Исламский радикализм это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подобными грехами нередко страдает и религия. Появляясь как вариант некого спасательный круга для заблудших душ, религия нередко излишне сближается со светскостью и государственностью. Религиозные деятели часто пытаются трактовать деятельность тех или иных государственных институтов с помощью религиозных канонов или сами религиозные каноны подводить под так называемые светские интересы. В такой ситуации религия причудливым образом переплетается с политической идеологией и превращается в особый инструмент формирования общественного мнения, инструмент суда над идеями, взглядами и поступками человека.

Очевидно, что деятельность органа Святой Инквизиции не имела ничего общего с христианской верой, которая учила и учит человека любви к ближнему и глубокой нравственности. Но это вовсе не помешало превратить основы веры в опору для власть имущих с целью управления обществом в том ключе, который был выгоден церковным и политическим властям.

Современный исламизм направлен на то, чтобы формировать такие общественные идеи, которые будут являться надежной поддержкой любых планов людей, стоящих у власти как светской, так и религиозной. Именно поэтому каждая фраза, призывающая современных мусульман бороться за свою идентичность, видеть в каждом представителе другой веры врага, является не более чем подтверждением слов о том, что история имеет свойство повторяться, и о том, что религия, смешиваясь с политикой, может заводить в тупик целые цивилизации. Современный исламский радикализм и средневековое инквизиционное христианство – звенья одной цепи.

Продолжаю цикл постов про течения и ереси в исламе. Политический радикализм мусульман — не новомодное изобретение. Он имеет глубокие исторические корни и практикуется с первых лет ислама. Хариджиты появились примерно в то же время, когда и сунниты с шиитами: это одна из трех главных ветвей мусульманской веры. Путь к современным ваххабитам и салафитам начинается именно от них.


Наиболее крайняя ветвь хариджизма – азракизм – по современным меркам выглядела как типичная тоталитарная секта. Ее основатель Ибн Азрак требовал, чтобы все его сторонники продавали свои дома, жили в одной общине и воевали за веру с оружием в руках. Новых членов общины проверяли на лояльность, заставляя прилюдно убивать неверного раба. Непримиримые азракиты полностью отрицали такиийю (такиийя – возможность у мусульман отрекаться от веры на словах, внутренне сохраняя свои убеждения) и не шли ни на какие компромиссы с властью.

Хариджиты быстро разделились на бесчисленное множество сект, одно перечисление которых может занять целую страницу. Разночтения касались в основном практических вопросов: как нужно обходиться с детьми неверных (убивать или принимать к себе), как относиться к грешникам, можно ли прощать грехи и какие именно.

Более мягкие наджиды считали, что грешника можно простить, если он согрешил по незнанию или в чем-то незначительном (например, прелюбодеянием или кражей).

Суровые байхаситы возражали, что мусульманин всегда должен знать, как поступать в той или иной ситуации, а если не знает, то его долг — остановиться и выяснить, как следует поступать, и только потом действовать.

Воинственный и неукротимый хариджизм был мощной силой, поднимавшей в халифате грандиозные восстания и создававшей новые династии. Он пронизывал все арабское общество и служил плодородной почвой для любого мятежа и бунта. Недовольство радикальных мусульман постоянно тлело в ожидании повода для вспышки.

Особенно это было заметно на пограничных территориях халифата. Здесь собирались те, кто был недоволен властью или собственной судьбой: всевозможные наемники, искатели удачи, авантюристы, смельчаки, любители риска и наживы.


В исламской истории хариджитам несколько раз удавалось захватить политическую власть и создать собственные государства. После распада халифата в Северной Африке многие династии, от Рустамидов в Алжире до Мидраридов в Сильджимасе, были чисто хариджитскими и исповедовали общность имущества и справедливое распределение благ между членами общины. Главным законом в этих государствах становился шариат, верховным правителем — имам, а основополагающим принципом — полное равенство всех мусульман.

Со временем, достигнув светской власти, хариджизм сам стал светским, земным, выдохся как религиозное течение и легко уступил место шиизму и суннизму, с которыми некогда так ревностно боролся.

Суннитский экстремизм, джихадизм — это не какое-то чуждое, неисламское течение. Даже если его назвать злокачественной опухолью на теле ислама — и это будет на сто процентов справедливо, поскольку сам ислам вовсе не является религией насилия и террора—все равно придется признать, что джихадизм, исламизм базируются на одной из аутентичных исламских традиций, берущих свое начало в глубокой древности, в военных походах пророка Мухаммеда. Это лишь одна из традиций, но она имеет свои корни в исламе, а не привнесена откуда-то извне. "


Россия — полинациональное и поликонфессиональное государство. Численность мусульман в России составляет около 20 млн. человек и имеет тенденцию к возрастанию. Нетерпимость к исламу, прослеживаемая в сентенциях ряда СМИ, способна бумерангом ударить по государству.

Исламский фундаментализм — стремление подражать раннему исламу, первым мусульманам и самому Пророку. В VII в. было создано исламское государство — Арабский халифат, в котором, по мнению мусульманских идеологов, огромную роль играл фактор социальной справедливости.

Принято считать, что фундаментализм появляется как реакция на усиление социальной несправедливости, диктатуру. Чаще всего он свойственен транзитивным обществам, находящимся в глубоком системном кризисе. Он являет собой форму недоверия политической или этнической элите.

Исламский радикализм — это попытка захвата власти исламистами нелегитимным, чаще всего, вооруженным путем. Эта деятельность наносит ущерб стабильности политического строя страны, должна быть и преследуется правоохранительными органами, попадая под действие не только отечественных[3], но и международных[4] законов.

Выдающееся по своему значению влияние на радикализацию ислама во всем мире оказала Исламская революция 21-22 бахмана 1357 г. по солнечной хиджре (10-11 февраля 1979 г.) в Иране. Она показала впервые в современной истории возможность взятия в руки власти исламистами. И хотя между шиитским и суннитским направлениями в исламе стоят почти непреодолимые противоречия, иранскому примеру последовали Судан в 1985-86 гг. и Афганистан. Эти страны стали активно заниматься экспортом исламской революции, поддерживая мусульманские движения и организации по всему миру.

Среди государств, которые, так или иначе, способствуют возникновению и развитию фундаменталистских идей в странах, где проживают мусульмане, следует также назвать Саудовскую Аравию, Ливию, Пакистан, Турцию.

2) Вылечить ислам можно, лишь объединив сознательных мусульман против государства. На смену светскому режиму, покорному Западу должен прийти религиозный исламский.

Появление ваххабизма связано с деятельностью известного мусульманского богослова Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба из Неджда (1703-1791 гг.), проповедовавшего строжайшее единобожие, очищение от нововведений и возврат к первоначальной чистоте ислама. По своему вероучению ваххабизм — разновидность ханбалитского мазхаба. Ранние ваххабиты отличались крайним фанатизмом и экстремизмом. Так в 1802 г. ими был разрушен святой для шиитов мавзолейный комплекс в Кербеле, поставленный на месте гибели имама Хуссейна, а в 1803 г. ваххабиты осквернили могилу Пророка только потому, что эти места своим существованием противоречили их собственному пониманию таухида (единобожия). Радикализм идей Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба из Неджда был столь силен, а результаты их внедрения в мусульманскую практику столь разрушительны, что многие богословы XVIII-XIX вв. вспоминали один из хадисов (преданий о высказываниях и деятельности Пророка) из собрания аль-Бухари, который я приведу ниже:

Созданный для разрушения великой мусульманской державы — Османской империи, свой деструктивный потенциал ваххабизм сохранил и поныне.

Одной из особенностей ваххабистского учения является противопоставление себя классическому исламу, ярким проявлением духовных исканий которого является суфизм (тасаввуф).

Следует четко осознать, что суфизм никогда не представлял собой доктринальную систему или школу мысли — мазхаб. Напротив, суфизм — это набор приемов и практик, присущих различным школам исламского богословия, т.е. по сути — илм. А раз так, то вполне очевидно, что он не был известен под современным своим именем во времена Пророка или его сподвижников. Но это не делает суфизм менее значимым или, тем более, запретным; многие мусульманские практики (улум) обрели форму значительно позже.

Ваххабизм выступает против суфийских тарикатов, считая его богопротивным нововведением (бид’а).

Из вышеизложенного видно, что нео-ханбалитское течение отвергает сложившуюся традицию и не восходит к более ранним мусульманским практикам, которые, обычно служат примером для подражания.

Фундаментализм в современном мире представлен различными организациями и партиями. Их структура, очень внешне различная, может быть сведена к двум основным типам — традиционные харизматические партии, где руководство представлено одним лидером, которого беспрекословно слушаются все члены организации. Таковы — большинство т.н. ваххабттских групп в России. При лидере имеется совет (шура), выполняющий лишь консультативные функции. Эти партии сильны до тех пор, пока у власти — лидер. Его уход может вызвать развал самой организации или существенное изменение ее направленности.

Такая структура обеспечивает большую стабильность партийной организации и идеологии.

[2] См.: Варисов М.-З.В., Магомедова З.Г. О некоторых стереотипах массового сознания, их живучести и возможных последствиях. // Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. — Доклады Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000. С. 175-181.; Малашенко А. Op. c.

[3] Федеральный закон РФ о борьбе с терроризмом. Принят Гос.Думой 3.07.1998. Одобрен Советом Федерации 9.07.1998. Подписан Президентом РФ 25.07.1998.

[4] Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9.12.1994. и др.

[6] Хадис аль-Бухари переведен мною из кн. J.Robson, Mishkat al-Masabih (Lahore, 1970), II, 1380.

[7] As’ad Abu Khalil. Hisbullah in Lebanon: ‘Islamisation of Leninist organizational principles’, Middle Eastern Studies, 27 July 1991, pp/ 396-397.

[8] Anizar Hamzeh. Lebanon’s Hizbullah: from Islamic revolution to parliamentary accommodation, Third World Quarterly, Vol. 14, No. 2, 1993.

Читайте также: