Византийско древнерусские связи кратко
Обновлено: 18.05.2024
Итак, первый военный поход Русь совершила на Константинополь. Но и свой первый государственный визит она совершила туда же: именно в Царьград — вслушайтесь в набатный звук самого этого именования — Царь-град! — приехала с дипломатической миссией княгиня Ольга. Именно тогда две цивилизации — очень молодая, еще младенческая, и очень старая, весьма умудренная — впервые пристально взглянули друг на друга. Могли ли они понять друг друга, а тем паче друг другу понравиться? Вряд ли. Хотя император Константин Багрянородный и постарался принять Ольгу со всеми положенными почестями, княгиня почувствовала себя униженной. Во всяком случае, древнерусская летопись содержит не только широко известный и абсолютно недостоверный анекдот о сватовстве императора, на самом деле женатого, к своей гостье, но и кажущееся подлинным злобное обещание Ольги продержать Константина в прихожей, если он приедет к ней в Киев.
В общем, этот выбор Владимира не так уж и очевиден. Распространенное объяснение, что торговые контакты крепко связывали Русь именно с Византией, не вполне подтверждается археологическими данными: к примеру, арабских монет — дирхамов на нашей территории находят в сотни раз больше, чем византийских монет — номисм. Поэтому не исключено, что выбор был действительно сделан, как нас в том убеждает летописный рассказ, на основании эстетических или, во всяком случае, не до конца прагматических мотивов.
После 988 года контакты с Византией стали интенсифицироваться. Но при этом следует помнить, что греки не проявляли уж слишком большого миссионерского пыла. Достаточно сказать, что, отправив под военным давлением принцессу Анну замуж на Русь, ее венценосный брат Василий Второй и не подумал послать священников и необходимый для крещения инвентарь — и то и другое Владимиру пришлось самовольно вывезти из захваченного им Херсона. Да и позднее греки действовали с прохладцей: первые сведения о киевской митрополии у нас появляются лишь спустя полвека после крещения. Отдаленность затрудняла не только физический контакт, но и шансы на вовлечение новокрещенных северных территорий в культурно-политическую орбиту империи — так во имя чего же было грекам стараться?
И тем не менее контакты Византии с Русью постоянно расширялись. Нам видна лишь малая их часть — все-таки письменных источников дошло мало, да и произведений искусства уцелела лишь ничтожная толика, но зато уцелели лексические заимствования — драгоценные свидетельства низовых контактов.
Тут необходимо сделать важную оговорку. Конечно, с христианизацией на Русь были принесены сотни переведенных в Болгарии книг, и через них в наш письменный язык проникло около 1200 греческих слов: не только христианской лексики, но и политической, и военной, и всякой. Однако это изобилие само по себе еще не свидетельствует о том, что все слова находились в живом употреблении. Это мог быть искусственный язык ужайшего круга переводчиков и переписчиков.
Византийцы принесли с собой навыки каменного строительства, какого до них не было на Руси. Нет сомнений, что самый первый храм, построенный в Киеве, Десятинная церковь, имел вид типичной византийской базилики (от нее остались фундаменты). Однако второй храм, Святая София Киевская, уже отклоняется от норм византийского храмового строительства. То же касается и более поздних церквей, особенно Святой Софии Новгородской, у которой вообще обнаруживаются признаки влияния западной архитектуры. Таким образом, уже с первого шага строительство на Руси пошло несколько своими путями. Тут сыграло роль и отсутствие сейсмической угрозы, преследовавшей абсолютно все византийские территории, и разница в строительном материале, но все же в первую очередь — различие в эстетических представлениях.
Безусловно византийской оказывается древнерусская иконопись. Видимо, дело в том, что, в отличие от строительства и монетной чеканки, живопись могла твориться греками без всякого соучастия местных подмастерьев. Лишь очень исподволь русские мастера начинают различаться, особенно во фресковой живописи, но следование греческому образцу все равно достигает такой степени, что в отношении многих произведений мы вообще не можем отличить греческую руку от русской. Например, Мирожский монастырь в Пскове наверняка создавался той же разъездной бригадой греческих художников, что и ансамбль Мартораны в Палермо на Сицилии, в норманнском королевстве. В Новгороде найдена усадьба живописца Олисея Гречина, известного нам также и по письменным источникам. Скорее всего, он был человеком древнерусской культуры, однако провел много лет в Византии.
В таком же направлении, хотя и быстрее, развивалось стеклодувное производство. Археологи обнаружили остатки мастерских с некоторым оборудованием, да и сама продукция местного стеклопроизводства свидетельствует о том, что в течение первых двух столетий греческие мастера работали по византийским принципам и лекалам и получали продукцию, мало отличимую от той, что привозили из самой Византии. Однако постепенно они начали видоизменять ее, видимо, подстраиваясь под местные вкусы.
Грекам было крайне неуютно в суровом климате Руси: у нас есть переписка митрополита Иоанна, который жалуется, что не только состояние благочестия у аборигенов оставляет желать лучшего, но и по причине морозов приходится нарушать правила и поддевать под литургическую одежду меха — иначе не выжить. В самых древних рукописных книгах Древней Руси сохранились миниатюры, выполненные греческими художниками, — в них они явно выражают свою ностальгию по далекой теплой родине: на полях славянских рукописей бродят львы, павлины, стоят сказочные дворцы, каких не было на Руси. А на могиле византийской принцессы, жившей в Суздале, замужем за местным князем, нарисованы пальмы, выглядящие довольно экзотично в холодной северной Кидекше, где принцесса нашла последнее упокоение.
Недавно обнаруженные на стенах Святой Софии Киевской граффити четко показывают, что греки (видимо, не клирики, а миряне) стояли в храме за литургией отдельно от местной паствы: надписи на греческом языке четко концентрируются на гранях одного опорного столба и отсутствуют в иных местах. Помимо банальных просьб к Богородице или святой Софии о заступничестве среди граффити встречаются и весьма необычные: например, автор одного из них признается, что совершил блуд с ослом. Возможно, это грехопадение отражало не столько сексуальные пристрастия конкретного человека, сколько затрудненность всяких контактов с местным человеческим населением.
Греческий язык на Руси мало кто знал. Конечно, клирики, дипломаты, купцы и наемники владели навыками устной речи, но письменная была доступна единицам, так что культурное взаимонепонимание усугублялось языковым. Был ли греческий язык, пусть и неизвестный, престижен? Мы уже отмечали, что самые первые монеты несут надписи . При этом надписи на княжеских, митрополичьих и епископских печатях, указывающие обычно имя и должность обладателя, а зачастую и молитвенное обращение к Богу или патрональному святому, в XI веке сделаны все-таки . Однако уже в XII веке князья переходят на славянский, а в XIII веке так же поступают и иерархи церкви. Интересно отметить, что если в Софии Киевской, законченной в середине XI века, мозаичные надписи выполнены , то в Михайловском Златоверхом соборе в том же Киеве, относящемся к концу того же столетия, надписи уже на славянском, притом что техника мозаики в обеих церквях одинаковая — это значит, что при византийских мозаичистах состояли местные заказчики, приказывавшие им выкладывать надписи на местном языке. Все это свидетельствует о постепенном вытеснении греческого из всех сфер жизни.
Византия (395 —1453) — это государство, образованное в 395 году вследствие раздела Римской империи на восточную и западную части после смерти Феодосия I.
Древнерусское государство — это средневековое государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.
Первые походы и договоры
В 907 году князь Олег собрал большое войско восточных славян и отправился к столице Византии. Итогом военного похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 году Русь заключила выгодный мирный договор, который предусматривал существование постоянных колоний славянских купцов в византийской столице.
В 941 году византийцы нарушили условия договора, и в ответ князь Игорь отправился в поход на Константинополь, однако потерпел неудачу. В 944 году он вновь предпринял поход, во время которого согласился на предложение греков и подписал договор о мире. В 955 году его вдова княгиня Ольга укрепила отношения между странами, совершив в Константинополь дипломатический визит, во время которого приняла христианство.
Войны Святослава
Новый этап византийско-древнерусских отношений связан с княжением Святослава Игоревича. Разгром Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье обеспокоили Византию. Император Никифор II Фока решил столкнуть Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая на их взаимное ослабление. С этой целью император предложил Святославу совершить поход на Балканский полуостров. Как же изумился император, когда Святослав после одержанной победы обосновался в городе Переяславце на Нижнем Дунае. Возникла угроза объединения государств восточных и южных славян, с которым Византия не сумела бы соперничать. Стремясь не допустить такого поворота событий, византийские дипломаты направили против Руси печенегов. Пока Святослав находился в Болгарии, кочевники едва не взяли его столицу. Вернувшись на Балканы, Святослав заключил союз против Византии с царем Болгарии Борисом. Началась новая война.
Готовые работы на аналогичную тему
Военные действия шли с переменным успехом. В итоге Святослав был вынужден отступить к Дунаю. В 971 году император Византии Иоанн Цимисхий начал наступление. Он занял болгарскую столицу и разгромил войско Святослава. Киевский князь согласился на заключение договора, в соответствии с условиями которого Святослав потерял все, что было им завоевано к этому времени на Балканах. Русская дружина имела возможность вернуться на Русь с вооружением. Во время возвращения на них напали подкупленные византийской дипломатией печенеги. Святослав погиб в сражении.
Крещение Руси
При сыне Святослава Владимире отношения Руси с Византией вступили в новый этап, связанный с принятием Русью христианства. Незадолго до этого византийский император Василий II запросил у Владимира помощи в подавлении восстания Варды Фоки, захватившего Малую Азию и угрожавшего Константинополю. Император за это обещал отдать сестру Анну замуж за Владимира. Киевский князь исполнил все условия договора, а император не спешил. Чтобы принудить его к соблюдению условий, Владимир взял Херсонес. Тогда император выполнил соглашение. Лишь после этого Владимир принял христианство.
Крещение Руси (988 год) — это введение на Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённое Владимиром Святославичем.
На сегодняшний день историки называют три причины принятия христианства:
- Усиление роли государства, возвышение власти над народом, что вступало в противоречие с языческими общинными представлениями славян;
- Несовместимость государственного единства пестрых языческих культов восточнославянских и неславянских народов. Это противоречие было необходимо преодолеть: единое государство нуждалось в едином религиозном культе;
- Языческая Русь не могла полноценно входить в международные союзы и была обречена на политическую изоляцию в Европе, где не хотели торговать и заключать династических браков с язычниками. Здесь затрагивались экономические вопросы государственной жизни, вопросы развития и сохранения Руси как единого, способного на самозащиту государства.]
Политические и культурные последствия
Крещение Руси случилось до раскола Восточной и Западной Церквей, но в период, когда де-факто он вызрел и получил выражение как в вероучении, так и в практике взаимоотношений светской и церковной властей.
В византийском государственно-церковном правосознании Император мыслился как Верховный Защитник и Хранитель православия (эпистимонарх), а следовательно, и самодержец (автократор) православных народов. Правители остальных христианских государств получали титулы князей, архонтов, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир присоединил Русь к полю византийской государственности.
Так, в XII веке Киевскому великому князю в Константинополе присваивали скромный титул стольника. В Константинопольских диптихах Киевская митрополия занимала место среди последних: в древнейшем— 61-е, а в позднем, составленном при императоре Андронике II Палеологе — 77-е.
Принятие христианства в качестве государственной религии с неизбежностью влекло ликвидацию языческих культов, до того пользовавшихся великокняжеским покровительством. При этом частично уничтожалась русская культура, в которой язычество сотни лет играло ключевую роль.
Были запрещены языческие празднества и обряды (многие из них долгое время сохранялись или принимали церковную интерпретацию - Масленица), некоторые образцы народного творчества, разрушены культовые сооружения (капища и идолы). Уничтожалась реакционная русская духовная элита: ведуны и волхвы.
Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава —сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить.
Военные действия проходили с переменным успехом.
Киевскому князю пришлось согласиться на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина получила возможность вернуться на Русь со своим вооружением. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.
При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью христианства.
Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это император пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот император не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство.
2.6. Особенности социального строя древней руси
Система наказания в Древней Руси свидетельствует о том, что еще царят пережитки родоплеменного строя — существует кровная месть. Определен четкий круг родственников, которые могут мстить, — это отец, сын, брат, племянник. Но в Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а за убийство введен денежный штраф. В Древнерусском государстве существовала община —вервь, которая уже не являлась родовой, в ней выде-
лялись отдельные семьи. Крестьяне XI—XII вв.' именуются как люди и смерды. За убийство людина платился штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда — 5 гривен. Смерды были зависимыми от князя, поэтому после их смерти все имущество отходило хозяину. Военная служба также входила в обязанности смерда. Все зависимые люди, которые работали на дворе, назывались челядью. К челяди относились рабы (холопы), задолжавшие крестьяне, люди, которые нуждались в защите и работе. Холоп, который ударил свободного, мог быть убит обиженным, а в более позднее время жестоко наказан телесно. Пойманный беглый холоп подвергался наказанию господина, а те, кто помог беглому советом или едой, обязаны были платить большие штрафы.
Различные категории неполноправного населения, лишившегося своего социального статуса, порвав связь с общиной, назывались изгоями, пущенниками, прощенниками (рабы, которых отпустили на волю) и др. В процессе роста имущественного неравенства возникла феодальная собственность на землю. Это привело к образованию двух классов: феодалов и зависимых от них крестьян. В XII в. появляются феодальные вотчины.
С образованием единого государства происходит формирование разветвленного аппарата управления. Должностными лицами государственной администрации являлись представители дружинной знати. Наместниками в городах князь назначал посадников; предводителями военных отрядов — воевод; высшими должностными лицами — тысяцких; сборщиками поземельных податей — данников; судебными чиновниками — мечников, вирников; сборщиками торговых пошлин — мытников.
Русь связывали с Византийской империей тесные экономические и культурные отношения. Русские купцы активно торговали на византийских рынках. Отношения между двумя странами скреплялись дипломатическими договорами : при князе Олеге — в \(907\) и \(911\) гг., при князе Игоре — \(944\) г., при князе Святославе — \(971\) г. В договорах упоминались льготы, предоставляемые русским торговцам в Византии.
Константинополь стал для Руси духовным и культурным ориентиром . Особенно укрепились отношения между странами после крещения Руси в \(988\) г. Русь стала частью Константинопольского патриархата , первые Киевские митрополиты имели греческое происхождение.
Почему Владимир Святой выбрал христианство по византийскому образцу в качестве государственной религии?
Ярослав Мудрый приказал построить в Киеве, Новгороде и Полоцке Софийские соборы по образцу Святой Софии в Константинополе.
Особенно тесная связь Руси и Византии находила отражение и в династических браках . Важнейшим событием стал брак Владимира Святого и византийской принцессы Анны. Она была первой порфирородной принцессой, выданной замуж за иностранца. Сын Ярослава Мудрого также был женат на византийской принцессе, как и несколько его внуков. Русские князья часто выдавали своих дочерей замуж за представителей византийской правящей династии.
Рис. \(4\). Анну убеждают выйти замуж | Рис. \(5\). Прибытие Анны в Корсунь |
Проявлялось сотрудничество двух стран и в военной сфере . Русские воины участвовали в византийских военных походах . Они помогали защищать границы страны, организовывать походы в южную Италию и Сицилию. Во время Первого и Второго Крестового походов русские дружинники сражались вместе с византийцами на Востоке .
Читайте также: