Искусство рубежа 19 20 веков кратко самое главное

Обновлено: 04.07.2024

Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Это был человек блестяще образованный. Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм.

в конце19нач20в получает распространение символизм ( Выдающимися символистами России того времени были М.Врубель, Петров-Водкин, "мир искусства", "голубая роза"(Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Цыпунов - эстеты симовлизма).

Творчество Серова.

Валентин Серов - русский художник 19 века, родившийся в Петербурге. После смерти отца мать Серова поехала в Мюнхен. Там он получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. После они возвращаются в Москву. Репин дает уроки Серову. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин.




Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича .В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Это был человек блестяще образованный. Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм.

в конце19нач20в получает распространение символизм ( Выдающимися символистами России того времени были М.Врубель, Петров-Водкин, "мир искусства", "голубая роза"(Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Цыпунов - эстеты симовлизма).

Творчество Серова.

Валентин Серов - русский художник 19 века, родившийся в Петербурге. После смерти отца мать Серова поехала в Мюнхен. Там он получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. После они возвращаются в Москву. Репин дает уроки Серову. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин.

Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича .В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

Символизм – художественное течение, стремление проникнуть в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений, в мир грёз и фантазий.

I.Архитектура – окончательное преодоление влияния античного ордера, виртуозное владение изобр. средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров. Источник вдохновения – вся мировая история архитектуры + эффектные формы природы

а) Виктор Орта

* Отель ван Этвелде

* собственный дом художника

б) Анри ван де Вельде

* школа искусств и ремесел в Веймаре и Академия художеств

* Театр Веркбунда в Кёльне

в) Петер Беренс

* Павильон Германии на междунар. дпи выставке 1902г.

* Представительский стиль компании AEG(первый в мире), промышленный дизайн для компании

* Турбинная фабрика в Берлине

* Посольство Германии в Петербурге

* завод в Оберхаузе

б) Йозеф Мария Ольбрих

* выставочный зал венского Сецессиона

* здания Дармштадской колонии художников

а) Август Эндель – яркий представитель Сецессиона в Мюнхене

б) Генрих Тессенов

а) Ренни Макинтош(шотл.)

а) Хендрик Петрюс Берлаге

а) Элиель Сааринен

8. Америка – чикагская школа

а) Луис Генри Салливен

а) Антони Гауди – гениальность на грани безумия

* Дом Висенса дом как реклама продукции

10. Россия – проявление неорусскогои северного(грубая фактура оттделки, суровость форм)С.-П.) модерна

а) Федор Осипович Шехтель

* особняк С.П.Рябушинского (1931г переделан)

* особняк З.Г. Морозовой

* Российский павильон на медународной выставке в Глазго(Шотландия) 1901г

* Здание Московского Художественного театра

б) В.Васнецов и В. Поленов

* Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. реплика Спаса на Нередице – неорусский модерн

в) Сергей Малютин

* Теремок в тенишевской усадьбе Талашкино

г) Вильям Валькотт

* ГМИИ им.Пушкина – российский неоклассицизм

е) Фёдор Лидваль - северный модерн

* доходный дом Циммермана на Каменноостровском проспекте

II.Скульптура

* Антуан Бурдель(фр.)–ученик Родена крестьянской закалки

б) Аристид Майоль –занялся ск-рой в 40 лет

* памятник Полю Сезанну

2. Россия – отказ от тщательности в пользу худ. обобщения, нестандартные материалы, мелкая пластика

а) Павел Трубецкой – импрессионизм в ск-ре

* памятник Александру III

* статуя Джакомо Пуччини

б) Анна Голубкина – училась в России, стажировалась во Франции у Родена

в) Сергей Коненков – крестьянин по происхождению, учился в России, стажировался за границей

* Никколо Паганини, Бах

г) Александр Матвеев

III.Живопись и графика

а) Обри Винсент Бердсли (25 лет) –выдающийся, знаковый и символичный график-иллюстратор, поклонник Ренессанса

а) Пьер Пюви де Шаван

б) Гюстав Моро – персонаж погружен в себя

в) Одилон Редон – график, работы углем, литографии

д) Анри Руссо - примитивизм

а) Густав Климт – художник-декоратор модерна, синтез живописи и ДПИ, лидер венского Сецессиона

а) Фердинанд Ходлер - выходец из бедной рабочей семьи

а) Эдвард Мунк –передача внутреннего болезненного состояния.

а) Микалоюс Чурлёнис – художник-композитор

* Плакаты, афиши, декорации, реклама

9. Россия – художественные объединения

а) Михаил Нестеров

б) Константин Коровин –русский импрессионист

в) Валентин Серов

* Портреты Юсуповой , Орловой, Ермоловой

г) Михаил Врубель

д) Виктор Борисов-Мусатов – символизм галантного века

* Александр Николаевич Бенуа

* Лев Бакст

* Константин Сомов

* Мстислав Добужинский

* А. П. Остроумова-Лебедева

* Чемберс, Владимр Яковлевич

ж) Николай Рерих

з) Иван Федорович Билибин

* КонстантинЮон

* АбрамАрхипов

* ИгорьГрабарь

* АркадийРылов

к) Борис Кустодиев

* купеческая тематика, народные праздники

л) Зинаида Серебрякова

* Братья Николай Дмитриевич и Василий Дмитриевич Миллиоти

* Н. П. Рябушинский

IV. ДПИ – стиль модерн.

Искусство XX века.

Кузьма Петров-Водкин

Марк Шагал

Василий Кандинский

Павел Филонов

Казимир Малевич

Супрематизм

Владимир Татлин

Людвиг Мис ван дер Роэ

Ле Корбюзье

Френк Ллойд Райт

Фофизм

Экспрессионизм

Кубизм

Футуризм

Метафизическая живопись

Неопластицизм

Дадаизм

Сюрреализм

Абстрактный экспрессионизм

Поп-арт

Гипперреализм

Концептуализм

Прокрутить вверх


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

- Характерной особенностью искусства рубежа XIX – XX вв. является интенсивность и разнообразие развития искусства.
- Возникает большое количество художественных группировок.

Причины:
- в предшествующие группировки было попасть нелегко, принимали с большой коррективой.
- рубеж веков – колыбель новых направлений.
- в новых группировках были постоянные члены, приглашенные и те, кто просто принес работы. Например: К. Коровин, М. Врубель.

Врубель.Гадалка.1895

М. Врубель

Врубель.Гадалка.1895

Врубель.Гамлет и Офелия.1883


Врубель.Гамлет и Офелия.1883

Врубель.Демон сидящий.1890


Врубель.Демон сидящий.1890

Врубель.П-т Н.И.Забеллы-Врубель в туалете ампир.1898


Врубель.П-т Н.И.Забеллы-Врубель в туалете ампир.1898

Врубель.Царевна-лебедь.1900


Врубель.Царевна-лебедь.1900

К.Коровин.Бульвар Капуцинок.1906


К. Коровин

К.Коровин.Бульвар Капуцинок.1906

К.Коровин.За чайным столом.1888


К.Коровин.За чайным столом.1888

К.Коровин.Зимой.1894


К.Коровин.Зимой.1894

К.Коровин.Хористка.


К.Коровин.Хористка.


• Мир искусства
- в творчестве нашел воплощение модерн.
- художники универсалы.
- стремились во всем создать целостное произведение искусства.

Работали в видах:
- журнальная и книжная графика.
- театрально-декорационное искусство. Привнесли живопись в театр.
- живопись (но в модерне графичая живопись).

А. Н. Бенуа (1870- 1960) главный редактор журнала "Мир искусства", ведущий художник одноименной художественной группировки, один из первых русских историков искусства.

Книжная графика:

Бенуа. Азбука в картинках.1904


Бенуа. Азбука в картинках.1904

Работа в театре:

Бенуа. Балет Петрушка.Эскиз декорации.1917


Бенуа. Балет Петрушка.Эскиз декорации.1917

Бенуа. Масленица в Петербурге. Эскиз к балету Петрушка.1917


Бенуа. Масленица в Петербурге. Эскиз к балету Петрушка.1917

Исторические композиции - сплав политизации прошлого:

Бенуа. Итальянская комедия.1906


Бенуа. Итальянская комедия.1906

Бенуа.Парад при Павле . 1907


Бенуа.Парад при Павле . 1907
Отражение русской истории

К. А. Сомов (1869 - 1939).

Сомов.Дама в голубом.П-т Елизаветы Мартыновой.1907-1900


Сомов.Дама в голубом.П-т Елизаветы Мартыновой.1907-1900

Сомов.П-т А.И.Сомова.1897


Сомов.П-т А.И.Сомова.1897

Сомов.П-т Остроумовой-Лебедевой.1901.


Сомов.П-т Остроумовой-Лебедевой.1901.

Сомов.Зима.Конькобежцы.1915


Сомов.Зима.Конькобежцы.1915

Сомов.Спящая молодая женщина.1909.


Сомов.Спящая молодая женщина.1909.

Сосов.Осмеянный поцелуй.


Сосов.Осмеянный поцелуй.

Сомов.Арлекин и дама.1912


Сомов.Арлекин и дама.1912.

Лансере.Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905


Е. Е. Лансере (1875 - 1957)

Лансере.Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905

Лансере.Петербург начала ХVIII века.1906


Лансере.Петербург начала ХVIII века.1906

Бакст.Ваза.Автопортрет.1906


Бакст

Бакст.Ваза.Автопортрет.1906

Бакст.Ужин.1902


Бакст.Ужин.1902

Бакст.П-т С.П.Дягилева с няней.1906


Бакст.П-т С.П.Дягилева с няней.1906

Бакст.П-т Зинаиды Гиппиус.1906


4 Бакст.П-т Зинаиды Гиппиус.1906

Бакст.Балет Нарцисс.Костюм беотийки.1911


Бакст.Балет Нарцисс.Костюм беотийки.1911

Бакст.Эскиз к балету Шехеразада.1911


Бакст.Эскиз к балету Шехеразада.1911

Головин.Испанка в черной шали.1908


Головин

Головин.Испанка в черной шали.1908

Головин.П-т В.Э. Мейерхольда.1917


Головин.П-т В.Э. Мейерхольда.1917

Головин.П-т Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Серова Юдифь


Головин.П-т Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Серова Юдифь

Головин.П- Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере Мусоргского.1912


Головин.П- Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере Мусоргского.1912

Билибин.Опера Золотой петушок.Палаты Дадона.1909


Билибин
Билибин.Опера Золотой петушок.Палаты Дадона.1909

Билибин.Принцессы в тереме.Илл.к сказке Белая уточка.1902


Билибин.Принцессы в тереме.Илл.к сказке Белая уточка.1902

Остроумова-Лебедева.Адмиралтейство под снегом.1901


Остроумова-Лебедева

Остроумова-Лебедева.Адмиралтейство под снегом.1901

Остроумова-Лебедева.Дворец Бирона и барки.1916


Остроумова-Лебедева.Дворец Бирона и барки.1916

Остроумова-Лебедева.Красные столбы.1922


Остроумова-Лебедева.Красные столбы.1922

Добужинский.Городские типы.Гримасы города.1908


Добужинский

Добужинский.Городские типы.Гримасы города.1908

Добужинский.Домик в Петербурге.1905


Добужинский.Домик в Петербурге.1905

Добужинский.Илл. к Достоевский.Белые ночи.1922


Добужинский.Илл. к Достоевский.Белые ночи.1922

Добужинский.Окно парихмахерской.1906


Добужинский.Окно парихмахерской.1906

Добужинский.Петербургский пейзаж.Домик в Петербурге.1908


Добужинский.Петербургский пейзаж.Домик в Петербурге.1908

Рерих.Вороны.1901


Рерих

Рерих.Вороны.1901

Рерих.Заморские гости.1902


Рерих.Заморские гости.1902

Рерих.Идолы.1901


Рерих.Идолы.1901

Рерих.Эскиз декорации Половецкий стан.1908


Рерих.Эскиз декорации Половецкий стан.1908


• Союз русских художников - московские художники (те, кто учился или преподавал в Моск. уч.).
- традиции русского пейзажа - реализм (взгляд из окна, подобие) + импрессионизм.
- нет повествовательности, главное – состояние.
- использование импрессионистического принципа композиции – фрагментарность.
- при этом не уплощают пространство как французские импрессионисты.
- включение бытового мотива.
- появление нового типа пейзажа – усадебный пейзаж.
1896 – Устав. Способствовать распространению искусства в России и поддерживать членов объединения.
1903 – Выставка 36-ти.
Потом многие художники вошли в АХР.
Художники: Грабарь, Юон, Виноградов, Жуковский, Туржанский, Петровичев, Ап.Васнецов (исторический, археологический пейзаж). Из АХ – Рылов и Малявин.

Борисов-Мусатов.Изумрудное ожерелье.1903-1904


Борисов-Мусатов.Изумрудное ожерелье.1903-1904

Борисов-Мусатов.Осенний мотив.1899


Борисов-Мусатов.Осенний мотив.1899

Борисов-Мусатов.Призраки.1903.


Борисов-Мусатов.Призраки.1903.

Сарьян.Любовь.Сказка.1906

o Кузнецов. Голубой фонтан. Любовь матери. Весна.
o Сарьян. Любовь, сказка. У гранатового дерева.

Сарьян.Любовь.Сказка.1906

Сарьян.У гранатового дерева.1907.


Сарьян.У гранатового дерева.1907.

- потом оба ушли в большую обобщенность и примитивизм.

Сарьян.Финиковая пальма.Египет.1911


Сарьян.Финиковая пальма.Египет.1911

o Сапунов. Натюрморты, искусственные цветы.

• Бубновый валет
- объединение художников авангардистов.
- примитивизм (крестьянская и городская игрушка, лубок, городские вывески).
- эпатирование публики – выставки балаганы.
- воздействие средствами самой живописи: цвет, линия, пластика.
- фактура холста, красочная масса.
- национальная интерпретация французского авангарда (фавизм, кубизм, сезаннизм) – декоративность.
Жанр: в основном натюрморт.
Вид: станковая живопись.
Художники: Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк.
Ларионов и Гончарова участвовали в организации, потом ушли.
1910 – первая выставка.
1911 – объединение Бубновый валет – 1917.
Принимали участие зарубежные художники в выставках.
o Кончаловский. П. Якулова – острота характеристики.
Натюрморт с красным подносом.

Кончаловский.Наташа на стуле.1910


Кончаловский.Наташа на стуле.1910

Кончаловский.П-т Г.Б.Якулова.1910


Кончаловский.П-т Г.Б.Якулова.1910

Кончаловский.Персики.1913.


Кончаловский.Персики.1913.

Машков.Атопортрет и портрет Кончаловского1910

o Машков. Декоративизм, обводка, яркость.
Натюрморт с ананасом. Дама с фазаном. Автопортрет и п. Кончаловского.

Машков.Атопортрет и портрет Кончаловского1910

Машков.Дама с фазаном.1911


Машков.Дама с фазаном.1911

Машков.Натюрморт с ананасом.ок.1910


Машков.Натюрморт с ананасом.ок.1910

Лентулов.Василий Блаженный.1913

o Лентулов. Ищет новую форму.
Василий блаженный. Колокольня Ивана Великого.

Лентулов.Василий Блаженный.1913

o Фальк. Лирический кубизм, влияние Сезанна.
Крым. Пирамидальный тополь.

Фальк.Пирамидальный тополь.1915


Фальк.Пирамидальный тополь.1915

• Ослиный хвост
- неопримитивизм – утвердили термин.
- превратили тенденцию в направление.
- ориентация на иконы, вышивки, лубок, каменные бабы, гор. вывески…
- не подражание и стилизация, а выражение самой народной эстетики.
- выставляли работы детей, маляров, вывески Пиросманишвилли.
Жанр: возродили бытовой жанр.
Художники: Ларионов, Гончарова.
o Ларионов. Парикмахеры. Солдат на отдыхе. Венера.

Ларионов.Парикмахер


Ларионов.Отдыхающий солдат.1911

Ларионов.Отдыхающий солдат.1911


Ларионов.Парикмахер

Ларионов.Венера.1912


Ларионов.Венера.1912

Гончарова.Автопортрет с желтыми лилиями.1907


Гончарова.Автопортрет с желтыми лилиями.1907

Религиозная тема:
Евангелисты. - обращение к иконописи.

Гончаров.Евангелисты.Тетраптих.1911


Гончаров.Евангелисты.Тетраптих.1911

Гончарова.Беление холста.1908

Крестьянская тема, экспрессионизм:
Беление холста. Мытье холста. Бабы с граблями. Крестьяне, собирающие яблоки.

Гончарова.Беление холста.1908

Гончарова.Крестьяне, собирающие яблоки.1911.


Гончарова.Крестьяне, собирающие яблоки.1911.

Гончарова.Мытье холста.1910


Гончарова.Мытье холста.1910

Ру­беж 19 и 20 вв. в рус. ли­те­ра­ту­ре – вре­мя за­ро­ж­де­ния и ста­нов­ле­ния но­вых ху­до­же­ст­вен­ных сис­тем, по­яв­ле­ние ко­то­рых вы­зва­но кар­ди­наль­ны­ми сдви­га­ми в ми­ро­ощу­ще­нии, ра­ди­каль­ным пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем взаи­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и ми­ра. Не­боль­шой по про­тя­жён­но­сти от­ре­зок вре­ме­ни ока­зался на­сы­щен­ным со­бы­тия­ми эпо­хально­го мас­шта­ба (вой­ны, ре­во­лю­ции), что на­ло­жи­ло осо­бую пе­чать на эс­те­тиче­ское соз­на­ние и лит. твор­че­ст­во. Сме­ща­ют­ся ори­ен­ти­ры и цен­но­сти, ка­зав­шие­ся не­зыб­ле­мы­ми: со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­ский оп­ти­мизм, ве­ра в ра­цио­наль­ное на­уч­ное зна­ние и, вме­сте с тем, в веч­ные на­ча­ла на­род­ной жиз­ни не­ред­ко под­вер­га­ют­ся те­перь со­мне­нию, ус­ту­пая ме­сто ин­ди­ви­дуа­лиз­му, тя­го­те­нию к ир­ра­цио­наль­но­му, эс­ха­то­ло­ги­че­ским на­строе­ни­ям. На­пря­жён­ный по­иск эс­те­ти­че­ских идеа­лов, со­от­вет­ст­вую­щих но­во­му ми­ро­ощу­ще­нию, при­во­дит к по­яв­ле­нию мно­го­чис­лен­ных ли­те­ра­тур­ных школ, групп и на­прав­ле­ний.

Читайте также: