Ислам о труде и трудолюбии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Справедливость как мерило эффективности труда

Результат работы человека в рамках ислама оценивается не только и не столько через мерило эффективности, а скорее сквозь призму честности намерений субъекта как перед собой, так и перед обществом. Именно поэтому ислам не приемлет унижения человека и заискивание его перед богатеями для увеличения своего материального достатка.

Труд является одновременно честью и обязанностью для мусульманина. Вспомним, что практически все пророки имели какую-то профессию и занимались активной деятельностью, а не только духовными практиками. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) какое-то время работал пастухом, а затем стал вести торговые дела. После начала своей пророческой миссии он не гнушался вести физический труд, порой даже весьма тяжёлый. Этим он демонстрировал мусульманам то, как важно сохранять человечность и не возвеличиваться перед другими людьми. Пророк Муса (а.с.) так же был чабаном, а Дауд (а.с.) работал кузнецом.

Принципы трудовых отношений в исламе

К настоящему времени структура рынка труда подверглась глубоким изменениям, более того, они [изменения] происходят очень быстрыми темпами. Некоторые профессии исчезают, другие – появляются. Однако вопросы трудовых отношений в исламе продолжают покоиться на двух важнейших принципах:

1. Запрещено принуждать кого-либо жить за чужой счёт, присваивать себе незаконно результаты чужой трудовой деятельности. Выражаясь во многом марксистским языком, подчеркнём, что эксплуатация человека в исламе запрещена.

2. Никто не имеет права лишить кого-либо результатов его труда. Иными словами, вознаграждение за труд должно выплачиваться без обмана и задержек. Тому, кто наживается за счёт другого человека, обеспечена Огненная Геенна.

В одном из своих высказываний Пророк Мухаммад (с.г.в.) подчеркнул, что результаты труда должны быть финансово либо в иной форме вознаграждены до тех пор, пока не высох пот человека. При этом, согласно исламской этике трудовых отношений, размер заработной платы устанавливается не в одностороннем порядке работодателем, а с учётом непосредственного интереса работника.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Лал, вспомни, кто в истории человечества, массово обращали в рабство самое большое количество людей, самым ужасным образом!? Если не знаешь историю, могу подсказать. Это были вы, Христиане - . Почти все население Африки было угнано в рабство!

Любопытный аспект ислама - раб не человек, а имущество. Правда, принявший эту веру должен был освобождаться из рабства, что выполнялось далеко не всегда.

Fedor, ты враждуешь? Тебе не понять тех людей которые пришли в Ислам через большие трудности. Ислам это счастье.

Малик, не верующие в исламе не считаются за людей, их ислам призывает дословно гнать и резать. С рабами тоже самое, они в большинстве своём не проповедовали ислам, следовательно не считаются за людей

Возле Соборной мечети в Москве часто приходится видеть попрошаек. Почему ими никто не занимается? У людей остается ощущение что мусульманки нищие и хотят жить за чужой счет !!

Зульфия, может они цыганы может мусульманки но если помогаешь всë равно они выходят у них это как работа

Я конечно не знаю. Использование рабского труда - это не обогащение за счет другого? Почитайте про рабство в исламе. У самого Мухаммада были два десятка рабов, и жены-рабыни. Что-то не сходится.

Ключ для понимания истории человечества и развития общества мы видим и в роли труда. Поэтому для познания истории Ислама, как части истории общественно-этической мысли, необходимо определить место и значение труда в учении Ислама.

- «твоё ремесло не должно основываться на базе похищенного (нечестно присвоенного, чужого) имущества;

- ремеслом надо заниматься для удовлетворения своих потребностей, а не для обогащения;

- ремесло считать источником своих доходов (благ), а благо происходит от Бога;

- с тем, кто нечестным трудом приобретает богатство, не вступать в деловые отношения;

- в процессе своей трудовой деятельности (не допускать) не совершать грехов.

В Исламе труд имеет две стороны - личную, индивидуальную и общественную. Вполне естественно, говорят исламские источники, что труд должен приносить удовольствие, через создание каких-то ценностей, чего-то такого, чем можно пользоваться. В меру своих возможностей человек создаёт себе комфортные условия, накапливает материальные богатства. Но в обществе люди, как известно, разные по своим возможностям как физическим, так и умственным. Поэтому Исламом предусмотрено следующее, на наш взгляд очень важное положение. Часть произведенного или накопленного посредством своего труда, человек обязан жертвовать ради общества, в пользу этого общества, в его благо. Это, прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни.

Согласно Исламу без труда, во всей его сложности и многогранности, человека очень сложно воспитать, так как отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. При этом любовь к труду, то есть трудолюбие, как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности. Воспитательная роль труда, по Исламу, зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу. Ведь, как известно, соединение умственного труда с физическим - это не увеличение физической нагрузки рядом с умственной, а постоянное применение интеллектуальных усилий в физическом труде.

Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни людей. Человек стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Радость труда - сильная воспитательная сила, благодаря которой человек осознаёт себя членом общества.

Однако радость труда, несравнима ни с какими другими занятиями, приносящими радость. Эта радость невообразима без ощущения, переживания прекрасного, красоты, но здесь прекрасное - не только то, что получает человек, но, скорее всего то, что он создаёт. Радость труда - это красота человеческого бытия, в процессе изучения которой, человек переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. А важная воспитательная задача, согласно Исламу, заключается в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости, каждого человека основывалась на трудовом успехе. И по Исламу педагогическая мудрость воспитания посредством труда заключается в том, чтобы утвердить в сердце человека отношение к труду. Ведь труд - это не только жизненная необходимость, без которой немыслимо человеческое существование, но и сфера проявления духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрываются богатства человеческих отношений.

По Исламу, труд мобилизует человека, является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. Ведь чем сильнее человек понимает возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле. Труд является и возможностью совершенствоваться, в нём открываются возможности двигаться вперёд, развиваться. Однако следует помнить, по Исламу, воспитательным является тот труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Хотя, конечно надо воспитывать готовность сознательно выполнять всякую работу, необходимую для общества. Но это моральное качество само является о результатом воспитания. Итак, человек, может, сознательно трудиться и будет готов выполнять всякую работу, только после того, как он научится осознавать необходимость выполнять самые неприметные трудовые операции, а этого можно достигнуть только в целенаправленном воспитательном труде.

В Исламе крайне чтиться трудолюбие и желание работать

Трудолюбие – одна из наиболее ярких черт в мусульманской культуре. Издревле народы, исповедующие Ислам, упорно и без устали трудятся, не жалуясь на тяготы, которые преподносит им судьба.

Изучив карту распространения Ислама, мы увидим, что подавляющее большинство мусульман проживает на землях, отличающихся суровым климатом: это значительная часть Африки, Аравийский полуостров и та часть Евразии, где представлен резко-континентальный климат. Выживание в подобных условиях само по себе является тяжелым и кропотливым трудом. Особенно, когда речь идет об африканской пустыне.

Весь мир сегодня восхищается арабскими странами, которые достигли огромных экономических успехов и значительного повышения уровня жизни своих граждан. Многие злорадно утверждают, что не будь у арабов огромных залежей нефти и природного газа, такой скачок в развитии не был бы возможен. Но посмотрим правде в глаза: распоряжаться денежными средствами нужно уметь. Наглядным примером в этом смысле служит всемирно известный эмират Дубай. Удивительно, но всего лишь 6% его внутреннего валового продукта формируется доходами от продажи природных ресурсов. Остальное – туризм и инвестиции, которые стекаются со всего мира и вкладываются в смелые, масштабные проекты.

Без любви к труду и предпринимательству подобных успехов добиться невозможно.

Это далеко не единственные упоминания о труде в Коране . Любой мусульманин понимает, что богатство и состояние – результат тяжелой работы. Наиболее уважаемым человеком считают именно того, кто много работает. Потому что только трудом можно принести пользу. И не только себе и своей семье, но и своему народу.

Именно поэтому в исламском мире не принято скрывать свои успехи в ведении бизнеса. Нет нужды прятать результаты своего труда. Богатство – это всего лишь признак того, что человек много и с усердием работает.

Мусульмане – ответственный и предприимчивый народ, с долгой, тянущейся через века историей купечества. Занимаясь столетиями торговлей, они сформировали прочный фундамент для эффективного построения и развития бизнеса. Имея дело с представителем исламской культуры, можно быть уверенным, что это надежный и честный партнер, которого никто и никогда не заподозрит в недобросовестности.

Трудолюбие в Исламе

Возносить молитвы, трудиться на благо – это главное и единственное что человек должен делать, потому что Всевышний воздал быть ему выше других. То есть, землепашец соберет урожай и познает благодать своего труда.

Согласно шариату, честный труд – это своего рода молитва, благодарность Создателю. Аллах так сказал о людях, занятых праведным трудом:

Что создал Всемогущий Создатель для нас, людей, все сущее на земле, так говорится в Коране:

Следовательно, человек, работающий в поте лица, может быть сполна вознагражден только волей Аллаха. Усердие, которое человек проявляет при этом, вознаградит его самым неожиданным образом. И будут бесспорны плоды его труда.

Как говорили наши предки, в мире есть четыре вещи, которые делают человека особо уважаемым. Это свобода, праведный и честный труд, Родина, доставшаяся нам в наследство от предков и вера, прошедшая через века и ставшая нашим долгом.

Священный ислам с уважением относится, поддерживает и направляет человека честно трудиться и стремиться к счастливой жизни, любить Родину и нести веру в своем сердце.

Читайте также: