Византийско древнерусские связи кратко

Обновлено: 18.05.2024

Итак, первый военный поход Русь совершила на Константинополь. Но и свой первый государственный визит она совершила туда же: именно в Царьград — вслушайтесь в набатный звук самого этого именования — Царь-град! — при­ехала с дипломатической миссией княгиня Ольга. Именно тогда две цивили­за­ции — очень молодая, еще младенческая, и очень старая, весьма умудрен­ная — впервые пристально взглянули друг на друга. Могли ли они по­нять друг друга, а тем паче друг другу понравиться? Вряд ли. Хотя император Константин Багрянородный и постарался принять Ольгу со всеми положен­ными почестя­ми, княгиня почувствовала себя униженной. Во всяком случае, древнерусская летопись содержит не только широко известный и абсолютно недостоверный анекдот о сватовстве императора, на самом деле женатого, к своей гостье, но и кажущееся подлинным злобное обещание Ольги продер­жать Константина в прихожей, если он приедет к ней в Киев.

В общем, этот выбор Владимира не так уж и очевиден. Распространенное объяснение, что торговые контакты крепко связывали Русь именно с Визан­тией, не вполне подтверждается археологическими данными: к примеру, араб­ских монет — дирхамов на нашей территории находят в сотни раз больше, чем визан­тийских монет — номисм. Поэтому не исключено, что выбор был дей­стви­тельно сделан, как нас в том убеждает летописный рассказ, на основа­нии эстетических или, во всяком случае, не до конца прагматических мотивов.

После 988 года контакты с Византией стали интенсифицироваться. Но при этом следует помнить, что греки не проявляли уж слишком большого миссио­нерского пыла. Достаточно сказать, что, отправив под военным давлением принцессу Анну замуж на Русь, ее венценосный брат Василий Второй и не по­думал послать священников и необходимый для крещения инвентарь — и то и другое Владимиру пришлось самовольно вывезти из захваченного им Херсона. Да и позднее греки действовали с прохладцей: первые сведения о киев­ской митрополии у нас появляются лишь спустя полвека после кре­ще­ния. Отдаленность затрудняла не только физический контакт, но и шансы на вовлечение новокрещенных северных территорий в культурно-политиче­скую орбиту империи — так во имя чего же было грекам стараться?

И тем не менее контакты Византии с Русью постоянно расширялись. Нам видна лишь малая их часть — все-таки письменных источников дошло мало, да и произведений искусства уцелела лишь ничтожная толика, но зато уцелели лексические заимствования — драгоценные свидетельства низовых контактов.

Тут необходимо сделать важную оговорку. Конечно, с христианизацией на Русь были принесены сотни переведенных в Болгарии книг, и через них в наш пись­менный язык проникло около 1200 греческих слов: не только христианской лексики, но и политической, и военной, и всякой. Однако это изобилие само по себе еще не свидетельствует о том, что все слова находились в живом употребле­нии. Это мог быть искусственный язык ужайшего круга перевод­чиков и пере­писчиков.

Византийцы принесли с собой навыки каменного строительства, какого до них не было на Руси. Нет сомнений, что самый первый храм, построенный в Киеве, Десятинная церковь, имел вид типичной византийской базилики (от нее оста­лись фундаменты). Однако второй храм, Святая София Киевская, уже откло­няется от норм византийского храмового строительства. То же касается и более поздних церквей, особенно Святой Софии Новгородской, у которой вообще обнару­живаются признаки влияния западной архитектуры. Таким образом, уже с пер­вого шага строительство на Руси пошло несколько своими путями. Тут сыграло роль и отсутствие сейсмической угрозы, преследовавшей абсо­лютно все визан­тийские территории, и разница в строительном материале, но все же в первую очередь — различие в эстетических представлениях.

Безусловно византийской оказывается древнерусская иконопись. Види­мо, дело в том, что, в отличие от строительства и монетной чеканки, живопись могла твориться греками без всякого соучастия местных подмастерьев. Лишь очень исподволь русские мастера начинают различаться, особенно во фреско­вой живописи, но следование греческому образцу все равно достигает такой сте­пени, что в отношении многих произведений мы вообще не можем отли­чить греческую руку от русской. Например, Мирожский монастырь в Пскове навер­няка создавался той же разъездной бригадой греческих художников, что и ан­самбль Мартораны в Палермо на Си­цилии, в норманнском королевстве. В Нов­городе найдена усадьба живописца Олисея Гречина, известного нам также и по письменным источникам. Скорее всего, он был человеком древнерусской культуры, однако провел много лет в Византии.

В таком же направлении, хотя и быстрее, развивалось стеклодувное производ­ство. Археологи обнаружили остатки мастерских с некоторым оборудованием, да и сама продукция местного стеклопроизводства свидетельствует о том, что в течение первых двух столетий греческие мастера работали по византий­ским принципам и лекалам и получали продукцию, мало отличимую от той, что привозили из самой Византии. Однако постепенно они начали видоиз­менять ее, видимо, подстраиваясь под местные вкусы.

Грекам было крайне неуютно в суровом кли­мате Руси: у нас есть переписка митрополита Иоанна, который жалуется, что не только состояние благочестия у аборигенов остав­ляет желать лучшего, но и по причине морозов приходится нарушать правила и поддевать под литур­гическую одежду меха — иначе не выжить. В самых древних рукописных книгах Древней Руси сохранились миниатюры, выполненные греческими художниками, — в них они явно выра­жают свою ностальгию по далекой теплой родине: на полях славянских руко­писей бродят львы, павлины, стоят сказочные дворцы, каких не было на Руси. А на могиле византийской принцессы, жившей в Суздале, замужем за местным князем, нарисованы пальмы, выглядящие довольно экзотично в холодной северной Кидекше, где принцесса нашла последнее упокоение.

Недавно обнаруженные на стенах Святой Софии Киевской граффити четко показывают, что греки (видимо, не клирики, а миряне) стояли в храме за ли­тургией отдельно от местной паствы: надписи на греческом языке четко кон­центрируются на гранях одного опорного столба и отсутствуют в иных местах. Помимо банальных просьб к Богородице или святой Софии о заступ­ничестве среди граффити встречаются и весьма необычные: например, автор одного из них признается, что совершил блуд с ослом. Возможно, это грехопа­дение отражало не столько сексуальные пристрастия конкретного человека, сколько затрудненность всяких контактов с местным человеческим населе­нием.

Гре­ческий язык на Руси мало кто знал. Конечно, клирики, дипломаты, купцы и наемники владели навыками устной речи, но письменная была доступна единицам, так что культурное взаимонепонимание усугублялось языковым. Был ли греческий язык, пусть и неизвестный, престижен? Мы уже отме­чали, что самые первые монеты несут надписи . При этом надписи на княжеских, митрополичьих и епископских печатях, указывающие обычно имя и должность обладателя, а зачастую и молитвенное обращение к Богу или патрональному святому, в XI веке сделаны все-таки . Однако уже в XII веке князья переходят на славянский, а в XIII веке так же поступают и иерархи церкви. Интересно отметить, что если в Софии Киевской, закон­ченной в середине XI века, мозаичные надписи выполнены , то в Михай­ловском Златоверхом соборе в том же Киеве, относящемся к концу того же столетия, надписи уже на славянском, притом что техника мозаики в обеих церквях одинаковая — это значит, что при византийских мозаичистах состояли местные заказчики, приказывавшие им выкладывать надписи на местн­ом языке. Все это свидетельствует о постепенном вытеснении греческого из всех сфер жизни.

Византия (395 —1453) — это государство, образованное в 395 году вследствие раздела Римской империи на восточную и западную части после смерти Феодосия I.

Древнерусское государство — это средневековое государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.

Первые походы и договоры

В 907 году князь Олег собрал большое войско восточных славян и отправился к столице Византии. Итогом военного похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 году Русь заключила выгодный мирный договор, который предусматривал существование постоянных колоний славянских купцов в византийской столице.

В 941 году византийцы нарушили условия договора, и в ответ князь Игорь отправился в поход на Константинополь, однако потерпел неудачу. В 944 году он вновь предпринял поход, во время которого согласился на предложение греков и подписал договор о мире. В 955 году его вдова княгиня Ольга укрепила отношения между странами, совершив в Константинополь дипломатический визит, во время которого приняла христианство.

Войны Святослава

Новый этап византийско-древнерусских отношений связан с княжением Святослава Игоревича. Разгром Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье обеспокоили Византию. Император Никифор II Фока решил столкнуть Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая на их взаимное ослабление. С этой целью император предложил Святославу совершить поход на Балканский полуостров. Как же изумился император, когда Святослав после одержанной победы обосновался в городе Переяславце на Нижнем Дунае. Возникла угроза объединения государств восточных и южных славян, с которым Византия не сумела бы соперничать. Стремясь не допустить такого поворота событий, византийские дипломаты направили против Руси печенегов. Пока Святослав находился в Болгарии, кочевники едва не взяли его столицу. Вернувшись на Балканы, Святослав заключил союз против Византии с царем Болгарии Борисом. Началась новая война.

Готовые работы на аналогичную тему

Военные действия шли с переменным успехом. В итоге Святослав был вынужден отступить к Дунаю. В 971 году император Византии Иоанн Цимисхий начал наступление. Он занял болгарскую столицу и разгромил войско Святослава. Киевский князь согласился на заключение договора, в соответствии с условиями которого Святослав потерял все, что было им завоевано к этому времени на Балканах. Русская дружина имела возможность вернуться на Русь с вооружением. Во время возвращения на них напали подкупленные византийской дипломатией печенеги. Святослав погиб в сражении.

Крещение Руси

При сыне Святослава Владимире отношения Руси с Византией вступили в новый этап, связанный с принятием Русью христианства. Незадолго до этого византийский император Василий II запросил у Владимира помощи в подавлении восстания Варды Фоки, захватившего Малую Азию и угрожавшего Константинополю. Император за это обещал отдать сестру Анну замуж за Владимира. Киевский князь исполнил все условия договора, а император не спешил. Чтобы принудить его к соблюдению условий, Владимир взял Херсонес. Тогда император выполнил соглашение. Лишь после этого Владимир принял христианство.

Крещение Руси (988 год) — это введение на Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённое Владимиром Святославичем.

На сегодняшний день историки называют три причины принятия христианства:

  • Усиление роли государства, возвышение власти над народом, что вступало в противоречие с языческими общинными представлениями славян;
  • Несовместимость государственного единства пестрых языческих культов восточнославянских и неславянских народов. Это противоречие было необходимо преодолеть: единое государство нуждалось в едином религиозном культе;
  • Языческая Русь не могла полноценно входить в международные союзы и была обречена на политическую изоляцию в Европе, где не хотели торговать и заключать династических браков с язычниками. Здесь затрагивались экономические вопросы государственной жизни, вопросы развития и сохранения Руси как единого, способного на самозащиту государства.]

Политические и культурные последствия

Крещение Руси случилось до раскола Восточной и Западной Церквей, но в период, когда де-факто он вызрел и получил выражение как в вероучении, так и в практике взаимоотношений светской и церковной властей.

В византийском государственно-церковном правосознании Император мыслился как Верховный Защитник и Хранитель православия (эпистимонарх), а следовательно, и самодержец (автократор) православных народов. Правители остальных христианских государств получали титулы князей, архонтов, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир присоединил Русь к полю византийской государственности.

Так, в XII веке Киевскому великому князю в Константинополе присваивали скромный титул стольника. В Константинопольских диптихах Киевская митрополия занимала место среди последних: в древнейшем— 61-е, а в позднем, составленном при императоре Андронике II Палеологе — 77-е.

Принятие христианства в качестве государственной религии с неизбежностью влекло ликвидацию языческих культов, до того пользовавшихся великокняжеским покровительством. При этом частично уничтожалась русская культура, в которой язычество сотни лет играло ключевую роль.

Были запрещены языческие празднества и обряды (многие из них долгое время сохранялись или принимали церковную интерпретацию - Масленица), некоторые образцы народного творчества, разрушены культовые сооружения (капища и идолы). Уничтожалась реакционная русская духовная элита: ведуны и волхвы.

Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава —сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить.

Военные действия проходили с переменным успехом.

Киевскому князю пришлось согласить­ся на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по­лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружени­ем. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью хрис­тианства.

Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который за­хватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это им­ператор пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот им­ператор не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство.

2.6. Особенности социального строя древней руси

Система наказания в Древней Руси свидетельству­ет о том, что еще царят пережитки родоплеменного строя — существует кровная месть. Определен чет­кий круг родственников, которые могут мстить, — это отец, сын, брат, племянник. Но в Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а за убийство введен денежный штраф. В Древнерусском государстве существовала община —вервь, которая уже не являлась родовой, в ней выде-

лялись отдельные семьи. Крестьяне XI—XII вв.' имену­ются как люди и смерды. За убийство людина платился штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда — 5 гривен. Смер­ды были зависимыми от князя, поэтому после их смерти все имущество отходило хозяину. Военная служба также входи­ла в обязанности смерда. Все зависимые люди, которые ра­ботали на дворе, назывались челядью. К челяди относились рабы (холопы), задолжавшие крестьяне, люди, которые нуж­дались в защите и работе. Холоп, который ударил свободно­го, мог быть убит обиженным, а в более позднее время жес­токо наказан телесно. Пойманный беглый холоп подвергался наказанию господина, а те, кто помог беглому советом или едой, обязаны были платить большие штрафы.

Различные категории неполноправного населения, ли­шившегося своего социального статуса, порвав связь с общиной, назывались изгоями, пущенниками, прощенниками (рабы, которых отпустили на волю) и др. В про­цессе роста имущественного неравенства возникла феодаль­ная собственность на землю. Это привело к образованию двух классов: феодалов и зависимых от них крестьян. В XII в. появляются феодальные вотчины.

С образованием единого государства происходит формирование разветвленного аппарата управления. Должностными лицами государственной администра­ции являлись представители дружинной знати. Наместниками в городах князь назначал посадников; предводителями воен­ных отрядов — воевод; высшими должностными лицами — тысяцких; сборщиками поземельных податей — данников; судебными чиновниками — мечников, вирников; сборщика­ми торговых пошлин — мытников.

Русь связывали с Византийской империей тесные экономические и культурные отношения. Русские купцы активно торговали на византийских рынках. Отношения между двумя странами скреплялись дипломатическими договорами : при князе Олеге — в \(907\) и \(911\) гг., при князе Игоре — \(944\) г., при князе Святославе — \(971\) г. В договорах упоминались льготы, предоставляемые русским торговцам в Византии.

Константинополь стал для Руси духовным и культурным ориентиром . Особенно укрепились отношения между странами после крещения Руси в \(988\) г. Русь стала частью Константинопольского патриархата , первые Киевские митрополиты имели греческое происхождение.

вспомни.jpg

Почему Владимир Святой выбрал христианство по византийскому образцу в качестве государственной религии?

Ярослав Мудрый приказал построить в Киеве, Новгороде и Полоцке Софийские соборы по образцу Святой Софии в Константинополе.

Особенно тесная связь Руси и Византии находила отражение и в династических браках . Важнейшим событием стал брак Владимира Святого и византийской принцессы Анны. Она была первой порфирородной принцессой, выданной замуж за иностранца. Сын Ярослава Мудрого также был женат на византийской принцессе, как и несколько его внуков. Русские князья часто выдавали своих дочерей замуж за представителей византийской правящей династии.

M. 136.jpg
M. 137.jpg
Рис. \(4\). Анну убеждают выйти замужРис. \(5\). Прибытие Анны в Корсунь

Проявлялось сотрудничество двух стран и в военной сфере . Русские воины участвовали в византийских военных походах . Они помогали защищать границы страны, организовывать походы в южную Италию и Сицилию. Во время Первого и Второго Крестового походов русские дружинники сражались вместе с византийцами на Востоке .

Читайте также: