Фукуяма конец истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

По мере приближения конца холодной войны, в которой капитализм, представленный Соединенными Штатами, и коммунизм, представленный Советским Союзом, подошли к концу с очевидным успехом западной модели, Фрэнсис Фукуяма заявил, что история, такая и как мы знали это подходило к концу.

Конец Истории Фукуямы - это идея, которая относится к тому, как после победы идеологической модели в экономическом и политическом отношении это было вопросом времени, когда все в конечном итоге примут ее. По его словам, идеологии были главным двигателем конфликта, и, будучи сведенными к одному, они больше не должны были существовать.

С его успехами и ошибками идея конца истории этого североамериканского политолога была у многих на устах, особенно в девяностые годы, когда считалось, что она становится реальностью, хотя сегодня это очень много сомнений. Теперь мы обратимся к этой философской концепции.

Каков конец истории согласно Фукуяме?

С 1980-х годов и, как свидетельствует начало 1990-х, человечество достигло точки, когда, поскольку не было соперника капитализму-либерализму, можно было считать, что оно победило как функциональная политическая и экономическая система. Таким образом, мир вступил в новый период, который Фукуяма считает концом: постисторический период.

Холодная война (1945–1991) закончилась, а вместе с ней и борьба между капитализмом и коммунизмом.. Когда капитализм победил, идеологическая война закончилась и, вероятно, вооруженная война, больше не было необходимости продолжать думать о новых формах правления и управления экономикой, поскольку именно капиталистическая либерально-демократическая модель казалась наиболее функциональной и имеющей доказано, что так оно и было принято бывшими до недавнего времени коммунистическими странами. Фукуяма считал, что либерально-демократическая система станет универсальной - это просто вопрос времени.

Откуда взялась идея конца истории?

Уже в восьмидесятые годы Фрэнсис Фукуяма действовал, даже не будучи в этом уверен, случайным оракулом, предсказывая падение другого соперника в холодной войне: социализма-ленинизма. Эта коммунистическая модель была экономически и политически альтернативой либерализму и капитализму, моделям, типичным для западных демократий.

Гегель рассматривал историю как непрерывную последовательность этапов., которые вытесняли одну предыдущую, меняя общество в большей или меньшей степени от одной эпохи к другой. На протяжении всей истории общества поднимались и падали, на смену им приходили новые экономические и политические модели. На заре человечества мы жили племенами, затем мы стали рабовладельческими обществами, позже феодальными и теократическими, пока мы не достигли капитализма без демократии, а позже - к созданию демократических режимов с капиталистической и либеральной основой.

Фукуяма в своих работах 80-х и 90-х годов считает, что либеральная демократия в политике и капитализм в экономике - последнее звено в эволюционной истории идей. Эта форма правления и управления экономикой является наиболее сложной с этической, экономической и политической точек зрения и наиболее эффективна, и после нее больше не будет. Поскольку никаких новых экономических или политических систем разрабатываться не будет и больше нет ничего, что могло бы с ними конкурировать, достигнут момент, когда он не будет развиваться исторически, поскольку невозможно.

Поскольку у либеральной и капиталистической демократии больше нет своего главного коммунистического соперника, принятие западной экономической и политической модели другими странами мира - это вопрос времени. Это не означает, что все страны автоматически примут либеральную демократию и капиталистическую систему, но что будут страны, которые все еще находятся на исторической стадии, то есть которые еще не являются демократиями или капитализмом, в то время как другие страны уже вступят в . в постистории, будучи полноправными либеральными и капиталистическими демократиями.

Все это не означает, что мир полностью остановится, в том смысле, что абсолютно ничего не произойдет. Да, вещи будут происходить, некоторые из них неприятны, но большинство новых разработок будет сосредоточено на науке. Поскольку нет необходимости в экономических или политических изменениях, все усилия по продвижению будут сосредоточены на науке, особенно в биологии и медицине, на поиске лекарства от болезней, которые продолжают быть фатальными, или на улучшении качества нашей жизни с биомедицинской точки зрения.

Влияние его работы

Тот факт, что СССР начал делать ставку на робкую и слабую рыночную экономику и либерализм, был признаком того, что коммунистический блок подходил к концу, и, будучи истощенным, другой блок, капиталистический, не имел реального соперника, за которым следовало бы. . Хотя в 1989 году коммунистический блок не пал полностью, падение Берлинской стены было не более чем предупреждением о том, что вот-вот произойдет во Второй мировой войне. Альтернатива капитализму-либерализму исчезла, и, следовательно, холодная война закончилась победой капиталистической модели..

Но, как это ни удивительно, и несмотря на то, что в его эссе между строк предсказывался распад СССР, Фукуяма прямо не сказал, что СССР и его государства-сателлиты перестанут объединяться или что Варшавский договор будет распущен. . Он просто пытался разоблачить то, что, если СССР начал применять капиталистические и либеральные принципы на практике, он перестал быть социалистически-ленинским, и поэтому капиталистически-либеральные идеи победили, независимо от того, были ли Соединенные Штаты, Европа или Япония были его максимальными сторонниками. .

Были ли другие соперники?

Фрэнсис Фукуяма не ограничивается разговорами о капитализме-либерализме и социализме-ленинизме. По его мнению, есть два великих соперника, с которыми капиталистические либеральные демократии сталкивались на протяжении ХХ века: социализм-ленинизм и фашизм. системы, которые будут применяться как формы правления и в конечном итоге почти полностью исчезнут в течение 20 века, уступая место либеральным и капиталистическим демократическим системам в большинстве случаев.

Другой моделью, которая поставила под угрозу существование либерализма, был фашизм, система правления, которая в конечном итоге будет дефенестрирована в 1945 году в конце Второй мировой войны, нацистская Германия потерпит поражение, Италия Муссолини пала и полностью разгромила и оккупировала имперскую фашистскую Японию. . Хотя некоторые оплоты фашизма сохранились в Европе, в большинстве случаев они были не более чем недемократическими капиталистическими режимами., а не предложения принципиально иной экономической модели. Несмотря на то, что фашизм и социализм-ленинизм пали, либеральная капиталистическая система не свободна от угроз, хотя, по мнению Фукуямы, они не будут такими серьезными угрозами, как эти две системы. Тем не менее, автор считает, что двумя большими угрозами в 21 веке для капиталистически-либеральной модели будут религиозный фундаментализм, особенно исламизм, и национализм.

Основное внимание в нем уделяется исламизму, поскольку идея его значительного развития с 1970-х гг. Фукуяма считает, что исламизм в принципе непривлекателен для неисламских обществ и особенно для христианских, поскольку он рассматривается как полная противоположность западному образу жизни. В то время как в христианских странах существует четкое разграничение между гражданскими, уголовными и религиозными вопросами, это не относится к исламским режимам, будь то республики или монархии, и идея западной свободы не существует в мусульманских странах.

Другой великий опасный соперник капиталистических либеральных демократий, согласно Фукуяме, - это национализм.. Национализмы нанесли большой ущерб с момента появления в XIX веке немецкого и французского романтизма, которые сформировали его. На протяжении ХХ века идея нации, представляющая собой не более чем простую абстракцию, существующую только в головах тех, кто в нее верит, была причиной кровавых войн и геноцидов, самым последним европейским примером и дикий из Югославии.

Последний мужчина

Таким образом, постисторический мир, согласно Фукуяме, является мирным и процветающим местом, в котором научное и технологическое развитие станет тем, что обозначит новый ход истории. Новость откроют открытия в медицине и других биомедицинских науках, а не резня в стране третьего мира. Интересно, что Фрэнсис Фукуяма указывает, что постисторический мир будет очень скучным местом, и он сам задается вопросом с некоторой иронией: если, возможно, от этой скуки мы, люди, найдем мотивацию снова активировать историю, ищем что-нибудь, чтобы снова натравить нас друг на друга.

критики

Работы Фукуямы раскрывают то, что он считает концом истории, по сути, объясняя, как падение социализма-ленинизма повлекло за собой неудержимый подъем капиталистической либеральной демократии. Западные страны, это Европа и США, Они вступали в новую эру мира во всем мире, не сталкиваясь с постоянным напряжением необходимости готовиться к политическому противостоянию., экономический и военный - другому сопернику, которым до сих пор был коммунизм.

Предполагалось, что мало-помалу остальной мир будет экспортировать саму западную систему, особенно американскую, что сделало вопрос времени, когда мир станет однополярной планетой в экономическом и политическом отношении. Остальные страны постепенно превратятся в политически либеральные демократии и экономически капиталистические государства. Если есть историческое событие, оно будет незначительным, самое большее - кратковременным экономическим кризисом или небольшим террористическим нападением.

В начале нового тысячелетия произойдет именно то, что указал Хантингтон.. Две исторически противоборствующие цивилизации, Запад и исламский мир, столкнулись утром 11 сентября 2001 года. Несколько исламских фундаменталистов нападают на башни-близнецы и Пентагон, символы американской свободы и капитализма. Событие уносит жизни более 3000 человек. Это не было нападением; это было объявление войны. В ответ это событие положило бы начало целой серии конфликтов в различных странах Ближнего Востока.

Сегодня радикальный исламизм остается серьезной угрозой, которую Фукуяма плохо предсказал. Идея джихада и возвращения территорий, которые когда-то были исламскими, очень жива и даже привлекательна для людей, выросших в христианской среде. Немало солдат Исламского государства имеют светлые волосы и голубые глаза: это жители Запада, захваченные мусульманскими фундаменталистами, что еще больше усугубляет эту угрозу.

И хотя ислам является проблемой не для западного мира, а для небольшого процента его верующих, которые придерживаются радикальных и экстремистских идей, есть немало стран, которые продвигались к либеральной и капиталистической демократии, но которые после арабской весны у них есть вернулся к определенному религиозному фундаментализму. Кроме того, такие страны, как Марокко и Турция, которые являются капиталистическими, далеки от истинных либеральных демократий, особенно с учетом возрождения религиозного интереса в Анатолии.

Китайская Народная Республика теоретически коммунистическая, с однопартийным правительством. Однако эта страна прекрасно знала, как сделать то, что СССР пытался в восьмидесятые: выйти на международный рынок. Здесь мы имеем дело с любопытным случаем, который действительно представляет большую опасность для западного либерального мира, поскольку у нас есть капиталистическая страна, но она не является демократической, и это может послужить вдохновением для стран, которые сейчас являются демократиями, на инволюцию. Если важны деньги, а капитализм хорошо работает без демократического правительства, то нет причин сохранять его.


В I части книги Фрэнсиса Фукуямы "Конец истории" исследуется так называемый исторический пессимизм нынешнего времени, закономерный результат мировых войн, геноцида и тоталитаризма, характерных для ХХ века.

Обрушившиеся на человечество бедствия подорвали не только присущую XIX веку веру в научный прогресс, который идёт во благо цивилизации, но и все представления о направленности и непрерывности универсальной истории.


Во II и III частях книги Фукуяма даёт два самостоятельных, но дополняющих друг друга очерка универсальной истории, которая, по его мнению, свидетельствует о логическом финале человеческой эволюции с наступлением всеобщей победы либеральной демократии. В первом очерке, подчёркивая всеобщий характер современных естественных и технических наук, автор сосредоточивается на императивах экономического развития. Общество, которое стремится к процветанию или просто защищает свою независимость от технически более развитых государств, вынуждено вступить на тот же путь модернизации. Хотя коммунистическое планирование из центра как будто предлагает альтернативный путь западной индустриализации, эта модель оказалась абсолютно неадекватной в условиях постиндустриальной экономики. Таким образом, в противоположность Марксу, логика экономического развития ведёт к крушению социализма и триумфу капитализма.

Как считает Фукуяма, помимо стремления к свободе другой движущей силой истории является жажда признания. Стремление к тому, чтобы окружающие признали их человеческое достоинство, изначально помогло людям не только преодолеть в себе простое животное начало, но и позволило рисковать своей жизнью в сражениях. В свою очередь, это привело к разделению на господ и рабов. Однако такое аристократическое правление не смогло удовлетворить стремление к признанию как рабов, так и господ. Противоречия, которые порождает борьба за признание, могут быть устранены только с помощью государства, основанного на всеобщем и взаимном признании прав каждого гражданина.

По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии, высокую степень личной свободы граждан и полный суверенитет страны в целом. Не только в политическом, но и в экономическом плане принципы капитализма оказались более жизнеспособными, чем социалистическое и авторитарное планирование. Демократия признается многими народами как самое совершенное государственное устройство, высшая точка развития истории человечества. С переходом человечества к либерально-демократической форме управления государствами, исчезнут глобальные конфликты, мировые войны и кровавые революции.

Стремление к свободе и стремление к славе – две главных силы, заставляющие людей двигать историю вперед.

Тем не менее, либеральная демократия, как государственный строй, не является совершенством и содержит в себе несколько противоречивых качеств. Это, в частности, различие между свободой и равенством, поскольку существует огромное имущественное неравенство между членами общества, есть богатые и бедные. Развал религиозных устоев, играющих пока еще весомую роль в жизни общества, также не является положительным качеством. И, наконец, такое общество нивелирует всякое стремление человека к совершенствованию, т.е. к прогрессу. Это последнее противоречие, по мнению Фукуямы, является самым весомым недостатком либеральной демократии, как государственного устройства.

Книга Фукуямы вызвала много споров. В частности, его упрекают в том, что он совершенно не учитывает в своих рассуждениях таких масштабных человеческих образований, как исламские государства, которые являются полной противоположностью либерально-демократическому строю стран Европы. Он сам активно включился в обсуждение, и на протяжение многих лет отстаивал свои принципы, изложенные в книге. Но, в конце концов, он пересмотрел некоторые свои утверждения и согласился с конструктивной критикой его сочинения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Фукуяма - Конец истории и последний человек. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Автор данного произведения неизвестен. Точнее его скорей всего нет, потому что раньше все передавалось из уст в уста. Рассказ начинается с того, что показывается красота русских земель.

День рождения Инфанты - это сказка, написанная Оскаром Уайльдом. Как видно из названия, события произведения происходят в двенадцатый день рожденья испанской принцессы Инфанты.

Было уже поздно, все собирались ложиться спать. Звонок возвестил о приходе гостя. Это был Шерлок Холмс. Он попросил приютить его на одну ночь.

Пересказ сборника Гоголя, состоящего из 8 рассказов

У мальчика Вани была бабушка. Но не как все она очень добрая умная веселая заботливая каждого поддержит, очень рассудительна.


Что привлекло внимание?

конец истории и сильное государство ф фукуямы

В-третьих, идеи Фукуямы объясняют ход, итоги и перспективы развития мировой истории. Здесь рассматривается развитие либерализма как единственной жизнеспособной идеологии, на базе которой возникает окончательная форма правления.

Биографические сведения

Есихиро Фрэнсис Фукуяма – американский политолог, экономист, философ и писатель японского происхождения. Он работал старшим научным сотрудником в Центре развития демократии и права в Стэндфорде. До этого он был профессором и руководил программой международного развития в Школе исследований Хопкинса. В 2012 году он стал ведущим научным сотрудником в Стэндфордском университете.

Первая часть

конец истории и последний человек фрэнсис фукуяма основные идеи

Бедствия, что обрушились на человечество, подорвали веру не только в научный прогресс XXI века, но и во все представления о направленности и непрерывности истории. Фукуяма спрашивает себя о том, оправдан ли человеческий пессимизм. Он исследует кризис авторитаризма и уверенное проявление либеральной демократии. Фукуяма считал, что человечество движется к концу тысячелетия, и все существующие кризисы оставляют на мировой арене только либеральную демократию – учение о свободе личности и суверенитете государства. Все большее количество стран принимают либеральную демократию, а те, кто ее критикуют, не в состоянии предложить хоть какую-то альтернативу. Эта концепция превзошла всех политических противников и стала своеобразным гарантом кульминации истории человечества.

Вторая и третья части

Вторая и третья части книги – это самостоятельные очерки, которые дополняют друг друга. Они рассказывают об универсальной истории и событиях, свидетельствующих о логическом завершении человеческой эволюции, точкой в которой станет либеральная демократия.

фрэнсис фукуяма конец истории краткое содержание

Фукуяма считал, что история стремится к свободе, но помимо этого жаждет признания. Люди постоянно стремятся к тому, чтобы общество признало их человеческое достоинство. Именно это стремление помогло им преодолеть животное начало, а также позволяло рисковать своими жизнями в охоте и сражениях. Хотя, с другой стороны, это стремление стало причиной разделения на рабов и рабовладельцев. Правда, эта форма правления так и не смогла удовлетворить стремление к признанию ни первых, ни вторых. Чтобы устранить противоречия, которые возникают в борьбе за признание, нужно создать государство, основанное на общем и обоюдном признании прав каждого его жителя. Именно таким видит конец истории и сильное государство Ф. Фукуяма.

Четвертая часть

Здесь Фукуяма указывает на то, что даже в успешных авторитарных режимах прослеживается стремление к политической свободе. Жажда к признанию – это именно то потерянное звено, что соединяет либеральную экономику и политику.

Пятая часть

Последняя глава книги отвечает на вопрос о том, способна ли либеральная демократия полностью удовлетворить жажду человека к признанию и можно ли ее считать конечным пунктом человеческой истории. Фукуяма уверен, что либеральная демократия является лучшим решением человеческой проблемы, но все же она тоже имеет свои отрицательные стороны. В частности, ряд противоречий, которые могут разрушить эту систему. К примеру, натянутые отношения между свободой и равенством не обеспечивают равного признания меньшинств и несостоятельных людей. Метод либеральной демократии подрывает религиозные и прочие долиберальные взгляды, а общество, основанное на свободе и равенстве, неспособно обеспечить арену для борьбы за превосходство.

фрэнсис фукуяма конец истории

Сущность произведения

конец истории и последний человек краткое содержание кратко

Сильное государство

Построение сильного государства заключается в создании новых правительственных учреждений и укреплении существующих. В этой книге я показываю, что построение сильного государства – одна из наиболее важных проблем мирового сообщества, так как слабость и разрушение государств служат источником многих особенно серьезных мировых проблем…

В конце книги он предлагает не менее эпичное высказывание:

Перемена взглядов

Если раньше автор выступал за либерализм, то в 2004 году он пишет, что либеральные идеологии, которые пропагандируют минимизацию и ограничения государственных функций, не соответствуют современным реалиям. Он считает порочной идею о том, что приватные рынки и негосударственные институты должны исполнять некоторые государственные функции. Фукуяма утверждает, что слабые и невежественные правительства могут стать источниками серьезных проблем в развивающихся странах.

фрэнсис фукуяма конец истории и последний человек краткое содержание

В начале 90-х годов прошлого века Фрэнсис Фукуяма полагал, что либеральные ценности имеют универсальный характер, но с приходом нового тысячелетия у него появились сомнения на этот счет. Он даже был солидарен с идеями Сэмюэля Хантингтона, который говорил, что либеральные ценности родились из-за специфических условий развития стран Запада.

Уровни сильного государства

Взгляды Фрэнсиса Фукуямы начались с либеральной демократии, но жизнь показала, что этого недостаточно. Человечество не готово мирно сосуществовать друг с другом, и если в одних государствах стало возможным придушить животные порывы к борьбе, то в других они становятся превалирующими. И Фукуяма начинает говорить о сильном государстве, которое не будет аналогом тоталитарной или авторитарной державы.

конец истории и последний человек фрэнсис фукуяма

Эта пресловутая сила рассматривается на двух уровнях:

  • все граждане обеспечены социальной безопасностью, политической стабильностью и экономическим процветанием:
  • страна является конкурентоспособной на международной арене, способна противостоять многочисленным вызовам глобализации.

Напоследок можно сказать, что и первая, и вторая книги дают возможность понять основания раскола Запада, причины противостояний и финансового кризиса в разных странах мира.

Развитие современной науки оказало единообразное воздействие на все общества, где оно происходило, и причины этому две. Во-первых, техника обеспечивает определенные военные преимущества стране, которая ею владеет, и ни одно государство, дорожащее своей независимостью, не может пренебречь необходимостью модернизации обороны. Во-вторых, современная наука создает единообразный простор для роста экономической производительности. Техника открывает возможность неограниченного накопления богатств, и тем самым – удовлетворения вечно растущих желаний человека.

Приращение научного и технического знания может объяснить нам возникновение либерализма, основанного на рациональном удовлетворении желаний человека. Но этот подход излишне материалистичен. По мнению Фукуямы, сознание – причина, а не следствие. Непонимание того, что экономическое поведение обусловлено сознанием и культурой, приводит к распространенной ошибке: объяснять даже идеальные по природе явления материальными причинами. Здесь нам крайне важно понять саму природу человека, его первичную антропологию. Экономическая трактовка истории неполна и неудовлетворительна, потому что человек не является просто экономическим животным.




Желание человека получить признание своего достоинства с самого начала истории вело его в кровавые смертельные битвы за престиж. В результате этих битв человеческое общество разделилось на класс господ, готовых рисковать своей жизнью, и класс рабов, которые уступали естественному страху смерти. Но отношения господства и рабства, принимавшие различные формы во всех обществах, основанных на неравенстве, во всех аристократических обществах, которыми характеризуется большая часть истории, абсолютно не могли удовлетворить жажду признания ни у господ, ни у рабов (хоть и по разным причинам).

Уникальным открытием является в этой связи демократия, которая преодолела различие между хозяином и рабом, сделала рабов хозяевами самих себя и установила принципы суверенитета народа и главенства закона. Внутренне противоречивые и неполноценные признания хозяев и рабов заменены признанием взаимным, где за каждым гражданином признается человеческое достоинство всеми другими гражданами, и где это достоинство признается и государством путем предоставления прав. Эта модель выгодно отличается от всех иных форм правления.

Это утверждение не означает, что стабильные демократии, такие как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливостей или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя.

С другой стороны, демократия – это право всех без исключения граждан быть носителями политической власти, то есть право всех граждан избирать, быть избранными и участвовать в политике. Право участвовать в политике может рассматриваться как еще одно либеральное право – разумеется, самое важное, – и по этой причине либерализм и демократия исторически сильно связаны. Но подчас с ростом демократии, степень свободы и уровень эффективности снижаются. Однако это опять же ситуативный, а не врожденный порок либеральной демократии.

В уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм. Экспансионистский ультранационализм, обещая бесконечные конфликты и в конечном итоге военную катастрофу, лишился всякой привлекательности. То есть фашизм и милитаризм потерпели прямое военное поражение в борьбе с демократией. А осознание трагедии Освенцима и Треблинки сделали их возрождение невозможным.

С другой стороны, существовал конкурирующий проект в форме социализма. Маркс утверждал, что либеральному обществу присуще фундаментальное неразрешимое противоречие: это – противоречие между трудом и капиталом. Но в этом допущении немецкий мыслитель оказался не прав: рост среднего класса притупил экономические противоречия. Поскольку классовый вопрос отошел на второй план, привлекательность коммунизма в западном мире находится на низком уровне.

Фукуяма видит ситуацию более оптимистично: либеральная демократия разрешит эти вызовы, также как ранее преодолела фашизм и коммунизм. Национализм и религиозный фундаментализм во многом есть проявление жажды признания: человек религиозный ищет признания своих богов или священных обрядов, а националист требует признания его конкретной лингвистической, культурной или этнической группы. Обе эти формы признания менее рациональны, чем универсальное признание либерального государства, поскольку строятся они на произвольных различиях между священным и мирским или между социальными группами людей. По этой причине религия, национализм и комплекс этических привычек и обычаев традиционно считались препятствием на пути установления политических институтов демократии и экономики свободного рынка. Но в ходе модернизации эти различительные линии будут стираться.

Говоря о международной политике, Фукуяма подчеркивает, что в некотором смысле национализм есть мегалотимия ранних времен, принявшая более современную и демократическую форму. Теперь целые нации требуют признания своего достоинства. Эта борьба за признание в международном масштабе ведет в тот же тупик, что битва за престиж между аристократическими господами: дефективному признанию. Разрешение этой проблемы заключается в распространении либеральной демократии в сфере международных отношений: либеральные государства ни разу в истории не воевали друг с другом.

Но при этом, макроконфликт между блоками государств не исчезнет. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории. На повестке дня останутся и терроризм, и национально-освободительные войны как остаточные явления истории в постистории. Однако для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории, но они-то как раз и уходят с исторической сцены.

История отбросили монархию, фашизм, теократию и коммунизм как неэффективные модели общественного устройства. Только либеральная демократия способна сочетать два необходимых механизма исторического прогресса: науку/экономику и жажду к признанию/тимос. Таким образом, по мнению Фукуямы, демократия должна принять вызов национализма и религиозного фундаментализма, так как органически более соответствует природе человека, и все конкурирующие идеологии будут рано или поздно отвергнуты.

Социалисты скажут, что универсальное признание в либеральных демократиях по необходимости неполно, поскольку капитализм создает экономическое неравенство и требует разделения труда, которое в силу самого этого факта влечет за собой неравное признание. В этом отношении даже абсолютное процветание нации не дает решения, потому что всегда будут существовать люди относительно бедные, в которых сограждане не будут видеть людей. Иными словами, либеральная демократия продолжает признавать равных людей неравным образом.

Развитие современной науки оказало единообразное воздействие на все общества, где оно происходило, и причины этому две. Во-первых, техника обеспечивает определенные военные преимущества стране, которая ею владеет, и ни одно государство, дорожащее своей независимостью, не может пренебречь необходимостью модернизации обороны. Во-вторых, современная наука создает единообразный простор для роста экономической производительности. Техника открывает возможность неограниченного накопления богатств, и тем самым – удовлетворения вечно растущих желаний человека.

Приращение научного и технического знания может объяснить нам возникновение либерализма, основанного на рациональном удовлетворении желаний человека. Но этот подход излишне материалистичен. По мнению Фукуямы, сознание – причина, а не следствие. Непонимание того, что экономическое поведение обусловлено сознанием и культурой, приводит к распространенной ошибке: объяснять даже идеальные по природе явления материальными причинами. Здесь нам крайне важно понять саму природу человека, его первичную антропологию. Экономическая трактовка истории неполна и неудовлетворительна, потому что человек не является просто экономическим животным.

Желание человека получить признание своего достоинства с самого начала истории вело его в кровавые смертельные битвы за престиж. В результате этих битв человеческое общество разделилось на класс господ, готовых рисковать своей жизнью, и класс рабов, которые уступали естественному страху смерти. Но отношения господства и рабства, принимавшие различные формы во всех обществах, основанных на неравенстве, во всех аристократических обществах, которыми характеризуется большая часть истории, абсолютно не могли удовлетворить жажду признания ни у господ, ни у рабов (хоть и по разным причинам).

Уникальным открытием является в этой связи демократия, которая преодолела различие между хозяином и рабом, сделала рабов хозяевами самих себя и установила принципы суверенитета народа и главенства закона. Внутренне противоречивые и неполноценные признания хозяев и рабов заменены признанием взаимным, где за каждым гражданином признается человеческое достоинство всеми другими гражданами, и где это достоинство признается и государством путем предоставления прав. Эта модель выгодно отличается от всех иных форм правления.

Это утверждение не означает, что стабильные демократии, такие как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливостей или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя.

С другой стороны, демократия – это право всех без исключения граждан быть носителями политической власти, то есть право всех граждан избирать, быть избранными и участвовать в политике. Право участвовать в политике может рассматриваться как еще одно либеральное право – разумеется, самое важное, – и по этой причине либерализм и демократия исторически сильно связаны. Но подчас с ростом демократии, степень свободы и уровень эффективности снижаются. Однако это опять же ситуативный, а не врожденный порок либеральной демократии.

В уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм. Экспансионистский ультранационализм, обещая бесконечные конфликты и в конечном итоге военную катастрофу, лишился всякой привлекательности. То есть фашизм и милитаризм потерпели прямое военное поражение в борьбе с демократией. А осознание трагедии Освенцима и Треблинки сделали их возрождение невозможным.

С другой стороны, существовал конкурирующий проект в форме социализма. Маркс утверждал, что либеральному обществу присуще фундаментальное неразрешимое противоречие: это – противоречие между трудом и капиталом. Но в этом допущении немецкий мыслитель оказался не прав: рост среднего класса притупил экономические противоречия. Поскольку классовый вопрос отошел на второй план, привлекательность коммунизма в западном мире находится на низком уровне.

Фукуяма видит ситуацию более оптимистично: либеральная демократия разрешит эти вызовы, также как ранее преодолела фашизм и коммунизм. Национализм и религиозный фундаментализм во многом есть проявление жажды признания: человек религиозный ищет признания своих богов или священных обрядов, а националист требует признания его конкретной лингвистической, культурной или этнической группы. Обе эти формы признания менее рациональны, чем универсальное признание либерального государства, поскольку строятся они на произвольных различиях между священным и мирским или между социальными группами людей. По этой причине религия, национализм и комплекс этических привычек и обычаев традиционно считались препятствием на пути установления политических институтов демократии и экономики свободного рынка. Но в ходе модернизации эти различительные линии будут стираться.

Говоря о международной политике, Фукуяма подчеркивает, что в некотором смысле национализм есть мегалотимия ранних времен, принявшая более современную и демократическую форму. Теперь целые нации требуют признания своего достоинства. Эта борьба за признание в международном масштабе ведет в тот же тупик, что битва за престиж между аристократическими господами: дефективному признанию. Разрешение этой проблемы заключается в распространении либеральной демократии в сфере международных отношений: либеральные государства ни разу в истории не воевали друг с другом.

Но при этом, макроконфликт между блоками государств не исчезнет. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории. На повестке дня останутся и терроризм, и национально-освободительные войны как остаточные явления истории в постистории. Однако для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории, но они-то как раз и уходят с исторической сцены.

История отбросили монархию, фашизм, теократию и коммунизм как неэффективные модели общественного устройства. Только либеральная демократия способна сочетать два необходимых механизма исторического прогресса: науку/экономику и жажду к признанию/тимос. Таким образом, по мнению Фукуямы, демократия должна принять вызов национализма и религиозного фундаментализма, так как органически более соответствует природе человека, и все конкурирующие идеологии будут рано или поздно отвергнуты.

Социалисты скажут, что универсальное признание в либеральных демократиях по необходимости неполно, поскольку капитализм создает экономическое неравенство и требует разделения труда, которое в силу самого этого факта влечет за собой неравное признание. В этом отношении даже абсолютное процветание нации не дает решения, потому что всегда будут существовать люди относительно бедные, в которых сограждане не будут видеть людей. Иными словами, либеральная демократия продолжает признавать равных людей неравным образом.

Читайте также: