Искусство германии 15 16 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

По сравнению с Италией и Нидерландами, где расцвет искусства Возрождения наступил гораздо раньше, в немецком искусстве реалистические тенденции проявились с запозданием. В 15 веке искусство Германии было почти исключительно религиозным, в нем продолжали жить средневековые традиции. Внезапность и резкость скачка, происходившего на грани 15—16 столетий, породили контрасты, противоречия, неожиданные сочетания старых и новых тенденций в немецком искусстве Возрождения в целом и в творчестве отдельных мастеров (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт Альтдорфер). Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического развития страны, ставшей в конце 15 — начале 16 века ареной глубочайших социальных конфликтов. В начале 16 века в Германии произошло первое крупное в национальном масштабе выступление бюргерства. Его борьба с дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и широкое народное движение переросли в Реформацию. Великая Крестьянскую войну .


Альбрехт Дюрер Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). . Адам и Ева 1507, Прадо, Мадрид

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).

Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению. ”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.


Четыре апостола 1526,Мюнхен.

Лукаса Кранах Старший

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции “Распятие”, 1503, В других картинах, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, “Отдых на пути в Египет”, 1504


“Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации протестантизма: “Проповедь Иоанна Венера и Амур, 1509

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” “Распятие Христа” “Покаяние святого Иеронима” “Мадонна с младенцем под яблоней” “Мадонна в винограднике” (несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла “Блудница перед Христом” Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма. Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.

Возрождения во Франции.

Начало эпохи Возрождения во Франции (первая четверть XIV в.) совпало с одним из самых трагических периодов её истории - война с Англией. Однако трагические события Столетней войны разбудили национальное чувство французов — в борьбе против захватчиков-англичан они впервые ощутили себя единым народом

В тяжёлый период, который переживала страна, французское искусство не только не погибло, но и приобрело изысканные, утончённые формы. Стиль французского Ренессанса ХVв. зарождался в Туре (центр Франции, резиденция короля), в творчестве худ-ков. В 30-х г. 16 в Франциск 1 решил перенести столицу в Париж, вынашивал проект перестройки королевского дворца – Лувра. В нач. 16 века перестроенный на новый манер старый замок Фонтенбло стал символом новой моды. Так появились амуры, нимфы, сатиры, античные богини. Живопись служила декоративным дополнением рельефов; основной ее темой были празднества и маскарады, изображенные в античном стиле. Жеманные нимфы, элегантные Дианы-охотницы, обнаженные и полуобнаженные аллегорические персонажа и портреты придворных красавиц стали главной .

Жан Фуке(около 1420 - между 1477 и 1481)

Французский живописец и миниатюрист. Около 1440 года Фуке учился в Париже, между 1445 и 1447 годами посетил Рим, работал в Туре и Париже, в 1475 году упоминается как "живописец короля". В книжных миниатюрах на религиозные, исторические, светские темы ("Часослов Этьена Шевалье", 1450-1455, Музей Конде, Шантийи, и другие собрания; "Большие хроники короля Франции", 1458, Национальная библиотека, Париж; французский перевод


Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж.

Жан Гужон(Goujon Jean) (1510 - 1572)

Искусство 17 века в Италии


Бернини Площадь Собора святого Петра,

Караваджо Юноша с корзиной фруктов, Карраччи Аннибале Венера и Адонис

С усилением католицизма и феодальной реакции связано формирование стиля барокко, одним из главных центров которого становится Рим. Церковь, в частности утверждающий свое международное могущество орден иезуитов, и светские правители стремились использовать искусство в своих целях, внушить широким народным массам чувство благоговения перед властью, поразить и ослепить ее великолепием, потрясти и увлечь примерами подвигов и мученичеств ревнителей церкви. Отсюда тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнятости, пафосу — поиски средств, усиливающих действенность создаваемых образов.

В барочном синтезе искусств скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. Красочные росписи украшают купола, плафоны и стены, создают иллюзию необъятного пространства. Полная динамики скульптура живописна и неотделима от архитектуры. (Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Караваджо, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Франческо Барбьери) созвучно передовому научному мировоззрению того времени, когда идеи Джордано Бруно и Галилея раскрывали перед человечеством новые горизонты познания вселенной.

Лоренцо Джованни Бернини










Площадь Собора святого Петра Вакханалия Нептун и Тритон Давид Аполлон и Дафна Добродетель Констанца Буонарелли, Истина Экстаз св. Терезы

Бернини Джованни Лоренцо (Bernini Giovanni Lorenzo) (1598–1680)

Итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Работал в Риме, в 1665 посетил Париж. В произведениях Лоренцо Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко,

Работы Лоренцо Бернини выделяются пространственным размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. В ансамбле площади Святого Петра (1657–1663), архитектуре церкви Сант-Андреаль Квиринале (1653–1658), оформлении парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане (1663-1666)

Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (“Экстаз Святой Терезы”, мрамор, Превосходный архитектор и скульптор

БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО

(1599–1667), итальянский архитектор. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Учился у Карло Мадерна в Риме. Работал каменотесом на строительстве собора св. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада; его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).

Произведения Борромини – одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство. Умер Борромини в Риме 2 августа 1667.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) начал изучать ювелирное дело в мастерской своего отца. Талант художника проявился у мальчика очень рано, и его отдали учиться живописи. По обычаям того времени Дюрер много путешествует.

Итальянское искусство оказало на Дюрера значительное влияние. Он копирует работы итальянских художников, изучает энергичную линию тела в движении, артикуляцию человеческой фигуры. Стремясь познать абсолютные законы красоты, Дюрер изучает пропорции человеческого тела. Однако он приходит к выводу, что, как при математическом методе вычисления пропорций, так и при простом подражании модели, работа с натуры — лишь подготовительная ступень к свободному духовному творчеству живописца.

Реформация сыграла свою роль и в судьбе Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Введенный протестантами запрет на изображения в церквах практически ограничил для Гольбейна сферу применения его таланта портретной живописью. В его портретах трезвая беспристрастность нидерландских мастеров сочетается с мягкостью итальянского живописного языка, усвоенного Гольбейном под влиянием работ Леонардо. Длительное время Гольбейн работал при дворе английского короля Генриха VIII, куда его по рекомендации Эразма Роттердамского пригласил знаменитый гуманист и канцлер Англии Томас Мор.

Искусство германии 16 века

Искусство германии 16 века

Глядя на портрет, можно предположить, что художника и модель связывали особые отношения, — такой симпатией проникнуто это изображение. Возможно, отношения внезапно прекратились, и по этой причине Дюрер не стал завершать портрет, почему бант на левом плече модели остался недописанным. Но есть и другое, чисто художественное объяснение: еще один бант стал бы отвлекать внимание от прекрасных темных глаз женщины и мог нарушить равновесие золотисто-коричневой гаммы портрета.

Искусство германии 16 века

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ВЕНЕЦИАНКИ.
1505. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена (фрагмент)

Искусство германии 16 века

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. ПОРТРЕТ ГЕРЦОГА ГЕНРИХА БЛАГОЧЕСТИВОГО
1514. Холст (перенесено с дерева), масло. Картинная галерея, Дрезден

Это один из первых портретов, когда фигуры портретируемых представлены в полный рост. В известной мере художник опирался на традицию рельефных надгробных изображений. Яркие костюмы с обильной отделкой золотом дают представление о богатстве и высоком положении изображенных. Типологическую характеристику моделей завершают второстепенные персонажи: агрессивно оскаливший зубы пес сопровождает герцога, у ног герцогини — пушистая собачка.

Искусство германии 16 века

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. СУПРУГА ГЕРЦОГА ГЕНРИХА БЛАГОЧЕСТИВОГО ЕКАТЕРИНА МЕКЛЕНБУРГСКАЯ.
1514. Холст (перенесено с дерева), масло. Картинная галерея, Дрезден

Искусство германии 16 века

Искусство германии 16 века

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. ПОРТРЕТ ДАМЫ С БЕЛКОЙ И СКВОРЦОМ.
1526. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

Изображенная дама кажется спокойной и далее бесстрастной, но пушистый беличий хвостик касается края ее декольте, вызывая чувственные ассоциации. Изгиб хвоста повторяется в линии виноградной ветви справа. Белка и скворец могут намекать на имя изображенной или на родовой герб. Возможно, это часть парного портрета супругов.

Искусство германии 16 века

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. ЖАН ДЕ ДЕНТЕВИЛЬ И ЖОРЖ ДЕ СЕЛЬВ (ПОСЛЫ).
1533. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

Характерный пример двойного портрета друзей — людей, объединенных не семейными узами, а духовным родством и общими интересами. Здесь им 29 и 25 лет соответственно. Один из образов воплощает представление о жизни активной, деятельной, другой — о жизни созерцательной. Аксессуары — глобус, учебник математики, музыкальные инструменты — говорят об увлечениях той эпохи, а череп, написанный так, что он правильно воспринимается только при сильном боковом ракурсе, соотносится с гербом де Дентевиля и одновременно напоминает о бренности всего земного.
Пример написания современного портрета по мотивам этого портрета

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.


Если Вам понравилась статья "Искусство германии 16 века кратко. Примеры с описанием" - поделитесь в соцсетях

К концу 15 – первой трети 16 века искусство Возрождения развивалось и в Германии. Это время величайшего творческого напряжения, пробуждения страстного интереса к индивидуальности человека, поисков новых средств постижения действительности. Богатый опыт итальянского и нидерландского искусства помог немецкой художественной культуре в ее движении вперед. Но немецких художников привлекали иные стороны жизни, чем итальянцев. Как и нидерландцы, они обращались к сокровенной духовной жизни человека, его переживаниям, психологическим конфликтам. Образ человека здесь отмечен то мечтательностью и глубокой задушевностью, то суровостью и мятежными порывами, драматизмом страстей.

Кранах Венера и Амур


Лукас Кранах
Венера и Амур
1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Бальдунг Две ведьмы


Ганс Бальдунг
Две ведьмы
1523, Институт искусств, Франкфурт

Альтдорфер Семья Сатира


Альбрехт Альтдорфер
Семья Сатира
1507, Картинная галерея, Берлин-Далем

Верное жизненной правде, немецкое искусство было менее рационально, оно уступало итальянскому в разработке научных основ, в нем не было тех последовательно рационалистических философских воззрений, которые у итальянцев привели к безоговорочной вере в человеческий разум. Стремление к научному познанию мира не умаляло роли воображения. В немецком искусстве неизменно проступало взволнованно личное отношение его создателей к миру, умение видеть жизнь в ее сложности и изменчивости. Тяготение к гармоничному идеалу и завершенным классическим формам сочеталось с острым чувством индивидуально неповторимого. Не случайно наиболее значительные достижения здесь связаны с портретом.

Искусство немецкого Возрождения во многом близко нидерландскому; в нем то же развитое чувство индивидуального, то же восприятие явлений жизни в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это определяет особое значение пейзажа и интерьера в решении эмоционального строя образов. Пластическое понимание форм сочетается с эмоциональным живописным решением проблем света и тональности, имеющее важное значение для раскрытия взаимосвязи явлений, было важнейшим завоеванием немецкой школы 16 века, предвосхитившим искания мастеров 17 столетия.

По сравнению с Италией и Нидерландами, где расцвет искусства Возрождения наступил гораздо раньше, в немецком искусстве реалистические тенденции проявились с запозданием. В 15 веке искусство Германии было почти исключительно религиозным, в нем продолжали жить средневековые традиции.

Внезапность и резкость скачка, происходившего на грани 15–16 столетий, породили контрасты, противоречия, неожиданные сочетания старых и новых тенденций в немецком искусстве Возрождения в целом и в творчестве отдельных мастеров (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт Альтдорфер). Немецкое искусство не знало того синтетического развития архитектуры, пластики и живописи, которое сопровождало расцвет итальянского Возрождения, где многие крупные художники работали в различных видах искусства. Немецкое искусство Возрождения несет на себе печать дисгармоничности и трагизма, которыми изобиловала общественная жизнь Германии 16 века.

Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического развития страны, ставшей в конце 15 – начале 16 века ареной глубочайших социальных конфликтов. В первой половине 16 столетия Германия, входившая в состав могущественной империи Габсбургов, оставалась экономически отсталой и политически раздробленной. Множество городов и деревень Германии в отдалении от передовых центров, втянутых в мировую торговлю, прозябало в жестоких условиях средневековья. Как ни в одной другой стране, борьба буржуазии, крестьянства и плебейских масс с феодализмом приняла здесь характер общего кризиса.

В начале 16 века в Германии произошло первое крупное в национальном масштабе выступление бюргерства. Его борьба с дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и широкое народное движение переросли в Реформацию. Великая Крестьянская война с ее идеалами всеобщего имущественного равенства знаменовала кульминацию революционного движения. Сопутствующий революции подъем творческих сил общества создал условия для всестороннего, но кратковременного расцвета немецкой культуры. В Германии, ее крупнейших городах распространялись идеи гуманизма, развивалась наука. В отличие от средневековых ересей Реформация настойчиво отстаивала ценность земного, призывала каждого человека следовать своему призванию, совершенствовать себя. Учение Лютера воспитывало в личности действенное начало. Мюнцер проповедовал активную деятельность среди народа, отказ от удовлетворения личных страстей.

В этом журнале собрана интересная и полезная для туристов информация о жизни в Дюссельдорфе: про музеи и памятники, билеты и транспорт, отели и рестораны и многое другое.

1518 год, Ульрих фон Гуттен в письме Вилибальду Пиркгеймеру.

В Германии тогда "объявился" Дюрер. Кстати, много путешествующий. Он же воплотил новый тип художника-ученого (к тому времени уже "привычный в Италии, но еще неизвестный на его родине"). Деятельность его протекала в Германии в период, когда она вступила в полосу потрясений, ознаменовавших кризис феодальной системы. В конце XV – начале XVI столетия в Германии назрела необходимость преобразований. Об этом времени и повествует нам Брюсов в романе "Огненный ангел".

А вот краткая исторически-справочная характеристика того времени (по материалам из предисловия Ц.Несселыитрауса к дневнику Дюрера).

Политическая раздробленность страны, неравномерность экономического развития отдельных областей, вызвавший массовый протест, вылившийся в противостояние католической церкви. Что и привело к Реформации, через которую ситуация усугубилась повсеместными народными волнениями и привело к Великой крестьянской войне (на самом деле: революции даже рыцарей и бюргеров, крестьян и плебеев).

Иллюстрация из энциклопедии "Восставшие крестьяне штурмуют монастырь. Из хроники 16 века"


Штурмовали монастыри и зарисовывали это в хрониках. Последним актом Крестьянской войны была Мюнстерская коммуна 1534—35). Князья смогли использовать Реформацию в своих интересах, проведя секуляризацию (захват) церковных земель и ценностей.

А что в культуре? А тут "умы пробуждаются, науки расцветают, как радостно жить!" (смотрите эпиграф). Последовало обновление немецкой культуры, приобретавшей более светский характер.

В конце XV – начале XVI века в Германии наблюдается быстрое развитие математических, естественных и гуманитарных наук, расцвет литературы, окрашенной антифеодальными и антикатолическими настроениями. Во многих городах возникают и развивают оживленную деятельность кружки гуманистов. При их посредстве распространяется интерес к античности, начинается изучение древних языков и сочинений древних авторов, подобно тому, как это давно имело место в Италии, где культура Возрождения в то время уже достигла расцвета.

Но у немецкого гуманизма существовала "религиозная окраска". Большинство гуманистов Германии оставалось на почве богословия (стремилось главным образом к более углубленному изучению библии и священных книг, к очищению христианства от исказивших его позднейших наслоений).

Изучение сочинений древних авторов способствовало расширению кругозора немецких учёных и дало толчок развитию гуманитарных и естественных наук. Стремление восстановить христианство в том виде, в каком оно существовало в древности , породило критическое исследование христианских источников, что повлекло за собой "революционное" сомнение в истинности ряда догматов католической церкви и в непогрешимости учений средневековых церковных авторитетов (что и вело к Реформации).

Изобразительное искусство Германии в первой половине XVI века не осталось в стороне от этого общего подъёма и "вписало" в его историю одну из самых блестящих страниц. Александр Бенуа в своей "Истории живописи" пишет: " По миру художников неслась тогда благая весть: “любите землю, смотрите на неё и изучайте её“, и всякий, кто внимал этой вести, должен был идти вперёд и совершенствовать свое искусство. На этом пути совершенствования ожили сначала фигуры, а затем возник и постепенно приобрел громадное значение пейзаж ".

Разнообразие и смелость исканий и, главное, страстность характеризуют искусство этой поры, давшее Германии Дюрера и Гольбейна, Грюневальда и Рименшнейдера, Кранаха и Альтдорфера.

Трактаты Дюрера в XVI и XVII веках неоднократно переиздавались и переводились на многие языки. В наше время они, как и его дневниковые записи, дают представление о широте кругозора и разнообразии интересов этого человека, одного из крупнейших представителей искусства Возрождения. Так старые записи помогают сегодня почувствовать особенности немецкой культуры этой эпохи. И удивиться. И надеяться на лучшее, на гуманизм.

Германия XV в. Раздробленность страны, развитие обособленных местных школ. Реформация. Влияние мистики на изобразительное искусство (иконография, появление небольших, предназначенных для индивидуального пользования алтарей). Изобретение книгопечатания и появление печатной графики. Формирование новых художественных принципов.

Искусство Германии второй половины XV в. Основные тенденции: рационалистическая (на юге страны), готизирующая (на севере и северо-западе Германии). Начало книгопечатания, развитие графики в Германии. Распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.

Особенность архитектуры Возрождения в Германии. Сочетание готических и ренессансных форм, многообразие местных вариантов архитектурных решений. Регулярная планировка загородных дворцов. Издание альбомов с образцами и книг по теории архитектуры. Рост культуры строительства. Рельефная пластика, ажурные украшения фасадов (на примере ратуши в Падерборне).

Разнообразие архитектурных приемов как следствие раздробленности страны. Устойчивость готических традиций в архитектуре. Городское строительство. Дом Пеллеров в Нюрнберге, ратуши. Загородное строительство. Замки в Гейдельберге и Ашаффенбурге.

Читайте также: