Льготы и поощрения в праве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Правовые средства – всё то, с помощью чего осуществляется правовое регулирование; правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования – МПР, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Льготы и поощрения – одни из самых эффективных правовых средств.

Льготы - универсальное юридическое средство выравнивания положения отдельных групп населения, способ социальной помощи и поддержки.

- распространяются на определённую категорию населения (пенсионеры, студенты);

- компенсируют то, чего лишены люди (бесплатный проезд ветеранам войны);

- носят экономический характер (денежное выражение);

Льгота – правомерное облегчение, то привилегия – отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение одних лиц за счет других.

Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

- носят разовый характер;

- индивидуальны (поименно, например, за сверх исполнение своих обязанностей) – президентская стипендия, премии, награды, почётные звания);

- не всегда имеют денежное выражение.

а) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;

б) это добросовестное отношение лица к своему долгу.

г) она является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

Поощрение – юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

.83. Принципы и основания юридической ответственности

Юридически ответственность может быть назначена лишь при наличии определенных правовых и фактических оснований. Такими основаниями являются:

- норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за противоправное деяние;

- правоприменительный акт, которым определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

1) Законность – юридическая ответственность должна наступать только за деяние, являющееся противоправным, т.е. запрещенное нормами права; неблагоприятные последствия для лица могут наступать только в пределах, установленных нормами права для данного вида правонарушения; при привлечении к юридической ответственности должны соблюдаться требования процессуальных правовых норм.

2) Справедливость - ответственность должна соответствовать тяжести правонарушения; за одно правонарушение лицо подлежит юридической ответственности только один раз (хотя одновременно могут быть применены несколько видов наказания, например, лишение свободы с конфискацией имущества); нельзя вводить жестокие меры наказания или меры наказания, унижающие человеческое достоинство; закон, устанавливающий юридическую ответственность, не может иметь обратной силы.

3) Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным.

4) Целесообразность - соответствие меры наказания целям юридической ответственности. +индивидуализация применяемых мер наказания в зависимости от конкретных обстоятельств и тяжести правонарушения, личности правонарушителя; возможны смягчение мер наказания или вообще неприменение последних, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты иным путем. Вынесение наиболее целесообразного в каждом конкретном случае решения обеспечивается целым рядом юридических средств.

5) Индивидуальность наказания – ответственность за совершённое правонарушение виновный должен нести сам

Важнейшими стимулирующими средствами в информационно–психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи cледующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).

Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.




С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии,под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

В–третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей–одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.

Во–первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во–вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В–третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В–четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В–пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во–первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:

1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно–процессуального и гражданско–процессуального права;

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается сущность механизма правового регулирования?

2.Перечислите общие черты механизма правового регулирования.

3.Каковы стадии механизма правового регулирования?

4.Назовите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.

5.Что такое правовое регулирование и правовое воздействие?

Важнейшими стимулирующими средствами в информационно–психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи cледующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).

Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии,под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

В–третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей–одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.

Во–первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во–вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В–третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В–четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В–пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во–первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:

1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно–процессуального и гражданско–процессуального права;

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается сущность механизма правового регулирования?

2.Перечислите общие черты механизма правового регулирования.

3.Каковы стадии механизма правового регулирования?

4.Назовите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.

5.Что такое правовое регулирование и правовое воздействие?

Среди всех правовых стимулов самыми сильными выступают прежде всего льготы и поощрения.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых,они сопровождаются более полным удовлетворе­нием интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках общест­венных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, переводит процесс удовлетворения их интересов в более благопри­ятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое рас­ширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качест­ве льготы. Например, увеличение властных полномочий админист­рации в условиях чрезвычайного положения или освобождение ино­странцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвы­чайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необ­ходимостью получения большей маневренности и простора для опе­ративного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобож­дение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государст­ва и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных ка­тегорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по сво­ему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к раз­нобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъ­ективизма и даже злоупотреблений[39].

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъ­екта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих,правовые льготы выступают правомерными исклю­чениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, должны фик­сироваться на уровне нормативных, а не правоприменительных ак­тов — это важный момент. Запрещение законом предоставлять льго­ты в индивидуальном порядке преследует цель — свести к мини­муму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом про­цессе.

Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства — исключения из общих правил, позволяющие улуч­шать положение субъектов.

Вместе с тем если льгота — правомерное облегчение, то при­вилегия — отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение одних лиц, одновременно ухудшая положение других.

В общественном сознании привилегия ассоциируется с чрез­мерным получением благ "начальниками" (номенклатурой) в обход закона. Привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых под­законных актов.

Властвующая элита зачастую стремится поставить собствен­ные интересы выше общественных, государственных, создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: "Кто у власти, тот и у сласти".

"Чрезмерность улучшения положения субъекта", по сути дела, и дает основание для оценки подобной "разновидности льгот" как неправомерных, нарушающих правовую меру, а значит, и противо­речащих принципам равноправия и справедливости. Поэтому по­нятие "привилегия" используется чаще в негативном смысле. Его далеко не случайно не употребляет в этой связи и законодатель, обозначая данный феномен термином "льгота".

Категорию "льгота" нужно отличать и от понятия "гарантия", которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, на­казания, обязанности, запреты и т. п. Отсюда вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном за­коне "Об основах государственной службы Российской Федерации", принятом 5 июля 1995 г., именно в ст. 15, которая называется "Га­рантии для государственного служащего", закрепляются различ­ные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функцио­нальных обязанностей.

Основная цель льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают эти различные интересы, позволяя ненавязчиво и без давления их удов­летворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характе­ризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т. п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного, против обычного, ежегодного отпуска и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государ­ство, общество.

Правовые льготы, будучи призванными достигать эту основ­ную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функ­ции.

Компенсационныйхарактер правовых льгот состоит в созда­нии хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и соци­альных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенса­ционный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсирующее значение имеют льго­ты, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечест­венной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам[40].

В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имею­щиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т. д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия кон­кретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансо­вое положение.

В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространяется и на некоторые новые сферы. Так, в соответст­вии с Законом РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. для потребителя установлены определенные льготы. Напри­мер, согласно ст. 16 "потребители освобождаются от уплаты госу­дарственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав"; согласно ст. 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о пред­мете и обменять вещь.

Подобные льготы не нарушают одного из основных правил рынка — равенства правового положения сторон, а напротив, обес­печивают его, содействуют реальному осуществлению.

Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с ком­пенсациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они выполняют и стимулирующую функцию:способы побуждать к от­дельным видам общественно полезной деятельности, создавать бла­гоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде все­го налоговые льготы, установленные в целях развития производст­ва, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инве­стиционной деятельности и пр.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юри­дическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, боль­ше чем у дозволений (субъективных прав и законных интересов), ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что да­ется "сверх" какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей сте­пени осуществляет наряду с компенсационной[41].

Правовое же поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные по­следствия.

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга — это общепризнанная полезность чьих-либо по­ступков, деятельности; заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

Нередко в самом содержании нормативного либо правоприме­нительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, что еще раз подчеркивает их далеко не случайную связь. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описа­нии нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установ­лены такие звания, как "Заслуженный деятель науки Российской Федерации", "Заслуженный юрист Российской Федерации" и т. п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден "За заслуги перед Отечест­вом", орден "За военные заслуги", медаль ордена "За заслуги пе­ред Отечеством''.

Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, свя­занный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и высту­пающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется следующими чертами.

а) Она сопряжена с социально-активным поведением, с осуще­ствлением позитивных обязанностей. Речь идет о поступках, не противоречащих юридическим нормам.

б) Это добросовестное отношение лица к своему долгу. "Заслу­га включает не только внешнее, объективное действие, но и внут­реннее, субъективное отношение к порученному делу, характери­зующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта"[42].

в) Заслуга связана со "сверхисполнением" лицом своих обя­занностей либо с достижением им общепризнанного полезного ре­зультата. Как отмечал П. А. Сорокин, подобные "услужные" акты "выходят по своей добровольности" за пределы "обязанности", это "сверхнормальность" или избыток "добродетельности"[43]. В данном случае имеется в виду "отступление" от нормы не "вниз", что явля­ется правонарушением, а "вверх", что выражается в высококачест­венном выполнении обязанностей. "Сверхисполнение" означает по­ведение, воплощающееся в общественно-полезном результате, пре­восходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за определенные достижения в осу­ществлении предполагаемой модели поведения, за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, пока­зателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т. д.).

Так, в ст. 13 ("Поощрения государственного служащего") Фе­дерального закона "Об основах государственной службы Россий­ской Федерации" прямо сказано, что "за успешное и добросовест­ное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполне­ние заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения".

г) Заслуга является основанием для применения поощритель­ных мер точно так же, как основанием для применения мер наказа­ния выступают правонарушения. Более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каж­дого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные допол­нительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирую­щем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные дейст­вия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и го­сударства добровольного заслуженного поведения. Поощрение — разновидность одобрения. Если последнее — родовое понятие (бо­лее широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характери­стиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуще­ствляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя бла­гоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво "работающее" на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, самый действенный. Вместе с тем оно играет и определенную огра­ничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, пре­мия не только побуждает человека к высококачественному и про­изводительному труду путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же по­зитивными методами) от антиобщественного, противозаконного по­ведения.

Правовые поощрения выполняют контролирующую, стиму­лирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции.Осуществляя функ­цию социального контроля,поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко "уводят" от правоотклоняющегося поведе­ния и одновременно позитивно активизируют субъектов.

Стимулирующая (мотивационная) функция— поощрение по­буждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершению соци­ально ценных творческих действий, превосходящих обычные тре­бования, развивает трудовую и общественно-политическую актив­ность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.

С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного по­ведения, публично признает и одобряет его, отражает степень по­лезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.

Гарантирующая функция — поощрения создают благоприят­ные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязан­ностей.

Распределительная функция заключается в том, что, закреп­ляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъ­ектов.

Воспитательная функция— связана с тем, что поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, по­казывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет лю­дей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощре­ние способствует формированию правосознания и высокой право­вой культуры граждан, нравственных качеств личности.

Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как возна­граждение и убеждение.

Термин "вознаграждение" в словарях русского языка толку­ется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги. Награда выступает составной частью поощрения, государственная же на­града, как сказано в Положении о государственных наградах Рос­сийской Федерации, "является высшей формой поощрения граж­дан. "

Отличие поощрения от платы за услуги (вознаграждения во втором смысле) заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то последнее — за услуги, которые тоже являются полез­ными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.

"Поощрение, создавая в сознании отдельных граждан и их коллективов убеждение в правильности и полезности определенно­го варианта поведения, служит в известном смысле средством убе­ждения. Что же касается убеждения, то оно не в состоянии выпол­нить функций поощрения в строгом значении этого слова"[44].

Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирова­ния поощрения подразделяются на конституционные (ордена и ме­дали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почет­ной грамотой) и т. п.; в зависимости от характера — на материаль­ные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознагра­ждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования — на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т. д.; в зависимости от применяющих их субъектов — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организацион­ные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штат­ной должности); в зависимости от иерархии — на общефедераль­ные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награжде­ние ценным подарком) и освобождающие от обременении (досроч­ное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в орга­нах внутренних дел)[45].

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопос­лушным действиям, создающее для удовлетворения собствен­ных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность:

- они связаны с благоприятными условиями для осущест­вления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда - отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

- расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные пра­ва, законные интересы, льготы , поощрения ;

- обозначают собой положительную правовую мотивацию;

- предполагают повышение положительной активности;

- направлены на упорядоченное изменение общественных связей, выполняют функцию их развития.

Виды правовых стимулов:

- по элементу структуры нормы права можно выделить: юри­дический факт-стимул (гипотеза); субъективное право, закон­ный интерес, льготу (диспозиция); поощрение (санкция);

- по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

- по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные ( льгота );

- по времени действия — постоянные (право на собствен­ность) и временные (разовая премия);

- по содержанию — материально-правовые (зарплата) и мо­рально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание проти­возаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

- они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собст­венных интересов субъекта, ибо направлены на их сдержива­ние и одновременно на удовлетворение интересов противостоя­щей стороны и общественных интересов в охране и защите;

- сообщают об уменьшении объема возможностей, свобо­ды, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обя­занностей, запретов, наказаний;

- обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

- предполагают снижение отрицательной активности;

- направлены на защиту общественных отношений, вы­полняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

по элементу структуры нормы права можно выделить юри-дический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

по времени действия — постоянные (установленные зако­ном избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

по содержанию — материально-правовые (лишение пре­мии) и морально-правовые (выговор).

Правовая льгота — это. правомерное облегчение положе­ния субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собст­венные интересы и выражающиеся как в предоставлении до­полнительных особых прав (преимуществ), так и в освобожде­нии от обязанностей.

Признаки правовых льгот :

- связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов,

- облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках обще­ственных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязан­ностей выступают в качестве льготы . Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычай­ного положения, освобождение иностранцев от воинской служ­бы не являются правовыми льготами , так как перед ними стоят другие цели);

- представляют собой специфические исключения из об­щих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации ( льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);

- в отличие от привилегий выступают правомерными ис­ключениями, законными изъятиями, установленными компетент­ными органами в нормативных актах в соответствии с демокра­тическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции:

- компенсационную (создают хотя бы примерно равные воз­можности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);

- стимулирующую (побуждают к отдельным видам общест­венно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные ус­ловия для удовлетворения собственных интересов лица).

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприят­ные последствия.

Признаки правовых поощрений :

- заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъек­том своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения ;

- добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок ( поощре­ние жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

- юридическое одобрение добровольного заслуженного по­ступка в форме вознаграждения (для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения — юридиче­ские, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

- взаимовыгодность их как для субъекта, так и для обще­ства ( поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

- выступают в качестве юридического стимула, как пра­вило, самого действенного по сравнению с субъективными пра­вами, рекомендациями, льготами.

Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следую­щими чертами:

- она сопряжена с социально-активным поведением, с осу­ществлением позитивных обязанностей;

- это добросовестное и ответственное отношение лица к своим действиям;

- это правомерное поведение, не противоречащее юриди­ческим нормам;

- связана со "сверхисполнением" лицом своих обязанно­стей либо с достижением им общепризнанного полезного ре­зультата ("сверхисполнение" означает поведение, воплощаю­щееся в общественно полезном деянии, превосходящем по сво­им масштабам итоги обычных действий);

- является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (бо­лее того, характер и степень заслуг определяют вид поощ­рения ).

Читайте также: