Искусство греции классического периода кратко

Обновлено: 06.07.2024

Культура и искусство Древней Греции прошло ряд этапов в своём развитии. Каждый из них давал нечто новое, что приводило ко всё более впечатляющим достижениям. Чтобы лучше ориентироваться в том, как развивалось искусство Древней Греции, что было достигнуто на каждом из исторических этапов, я приведу общепринятую периодизацию, с краткой характеристикой каждого из периодов.

Эгейский или Крито-микенский период – 3 – 2 тыс. до н.э.

Некоторые из исследователей античности рассматривают историю древнегреческой культуры, начиная с цивилизаций, развивавшихся на этой территории (о.Крит и п-ов.Пелопонне́с) в глубокой древности. К этому древнейшему периоду относятся:

1. Мино́йская или критская культура , центром развития которой был остров Крит. Археологические исследования, предпринятые англичанином А. Эвансом в начале 20 века, стали сенсацией и послужили отправной точкой в изучении искусства этого периода.

В древней столице Крита - городе Кносс , им был обнаружен царский дворец, соотносимый с мифологическим лабиринтом, построенным царём Миносом для минотавра (чудовище с телом человека и головой быка).

Архитектура дворца была необычна, но логична и уравновешена. В качестве строителя и проектировщика этого сооружения древнегреческие мифы называют легендарного Деда́ла.

Стены дворца украшали фрески, изображающие прекрасных утончённых юношей и девушек, животных и птиц. Они считаются шедевром древней монументальной живописи.

Не меньшим изяществом и мастерством отличались минойская пластика и изделия из керамики, украшенные прекрасными росписями.

А также по царским погребениям, обнаруженным немецким археологом Г. Шли́маном. Им была найдена гробница легендарного царя Микен – Агаме́мнона (предводителя ахейцев в троянской войне).

В погребениях сохранились предметы декоративно-прикладного искусства этого периода – ювелирные изделия, оружие, керамика.

Крито-микенская культура прекратила своё существование либо в результате глобальной природной катастрофы, либо в результате разрушительных войн и завоевания этих территорий более отсталыми в развитии (дорийскими) племенами.

Сосуд для смешивания вина с водой (кратер) с изображением состязания с ремнями. Около 1350-1250 до н. э.

Сосуд для смешивания вина с водой (кратер) с изображением состязания с ремнями. Около 1350-1250 до н. э.

Но именно это время считается началом зарождения собственно культуры Эллады (Классической Греции) , периодом возникновения греческой религиозной системы и мифологии, повлиявшими на формирование специфического (греческого) мировоззрения.

Об искусстве этих периодов я буду писать подробнее в следующих статьях. Поэтому здесь будет представлена лишь их самая общая и краткая характеристка.

Арха́ика - 7 – 6 вв. до н. э.

Время, наступившее после долгих греко-персидских войн, из которых Греция вышла победительницей. Центром всей политической и культурной жизни становятся Афины. Особого подъёма афинская культура достигает во время правления Пери́кла (490—429 г. до н. э.). Классика - период наивысшего расцвета всех форм греческой культуры. В это время созданы высочайшие образцы во всех видах искусства и художественной деятельности.

Эллини́зм – 3 – 1 вв. до н.э.

В результате этих войн греческая (э́ллинская) культура получила распространение на всех завоеванных Александром Великим территориях – от Египта до Индии.

Соответственно, это время стало периодом смешения, взаимовлияния и взаимообогащения различных культур древнего мира. Для эллинистической культуры, мировоззрения и искусства характерны дробность, эклектичность (смешение различных элементов в одном целом), экспрессивность.

В следующих статьях, мы с вами рассмотрим важнейшие достижения искусства древней Греции периодов архаики, классики и эллинизма.


Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры. Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа. И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры и живописи.

Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 – первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность.

В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись — с монументальной росписью.

Второй период (третья четверть 5 в. до н. э.) носит название высокой классики. В его рамках происходило объединение полисов, а основной политикой государства стал демократичный рабовладельческий строй Афин. Поэтому вошел в историю как эпоха восстановления и создания новых величественных шедевров. к тому же, в сфере искусства он характеризуется как эпоха отображения неприхотливой красоты, мудрости и богатства, служащего средством для деятельности и развития.

Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы. Поэтому в эпоху поздней классики происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения. На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.

Человек в классической греческой поэзии и мифологии

В поэзии Эсхила и других писателей той эпохи также подробно описывается величие архитектурных шедевров и скульптур, позитивные и негативные моменты истории, подвиги славных героев, сила истинных чувств, а также настроения народа.

Описание смены архитектурных веяний

По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.

Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер. Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов.

Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.

Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.

В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.

Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.

Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера. Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.

В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу. В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости. А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.

В насыщенный событиями период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы. Строгие дорические элементы теперь уже сочетались в них с деталями абсолютно нового – элегантного и сложного коринфского ордера. Вместе с тем, появлялись новые общественные сооружения, которые способствовали формированию культуры народа, становлению новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы).

Стоит отметить, что при сооружении жилых и общественных зданий, как и при строительстве храмов, греки не только стремились декорировать их новыми специфическими элементами, характерными для разных ордеров. Начиная со второй половины IV века до н. э. применялись различные формы и композиционные приемы. А традиционные восточные детали, которые с этого времени начали внедряться в греческое искусство, делали классические греческие архитектурные шедевры еще более роскошными и загадочными.

Новые скульптурные решения

Вместе с развитием архитектуры появлялись и новые решения в искусстве декоративной и объемной скульптуры. Так, величественные культовые здания, как и прежде, украшались не только изваяниями божеств, но и рельефные мраморными изображениями мифологических и реальных сцен борьбы на фронтонах. Эти элементы, которые условно отображали моменты истории страны, можно было увидеть, в частности, на храмах Афины и Зевса.

В объемных и живых скульптурах людей, животных, богов персонажей удивительным образом воплощались игра чувств и эмоций, стремления и желания. Они уже выглядели не застывшими, а динамичными, живыми.

К тому же, в многочисленных индивидуальных и групповых изваяниях можно было отображались не только образы, но и язык жестов, чувства и действия. Поэтому найденные остатки скульптур и их литературные описания позволяют судить о жизненном укладе, повседневных занятиях и увлечениях греков в те далекие века.

Особый интерес для изучения истории представляют скульптуры эпохи высокой классики. По сути это собирательные образы, отображающие и характер отдельных индивидов, и черты общества, городов или исторических этапов.

Одними из лучших образцов позднеклассического скульптурного ремесла являются уникальные рельефные надгробные изображения, благодаря которым можно было получить представления и о характерах людей, и о философском отношении греков к смерти. Глубокая печаль, которой были проникнуты эти изваяния, удивительным образом сочеталась с нежностью и спокойствием.

Появление уникальных приемов в вазописи

Вазописцы классического периода стремились, подобно монументалистам, воссоздать в своих шедеврах ряд исторических событий с главными и второстепенными нюансами. Поэтому возникла необходимость в новых приемах и решениях.

В эпоху раннего классицизма, как и в архаическом периоде, продолжала развиваться краснофигурная техники вазописи, которая была признана более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная. Кроме этого, при исследовании краснофигурных сосудов этого периода было отмечено, что круг отображаемых сюжетов значительно расширялся. Так, на них можно было увидеть целые эпизоды из эпических произведений, наполненные особым смыслом. Вместе с тем, усовершенствовались художественные приемы передачи важных событий и бытовых сцен.

Плюс ко всему, мастера росписи этой эпохи использовали обширную цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались при помощи белой, черной, красной или желтой краски, благодаря чему сюжеты выглядели более ярко и жизненно.

Характерно, что вазописцы второй половины 5 в. до н. э. (то есть конца ранней и начала высокой классики) стремились передать эмоции и чувства. Иногда персонажи на их изображениях выглядели задумчивыми и печальными. Вероятно, эта перемена была связана с изменением настроения народа и с событиями, которые происходили в обществе.

В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей. Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.

Также стоит отметить, что в позднеклассических работах все чаще прослеживались уникальные рельефные детали. К тому же, в этот период зародилась новая тенденция, которая позднее обрела популярность – использование позолоты.

Во времена так называемой Ранней Классики государства Малой Азии перестают играть ведущую роль в развитии искусства. Теперь основными центрами развития художественной культуры, скульптуры и архитектуры становятся Афины, греческий Запад, а также Северный Пелопоннес. Искусство этой эпохи пронизано идеями освободительной борьбы против персов, в этот период воспевается торжество греческого полиса.

Искусство ранней классики отличается героическим характером и особым вниманием к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен, где уважается достоинство гражданина. Искусство классической Греции значительно отличается от художественной культуры восточных деспотий, где искусство было подчинено жёсткому канону и строгим правилам стиля. Искусство классической Греции избавлено от жёстких рамок, которые ограничивали его в период архаики. Это время поисков нового, поэтому развитие получают разные школы и направления, создаются самые разнообразные произведения.

Ранее в скульптуре были распространены только два типа фигур:

Теперь появляется большее разнообразие типов. Например появляется контрапост. Теперь скульптуры стараются передать сложное движения человеческого тела, а в архитектуре формируется классическая форма периптерального храма и его скульптурного декора. Значимыми для развития раннеклассической архитектуры и скульптуры являются следующие сооружения:

Архаическая культура создавала совершенные в своей законченности произведения искусства. Но задачей классического искусства стало изобразить всю сложность человеческого тела, показать человека в движении. Скульпторы и художники классической Греции сделали важный первый шаг к реализму, перед ними стояла задача изобразить личность, показать индивидуальные черты человека. Движение к реализму началось с решения более простых задач – передачи движения человеческого тела. А вот во времена Высокой классики возникает более сложная задача – передать движение души.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из ведущих мотивов греческой скульптуры классического периода становится отображение достоинства и величия человека-гражданина. В статуях из мрамора или из бронзы, скульпторы стремились передать старались создать образ человека-героя во всём совершенстве его физической и нравственной красоты. Создаваемый идеал имел этическое значение, а также имел общественно-воспитательную функцию. Искусство оказывало прямое воздействие на чувства и ум древних греков, воспитывая в них представление о том, какими физическими данными и нравственными качества должен обладать человек. Одним из самых выдающихся греческих творцов ранней классики считается художник и скульптор Полигнот.

Искусство Высокой Классики

В эпоху Высокой Классики ведущим центром развития искусства становятся Афины, а влияние афинской идеологии определяет стилистические особенности искусства всей Эллады.

Художественная культура Высокой Классики – логическое продолжение того, что было создано ранее. Но есть одна область, где в этот период оформляется принципиально новое – урбанистика. Появление градостроительства как теоретической и практической дисциплины, объединявшие в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Градостроительная система Гипподама Милетского используется и по сей день.

Основной формой сооружений по-прежнему остаётся храм. Но масштабы возведения зданий и построек общественного назначения в Афинах превосходили масштабы любого другого полиса или региона Древней Греции. Градостроительство было частью политики Афин. Предводитель Афин Перикл поставил своей целью превратить Афины не только в самый могущественный, но и самый культурный и перкрасный город всей Древней Греции.

Архитектура Высокой Классики отличается удивительным сочетанием соразмерности и праздничной монументальности. Архитекторы не следовали каким-то строгим канонам, они искали новые средства, которые могли бы усилить выразительность сооружений. При возведении Парфенона, архитекторы Иктин и Калликрат смело объединили в одном здании стили дорического и ионического ордера. Снаружи Парфенон выглядит как классический дорический периптер, но украшает его типичный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики было использовано и в Пропилеях.

Очень оригинален и своеобразен Эрехтейон – единственный в архитектуре Эллады храм с абсолютно асимметричным планом. Необычным является решение одного из его портиков, где вместо колон были возведены шесть фигур девушек-кариатид.

Скульптура Высокой Классики представлена такими выдающимися мастерами, как Мирон, Фидий, Поликлет Старший. В самом известном и прославленном произведении Мирона – Дискоболе, впервые в искусстве Эллады была решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому. В скульптуре Дискобол была окончательно преодолена статичность, столь характерная для архаического искусства. Закрыв вопрос с передачей движения человеческого тела, Мирон, однако, не был мастером изображения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия, который считается самым крупным древнегреческим скульптором.

Фидий получил признание и славу благодаря скульптурным изображениями греческих богов, особенно Зевса и Афины. В 60-е годы V века до н.э. Фидий создает гигантскую и великолепную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Кроме этого, важное место в творчестве Фидия занимает создание рельефов и скульптур для Парфенона. Для искусства Классической Греции характерным является синтез архитектуры и скульптуры. Фидию принадлежит идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал афинской демократии находит своё отражение в великолепных и величественных произведениях Фидия, бесспорной вершине классического искусства Древней Греции.


Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.

Греческая керамика

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки. В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты. Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

которые читают вместе с этой





Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Древнегреческая амфора

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Музыка и театральное искусство

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Скульптура

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли. Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала. Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Скульптура Геракла

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Литература

Бюст Аристотеля

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Что мы узнали?

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

Искусство Древней Греции подарило человечеству множество уникальных шедевров, созданных на территории Балканского полуострова, побережья восточного Средиземноморья и Черного моря в период с середины XI до середины I веков до нашей эры. Искусство Древней Греции по праву считается важнейшей частью мирового культурного наследия. Оно формировалось под воздействием философии античной эпохи, в которой превозносились красота и гармония форм.

Искусство Древней Греции. Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином, V век до нашей эры

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на соседние цивилизации, особенно после масштабных завоеваний Александра Македонского. Его стандарты широко распространились в Римской империи, а спустя многие столетия стали основой для формирования гуманистических идей эпохи Возрождения.

Искусство Древней Греции. Сцена банкета из македонской гробницы Святого Афанасия в Салониках, IV век до нашей эры

Основные периоды искусства Древней Греции

Искусство Древней Греции глубоко уходит корнями в культуру Эгейской (Крито-Микенской) цивилизации бронзового века, которая существовала в восточном Средиземноморье с тридцатого по десятый века до нашей эры. В конце указанного периода на эту территорию пришли племена дорийцев, вытеснившие эгейцев и основавшие собственные города (полисы) на Пелопонесском полуострове. Завоеватели частично сохранили старые культурные традиции, но вскоре активно начали создавать новое искусство.

Искусство Древней Греции. Античная ваза, VI век до нашей эры

Современные историки выделяют следующие основные периоды искусства Древней Греции:

  • Геометрика (середина XI — VII века до нашей эры).
  • Архаика (VII — V века до нашей эры).
  • Классика (V — середина IV веков до нашей эры). (середина IV — середина I веков до нашей эры).

Концом эпохи искусства Древней Греции в историографии принято считать 30-ый год до нашей эры, когда последнее эллинистическое государство Птолемеев окончательно утратило независимость и было включено в состав Римской империи в качестве рядовой провинции.

Искусство Древней Греции. Кратер Дервени, IV век до нашей эры

Геометрический период получил свое название от характерной особенности вазописи, присущей артефактам того времени. Геометрические орнаменты, распространенные в отделке керамических сосудов еще во времена поздней эгейской культуры, дополнились новыми узорами, в том числе знаменитыми меандрами.

Искусство Древней Греции. Андокид. Амфора в позднем геометрическом стиле, VIII век до нашей эры

Значительные изменения произошли в сфере архитектуры. Для строительства зданий мастера вместо обтесанных каменных глыб начали использовать сырцовый кирпич, храмы возводились по новой типологии с четырехскатными крышами. В скульптуре главными объектами произведений были изображения коней, раскрашенные в геометрическом стиле.

Искусство Древней Греции. Бронзовая статуэтка лошади, VIII век до нашей эры

В архаическом периоде была изобретена техника чернофигурной керамики и начали формироваться классические типы монументальной скульптуры. Появились первые статуи обнаженных юношей-атлетов и одетых женщин, а многие каноны скульптурного искусства были заимствованы из культуры Древнего Египта.

Искусство Древней Греции. Ойнохойя-гнафия, III век до нашей эры

Классический период пришелся на времена расцвета искусства Древней Греции. Именно тогда были созданы самые известные храмы, а вместо известняка для строительства грандиозных зданий широко использовался мрамор. Значительные изменения произошли в скульптурном искусстве. Изображения людей, героев мифов и античных богов стали более реалистичными, а пропорции человеческого тела в работах ваятелей приобрели идеальные формы. Великие скульпторы той поры научились не только создавать безупречные фигуры людей, но и искусно передавать в камне различные эмоции героев.

Искусство Древней Греции. Золотое украшение для волос с сеткой III век до нашей эры

В эпоху Эллинизма в архитектуре началась масштабная застройка древнегреческих полисов. Вместо разрозненных зданий зодчие проектировали огромные комплексы, включавшие храмы, общественные здания, места для отдыха и развлечений. В скульптуре появились многочисленные новые стилевые направления, образы героев стали более утонченными, широкое распространение получили многофигурные композиции.

Искусство Древней Греции. Пергамский алтарь Зевса, II век до нашей эры

Виды искусств Древней Греции

История древнегреческого искусства насчитывает тысячу лет. За этот огромный промежуток времени было создано множество великих шедевров, которыми и сегодня восхищаются миллионы жителей Земли. Греческие мастера искусств умели чеканить монеты и расписывать стены, обрабатывать стекло и создавать живописные картины на деревянных панелях, шить прекрасные костюмы и делать удобную мебель. И все же, к наиболее важным видам искусств Древней Греции относятся:

  • Архитектура.
  • Скульптура. .
  • Музыка.
  • Литература.
  • Театр.

Искусство Древней Греции. Таблички из Пицы, VI век до нашей эры

Архитектура Древней Греции не идет ни в какое сравнение с достижениями в этой сфере предыдущей Эгейской цивилизации. Древнегреческие мастера не только подарили миру классические архитектурные стили: дорический, ионический и коринфский, но и создали поистине уникальные шедевры зодчества.

Искусство Древней Греции. Иктин, Калликрат и Фидий. Парфенон, V век до нашей эры

К самым знаменитым архитектурным древнегреческим памятникам можно по праву отнести:

  • Храм Геры в Олимпии.
  • Храм Зевса в Афинах.
  • Храм Аполлона в Дельфах.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Парфенон в Афинах.
  • Храм Деметры в Элевсине.
  • Мавзолей в Галикарнасе.
  • Алтарь Зевса в Пергаме.

Искусство Древней Греции. Руины Храма Аполлона в Дельфах, VI век до нашей эры

Кроме того, до наших дней сохранилось множество развалин общественных зданий и строений (стадионов, театров, дворцов, гробниц и ворот). К сожалению, большинство из них находятся в плачевном состоянии и требуют серьезной реставрации.

Самых величественных эпитетов заслуживает и скульптура Древней Греции, которая по праву относится к высочайшим достижениям античной культуры. Прекрасные статуи, рельефы и сегодня вызывают восхищение, хотя большинство из них известны нам по мастерски изготовленным римским копиям.

Среди самых известных древнегреческих скульпторов особо выделяются:

  • Мирон (Μύρων). (Πολύκλειτος).
  • Пеоний (Παιώνιος).
  • Фидий (Φειδίας).
  • Скопас (Σκόπας).
  • Лисипп (Λύσιππος).

Каждый из них навеки вписал свое имя в историю мировой культуры и создал собственный уникальный стиль в скульптурном искусстве.

Искусство Древней Греции. Посейдон с мыса Артемисион, V век до нашей эры

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции наиболее известно потомкам по уникальным расписным вазам, мозаикам и ювелирным изделиям. Сохранившиеся образцы керамической посуды дают современным людям представление не только о высоком уровне развития гончарного дела, но и мастерстве живописцев той эпохи.

Уникальными произведениями искусства можно также назвать мозаичные панно из смальты, созданные греческими мастерами. Изображения людей и животных, обрамленные характерным орнаментом, часто встречаются в убранстве старинных храмов и дворцов. В ювелирном искусстве, помимо украшений из золота и серебра, особого внимания заслуживают геммы (инталии и камеи). Из драгоценных и полудрагоценных камней древние мастера делали броши, перстни-печати, застежки, медальоны и амулеты.

Литература, музыка и театр также играли важную роль в жизни древних греков, хотя до наших дней сохранилось лишь ничтожно малое количество произведений этих видов искусств. Но поэмы Гомера (Ὅμηρος), трагедии Эсхила (Αἰσχύλος), Софокла (Σοφοκλῆς) и Еврипида (Εὐριπίδης), комедии Аристофана (Ἀριστοφάνης) до сих пор читают люди, хотя со времени их написания прошло более 2 000 лет.

Искусство Древней Греции. Деталь панели пола с александрийским попугайчиком в Пергаме, середина II века до нашей эры

Искусство Древней Греции и поныне для миллионов людей на всей Земле является источником огромного эстетического наслаждения. Оно позволяет нам заглянуть вглубь веков и оценить величие уникальной культуры, созданной многими поколениями великих мастеров прошлого.

Читайте также: