Вольные и городовые казаки в русском государстве при иване грозном 1533 1584 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Несколько позже казаков разнородных по происхождению начинают различать по роду службы и занятий; по этим признакам всех каза­ков начинают подразделять на несколько групп. Городовые казаки - казаки, несшие гарнизонную и пограничную службу па укрепленных линиях по южным и восточным границам Русского государства в ХV-ХVII веках. Обычно именовались по городу, в котором несли службу (Чугуев­ские, самарские, царицынские и др.). Жили семьями, за свою службу получали земельные наделы, хлебное довольствие, денежное жалованье. У городских казаков сохранялись выборные атаманы, которые подчинялись городскому воеводе. Городовые казаки были конные и пешие, службу несли со своим оружием и запасами. В 80-х годах ХVII в., городовые казаки как воинские формирования утратили свое назначение, часть из них вошла в состав команд, из которых впоследствии были образованы Астраханское и Оренбургское казачьи войска.

Первое упоминание о русских казаках относится к зиме 1443–1444, когда они помогли Рязани и московским воеводам отбиться от нашествия татарского царевича Мустафы на речке Листани — причем действовали они не на конях, а на лыжах.

Со времени правления Ивана Грозного казаки стали тревожить не только ногаев, кочевавших в районе Волги, но и крымско-татарские улусы, и турецкие крепости.

Казаки играли большую роль в московских походах на крымцев во второй половине 1550-х и в разгроме крымско-турецкого нашествия 1572, когда отличился донской атаман М. Черкашенин. Отряды донских казаков участвовали в борьбе с Ногайской Ордой, в завоевании Казани и Астрахани, во многих сражениях Ливонской войны, защищали крепости, в том числе участвовали в славной обороне Пскова.

За государственную службу казаки получали денежное жалование, землю на общинном праве, иногда личный земельный оклад как помещики. При реорганизации в 1571 сторожевой и станичной службы казаки заменили в украинных поселениях детей боярских, которые были возвращены в полки. На протяжении 1570-х казаков селили на крымском рубеже, который в это время сильно сдвинулся к югу. В особо опасных местах казачество сменяло обычное крестьянское население, которое перебиралось в более спокойные районы.

Волжские казаки, нанявшиеся на службу к промышленникам Строгановым, сыграли большую роль в отражение нападений на Урал сибирских татар, остяков и вогулов. Затем они были направлены правительством на разгром сибирского ханства. Здесь прославится атаман Ермак — Василий Тимофеевич Аленин, чьи предки были суздальскими посадскими людьми.

Другая часть волжских казаков, после завоевания Московским государством нижней Волги, переселились на Терек и Гребенские горы (нынешняя территория Чечни и Ингушетии), где тесно сотрудничала с московскими воеводами, ставящими первые крепости на Северном Кавказе.

Московское правительство времен Ивана Грозного, в обращении с вольным казачеством, покажет и такт, и умение договариваться, и, когда надо, твердость. Именно эти основы позволят государству и казачеству осуществить вместе огромную работу по колонизации территорий к востоку, югу и юго-востоку от исторического центра Московского государства.

Эта совместная работа продолжится и в последующее время. Государство и казачество, несмотря на неизбежные конфликты, будут вместе покорять и осваивать миллионы и миллионы квадратных километров евразийских земель, превращая их в Россию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет.

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами [99], с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы [99], с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Казаки, казаки

Казаки, казаки

КАЗАКИ

Казаки

Казаки Хотя первоначально казаки не находились в таком привилегированном положении, как добровольцы из Средней Азии, тем не менее их легионы были официально признаны частью вермахта. Очень скоро казаки привлекли внимание немецкого командования как наиболее

Казаки

3.Казаки

3.Казаки Необходимость охраны границ московского государства требовала больших сил. И для этих целей московские государи использовали казаков. При Иване IV городовые казаки становятся также поместными, но в отличие от последних, постоянными войсками. Они были

4. Казаки

4. Казаки С середины XV в. при описании боевых действий русских войск начинают упоминаться служилые казаки, составлявшие отряды пограничной стражи преимущественно из местного населения. В составе русского войска первые казачьи части появляются в середине XVI в. в

Казаки

Казаки Малороссия – это та самая страна, где из цветов плетет венок Маруся, и о старине поет седой Грицько.Маруси ни к каким партиям не принадлежали, а Грицьки делились на две партии.Одна давала себя грабить панам, и члены ее назывались крестьянами.Другая партия сама

КАЗАКИ

КАЗАКИ Являвшие собой особое сообщество и исповедующие крайне националистические взгляды, многие казаки изъявили желание служить в немецких войсках, воевавших против ненавистных большевиков. К 1944 году в немецкой армии было уже несколько казачьих кавалерийских частей,

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. — Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. — Казаки переселяются в московские владения. — Казацкая интрига в Турции. — Поход в Волощину. — Битва под горою Батогом. — Казаки побиты в Волощине. — Финансовая и нравственная несостоятельность панской республики.

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. — Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. — Казаки переселяются в московские владения. — Казацкая интрига в Турции. — Поход в Волощину. — Битва под горою Батогом. — Казаки побиты в Волощине. — Финансовая и нравственная

Казаки

КАЗАКИ

КАЗАКИ Выступившая из Москвы неприятельская армия скоро всецело поступила на попечение казаков, окружавших, провожавших ее до самой границы и далее и надоевших ей на этом долгом пути до такой степени, что вскоре французская нация, а за нею и вся Европа, без ужаса не

КАЗАКИ

Среди казаков можно выделить вольных и служилых. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Они имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек и степные просторы. Вольные казаки не служили Царю, в отличие от служилых, а воровские казаки грабили торговые суда и сухопутные караваны.

На жизнь казачества начинает оказывать все возрастающее влияние политика их государств, что повлияло на создание служилого казачества. Первоначально служилое казачество несло гарнизонную службу, позже казаки, находившиеся на службе у государя, разделились на городовых (полковых), обязанных обеспечивать защиту городов и станичных (сторожевых), предназначенных для несения службы в степи. В случае военной необходимости отряды служилых казаков присоединялись к крупным полкам.

Донское и запорожское казачество в XVI веке. Участие в войнах России и Речи Посполитой.

Территориально казаки стали различаться с самого начала – донские облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские считали своей родной рекой Днепр. Вокруг этих рек стали стихийно образовываться казачьи поселения.

В XVI веке казаки Верхнего Дона начинают возвращаться на свои исконные земли после распада Золотой Орды, т.е. на Нижний Дон. В 1533 г. на российский престол взошёл Иван 4, впоследствии названный Грозным. С детства он видел попытки русского боярства ограничить власть царя, поэтому предпринял ряд жёстких мер. Всё это вызывало недовольство служилого сословия. Многие из них, не дожидаясь, когда они попадут под подозрение, бежали за пределы Руси. Именно в эти и последующие за ними годы, на Дон хлынул новый поток переселенцев, произошел бурный рост числа казачьих городков. Численность казачества увеличилась, и оно ещё больше обрусело. На Дон пришёл цвет русского воинства. С разгромом опричниками Новгорода, часть уцелевших его жителей, так же бежит на Дон и Волгу. В 1560 году Иван Грозный отпускает на Дон служивших у него казаков и поддерживает их, при этом подписывая грамоту в 1570 году 3 января, гласившую, что казакам и их атаманам следует слушаться посланного им боярина. Эта грамота - первый официальный документ о признании московским царём донских казаков и считается отправной точкой в истории служения казаков российскому государству. Поэтому, 3 января 1570 года является датой создания Всевеликого войска Донского. Положение стало меняться с приходом в Московии к власти Бориса Годунова (1598 г.). Он не мог спокойно выносить вольного существования донских казаков, поэтому Годунов оборвал с ними все связи и ввел различные запреты. Позже произошло казачье социальное расслоение, выделившее две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям.

Среди казаков можно выделить вольных и служилых. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Они имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек и степные просторы. Вольные казаки не служили Царю, в отличие от служилых, а воровские казаки грабили торговые суда и сухопутные караваны.

На жизнь казачества начинает оказывать все возрастающее влияние политика их государств, что повлияло на создание служилого казачества. Первоначально служилое казачество несло гарнизонную службу, позже казаки, находившиеся на службе у государя, разделились на городовых (полковых), обязанных обеспечивать защиту городов и станичных (сторожевых), предназначенных для несения службы в степи. В случае военной необходимости отряды служилых казаков присоединялись к крупным полкам.




Донское и запорожское казачество в XVI веке. Участие в войнах России и Речи Посполитой.

Территориально казаки стали различаться с самого начала – донские облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские считали своей родной рекой Днепр. Вокруг этих рек стали стихийно образовываться казачьи поселения.

В XVI веке казаки Верхнего Дона начинают возвращаться на свои исконные земли после распада Золотой Орды, т.е. на Нижний Дон. В 1533 г. на российский престол взошёл Иван 4, впоследствии названный Грозным. С детства он видел попытки русского боярства ограничить власть царя, поэтому предпринял ряд жёстких мер. Всё это вызывало недовольство служилого сословия. Многие из них, не дожидаясь, когда они попадут под подозрение, бежали за пределы Руси. Именно в эти и последующие за ними годы, на Дон хлынул новый поток переселенцев, произошел бурный рост числа казачьих городков. Численность казачества увеличилась, и оно ещё больше обрусело. На Дон пришёл цвет русского воинства. С разгромом опричниками Новгорода, часть уцелевших его жителей, так же бежит на Дон и Волгу. В 1560 году Иван Грозный отпускает на Дон служивших у него казаков и поддерживает их, при этом подписывая грамоту в 1570 году 3 января, гласившую, что казакам и их атаманам следует слушаться посланного им боярина. Эта грамота - первый официальный документ о признании московским царём донских казаков и считается отправной точкой в истории служения казаков российскому государству. Поэтому, 3 января 1570 года является датой создания Всевеликого войска Донского. Положение стало меняться с приходом в Московии к власти Бориса Годунова (1598 г.). Он не мог спокойно выносить вольного существования донских казаков, поэтому Годунов оборвал с ними все связи и ввел различные запреты. Позже произошло казачье социальное расслоение, выделившее две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям.


2 октября 1552 года войско Московского царя Ивана Грозного штурмом овладело Казанью. Известно, что в войне с татарами и взятии вражеской столицы участвовали вольные донские казаки атамана Сусара Федорова.

Таким образом, взамен за помощь – Московский государь первым из всех соседей признал существование казачьего полноправного политического общества, а одновременно закрепил узы взаимной поддержки. Нуждался в ней царь, нуждались в ней и казаки, для которых Московия могла обратиться и в полезного союзника и в ненадежный тыл. Вязали с Москвой и церковные дела, так как управление Подонской и Саранской епархией перешло к митрополиту Крутицкому, зависевшему тоже от Московского патриарха. Царь удовлетворялся, существующим на Дону, положением. Старое Поле никогда раньше не принадлежало, ни Московской, ни Киевской Руси, предъявлять на него исторические права не было оснований, а пребывание в Подонье дружественных Казаков создавало препятствие к безнаказанным нападениям ордынцев на южные границы Московии.

После того как на донской низ вернулись Казаки, а их право на берега реки признал царь, пришли в движение и Казаки-эмигранты, которые оказались в границах Московского царства после распада Золотой Орды. До этого времени большинство из них находилось в областях, примыкавших к верховьям Дона.


Городовые казаки (станичные, сторожевые, полковые и др.) — категория служилых людей Русском государстве XIV—XVII вв.. Также — часть украинского запорожского казачества в XVII—XVIII вв., находившегося на государственной военной службе Речи Посполитой вне пределов территории Вольностей Войска Запорожского. Реестровое Войско Запорожское, часто именовалось Войском Запорожским городовым.

Особое внимание в русских летописях уделяется казакам после изгнания их татарами из берегов Дона, когда они начали боевую службу князьям Рязанским и Московским.

Первые упоминания о городовых казаках относятся ко времени правления московского князя Василия III Темного (1415 - 1462 гг.). Одно из первых упоминаний о городовых казаках в русских летописях относится к 1444 году. Там говорится о рязанских казаках, обитавших по Червленому Яру и принявших бой с татарами Мустафы. К городовым можно причислить и тех Казаков, которых летописи и акты от средины XV в. называют Городецкими и Рязанскими. Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с татарами, в том числе земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками к Азову. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. Другое упоминание относится к 1502 году, когда Великий князь Московский Иоанн III давал письменный наказ рязанской княгине Агриппине: "Твоим служилым и городовым казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити".

Во второй половине XVI в. подразделения городовых казаков за службу жалуются как деньгами, так и поместьями.

При Иване Грозном казаки жили в следующих городах, имевших значение крепостей, и служивших передовой пограничной линией для отражения кочевников: Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Ряжск, Данков, Епифань, Пронск, Михайлов, Дедилов, Новосиль, Мценск, Орел, Новгород-Северский, Рыльск и Путивль. Второй укрепленной линией служили города: Нижний Новгород, Муром, Мещера, Касимов, Рязань, Кашира, Тула, Серпухов, Звенигород, также с казачьими гарнизонами.

Да дело в том, что вся армия Российского государства во все времена формировалась из мирного городского и посадского тяглового населения, посошенных людей – черносошенное крестьянство, беспоместных детей дворянских и боярских, дворовой челяди бояр и князей, иногда крестьян-ополченцев. Чаще всего эти люди не только не имели боевого опыта, они вообще были очень далеки от армейской дисциплины и военного искусства. Обучение, обмундирование, вооружение, расселение новобранцев отнимали огромные средства и много времени.

Обращаясь к казакам, бережливые русские князья и зажиточные бояре, а в последствии и русские цари просто-напросто экономили свои деньги и время. Потому как, казаки с малолетства были обучены премудростям верховой езды и владения оружием, а с юношеских лет в обязательном порядке постигали военную тактику и стратегию, обучались взаимодействию в составе казачьих подразделений и самостоятельному принятию правильного решения в бою. Переходя во взрослую жизнь, молодые казаки уже имели за плечами солидный боевой опыт как оборонительного, так и наступательного характера, являлись непосредственными участниками боевых действий. Ко всему этому казаки всегда самостоятельно обмундировались, экипировались доспехами, вооружались и имели собственных коней. Были неприхотливы в еде и проживании, на месте сборов самостоятельно оборудовали таборы и кашеварили из подручных продуктов.

Казачий народ, во всех своих проявлениях, (это и как независимая военно-хозяйственная община, суверенно сформировавшаяся по соседству с Московским царством в Диком поле по Дону, и такая же община на порогах Днепра, и как казачьи общины на западных, южных и восточных рубежах Московского государства, т.е. городовые казаки и даже как разбойничьи ватаги вольных, или, как их называли, воровских казаков на Волге, Дону, Днепре, их притоках, в Каспийском, Азовском и Черном морях) — это единое целое, это единый народ, сложившийся в результате общего исторического прошлого, географического происхождения, территории проживания и этничесой идентичности. Из рода в род передавалась воинская доблесть и навыки как хозяйственная специализация, формировались обычаи, традиции, элементы культуры, одежда, песни, особый казачий уклад и самосознание. Казаков всегда сближало и сродняло не только обладание одним общим названием, но представление об общем происхождении, чувство групповой солидарности.

Служба городовых казаков с самого начала носила характер регулярный, а при Иоанне Грозном была полностью регламентирована специальным уставом. Последнее мероприятие отделяло их от казаков вольных и донских и привязывало к общим интересам Московской Руси, узаконило вольное казачество, привело его к государевой пользе, поощряя казачьи походы на азиатские земли. 16 февраля 1571 года принят 1-ый устав сторожевой станичной службы составленный боярином Воротынским и впервые, официально, разделивший казаков на городовых или полковых и на сторожевых или станичных.

У А. Гордеева в "Истории казаков” находим цифру — 6000 казаков, служивших городовыми в XV веке, а к 1680-м годам увеличилась до 7 тысяч.

Городовые казаки назывались именем того города, в котором проживали они сами и их семьи. Иногда от них выходили добровольцы в стрелецкие полки и в опричные отряды Царя Иоанна Васильевича Грозного.

Известно, что в 1574 г. во все пограничные города Московии были посланы писцы, задачей которых являлось ". пересмотреть всех казаков на лицо с конями и со всею их службою; которые казаки собою худы или бесконны и в сторожевую службу их не будет, тех от сторожевой службы отставить и служить им казачью рядовую службу и поместной им придачи не придавать (т.е. дополнительной земли не жаловать), а на их место прибрать из рядовых казаков добрых и конных". Таким образом, в зависимости от материального положения городовые казаки несли конную и пешую службу, но при этом станичные или сторожевые обязанности (конная разведка) ценились выше, соответственно, за этот род военной деятельности давалось больше земли и денежного жалованья.

Станичные разъезды из Путивля, направлялись к верховьям Тора по Миусу, Самаре и Орели к Днепру (т.е. на территорию современных Днепропетровской, Донецкой и Луганской областей Украины), из тульских крепостей казаки направлялись ко Мже и Коломаку на Муравский шлях (т.е. на территории нынешних Харьковской и Полтавской областей Украины), рязанские станицы ходили к Северскому Донцу, а мещерские - вниз по Дону до Волжской переволоки.

Самое деятельное участие городовые казаки принимали в обороне различных порубежных крепостей. Так, в частности, среди защитников Курска, отбивавших натиски ногайцев, крымских татар, Черкасов, подвластных польской короне, в 1612, 1614, 1622, 1623 и прочих годах, помимо "детей боярских" и стельцов постоянно фигурировали городовые казаки. Присутствие казаков из пограничных мест фиксируется и в различных внешних военных кампаниях России. Известно, что рязанские и мещерские казаки привлекались к действиям Ливонской войны 1558 -1583 гг., разворачивавшимся в Прибалтике, в войнах с Польшей в XVII в. также задействовались подразделения городового казачества.

В 1552 году русские войска показались на луговой стороне Волги. В составе 150 тыс. армии при взятии Казани были и городовые казаки, составлявшие со стрельцами царскую дружину. 2 октября 1552 года Казань, была взята царем Иоанном Грозным. Желая обеспечить наши восточные пределы от вторжения кочевников, царь в 1555 году учредил первую русскую стражу от города Казани вниз по течению реки Волги, состоящую из городовых казаков и стрельцов. В Казани обосновался большой гарнизон: "большое число князей и 2040 детей боярских, 3 воеводы и с ними 1500 стрельцов, 7 атаманов казацких и 500 казаков".

УФИМСКИЕ ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ.

Казаки прибыли в Башкирский край в 1574 г., когда воевода Иван Нагой с пешей ротой стрельцов и с отрядом конных городовых казаков по повелению Царя Иоанна Грозного построил на реке Белой (тогда называлась Белая Воложка), оборонительное укрепление для защиты башкир от нападения и вторжения сибирских народов ногаев и киргиз-кайсаков. Отряд Нагого был сформирован в Казани. Вообще городовые (служилые) казаки изначально составляли неотъемлемую часть уфимских первопоселенцев, поскольку их присутствие в отряде воеводы Ивана Нагого указывается в источниках наряду со стрельцами, пушкарями и детьми боярскими. Уфимские городовые казаки принимали деятельное участие в усмирении происходивших между башкирами и другими туземцами мятежей, так например: в 1582, 1645, 1662, 1664, 1676, 1683, 1705, 1707 и 1708 годах; они участвовали также в основании города Оренбурга и в усмирении башкир с 1735 до 1740г. и 1775 г. До 1835 года Уфимские казаки находились в Уфимской станице, в г. Уфе.

По переписи 1647 года в Уфе записано 43 казака, но по данным на 1681 год в уфимском гарнизоне числилось 165 конных казаков, а в конце XVII в. — уже 400. Топонимия города Уфы указывает на район размещения Уфимской казачьей станицы — это левый берег р. Сутолоки, напротив Уфимского кремля, вверх от которой начинается улица Будановская (ныне — Егора Сазонова), названная по имени первого уфимского казачьего атамана Буданова. А на плане Уфы 1761 г. на левом берегу Сутолоки, в северо-восточном углу Уфимского кремля обозначена казачья станичная изба.

Фамилия еще одного из первых атаманов уфимских казаков — Черкалина — известна нам по старинному уфимскому преданию, художественно обработанному уфимской писательницей Е.С. Ефимовой. По легенде, разбойники захватили дочь атамана и некоторое время прятали ее в овраге, ограничивающем с востока мыс, на котором сейчас стоит памятник Салавату Юлаеву (городище Уфа IV). Уфимским старожилам этот овраг известен как Черкалихинский.

За службу казаки получали жалованье по 9 руб. 37 коп. в год, провиант и земельные наделы в радиусе 15 верст вокруг города. Грамотой царя Петра Алексеевича от 1698 г. уфимским казакам в общинное пользование давались пастбища в пойме р. Белой и сенные покосы за реками Белой и Уфой, рыбные ловли от устья р. Уфы до Вавилова перевоза (ныне район ж/д вокзала).

Тогда же, как повествует легенда, сразу после основания Уфы, послал Иван Нагой вверх по Белой экспедицию казаков в таинственную страну — так называемый Кара-Табынский ряд. У горы Воскресенки (Воскресенская гора) построен Табынский острог в 1574. В переписке с царем Федором от 1586 года ногайский хан Урус возмущался, угрожая войной:

САМАРСКИЕ ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ.

В 1586 году, на берегу Волги, под руководством князя Г. О. Засекина стала строиться крепость Самарский городок, которая должна была прикрывать Русь от набегов кочевников и обеспечивать водный путь от Казани до Астрахани. Гарнизон крепости состоял из городских казаков. Задачами гарнизона-крепости Самара были — так же контроль за волжской казачьей вольницей, по возможности привлекая ее на государеву службу или же карая за неповиновение.

Построенные тогда же города Мензелинск, Бирск, Елабуга, Оса и несколько укреплений (в 1638 году) выше Самары, по берегам реки Черемшана образовали Старую Закамскую линию, охранявшуюся городовыми служилыми казаками. С начала XVIII века эта линия была усилена постройкой Алексеевского и Сергиевского укреплений и в них была переведена часть Самарских городовых казаков

Основание Царицына стало возможным после устранения главного стратегического соперника России в регионе — завоевания Астраханского ханства. Указания царя Засекину по её обустройству обнаружены в разрядной книге с датой — 2 (12) июля 1589 года.

Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Во время Русской Смуты (1605-1615) большинство городовых казаков выступило по стороне Лжедимитриев. После избрания на московский престол Михаила Федоровича, многие из них ушли на Дон и Волгу. Уходили постепенно на Дон и Волгу станицы терявшие службу в связи с преобразованием армии и отходом русских границ дальше на восток, запад и юг. Донские и Волжские казаки называли их "верховыми" и "новоприходцами".

В 1658—1654 годах была возведена Симбирская засека (Карсун, Сурский острог, Нижний Ломов, Верхний Ломов, Тамбов, Козлов). В середине XVII века черту обороняли казаки общей численностью до 15 тысяч человек. В 1652—1656 — Закамская линия (Белый Яр, Тиинск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск).

Алексеевская крепость — укреплённое поселение в устье реки Кинель. Основана в 1700 году для защиты от набегов степных кочевников. Строительством руководил Казанский воевода Никита Алфёрович Кудрявцев. Из Самары были выделены 36 казаков во главе Ивана Исаева. Первыми поселенцами были 100 человек самарских казаков, состоящих в ведении Самарского атамана.

В 1703 году по указу царя было повелено: на реке Сок, на урочище Казачий холм, основать новое укрепление - Сергиевское - для прикрытия Закамской линии. В это укрепление была переведена также часть самарских казаков.

Быт оставался практически неизменным: православная вера, строгие патриархальные отношения, выборность атаманов, традиционные промыслы — рыбная ловля, земледелие, охота и, конечно, военная служба русскому государству, на которую казак обязан был являться со своим конем и вооружением. Любимым оружием казаков были пики и сабли, широко употреблялись кремниевые пистолеты и ружья. Умели казаки пользоваться и луком со стрелами, неплохо владели арканом.

Станицы и хутора волжских казаков (в среднем течении Волги они назывались селами) тянулись вдоль ее берегов от Астрахани до Симбирска и Алатыря. Кроме того, казаки с семьями составляли население многих городков и крепостей бассейна Волги по рекам Самара, Кинель, Сок, Кондурча, Черемшан, Камышенка, Ахтуба и другим.

Царицынская сторожевая линия, он же Вал Анны Иоанновны — комплекс оборонительных сооружений, перекрывавший перешеек между реками Дон и Волга от набегов кочевников Поволжья. Использовался с 1720 по 1776 год. С 1720 года караульную службу зимой несли 800 донских казаков. Летом количество казаков на линии увеличивалось до 1200. С 1733 года для усиления охраны и обороны линии учреждено Волжское казачье войско с центром в посаде Дубовка. К 1740-60 годам добавилась так же функция, как граница зоны русско-калмыцкого взаимодействия. По линии шел раздел между кочевьями калмыков и казачьими станицами.

Последние волны переселения городовых казаков поглотили Кавказ, Урал, Сибирь, Забайкалье, Семиречье, куда их станицы принесли названия городов прежней службы. Служилые городовые казаки внесли огромный вклад в освоении южных областей, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Имена Пашкова, Атласова, Хабарова, Дежнёва и других служилых людей остались не только в истории России и ее казачества, но и на географических картах мира.

В последующие годы происходили большие изменения. Городовое казачество в прежнем виде начинает сходит на нет; остатки городовиков вливаются в казачьи войска.

В XVIII веке, с изменением социальной структуры и расширение границ Российской империи, многие городовые казаки вошли в состав однодворцев. Однако отдельные городовые казачьи полки и команды (Сибирские городовые казаки) просуществовали до конца XIX века.

Однодворцы в Российской империи — социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоявший из казаков-земледельцев, живших на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья.

Читайте также: