Военная операция оон кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эти силы не представляют собой армию Организации Объединенных Наций, миротворцами в основном являются военнослужащие, наемные у стран-членов ООН, а в некоторых случаях гражданские лица, работающие в полиции или администрации .

В некоторых случаях эта операция по поддержанию мира может быть поручена международной организации, не связанной с системой Организации Объединенных Наций, или даже коалиции государств. Так, Совет Безопасности несколько раз давал мандат Организации Североатлантического договора (НАТО) или Экономическому сообществу западноафриканских государств (ЭКОВАС) через Экономическое сообщество западноафриканских государств Группой по наблюдению за прекращением огня (ЭКОМОГ) .

Резюме

Миротворцы могут быть загружены:

  • следить за соблюдением режима прекращения огня ;
  • разоружить и демобилизовать комбатантов;
  • для защиты гражданского населения ;
  • поддерживать порядок;
  • обучить местную полицию ;
  • в разминировании ;
  • защищать беженцев;
  • для обеспечения соблюдения прав человека.

В зависимости от мандата, предоставленного Советом Безопасности ООН , эти роли могут быть совмещены. Миротворческие силы организованы с 1992 года Департаментом операций по поддержанию мира .

Щелкните миниатюру для увеличения.


VAB в аэропорту Сараево в 1993 году


Итальянский солдат во время миссии ВСООНЛ в Ливане в 2007 году.


Японские солдаты в Южном Судане


Бригада оперативного вмешательства МООНСДРК патрулирует главную дорогу, ведущую из Саке в Кибати в провинции Северное Киву, 2013 год.

Источник

Первые миротворческие силы ООН были отправлены в 1948 году , и им было поручено следить за перемирием в арабо-израильской войне . Эти силы не были вооружены и присутствовали только в качестве наблюдателя.

Первое вооруженное вмешательство произошло в 1956 году во время кризиса на Суэцком канале . Она была создана после резолюции , представленной на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций по Canadian иностранных дел Лестера Б. Пирсона , который был удостоен Нобелевской премии мира в следующем году . Он был создан Генеральной Ассамблеей во исполнение Резолюции 377 (V) Союза по поддержанию мира или Резолюции Ачесона , в соответствии с которой ГА ООН обладает вспомогательной компетенцией по вынесению рекомендаций в области мира и международной безопасности, если Совет обнаруживает свою недееспособность, в частности, используя право вето одного из постоянных членов.

Эволюция трех принципов, регулирующих его вмешательство


Миротворческая миссия была основана на трех правилах, которых государства неукоснительно придерживаются и которые сформировали ее классическое определение:

  • согласие конфликтующих сторон на вмешательство;
  • беспристрастность миротворцев по отношению к присутствующим силам;
  • ограничение применения силы миротворцами только в целях самообороны . Не было и речи об открытии огня для установления мира. За заметным исключением миссии в Конго в 1960-1964 годах, где сила была эффективно использована для прекращения отделения государства Катанга , классическое понятие миротворчества руководило созданием миротворческих миссий ООН до начала 1990-х годов.

Затем эта доктрина была пересмотрена после нескольких массовых убийств , особенно в Руанде и Югославии , совершенных против гражданского населения в присутствии миротворцев.

С тех пор большинство ордеров разрешает применение силы, если гражданское население находится в опасности.

Миссии первого поколения

Эта категория так называемых миротворческих миссий первого поколения относится к традиционным или классическим способам действий. Обычно санкционированные Советом Безопасности ООН, они направлены на обеспечение соблюдения соглашения о прекращении огня, ранее подписанного между воюющими государствами. Этот тип миссий был наиболее распространен во время холодной войны.

Основные характеристики этих миссий:

  • Создано Советом Безопасности в соответствии с главой VI Устава ООН;
  • Вмешиваться в контекст конфликта между двумя государствами, признанными международным сообществом, тем самым исключая гражданские войны и революции;
  • Воюющие стороны подписали соглашение о прекращении огня до создания миссии и дали согласие на ее развертывание;
  • У миротворцев ООН есть мандат на создание буферной зоны между государствами в конфликте, чтобы избежать возобновления столкновений;
  • Миротворцы ООН нейтральны и беспристрастны перед лицом конфликта;
  • Пять постоянных членов Совета Безопасности (США, Франция, Великобритания, Китай и Россия) не участвуют в этих миссиях, чтобы избежать конфликта между великими державами. Эта функция частично вышла из употребления в конце холодной войны;
  • Миротворцы ООН - это в основном легковооруженные солдаты. Их правила ведения боя допускают применение силы только в целях самообороны.

Миссии второго поколения

Основные характеристики этих миссий:

  • Создано в соответствии с главой VII Устава ООН Советом Безопасности, которая разрешает применение принуждения в случае угрозы миру или нарушения мира;
  • Воюющие стороны больше не нуждаются в признании государства. Следовательно, становится возможным использовать их во время гражданских войн;
  • Миротворцы ООН могут вмешиваться в конфликты внутри государств;
  • Миротворцы ООН заняты созданием условий для мира, а не поддержанием мира, гарантированного соглашением о прекращении огня;
  • Согласие сторон больше не является обязательным условием для создания операции;
  • Миротворцы ООН больше не считаются нейтральными и беспристрастными;
  • Поскольку миротворцы ООН вмешиваются без согласия всех фракций, их иногда считают врагами, и они становятся мишенью.
  • Миротворцы ООН вмешиваются в зачастую враждебную среду, где их могут попросить открыть огонь, чтобы навязать свой мандат, их правила ведения боевых действий легче допускают применение силы;
  • В миссиях могут участвовать великие державы.

Миссии третьего поколения

Среди задач, которые часто выпадают на эти миссии:

  • Развертывание для предотвращения заражения через границы;
  • Стабилизировать конфликтные ситуации после прекращения огня и создать условия для прочного мира;
  • Помогите навести порядок и качество судебных процессов;
  • Следить за соблюдением прав человека и международного гуманитарного права;
  • Поддержание связи между принимающей страной, сторонами конфликта, как внутреннего, так и внешнего, включая региональные организации и НПО;
  • Отслеживать и сообщать о развитии ситуации в районе операции;
  • Защищать мирных жителей;
  • Содействовать безопасности человека, мерам укрепления доверия и договоренностям о разделении власти;
  • Поддержите заключение мирных договоров;
  • Поддержите переход государств или территорий, на которых осуществляется операция, к стабильному правительству, основанному на демократических принципах, надлежащем управлении и экономическом развитии.

Поколения мирных миссий и заглавная доктрина

Доктрина Capstone, появившаяся в 2008 году, концептуализирует действия ООН в отношении мира.

Бюджет

ООН выделяет "голубым каскам" бюджет. В 2021 году он составлял чуть менее 7 миллиардов долларов в год.

В 2017 году этот бюджет был сокращен на 7,2%, или на 600 млн долларов меньше, по запросу США.

Мемориал

Во Франции , мемориал был создан в коммунальном кладбище Mouzillon , где ежегодная церемония проходит в сентябре в память о 3500 военнослужащих , которые погибли на миссии Организации Объединенных Наций с 1948 года.

Споры

Солдаты, полицейские, а также гражданский персонал ООН регулярно привлекаются к случаям сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств (включая несовершеннолетних).

Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке.

Роль миссии заключалась в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами. Впоследствии эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП).

С тех пор ООН развернула более 70 операций по поддержанию мира, причем большинство из них были развернуты после 1988 года. За это время в операциях ООН по поддержанию мира приняли участие сотни тысяч военнослужащих, а также десятки тысяч полицейских ООН и других гражданских сотрудников из более чем 120 стран мира.

Более 3300 миротворцев ООН из почти 120 стран погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.

Первые годы

Миротворческая деятельность зародилась в те годы, когда противостояние сторон в холодной войне нередко парализовало деятельность Совета Безопасности.

Миротворческая деятельность сводилась главным образом к мерам по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня, стабилизации обстановки на местах и важнейшей поддержки политических усилий по мирному урегулированию конфликтов.

Peacekeepers walking in single file down a sand dune.

В состав первых миссий входили невооруженные военные наблюдатели и легко вооруженные военнослужащие, выполнявшие преимущественно функции по наблюдению, представлению докладов и осуществлению мер укрепления доверия.

Первыми двумя операциями Организации Объединенных Наций были Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) и Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП). Обе миссии, действующие до сих пор, служили примером осуществления операций по наблюдению и контролю, а их санкционированная численность не превышала нескольких сот человек. Военные наблюдатели ООН не имели оружия.

Первая миротворческая операция с вооруженным контингентом — Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН I) — была развернута в 1956 году в связи с Суэцким кризисом.

Развернутая в 1960 году Операция ООН в Конго (ОНУК) была первой крупномасштабной миссией, численность военного персонала которой в пиковый период составляла почти 20 тыс. военнослужащих. Опыт проведения ОНУК выявил опасности, связанные с попытками стабилизации ситуации в охваченных войной регионах: 250 миротворцев ООН погибли при исполнении обязанностей в этой Миссии, в том числе Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд.

В 1960-е и 1970-е годы Организация ООН учредила краткосрочные миссии в Доминиканской Республике — Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), в западной части Новой Гвинеи (Западный Ириан) — Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (СБООН) и Йемене — Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), а также приступила к долгосрочному развертыванию на Кипре — Вооруженные силы ООН на Кипре (ВСООНК) и на Ближнем Востоке — Вторые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН II), Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) и Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ).

Подъем после холодной войны

После окончания холодной войны стратегический контекст миротворческой деятельности ООН кардинальным образом изменился.

Two peacekeepers riding on the top of a truck driving down a dirt road.

За прошедшие годы изменился и характер самих конфликтов. Миротворческая деятельность ООН, которая первоначально осуществлялась как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, стала все больше распространяться на ситуации, связанные с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами.

В этот период миротворцы ООН все чаще привлекались к решению широкого спектра сложных задач — от оказания помощи в создании устойчивых институтов управления до контроля за соблюдением прав человека, реформирования сектора безопасности и обеспечения разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов.

Хотя военный персонал оставался стержнем большинства операций по поддержанию мира, участие в миротворческой деятельности стали принимать различные специалисты, в том числе:

  • администраторы;
  • экономисты;
  • юристы;
  • саперы;
  • наблюдатели за выборами;
  • наблюдатели за соблюдением прав человека;
  • специалисты по гражданским вопросам и вопросам управления;
  • гуманитарные работники;
  • эксперты по вопросам коммуникации и общественной информации.

1989−1994 годы: стремительный рост числа операций

После окончания холодной войны число операций по поддержанию мира резко возросло. Объединенный новым духом консенсуса и общим видением цели, Совет Безопасности в период 1989–1994 годов санкционировал в общей сложности 20 новых операций, что привело к увеличению численности миротворцев с 11 тыс. до 75 тыс. человек.

Цель операций по поддержанию мира в таких странах, как Ангола — Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I) и Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Камбоджа — Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Сальвадор — Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Мозамбик — Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ) и Намибия — Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), состояла в том, чтобы обеспечить:

  • оказание помощи в осуществлении всеобъемлющих мирных соглашений;
  • стабилизацию ситуации в области безопасности;
  • реорганизацию полиции и вооруженных сил;
  • выборы новых органов управления и формирование демократических институтов.

Середина 1990-х годов: период переоценки ценностей

Общие успехи, достигнутые прежними миссиями, породили надежды, которые превосходили возможности миротворческой деятельности ООН. Это особенно ярко проявилось в середине 1990-х годов, когда Совет Безопасности не смог предоставить полноценные мандаты или обеспечить миротворцев необходимыми ресурсами.

Миссии были развернуты в условиях непрекращающихся военных действий в таких районах, как бывшая Югославия — Силы ООН по охране (СООНО), Руанда — Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) и Сомали — Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), где не был установлен мир, который следовало поддерживать.

Эти три операции получили широкий резонанс и подверглись критике: миротворцы столкнулись с ситуацией, когда участники вооруженного конфликта не соблюдали мирные соглашения или когда сами миротворцы не получали достаточных ресурсов или политической поддержки. Число жертв среди гражданского населения продолжало расти и боевые действия не прекращались, что нанесло ущерб репутации миротворческой деятельности ООН.

Неудачи начала и середины 1990-х годов побудили Совет Безопасности ограничить число новых миротворческих миссий и приступить к самоанализу, с тем чтобы избежать подобных провалов в будущем.

Генеральный секретарь поручил провести независимое расследование [S/1999/1257] деятельности Организации Объединенных Наций в период геноцида в Руанде в 1994 году и по просьбе Генеральной Ассамблеи представил всеобъемлющую оценку событий [A/54/549] 1993–1995 годов, произошедших в Сребренице в бывшей Югославии. Были также тщательно проанализированы обстоятельства, приведшие к выводу миссии ООН из Сомали [S/1995/231].

Тем временем миротворцы ООН продолжали осуществлять долгосрочные операции на Ближнем Востоке, в Азии и на Кипре.

Непрекращающиеся конфликты в некоторых странах и регионах вскоре вновь подтвердили важную роль миротворческой деятельности ООН. Во второй половине 1990 х годов Совет санкционировал развертывание новых операций ООН в следующих странах:

  • Ангола — Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III) и Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА);
  • Босния и Герцеговина — Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ);
  • Хорватия — Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Временная администрация ООН для Восточной Славонии, Барайи и Западного Срема (ВАООНВС) и Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН);
  • Северная Македония — Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН);
  • Гватемала — Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА);
  • Гаити — Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ) и Гражданская полицейская миссия ООН в Гаити (ГПМООНГ).

На пороге XXI века: новые операции, новые вызовы

На пороге нового столетия ООН провела всесторонний анализ проблем, с которыми столкнулся миротворческий механизм в 1990-х годах, и приступила к его реформе. Цель реформы состояла в том, чтобы укрепить потенциал в сфере эффективного управления полевыми операциями и их поддержки.

Более глубокое осознание ограничений и возможностей миротворческой деятельности позволило ООН приступить к решению еще более сложных задач. Эта деятельность началась в 1999 году, когда ООН стала выполнять функции администрации в Косово в бывшей Югославии — Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Восточном Тиморе (ныне Тимор-Лешти) — Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), который в тот момент находился в процессе обретения независимости от Индонезии.

В последующие годы Совет Безопасности также санкционировал развертывание масштабных и комплексных операций по поддержанию мира в ряде африканских стран:

  • Бурунди — Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ);
  • Чад и Центральноафриканская Республика — Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ);
  • Кот-д’Ивуар — Операция ООН в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ);
  • Демократическая Республика Конго — Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК) и Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК);
  • Эритрея и Эфиопия — Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ);
  • Либерия — Миссия ООН в Либерии (МООНЛ);
  • Сьерра-Леоне — Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ);
  • Судан — Миссия ООН в Судане (МООНВС) в южной части страны, Смешанная операция Африканского союза — ООН в Дарфуре (ЮНАМИД) в Дарфуре, Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА) и Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан (МООНЮС);
  • Сирия — Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС).

Кроме того, чтобы возобновить жизненно важные операции по поддержанию мира и миростроительству, миротворцы вернулись в страны, где мир оказался слишком хрупким: в Гаити — Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ) и в Тимор-Лешти, недавно получивший независимость, — Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ).

В первое десятилетие нашего века миротворческий механизм ООН стал испытывать небывалые нагрузки, все чаще развертывая операции в удаленных районах в условиях оперативной неопределенности и нестабильного политического контекста.

Миротворческому механизму предстояло решить целый ряд сложных задач, включая осуществление наиболее крупных, дорогостоящих и постоянно усложняющихся миссий; разработку и реализацию жизнеспособных стратегий для миссий там, где уже достигнут определенный уровень стабильности; и сохранение готовности к действиям в ситуациях, когда будущие параметры операции и требования, которые должны выполнять миротворцы, остаются неопределенными.

С мая 2010 года в миротворческая деятельность ООН вступила в фазу консолидации. Впервые за десятилетие численность миротворцев начала немного уменьшаться в результате сокращения числа военнослужащих в составе Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) и свертывания Миссии ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ) в конце 2010 года.

Нынешняя ситуация

В настоящее время численность воинского, полицейского и гражданского контингента в 15 миссиях по поддержанию мира составляет более 110 тыс. человек, что отражает сокращение персонала и числа миротворческих миссий в результате мирных переходных процессов и восстановления дееспособных государств.

Однако сокращение численности персонала и числа миссий по поддержанию мира в прошедшие годы никоим образом не свидетельствует о том, что задачи, стоящие перед ООН, стали менее сложными. Возникновение новых конфликтов, распространяющихся за пределы государств и регионов, указывает на то, что полевые миссии, скорее всего, будут по-прежнему крайне востребованы и миротворческая деятельность останется одной из самых сложных оперативных задач ООН.

A peacekeeper serving food to a young boy.

Кроме того, сохраняется весьма широкое разнообразие сложных политических проблем, стоящих перед операциями по поддержанию мира, а также масштабов их мандатов, включая гражданский аспект. Все это свидетельствует о том, что в ближайшие годы определенные виды специальных сил и средств, включая полицию, останутся востребованными.

Современные многоплановые операции по поддержанию мира будут, как и прежде, содействовать политическому процессу, обеспечивать защиту гражданского населения, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, помогать в проведении выборов, защищать и поощрять права человека и способствовать восстановлению верховенства права.

Деятельность по поддержанию мира всегда отличалась высоким динамизмом и претерпевала изменения под влиянием новых вызовов.

В октябре 2014 года Генеральный секретарь ООН учредил состоящую из 17 членов Независимую группу высокого уровня по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира для проведения всеобъемлющей оценки нынешнего состояния операций ООН в пользу мира и потребностей, которые возникнут в будущем. В июне 2015 года Независимая группа представила доклад, содержащий ключевые рекомендации относительно будущих операций в пользу мира. В сентябре 2015 года Генеральный секретарь представил свой собственный доклад о выполнении этих рекомендаций и будущем операций в пользу мира.

Более подробный анализ наших текущих операций, нынешнего стратегического контекста и приоритетов, а также меняющихся вызовов, возникающих в контексте миротворческой деятельности на современном этапе, содержится в заявлениях, с которыми 20 октября 2016 года выступили в Четвертом комитете Генеральной Ассамблеи бывший заместитель Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира Эрве Ладсус и заместитель Генерального секретаря по полевой поддержке Атул Кхар.


Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Содержание

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединенных Наций (1945—1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.



Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.



ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента ее учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновленная ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки. [1]

Шлем и бронежилеты миротворцев ООН

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении Организации Объединенных Наций (ООН) для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон; беспристрастность; неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности ООН. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Начало миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Цель миссии состояла в наблюдении за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами.

Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.

Сегодня многопрофильные операции по поддержанию мира проводятся не только в интересах обеспечения мира и безопасности, но и в целях содействия политическому процессу, защиты гражданских лиц, разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, а также оказания помощи в организации выборов, защите и поощрении прав человека и восстановлении законности.

Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свою специфику, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи:

— развертывание сил для предотвращения конфликта или его перетекания через границы;

— стабилизация конфликтной ситуации после прекращения огня; создание условий для достижения соглашения об установлении прочного мира между сторонами;

— обеспечение осуществления всеобъемлющих мирных соглашений;

— оказание содействия странам или территориям в преодолении переходного периода и создании стабильного правительства на основе демократических принципов, эффективного управления и экономического развития.

С учетом характера проблем миротворцы ООН часто привлекаются к участию в мероприятиях, которые по сути относятся к категории миростроительства, в том числе к содействию решению задач в следующих областях:

— разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов;

— реформирование сектора безопасности и осуществление других мероприятий, связанных с обеспечением правопорядка;

— защита и поощрение прав человека;

— помощь в проведении выборов;

— поддержка мер по восстановлению и укреплению государственной власти;

— содействие социально-экономическому восстановлению и развитию.

Мандаты Совета Безопасности включают также ряд межсекторальных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира в соответствии со следующими важнейшими резолюциями Совета Безопасности: о женщинах и мире и безопасности (2000), в которой подтверждается важная роль женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов и в миростроительстве; о детях и вооруженных конфликтах (2005), в которой говорится, что защиту детей в условиях вооруженного конфликта следует рассматривать в качестве важного аспекта любой всеобъемлющей стратегии по разрешению конфликта; о защите гражданского населения в вооруженных конфликтах (2006).

Всего с 1948 года было проведено 69 операций по поддержанию мира. В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира. Общая численность персонала, служащего в них, составляет 125 396 человек. По состоянию на 31 марта 2015 года, военный и полицейский персонал, предоставленный 120 странами для участия в операциях по поддержанию мира, составляет 106 595 человек (военнослужащие — 91 962; полиция — 13 122; военные наблюдатели — 1781). Численность гражданского персонала по состоянию на 31 декабря 2014 года составляла 17 092 человека (международный персонал — 5 277; местный персонал — 11 678).

В операциях участвует 1846 добровольцев ООН (по состоянию на 31 марта 2015 года).

В текущих операциях погибло 1564 человека, а общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года составило 3348 человек.

С 1948 года посредством успешных операций по поддержанию мира ООН содействовала урегулированию конфликтов и достижению примирения в десятках стран, включая Камбоджу, Сальвадор, Гватемалу, Мозамбик, Намибию, Таджикистан и Тимор-Лешти.

Миротворческая деятельность ООН положительно повлияла на ситуацию и в других районах, где недавно завершились или все еще проводятся операции, в том числе в Сьерра-Леоне, Бурунди, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Гаити и Косове. Обеспечивая базовые гарантии безопасности и антикризисные меры, эти операции ООН оказали поддержку политическим реформам и содействовали становлению новых государственных структур.

Однако известны случаи, когда миротворческая деятельность ООН и в целом реакция на события международного сообщества были подвергнуты критике и признаны неадекватными, в частности в Сомали, Руанде и бывшей Югославии в начале 1990-х годов.

Расходы на операции по поддержанию мира Организации Объединенных Наций финансируются за счет всех государств-членов. Генеральная

Ассамблея соотносит расходы со ставкой взносов для операций по поддержанию мира с учетом экономического положения государств-членов, постоянные члены Совета Безопасности должны нести большую часть расходов с учетом их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

Утвержденный бюджет операций ООН по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года составляет около 7,06 миллиарда долларов. Для сравнения: это менее 0,5% от военных расходов во всем мире (которые составляли около 1747 миллиардов долларов в 2013 году).

Кроме того, многие страны добровольно на безвозмездной основе предоставляют дополнительные ресурсы на поддержку операций ООН по поддержанию мира в виде предоставления транспортных средств, оснащения, обеспечения персонала и финансовых взносов сверх установленной шкалы взносов на операции по поддержанию мира.



Сергей Вадимович, что такое миротворчество сегодня, в чем оно выражается и какие у него особенности?

К сожалению, у нас в стране не все представляют себе, что такое миротворчество. Это не мудрено, потому что и СМИ уделяют этому вопросу мало внимания. Вообще в мире нет единого определения миротворчества. Его нет даже в Уставе ООН. Но есть понимание миротворчества — это объединенные усилия человечества по устранению военных конфликтов.

Миротворческая деятельность имеет три фазы: доконфликтное миротворчество, миротворчество в процессе конфликтной ситуации и постконфликтное миростроительство. Первая фаза включает в себя превентивные меры, то есть весь набор средств, кроме военных, — дипломатию, политику, экономические меры. Затем проходит вторая, наиболее активная фаза — примирение двух сторон. После того как достигнуты соглашения, проводится миротворческая операция: либо операция по поддержанию мира, либо, если сторонам не удалось договориться, операция по принуждению к миру. После вооруженного конфликта наступает третья фаза — постконфликтное миростроительство. В рамках этой фазы принимаются меры по восстановлению государственного порядка, работы полиции и государственных органов. Операция по поддержанию мира может проводиться с согласия двух или хотя бы одной из сторон, а операция по принуждению к миру — это уже силовая акция, которая проводится только по решению Совета Безопасности ООН и подразумевает использование тяжелого вооружения.



Если раньше миротворческие операции проводились только под эгидой ООН, то сейчас существуют две модели: под эгидой ООН и под эгидой региональных организаций. Ни одна страна не может провести миротворческую операцию в одностороннем порядке. Еще одна особенность заключается в том, что все миссии отличаются друг от друга и мандаты каждой миссии разные. В одной миссии может быть наблюдение за соблюдением условий перемирия, в другой — введение войск в буферную зону для предотвращения столкновения. В этой связи дать определение миротворчеству сложно.

В то время, когда не было мобильных телефонов, связь велась исключительно по рации. Самым тяжелым курсом при подготовке был и остается радиообмен. Нужно выучить сотни аббревиатур на английском языке и научиться их понимать, поскольку в эфире идут помехи, звук нечеткий, и понять эти сокращения очень сложно. Нужно уметь водить все виды автомобилей, причем одной рукой, потому что вторая рука используется для того, чтобы разговаривать по рации.

Как Вы оцениваете участие России в миротворческих операциях ООН? В каких горячих точках сейчас служат российские миротворцы?



Представители Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН (МООВММООН) считают, что миротворчество — это важный инструмент решения многих внешнеполитических проблем, стоящих перед Россией. Оно влияет на имидж России за рубежом, позволяет участвовать в разрешении кризисных ситуаций в горячих точках и в целом увеличивает наше влияние в ООН. Если Россия не будет посылать миротворческие силы и занимать ключевые должности в миссиях ООН, то к ней никто не будет прислушиваться.

В чем заключаются основные проблемы, препятствующие взаимодействию России с другими странами в сфере миротворчества?

Зачастую миротворчество используется как фактор двойных стандартов, то есть под личиной проведения миротворческих операций то или иное государство нередко преследует свои собственные цели. Естественно, что стран много, и цели и задачи каждой страны могут расходиться. Возьмем последний пример с Украиной. Петр Порошенко хочет, чтобы на границе между Россией и Украиной была развернута миротворческая миссия. Москва говорит, что надо выполнять Минские соглашения, и никакой речи о миротворческой операции на Украине не ведется.

Почему еще возникают разногласия между странами? ООН строилась на нескольких основных принципах, включая принцип суверенитета, подразумевающий территориальную целостность, и принцип права наций на самоопределение. Эти два принципа постоянно входят противоречие друг с другом. Если следовать принципу о праве наций на самоопределение, первый принцип теряет силу и наоборот. Пока существуют противоречия между странами, единого мнения, конечно, не будет. Чтобы развернуть миротворческую миссию, необходимо решение Совета Безопасности, для чего нужно одобрение всех пяти постоянных членов Совбеза. Если Россия, США или, скажем, Франция против — они могут наложить вето и операция не состоится.

Беседовал Николай Маркоткин, менеджер по связям с прессой и правительственными структурами РСМД.

Читайте также: