Иоханнес иттен биография кратко
Обновлено: 04.07.2024
Всем привет! Если вы хотя бы отдалённо знакомы с дизайном или живописью, то наверняка слышали об Иоганнесе Иттене - одном из самых главных теоретиков цвета, изобретателя цветового круга и проч и проч. Время раскрыть вам чуть больше информации об этом неординарном человеке!
Немного биографии
Герой сегодняшнего повествования родился под Берном в Швейцарии в 11 ноября 1888 года. Окончил учительскую семинарию и Школу изящных искусств в Женеве, после которой поступил на естественно-математический факультет Бернского университета. Занимался живописью, вначале самостоятельно, а в 1913 годах — в мастерской педагога А. Хельцеля в Штутгарте. С открытием Баухауса Иттена приглашают возглавить отделение живописи. О том, каких высот добился Иоганнес в преподавании я с радостью расскажу вам в другой статье, если вам интересна история Баухауса и теории цвета, а пока давайте посмотрим на то, что и как рисовал человек, который развил теорию цвета до того уровня, который мы знаем и сейчас!
Творчество Иттена
Учитывая особенности жизненного и творческого пути Иттена, нетрудно догадаться, что вся его живопись так же посвящена поиску не столько образу, сколько композиции и цветовой гармонии, которые лучше всего раскрываются в абстрактной живописи, которой он увлекался до начала карьеры в Баухаусе. Давайте посмотрим на часть его работ!
Иоганнес Иттен — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.
Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью.…
Иоганнес Иттен — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.
Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью. Вокруг Иттена сложилась большая группа близких ему по духу педагогов и студентов.
Вдумчивый исследователь и чуткий к индивидуальности воспитатель, свои теоретические и педагогические взгляды и саму систему подготовки художников, И. Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных на многих языках. Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах. Как и в российском ВХУТЕМАСе, И. Иттен, вместе с другими создателями Баухауса, стремился преодолеть старый узкокорпоративный подход в обучении художников, развить у них мастерство свободного владения формой и цветом как основными, универсальными инструментами изобразительного творчества.
Основой курса Иттен считал учение о контрастах, он давал студентам задания на выявление и визуализацию атрибутивных оппозиций типа большое-малое, непрерывное- прерывистое, динамичное-статичное и т. п., при выполнении которых студент должен был двигаться от „чувственного представления к мыслительной объективации”, а от нее - к формообразующему синтезу.
Композиция и компоновка, ритмика и законы пространства изучались на основе анализа работ мастеров XIV-XVI веков, таких как Гёте, Леонардо да Винчи, Ван Гог, Анри Матисс, Эжен Делакруа, Рембранд, Поль Сезанн, Жорж Сера, Диего Веласкес и других.
Во второй половине 50-х годов 20-го века Иттен уходит со всех постов и полностью отдается живописи и подготовке к публикации своих педагогических трудов. В 1911 году вышла в свет книга “Искусство цвета”, а в 1913-м - “Мой пропедевтический курс в Баухаузе”. В 1914 году на большой персональной выставке в цюрихском Доме искусств была показана ретроспектива всего художественного творчества Иттена, затем выставка демонстрировалась во многих европейских городах.
11 ноября родился швейцарский художник и теоретик искусства Иоханнес Иттен (1888 —1967). Искусствовед Ксения Бандорина рассуждает о том, почему теория цвета эксцентричного преподавателя Баухауса определила развитие моды и дизайна на столетие вперед
Неоспоримая внутренняя связь цвета и формы — красного с квадратом, синего с кругом, а желтого с треугольником — кажется, существовала вечно. И даже модная в наше время тенденция в плоскостной раскраске стен, которую демонстрируют сегодня в своих работах самые актуальные дизайнеры, основана именно на этих постулатах. В том же, что они приобрели такое значение в последние годы, к 100-летию Баухауса, есть своя закономерность.
Именно Иоханнес Иттен (Johannes Itten), педагог, автор цветового форкурса в знаменитой школе, сформулировал логичный и структурированный подход к использованию цвета в дизайне.
Согласно теории Иттена, все цвета делятся на две базовые группы: хроматические (локальные цвета солнечного спектра) и ахроматические (белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого).
Особенности этих цветовых отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые и сформулировал Иттен: по цвету, по светлоте, по цветовой температуре, по насыщенности, по контрасту дополнительных цветов, по занимаемой площади и по симультанному контрасту.
Сейчас это кажется таким очевидным, что мы не задумываемся о том, что учению Иттена чуть меньше ста лет. Смелость современного дизайнера, использующего эти правила, будь то Доротея Мейлихзон (Dorothée Meilichzon), Татьяна фон Штейн (Tatiana von Stein) или Гейл Нунан (Gayle Noonan), конечно же, подпитана успешными экспериментами таких легенд дизайна и искусства, как Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).
Так почему же сегодня снова на слуху эта система? Прошло 60 лет — и это определенный культурологический цикл, новый виток переосмысления моды середины прошлого века. Проверим: Иттена от Лорана отделяет столько же лет, сколько легендарную цветовую коллекцию кутюрье от сегодняшнего дня.
Бренды-трендсеттеры, такие как Vitra, Cassina, cc-tapis и др., в дизайне своих стендов на ведущих международных выставках и в своих коллекциях активно используют прием колор-блокинга — ярких и контрастных цветовых сочетаний. Сильные, вызывающие, активные, как манифест группы Memphis в 1980-х, монохромные цветовые выкрасы стен можно встретить сегодня и в дизайне интерьеров, в первую очередь, бутиков, кафе, салонов. Работы Индии Мадави (India Mahdavi), студии Sella Concept и Хайме Айона (Jaime Hayon) — красочное тому подтверждение.
Прием, казалось бы, прост, но позволяет решать множество задач, помимо создания wow-эффекта. Во-первых, это быстро, что важно для любого интерьерного обновления. Во-вторых, это универсальный способ зонирования пространства — он понятен для всех посетителей на интуитивном уровне: каждая зона имеет свой цвет.
А 100% простые несмешанные цвета (именно их применяют в колор-блоке) идеально формируют настроение — массовое увлечение психологией цвета в интерьере последние несколько сезонов стало главным инструментом дизайнеров и декораторов. Многие пошли дальше и экспериментируют со сложными оттенками цветов, что радикально отличается от теории цвета Баухауса, а вместо модернистской ясности пространства приобретают современную эмоциональность, а порой — драматизм.
После этого Иттен был одним из ведущих учителей знаменитой Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз, открывал частные школы для художников и архитекторов в Вене и Берлине , для текстильщиков в Крефельде , был директором Школы прикладного искусства в Цюрихе , написал две книги , которые стали настольными учебниками для художников во всем мире — но всю жизнь оставался гениальным сельским учителем , который не исправляет ошибки в сочинениях. И до сих пор этот его педагогический метод революционен и возмутителен для школьных инспекторов и прочих чиновников от образования.
Учитель, художник и ремесленник
Сначала Иоганнес Иттен был именно учителем , успел несколько лет поработать и уже позже начал изучать живопись и писать свои картины. Иттена , как одаренного педагога , классическое образование в художественной школе в Женеве полностью разочаровало. Он уже подумывал было вернуться в село и продолжать читать детские сочинения , но тут случились несколько сильных живописных впечатлений ( путешествие по Голландии и посещение выставки художников Зондербунда) — и сельским мальчишкам и девчонкам сильно не повезло. Иттен к ним больше не вернулся.
На самом деле в это время Иоганнеса больше увлекает творчество , но во времена голода , разрухи и войны учительство его элементарно кормило и давало возможность покупать краски для собственных живописных упражнений.
Читайте также: