Искусство книжной миниатюры англии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Миниатюра (лат. minium - красная краска) – графическое или живописное произведение небольшого размера, используемое для оформления книги. Этим же словосочетанием называют и искусство создания подобных изображений. Первоначально миниатюрами назывались иллюстрации и заставки, выполненные в рукописных книгах от руки с использованием гуаши или акварели. В этом виде искусства нашло свое отражение стремление художников отобразить визуально образы полюбившихся народу литературных сюжетов и героев.

Книжная миниатюра Древнего Востока

Искусство создания миниатюр мастерам Древнего Востока было известно очень хорошо. Особенно широко распространено оно было в тех странах, где запрет на изображение живых существ не был слишком строгим. Подобные рисунки для оформления книг когда-то использовали мастера Ирана, Индии, Ближнего Востока и Средней Азии. На данный момент известны иллюстрированные книги, увидевшие свет еще в 977 г. Выпущены они были на территории Афганистана и Северной Индии во времена правления Газневидов и Фатимидов. После падения последних в 1171 году искусство создания иллюстрированной книги перекочевало в Багдад, правители которого всеми силами способствовали развитию разного рода искусств.

Старинная европейская книжная миниатюра

Миниатюра как вид иллюстрации была хорошо известна еще мастерам Древнего Египта. Рисунки, поясняющие сюжет книг, выполнялись ими пером с использованием непрозрачных красок. Иллюстрация IV – VI веков вполне достоверно передавала образ фигур и светотень. Очень большой вклад в развитие книжной миниатюры этого времени внесли и византийские художники, сохранявшие традиции позднеантичного периода вплоть до X века. Для изображений, выполняемых ими, характерна некоторая плоскостность и условность. Но при этом именно византийцы придумали выполнять изображения непосредственных жизненных сцен. В средние века миниатюра активно используется и европейскими мастерами. В V – VIII веке начинает развиваться особый плоскостной тип миниатюры, богато украшенной необыкновенно своеобразным орнаментов из птиц и рыб.

В эпоху правления Каролингов (VIII – IX вв.) европейскими мастерами выполняются как традиционные позднеантичные иллюстрации, так и выразительные рисунки, выполненные с использованием пера. Начиная с X века, миниатюра начинает испытывать огромнейшее влияние византийского искусства. Изображения становятся площе и экспрессивнее. В XIII – XV вв. художники по большей мере используют максимально реалистичные изображения. Миниатюрой увлекаются такие знаменитые художники, как Жакмар д’Эден, А. Боневе, братья Лимбург.

Миниатюра Древней Руси


Готическая книжная миниатюра в Англии

1 год ago Enottt Комментарии к записи Готическая книжная миниатюра в Англии отключены

В области средневековой книжной миниатюры одно из первых мест принадлежит Англии.

После завоевания Англии нормандцами традиции старой винчестерской школы исчезли, а связи с материковыми скрипториями не только не прервались, но, наоборот, стали теснее. Вместе с нормандскими завоевателями в Англию устремилось множество духовных лиц, переплетчиков, миниатюристов. Так, например, в 1077 г. весь монастырь Сент Этьен из Кана перебрался в Сент Олбен.


Сен-Олбанская псалтырь

Самыми значительными скриптериями обладали монастыри Сент Эдмунд и Сент Олбен. Возобновили свою деятельность Винчестерский монастырь и два Кентерберийских; на севере вновь возрождались скриптории Дарема. До настоящего времени в Дареме сохранилась великолепная библиотека средневековых рукописей. Наиболее ранняя из дошедших до нас рукописей Сент-Олбенского монастыря и представляющая интерес — псалтырь (1119—1146), хранящаяся в библиотеке Годехарда в Гильдесгейме. В рукописи сорок пять страниц иллюстраций, 211 крупных инициалов, написанных непрозрачным цветом, многие из которых выполнены в виде жанровых сценок, и 17 цветных рисунков ручкой. Псалтырь Годехарда иллюстрирована сюжетами из библейских и евангельских текстов; изображения людей в этих миниатюрах отличаются некоторой однообразностью, слабой выразительностью лиц, колорит их несколько тяжеловат. Английские бенедиктинцы, поселившиеся в аббатстве Ламсприндж в 17 веке, принесли рукопись с собой, и оттуда она перешла во владение бенедиктинцев Хильдесхайма в Сен-Годехарде. В 1827 году они подарили Псалтырь приходу Святого Годехарда, которому она принадлежит по сей день. Рукопись была передана на хранение в библиотеку собора в 1908 году.

В дальнейшем поиски большей выразительности и жизненности характерны для английских миниатюристов. Эта проблема решалась и крупнейшим мастером Сент-Олбенского монастыря Маттео


История Англии_8v

Ранние памятники аббатства Сент Эдмунд, например псалтырь (начало 11 в.), хранящаяся в Ватикане, по богатству орнамента букв напоминают декорировку винчестерской школы, но в дальнейшем, как во всех английских миниатюрах, простое украшение страницы сменяется иллюстрацией, продуманной по композиции и по характеристике действия. Несомненно, что знакомство с византийской миниатюрой (в 12 в. многие английские священнослужители привозили из Италии рукописи, которые переписывались английскими мастерами,—например, Библия для Генриха де Блуа), а также влияние французских мастеров обогатили и сделали разнообразными творческие приемы английских миниатюристов.

Библия Бери, 70r

Продолжали свою деятельность скриптории Кентербери и Винчестера. К 1150 г. относится вторая, очень свободная копия Утрехтской псалтыри — так называемая псалтырь Эдвина. Это вполне оригинальное произведение с перовыми рисунками


Псалтырь Эдвина , f.243v

— новыми по тематике и по композиционному решению. Сравнительная характеристика двух рукописей (подлинника и копии) позволяет выявить свойственные кентерберийской школе черты, внесенные переписчиками. В данном случае художники смело соединили библейские сюжеты со сценами из жития саксонских и кельтских святых, украсили инициалы персонажами легенд о короле Артуре. Превосходна миниатюра, на которой изображен монах-переписчик Эдвайн; несмотря на декоративность драпировок, его фигуре, склоненной над манускриптом, присущи сосредоточенность, сдержанность, монументальность. Чуть подцвеченные коричневым и голубым, миниатюры лаконичны по рисунку и необычайно выразительны.

Винчестерская Библия, евангелист Марк, 119v

К концу 12 в. относится Винчестерская библия (ок. 1160, Нью-Йорк, коллекция Моргана) с богатейшим узором инициалов и разнообразными по сюжету оформления страницами. Интересно, что в рукописи несколько миниатюр остались незаконченными; выполнен лишь четкий рисунок пером, дающий живую характеристику персонажей. В законченных миниатюрах художник оплетал рисунок сложным растительным орнаментом, создавая тонкую по красочной гамме и по изощренному ритму композицию.

Особенно интересны рукописи северного скриптория в Дареме, где в 11 — 13 вв.


Житие св. Кутберта, 2v


Шефтсбери, 13r

Начиная с 12 в. в Англии стали широко распространяться иллюстрированные календари, поражающие фантазией и своеобразием почерка художников. Характерна для этого искусства псалтырь из аббатства Шефстбери (конец 12 в., Британский музей) с календарем, украшенным слегка подцвеченными рисунками пером. Жанровые фигурки (например, для февраля — греющийся у костра старик) смело введены в канву религиозных сюжетов.

Особенно яркая фантазия присуща художникам, украшавшим рукописи бестиариев. Бестиарии — поучительные рассказы о жизни животных, в которых звери часто фигурируют в басенных ситуациях, свойственных человеку. Возникшие впервые во Франции, бестиарии породили много повторений и вариаций, а богатое украшение этих рукописей стало спецификой английской миниатюры.


Бестиарий, 30r

стремительно уезжает прочь, а тигрица, склонившись, лижет зеркало, думая, что перед ней детеныш.

Характерной чертой английского иллюминирования, особенно между 1280 и 1340 годами, является орнаментация узорами — гротескными животными и шуточными персонажами, не имеющими никакого отношения к тексту. Помимо иллюстраций непрозрачными картинами на золотом фоне, англичане продолжают технику окрашенных рисунков, особенно широко распространенную в Великобритании.

Наиболее иллюстрируемым видом книг английского готического периода до XIV века является Псалтирь, в то время как часословы уже широко распространены на континенте. Среди важных псалтирей XIII века —


Вестминстерская Псалтырь, 14v

Вестминстеркая Псалтирь, несколько псалтирей Питерборо, в том числе Линдси, Псалтирь для настоятеля Ившема, иллюминированный экземпляр для монахини Амсбери середины XIII века, богато украшенный Псалтирь Оскотта, который, возможно, был сделан для будущего папы Адриана V, который занимал свое место только 36 дней в 1276 году, и Псалтирь Альфонсо.

В 14 в. развитие миниатюры шло по двум линиям. В одном направлении преобладали богатые декоративно-орнаментальные украшения, во втором — создание иллюстраций к литературному тексту, с тонко разработанными характеристиками персонажей. С этого времени создание миниатюр из монастырей перешло к отдельным профессиональным переписчикам и художникам, многие из которых были мирянами. Тогда же возникли многочисленные памятники светского содержания. Обычно рукописи, созданные за период 1300—1350 гг., объединяют, несмотря на их различие, под общим названием миниатюр восточно-английской школы.

Очень живописно украшена псалтырь Роберта де Лиль (14 в.) сценами из жизни Христа. Особый интерес


Псальтырь Робертаде Лиль, f.126v

В 14 в. окончательно выработались принципы украшения страницы. В орнамент введены стрельчатые арки и другие архитектурные детали готической архитектуры, удлинены пропорции фигур. Четко написанный текст украшен красочными инициалами. Иногда инициалы заполняют собой всю длину листа и содержат несколько миниатюр; чаще инициалы-сценки находятся непосредственно в тексте, а вся страница украшена рамкой, разнообразной по оформлению. Особенную ценность представляют комические дролери — жанровые сценки, расположенные за рамкой или внизу листа. Им присущи народный юмор и жизненность исполнения.

Псалтырь королевы Марии, f.168v

Интересны страницы рукописи, включающие сюжетную композицию, расположенную вверху листа и заменившую сценку-инициал. На одной из них в интерьере церкви, боковые нефы которой служат рамкой миниатюры, изображено, как маленького Христа экзаменуют вероучители. Недоумение и удивление последних, пораженных мудростью отрока, беспокойство Богоматери, поддерживаемой Иосифом, переданы с необычайной убедительностью. Изящны пропорции фигур, превосходен колорит, выдержанный в размытых тонах синего, розового, зеленовато-голубого, палевого. Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. Внизу листа — сцена охоты, не относящаяся к содержанию рукописи, но исполненная очень свободно и живо. Эти жанровые сценки с крошечными фигурками восхищают необыкновенным богатством фантазии и художественной завершенностью. Такие рисунки внизу страниц и в


Псалтырь Лутрелла, f.51r

конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей). Изображения работы на полях под бичом надсмотрщика, стрижки овец, соревнования в стрельбе из лука и бракосочетания следуют одно за другим и создают картину жизни различных слоев английского общества. Рукопись имеет не только художественную, но и познавательную ценность; это, по существу, вершина развития английской миниатюры.

Шерборнский Миссал

научным трактатам являются логическим завершением развития английской миниатюры в ее поисках жизненно убедительных характеристик.

Возобновившийся с середины 15 в. подъем культуры и изобразительного искусства предвещал уже новую эпоху в истории и культуре Англии.

МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ - вид жи­во­пи­си, ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах, а так­же изо­бра­зи­тель­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты книж­но­го оформ­ле­ния (ини­циа­лы, за­став­ки, мар­ги­на­лии и др.).

Воз­ник­но­ве­ние миниатюры книжной как са­мо­сто­ятельного ви­да искусства свя­за­но с пе­ре­хо­дом от свит­ка (не­ред­ко ил­лю­стри­ро­ван­но­го) к ко­дек­су - дли­тель­ным про­цес­сом, ко­то­рый за­вер­шил­ся в конце IV - начале V веков н. э.; её ху­дожественная тра­ди­ция во­схо­дит к ан­тич­ной и ран­не­хри­сти­ан­ской ми­ниа­тю­ре. Ис­чез­но­ве­ние миниатюры книжной ста­ло след­ст­ви­ем изо­бре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в середине XV века. Основным ма­те­риа­лом для стра­ниц ко­дек­са слу­жил пер­га­мен (позд­нее - бу­ма­га). Для соз­да­ния миниатюры книжной ис­поль­зо­ва­лись рас­ти­тель­ные и ми­неральные крас­ки и зо­ло­то. Как пра­ви­ло, ил­лю­ст­ра­ции соз­да­ва­лись по­сле на­пи­са­ния тек­ста на спе­ци­аль­но от­ве­дён­ных уча­ст­ках стра­ниц; ино­гда ис­пол­ня­лись на отдельных лис­тах, ко­то­рые за­тем вши­ва­лись в ру­ко­пись.

По­сле из­гна­ния кре­сто­нос­цев из Кон­стан­ти­но­по­ля (1261 год) бы­ли соз­да­ны ус­ло­вия для воз­ро­ж­де­ния миниатюры книжной. К пос­лед­ней четверти XIII века от­но­сит­ся несколько ли­це­вых ру­ко­пи­сей, сви­де­тель­ст­вую­щих о сло­же­нии па­лео­ло­гов­ско­го сти­ля ми­ниа­тю­ры. В Еван­ге­лии из Британского му­зея (1285 год), Ко­дек­се Про­ро­ков (Библиотека Ва­ти­ка­на, 1280-е годы) ис­поль­зо­ва­ны ар­хитектурные и пей­заж­ные эле­мен­ты, вос­соз­да­ны де­та­ли ин­терь­е­ра. Фи­гу­ры ста­но­вят­ся плот­ны­ми, трёхмер­ны­ми, а вы­ра­же­ние ли­ков - спо­кой­ным и со­сре­до­то­чен­ным. В 1280-х годах со­зда­на груп­па ли­це­вых ру­ко­пи­сей (около 15), сви­де­тель­ст­вую­щих об ув­ле­че­нии клас­сическим искусством и об­ра­ще­нии к на­сле­дию так называемого Ма­ке­дон­ско­го воз­рож­де­ния (Вось­ми­кни­жие из Библиотеки Ва­ти­ка­на, Псал­тирь из РНБ, Псал­тирь из монастыря Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае и др.), ил­лю­ст­ра­ции ко­то­рых от­ли­ча­ют­ся слож­ны­ми про­стран­ст­вен­ны­ми фор­ма­ми, мно­го­пла­но­во­стью ком­по­зи­ций, фи­гу­ра­ми, пред­став­лен­ны­ми в сво­бод­ных по­зах и дви­же­ни­ях.

Па­мят­ни­ки ме­ро­винг­ской миниатюры книжной ха­рак­те­ри­зу­ют­ся поч­ти пол­ным от­сут­ст­ви­ем сю­жет­ных ил­лю­ст­ра­ций. Ини­циа­лы и бу­к­вы со­став­ля­ют­ся из фи­гур птиц и рыб, с ран­не­хри­сти­ан­ских вре­мён слу­жив­ших сим­во­ла­ми Хри­ста (Ге­ла­зи­ан­ский са­кра­мен­та­рий, около 750 года, Библиотека Ва­ти­ка­на); впер­вые в ис­то­рии западно-ев­ропейские кни­ги по­яв­ля­ют­ся ан­тро­по­морф­ные ини­циа­лы с впи­сан­ны­ми в них изо­бра­же­ния­ми Хри­ста, свя­щен­но­слу­жи­те­ля и др. (Гел­лон­ский са­кра­мен­та­рий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Па­риж). От де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства по­ли­хром­но­го сти­ля эти па­мят­ни­ки унас­ле­до­ва­ли со­че­та­ние крас­но­го, жёл­то­го и зе­лё­но­го цве­тов.

В XI-XII веках искусство миниатюры книжной боль­шин­ст­ва ев­ропейских стран при мно­го­об­ра­зии ме­ст­ных школ от­ме­че­но един­ст­вом ху­дожественной сис­те­мы - ро­ман­ским сти­лем. В от­сут­ст­вие силь­ной свет­ской цен­тра­ли­зованной вла­сти мо­на­стыр­ские и епи­скоп­ские скрип­то­рии ста­ли един­ст­вен­ны­ми цен­тра­ми из­го­тов­ле­ния книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Мар­сь­яль, Си­то, Клер­во во Фран­ции; Уин­че­стер (Вин­че­стер), Кен­тер­бе­ри, Йорк в Анг­лии; Вайн­гар­тен, Эн­гель­берг, Хир­сау, Зальц­бург, Ре­генс­бург в Гер­ма­нии; Мон­те­кас­си­но, Боб­био, По­ли­ро­не в Ита­лии. С начала XII века пре­об­ла­да­ют Биб­лии боль­шо­го фор­ма­та (так называемые ги­гант­ские, чьё по­яв­ле­ние свя­за­но с гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мой), Псал­ти­ри, снаб­жён­ные ком­мен­та­рия­ми Апо­ка­лип­си­сы, жи­тия свя­тых, тео­ло­гические тру­ды (Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, святого Бер­нар­да Клер­вос­ско­го, Пет­ра Ко­ме­сто­ра, Пет­ра Лом­бард­ско­го и др.), кни­ги по цер­ков­но­му пра­ву (Дек­ре­ты Гра­циа­на) и т. д. С середины XII века в круг ил­лю­ми­ни­ровованных ру­ко­пи­сей по­сте­пен­но вхо­дят про­из­ве­де­ния ры­цар­ской литературы, ис­то­рические со­чи­не­ния, сбор­ни­ки по­ста­нов­ле­ний обыч­но­го пра­ва. С начала XI века и вплоть до XIII века в Северной Ита­лии по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние тип книг, вос­про­из­во­дя­щий ан­тич­ную фор­му свит­ка - эк­зуль­тет (сви­ток, со­дер­жа­щий мо­лит­вен­ные пес­но­пе­ния пас­халь­ных служб). Та­кие свит­ки обыч­но со­дер­жа­ли ор­на­мен­таль­ную кай­му по всей дли­не и ми­ниа­тю­ры, пе­ре­вёр­ну­тые по от­но­ше­нию к но­там и тек­сту и разъ­яс­няю­щие его (сви­ток, XI век, ар­хив Ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ба­ри). Ил­лю­ми­ни­рованные бес­тиа­рии пол­ны изо­бра­же­ний как ре­аль­ных, так и при­чуд­ли­вых вы­мыш­лен­ных жи­вот­ных; они бы­ли осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Анг­лии в XII-XIII веках.

Дополнительная литература:

Кон­да­ков Н.П. Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876;

Вла­ди­ми­ров М., Ге­ор­ги­ев­ский Г.П. Древ­не­рус­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1933;

Nordenfalk C., Gra­bar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;

Por­cher J. L’Enluminure française. P., 1958;

Про­тась­е­ва Т.Н., Щеп­ки­на М.В. Со­кро­ви­ща древ­ней пись­мен­но­сти и ста­рой пе­ча­ти. М., 1958;

Сви­рин А.Н. Ис­кус­ст­во кни­ги Древ­ней Ру­си XI-XVII вв. М., 1964;

Аза­рян Л.Р. Ки­ли­кий­ская ми­ниа­тю­ра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);

По­до­бе­до­ва О.И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. М., 1964;

Belting H. Das illuminierte Buch in der spät­by­zantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;

Gold­schmidt A. German illumi­nation. N. Y., 1970;

Weitzmann K. Studies in classical and Byzan­tine manuscript illumina­tion. Chi.; L., 1971;

idem. Byzantine book il­lu­mination and ivories. L., 1980;

Unterkir­cher F. Die Buchmalerei: Ent­wicklung, Tech­nik, Eigenart. Wien, 1974;

Po­pova O. Les mi­niatures russes du XIe au XVe siècle. Lé­ningrad, 1975;

The place of book illu­mination in Byzantine art. Princeton, 1975;

Ли­ха­че­ва В.Д. Ис­кус­ст­во кни­ги: Кон­стан­ти­но­поль, XI в. М., 1976; oна жe. Ви­зан­тий­ская ми­ниа­тю­ра. М., 1977;

Spatharakis I. The por­trait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;

Вздор­нов Г.И. Ис­кус­ст­во кни­ги в Древ­ней Ру­си: Ру­ко­пис­ная кни­га Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си XII - на­ча­ла XV вв. М., 1980;

Nel­son R.S. The iconography of preface and mi­niature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;

По­по­ва О.С. Рус­ская книж­ная ми­ниа­тю­ра XI-XV вв. // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ру­ко­пис­ная кни­га. М., 1983; она же. Ви­зан­тий­ские и древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры. М., 2003;

Cutler A. The aristocratic psalter in By­zantium. P., 1984;

Пуц­ко В.Г. Ви­зан­тий­ские ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные ру­ко­пи­си Чи­ка­го- Ка­ра­хис­сар­ской груп­пы в Мо­ск­ве // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 1984. № 45;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саи.

Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна СВЕТСКИЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ XV В.

Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры. Миниатюра (франц. miniature.

Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры. Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов. Одну из основных областей художественных миниатюр составляет книжная миниатюра – сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг – инициалы, заставки и др. Миниатюра

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом.

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни и мышления средних веков запечатлен полно и разнообразно. По миниатюрам можно составить представление, как люди одевались причесывались, какие у них были обычаи, как обставлялись жилища, как работали в поле и мастерских, как строили дома, как разбивали сады. Всевозможные сцены содержатся в так называемых бревиариях – книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами. Бревиарии Бревиарий Гримани (XV—XVI вв.).

Но иллюстрировались не только богослужебные книги, а также и рукописи светско.

В готической миниатюре 13–15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть.

В готической миниатюре 13–15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюры дополняют и комментируют текстовые фигуры, приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера миниатюры (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для миниатюр братьев Лимбург и братьев ван Эйк. Готическая миниатюра 13–15 вв. А. Боневё Жакмар д'Эден. Малый Часослов Герцога Беррийского

Лимбург (Limbourg) (настоящая фамилия – Малуэль) (Malouel, Maelwael), братья.

В этих миниатюрах проявилась изысканность французской позднеготической живопи.

Жан Фуке (ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французског.

Другой мастер Симон Мармион [около 1425 – 24.12.1489], французский живописец.

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реал.

В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте именно с г.

В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте именно с готикой связан расцвет английской книжной миниатюры. В 13–14 вв. английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и уточненной по стилю, почти неотличимой от французской. Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку; его естественное развитие было вовсе прервано, когда церковные реформы Генриха VIII уничтожили монастыри, являвшиеся вековыми центрами художественной культуры. Английская миниатюра Английская готика. Шотландский король Роберт Брюс перед королём Англии. Книжная миниатюра

В Германии 13–14 в. книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нар.

С 14 в. во все более широкое употребление входит бумага. Вплоть до середины 1.

С 14 в. во все более широкое употребление входит бумага. Вплоть до середины 14 в. существовали отдельно мастерские переписчиков, иллюминаторов (иллюстраторов книг), переплетчиков, мастеров застежек для переплетов. С середины 14 в. в связи с распространением бумажных книг и работой на рынок мастерские теперь объединяют мастеров всех специальностей. В 15 в. в Германии получил распространение новый вид искусства – гравюра на дереве и меди. Книгопечатание в Германии Книгопечатание в Средневековой Европе

Во 2-ой пол. 15 века в связи с развитием книгопечатания, изобретенного И. Гут.

Во 2-ой пол. 15 века в связи с развитием книгопечатания, изобретенного И. Гутенбергом в 1440-х гг., особенно возросло значение гравюры на дереве, которая применялась при иллюстрировании книг. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. Сначала гравюра находилась в руках безвестных резчиков, рисовальщиков и ювелиров, но в конце столетия ею стали заниматься крупные художники. Иоганн Гутенберг

На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает сознательная оппозиция готическому с.

В середине 15 в. Константинополь пал под натиском турок. Византийская империя.

В середине 15 в. Константинополь пал под натиском турок. Византийская империя перестала существовать. Пресеклось и развитие ее культуры, в том числе и книжной. Но к этому времени традиции византийской книжности успели укорениться на обширном пространстве Армении и Грузии, Болгарии и Древней Руси. Византия выступала для этих народов в роли христианского миссионера.

Армения приняла христианство в нач. 4 в., а столетием позже Месроп Маштоц соз.

Армения приняла христианство в нач. 4 в., а столетием позже Месроп Маштоц создал армянскую азбуку из 36 знаков, благодаря чему стал возможен перевод Библии на армянский язык. Книги на армянском языке писались и украшались не только на территории самой Армении. В 12–14 вв. расцвела яркая и изысканная киликийская школа книгописания и миниатюры на юге Малой Азии, в самостоятельном Киликийском армянском царстве. Месроп Маштоц создание армянского алфавита Ошакан. Неугасмая лампада Месропа Маштоца Армянский алфавит Месропа Маштоца Киликия Армянские Рукописи Киликия

В 13 в. здесь работал крупнейший армянский миниатюрист Торос Рослин (миниатюр.

Иллюстрированные рукописи 13 – 14 и последующих веков дают возможность выдели.

Грузия как и Армения принимает христианство в 4 в, а от 5 в. дошли до нас дре.

Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл (в миру Константин Философ), миссионе.

Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл (в миру Константин Философ), миссионерствовавший в Моравии, создал для славян азбуку и вместе со своим братом Мефодием начал перевод богослужебных книг. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

Ученики их принесли славянскую азбуку и книги в принявшую тогда же христианст.

На рубеже 14 – 15 вв. приходит в древнерусскую книгу новая волна византийског.

Что такое книжная миниатюра? Что такое бревиарии? Книги какого содержания обы.

Что такое книжная миниатюра? Что такое бревиарии? Книги какого содержания обычно иллюстрировались? Что характерно для французских мастеров? Почему книжные миниатюры Фуке и Мармиона как на религиозные, так и на исторические сюжеты отличаются реалистическим изображением событий и мягкостью колорита? вопросы для повторения сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах книги с отрывками из Библии богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды Они применяют элементы линейной и воздушные перспективы

Каково положение искусства Англии в 15 в.? и почему? Какими темами в Германии.

Каково положение искусства Англии в 15 в.? и почему? Какими темами в Германии 13–14 в. обогащается книжная миниатюра и какие черты в ней нарастают? Какие книги в Германии 13–14 в. помимо богослужебных украшались и комментировались миниатюрами? Кто и когда изобрел книгопечатание? Когда в Италии возникла сознательная оппозиция готическому стилю? вопросы для повторения Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты. Иоганн Гуттенберг На рубеже 14 и 15 вв.

В пользу каких начертаний гуманисты отказались от готических? Для каких народ.

Кто создал азбуку для славян? На какой период приходится расцвет болгарского.

Кто создал азбуку для славян? На какой период приходится расцвет болгарского искусства миниатюры? Чье влияние приходит в древнерусскую книгу на рубеже 14–15 вв.? а в конце 15 в.? вопросы для повторения Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл 13 – 14 вв. византийское влияние

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 153–171; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 146–165; Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962; Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. источники

Нажмите, чтобы узнать подробности

СВЕТСКИЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ XV В.

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Миниатюра Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры. Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов. Одну из основных областей художественных миниатюр составляет книжная миниатюра – сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг – инициалы, заставки и др.

  • Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни и мышления средних веков запечатлен полно и разнообразно.
  • По миниатюрам можно составить представление, как люди одевались причесывались, какие у них были обычаи, как обставлялись жилища, как работали в поле и мастерских, как строили дома, как разбивали сады.
  • Всевозможные сцены содержатся в так называемых бревиариях – книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами.

Бревиарий Гримани (XV—XVI вв.).

Готическая миниатюра 13–15 вв.

  • В готической миниатюре 13–15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру.
  • Миниатюры дополняют и комментируют текстовые фигуры, приобретают живость.
  • Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен.
  • Появляются крупные мастера миниатюры (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.).
  • Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для миниатюр братьев Лимбург и братьев ван Эйк.

Жакмар д'Эден. Малый Часослов Герцога Беррийского

Иосиф Флавий "Иудейские древности" 1470.

Жан Фуке Автопортрет

Симон Мармион

Аббат Гийом Фийастр преподносит герцогу Бургундскому манускрипт Хроник. Предполагают, что крайний слева персонаж в зелёном - автопортрет Симона Мармиона.

Св. Лука, рисующий Богоматерь

Английская миниатюра В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте именно с готикой связан расцвет английской книжной миниатюры. В 13–14 вв. английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и уточненной по стилю, почти неотличимой от французской. Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку; его естественное развитие было вовсе прервано, когда церковные реформы Генриха VIII уничтожили монастыри, являвшиеся вековыми центрами художественной культуры. Английская готика. Шотландский король Роберт Брюс перед королём Англии. Книжная миниатюра

  • В Англии предпосылки для готики возникли раньше, чем на континенте именно с готикой связан расцвет английской книжной миниатюры.
  • В 13–14 вв. английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и уточненной по стилю, почти неотличимой от французской.
  • Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку; его естественное развитие было вовсе прервано, когда церковные реформы Генриха VIII уничтожили монастыри, являвшиеся вековыми центрами художественной культуры.

Английская готика. Шотландский король Роберт Брюс перед королём Англии. Книжная миниатюра

Книжная миниатюра Германии

Книгопечатание в Германии С 14 в. во все более широкое употребление входит бумага. Вплоть до середины 14 в. существовали отдельно мастерские переписчиков, иллюминаторов (иллюстраторов книг), переплетчиков, мастеров застежек для переплетов. С середины 14 в. в связи с распространением бумажных книг и работой на рынок мастерские теперь объединяют мастеров всех специальностей. В 15 в. в Германии получил распространение новый вид искусства – гравюра на дереве и меди. Книгопечатание в Средневековой Европе

Книгопечатание в Германии

  • С 14 в. во все более широкое употребление входит бумага. Вплоть до середины 14 в. существовали отдельно мастерские переписчиков, иллюминаторов (иллюстраторов книг), переплетчиков, мастеров застежек для переплетов.
  • С середины 14 в. в связи с распространением бумажных книг и работой на рынок мастерские теперь объединяют мастеров всех специальностей.
  • В 15 в. в Германии получил распространение новый вид искусства – гравюра на дереве и меди.

Книгопечатание в Средневековой Европе

Иоганн Гутенберг Во 2-ой пол. 15 века в связи с развитием книгопечатания, изобретенного И. Гутенбергом в 1440-х гг., особенно возросло значение гравюры на дереве, которая применялась при иллюстрировании книг. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. Сначала гравюра находилась в руках безвестных резчиков, рисовальщиков и ювелиров, но в конце столетия ею стали заниматься крупные художники.

Иоганн Гутенберг

  • Во 2-ой пол. 15 века в связи с развитием книгопечатания, изобретенного И. Гутенбергом в 1440-х гг., особенно возросло значение гравюры на дереве, которая применялась при иллюстрировании книг.
  • Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
  • Сначала гравюра находилась в руках безвестных резчиков, рисовальщиков и ювелиров, но в конце столетия ею стали заниматься крупные художники.

Месроп Маштоц создание армянского алфавита

  • Армения приняла христианство в нач. 4 в., а столетием позже Месроп Маштоц создал армянскую азбуку из 36 знаков, благодаря чему стал возможен перевод Библии на армянский язык.
  • Книги на армянском языке писались и украшались не только на территории самой Армении.
  • В 12–14 вв. расцвела яркая и изысканная киликийская школа книгописания и миниатюры на юге Малой Азии, в самостоятельном Киликийском армянском царстве.

Ошакан. Неугасмая лампада Месропа Маштоца

Армянские Рукописи Киликия

Армянский алфавит Месропа Маштоца

Памятник Торосу Рослину перед зданием Матенадарана (скульптор Аршам Шагинян)

Живописные школы коренной Армении

Христианство в Грузии

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл (в миру Константин Философ), миссионерствовавший в Моравии, создал для славян азбуку и вместе со своим братом Мефодием начал перевод богослужебных книг.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

Книжная миниатюра Болгарии

Книгоиздательство на Руси

Инициал. Евангелие Успенского собора

Оклад Евангелия Боярина Федора Кошки

Оклад Евангелия Успенского собора

вопросы для повторения сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах Что такое книжная миниатюра? Что такое бревиарии? Книги какого содержания обычно иллюстрировались? Что характерно для французских мастеров? Почему книжные миниатюры Фуке и Мармиона как на религиозные, так и на исторические сюжеты отличаются реалистическим изображением событий и мягкостью колорита? книги с отрывками из Библии богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды Они применяют элементы линейной и воздушные перспективы

вопросы для повторения

сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах

  • Что такое книжная миниатюра?
  • Что такое бревиарии?
  • Книги какого содержания обычно иллюстрировались?
  • Что характерно для французских мастеров?
  • Почему книжные миниатюры Фуке и Мармиона как на религиозные, так и на исторические сюжеты отличаются реалистическим изображением событий и мягкостью колорита?

книги с отрывками из Библии

богослужебные книги, а также и рукописи светского содержания

Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды

Они применяют элементы линейной и воздушные перспективы

вопросы для повторения Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку Каково положение искусства Англии в 15 в.? и почему? Какими темами в Германии 13–14 в. обогащается книжная миниатюра и какие черты в ней нарастают? Какие книги в Германии 13–14 в. помимо богослужебных украшались и комментировались миниатюрами? Кто и когда изобрел книгопечатание? Когда в Италии возникла сознательная оппозиция готическому стилю? книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты. Иоганн Гуттенберг На рубеже 14 и 15 вв.

вопросы для повторения

Тяжелое положение страны, вызванное жестокими внутренними войнами 15 в., привело искусство к упадку

  • Каково положение искусства Англии в 15 в.? и почему?
  • Какими темами в Германии 13–14 в. обогащается книжная миниатюра и какие черты в ней нарастают?
  • Какие книги в Германии 13–14 в. помимо богослужебных украшались и комментировались миниатюрами?
  • Кто и когда изобрел книгопечатание?
  • Когда в Италии возникла сознательная оппозиция готическому стилю?

книжная миниатюра обогащается светскими темами, в ней нарастают реалистические черты

Миниатюрами украшались и комментировались сатирические рассказы и даже научные трактаты.

На рубеже 14 и 15 вв.

вопросы для повторения

  • В пользу каких начертаний гуманисты отказались от готических?
  • Для каких народов Византия выступала в роли христианского миссионера?
  • Когда Армения приняла христианство?
  • Кто создал армянскую азбуку?
  • Какое позднее письмо, развившееся к 14 в. из канцелярской скорописи легло в основу современного грузинского письма и типографского шрифта?

В пользу гуманистической антикве

Для Армении и Грузии, Болгарии и Древней Руси

вопросы для повторения Кто создал азбуку для славян? На какой период приходится расцвет болгарского искусства миниатюры? Чье влияние приходит в древнерусскую книгу на рубеже 14–15 вв.? а в конце 15 в.? Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл 13 – 14 вв. византийское влияние

вопросы для повторения

  • Кто создал азбуку для славян?
  • На какой период приходится расцвет болгарского искусства миниатюры?
  • Чье влияние приходит в древнерусскую книгу на рубеже 14–15 вв.? а в конце 15 в.?

Во 2-й пол. 9 в. греческий монах Кирилл

источники Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 153–171; Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 146–165; Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962; Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 153–171;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990, С. 146–165;
  • Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962;
  • Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.


-75%

Читайте также: