Ростова. На месте усадьбы его родителей построен Троицкий Варницкий монастырь. В церкви будущий иеромонах при крещении получил имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще 2 ребенка — братья Стефан да Петр.

После 7 лет Варфоломея отправили в Ростов учиться в религиозную школу. В среде священнослужителей в то время господствовало грекофильство. Ростов был центром религиозной и культурной жизни Руси. В учебных заведениях детей учили греческому языку и написанному на греческом Священному Писанию.

сергий радонежский

Однако учение Варфоломею давалось с превеликим трудом. Мальчик усердно молился Господу и молил его помочь с наукой. Однажды под деревом мальчику привиделся молящийся старец. Варфоломей поведал старику о своих проблемах с учением, попросил того попросить помощи у Всевышнего.

После встречи со старцем Варфоломей стал прилежно учиться, выучил Священное Писание. Учась в Ростове, Варфоломей изучил греческий, свободно мог читать святую литературу. Много времени мальчик посвящал молитве. С 12 лет соблюдал строжайший пост, голодал по средам да пятницам, а в остальные дни жил на воде да хлебе. Такое поведение беспокоило мать.

В 30-е годы 14 столетия семья будущего иеромонаха сильно обеднела, родителям с детьми пришлось переселиться в Радонеж, в селение на краю Московского княжества. В те далекие годы на Руси господствовала Золотая орда. Татарские полчища разоряли население, князья облагали подданных непосильной, огромной данью, кругом царило беззаконие, убийства, грабежи. К тому моменту Сергий Радонежский полностью закончил обучение в Ростове.

преподобный сергий радонежский

Монашество

Будучи подростком, Варфоломей решил постричься в монахи. Однако родители пожелали, чтобы сын жил при них до их смерти, так как другие сыновья женились, а кто-то должен был ухаживать за отцом да матерью. Вскоре родители умерли, правда, незадолго до смерти по традиции приняли монашество.

После кончины отца да матери будущий иеромонах ушел в Хотьково-Покровский монастырь, в котором молился да праведно жил его старший брат — Стефан. Тот овдовел, отчего постригся в монахи. Варфоломей уговорил Стефана покинуть монастырь и уйти на берег речки Кончуры, в урочище Маковец. Вдали от людей, в лесной чаще братья построили скромную келью, затем соорудили небольших размеров церковь и освятили ее в честь Святой Троицы.

Спустя время Стефан ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей же постригся в монахи, стал зваться отцом Сергием и остался жить в том урочище один. Вскоре в Маковец со всей округи съехались иноки. В том безлюдном месте монахи основали мужской монастырь — Троице-Сергиеву Лавру. Правда, первым игуменом выбрали Митрофана, постригшего Варфоломея в монахи. Вторым иеромонахом назначили отца Сергия.

картина сергий радонежский

Монахи жили своими трудами, не брали никаких подаяний с верующих. Община с каждым годом разрасталась. Вокруг нового монастыря селились простые крестьяне, они строили дома, осваивали поля. Вскоре глушь преобразилась, превратилась в многолюдное поселение.

О существовании нового монастыря узнали в Царьграде. Патриарх Вселенский Филофей послал отцу Сергию крест, схиму, грамоту, параман. В монастыре решили ввести киновию — новое правило общежития. Все иноки должны были питаться из общего котла, ходить в одинаковой одежде и обуви, повиноваться игумену.

Куликовская битва

Отца Сергия считали великим миротворцем. Иеромонах умел примирить враждующие стороны, мудрыми речами находил путь к любому, даже самому черствому сердцу. Отец Сергий мирил враждующих, воюющих князей, призывал их подчиниться московскому князю, объединить российские земли в единую державу и всем вместе освободить Русь от татар.

сергий радонежский

Сергей Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с татарской ордой. Войска ордынцев навевали страх на российских воинов, те никак не решались с ними воевать. Отец Сергий предрек князю Дмитрию победу над войсками хана Мамая. На войну он отправил и двух своих иноков, чем нарушил церковные правила, запрещающие монахам воевать.

Русское войско победило татар в Куликовской битве. Произошло сражение в день Рождества Пренепорочной Богородицы. Победа над татарами стала свидетельством покровительства самой Матери Божьей российским воинам. С тех пор отец Сергий стал ежедневно молиться Деве Марии.

Монастыри, которые он основал

За свою долгую и праведную жизнь отец Сергий основал много монастырей. Первыми были Троицкий и Благовещенский. Затем — Старо-Голутвин около Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на реке Клязьме. Настоятелями обителей Преподобный старец поставил своих учеников.

Впоследствии ученики Сергия основали еще 40 монастырей. Большинство храмов строились в лесной чаще. Затем вокруг них появлялись крестьянские поселения. С помощью строительства монастырей шло освоение российских земель в Заволжье и северных регионах.

статуя сергий радонежский

Чудеса

Согласно повествованиям Епифания Премудрого, в жизни отца Сергия было много чудес. Еще до своего рождения малыш закричал в утробе матушки, когда она в воскресенье молилась в церкви. Чудом считается и факт овладения мальчиком грамотой после встречи со старцем. Правда, историки полагают, что это было видение.

У отца Сергия был особый дар — он мог предсказывать будущее, его часто посещали видения. Однажды в час молитвы поздним вечером монастырь осветил ослепительный свет, слетелось множество птиц. Голос произнес, что у Сергия будет столько учеников и последователей, сколько он увидит в том видении птиц. В другой раз в час молитвы Сергий увидел Богородицу в окружении двух апостолов. Дева Мария произнесла, что услыхала молитвы иеромонаха и будет ему помогать.

Отца Сергия еще при жизни называли чудотворцем. Как-то он отыскал источник с водой на монастырской территории. В другой раз воскресил умершего мальчика, когда его отец, потеряв надежду на спасение, отправился за гробом. Сергий лечил от бессонницы, изгонял бесов, возвращал зрение. Даже после смерти святой старец являлся во снах, подсказывал христианам, как одолеть врага.

сергий радонежский

Смерть

Сергий Радонежский в трудах, воздержании и молитвах дожил до глубокой старости. Иеромонаха почитали ученики, верующие и русские князья. Предвидя скорую кончину, отец Сергий собрал своих братьев по вере, прочитал им наставление и назначил вместо себя игуменом Никона.

Сергий Радонежский завещал христианам иметь страх Божий, хранить душевную и телесную чистоту, заботиться об Отчизне, помогать немощным и бедным.

Умер Преподобный осенью 25 сентября 1392 года, в возрасте 70-78 лет. Игумен завещал похоронить себя на монастырском кладбище. Однако братия решила положить его святое тело в церкви. Правда, через 16 лет после смерти храм был разграблен и сожжен татарами.

Вскоре монахи вернулись на прежнее место и начали восстанавливать монастырь. Отец Сергий явился во сне одному мирянину. Иеромонах попросил перенести его мощи в безопасное место. При возведении каменного Свято-Троицкого Собора в 1422 году останки Сергия подняли из затопленной могилы и перенесли в церковь. И по сей день его пресвятые мощи хранятся в серебряном ларце в Троице-Сергиевой Лавре.

батюшки в церкви

Память

Описание и значение иконы

Сергий Радонежский является самым почитаемым в Православии святым. Первое его изображение было выполнено на шитом покрове еще в 20-х годах 15 века. В те времена его образ рисовали на богослужебной утвари. В последующие годы Преподобного старца изображали на житийных иконах. В центре таких изображений рисовали святого, а на полях, в клеймах были сюжеты из его жизни.

Существуют иконы с 19 и 17 клеймами, каждое из которых повествует о чудесах и делах иеромонаха.

Обычно Сергий Радонежский изображается в образе седобородого старца со свитком в левой руке, правая же его рука поднята для благословения. Такое изображение означает, что святой понимает греховность человека и просит каждого покаяться в своих грехах. Всю жизнь Сергий посвятил монашеству и сплочению русских земель. Его икона напоминает о подвиге святого, а сам отец Сергий является примером добропорядочности, веры в Бога, терпения и кротости.

сергий радонежский

О чем молятся святому

Верующие считают отца Сергия чудотворцем и святым. В молитвах они просят Преподобного старца помочь им в мирских делах, защитить от злого влияния, исцелить тело и душу.

Учеба

Судебные тяжбы

К святому верующие обращаются накануне судебных разбирательств. Отец Сергий еще при жизни заступался за слабых, помогал им в борьбе за справедливость. Молитва к его божественному лику дает уверенность в собственных силах всем, кто борется в судах за правду.

Усмирение гордыни

Преподобный Сергий может помочь в молитвах о даровании смирения и укрощении гордыни. В обращении к Преподобному старцу нужно раскаяться в своих грехах и попросить его помолиться перед Богом за грешную душу.

сергий радонежский икона

Исцеление

К Преподобному старцу обращаются матери и просят исцелить ребенка. Святой является посредником между людьми и Всевышним. Православные верят в заступничество Сергия. Христиане молятся ему и просят даровать здоровье себе, детям, близким.

Защита

Молитва к святому Сергию защищает дом от недругов, а душу — от злых помыслов и страстей. Старец всю жизнь служил родной Отчизне, укреплял веру князей в Бога перед сражениями, отправлял иноков на защиту земли и борьбу с татарами. Сергий всегда уповал на помощь Бога и получал ее в трудную минуту. Его жизнь — пример для всех христиан.

Работа

Сергий Радонежский всю жизнь трудился. К нему обращаются верующие, чтобы в молитвах к Господу святой старец помог преодолеть жизненные трудности. Сергий дарует христианам веру в собственные силы, призывает не бояться никакой работы, помогает устроиться на новое место.

молитва сергий радонежский

Душевный покой

Усердная молитва к святому старцу помогает избавиться от грешных помыслов, успокоить душу, обрести душевный покой. Сергий Радонежский верил, что вера в Господа Бога и соблюдение его заповедей помогают жить праведной жизнью и не грешить. Смирению и терпимости он учил своих учеников. Верующие обращают свои просьбы к Преподобному старцу в самые тревожные дни своей жизни.

Как правильно молиться

Верующие люди должны молиться. Лучше читать готовые молитвы, написанные святыми. Такие люди десятилетиями молились в одиночестве, они знают, о чем просить Господа Бога. Ведь молитва — это не желание, которое верующие просят выполнить Всевышнего, а покаяние в собственных грехах, просьба о помощи и наставлении на путь истинный.

Прп. Ефрем Сирин говорил, что люди не знают о чем молиться, они не ведают, что им полезно, о чем нужно просить Бога в молитвах. Всевышний и так знает все проблемы христиан. Он поможет спасти грешную душу, если человек покается в своих грехах, будет читать молитвы, написанные святыми людьми.

много свечек

Примеры молитвы

Просить Сергия Радонежского о помощи и заступничестве нужно, читая молитвы по молитвослову. Только таким речам внимает иеромонах и Господь Бог.

О прибавлении ума

В этой молитве св. отца Сергия просят услышать просьбы, к нему обращенные, донести их до самой Пренепорочной Богородицы. Ведь святой после смерти приблизился к Небесным Силам. Верующие уверяют отца Сергия в любви к Богу, поклонении его святым мощам. Просят помочь одолеть гранит науки, прибавить ума, снять пелену с глаз и открыть разум истине.

Перед экзаменом

В этом обращении к отцу Сергию верующие просят его возвести их к высоте небесной. Христиане молятся избавить их от малодушия, утвердить их в вере и преданности к Богу. Верующие просят молиться Преподобного Сергия от их имени самому Всевышнему. Христиане верят в заступничество святого на Страшном Суде и каются в прегрешениях.

сергий радонежский

Защита отечества от иноверцев

В этой молитве верующие просят Святого обратить на них внимание, посмотреть с высоты небесной вниз на грешный люд. Христиане уверят отца Сергия в любви к Богу, просят вразумить их в дни тяжелых испытаний, дать им силу и мужество выстоять в бою с врагами.

Тропарь

В этой песне говорится, что с ранней юности отец Сергий всей душой полюбил Всевышнего. Он уединился от мирской суеты, ушел в далекую пустынь, чтобы молиться Господу Богу и жить по его законам. Отец Сергий основал монастырь, в котором молился Спасителю за грешные души. К нему отовсюду приходили за верой и исцелением люди, он всем помогал обрести душевный покой и укрепиться в вере в Бога.

Первая

В этой молитве верующие обращаются к отцу Сергию, называют его Святым, Преподобным, Богоносным. Христиане верят в его вознесение после смерти на небеса и в то, что он общается с самой Богородицей. Верующие просят их любить, молиться о спасении их грешных душ, ходатайствовать за них перед Всевышним и Девой Марией.

сергий радонежский

Вторая

Эту просьбу христиане обращают отцу Сергию. Они просят его не забывать несчастных, поминать в своих молитвах к Всевышнему. Верующие уверяют отца Сергия в любви и почтении. Просят передать их молитвы самому Господу Богу, не молчать об их просьбах и молиться за спасение грешных душ.

Третья

Где расположены иконы

Преподобный отец Сергий изображен на одиночных и житийных иконах. Его часто изображали во весь рост в рясе, ведь он всю жизнь был монахом. В житийных иконах в центре художники рисовали изображение отца Сергия, а по краям – около 17-20 сюжетов из его жизни. В каждом клейме можно увидеть, чем занимался иеромонах — исцелял больных, молился, благословлял воинов на победу.

древняя икона

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Подмосковье, в Сергиевом Посаде находятся мощи святого. Останки и святая икона иеромонаха имеются на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме Троицы Живоначальной, а также в храме Святителя Николая в Кленниках, в московской церкви Ильи Обыденного. В селе Бибирево, в церкви Преподобного Сергия находится старинная икона, ознаменовавшая спасение от холеры в 19 веке. В собрании музея имени Андрея Рублева хранится икона иеромонаха с 17 клеймами его жития. Изображение святого находится практически в каждой церкви.

Когда почитают икону

Память о жизни Преподобного жива и поныне. Святого вспоминает духовенство, ведь благодаря ему открылось множество монастырей в русских землях. Отец Сергий способствовал усилению Православия на Руси. Церковь вспоминает иеромонаха каждый год дважды. Первый раз — летом 18 июля, в день обретения его мощей. Праздник посвящен изъятию останков из подтопленной могилы и перенесению их в безопасное место в новую церковь. Начиная с 15 века, православные каждый год 8 октября отмечают день смерти игумена. В дни памяти в храмах проходит праздничная служба в честь Преподобного Сергия. Священнослужители и верующие поют тропарь иеромонаху.

При жизни отец Сергий был очень мудр, добр, образован. Он выступал за объединение Руси, призывал князей не воевать друг с другом, а объединиться и выступить против татар. Сергий благословлял верующих на семейное счастье, любовь и верность. К нему обращают свои молитвы одинокие люди, он помогает им найти вторую половинку и счастье.

Икона с изображением святого должна быть в каждом доме. Она помогает стать терпимее, добрее, умнее. Правда, для обретения счастья и душевного покоя нужно раскаяться во всех своих грехах, искренне попросить Бога спасти грешную душу и наставить на путь истинный.

Читайте также: