Устойчивый туризм это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Устойчивый туризм – это туризм, который не оказывает негативного влияния на природу и местных жителей. Для развития устойчивого туризма Всемирная Туристическая Организация и ЮНЕП в 2005 году описали 12 целей, которые можно использовать в качестве ориентира.

Экономическая жизнеспособность

Туристические маршруты и предприятия должны быть жизнеспособны и конкурентоспособны. Организовывать их следует так, чтобы они могли функционировать и приносить пользу в долгосрочной перспективе. Другими словами, устойчивый туризм должен приносить выгоду не только ежеминутную, но и долгосрочную для тех, кто им занимается.

Местное благополучие

Туризм должен способствовать экономическому благополучию принимающих регионов. Значительная доля расходов туристов должна оставаться в принимающем регионе. Неустойчивый туризм использует местные ресурсы и при этом никак не содействует местному благополучию. Это разрушительный туризм – из-за него страдают экосистемы и местные жители. В устойчивом туризме турист, например, не только платит турфирме, но и оплачивает услуги местного населения.

Качество рабочих мест

Следует увеличивать количество местных рабочих мест и повышать их качество. Под качеством рабочих мест имеются в виду условия труда и его доступность для всех без дискриминации по полу, расе, ограниченным возможностям или другим признакам.

Социальная справедливость

Следует стремиться к более справедливому распределению экономических и социальных выгод от туризма в принимающем сообществе. Бедные слои населения должны иметь доступ к экономическим возможностям и достойному доходу. Доходы от туризма должны быть справедливо распределены среди местного населения.

Удовлетворение посетителей

Туристы должны иметь возможность получить в своих путешествиях безопасный и удовлетворительный жизненный опыт без какой-либо дискриминации по полу, расе, ограниченным возможностям или иным признакам.

Местный контроль

Местные сообщества должны быть вовлечены в планирование и управление туризмом. Местное население, местная власть и представители общественности должны активно участвовать как в распределении выгод от туризма, так и в создании условий для туризма. Это позволит снизить негативные воздействия туризма и повысить его чувствительность. Негативное воздействие туризма на окружающую среду особенно ощущается на местном уровне. Местный контроль позволяет выявить это негативное воздействие и что-то предпринять, чтобы избежать негативных для природы последствий туризма.

Процветание местных сообществ

Туризм должен организовываться так, чтобы в местных сообществах улучшалось качество жизни. Устойчивый туризм способствует развитию социальных структур, даёт местным жителям более обширный доступ к ресурсам и не допускает социальной деградации или эксплуатации.

Культурное богатство

Устойчивый туризм стремится сохранить и развивать историческое наследие, культуру и традиции принимающих сообществ. Это позволит туристам знакомиться с местными культурными особенностями и поможет избежать исчезновения местных культур.

Физическая целостность

Следует поддерживать и повышать качество городских и сельских ландшафтов и не допускать физического и визуального ухудшения окружающей среды. Устойчивый туризм сохраняет целостность туристических объектов, культуру и природу, чтобы будущие поколения тоже могли заниматься качественным туризмом.

Биологическое разнообразие

Необходимо поддерживать консервацию природных зон, ареалов обитания и дикой природы и минимизировать наносимый природе ущерб.

Туризм – даже если он напрямую не связан с природой и даже если он устойчивый – в той или иной степени оказывает воздействие на окружающую среду. Когда планируются какие-то туристические маршруты или разрабатываются новые туристические продукты, важно учитывать сохранение биологического разнообразия.

Туризм не должен наносить вред природному разнообразию, живым существам или экосистемам. Доказано, что, например, в Альпах туристы со всех концов мира на своих вещах привозят семена, которые попадают в землю и прорастают. Это меняет местную экосистему. Такие явления необходимо минимизировать как силами самих туристов и туристических компаний, так и силами местного населения.

Эффективное использование ресурсов

Туризм должен использовать как можно меньше ограниченных и невозобновляемых ресурсов. Следует поддерживать такие туристические компании, которые в своей деятельности используют возобновляемые источники энергии: например, энергию ветра и солнца. Это важно не только в туризме, но и в современном развитии в целом.

Экологическая чистота

Туристические предприятия и туристы должны производить как можно меньше отходов, которые загрязняют воздух, воду и землю. Идеал, к которому должен стремиться устойчивый туризм, – это оставлять территории, которые посещают туристы, в их нетронутом состоянии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Должны уточнить, что в этом обзоре даются достаточно базовые вещи – для тех, кто только начинает открывать для себя этот путь. О более продвинутых проблемах устойчивого туризма мы поговорим позже.

Что такое устойчивый туризм?

Часто можно услышать, что у устойчивого туризма нет четкого определения и каждый понимает его по-своему. Но если говорить понятными словами – это способ управления туристическими проектами, при котором все хорошее и ценное после нас остается также следующим поколениям.

Говоря про устойчивое развитие, следует держать в голове три главных сегмента: социально-культурную сферу, экологию и экономику. Устойчивый туризм получается тогда, когда все эти три части эффективно работают вместе.

Если говорить еще более простыми словами, устойчивый туризм – это когда все довольны.

Довольны туристы, потому что получают классный опыт. Довольны местные, так как туристы развивают их культуру и помогают им зарабатывать, но при этом не мешают течению местной жизни. Довольна окружающая среда – так как ей никто не вредит, и богатства природы остаются на много поколений вперед. А также доволен бизнес – он зарабатывает на всем этом деньги.

Какой тип туризма может быть устойчивым?

Любой тип путешествий – бизнес-путешествия, отдых с семьей, экотуризм – может быть устойчивым, если отвечает определенным критериям, поддерживающим устойчивое развитие.

Есть официальная организация, которая отвечает за стандарты устойчивого развития. Это Global Sustainable Tourism Council, созданная при поддержке ООН. На их сайте опубликован список критериев, по которому можно определить, является ли тот или иной трэвел-проект устойчивым.

Управление устойчивым туризмом с точки зрения бизнеса

Чтобы создать действительно устойчивый тревел-бизнес, начинать надо с себя. Сначала мы смотрим на собственный офис – все ли там отвечает стандартам устойчивого развития. Сюда входит и инклюзивность, и зарплаты сотрудникам, и отказ от одноразового пластика.

Следующий уровень – наши туристические продукты и цепочка поставок. Мы должны сознательно подходить к тому, как мы выбираем поставщиков и какие продукты предлагаем пользователям. Третий уровень – социальные инициативы. Это и поддержка местного населения, и экологические проекты – например, уборка пляжа сотрудниками компании.

Все это должно работать вместе, одного пункта недостаточно.

Цели устойчивого туризма

Устойчивый туризм помогает решать сразу много проблем.

Овертуризм и андертуризм

Первое – это когда в каком-то городе туристов становится слишком много. Это не нравится самим туристам, потому что никто не хочет постоянно находиться в толпе. И не нравится местным жителям, потому что все выходит из-под контроля, везде появляется мусор, шум.

С другой стороны, андертуризм – это когда туристов очень ждут, но они не приезжают. Многие города инвестировали в инфраструктуру, придумали туристические проекты, но посетителей все равно недостаточно, хотя их деньги городу помогли бы.

Поэтому одна из целей устойчивого туризма – сбалансировать эти тренды. Чтобы туристов было достаточно везде, но не слишком много. Каждый город должен сам определить свои ограничения максимальной вместительности.

Изменения климата

Туризм отвечает почти за 10% выбросов углерода в атмосферу. Почему это волнует туризм? Если меняется климат, меняются природные условия, а с ними меняются и наши туристические продукты. На горнолыжных курортах, например, может не быть снега, и продавать туда туры у нас уже не получится.

Когда мы говорим про изменения климата, мы думаем в первую очередь про транспорт. И он действительно сильно влияет на выбросы углерода, хотя другой очень важный фактор изменения климата – производство еды и в частности мяса. Например, мы едем в Египет, но нас там кормят мясом, которое прилетело из Латинской Америки. Это мясо оставило большой углеродный след за счет перевозки на другой континент, не говоря уже про огромные затраты ресурсов на его производство.

В прошлом году туроператоры объединились в ассоциацию Tourism Declares Climate Emergency, где начали рассказывать, что они конкретно делают, чтобы справляться с изменениями климата.

Права животных

Обычно о правах животных мы рассуждаем с позиции туриста, наблюдателя. Если мы фотографируемся с тигром или катаемся на слоне – нам кажется, что животному мы таким образом не вредим. Но тут важно то, чего мы не видим. Чтобы животные вели себя с туристами послушно, их часто кормят наркотиками и избивают. Мы не должны этого допускать.

Доступная среда

Доступная среда для людей с ограниченными возможностями – это не только вопрос гуманности. Ее создание актуально с точки зрения продаж, так как помогает путешествовать нескольким поколениям вместе. Нужно создавать удобные условия и для детей, и для их бабушек в инвалидной коляске.

Права человека, условия труда

Мы думаем, что это проблема развивающихся стран, хотя часто сами ее усугубляем. Существует такое понятие, как white saviorism. Вкратце, это когда белый человек помогает чернокожему бедному населению – в основном не для того, чтобы сделать лучше их жизнь, а чтобы самому почувствовать себя хорошо. Посидел среди бедных африканских детей, сфотографировался с ними и чувствует себя так, как будто спас весь мир. Хотя детям от этого больше вреда, чем пользы. Иногда такие фотографии используются для маркетинга, чтобы продавать какие-то туристические продукты.

Сохранение культурного и природного наследия

Туризм влияет на сохранение местной культуры. Важно, чтобы он мог ее поддерживать, так чтобы и через несколько поколений она жила.

Не менее важно использовать местные материалы. Там, где доступно дерево, строить гостиницы из дерева. Там, где доступен мрамор, использовать мрамор. В деревне с маленькими домиками не нужно строить гостиницу на 30 этажей – важно вписывать все в ландшафт.

Природа и местное сообщество – те продукты, в которые стоит инвестировать.

Хорошо ли продается устойчивый туризм?

Тема устойчивого туризма стала очень популярной в последние годы. Согласно недавним опросам*, 91% туристов считают важным путешествовать этично. Возможно, они не готовы самостоятельно организовывать такие поездки, но ожидают от компаний и гостиниц они ожидают, что те все сделают правильно. 70% опрошенных туристов говорят о том, что отдадут приоритет отелю, соблюдающему экологические нормы.

Проблемы маркетинга в устойчивом туризме

Избегайте также гринвошинга. Это когда вы один раз сделали какой-то проект, направленный на устойчивое развитие, но сто лет про него рассказываете. Но и не склоняйтесь к гринхашингу – это когда вы стараетесь быть очень ответственным, но никому про это не говорите.

Лекция Анулы Галевска прошла в рамках Travel Startup Lunch, которое организует сообщество Travel Startups, объединяющее тревел-предпринимателей. Сообщество существует с 2012 года, на сегодняшний день насчитывает более 18 000 участников.

Видео версия лекции:

Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в курсе новостей из мира туризма и технологий.

Новое на сайте

В Британии началось строительство первого в мире аэропорта для беспилотников

Читать

Как выглядит десятка cамых дорогих проектов по строительству аэропортов

Читать

Аэропорт Хитроу представил план развития на следующее десятилетие

Читать

2020 год вывел все "подводные камни" глобального туризма на поверхность. Города с наиболее популярными туристическими маршрутами и природа будто "выдохнули" на время, а тренд на "эко" стал ещё более выраженным во многих сферах, в том числе и в туризме.

Нагрузка на туристических маршрутах резко выросла в последние десятилетия по 3-м причинам: авиаперелеты стали доступнее, людей стало гораздо больше, уровень доходов людей из развивающихся стран стал достаточен, чтобы ездить далеко и часто.

Ещё только 50 лет назад под определение "турист" попадали только 25 млн человек по всему миру, сейчас эта цифра уже составляет 1.18 миллиарда человек. Соответственно, выросла и нагрузка на общество и экосистемы.

Так в чем же разница?

Экотуризм предполагает путешествие непосредственно на природу , в процессе которого туристы 1) ответственно относятся к окружающей среде и не способствуют её разрушению (не рубят деревья, не мусорят) 2) поддерживают благополучие местного населения (покупки в местных магазинах) 3) включает в себя элементы обучения (экопросвещение)

Устойчивый туризм - более широкое понятие, это направление включает в себя все виды туризма , а не только природного, когда туризм положительно влияет на экономику, общество и окружающую среду, а все его негативные эффекты сведены к минимуму.

Реализация социальной и экономической устойчивости локального туризма, как правило, лежит на плечах государства и местных властей, так как требует разработки программ по развитию туризма с учетом местных особенностей региона, а также значительных расходов. За экологическую устойчивость туризма зачастую ответственны сами компании и ИП, обслуживающие туристов.

Влияние на экономику

Устойчивый туризм п оложительно влияет на развитие локальной экономики, способствует развитию малого предпринимательства, создает рабочие места, при этом не создавая локального ущерба экономике. При этом ситуация, когда более половины местных жителей зарабатывают только за счет турпотока, создает опасность для локальной экономики. Так, последствия пандемии в 2020 проявились наиболее разрушительно в тех регионах, где люди массово остались без работы из-за высокой доли занятости населения в туризме.

Влияние на общество

Большой поток туристов сопряжен с увеличением нагрузки на инфраструктуру , транспорт, экологию, особенно в городах. Инфраструктура быстрее изнашивается и требует ремонта; высокий транспортный поток создает неудобства для местных жителей из-за повышения уровня шумового и атмосферного загрязнения.

Например, местные жители Амстердама уже неоднократно высказывались об ограничении турпотока, поскольку качество жизни в городе из-за овертуризма сильно ухудшилось. 2020 стал поворотной точкой в спорте с властями, - в Амстердаме уберут бордели и кофешопы из центра города.

Влияние на экологию

Экологическая сторона устойчивого туризма прежде всего учитывает грамотное использование ресурсов - воды, электричества, продуктов питания, а также следствие их использования - производство отходов. Следовательно, устойчивый туризм предполагает снижение локального влияния по этим показателям.

Как мы можем измерить устойчивый туризм?

Для измерения прогресса в направлении устойчивости в туристическом секторе обычно используются следующие показатели:

  • Потребление электроэнергии в киловатт-часах на квадратный метр обслуживаемой площади;
  • Расход пресной воды в литрах или кубических метрах на человека за ночь;
  • Производство отходов (кг и/или литры на гостя в сутки).

Сопоставляя показатели эффективности с конкурентами, компании участвуют в устойчивом развитии, одновременно извлекая ощутимые экономические выгоды от внутренних улучшений.

Таким образом, экологически устойчивый туризм предполагает повышение эффективности использования ресурсов с опорой на данные и трекинг изменения прогресса, а не только на экопросвещение.

Путешествовать более осмысленно и при этом приносить пользу или как минимум не вредить — таков главный принцип устойчивого туризма. Компании, которые разделяют принципы устойчивого туризма, отталкиваются при создании своих продуктов и сервисов от этого запроса туристов. Концепция, которая целенаправленно продвигается во всем мире уже полтора десятка лет, в России пока только начинает развиваться. Но участники рынка говорят, что у страны есть все шансы развивать новый тренд на устойчивый туризм.

Rusbase выяснил, какой вклад туристы вносят в развитие территорий и как Москва может стать мировым центром устойчивого туризма.

Устойчивый туризм, несмотря на относительно недавнюю историю термина, оброс множеством мифов. Есть два главных заблуждения, связанных с этим понятием. Первый миф гласит, что такой вид туризма – только для экоактивистов и волонтеров. Второй утверждает, что устойчивый туризм – это не бизнес, а разновидность альтруизма, то есть он не должен приносить прибыли. Оба утверждения ошибочны.

Спрос на устойчивость в туристических услугах растет во всем мире и в России в том числе, говорят участники рынка. Рядовые горожане требуют от местных властей ставить во дворах контейнеры для раздельного мусора, автомобилисты всё чаще интересуются электрокарами, а туристы отказываются от путешествий самолетами и хотят, чтобы в отелях использовались возобновляемые источники энергии. И бизнес реагирует на эти изменения.

Классический туризм подразумевает массовость. Массовость нарушает баланс. Так же, как мы двигались от массовой продукции к тому, что мы сейчас хотим фермерских продуктов, в туризме это тоже следующий этап развития.

Читайте также: