Преступление и наказание в афинах кратко

Обновлено: 03.07.2024

Афинское право различало преступления против государства и преступления против личных интересов.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества.

К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов государства - о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила смертная казнь.

Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства - о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть (. ). Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

· Государственные преступления

- обман народа (за это на преступника возлагалась АТИМИЯ),

- внесение в народное собрание противозаконных предложений,

- ложный донос по делам о политических преступлениях.

Убийство посла являлось также и религиозным преступлением (т.к. боги покровительствовали посланникам). Виновные карались смертью или изгнанием.

· Преступления против личности.

Различались убийства:

Афинскому праву было известно понятие САМООБОРОНЫ.

Помимо убийств, сюда следует отнести:

2) причинение увечья,

3) нанесение побоев,

При рассмотрении уголовных дел проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

· Преступления против семьи

- дурное обращение детей с престарелыми родителями,

- дурное обращение опекуна с сиротами,

- дурное обращение родственников с дочерьми-наследницами,

- супружеская измена (муж имел право убить любовника жены на месте),

· Имущественные преступления.

Основным видом ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ являлась КРАЖА, наказание за которую зависело от обстоятельств и стоимости украденного. Например, при краже совершенной ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний:

- смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или предоставит право выбора вида казни);

- продажа в рабство (для метеков),

- штраф,

- конфискация,

- заключение в тюрьму,

- атимия (бесчестье) – лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества,

- телесные наказания (для рабов и метеков)

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э. ("драконовские меры"), карающие смертью кражу овощей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушевленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

а) основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);

б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);

в) приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикуты, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;

д) широко применялась атимия (бесчестье) - лишение политических прав (наказание, вообще, древневосточному праву неизвестное).

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

а) сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества - не богатые, но и не бедные);

б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;




г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).

УГОЛОВНОЕ ПРАВО.

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть (. ). Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

· Государственные преступления

- обман народа (за это на преступника возлагалась АТИМИЯ),

- внесение в народное собрание противозаконных предложений,

- ложный донос по делам о политических преступлениях.

Убийство посла являлось также и религиозным преступлением (т.к. боги покровительствовали посланникам). Виновные карались смертью или изгнанием.

· Преступления против личности.

Различались убийства:

Афинскому праву было известно понятие САМООБОРОНЫ.

Помимо убийств, сюда следует отнести:

2) причинение увечья,

3) нанесение побоев,

При рассмотрении уголовных дел проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

· Преступления против семьи

- дурное обращение детей с престарелыми родителями,

- дурное обращение опекуна с сиротами,

- дурное обращение родственников с дочерьми-наследницами,

- супружеская измена (муж имел право убить любовника жены на месте),

· Имущественные преступления.

Основным видом ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ являлась КРАЖА, наказание за которую зависело от обстоятельств и стоимости украденного. Например, при краже совершенной ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний:

- смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или предоставит право выбора вида казни);

- продажа в рабство (для метеков),

- штраф,

- конфискация,

- заключение в тюрьму,

- атимия (бесчестье) – лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества,

- телесные наказания (для рабов и метеков)

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э. ("драконовские меры"), карающие смертью кражу овощей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушевленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

а) основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);

б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);

в) приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикуты, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;

д) широко применялась атимия (бесчестье) - лишение политических прав (наказание, вообще, древневосточному праву неизвестное).

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

а) сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества - не богатые, но и не бедные);

б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;

г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).

Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел:

    1. суд эфетов - неумышленные убийства;
    2. коллегия одиннадцати - разбой, кражу, другие имущественные преступле­ния;
    3. третейский суд и коллегия сорока - гражданские имущественные спо­ры;
    4. народное собра­ние - особо тяжкие преступления;
    5. архонт-базилевс - умышленные убийства.

    Исторически первым судом был суд базилевса — племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, который об­ладал еще административной властью. В качестве суда он рассле­довал дело, выносил приговор и следил за его исполнением. Сто­роны выступали в процессе после принесения присяги.

    В Афинах V-IV в.в. до н.э. высшим судебным органом была гелиэя , которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

    Судебное разбирательство в афинской гелиэе имело две разновидности:

      1. по делам государственной важности;
      2. по делам ча­стным.

      Делами государственными (общеполисными) считались такие, которые были связаны с нарушением интересов всей общины или отдельного ее члена, которым был причинен вред вследствие со­вершения противозаконных действий.

      Частные дела возникали вследствие нарушения личных интересов.

      Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало.
      Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязан­ность доказывания лежала на участниках. Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток (подвешивание, вливание в ноздри уксуса, прижигание тела рас­каленным предметом и др.).

      Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Кроме того, судьи обе­щали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было. Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков.
      Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравно­вешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для раз­ных кляузников и доносчиков, которые в случае победы получа­ли нечто из имущества осужденного, существовало сильное иску­шение начинать такие процессы.

      Тот факт, что любой гражданин мог выступить против поста­новления народного собрания (или против одного только предло­жения или рекомендации народному собранию), если оно противо­речит существующим законам и может навредить государству, свидетельствует о своеобразной практике общественного и судеб­ного надзора за законностью.

      Другим механизмом судебного надзора за законностью была деятельность специальной комиссии гелиастов — комиссии номофетов (законодателей). Только с одобрения коллегии номофетов законопроект становился законом и вступал в силу. Суд номофетов и суд по обвинению в противозаконности имели сильное влияние на судьбу решений народного собрания и тем самым обес­печивали здоровый консервативный настрой и обеспечивалось ува­жительное отношение к существующим законам, без которых де­мократия превращалась в заурядную охлократию.

      Право в Древней Греции, как и в других регионах древне­го мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справед­ливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Правовые нормы и проце­дуры разрешения спора о правах отыскивались в двух источни­ках:

        1. в обычае (темпе) и законах (номой);
        2. в псефисмах (псефисмы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.).

        Во всех кодексах точно определялся размер и характер на­казаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть).

        В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 г. до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказыва­ли смертью, хотя в числе наказаний были штрафы, изгнание, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

        Уже в законодательстве Драконта есть понимание оправданности убийства в целях самозащиты, и наказание в данном случае предусматривало изгнание либо штраф.

        Телесным наказаниям подвергали в основном рабов. Конфискация имущества назначалась дополнительно к смертной казни. В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой "враг Афин". Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.

        Право собственности и обязательства в Древних Афинах

        Собственности как аб­солютного права у греков не существовало. Главным считался факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоря­жения.

        Виды собственности в Древних Афинах:

          1. совместная (государствен­ные имения, рудники, храмовые хозяйства, общественные земли фил и демов);
          2. частная , которая подразделялась на видимую (землю, рабов, дом и т.д.) и невидимую (вещи, которые способны быть припрятанными и усколь­зать от налогообложения - деньги, драгоценности).

          Обязательства в Древних Афинах:

            1. вольные (из договоров);
            2. неволь­ные (из причинения вреда).

            Заключение договоров происходило без особых формальностей, и только наиболее важные заключались в письменной форме. Исполнение договоров обеспечивалось задатком: поручительством третьих лиц, залогом (до реформ Солона еще и самозакладом).

            Практиковались различные виды найма:

              • имущественный (с рабами);
              • недвижимости (дом);
              • личный наем.

              Существовала ответственность за дру­гих (детей, рабов).

              Брак и семья в Древних Афинах

              Безбрачие осуждалось морально, многоженство запрещалось. Брак сопровождался договором жениха с главой се­мьи невесты, платой за невесту, но приданым невеста снабжалась не всегда. Власть отца до Солона была очень большой: он мог про­давать детей в рабство.

              Преступления в Древних Афинах

              Преступления имели довольно развернутую классификацию. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскор­бление богов, кража храмового имущества. Серьезными прегреше­ниями считались также клевета, плохое обращение детей с пре­старелыми родителями, похищение девушки.

              Вора-рецидивиста обращали в рабство.

              Лишение политических прав означало бесчестье (атимию) и сопровождалось отстранением от участия в народных собраниях и занятия общественных должностей. Доносчики (сикофанты) поощ­рялись при подтверждении политических обвинений частью кон­фискуемого имущества, но при ложном обвинении могли быть преданы суду сами.

              Читайте также: