Отличительные черты полномочий президента германии и россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Текст статьи

ПАЛАТА РЕГИОНОВ

Только в России и в Германии представители исполнительной власти имеют легитимное право принимать участие в работе законодательных органов — соответственно в Совете Федерации и Бундесрате. И это не случайно, так как этот элемент немецкой модели парламентаризма был позаимствован российскими законодателями при подготовке Конституции РФ. Много общего имеют также порядок формирования, компетенция и представительство верхних палат парламента. И Совет Федерации, и Бундесрат отражают и отстаивают интересы субъектов федерации, что гарантирует обеспечение самого принципа федерализма.

ПОИСКИ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОВ
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ

В Российской Федерации существует один глава государства – Президент России. В Федеративной Республике Германия же существуют две должности Главы государства – Федеральный Президент и Федеральный Канцлер.

В России Президент избирается путём прямых выборов, в Германии Канцлера без прений выбирает Парламент, т.е. Бундестаг, что характерно для парламентской республики, Федерального Президента выбирает Федеральное Собрание.

В Германии выборы в Бундестаг играют ведущую роль потому, что именно в Бундестаге избирается Федеральный Канцлер и итог зависит от партии или блока партий, которые заняли большинство мест в Бундестаге. Федеральный Президент ФРГ избирается Федеральный Собранием, органом, который состоит из депутатов Бундестага и равного числа членов представителей Федеральных земель, Федеральное Собрание созывается специально для выбора Федерального Президента. При выборах Федерального Президента результат зависит и от принадлежности к партии членов представителей Федеральных земель.

В России выборы в Государственную Думу и выборы Президента страны никак не связаны, избранный Президент РФ не обязательно является членом победившей на выборах в ГД ФС РФ партии. В Германии результат выборов Канцлера и Президента, как уже было сказано, зависит от победившей партии на выборах в Бундестаг, т.к. результат выборов зависит от большинства мест в Бундестаге. Срок легислатуры Федерального Канцлера равен сроку легислатуры Бундестага, новый Бундестаг заново избирает Канцлера. Федеральный Президент Федеративной Республики Германии сохраняет свои полномочия на протяжении 5 лет до созыва нового Федерального Собрания. Президент России избирается гражданами России сроком на 6 лет с 2012 года, ранее срок полномочий Президента РФ составлял 4 года. Подобных изменений в избирательной системе ФРГ не было.

Как можно заметить, в Германии выборы Канцлера и Президента напрямую зависят от выборов в Парламент, что подтверждает наличие в ФРГ парламентской республики. В России выборы в Парламент и выборы Президента никак не связаны, более того, Президент РФ может распустить Государственную Думу – одну из палат Парламента, что может свидетельствовать о сильной президентской власти, т.е. о наличии президентской республики.

Можно заметить, что в присяги Федерального Президента присутствует религиозное обращение, однако оно не обязательно должно быть включено в присягу Федерального Президента.

Президентом Российской Федерации может стать гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет. Федеральным Президентом Федеративной Республики Германия может стать гражданин ФРГ, достигший 40 лет.

Президент РФ не может занимать совою должность более двух сроков подряд, а Президент ФРГ может переизбираться только 1 раз, т.е. не может занимать должность Президента более двух сроков.

Назначение выборов Президента России относится к ведению Совета Федерации. Днем выборов является Первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Кандидат на пост Президента РФ, может быть выдвинут партией или выдвинут в порядке самовыдвижения. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.

Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей. Ранее число собранных подписей для выдвижения в порядке самовыдвижения должно было равняться не менее 1.000.000 человек. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Кандидатов на пост Федерального Президента выдвигают партии Бундестага, далее за его кандидатуру голосуют депутаты Бундестага.

Назначение выборов Президента ФРГ относится к ведению специального органа – Федерального Собрания. Федеральное собрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

В Германии, в отличие от России, существует однопалатный Парламент - Бундестаг. Но, как было сказано во второй главе, государственный законодательный орган Бундесрат можно назвать Верхней палатой Парламента, хотя по законодательству Парламент ФРГ однопалатный (Бундестаг).

Парламент в РФ, Федеральное Собрание, двухпалатный. Но его Двухпалатность не ведет к признанию одной палаты Верхней, а другой Нижней. Государственная Дума и Совет Федерации, составляющие Федерального Собрания, являются равноправными палатами Парламента, которые действуют независимо друг от друга и могут собираться совместно лишь в отдельных случаях.

В ФРГ члены Бундесрата, в отличие от членов Совета Федерации, имеют право присутствовать на заседаниях Бундестага и его комитетов.

Совет Федерации и Бундесрат являются представительными органами Субъектов Федерации в России и Федеральных земель в Германии, это их сходство, различается только порядок формирования. В Германии Бундесрат формируется пропорционально количеству жителей той или иной Федеральной земли, в России формирование Совета Федерации не зависит от количества жителей Субъекта Федерации, вне зависимости от демографического показателя в СФ ФС РФ входят по 2 представителя от каждого Субъекта Федерации. В Совет Федерации на 2017 год входят 170 членов, а в Бундесрат 69.

Российская и Германская избирательные системы при выборах в Парламент стран имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, что голосование идет как по партийным спискам, так и по кандидатам, т.е. наличием смешанной системы.

Голосование по одномандатным округам проходит в России и в Германии по мажоритарной системе простого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны.

Из отличий следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральные партийные списки, а в ФРГ – земельные, т.е. в России партийный список един и распространяется на всю страну, а в Германии партийный список составляется для каждой Федеральной земли, которые в совокупности и составляют Федеративную Республику Германию

Что касается сходства, то стоит упомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того, чтобы партия получила представительство в парламенте.

Также следует отметить, что в России Депутаты Государственной Думы избирались по пропорциональной системе в 2007 и 2011 годах, с повышенным до 7% проходным барьером, в избирательной системе ФРГ с 1990 года не было подобных изменений.

Количество мест в Государственной Думы строго определено и равняется 450 депутатам. Бундестаг имеет минимум – 598 мест, но на данный момент в Бундестаг входят 709 Депутатов. Это связано со сложной системой распределения депутатских мест по пропорциональной системе.

После объединения Германии в 1990 году такого переходного периода, как в России, не было. Законы ГДР полностью утратили силы, а власть ФРГ распространилась на все земли Германии, сохранилось и официальное название – Федеративная Республика Германия.

Заключение.

Итак, делая окончательные выводы, мы можем справедливо отметить, что цель данной работы можно считать достигнутой. В этой работе мы постарались проанализировать все аспекты избирательных систем Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, которые касаются выборов Глав Государств и выборов в Парламент двух стран. Мы достаточно подробно рассмотрели основные виды избирательных систем – мажоритарная система, пропорциональная система и смешанная система. В особенности фокус нашего внимания был устремлён на изменения, которые происходили в области избирательных систем заявленных стран в период с 25 декабря 1993 года и 3 октября 1990 года для России и Германии соответственно.

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Общность в избирательной системе России и Германии, двух стран с федеративным национально-государственным устройством, заключается в том, что выборы в Парламент стран проходят по смешанной избирательной системе. Только в России распределение депутатских мест в Государственной Думе по мажоритарной избирательной системе и по пропорциональной избирательной системе никак не зависят друг от друга, число мандатов строго определено. В Германии же результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Число депутатских мест в Бундестаге имеет минимум – 598 мест, но на деле депутатов больше, это происходит из-за перерасчета мандатов в округах, где изменяется численность проживающих избирателей.

2. Разность в избирательных системах РФ и ФРГ заключается в форме выборов Глав Государств. В Германии две должности Главы Государства – Федеральный Президент и Федеральный Канцлер, причём у Президента гораздо меньше государственных функций, чем у Канцлера. В России одна должность Главы Государства – Президент Российской Федерации. Выборы Федерльного Президента ФРГ происходят в Федеральном собрании, специально органе, который состоит из равного числа депутатов и представителей Федеральных земель и созывается специально для выбора Федерального Президента. Федеральный Канцлер Федеративной Республики Германия избирается в Бундестаге по предложению Федерального президента. Выборы Канцлера и Президента в Германии доказывают, что в Германии утвердилась Парламентская республика. Президент Российской Федерации выбирается путём всеобщего голосования граждан, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок легислатуры Федерального Канцлера и Федерального Президента зависит от срока легислатуры Бундестага. Срок действия полномочий Президента Российской Федерации не зависит от срока полномочий Государственной Думы, Президент РФ не обязательно является членом партии, которая занимает большинство депутатских мест в ГД РФ.

Список используемой литературы.

Нормативно-правовые акты:

2. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991.

3. Закон о выборах Федерального Президента Федеральным собранием от 25 апреля 1959 года.

4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" от 30.12.2008 N 6-ФКЗ.

5. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Научная литература:

6. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. – М.: НОРМА,2012.

7. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: РЦИОТ, 2008

8. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.

9. Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь // Уч. пособие. – М.: МАДИ, 2012

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации 6-е издание, измененное и дополненное.- М.: НОРМА,2007

13. Зарубежные страны: Конституции и законодательные акты: Сборник документов./ Сост. Мальцев В.А. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000.

14. Международные избирательные стандарты. / Отв. ред. кандидат юридических наук А.А. Вешняков / Науч. ред. доктор юридических наук В.И. Лысенко. – М.: Весь Мир, 2004.

15. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.

Интернет - ресурсы.

[1] Международные избирательные стандарты. М., 2004. С. 43.

[2] Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь // Уч. пособие. Москва,2012 с.22

[4] Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь. Учебное пособие. Москва,2012 с.22

[5] Дейшле В. А., Лобжанидзе А. А. ПОЛИТОЛОГИЯ: терминологический словарь. Учебное пособие. Москва,2012 с.23

[6] Конституция Российской Федерации статья 81.

[7] Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

[8] Конституция Российской Федерации статья 81, п.2.

[9] Конституция Российской Федерации статья 81, п.3.

[11] Конституция Российской Федерации статья 82.

[12] Конституция Российской Федерации статья 94.

[13] Конституция Российской Федерации глава 5.

[14] Конституция Российской Федерации статья 95.

[15] Конституция Российской Федерации статья 99.

[16] Конституция Российской Федерации статья 100

[17] Конституция Российской Федерации статья 95 часть 2

[18] Конституция РФ статья 96 часть 2.

[19]Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

[24] Закон о выборах Федерального Президента Федеральным собранием от 25 апреля 1959 года.

Кто является лидером Германии? На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется очевидным. Конечно же, Ангела Меркель, которая весьма достойно исполняет обязанности канцлера страны уже более пятнадцати лет. Однако формально она не является главой немецкого государства – согласно конституции страны, им считается президент Германии. Сейчас данный пост занимает Франк-Вальтер Штайнмайер.

Карьеру нынешний президент ФРГ сделал на дипломатическом поприще. С 2013 по 2017 год он возглавлял дипломатическое ведомство Германии. Нашим гражданам он известен по участию в урегулировании конфликта на востоке Украины. В честь него даже названа специальная формула, которая и сегодня вызывает большие споры.

Насколько важна должность президента в Германии?

Германия – демократическое государство и парламентская республика. Высший орган законодательной власти играет ключевую роль в политической системе страны. В нем не только принимаются законы, но и выбираются высшие должностные лица государства – канцлер и министры.

Главой государства Германия является федеральный президент, однако полномочия его невелики. Можно сказать, что он, скорее, выполняет представительские функции, чем реально руководит государством.

В целом же, в немецком государстве все полномочия равномерно распределены между тремя ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной – и максимально сбалансированы. Политическая система страны выстраивалась после окончания Второй мировой войны, инициатором которой была Германия. Государства-победители пытались максимально обезопасить себя от возникновения в Германии еще одного тоталитарного агрессивного режима.

Президент Германии: что он может и как его избирают?

Как уже было сказано выше, полномочия официального главы немецкого государства невелики. В первую очередь он представляет свою страну на международной арене: принимает верительные грамоты иностранных послов, участвует в различных мероприятиях, наносит визиты.

Есть у него и ряд функций, связанных с внутриполитическими вопросами, но они строго регламентированы. Например, президент имеет право помилования заключенных. Однако главным является другое: он участвует в назначении на должности ключевых политических фигур Германии – канцлера и федеральных министров.

Президент Германии вносит на рассмотрение Бундестага кандидатуру канцлера, утверждает решение парламента и, в случае необходимости, освобождает его от должности. По представлению канцлера он назначает и увольняет министров, утверждает судей, офицеров и некоторых других чиновников. Если депутаты не могут избрать канцлера или правительство лишается поддержки большинства депутатов, то президент имеет право распустить парламент. Все вышеперечисленные полномочия носят, скорее, формальный характер.

Кроме того, именно президент осуществляет контроль за законодательной деятельностью депутатов парламента, а также подписывает все принятые законы. За всю историю страны немецкие президенты только восемь раз отказывались подписывать законы, принятые парламентом.

В отличие от многих своих коллег, президент Германии не является главнокомандующим страны. В мирное время эту функцию выполняет министр обороны, а в военное – канцлер.

Президента ФРГ выбирает Федеральное собрание – специальный орган, состоящий из депутатов Бундестага и представителей регионов страны.

Должность занимает претендент, набравший простое большинство голосов. Требования к претендентам изложены в 54 статье конституции страны. Занять эту должность могут только гражданин Германии, имеющий избирательное право, не младше сорока лет. Президент может переизбираться только один раз, срок одной его каденции – пять лет.

При вступлении в должность президент зачитывает присягу перед депутатами Федерального собрания. Обычно на эту должность избирается заслуженный политик с незапятнанной репутацией.

Немного истории

Президент в Веймарской республике имел большие полномочия, чем сегодня. Он избирался на прямых всенародных выборах, срок его каденции составлял семь лет. Он имел право назначать канцлера, а также распускать парламент и вводить в случае необходимости чрезвычайное положение. Эти полномочия позволили нацистам в 1933 году прийти к власти.

С 1919 по 1933 год в Германии сменилось четыре рейхспрезидента, последним из них стал Гинденбург, который, по сути, передал власть нацистам. В мае 1945 года, после самоубийства Гитлера рейхспрезидентом Германии был выбран адмирал Дёниц, который занимал этот пост меньше месяца.

В 1949 году на территориях западной зоны оккупации была образована Федеративная республика Германия. Ее номинальным лидером стал федеральный президент. Его полномочия – по сравнению с рейхспрезидентом – были урезаны в пользу Бундестага и канцлера. Последний стал фактическим главой западной Германии.

Кто сегодня президент?

Нынешний немецкий президент Штайнмайер родился в 1956 году в семье рабочих. Он рано занялся политикой – в 1975 году вступил в СДПГ.

С 1999 по 2005 год он работал вместе с Герхардом Шредером, затем получил должность главы дипломатического ведомства в правительстве Ангелы Меркель. Штайнмайер занимал этот пост дважды: с 2005 по 2009 год и с 2013 по 2017 год.

В 2008 году он участвовал в переговорах о дальнейшей судьбе Абхазии, а затем – в урегулировании осетино-грузинского конфликта. В 2014 году Штайнмайер выступил в качестве одного из гарантов во время политического кризиса в Киеве. Участвовал в переговорах после российской аннексии Крыма, занимался урегулированием ситуации на Донбассе. В начале 2016 года он возглавил ОБСЕ.

Штайнмайер – один из наиболее влиятельных и уважаемых немецких политиков. В 2008 году СДПГ выдвигала его на должность канцлера Германии, но проиграла выборы.

Задание № 1. Сравнительная таблица форм правления России и Германии.

Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократическое, социальное, правовое государство. По форме правления-парламет- ская республика.

Особенности формы правления (разновидность)

Демократическое, республиканское, федеративным правовое, социальное и светское государство.

Демократическое государство, социальное правовое государство.

Срок полномочий главы государства

Реальная власть главы государства и главы правительства

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения. имеет право совершать исполнительную власть при существовании парламента, регулировать управленческие меры на местах и в отдельных федеративных регионах.

В функции федерального президента входит представление страны на мировой арене, оглашение и подписание законов, утверждение в должности федеральных служащих, офицеров и судей, а также выдвижение кандидатуры на пост канцлера. Главой правительства является федеральный канцлер, который является главой федерального правительства высшего органа исполнительной власти Германии. канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики.

Выборы главы государства (кто реализует)

Избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирает Федеральное собрание - конституционный орган, созываемый специально для этой цели. В его состав входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами согласно принципам пропорциональности. Федеральный президент избирается большинством голосов

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Предложение Бундестага и Бундесрата о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.

Читайте также: