Иоанн дамаскин житие кратко

Обновлено: 05.07.2024

Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске - столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.

В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.

Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться от основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось - римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.

Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г.
Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.

Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.

Служба у халифа

Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с приемным братом Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы.

Монашество

Прп. Иоанн Дамаскин
Прп. Иоанн Дамаскин
Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Прот. Г. Флоровский пишет: "Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты". Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

Кончина

Согласно Минее святой Иоанн на Константинопольском Соборе 753-754 года обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив, преставившись около 780 года в возрасте 104 лет и будучи погребенным в Лавре святого Саввы [2]. Святитель Димитрий Ростовский в своих Житиях указывает тот же возраст и время кончины около 777 года. Однако протоиерей Георгий Флоровский говорит что:

"Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года.

Место погребения

Почитание

Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина. Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Санкт-Петербург
Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина. Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Санкт-Петербург
Несмотря на великое значение его трудов, о жизни преподобного Иоанна мы знаем немного, так как известные нам его жития были составлены в XI веке, и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) святые мощи преподобного Иоанна были перенесены в Константинополь.

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в Лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

18 сентября 2013 года в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь был передан ковчег со шуйцей (левой рукой) преподобного Иоанна Дамаскина [6].

Молитвы

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 3 (из греческой Минеи) [7].

Це́ркве орга́н боже́ственный,/ цевни́ца благознамени́тая стра́ха Бо́жия/ показа́лся еси́, Иоа́нне всехва́льне:/ те́мже светово́диши ми́ра концы́/ му́дрых уче́ний твои́х осия́ньми:/ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивоборца́ Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем – Кре́ст Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Литература

Использованные материалы

[1] См. обсуждение вопроса даты кончины в тексте.

[2] Минея - Декабрь, т. 1, Изд. Московской Патриархии.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.


Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.


Икона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений.

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.


Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Житие преподобного Иоанна Дамаскина

Сочинения


Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на послания апостола Павла, которыми, возможно, пользовались епископ Икумений и блаженный Феофилакт Болгарский.

Иоанну приписывается житие Варлаама и Иоасафа, но, по утверждению протоиерея Георгия Флоровского, оно было составлено ещё в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.

Иоанн родился в христианской семье

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в мусульманском Дамаске, в христианской семье. Христиан в городе к тому времени осталось немного, их притесняли и преследовали. Это повлияло на биографию святого, ведь он рос там, где было трудно стать христианином.

год рождения Преподобного Иоанна Дамаскина

Дед и отец будущего святого служили при дворе верховного правителя — халифа, но никогда не изменяли своей христианской вере и воспитывали Иоанна в традициях истинного христианства. Долго искал отец Иоанна достойного учителя и наставника своему сыну.

Он хотел, чтобы наставник передал отроку мудрость и глубину Священного Писания, чтобы вера христианская стала тем живительным источником, из которого сын будет черпать силу, сострадание и любовь.

Наконец с невольничьего рынка привели в дом пленного инок из Италии, который обладал обширными познаниями в Священном Писании и точных науках. Он и стал наставником и учителем Иоанну и его приёмному брату Косьме.

Господь наделил Иоанна Дамаскина неординарными способностями, потому отрок с лёгкостью постигал богословие, философию, математику, астрономию, стихосложение.


Преподобный Иоанн Дамаскин с приёмным братом Косьмой — епископом Маюмским

В искусстве

Преподобный Иоанн был послушником в лавре Саввы Освященного

Чудесное исцеление Иоанн Дамаскин принял за знак посвятить жизнь Господу, а потому, раздав бедным всё, что имел, стал послушником монастыря Саввы Освященного в Иудейской пустыне. К этому времени Иоанн написал несколько богословских трудов и церковных песнопений, однако его духовный наставник в монастыре запретил новому послушнику заниматься этим, так как считал, что подобный запрет необходим для усмирения гордыни.

Иоанн смиренно повиновался, но однажды в порыве милосердия, уступив настоятельным просьбам инока, удручённого смертью брата, написал в утешение ему надгробные тропари. К слову, тропари — краткие песнопения до сих пор исполняются в православных церквях, а в России этот канон звучит в переложении Алексея Толстого.


Какая сладость в жизни сей
Земной печали не причастна?
Чье ожиданье не напрасно
И где счастливый меж людей?
Все то превратно, все ничтожно,
Что мы с трудом приобрели, —
Какая слава на земли
Стоит тверда и непреложна?

Святой старец, духовный наставник Иоанна Дамаскина, расценил такой поступок как непослушание и назначил ему суровое наказание.

Иоанн повиновался духовнику и смиренно выполнял самую грязную работу в монастыре.

Но вскоре святому старцу было видение: явившаяся ему Пресвятая Богородица повелела не запрещать Иоанну писать богословские книги. Чтобы не перекрывать источник, который может напоить всех христианской любовью и помочь сердцам укрепиться в вере.

Богословские труды — духовное наследие Иоанна Дамаскина

В Лавре Саввы Освященного написал преподобный Иоанн труды по догматическому богословию и книги догматико — полемического характера, гимнографию и канонические молитвы.

Преподобный Иоанн Дамаскин отредактировал и дополнил богослужебные тексты Октоиха, а в православных храмах и сейчас исполняются написанные им каноны На Рождество, Богоявление, Воскресение и другие.

В 754 году на Соборе в Константинополе преподобный Иоанн Дамаскин снова выступил с обличением иконоборцев в ереси и отступлении от догматов православной церкви. За это он подвергся заключению и пыткам, но не изменил своим христианским убеждениям и своей вере.

До самых последних своих дней преподобный Иоанн неустанно трудился над писанием богословских книг, оставив после себя огромное духовное наследие.

Литература


Ioannis Damasceni Opera, 1603

Русские переводы

Святые мощи преподобного Иоанна Дамаскина находятся в четырех разных местах

день памяти преподобного Иоанна Дамаскина

Преставился святой Иоанн Дамаскин около 780 года и был похоронен в Лавре Саввы Освященного, а позже его мощи были перенесены в Константинополь.

Сейчас часть мощей святого находится в Лавре Саввы Освященного, часть — в монастырях на Кипре и в Греции, в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт- Петербурге.


Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург. Здесь хранится часть мощей Иоанна Дамаскина

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.


Икона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 13079
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

История жизни святителя

Родился в 676 г. в Дамаске, столице Сирии, его родителями являлись праведные и знатные люди по фамилии Мансур. В это время страной завладели разбойники-сарацины, они преследовали многих христиан, убивая их или отдавая в рабство. Семья Иоанна была защищена Господом, сарацины чудесным образом не возжелали причинять вред этим людям. Отца будущего святителя звали Сергием, разбойничья организация поставила его городским судьей и строительным начальником.


Родители Иоанна в этих тяжелых для страны условиях являлись для народа спасительным светочем, от которого вскоре загорелось пламя истинной веры.


Житие в монастырских условиях

Иоанн достиг лавры преподобного Саввы, здесь он уговорил игумена принять его на служение. Настоятель и братия сразу узнали нового насельника, так как слава И. Дамаскина распространилась далеко за пределами родной Сирии. Монахи возрадовались тому, что такой ученый муж пришел, чтобы также отдаться во служение милосердному и справедливому Господу. Однако ни один из иноков не был готов стать духовным учителем нового насельника, так как они считали себя недостойными этого права.

  • В итоге эту ношу принял на себя здешний старец-отшельник, который выдвинул свои условия в служении: не совершать действий своевольно, усердно молиться и трудиться, замаливать бывшие грехи слезной молитвой. Мудрец также велел придерживаться удовлетворенности, воздержанности, нравственной и физической чистоты, смирения и концентрации во время молитв. И. Дамаскин глубоко впитал в себя наставления духовного отца, всегда хорошо исполнял свои трудовые обязанности без ропота и осуждения.
  • Вскоре старец решил испытать преподобного и отправил его продавать плетеные корзинки на базаре Дамаска, да еще и по завышенной цене. Иоанн не стал прекословить и пошел в родной город в старых изношенных одеждах. Люди высмеивали его, когда слышали назначенную цену, никто не желал давать подобные деньги. Иоанна, исхудалого от поста и в нищенской одежде, узнал его бывший слуга. Он купил все корзины, ибо проявил христианское милосердие к человеку, отказавшемуся от мирской власти и богатства.
  • Через время в лавре умер один монах, его родной брат долгое время горевал по этому поводу. И. Дамаскин пытался утешить несчастного, который попросил святителя написать надгробную песнь во имя покинувшего этот мир человека. Преподобный проявил христианское милосердие и создал несколько искусных тропарей, несмотря на запреты своего духовного учителя. Старец, вскоре узнавший о том, что его ученик воспротивился обету, выгнал последнего из кельи и не стал внимать раскаяниям и мольбам.

Чтобы получить прощение, Иоанну пришлось выполнить самую грязную работу в лавре — очистить отхожие места. Старец возликовал и умилился, когда понял, что его ученик совершенно победил гордыню и стал истинным слугой Божьим. С той поры они продолжали сожительствовать в одной келье.

Последние годы

Вскоре наставник И. Дамаскина увидел во сне Пречистую Богородицу, которая повелела снять узы затворника и молчальника с праведного ученика. Мудрец внял посланию и велел Иоанну проповедовать христианство и защищать веру от набегов еретического мировоззрения. С этого момента преподобный стал создавать божественные литературные труды и сочинять благозвучные тропари, восхваляющие Бога и Его вернейших служителей.


Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Читайте также: