Иоханнес иттен биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Всем привет! Если вы хотя бы отдалённо знакомы с дизайном или живописью, то наверняка слышали об Иоганнесе Иттене - одном из самых главных теоретиков цвета, изобретателя цветового круга и проч и проч. Время раскрыть вам чуть больше информации об этом неординарном человеке!

Немного биографии

Герой сегодняшнего повествования родился под Берном в Швейцарии в 11 ноября 1888 года. Окончил учительскую семинарию и Школу изящных искусств в Женеве, после которой поступил на естественно-математический факультет Бернского университета. Занимался живописью, вначале самостоятельно, а в 1913 годах — в мастерской педагога А. Хельцеля в Штутгарте. С открытием Баухауса Иттена приглашают возглавить отделение живописи. О том, каких высот добился Иоганнес в преподавании я с радостью расскажу вам в другой статье, если вам интересна история Баухауса и теории цвета, а пока давайте посмотрим на то, что и как рисовал человек, который развил теорию цвета до того уровня, который мы знаем и сейчас!

Творчество Иттена

Учитывая особенности жизненного и творческого пути Иттена, нетрудно догадаться, что вся его живопись так же посвящена поиску не столько образу, сколько композиции и цветовой гармонии, которые лучше всего раскрываются в абстрактной живописи, которой он увлекался до начала карьеры в Баухаусе. Давайте посмотрим на часть его работ!

Иоганнес Иттен — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.

Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью.…

Иоганнес Иттен — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.

Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью. Вокруг Иттена сложилась большая группа близких ему по духу педагогов и студентов.

Вдумчивый исследователь и чуткий к индивидуальности воспитатель, свои теоретические и педагогические взгляды и саму систему подготовки художников, И. Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных на многих языках. Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах. Как и в российском ВХУТЕМАСе, И. Иттен, вместе с другими создателями Баухауса, стремился преодолеть старый узкокорпоративный подход в обучении художников, развить у них мастерство свободного владения формой и цветом как основными, универсальными инструментами изобразительного творчества.
Основой курса Иттен считал учение о контрастах, он давал студентам задания на выявление и визуализацию атрибутивных оппозиций типа большое-малое, непрерывное- прерывистое, динамичное-статичное и т. п., при выполнении которых студент должен был двигаться от „чувственного представления к мыслительной объективации”, а от нее - к формообразующему синтезу.

Композиция и компоновка, ритмика и законы пространства изучались на основе анализа работ мастеров XIV-XVI веков, таких как Гёте, Леонардо да Винчи, Ван Гог, Анри Матисс, Эжен Делакруа, Рембранд, Поль Сезанн, Жорж Сера, Диего Веласкес и других.

Во второй половине 50-х годов 20-го века Иттен уходит со всех постов и полностью отдается живописи и подготовке к публикации своих педагогических трудов. В 1911 году вышла в свет книга “Искусство цвета”, а в 1913-м - “Мой пропедевтический курс в Баухаузе”. В 1914 году на большой персональной выставке в цюрихском Доме искусств была показана ретроспектива всего художественного творчества Иттена, затем выставка демонстрировалась во многих европейских городах.

11 ноября родился швейцарский художник и теоретик искусства Иоханнес Иттен (1888 —1967). Искусствовед Ксения Бандорина рассуждает о том, почему теория цвета эксцентричного преподавателя Баухауса определила развитие моды и дизайна на столетие вперед

Неоспоримая внутренняя связь цвета и формы — красного с квадратом, синего с кругом, а желтого с треугольником — кажется, существовала вечно. И даже модная в наше время тенденция в плоскостной раскраске стен, которую демонстрируют сегодня в своих работах самые актуальные дизайнеры, основана именно на этих постулатах. В том же, что они приобрели такое значение в последние годы, к 100-летию Баухауса, есть своя закономерность.

На вкус и цвет: Иоханнес Иттен (фото 1)

Именно Иоханнес Иттен (Johannes Itten), педагог, автор цветового форкурса в знаменитой школе, сформулировал логичный и структурированный подход к использованию цвета в дизайне.

Согласно теории Иттена, все цвета делятся на две базовые группы: хроматические (локальные цвета солнечного спектра) и ахроматические (белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого).

Особенности этих цветовых отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые и сформулировал Иттен: по цвету, по светлоте, по цветовой температуре, по насыщенности, по контрасту дополнительных цветов, по занимаемой площади и по симультанному контрасту.

Сейчас это кажется таким очевидным, что мы не задумываемся о том, что учению Иттена чуть меньше ста лет. Смелость современного дизайнера, использующего эти правила, будь то Доротея Мейлихзон (Dorothée Meilichzon), Тать­яна фон Штейн (Tatiana von Stein) или Гейл Нунан (Gayle Noonan), конечно же, подпитана успешными экспериментами таких легенд дизайна и искусства, как Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).

Так почему же сегодня снова на слуху эта система? Прошло 60 лет — и это определенный культурологический цикл, новый виток переосмысления моды середины прошлого века. Проверим: Иттена от Лорана отделяет столько же лет, сколько легендарную цветовую коллекцию кутюрье от сегодняшнего дня.

Бренды-трендсеттеры, такие как Vitra, Cassina, cc-tapis и др., в дизайне своих стендов на ведущих международных выставках и в своих коллекциях активно используют прием колор-блокинга — ярких и контрастных цветовых сочетаний. Сильные, вызывающие, активные, как манифест группы Memphis в 1980-х, монохромные цветовые выкрасы стен можно встретить сегодня и в дизайне интерьеров, в первую очередь, бутиков, кафе, салонов. Работы Индии Мадави (India Mahdavi), студии Sella Concept и Хайме Айона (Jaime Hayon) — красочное тому подтверждение.

Прием, казалось бы, прост, но позволяет решать множество задач, помимо создания wow-эффекта. Во-первых, это быстро, что важно для любого интерьерного обновления. Во-вторых, это универсальный способ зонирования пространства — он понятен для всех посетителей на интуитивном уровне: каждая зона имеет свой цвет.

А 100% простые несмешанные цвета (именно их применяют в колор-блоке) идеально формируют настроение — массовое увлечение психологией цвета в интерьере последние несколько сезонов стало главным инструментом дизайнеров и декораторов. Многие пошли дальше и экспериментируют со сложными оттенками цветов, что радикально отличается от теории цвета Баухауса, а вместо модернистской ясности пространства приобретают современную эмоциональность, а порой — драматизм.

Иоганнес Иттен

Иоганнес Иттен. Дома в Швейцарии

После этого Иттен был одним из ведущих учителей знаменитой Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз, открывал частные школы для художников и архитекторов в Вене и Берлине , для текстильщиков в Крефельде , был директором Школы прикладного искусства в Цюрихе , написал две книги , которые стали настольными учебниками для художников во всем мире — но всю жизнь оставался гениальным сельским учителем , который не исправляет ошибки в сочинениях. И до сих пор этот его педагогический метод революционен и возмутителен для школьных инспекторов и прочих чиновников от образования.

Учитель, художник и ремесленник

Сначала Иоганнес Иттен был именно учителем , успел несколько лет поработать и уже позже начал изучать живопись и писать свои картины. Иттена , как одаренного педагога , классическое образование в художественной школе в Женеве полностью разочаровало. Он уже подумывал было вернуться в село и продолжать читать детские сочинения , но тут случились несколько сильных живописных впечатлений ( путешествие по Голландии и посещение выставки художников Зондербунда) — и сельским мальчишкам и девчонкам сильно не повезло. Иттен к ним больше не вернулся.

На самом деле в это время Иоганнеса больше увлекает творчество , но во времена голода , разрухи и войны учительство его элементарно кормило и давало возможность покупать краски для собственных живописных упражнений.

Читайте также: