Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Анастасия Сметанова

Автор: Самый Зелёный · Published 24.02.2019

Сочинение: Вишнёвый сад: драма или комедия? (по пьесе А.П. Чехова)

Автор: Самый Зелёный · Published 02.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 12.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Описание уличной жизни столицы начинается с первых страниц. В городе царит духота, сгущается летний смрад трактиров, откуда доносится грубая брань завсегдатаев распивочных. На нервную натуру героя эта картина оказывает глубочайшее воздействие: он становится еще несчастнее и злее. Обитатели города, впрочем, тоже не отличаются жизнелюбием и радушием. Повсюду царит атмосфера враждебности и конфликта. Родион даже ловит себя на мысли, что боится свою хозяйку: настолько глубоко въелась во взаимоотношения людей всеобщая неудовлетворенность. Горожане живут бедно, нужда следует за ними по пятам. Именно поэтому Раскольников решается на убийство: гнет столичных улиц затуманивает его разум. Он видит самоубийцу на мосту, пьяницу Мармеладова в трактире и слышит вокруг лишь жалобы на жизнь и упреки в адрес немногих счастливцев, которые устроились лучше ценою подлости.

Но есть в уличной жизни и чудеса, способные разбавить мрачность узких и вонючих переулков. Например, именно здесь встречается нам Соня Мармеладова, которая не запятнала душу пороком улицы. Будучи продажной женщиной, она все же смогла сохранить чистоту помыслов и доброту сердца. Своими силами героиня долгие годы содержала целую семью и спасла детей мачехи от голодной смерти. Она же выручает Раскольникова и направляет его к очищению и раскаянию. Именно такие святые люди встречаются на дне среди пьяниц и сумасшедших, блудниц и хапуг. Ради них читателю стоит посмотреть на жизнь петербуржской улицы по-другому.

Таким образом, уличная жизнь в романе представлена с разных сторон. С одной стороны, она наполнена грязью и желчью нищеты, безнадежностью социального дна. С другой, именно такая среда плодит святых мучеников, способных изменить этот мир к лучшему.

История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых гг. XIX века: рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, преступность, проституция — это явления действительности того времени.

С первых же страниц потрясают картины нищеты, страданий униженных и оскорбленных. Достоевский открывает мир тёмных углов большой столицы. Мы видим ужасные трагедии героев романа: пьяная 14-летняя девочка, сумасшедшая Катерина Ивановна, убийство лошади.

Внутренние драмы героев вынесены писателем на людные улицы Санкт-Петербурга. На улице приносит себя в жертву Сонечка, здесь же погибает Мармеладов, на мостовой истекает из-за потери крови Катерина Ивановна. Позднее и Раскольников раскается на Сенной площади. Из-за чего это происходит? Потому что у людей нет дома, тёплого домашнего очага, нет ограды внутри семьи. Герои блуждают по улицам, пытаясь преодолеть одиночество, иногда это даёт забвение, но не исцеление.

Жизнь города деформирует личность человека, отравляет его физически и духовно, извращает его чувства и страсти — таков вывод, к которому приходит Достоевский, наблюдая уличную жизнь северной столицы.

Именно такая, уличная жизнь Петербурга, описана на протяжении всего романа, начиная с первых его строк. Городская июльская духота, смрад, исходящий из трактиров, пьяная ругань и брань, повсюду несчастные лица людей. Все это сильно влияет на жителей города, в частности на главного героя романа Родиона Раскольникова.

Он неоднократно был свидетелем, отвратительных сцен происходящих на городских улицах: кто-то постоянно норовил его поддеть, толкнуть, снующиеся пропитые лица, самоубийцы на мосту, повсюду хаос и агрессия. Последней каплей, стала пьяная девица, которая еле держалась на ногах, и преследующий ее со злым умыслом мужчина.

Но как и у всего есть две стороны медали. Так и здесь, описать город, его уличную жизнь в темных красках, не было главной задачей автора. В любом городе есть свой лучик света в темном царстве. Этим лучиком стала Соня Мармеладова, светлый и добрый души человечек, которую не коснулась вся негативная атмосфера петербургских улиц. Будучи в самых низах петербургских улиц не по своей доброй воле, Соня своей чистой душой спасает главного героя, подводя его на путь раскаяния и очищения. Родиону посчастливилось встретить средь мрачных городских улиц свое спасение, через которое обретает надежду на спасение не только его самого, но и всего города.

Также читают:

Картинка к сочинению Уличная жизнь в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

27.01.1826 - Михаил Евграфович Салтыков (печатался как Николай Щедрин). родился в Тверская губерния (село Спас-Угол) в семье дворян.

Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.

Русский язык - мой родной язык. Каждый день мне приходится общаться с друзьями, не знакомыми людьми. Использование различных групп слов, определённой личностью, позволяет установить оценку о собеседнике.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили: Меньщикова Алена, Мельников Захар, Хренова Александра, Печенкин Валерий, Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает "в глубокую задумчивость", но от размышлений его отвлекает пьяный, которого провозили в это время по улице в телеге, и который крикнул ему: "Эй ты, немецкий шляпник". Раскольников не застыдился, а испугался, т.к. он совершенно не хотел бы привлекать ничьего внимания.

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем: описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его характер и делает намёки на замысел Раскольникова. Он чувствует отвращение ко всему окружающему и окружающим, ему некомфортно : "и пошёл, уже не замечая окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение" В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем: описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его характер и делает намёки на замысел Раскольникова. Он чувствует отвращение ко всему окружающему и окружающим, ему некомфортно : "и пошёл, уже не замечая окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние) На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду.

Переходя к художественному построению текста и художественным средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная : удар противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее дочери, реакция Раскольникова( "злобно заскрежетал и защелкал зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется" указывает на привычное отношение петербургской публики к "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель грошей на улице". Художественные средства направлены на усиление чувства одиночества Раскольникова и на отображение двойственности Петербурга. Переходя к художественному построению текста и художественным средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная : удар противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее дочери, реакция Раскольникова( "злобно заскрежетал и защелкал зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется" указывает на привычное отношение петербургской публики к "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель грошей на улице". Художественные средства направлены на усиление чувства одиночества Раскольникова и на отображение двойственности Петербурга.

Часть 2 гл.6 ( сцена на … мосту) В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся. Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям, собравшимся на мосту. Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина, пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским. "Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и безучастия." "Нет, гадко. вода. не стоит, - бормотал он про себя", как бы примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после увиденного.

Читайте также: