Свадебный обряд донских казаков кратко

Обновлено: 02.07.2024

У каждой народности, нации, социальной группы населения есть своя самобытная культура, основу которой составляет культурное наследие. Казачество нашего Донского края - не исключение.

ВложениеРазмер
Свадебный обряд в культуре Донского казачества 39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Глава I. Введение.

ГлаваII. Свадебный обряд в культуре донского казачества.

II.1.Из истории формирования свадебного обряда донских казаков.

II.2. Этапы свадебного обряда.

II.2.2. Свадьба и венчание.

II.2.4. Свадебный наряд.

Глава III. Заключение.

У каждой народности, нации, социальной группы населения есть своя самобытная культура, основу которой составляет культурное наследие. Казачество нашего Донского края - не исключение. Из глубины веков доходят до нас бережно хранимые и передающиеся из поколения в поколение нашими предками, неповторимые, особенные культурные ценности казачьего сословия. Меняется культурная реальность страны, меняется общество, но сохраняется историческое прошлое и культурная среда, окружающая человека с детства. В ней формируется личность, подрастают новые поколения, с детства приобретая нравственную силу, получая уроки благородства и достоинства, приобщаясь к неисчерпаемым источникам истории и культуры своего народа.

Следует подчеркнуть, что особое место в деле духовно-нравственного развития подрастающего поколения занимают различные семейные традиции, обычаи и нравы моих земляков – донских казаков. Среди них, на мой взгляд, особое место принадлежит казачьему свадебному обряду.

Объектом моего исследования является ознакомление с традициями казачьей культуры Донского края. Предметом исследовательской работы – изучение свадебных обрядов донских казаков.

Цель моей работы я вижу в оказании содействия в сохранении и популяризации и своеобразной культуры, традиций, обычаев, нравов наших предков среди моих сверстников и их родителей.

  • Пробуждение интереса у подростков к истокам культуры родного края.
  • Выявление проблем сохранения и развития культуры, традиций, обычае и нравов донского казачества
  • Популяризация казачьих свадебных обрядов в современных условиях.

В качестве метода исследования мною использовались сбор,изучение и анализ различных доступных мне источников, сопоставление фактов, обобщение и выводы. Материалом для работы явились различные источники: научно-популярная литература, справочники, материалы средств массовой информации

Глава II. Свадебный обряд в культуре донского казачества

I.1 Из истории формирования свадебного обряда донских казаков

В начале XIX в. казачья свадьба приобрела стройные традиции и включала отдельные элементы: смотрины, или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание). Обычно свадьбы проводились после уборки урожая – после Покрова Пресвятой Богородицы, после Пасхальных праздников) или зимой.Существовали календарные ограничения на время проведения свадеб. Обычно свадьбы не игрались по вторникам, четвергам и субботам; накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в течение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в период святок – от 7 января (25 декабря.ст.) до 20 января (7 января ст.ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с недели мясопустной; в неделю сыропустную, в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и наканунеУсекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.

В каждом хуторе в свадебных обрядах существовали свои особенности. Например, в некоторых местах дружку выбирали после рукобития и сводов. Существовал обряд угадывания невесты, заключавшийся в том, что жениха заводили в горницу за невестой, и он должен был узнать ее среди сидящих девушек в одинаковых платьях с одинаковыми платками. Но повсеместно свадьба сопровождалась обрядовыми песнями и причитаниями.

II.2. Этапы свадебного обряда

II.2.1.Предсвадебье включало такие эпизоды, как сватовство, своды, посиделки и вечеринки.

Обычно молодой казакпервым заводил разговор сосвоими родителями о том, что хочет жениться и просит их согласия. Родители спрашивали, кто его невеста, и если она им нравилась, то начиналась подготовка к сватовству. Собиралась вся семья, обсуждали все подробности. Наводился порядок в хозяйстве, доме, на подворье, чтобыбыло не стыдно перед сватами.

Через неделю мать и отец невесты шли к родителям жениха. Если гостям все нравилось, им предлагалось называться сватами. После этого договаривались, когда быть сводам.

К сводному обряду невеста сама готовила угощения для гостей. Во время сводов подруги невесты шли в отдельную комнату, в горнице рассаживались родственники невесты. На почетном месте под образами садились ее крестные мать и отец. На стол ставили два калача, солонку с солью.

Приехавшего с сопровождением жениха приглашали в дом, невесту прятали в другой комнате среди подруг. Жениха вели в комнату, предлагали угадать невесту. Жених брал невесту за руку и вел ее в горницу. Во время свода соединяли руки будущей четы, накрыв их платком, и достигали взаимного согласия о продолжении обряда сговора или рукобитья, помолвки, с обязательным зарядом - страховкой на случай отказа одной из сторон и пропоем (пиром), на котором молодые люди официально объявлялись женихом и невестой. По окончании сватовства станичников или хуторян извещали о положительном исходе с помощью нескольких песен.

II.2.2. Свадьба и венчание.

День свадьбы в донском обряде расписан также подробно, как и предсвадебье. Сдедует отметить, что сюжет свадебного дня сохраняется и в современном ритуале. По крайней мере, свадьба, которую мне посчастливилось наблюдать, проходила по такому сюжету.

Свадебный поезд направлялся в дом жениха, где новобрачных встречали родители и родственники. Отец держал икону, мать – хлеб и соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, затем ели хлеб. Мать осыпала их хмелем, серебряными монетами, конфетами, желая изобилия и счастья. Молодые входили в дом так, чтобы не наступить на пороги не потерять суженого. Они становились на овчинную шубу, что символизировало их будущее благосостояние.

Молодые и гости садились за стол. Начинались поздравления и одаривание новобрачных. Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что обещало молодым счастливую семейную жизнь. Гости веселились до утра, а молодых отправляли поздно вечером в их комнату. Их сопровождали дружка и свашка, которые давали им шутливые наставления. День свадьбы завершался.

Песенный репертуар свадебного дня неисчерпаем: опевается едва ли не каждый эпизод. Многие из них сопровождаются песнями, обычно короткими по размеру, но по смыслу соответствующими происходящему. В день свадьбы, которую мне посчастливилось наблюдать, песни исполняла группа мастериц своего дела, досконально знающих ход обряда и зачастую задающих их ритм.

К свадьбе на Дону казаки готовились тщательно. В хуторах и станицах свадебные женские наряды шились соответственно достатку семьи и вкусу брачующихся. Свадебным нарядом казачки был костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани. Волосы покрывались головными накидками.

В станицах с нестароверческим населением внаряд невесты нередко входило длинное белое платье разных фасонов. Платье украшалось приколотым с левой стороны красным восковым цветком. Поверх платья одевалась длинная фата, прикрепленная к венку из белых восковых цветов. Свадебные туфли должны были быть с каблуками. В 80-90-е годы XIX столетия стали модными высокие ботинки со шнурками.

Венок и белая фата были обязательным украшением невест-казачек. Бумажные цветы для венка опускали в парафин, отчего они становились белыми и твердыми, Такие головные венки называли восковыми.

На донской казачьей свадьбе был такой обычай: после свадебных гуляний сваха или подруги уводили невесту в другую комнату. Там они снимали с головы девушки свадебный венок и фату, расплетали косы. Волосы скручивали в узел, надевали бабий колпак и выводили ее на показ гостям. Это означало, что девушка стала женщиной. С этой поры она должна будет прятать волосы под колпаком.

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом и обувался кожаные сапоги со скрипом.

Завершая свое маленькое исследование, хочу отметить, что у донских казаков сложился своеобразный культурно-бытовой облик, который оттачивался на протяжении нескольких веков. Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Свадебный обряд.как никакой другой, несет на себе отпечаток народной культуры и повседневного бытия. В свадебном обряде каждого периода были свои особенности, имевшие для жениха и невесты, для всего общества огромное значение и глубокий смысл. Мы, сегодняшние, как и наши предки, не утратили веру в приметы, стараемся придерживаться и при случае исполнять определенные обряды. Очевидно, что наиболее часто можно наблюдать исполнение свадебного обряда или отдельных его сюжетов.

Сохранение и возрождение элементов старинных обрядов, старинных песен – это доказательство того, что ни к концу XX , ни к началу XXI в. новых семейных и, в частности свадебных традиций, не сложилось. Жалкие попытки создания нового свадебного ритуала, как правило, сводились к некоторой модернизации общеизвестных обычаев. Возникает вопрос – а стоит ли это делать? Может быть лучше помочь подрастающему поколению изучить, отобрать, творчески переосмыслить наше культурно-историческое наследие, обычаи предков и строить на их основе свое будущее. Давайте учиться дорожить семейными традициями, возрождать, учиться ценить и сохранять традиции нашего великого народа, наших земляков – казаков Дона.

Проведение разнообразных праздников и обрядов, значение обряда свадьбы для донских казаков. Особенности сватовства и сводного обряда. Описание мальчишника и девичника, роль праздника "подушки" в свадебном ритуале. Рождение ребенка в семье казака.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.04.2018
Размер файла 29,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему

Обряды донских казаков: свадьба и рождение ребенка

1. Свадебный обряд

1.5 День свадьбы

1.6 Дни, в которые не совершаются свадьбы

2. Рождение ребенка в семье казака.

Список источников и литературы

3. Работая над этой темой, я преследовала цель рассказать людям об интересных обрядах, происходивших на нашей родной земле много лет тому назад.Я попыталась проанализировать, почему именно таков был порядок, ритуал. Информации было много, но работая над рефератом, нужно было четко рассортировывать ее по хронологическому и пространственному критериям

5. Считаю, что моя работа выполнена успешно, поскольку мне удалось рассказать о наиболее интересных обрядах.

1. Свадебный обряд

Одним из регионов России является Донская земля, население которой составляли казаки. Этот значительный по территории, но слабо заселенный край играл в жизни страны значительную роль.

Наиболее интересным моментом в изучении казачества является культура и традиции, обряды. Исследование данной темы позволяет глубже разобраться в сущности происходивших в то время процессов, уяснить характер и, главное, понять такое специфическое явление русской жизни, как казачество.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время она у казаков проводились по-разному.

К сводному обряду невеста сама готовила угощения для гостей -- жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), и для подруг. Во время сводов подруги невесты шли в отдельную комнату, в горнице рассаживались на стульях ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садились ее крестный отец и мать. На стол ставили два калача, солонка с солью.

1.5 День свадьбы

День свадьбы в донском обряде расписан столь же скрупулёзно, как и предсвадебье, причем сюжет этого дня сохраняется в неизменности даже в современном исполнении ритуала. Этот день начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными, девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей), причём этот ритуал представлен на Дону спорадически, потому что содержательно он чаще всего совершается накануне, на девичнике.

Далее последовательно совершаются:

- отъезд храброго поезда жениха за невестой;

- сидение на посаде невесты в красном углу в ожидании приезда жениха;

- выкуп места - шуточный торг с его хранителями, становящимися после продажи объектом насмешек и укоризненных обличений;

- угощение гостей у невесты и прощание её с домом и родными - насыщенные песнями эпизоды;

- встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей (глядельщики, смотрельщики), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника (сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных);

- свадебный пир и дары, отличительной чертой которых в давнее время и особенно на свадьбах простых казаков была так называемая зеленая телушка, т.е. отложенный подарок: приплод скота, домашней птицы, который получают молодые после его появления на свет (напомним, что дары могут переноситься на второй день свадьбы);

- обкрутка невесты - замена девичьей прически (две косы) на женскую. Получившийся куль прячут в колпак или фальшонкуФальшонка - кружевная косынка или шарф. , по которой всегда можно было определить донскую казачку; отводы в постель, в донской традиции совершаемые деликатно, незаметно, без привлечения внимания пирующих; свадьба донской казак ребенок

- вечерние гости - не везде соблюдаемое приглашение родных невесты на пиршество в дом жениха.

1.6 Дни, в которые не совершаются свадьбы

По вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок - от 7 января (25 декабря ст. ст.) до 20 января (7 января ст. ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа ст. ст.) и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября (14 сентября ст. ст.)

2. Рождение ребенка в семье казака

Казаки любили детей и были рады и мальчику, и девочке. Если казачка хотела, чтобы у нее родился сын, она некоторое время носила на себе сорочку той женщины, у которой рождались одни мальчики и т. п.

Роды обычно проходили в каком-нибудь темном чулане. Принимала их бабка-повитуха, и только в самом конце 19 века в станицах появляются акушерки. Все уходили из дома, оставались в помощь бабке-повитухе только 2-3 пожилые, замужние родственницы.

Для ускорения родов женщину заставляли прыгать с сундука или печи на пол, перегибаться на рукоятке кочерги и т. п. При трудных родах развязывали все узлы в доме, открывали все запоры, разряжали ружья, расплетали у роженицы косы, зажигали венчальные свечи, если это не помогало, просили священника открыть Царские врата.

Новорожденного стремились как можно скорее окрестить, т. к. боялись, что его может подменить дьявол. Это же поверие о подмене ребенка известно и среди местных народов Кавказа. Как правило, ребенку старались дать имя бабки или деда. В кумовья выбирали уважаемых соседей или родственников. Существовал обычай: если в семье до этого умирали дети, то в кумовья приглашали первых встречных.

Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Новорожденному, все родные и друзья отца приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы.

Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

Тема моего реферата необычайно интересна и представляет практическую ценность как для учащихся школы, так и для жителей Донского края. Традиции нашей родной земли многообразны и неповторимы. Сможем ли мы сохранить и передать дальше народные традиции и обряды? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. Для сохранения прошлого первое, что мы должны делать-помнить. Ведь без воспоминаний, мы не сможем создать целостный образ настоящего. Второе, мы должны детям младшего возраста рассказывать, что и как происходило на Земле, не только в Донском краю. Благодаря этому у них формируется восприятие добра и зла. Третье, мы должны развить интерес людей к теме казачества, потому что эта тема актуальна на все времена. Если все это соблюдать, то тогда будет вечно жива казачья слава.

Список источников и литературы

1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001. С.9.

2. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX - первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. - Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994. - 271 с.

Подобные документы

Cемейные обычаи и обряды как неотъемлемая часть культуры и быта этноса. Особенности башкирского свадебного обряда: подготовка калыма, приданого, помолвка, сватовство. Рождение ребенка, праздник колыбели. Погребально-поминальные традиции; влияние ислама.

реферат [45,3 K], добавлен 17.12.2010

Географическое положение Украины, особенности климата. Государственный язык и религия. Традиционный украинский мужской и женский костюм. Обряд сватовства и свадьба. Основные моменты и традиции обряда свадьбы. Своеобразие украинского народного танца.

презентация [5,0 M], добавлен 20.12.2011

Истоки возникновения различий в брачной обрядности у различных групп бурят. Сговор и сватовство как основные досвадебные обряды. Особенности проведения девичника в Бурятии. Сущность досвадебных и свадебных обрядов. Проведения обряда поклонения невесты.

реферат [27,5 K], добавлен 06.09.2009

Изучение этнографического уровня или народного календаря Украины и России. Обряды жизненного цикла (рождение ребенка, свадьба, погребение) и традиционной материальной культуры (костюм, жилище, кухня, утварь, промыслы). Проведение сравнительного анализа.

курсовая работа [6,7 M], добавлен 10.06.2014

Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.


«В традициях донской свадьбы слилось влияние обычаев разных народов, а в итоге выкристаллизовались особенности, присущие территории Дона. Но и здесь отличия в том, как гуляют верхнедонские казаки и нижнедонские, могут быть существенны.

Кто кого выбирает

Из воли родительской не выхожу


До свадьбы оговаривалось все — сколько дней будут гулять, сколько позовут гостей, какой будет выкуп за невесту. После рукобитья у невесты устраивались вечеринки — поночевки, посиделки: на них играли во всякие игры, пели песни, что-то дошивалось из приданого. Последняя вечеринка перед свадьбой — девичник.
Утром накануне свадьбы в дом жениха с песнями приносили приданое, могли его демонстрировать — подбрасывать подушки, махать простынями.
Пекли перед свадьбой и каравай для того, чтобы молодые делили его на свадьбе.

Пекла, в основном, родня жениха, и была примета: каравай должен удаться, иначе хорошей жизни у молодых не будет. У донских малороссов сажать каравай в печь приглашали счастливо живущие пары.

Ну и сама свадьба

Собирая невесту в церковь, подруги пели печальные песни. Если девушка — сирота, то она шла на кладбище, просила благословение у усопших родителей.
Одевая невесту, ей прикалывали булавочки от сглаза, пояс, в который вшивали молитву, надевали под платье — от сглаза, сыпали в туфли мак — опять же от сглаза. Кстати, мак могли насыпать и в обувь и жениху.
Потом жених с друзьями отправлялись за невестой. Их, как и сегодня, сразу к ней не пускали, требовали выкуп — и в воротах, и в дверях дома. Возле невесты, как правило, находились ее младшие братья и сестры, державшие в руках скалки и колотушки для символического устрашения тех, кто пришел с выкупом. Им давали символический выкуп за невесту — мелкие деньги, конфеты.
Невеста ожидала жениха в красном углу, иногда сидя на шубе — чтобы жизнь была богатой. Будущих молодоженов сажали рядом, преподносили небольшое угощение. Выходили они из дома, держась оба за платочек (опять же от сглаза!) и усаживались в свадебный поезд, который отправляется на венчание.

По пути также молодоженам могли перегородить дорогу, требуя выкуп или угощение, так что с собой помощники жениха и невесты брали спиртное и еду.
По дороге молодоженов могла поджидать опасность в виде колдовства и порчи, которые могли распространяться уже на всех гостей. Это выражалось в том, что лошади останавливались, распрягались, поворачивали в другую сторону. Известен рассказ о случае, когда лошади упали замертво. Самое интересное, что все знали, кто колдует. Приходилось отправляться к этому человеку, задабривать его — поднести выпить и закусить. На Верхнем Дону рассказывали, что и в дружки приглашали не абы кого, а того, кто сможет молодых оберегать от таких вещей.
В рассказах старых людей встречаются и сюжеты о столкновении разных сил: колдун хочет навредить молодым, а дружок защищает. В основном, наводили порчу на молодых за то, что не пригласили на свадьбу.
В церкви смотрели на то, у кого быстрей сгорит свеча, что указывало на то, кто скорей уйдет из жизни.



Второй день считался балаганным: к примеру, молодую посылают за водой, но донести эту воду до дома ей не дадут. Или специально бьют горшки и заставляют ее подметать. Все испытания были шуточными, поскольку про невесту уже все знали всё.
На второй день наряжались — мужчины женщинами, женщины мужчинами, а также цыганами, врачами. В таких нарядах ходили по хутору, могли украсть кур, сварить из них лапшу и всех угощать. Носили с собой калину или ветки деревьев с красными ленточками — символ чистоты невесты.
Могли сажать в тачку тещу или свекровь. А покатав, их довозили до речки и там купали, а те, готовясь к таким вещам, надевали на себя что похуже.

Автор - этнолингвист Гревцова Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук

1. Казачья свадьба. Начало ХХ века.
2. Свадебный каравай.
3. Встреча молодых. Семейный архив Л.П.Сидоренко, Зимовниковский район.
4. Второй день свадьбы. Архив В.И.Блохиной, хутор Донской Азовского района.
5. Катание тещи и свекрови на тачке. Архив А.Н.Ковалевой, Миллеровский район.

Свадьба – один из волнующих моментов в жизни казака. Современные свадебные традиции и обычаи сильно отличаются от исконно казачьих. Обычно мероприятие проходит по сценарию: подготовка к свадьбе, выкуп невесты, церемония в ЗАГСе, торжество в ресторане. Если следовать православным казачьим традициям, этот список значительно увеличивается.

Сватовство

Смотрины

Смотрины проводятся в доме жениха. Невеста должна подарить будущей свекрови цветы и небольшой символический, но личный подарок. К столу на смотрины необходимо принести выпечку, приготовленную невестой. Отцу жениха подарок обычно не дарят. Именно на смотринах обсуждают подробности проведения свадьбы, решаются денежные вопросы. Будущим родственникам необходимо заранее поговорить о планах молодых, где будут жить, работать. Если сватовство веселое и легкое мероприятие, то смотрины серьезная часть подготовки к свадьбе. Ранее смотрины включали в себя осмотр дома жениха, знакомство с его укладом жизни, а денежные вопросы решались на рукобитье, теперь эти моменты объединены.

Мальчишник / девичник

Девичник проводится в любой день до свадьбы, после смотрин. В старину на вечеринке будущая жена прощалась с девичьей свободой, оплакивала конец беззаботной жизни, девушки пели грустные песни. Приглашали не только подруг, но и опытных казачек, которые давали советы. Сейчас девичник проходит легко, это просто повод повеселиться. Если невеста хочет провести девичник по казачьим традициям, ей придется отказаться от чрезмерного веселья.

Выкуп невесты

Благословение родителей

После выкупа, когда жених встретился с невестой, родители невесты дают благословение молодым на брак. Традиционно благословляют Казанской иконой Божьей Матери.

Жених и невеста встают на колени перед родителями на специальное свадебное полотенце, и родители дают напутственные слова и благословляют будущих супругов иконой. После этого молодожены едут к родителям жениха, где их встречают хлебом-солью и также дают родительское благословение.

Церемония в ЗАГСе и венчание в церкви

Сейчас венчание в церкви проходит с обязательным предъявлением свидетельства о заключении брака, то есть гражданская церемония, должна предшествовать венчанию. Поэтому важно заранее совместить дату свадьбы и венчания, поскольку венчание церковь проводит не каждый день.

Подвенечное платье невесты должно быть скромным – обязательно закрыты плечи, ноги, спина, грудь. Если платье открытое, необходимо позаботиться о накидке. Голову следует покрыть платком или фатой. Макияж и маникюр невесты должны быть неброскими. На ногах закрытые туфли, желательно без каблука. Перед венчанием жениху и невесте необходимо держать пост, исповедаться и причаститься.

На венчание необходимо взять два полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), четыре носовых платка (два для молодых - держать свечи, два для свидетелей – держать венцы), две иконы (Божией Матери и Спасителя). Венчальные свечи можно купить в церковной лавке непосредственно перед началом церемонии. По казачьей традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. На венчании они должны держать венцы над головами новобрачных. Лучше если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые и держать их придется довольно долго.

Свадебное застолье

Многие считают, что на православной казачьей свадьбе выпивке вообще нет места, однако абсолютного запрета на это нет.

На казачьей свадьбе обязательно должен быть ведущий, но ни в коем случае не тамада с пошлыми шутками.

И напоследок

Формат проведения свадьбы может быть любым, однако нельзя венчаться в угоду традициям, по настоянию родителей, следуя моде. Венчание должно быть осмысленным и обдуманным. Ведь повенчавшиеся супруги получают благодать Божию, это поможет им строить свой союз в единомыслии и любви, быть едиными душой и телом.

Читайте также: