Искусство конца 40 х начала 80 х годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В числе поклонников живописи немало ценителей картин, созданных в советский период. Несмотря на то, что в то время идеология выдвигалась на первый план, другие жанры изобразительного искусства активно развивались, иногда даже вопреки общим тенденциям. Культура этой эпохи особенная. XX век ознаменовался в России многими историческими потрясениями – двумя революциями, коллективизацией, Великой Отечественной войной, войной в Афганистане, перестройкой… И несмотря на это, сам дух времени был пронизан оптимизмом, народностью, верой в лучшее будущее. Все это не могло отразиться на живописи.

Начальный период советской живописи

Революция 1917 года открыла новую эпоху в истории нашей страны. Биполярность, созданная в первые послереволюционные годы, переход от одной культурной и историко-политической формации к другой, столкновение ценностей – всё это оказало влияние на советскую живопись. Именно к этому времени относится русский авангард, яркими представителями которого стали футуристы, имажинисты, кубисты, символисты и представители других художественных школ.

Авангард оказал огромное влияние и на художников-реалистов, которых активно поддерживала советская власть. Яркие представители того времени, соединявшие авангардизм, символизм и реализм – Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, П.Н. Филонов.

1920-е годы вошли в историю изобразительного искусства как время художественных группировок. Наиболее известные и влиятельные:

  • Ассоциация художников революции, которые выполняли спецзаказ от государства, основной принцип – героический реализм (И.И. Бродский, Е.М. Чепцов, М.Б. Греков и др.);
  • Четыре искусства, которые предпочитали образность и лаконичность в своих работах (К.С. Петров-Водкин и др.);
  • Общество московских художников, заимствовавших много от футуризма и импрессионизма (П.П. Кончаловский и др.)

В 1932 году художественные группировки были распущены и специальным постановлением создан Союз художников СССР. С этого времени начинается расцвет социального реализма.

Живопись военного и послевоенного периода

С приходом Великой Отечественной войны большинство художников, как и другие советские граждане, были отправлены на фронт. Главным жанром того времени стали живописные и фронтовые зарисовки. Другое важное направление того периода – парадные портреты, писали, главным образом, полководцев, прославившихся героев, партизан.

В послевоенный период последовало переосмысление предшествующих событий. Основные направления:

  • тема войны, из которой советский человек вышел победителем, восхищение героизмом простых солдат;
  • исторические жанры, обращение к прошлому и мифологии;
  • живопись и натюрморт.

Живописцы не только восхищаются ратными подвигами воинов, но и воспевают мирный созидательный труд, о котором мечтали во время войны. Картины советских художников того времени становится более жизнерадостными, правдоподобными, авторы ищут новые формы и жанры выражения своего настроения. Развивается реалистический портретный жанр. Картины именно этого периода особенно ценятся коллекционерами.

Постсоветское и современное изобразительное искусство

С одной стороны, после распада СССР с художников были сняты все формальные запреты, с другой – исчезла консолидирующая и направляющая сила, изменились экономические условия, художники перестали выполнять государственный заказ и вынуждены были или стать коммерчески успешными, или уйти из профессии.

Постсоветских период характеризуется полифонией стилей. Кто-то старается придерживаться принципов соцреализма, кто-то разрабатывает новые темы и направления, кто-то вдохновляется историческими образцами и становится неоклассицистом или неоавангардистом.

Живопись выходит из условных рамок жанра. Появляется концептуальное искусство, развивается уличная графика (граффити). Особым направлением стоит выделить компьютерную графику и анимацию. Некоторые художники соединяют разные жанры искусства и устраивают перфомансы или монтируют инсталляции.

Но советское искусство как явление эпохи сохраняет свою ценность. Переходит переосмысление прошлого, и интерес к картинам советских художников возрождается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Выполнила преподаватель изобразитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Выполнила преподаватель изобразитель.

Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Выполнила преподаватель изобразительного искусства ДШИ города Усинска Ерохина Наталья Николаевна

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА РЕАЛИЗМ Развитие всех видов скульптуры Государство.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА РЕАЛИЗМ Развитие всех видов скульптуры Государство – главный заказчик и покупатель произведений Темы прошедшей войны Героизм советского народа Ясный весомый образ Идея через форму Скульптура в историческом ландшафте Парадно-героическая скульптура МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА - РЕАЛИЗМ

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Монумент ВОИН-ОСВОБОДИТЕЛЬ 1949 г. Трептов-парк, Б.

Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ П.

Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы Место Сталинградской битвы (сентябрь 1942 – январь 1943)

Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград Память поколений ЕВГЕНИЙ ВИК.

Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград Память поколений ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 (по числу дней Сталинградской битвы) гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 м.

Стоять насмерть! ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967.

Стоять насмерть! ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград

Скорбящая мать ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 г.

Скорбящая мать ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград

Зал воинской славы ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-19.

Зал воинской славы ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград

Главный монумент РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ! ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМА.

Главный монумент РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ! ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград Призыв к борьбе с фашизмом

Главный монумент РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ! . ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МА.

Главный монумент РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ! . ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград Высота - 85 м. вместе с мечом, 52 м. без меча Вес 8 тысяч тонн, меча — 14 тонн Статуя стоит на плите высотой 2 метра Фундамент высотой 16 метров, его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске Занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура—статуя в мире

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград Г.

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград Главный монумент РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ! (без основания) Железобетон ( 5500 тонн бетона 2400 тонн металлических конструкций Монумент отлит единоразово, бетону нне давали застыть, чтобы не получалось швов Монумент полый Толщина 25-30см Внутри 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч из фторированной стали - 14 тонн На нём отверстия для уменьшения напора ветра

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград В.

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ Комплекс МАМАЕВ КУРГАН 1959-1967 гг . Волгоград В холме захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, и 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза- участников Сталинградской битвы. На данный момент -11 место в списке самых высоких статуй Подвиг Советского народа

МОНУМЕНТ ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА Архитекторы: Александр Николаевич Колчин Михаил.

МОНУМЕНТ ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА Архитекторы: Александр Николаевич Колчин Михаил Осипович Барщ инженер Л. Н. Щипакин скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский 1964 г. Гранит, полированный титан, бронза 107 м. Возле главного входа на ВДНХ, Москва В ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства Перед монументом - статуя основоположника космонавтики К.Э Циолковского

МОНУМЕНТ ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА 1964 г. Гранит, полированный титан, бронза 107 м.

МОНУМЕНТ ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА 1964 г. Гранит, полированный титан, бронза 107 м. Возле главного входа на ВДНХ, Москва Стилобат монумента - горельеф с фигурами учёных, инженеров, рабочих — чьим трудом космические полёты стали реальностью

1964 г. Гранит, полированный титан, бронза 107 м. Возле главного входа на ВДН.

1964 г. Гранит, полированный титан, бронза 107 м. Возле главного входа на ВДН.

1964 г. Гранит, полированный титан, бронза 107 м. Возле главного входа на ВДНХ, Москва МОНУМЕНТ ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА конца 40-х - начала 80-х годов Государство – главны.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА конца 40-х - начала 80-х годов Государство – главный заказчик и покупатель произведений Темы прошедшей войны Героизм советского народа Военные и научные победы Скульптура в историческом ландшафте РЕАЛИЗМ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РОЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА", где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 г. всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.




В послевоенные годы, естественно, создается не так уж много произведений чисто батального жанра, да и те часто грешат одноплановостью характеристик, иллюстративностью, отсутствием обобщенного образа, еще чаще – недостаточно высоким художественным уровнем.

С такой же любовью к родной земле, воспевая щедрость природы, работают художники и в жанре натюрморта – каждый в соответствии со своим видением и отпущенным ему даром колоризма (М. Абегян, М. Асламазян, В. Тетерин, Ю. Пименов, Л. Лангинен и многие другие).

Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство

ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Искусство середины 40-х – конца 50-х годов

Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 г. всесоюзная выставка проходила в залах Третьяковской галереи.

В послевоенные годы, естественно, создается не так уж много произведений чисто батального жанра, да и те часто грешат одноплановостью характеристик, иллюстративностью, отсутствием обобщенного образа, еще чаще – недостаточно высоким художественным уровнем.

С такой же любовью к родной земле, воспевая щедрость природы, работают художники и в жанре натюрморта – каждый в соответствии со своим видением и отпущенным ему даром колоризма (М. Абегян, М. Асламазян, В. Тетерин, Ю. Пименов, Л. Лангинен и многие другие).

Читайте также: