Гигиенические традиции в древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно древним источникам медицина зародилась в Индии, именно древние индийцы внесли огромный вклад в развитие медицины и хирургии. Первых врачей в Индии называли целителями и врачевателями, они и положили начало развитию медицинской науки, способам лечения, которые позже активно перенимали европейцы.

Самые первые медицинские тексты были собраны в священных Ведах, которые были составлены еще в IX веке до н. э. В период браминов появляются первые медицинские трактаты выдающихся врачей того времени Чарака и Сушруты, данные труды являются аюрведическими.

Атхарваведа – Веда заклинаний, считается последней из четырех самхит.

Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Вся медицина древней Индии базировалась на следующих знаниях:

  • флегма во вселенной и в человеке представляет собой мягкое вещество и действует как смазка, покрывает все неровные и шероховатые поверхности, отвечает за движение;
  • желчь – это стихия огня, она отвечает за поддержание нужной температуры в организме, поддерживает работу сердечной мышцы и отвечает за функционирование пищеварительной системы;
  • самые важные первоэлементы – это слизь, воздух и желчь, при их дисбалансе человек начинает болеть, чем сильнее дисбаланс, тем серьезнее заболевание.

Готовые работы на аналогичную тему

Хирургия в древней Индии

В древней Индии получила свое развитие хирургия. Операции проводили в специальных помещениях, хирургические инструменты содержались в специальных деревянных коробочках. Сегодня сложно представить, но операции в древней Индии проходили в идеальной чистоте, хотя на тот момент у древних врачей не было такого понятия как санитарные нормы и антисептики.

Особый интерес для истории медицины представляют собой древние медицинские инструменты, древние индийские кузнецы делали их очень острыми и удобными при держании в руке. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и некоторые видов насекомых, их зубы и когти и стали образцом для игл и скальпелей.

Перед тем как начать операцию хирург прокаливал инструменты в огне или обдавал кипятком, также их натирали разными травами.

При переломах древние хирурги использовали неподвижные повязки, вытяжения и бамбуковые шины, раны сшивали пеньковыми и льняными нитями. Умели индийские лекари останавливать кровотечения при помощи холода и золы. Анастезии и обесболивающих средств в те времена не было, чтобы уменьшить боль использовали белену, вино, гашиш и опиум.

Здесь же получила свое развитие и пластическая хирургия (именно в том виде, в котором мы сейчас ее себе представляем) индийские хирурги восстанавливали покалеченные носы и уши, в дальнейшем многие европейские врачеватели специально приезжали в Индию для того чтобы обучиться искусству пластической хирургии.

Вершиной развития оперативной хирургии в Индии стало проведение операций по удалению катаракты и лечение глазных болезней, в то время большое внимание уделяли здоровью глаз, глаз считался одним из самых главных органов человека.

Врач как профессия

Здесь мнения историков расходятся, согласно одним источникам профессия врача в Древней Индии считалась почетной, их уважали и боготворили.

По другим источникам, несмотря на большие достижения в лечении людей врачи были никак не защищены юридически и считались низшей кастой.

Эту версию подтверждают Дхармашастры, написанные в 6-5 веке до нашей эры. В них четко говорится о том, что профессия врача считается не чистой, полагалось, что они загрязняют места своего обитания, едят и пьют не чистую воду, их не приглашали на важные церемонии, даже приравнивали к проституткам.

Дхармашастры – древние индийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.

В основном, заслуги врачей перед жителями Индии признавались царем и местными чиновниками, но не более, чем заслуги остальных профессий.

Древнеиндийские медицинские центры

В древности в Индии были созданы специализированные центры по предоставлению медицинских услуг, часто они располагались при монастырях и храмах. Город Таксила был одним из центров медицинского образования в Древней Индии, ученик проходящий там обучение должен был владеть теоретическими знаниями и уметь применять теорию на практике.

После завершения обучения учитель собирал всех своих учеников вместе, после давал им свои специальные наставления. Право на врачевание (лицензию в современном понимании) выдавал раджа.

Несмотря на кастовую систему позже в древней Индии начинают действовать правила, по которым врач не мог брать оплату с бедных, брахманов и друзей, но при этом, если богатый человек отказывался платить, за лечение с него взималась часть его имущества. Были наказания и для врачей, так за неправильно назначенное лекарство и лечение врачу могли выписать штраф.

История медицины древней Индии свидетельствует о том, что для древней индийской культуры главной чертой было почитание знаний. Из многих стран именно в Индию съезжались врачеватели и целители, которые помимо медицины изучали математику, астрономию, философию.

В результате следует отметить, что несмотря на очень низкую по тем временам зарплату и ущемление в правах со стороны властей, аюрведические врачи вполне успешно лечили людей и оставили богатое медицинское наследие своим последователям и преемникам в виде комментариев к основным древним аюрведическим текстам, по которым учат и воспитывают врачей с древних времен и до нашего времени.

Здоровье в традициях Древней Индии | Эхо истории


Бассейн в Мохенджо-Даро, древнейший из известных
в настоящее время. Середина III тысячелетия до н.э.

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

ДРЕВНЕЙШИЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

На территории древней Индии располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан.

Самая древняя рабовладельческая цивилизация в этом регионе — хараппская культура — сформировалась на территории Пакистана в долине реки Инд. В III тысячелетии до н.э. здесь начали возводить первые города из обожженного кирпича: Мохенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро.

Строились они по заранее разработанному плану, что свидетельствует о высоком уровне гигиенических знаний и традициях сохранения здоровья в древней Индии.

Город Мохенджо-Даро был сооружен по меньшей мере в XXV веке до н. э. Его площадь составляла около 2,5 квадратного километра, а число жителей, по подсчетам ученых, колебалось от 35 до 100 тысяч человек.

Прямые улицы Мохенджо-Даро, ориентированные с запада на восток и с юга на север, являют собой первый в истории пример планировки города.

Дома из обожженного кирпича — двух- или трехэтажные, в них было до 30 комнат. В городе имелись мастерские, зернохранилище (его размеры 61x46 метров), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения (колодцы, бани, бассейн, система для отвода нечистот) — древнейшие из известных в настоящее время гигиенических сооружений мира.

Самое замечательное из них — общественная купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12 метров, шириной 7 метров и глубиной около 3 метров.

Дно бассейна покрыто битумом, притом так тщательно, что водонепроницаемость его сохраняется в течение четырех с половиной тысячелетий.

С двух сторон в бассейн ведут лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим.

По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах города имелись колодцы выложенные обожженным кирпичом; их диаметр достигал 1 метра. В больших домах строились собственные колодцы; помещения, где они находились, были тщательно вымощены.

Здоровье в традициях Древней Индии | Эхо истории


Иллюстрация индийского метода удаления катаракты.

В каждом каменном доме отводилась комната для мытья и омовений. В одном из ее углов был водосток; через толщу стены трубы выходили в водосточную систему города, которая, по замечанию английского индолога А. Бэшема, представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации.

Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снять при осмотре и чистке системы.

Глубина уличных каналов составляла 50-60 сантиметров, размеры магистральных труб достигали 2 метров, и человек, следивший за их состоянием, мог свободно в них передвигаться.

Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые плотно притертыми крышками.

Все это, говорит о высокой культуре древнейшей цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства.

Здоровье в традициях Древней Индии | Эхо истории


Буддийский рельеф из Бхархута: гиганту удаляют
зуб, прибегая к помощи слона. II век до н.э.

ИСКУСНЫЕ ХИРУРГИ

Первая посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 индийских лекарственных средствах.

Вторая — трактат о хирургии, где описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Индийские хирурги, не имея представления об антисептике и асептике, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструмента.

Изготовлялись хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Наточенные так, что ими можно было разрезать волос, они хранились в специальных деревянных коробках.

Согласно медицинским текстам врачеватели древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице.

Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

Не менее блистательна и операция удаления помутневшего хрусталика — катаракты.

Особой областью врачевания считалось родовспоможение, которому Сушрута также уделял большое внимание.

В его труде описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при неправильном предлежании, например, поворот плода на ножку (описанный также римским врачом Сораном во II веке н.э.), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца), даны также советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни.

Искусство оперативного лечения в древней Индии было самым высоким в истории древнего мира — ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства.

ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА

Согласно древним легендам, одной из 14 драгоценных вещей, созданных богами путем смешения земли и моря, был ученый-врачеватель. Его положение в обществе было весьма высоким, но и требования к нему предъявлялись большие.

Распространено мнение о том, что основы врачебной этики были заложены в Древней Греции и сконцентрированы в клятве древнегреческих врачей, названной впоследствии именем Гиппократа (впервые она была записана в III веке до н. э. учеными города Александрии спустя сто лет после смерти Гиппократа).

Однако задолго до этого в древней Индии существовала проповедь, которую учитель искусства врачевания произносил перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения.

Право врачебной практики давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики. Особенно строго преследовалось неправильное лечение.

Согласно Законам Ману, за неправильное лечение животных врачеватель выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий — средний, а царских чиновников — высокий штраф.

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество.

В наши дни, когда вопросам врачебной этики уделяется все большее внимание, обращение к наследию древних, их традициям, выработанным в течение тысячелетий, весьма актуально, — медицина древней Индии на протяжении всей истории оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины во многих регионах земного шара.

Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.

Искусство врачевания под названием "Аюрведа"(что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Г анг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - "Чарвака-самхита" и "Сушрута-самхита". Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.

Индийские хирурги, не имея представления об асептике и антисептике, сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Изготавливались хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить еще в глубокой древности.

Инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были наточены так остро, что ими можно было разрезать волос.

Согласно дошедшим до нас медицинским текстам, врачи древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они умели восстанавливать уши, носы, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, и европейские хирурги даже учились у индийских искусству ринопластики (т.е. восстановлению утраченного носа). Этот способ, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием “индийского метода”.

Столь же ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего хрусталика глаза. Надо сказать, что хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение. Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.

Древние индийцы рассматривали человека в тесной связи с окружающим миром, который, по их мнению, состоял из "пяти стихий" - земли, воздуха, огня, воды, эсрира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие "трех субстанций" - воздуха, огня, воды, носителями которых в организме считались "три жидкости" (слизь, желчь и воздух). В соответствии с этим здоровье понималось как результат равномерного смешения жидкостей и уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений; соответственно и тактика лечения была направлена прежде всего на восстановление нарушенного равновесия. С этой целью широко использовались диета, опорожняющие средства (рвотные, слабительные, потогонные) и хирургические методы лечения.

Диагностика древнеиндийских врачей основывалась на опросе больного, исследовании температуры тела, цвета кожи и языка, характера выделений, тембра голоса, шумов в легких. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи и которое не было известно даже древним грекам.

Особой областью врачевания у индийцев считалось родовспоможение. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при его неправильном положении, операция кесарева сечения (которая применялась только после смерти роженицы для спасения младенца).

Большое значение в Древней Индии придавалось гигиене, как общественной (благоустройство жилищ и населенных мест, создание водопровода, канализации и других санитарно-технических сооружений), так и личной (красоте и опрятности тела, чистоте жилища). Гигиенические навыки были закреплены в “Предписаниях Ману”:

". Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой. ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, протереть глаза и почтить богов''.

Традиции древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Право заниматься врачебной практикой в Индии давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики, которая требовала, чтобы врачеватель, "который желает иметь успех в

практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой или зонтиком, в особенности же избегал болтовни. '

Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно существовавшим в те времена “Предписаниям Ману”, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачу присуждалось все их имущество.

Итак, что же нового появилось в медицине рабовладельческого общества по сравнению с медициной первобытно-общинного строя ?

* На основе народной медицины возникает храмовая медицина

* Народная медицина перерастает в профессиональную,

врачи-профессионалы занимают видное место в обществе и получают признание со стороны государства

* Появляются первые семейные медицинские школы, в которых глава семьи, имеющий врачебный опыт, передает его своим детям. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы. Материал накапливается, удерживать его в голове становится все труднее, и поэтому он записывается на папирусы и глиняные таблички, которые можно считать первой в истории человечества медицинской литературой.

* Происходит накопление данных о строении человеческого тела

* Появляются совершенно новые представления о причинах болезней

* Происходит зарождение теоретических основ медицины

* Изменяются представления о природе человека

* Совершенствуется лечение внутренних болезней

* Развивается гигиеническая деятельность

Таким образом, народы, населявшие территорию Древнего Востока, обладали значительными знаниями и практическими навыками в области терапии, хирургии, акушерства, гигиены, лечебного применения лекарственных растений. Древние врачи получили новые сведения о строении человеческого тела, изменили представления о природе человека, развили своеобразные формы медицинской помощи и тем самым оказали большое влияние на дальнейшее развитие медицины.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Врачевание классического периода

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение 'припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Периодизация истории и врачевания

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Философские основы китайской медицины

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют ф-ии сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли БяньЦюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе.Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса.со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается ХуаГо. (141—208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Читайте также: