Честь это кратко для детей

Обновлено: 30.06.2024

Одна девочка, 5 лет, поставила меня в тупик вопросом: "Что такое честь!" Как объяснить ребенку? вопрос год ребенок девочка тупик честь

ну для такой маленькой для начала можно сказать, что это держать данное обещание, если пообещала, то должна сделать

Честь - это "честная жизнь" и объяснить это невозможно, можно только показать детям пример

Объяснить сложно. Девочке нужно подрасти и лет эдок в 10 уже можно будет это объяснить.

Действительно. сложный вопрос. :? Обьяснять делами надо. а не словами (как то так).

Изображение записи

В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.

Подготовительная беседа

Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.

После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.

  1. Хороший ли это поступок?
  2. Можно ли обоих мальчиков считать виновными?
  3. Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Почему?

После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть которой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в результате чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она сказала, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он дрался за правильное дело .

После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.

В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.

  1. Во время игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит обмануть.
  2. Обещая что-то, дают честное слово.
  3. Когда говорят о чествовании победителей (это делают в знак уважения за хорошие поступки).

Дети играют

Значит, честь – это уважение окружающих, репутация человека . Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек старается вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют одежду. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается осуждению и неприятию.

Честь – это доброе имя человека, уважение к нему со стороны окружающих за соблюдение норм морали, верность долгу, честность и справедливость. Если человек умеет держать слово, верен моральным принципам, помогает слабым в трудной ситуации, то его называют человеком чести. Потерять это качество несложно – достаточно совершить любой бесчестный проступок.

Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей внешности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может считаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно . Такого человека распознать легко: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не снисходителен к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.

Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.

Разговор с подростком

Поговорив с подростком о чести и достоинстве, необходимо побеседовать и о том, как нужно себя вести, чтобы не запятнать репутацию:

  1. Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры окружающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на воровство, распитие алкоголя, курение).
  2. Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять достоинства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
  3. Следить за нормами поведения, стараться избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девичью честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.

Подростки

Нужно научиться уважать в первую очередь себя, и не поддаваться на провокации со стороны окружающих. Только так можно достичь внутренней гармонии и счастья.

Достойные люди в литературе

Примеров честных и достойных поступков в литературе много.

Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.

Литература для подростков

Притча о Чести

Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:

Честь и достоинство: примеры из истории

Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.

  1. Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
  2. Из-за обычной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
  3. Дважды стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал смерти.
  4. Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
  5. Шли на самоубийство разорившиеся дворяне, некоторые военнопленные.

Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес воспитанников. Воспитывать чувство патриотизма. . Показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.

Краткое тематическое содержание:

Ожидаемые результаты: В результате занятия учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, усовершенствуют коммуникативные умения.

Цели и задачи:

1. Показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.

2.Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.

3.Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины, активизировать интерес детей к истории семьи, ее генеалогии.

4.Способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство

5.Развивать умение публичного выступления. научить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли.

Ход классного часа

Вступительное слово воспитателя:

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше.

Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?

Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство.

-Что такое честь?

- О ком бы вы так могли сказать-человек чести?

Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость

Поговорим о честности в спорте, да и в обычной игре?

- Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

- Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?

- Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь .

- За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?

- Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании?

Объясните значение выражений

1 Честь семьи (доброе имя)

2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)

3. Честное имя (незапятнанное)

4. Человек чести (гражданское достоинство)

5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)

6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

Давайте попробуем объяснить в каких ситуациях мы говорим:

1.Пора и надо честь знать;(Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить).

2.Имею честь предложить;(Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. ).

3.Кто-то живет по совести;( Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести).

4.Сочту за честь; (Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него).

5.Невелика честь; (Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.)

6.Слишком много чести;(Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо).

7.Поступок делает Вам честь;( Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны).

Так что же честь для каждого из нас?

Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

ДОСТОИНСТВО

(Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.

Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание .Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.)

Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство? ( К голосу совести)

- Какие высокие моральные качества человека можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость храбрость, отвага, порядочность, совесть).-

-Дайте определение слову совесть. (…) Честь и совесть? Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?

-Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое?

-Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

-Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести?

-Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

Сегодня мы рассмотрим воинскую честь

Определение добродетелей человека чести

Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие; Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

Кодекс чести.

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Презрение к подлецам

Учтивость ко всем женщинам

ВЫВОД: Честь во все времена состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости. (наглядность на доске)

Воинская честь.

- Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

1.Личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

2.Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

4.Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. "

5.Неприкосновенность личности офицера.

Символ памяти – это огонь, который всегда считался священным. Горит огонь – живет душа человека. Именно поэтому горит Вечный Огонь на Площади Победы. Сейчас я прошу, чтобы каждый из вас, глядя на этот живой свет, задумался: почему в наших сердцах должно всегда оставаться место памяти?

— Береги честь смолоду! —
Справедливо слово то.
Было много раз оно

Там, где надо, сказано.

Но и в зрелые года
Честь твоя — не ерунда,
И ее — об этом речь —
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после.
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:
Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь —
Это следует учесть!

В результате занятия учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, усовершенствуют коммуникативные умения.

ВложениеРазмер
chest_i_dostoinstvoklassnyy_chas.docx 47.4 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 38 города Калининграда

Симонян Анна Рафаэловна,

учитель начальных классов

Честь и достоинство.

Ожидаемые результаты: будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей.

1. Показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.

2.Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.

3.Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины, активизировать интерес детей к истории семьи.

4.Способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство.

5.Развивать умение публичного выступления, научить грамотно участвовать в диспутах, слушать собеседника, излагать свои мысли.

Задачи исследовательской работы :

1.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя:

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше.

-Что значит- прожить жизнь с честью и достоинством?

Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство.

- Погиб поэт - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

Так что же такое честь для каждого из нас?

- Что такое честь ? (учащиеся дочитывают определения с доски).

- О ком бы вы так могли сказать-человек чести?

( Приводят собственный примеры . Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь).

Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость

-Поговорим о честности в спорте, да и в обычной игре?

(Когда играем честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)

- Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

- Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь .

- За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?

(Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, этот человек верен долгу, справедлив и порядочен )

-Объясните значение выражений

1 Честь семьи (доброе имя)

2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)

3. Честное имя (незапятнанное)

4. Человек чести (гражданское достоинство)

5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)

6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

-Давайте попробуем объяснить в каких ситуациях мы говорим:

1.Пора и надо честь знать;

2.Имею честь предложить; :

3.Кто-то живет по совести; К

4.Сочту за честь;

7.Поступок делает Вам честь;

-Так что же честь для каждого из нас?

ЧЕСТЬ - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

(Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. )

-Что такое чувство собственного достоинства?

( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе .

-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?( К голосу совести)

-Какие высокие моральные качества человека можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость храбрость, отвага, порядочность, совесть).

2.Дайте определение слову совесть. (…)

Честь и совесть?

Что они для человека?

-Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?

1.Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое?

2.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

3.Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести?

4. Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

(Лично я считаю, что человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок).

-Я согласна с тобой. Подтвердите эту мысль.

-Сегодня на уроке мы рассмотрим воинскую честь

Определение добродетелей человека чести

Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие;

Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Презрение к подлецам

Учтивость ко всем женщинам

Честь во все времена состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости.

- Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

1.Личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

2.Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижат ься и унижать окружающих.

4.Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. "

5.Неприкосновенность личности офицера.

Мы провели исследовательскую работу с целью изучения истории нашей семьи в годы войны. Мы собрали материал о родных и близких учеников нашего класса. Эти люди не совершали громких подвигов, они просто жили, трудились, воевали. Жили честно, трудились ответственно, воевали отважно.

То, что делали наши прадедушки и прабабушки , они считали не подвигом, а своим долгом перед своими близкими, перед своей Родиной. Они жили достойно, защищая свою честь и достоинство в тяжелое военное время.

Вся жизнь людей военного поколения - великий подвиг. Подвиг ради того, чтобы мы жили.

О войне, о страшной трагедии народа, о героических подвигах многие из нас лишь читали в книгах и смотрели в кинофильмах. С каждым годом война от нас становится всё дальше и дальше, а живых свидетелей – всё меньше и меньше. Поэтому нужно сохранить память о тех людях, которые защищали наше Отечество.

Никто не остался в стороне в то трудное и страшное время. Кто-то воевал на полях сражений, кто-то трудился в тылу. Каждый старался внести свой вклад в победу над немецкими захватчиками.

Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых сохранена память народа.

Воспоминания о военном времени родных и близких, участников фронтовых будней, продолжают передаваться из поколения в поколение.

22 июня 1941г. - без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушения. Кто мог воевать - пошли на фронт, остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.

Особенно ярко в это страшное время проявились человеческие качества , о которых мы сегодня говорим: честь и достоинство, м ужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Заключительная часть. Учитель.

Итак, мы подходим к самому главному.

Человек красив своими делами, своими поступками заслуживающими уважения.

Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

Запомните святые слова:

Жалок тот, в ком совесть не чиста.

Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Пусть эти слова учат вас быть людьми с честью и совестью.

Я – гражданин России, честь имею!

— Береги честь смолоду! —
Справедливо слово то.
Было много раз оно

Там, где надо, сказано.

Но и в зрелые года
Честь твоя — не ерунда,
И ее — об этом речь —
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после.
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:
Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь —
Это следует учесть!

Читайте также: