Искусство древней японии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Собираясь писать цикл статей о культуре и искусстве традиционной Японии, считаю нужным обозначить ключевые исторические этапы её развития.

Итак, территория Японии была заселена ещё в эпоху палеолита и культура, сформировавшаяся на этих островах, развивалась поступательно и непрерывно в течение нескольких тысячелетий, не зная глобальных потрясений, а также периодов упадка и разрушений. Приведу общепринятую периодизацию истории культуры Японии с краткими характеристиками каждого из указанных периодов:

Древняя Япония:

1. Палеолит - 40 – 13 тыс. до н. э. Культура этого периода была открыта не так давно (после второй мировой войны) и пока ещё остается малоизученной;

2. Период Дзёмон (неолит) – 13 тыс. до н.э. – III в. до н.э. Название получил из-за техники изготовления керамических сосудов, появившейся в то время. Отформованную глину перевязывали плетёной соломенной верёвкой (дзёмон). Во время обжига изделия эта верёвка сгорала, оставляя своеобразный орнамент на нём.

Условно историю древней Японии делят на 3 больших этапа, которые делятся на более мелкие исторические периоды (дзидай).

Исторические периоды Древней Японии

Первый этап: доисторическая Япония (первобытное общество)

Он включает в свой состав 3 периода: японский палеолит (не позже 40 тысячелетия до н. э. и до появления неолитических орудий 12 тысячелетия до н. э.); Дзёмон (с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э., начало создания керамических изделий). Соответствует мезолиту и неолиту;


Керамическое изделие III тысячелетия до н. э. Яёй (300 (900) г. до н. э. – 250 (300) г. н. э.). Соответствует бронзовому и железному векам.

Второй этап: формирование японской государственности

Он состоит из 2 периодов: Кофун (250 (300) — 538). Распространение культуры курганов и появление в районе Ямато одноименного японского государства.



Самое древнее деревянное сооружение мира – пятиярусная пагода храма Хорю-дзи, построенная принцем Сётоку

Этот этап делится на два периода: Нара (710-794). Период начался с восстановления столицы государства в современном городе Нара и закончился её переносом в современный город Киото. В этот период началась ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет буддийской культуры и поэзии.


Киото – культурная столица Японии

Древние столицы Японии - Киото и Нара

На протяжении 1200 лет Киото являлся столицей Японского государства и его основным культурным центром. Благодаря тому, что во время Второй мировой войны Киото почти не пострадал от бомбардировок, ему удалось сохранить а гораздо лучше, чем многим другим городам. Старинные виллы, дворцы, древние святыни и храмы здесь запросто соседствуют с маленькими деревушками, уютно расположившимися на склонах окружающих город холмов. Наслаждаясь удивительным пейзажем, в Киото также приобщаешься и к богатейшему историческому прошлому Японии.

Древние столицы Японии - Киото и Нара


Квартал Гион

История Киото

Период Дзёмон


Догу Во многих жилищах периода Дзёмон археологи обнаружили тщательно отделанные каменные ступы (исидзара), что свидетельствует о первых шагах в развитии земледелия, и длинные каменные жезлы (сэкибо) неизвестного назначения.

Период Яёй


Сосуд периода Яёй (I-III век н. э.)

Керамика периода Яёй стала более унифицированной и утилитарной (преобладали сосуды и другая утварь сугубо хозяйственного назначения), с более простым орнаментальным украшением Начались масштабные миграции с Корейского полуострова, которые принесли в Японию технику заливного рисоводства, производства бронзы и железа, шёлкоткачество.


Реконструкция типичного укрепления периода Яёй

Особенности живописи

Живопись в Японии зародилась поздно — в XI—XII вв. Сначала появилась школа Ямато-э. Полотном служили керамические сосуды. Кроме того, рисунки украшали следующие изделия:

Художественная культура древней японии

  • кимоно;
  • ширмы;
  • книги;
  • вееры;
  • стены дворцов.

Художники изображали героев древних мифов, сказаний, романов. Важно было передать не действия, а эмоции персонажей.

Живописцы вдохновлялись природой, окутывающей искусство тех времён. Сначала японцы направляли своих детей обучаться в Китай и Корею. Там они учились письменности и позаимствовали иероглифы. В VIII веке появились первые письменные памятники культуры.

Период Кофун (курганный)

Назван так по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа, что свидетельствует о социальном расслоении общества. Изучение курганов началось в XVII в. и к концу XX в. их было открыто более 10 тысяч. В период Кофун началось распространение буддизма, который в дальнейшем сыграл роль общегосударственной идеологии.


Курган периода Кофун (префектура Нара) В период Кофун на архипелаге начала распространяться письменность (китайские иероглифы, заимствованные из Кореи). Ярким образцом керамики периода Кофун являются ритуальные скульптуры ханива, в технологии изготовления которых прослеживается преемственность по отношению к керамике периода Яёй.


Ханива (V-VI в.) Сама же идея украшения погребений глиняными фигурами, призванными оберегать могилу от воздействия со стороны злых духов, вероятнее всего была заимствована из Китая. Также в период Кофун приобрела популярность керамика континентального типа суэ, которая имела пепельный цвет, изготовлялась на гончарном круге и обжигалась в специальной печи. Но широко применялась, в том числе в погребальных церемониях, и местная керамика хадзи – сосуды, изготовленные без применения гончарного круга.

Нара небольшой город

вид города


Первая постоянная столица Японии была основана в 710 году в Хейхо, городе, ныне известном как Нара (奈良). До этой даты столица перемещалась на новое место всякий раз, когда новый император вступал на престол.

Если вам просто не хочется осматривать достопримечательности, тогда туристы могут полностью расслабиться в одном из многочисленных парков Нары, погода обычно прекрасна.

Economist вычислил, Токио — самый безопасный город в мире

Период Хэйан

Назван по местонахождению новой столицы Хэйан-кё (современный Киото). Всё чаще вместо глины и лака ску́льпторы стали использовать древесину кипариса и камфорного дерева. Многие статуи периода Хэйан вырезались из цельного ствола вместе с пьедесталом, а потом тщательно обрабатывались и окрашивались.


Керамика периода Хэйан В горных районах Хонсю и Кюсю стали появляться первые скальные рельефы, изображающие буддийских божеств и охранителей местности (например, рогатые демоны возле Усуки).


Скальные рельефы в Усуки Изменения коснулись и алтарей: теперь в центре композиции вместо безмятежных фигур будд стали размещать многоголовых и многоруких божеств, призванных вызывать страх. Яркими примерами новых веяний в скульптуре являются многофигурный алтарь столичного храма То-дзи.


Алтарь храма То-дзи В живописи раннего периода Хэйан наиболее значимым явлением было создание мандал, которые выполнялись либо на шёлке, либо в виде фресок на стенах.


Иллюстрация в жанре ямато-э Ямато-э – школа японской живописи, сложившаяся в XI-XII вв. при императорской Академии художеств. Для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией.

Климат в Наре

Погода в Наре похожа на другие районы Хонсю. Зимой прохладно, температура около 0-10 градусов. Летом гораздо жарче, ​​температура около 30 градусов. Ночью становится прохладней, около 20-25 градусов. Если вы ищете город с хорошей погодой летом, настоятельно рекомендуется Нара.

Просмотры: 2 098

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV в. практически отсутствуют. Внешний вид строений древней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.




Тории святилища Ицукусима В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Начиная с середины VI в. в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в совместимости с природой. Синтоистские храмы украшались декоративными элементами, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями. Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи в городе Нара, построенный принцем Сётоку в 607 г.


Золотой зал и пагода в Хорю-дзи (607 г.) Примером храмовой архитектуры XIII в. служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара, построенный в 745 г. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.


Главный зал храма Тодай-дзи В эпоху Хэйан архитектурные сооружения украшались различными фигурками.


Украшение на крыше храма Хоодо Бёдо-ин – буддийский храм в городе Удзи, недалеко от Киото. Он основан в 998 г., но поначалу был виллой семейства Фудзивара, а потом преобразован в храм. Знаменит Павильоном Феникса, посвящённым Будде Амиде, который был построен в 1053 г. на острове пруда. В 1052 г. комплекс стал буддийским храмом.


Фениксовый зал Бёдо-ин

Влияние других цивилизаций

Художественная культура Древней Японии создавалась под воздействием ближайших стран. Японцы с удовольствием сотрудничали с другими народами. Китай и Корея сильно воздействовали на развитие и формирование просвещённости и искусства Японии. Убеждения её жителей прошли долгий путь. Сегодня можно долго изучать традиции, народное творчество, письменность, архитектуру и скульптуру японцев.

Основная черта художественной культуры Японии — постижение гармонии с природой. Это учение взято из китайской мудрости. Природа помогает обрести душевный баланс, исцелить разум, тело, получить покой и счастье. Японцы трепетно чтут свои традиции. В этом они немного похожи на англичан.

Живопись

Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от евро­пей­ской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.

Что такое японский пейзаж


Хаттори Нанкаку. Пейзаж. Период Эдо, не позднее 1759 года Wikimedia Commons

Как читать свитки

Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организа­ции пространства в изображении. В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.


Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art

Почему дома изображены без крыш

Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.


Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art

Каллиграфия


Хакуин Экаку. Доблесть. Период Эдо, середина XVIII века The Metropolitan Museum of Art

Практически все принципы дальневосточной живописи так или иначе приме­нимы к произведениям каллиграфии — искусству красивого письма. Первая причина этого родства лежит в общности материалов и инструментов письма и живописи. Кисть и тушь, бумага или шелк диктуют одни и те же особенности визуального языка: мазок, формирующий абрис гор или ствол бамбука, мало чем отличается от черты в написании иероглифа. В письме и живописи движе­ния руки художника одинаковые. Также одинаково мастер регули­рует толщину и яркость линии или пятна нажатием на кисть, скоростью пись­ма, насыщением кисти водой.

Вторая причина — сложная природа иероглифа. Иероглиф обладает формой, цветом, композиционной связью с форматом произведения и другими эле­мен­тами изображения. Как письменный знак, восходящий к пикто­грамме — схема­тизированному, упрощен­ному изображению реального объекта, — он сохра­няет далекую связь с формой предмета или природ­ного явления (и наибо­лее близкими к пикто­грамме остаются иероглифы, обозначающие устойчивые при­родные формы: гору, воду, огонь, человека и другие). Как знак письмен­нос­ти он обладает фонетическим звучанием и значением, которое связано с целым рядом литературных, религиозных или философских ассоциаций.

Системы почерков: кайсё, гёсё и сосё


Шестистворчатая ширма с каллиграфией китайской поэзии в стиле гёсё. Япония, XIX век Naga Antiques Gallery

Каллиграф Дальнего Востока создает каллиграфическое произведение, не просто чтобы зафиксировать смысл, но чтобы выразить и воплотить идею отдельного слова, целого стихотворного или прозаического произведения. При этом, как правило, он связан устоявшимися формами письменных знаков: основой каллиграфии является система почерков, каждый из которых обладает смысловыми нюансами и соответствует замыслу автора.

Иероглифическая письменность пришла в Японию из Китая. Чтобы приспо­собить ее к японскому языку, к концу первого тысячелетия были созданы две слоговые азбуки — хирагана и катакана, которые дополняли иероглифические тексты. Знаки письменности хирагана, часто встречающиеся в каллиграфии наравне с иероглифами, составляли особый связный стелющийся текст, кото­рый у великого мастера ХVII века Хонъами Коэцу превращает строки стихов в продолжение свисающих побегов плюща или травы и кустарник, в которых пасутся олени.

  • Влияние других цивилизаций
  • Становление архитектуры
  • Древняя скульптура
  • Особенности живописи
  • Мировоззрение японцев
  • Основные тенденции развития
  • Самураи и гейши
  • Театр и искусство

Каковы особенности японской художественной культуры позднего средневековья

Влияние других цивилизаций

Художественная культура Древней Японии создавалась под воздействием ближайших стран. Японцы с удовольствием сотрудничали с другими народами. Китай и Корея сильно воздействовали на развитие и формирование просвещённости и искусства Японии. Убеждения её жителей прошли долгий путь. Сегодня можно долго изучать традиции, народное творчество, письменность, архитектуру и скульптуру японцев.

Основная черта художественной культуры Японии — постижение гармонии с природой. Это учение взято из китайской мудрости. Природа помогает обрести душевный баланс, исцелить разум, тело, получить покой и счастье. Японцы трепетно чтут свои традиции. В этом они немного похожи на англичан.

Художественная культура японии

Становление архитектуры

На формирование такого традиционного вида искусства японцев, как архитектура, повлиял буддизм, пришедший из Китая. В китайском стиле строились дворцы, монастыри, храмы. В стране начали появляться первые изображения Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Всё это впитала в себя архитектура тех времён.

Старшеклассникам полезно узнать, каковы особенности японской художественной культуры позднего Средневековья. В архитектуре тех времён соединялись иностранные черты, органично смешанные с местными особенностями. Возле храмов и дворцов всегда находился прекрасный сад. Для росписи этих сооружений использовались лаконичные, но яркие краски.

Архитектура японии

Нужно отметить влияние на японскую архитектуру местной природы. Архитекторы отобразили в своих творениях капризный, прекрасный, сокрушающий и ломающий мир. Они не возводили величественных построек, которые впечатляли бы своими размерами и сложностью.

Предпочтение отдавалось простым и понятным сооружениям, где не было ничего лишнего, только изящные линии. При строительстве использовали дерево. Для домов сооружались специальные каркасы. Чтобы в жильё не попадала влага, возводилась воздушная подушка между землёй и полом. В домах, храмах и дворцах всегда были прочные колонны для поддержки зданий во время землетрясений.

Нетрадиционными были окна древних построек. Вместо них использовали отверстия, на которые натягивали ткань или белое полотно, пропускающее внутрь лучи света. Любую стену, кроме несущей, можно было раздвинуть, снять, заменить. Проектирование менялось легко. Комнат в помещении было немного. Крышу делали широкую и прочную, чтобы предохранить жилище от дождливой и ветреной погоды, палящего солнца и холода.

Древняя скульптура

В японских царских курганах учёные находят фигурки воинов, животных, жрецов, слуг. Эти находки относят к III—V столетиям. В VIII веке стали появляться статуи для украшения дворцовых храмов. Они изготовлялись из глины, дерева, бронзы, лака. Развитие страны поспособствовало появлению скульптур божеств.

В эти же годы появился скульптурный портрет. В IX веке создавались божества с множеством лиц и рук. Это связано с появлением в религии различных сект. Особой популярностью пользовались скульптуры, вылитые из лака.

Особенности живописи

Живопись в Японии зародилась поздно — в XI—XII вв. Сначала появилась школа Ямато-э. Полотном служили керамические сосуды. Кроме того, рисунки украшали следующие изделия:

Художественная культура древней японии

  • кимоно;
  • ширмы;
  • книги;
  • вееры;
  • стены дворцов.

Художники изображали героев древних мифов, сказаний, романов. Важно было передать не действия, а эмоции персонажей.

Живописцы вдохновлялись природой, окутывающей искусство тех времён. Сначала японцы направляли своих детей обучаться в Китай и Корею. Там они учились письменности и позаимствовали иероглифы. В VIII веке появились первые письменные памятники культуры.

Мировоззрение японцев

Гармония с природой для японцев — необходимость. Они учились у мира, а не воевали с ним. Через совершенствование окружающей среды люди улучшались сами. Жизнь в мире с природой гармоничная, иначе человек не может достичь равновесия.

Даже боевое восточное искусство было связано с окружающим миром. Некоторые удары похожи на повадки и движения зверей:

Художественная культура японии

Японцы всегда верны своим традициям. Тот, кто нарушал ритуалы, считался изменником. Здесь верят в замкнутый круг всего живого. Считается, что собственную судьбу невозможно и не нужно менять.

Основные тенденции развития

Культурная революция Страны восходящего солнца проходила в несколько этапов. Особенно Япония расцвела во времена сегуната Эдо (XVII—XVIII столетия). Позже культура приобрела более консервативные и традиционные черты. Основные направления древней и современной японской цивилизованности:

Художественная культура японии

Культура японии

  1. Возникновение жанров литературы хокку, хайку и танка. Сегодня их применяют поэты разных стран.
  2. Глубокие, лаконичные, эффектные гравюры.
  3. В семьях младшие уважают старших.
  4. Женщины имеют подчинённое положение в семье. Они должны быть изящными, заботливыми, ответственными, тихими и покорными домохозяйками.
  5. Японцы постоянно ищут изящество и привлекательность не только в искусстве, но и в повседневности.
  6. Излюбленным жанром считаются комиксы и карикатура.
  7. Писатели, художники, скульпторы и архитекторы используют в своём творчестве гротеск и страсть.
  8. Произведения архитектуры очень грациозные. Расположение каждого предмета продумано и спланировано чётко.
  9. Япония богата двумя исключительными и редкими театральными жанрами Кабуки и Но.
  10. Поп и панк-музыканты используют древние традиционные инструменты.
  11. Книги писали женщины японским шрифтом. Китайские иероглифы использовали только мужчины.
  12. Японский язык очень сложный, его не удастся выучить быстро. На его формирование повлияли философские и религиозные взгляды, политическая система.

Культурная жизнь Японии насквозь пронизана эстетикой, оригинальностью и самобытностью.

Самураи и гейши

С VII по XIII век формировался отдельный класс феодалов и военных, выходцев из знатных родов. В это сословие входили мелкие дворяне, у которых не было родового титула и богатства. Они служили императору, чем добивались званий, определённого положения в обществе. Этому классу давали земельные участки. Так в Японии появились самураи. Подобных людей не было больше нигде. Это своеобразные средневековые рыцари, служившие знати и аристократам. Некоторые из них становились важными фигурами в стране.

Гейша

Самураи придерживаются дзе-буддизма и специального кодекса чести. Все его правила нужно выполнять беспрекословно. Самураи обучаются военному делу и мастерству, получают высшее образование.

Целостной частью японского общества являются гейши. У этих женщин своеобразные макияж и причёска. Они хорошо поют, устраивают чаепития, развлекают гостей, поддерживают разговор, флиртуют.

Театр и искусство

Некоторые виды искусства применяют во всём мире. Современникам нравится делать оригами — поделки из бумаги. Также популярной во флористических мастерских является икебана. То же самое можно сказать и о бонсае — искусстве выращивания карликовых деревьев.

Театр китая

Ещё в древности зародился японский театр. Он очень многоликий и многогранный. Самые прославленные подмостки — Кабуки, где в главных ролях выступают мужчины. Женщины в коллективе отсутствуют. Когда идёт представление, зрители сидят в наушниках, через которые объясняется происходящее на сцене действие.

Национальная архитектура, театр и искусство доказывают, что культура Японии разнообразная. Благодаря многогранности и самобытности она столетиями остаётся уникальной и не страдает от иностранного влияния.

Читайте также: