Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста противоправных действий среди подростков и молодежи и повышение эффективности профилактической работы в данном направлении. Жизнь любого общества характеризуется наличием тех или иных отклонений от юридических, социальных, психологических и других норм. Отклонения (девиации) присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных последствий является важнейшей задачей современной педагогики и психологии.

На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений в поведении подростков. В неё входят:

1.Социально-экономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение, оказывающее негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни).

По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является не столько социальное и материальное положение родителей, сколько моральный климат семьи. Подростки из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с преподавателями (61%), со сверстниками (28%).

2. Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность подростка - психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности).

Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает неизбежные трудности во всех сферах его жизни. Уровень этих трудностей зависит от характера его взаимоотношений с самим собой (своим внутренним миром), окружающими людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми в его социальном окружении) и миром в целом (его нормами и ценностями, его историей и духом времени).

3. Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных форм поведения.

Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.

Профилактика негативных проявлений в подростковой среде - одна из важнейших социальных задач общества. Молодежь, подростки сегодня как никогда нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении.

Наиболее продуктивным в борьбе с негативными проявлениями является профилактика, а не лечение.

Профилактика – понятие емкое, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Она способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом.

Почему нельзя употреблять спиртные напитки

Основой любого спиртного напитка является алкоголь, который представляет собой винный, или этиловый, спирт. Через несколько минут после попадания в организм он разносится по всем тканям. Уже давно было выяснено, что это вещество является губительным для живых клеток. При попадании в тело человека оно расстраивает налаженную работу тканей, органов и вообще клеток.

Из-за алкоголя из организма уходит вода и кислород, в результате чего клетки начинают сморщиваться. Работать в привычном режиме им становится необычайно сложно. Если же алкоголь поступает в организм регулярно и в приличном объеме, то это вообще может привести к гибели клеток. Под действием этого вещества могут быть нарушены абсолютно все процессы, происходящие в организме и регулирующие его деятельность. Это может в итоге привести к заболеваниям печени, почек, сердца и сосудов.

Быстрее и сильнее всего алкоголь воздействует на клетки головного мозга, в первую очередь, поражая высшие отделы. Алкоголь очень быстро проникает в нервные клетки, нарушая их работу. При этом часть клеток погибает, в результате чего происходит одновременное нарушение взаимодействия между участками головного мозга.

Из-за алкоголя в человеческом мозге значительно ослабляются процессы торможения. Кора мозга перестает контролировать то, что происходит в других отделах. По этой причине выпивший человек не контролирует себя, а также не способен критически относиться к своему поведению.

Пьяный не в состоянии держать себя скромно и сдержанно и может сказать или сделать то, чего в трезвом состоянии никогда бы не сделал или не сказал.

В опьяненном состоянии человек может выболтать любую тайну, он теряет бдительность и перестает быть осторожным. То, что в повседневном обиходе называют опьянением, на самом деле является серьезным отравлением алкоголем со всеми вытекающими из этого последствиями.

Во время опьянения практически на ноль сходят воля и самоконтроль человека. Однако наиболее опасны алкогольные напитки для молодого и растущего организма, так как в период роста организм в наибольшей степени подвержен воздействию всех тех вредных веществ, которые содержатся в алкоголе.

Ты уже вполне взрослый для того, чтобы самостоятельно выбирать себе правильных друзей. Если ты видишь, что компания, в которую ты попал, не представляет отдыха или прогулки без банки пива или еще какой-нибудь подобной гадости, то, в первую очередь, тебе стоит задуматься о том, нужно ли тебе подобное общение. Не стоит появляться на вечеринках, которые собираются только для того, чтобы лишний раз выпить чего-нибудь крепкого.

Юношеский алкоголизм во много раз страшнее взрослого, кроме того, он практически не поддается лечению. Юношеский алкоголизм развивается в разы быстрее по сравнению с взрослым. Причем алкоголь для девушек еще более опасен, чем для юношей. Да и личность от пьянства разрушается очень быстро.

С чего же начинается пьянство?

В большинстве случаев поводы того, что подросток приобщается к алкоголю, бывают самыми разными, но среди них все равно можно выделить наиболее типичные в зависимости от возраста подростка.

Зачастую подростки много и сильно переживают. Это может быть связано с чем угодно, так как в этом возрасте человек очень подвержен эмоциональному внешнему и внутреннему воздействию. И алкоголь здесь выступает в качестве антидепрессанта, который позволяет снять накопившееся напряжение. Подобное состояние может появиться у подростка, если у него проблемы в семье или в школе. Тем не менее, подобное поведение является типичным для этого возраста, вот только стоит ли ради снятия напряжения употреблять алкогольные напитки — это еще большой вопрос.

Памятка родителям

о вреде курения несовершеннолетних

Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма.

Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет.

Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ.

Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания.

Именно у малолетних курильщиков врачи отмечают постоянное ухудшение самочувствия: кашель, одышку, слабость. Не редки среди таких детей частые простуды и ОРЗ, расстройства работы желудочно-кишечного тракта. Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом.

Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников и подростков говорит и то, что состояние его здоровья в таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.

Памятка для родителей о вреде спайса

Вред курительных смесей

Вред спайсов по оценкам наркологов, в разы превышает вред от курения марихуаны.
Сегодня все без исключения наркологи утверждают, что регулярное курение спайсов наносит вред не только организму человека, но и его психике. В первую же очередь страдают кровеносная, нервная и половая системы, а также печень. Для молодых людей курение спайса – это один из самых кратчайших путей к бесплодию. Что касается психики, то с этой стороны возникают такие нарушения, как снижение интеллекта, изменение привычного поведения. При регулярном курении спайсов начинает формироваться психическая зависимость, выявить которую достаточно просто. Так, зависимый от курительных смесей человек, в перерывах между приемами наркотика склонен к депрессии, нервозности, частым сменам настроения.

Памятка для родителей по профилактике наркомании и токсикомании у подростков

- Создайте в семье благоприятную атмосферу, исключающей употребление наркотиков.
- Организуйте ребенку посильный труд дома, на даче.
- Заполните досуг детей спортом, искусством, рукоделием, техническим творчеством.
- Беседуйте о пагубном воздействии наркомании и токсикомании на организм ребенка.
Особое внимание обращайте на поступки ребенка и его взаимосвязь с окружающими.

Как распознать признаки наркомании у детей?

Обращайте внимание на неожиданные изменения в поведении подростка:

  • резкое снижение или повышение активности,
  • потеря интереса к учебе, увлечениям, пропуски занятий,
  • необъяснимая раздражительность, лживость, рассеянность,
  • появление подозрительных приятелей, резкое изменение круга друзей,
  • появление скрытости в поведении, отказ сообщать о своем местонахождении,
  • позднее возвращение домой в необычном состоянии,
  • трудное пробуждение по утрам, невнятная речь,
  • потеря аппетита, снижение веса, сонливость.

Вас должно насторожить:

  • исчезновение денег или ценностей из дома,
  • увеличение требуемой суммы денег на карманные расходы,
  • наличие у подростка медикаментов, шприцев, ампул, тюбиков из-под клея,
  • непривычные запахи, пятна на одежде, следы на теле подростка.

Помните: основные причины, приводящие подростка к употреблению наркотиков (кроме генетической предрасположенности и родовой травмы) — причины, возникшие в результате неблагоприятных семейных отношений:

  • неадекватная заниженная или завышенная самооценка,
  • отсутствие четкой цели в жизни, отсутствие заботы о себе и о своем здоровье,
  • недостаток любви и поддержки в семье,
  • эмоциональная боль, разочарование в семье от психологической (а иногда и физической) травмы, полученной в детстве от родителей,
  • гиперопека со стороны родителей, отсутствие навыков самостоятельного приема решений,
  • низкая устойчивость к стрессам, неумение справляться с трудностями,
  • неумение получать удовольствие, удовлетворение от повседневной жизни,
  • отсутствие нравственных ценностей, внутреннего стержня.

Что делать родителям,

чтобы их ребенок не стал наркоманом:

  • выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучит к Вам в дом. Ищите литературу, найдите время, чтобы поговорить с Вашим ребенком на темы о наркомании,
  • создавайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила повседневной жизни, выполняйте взятие обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром,
  • развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, не ведомым,
  • учите подростка справляться с трудностями и неудачами, говорите, что отрицательный опыт, тоже опыт,
  • учите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т.д.)

Помните!

Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей,
а поддерживающей, принимающей, информирующей!

Доносите до Ваших детей, что:

  • вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки,
  • сильно ухудшается физическое здоровье,
  • резко снижаются умственные способности,
  • высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями,
  • уменьшается и сходит на нет половая потенция,
  • подросток лишается будущего,
  • те, кто употребляет наркотики — не самые крутые. Они самые глупые. Продажа наркотиков — большой бизнес и наркоман играет в нем роль пешки, дурочка, который расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью.

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

СЕГОДНЯ – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ


Профилактика негативных явлений в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Всемирная организация здравоохранения в зависимости от целей профилактической работы выделяет первичную, вторичную и третичную формы профилактики.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. Целями первичной профилактики являются:

изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на ПАВ;

пропаганда здорового образа жизни;

формирование антинаркотических установок.


Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости, ―воротами приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность. Работа в данном виде профилактики заключается в:

передаче информации молодежной аудитории о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития обучаемого;

предоставлении альтернативы, предполагающей развитие программ, в которых обучаемые смогли бы реализовать свои потребности (в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.);

формировании устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки подростков и молодежи, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Она влияет, прежде всего, на формирование позитивного отношения к здоровью.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков наркомании как болезни. Ее цель: уменьшить употребление ПАВ; предотвратить формирование хронического заболевания.

Содержание функций вторичной профилактики заключается в:

постоянном социально-педагогическом наблюдении за подростками и молодежью, обладающими признаками употребления ПАВ;

обеспечении индивидуального, конфиденциального сопровождения и поддержки молодых людей и подростков, склонных к проявлениям рискованного поведения;

сохранении тайны молодого человека на всех этапах его сопровождения.

Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, психотерапевты, педагоги.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманией и токсикоманией и направлена на восстановление личности и ее эффективное функционирование в социальной среде. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов к прекращению их употребления. Данный вид профилактики является медицинским и осуществляется специально подготовленным квалифицированным персоналом. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода.

Для всех и каждого существует риск быть втянутым в наркоманию, игроманию, стать активными потребителями табачной, алкогольной продукции. Социально обусловленные заболевания не могут быть результатом какого-то одного фактора — их формирует множество факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние факторы связаны с личными качествами и показывают как персональные ресурсы, так и проблемные аспекты человека в целом. В отношении социально обусловленных заболеваний имеется в виду следующее:

низкая самооценка подростка,

пассивная жизненная позиция,

отсутствие (нехватка) новых интересов и нежелание приобретать новые знания,

неспособность самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, низкая любознательность,

неспособность разобраться в своих чувствах и эмоциях,

неспособность говорить НЕТ,

недоразвитые навыки общения с людьми.

Внешние факторы тесно взаимосвязаны с внешним окружением подростка (социальным, культурным, физическим и семейным), которые оказывают сильное влияние на его поведение. К ним относятся:

давление, оказываемое группой сверстников,

контакт с потребителями наркотических средств, относящимися к разным возрастным группам,

отсутствие удовлетворенности от учебы, работы,

проблемы в семейных отношениях,

постоянные конфликты вокруг,

наличие в семье проблем, связанных с алкоголем или наркотиками,

жестокость в семье или сексуальное насилие,

отсутствие личной свободы.

Профилактика должна касаться всех факторов, приводящих к злоупотреблению психоактивных веществ, среди которых перечислены только некоторые из них. Основная цель профилактики — помочь подростку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позицию, способную противостоять факторам риска.

Написать письмо

Туристический портал Тверской области

Государственные услуги


Версия для слабовидящих

Контакты

Версия для печати

Безопасность населения

Работа по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде системно проводится во всех муниципальных образованиях Тверской области.

Проведение массовых молодежных мероприятий занимает значительное место в работе Комитета по делам молодежи Тверской области. Спектр проводимых массовых мероприятий широк и разнообразен. Все эти мероприятия, в свою очередь, позволяют организовать отдых и досуг молодежи и являются действенным элементом работы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде путем вовлечения в позитивную деятельность.

В числе таких мероприятий – многочисленные акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни, а также мероприятия, стимулирующие развитие интеллектуальных и творческих способностей молодежи.

Исходя из положительного опыта предыдущих лет, одной из целесообразных форм практического приобретения молодежью профессиональных навыков и одновременно вовлечения их в общественно полезную деятельность является организация трудоустройства в составе трудовых молодежных отрядов. На территории Тверской области работают сельскохозяйственные студенческие отряды, биологические, сервисные, социальные и т.д. Активная работа ведется Тверским областным штабом студенческих трудовых отрядов, который тесно взаимодействует со штабами студенческих трудовых отрядов, действующих на базе высших и среднеспециальных учебных заведений Тверской области.

Подавляющее большинство массовых молодежных мероприятий, проводимых Комитетом по делам молодежи Тверской области, реализуется в период летних каникул, что позволяет проводить их в форме палаточных лагерей.



Огромное значение в профилактике асоциальных явлений среди молодежи имеет патриотическое воспитание, вовлечение молодых людей в деятельность военно-патриотических клубов, общественных объединений правовой и правоохранительной направленности, участие в военно-спортивных играх, экспедициях по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В целом, на территории Тверской области успешно работают более 300 детских и молодежных общественных объединений, что является важным звеном в системе социальной адаптации молодежи. Это способствует снижению роли неформальных молодежных объединений и групп, формированию у граждан, в том числе подростков и молодежи, толерантности как основы стабильности жизни и развития общества, объединению и консолидации общества на основе нравственных ценностей, а также препятствует распространению межнациональных (межэтнических) конфликтов в молодежной среде.

По рекомендации Антинаркотической комиссии в Тверской области при Комитете по делам молодежи Тверской области создан Координационный центр волонтерского антинаркотического движения Тверской области .




Социальные видеоролики:





Информация о вреде наркотиков, психоактивных веществ, энергетических напитков и о том, как обезопасить себя и своего ребёнка от употребления данных веществ!
Жизнь - это священный дар и нужно правильно ею распоряжаться - ведите здоровый образ жизни и берегите себя и своих близких!

В основе данного подхода лежит понимание профилактики как комплекса целенаправленных скоординированных мер, проводимых всеми заинтересованными организациями с конкретными группами молодежи по предупреждению асоциального поведения. Основные усилия направляются на предотвращение условий, способствующих подобному поведению, а также на формирование внутренних саморегуляционных механизмов в структуре личности молодого человека. В государственной молодежной политике, направленной на профилактику асоциального поведения молодежи, это связано с переходом от лозунгов, акций, манифестаций и других форм призывной активности к целенаправленной индивидуально-групповой деятельности.

Современная профилактическая работа базируется на принципах охранно-защитной концепции и реализуется через широкую сеть учреждений различной ведомственной подчиненности, оказывающих социальную, правовую, психологическую, медицинскую и педагогическую помощь детям и семьям, входящим в группы риска.

Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции необходимо обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

В данном процессе принимают участие:

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· органы опеки и попечительства;

· органы социальной защиты населения;

· органы внутренних дел;

· органы управления здравоохранением;

· органы управления образованием;

· органы по делам молодежи.

Нуждаются в совершенствовании формы координации деятельности этих ведомств по реализации профилактической работы. Становление государственной политики в сфере профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, требует дальнейшего развития правовой и нормативной базы для обеспечения реальных прав детей на достойную форму существования и защиты в социальной среде.

В современных условиях актуальной задачей становится формирование единой согласованной политики на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти по профилактике безнадзорности с учетом наработанного опыта и специфических особенностей отдельных регионов. Необходимо обратиться и к незаслуженно забытому советскому опыту работы с детской безнадзорностью. Существует потребность в выработке эффективных инструментов и механизмов реализации уже существующих законодательных актов и социальных программ.

В целях пресечения беспризорности несовершеннолетних, профилактики правонарушений детей и подростков Департамент по молодежной политике Минобразования России считает целесообразным осуществление:

· реализации межведомственного подхода к реабилитационному процессу на основе социально-правовой поддержки молодежи;

· расширения сети социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

· поддержки сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· развития сети учреждений по месту жительства, подростково-молодежных клубов;

· организации целенаправленного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в том числе детей, нуждающихся в особой защите государства;

· оценки на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений поставленным задачам;

· тесного взаимодействия с общественными, религиозными, негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Целесообразно рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, чтобы они способствовали созданию молодежных общественных организаций по профилактике правонарушений, объединений антинаркотической направленности, оказывали всестороннюю помощь и поддержку действующим организациям, объединениям и фондам, занимающимся проблемами профилактики правонарушений.

Профилактика асоциальных явлений в регионах

Российской Федерации

Реализация региональных программ, которые прошли конкурсный отбор, позволяет более эффективно строить профилактическую работу с подростками. Специально разработанные критерии экспертной оценки региональных программ позволяют выделить адресные профилактические программы, направленные на подростков группы риска. Успешное решение вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возможно только на основе межведомственного взаимодействия. В соответствии с этим Департамент по молодежной политике Минобразования России координирует деятельность органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и региональных подведомственных учреждений социального обслуживания молодежи, подростково-молодежных клубов, общественных организаций по прео-долению подростковой безнадзорности. Накоплен положительный опыт по работе с подростками группы риска.

Одним из приоритетных направлений деятельности Департамента по молодежной политике Минобразования России является поддержка на федеральном уровне сетиопорных и экспериментальных центров в регионах, основной задачей которых являются обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь по созданию социальных служб для молодежи. Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний молодых людей и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди подростков последовательно дополняется медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг. Ведется работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

В 2002 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получило около 3 тыс. семей. Были направлены на усыновление, под опеку, на попечение около 4000 человек. Около 90 000 детей и подростков вернулись в родные семьи. В государственные интернатные учреждения определено около 17 тыс. детей. При этом более 80 тыс. детей находились в учреждениях социального обслуживания семьи и детей до 3 месяцев, свыше 25 тыс. детей – до 6 месяцев, около 20 тыс. несовершеннолетних – от 6 месяцев до 1 года.

Различные виды социальных услуг были оказаны 400 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, 350 тыс. малообеспеченных семей, 700 тыс. неполных семей, 400 тыс. многодетных семей, 15 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. Одним из видов социального обслуживания семьи и детей стал социальный патронаж неблагополучных семей, который осуществляет индивидуальную адресную социальную поддержку и предоставляет комплекс необходимых услуг на длительной основе. В 2002 г. учреждения социального обслуживания осуществили патронаж около 500 тыс. семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Анализ данных регионального анкетирования показал, что в субъектах Российской Федерации функционирует более 1546 учреждений социального обслуживания молодежи, работающих более чем по 45 направлениям. В их число входят центры профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центры социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры социального обслуживания молодежи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, службы экстренной психологической помощи по телефону, центры поддержки молодой семьи, центры правовой помощи молодежи, молодежные биржи труда.

Республиканский центр социально-правовой и психолого-педаго-гической помощи детям и молодежи вКазани, осуществляющий социальные и правовые услуги детям и молодежи, реализует программы, направленные на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, и пропаганду здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде.

Продолжает развиваться сеть учреждений дополнительного образования детей. В них занимается около 30% детей и подростков. Только за прошедший учебный год открыты новые учреждения в Кировском, Арзгисрском, Предгорном районах, городах Буденновске, Пятигорске, Георгиевске.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, представлены центрами диагностики и консультирования, социально-трудовой профориентации, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения в 14 территориях края.

Создание системы учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи знаменует собой новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что сегодня направления и формы реализации государственной молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень. Вместе с тем дальнейшее совершенствование профилактической деятельности предполагает решение нескольких важных задач:

· нормативно-правовых, направленных на совершенствование состояния нормативно-правовой базы профилактики наркомании и токсикомании;

· организационных, связанных с внедрением новой модели профилактики, предусматривающей прекращение (сокращение) доступа наркотиков к потребителю, повышение роли семьи и формирование антинаркотической культурной среды (через учреждения образования, культуры, СМИ, общественные объединения);

· ресурсных, обеспечивающих централизацию средств, выделяемых изспециальных внебюджетных фондов профилактики наркомании и токсикомании;

· информационно-аналитических, направленных на реализацию межрегионального мониторинга наркоситуации и профилактической антинаркотической работы;

· кадровых, обеспечивающих подбор, подготовку и переподготовку кадров, способных решать задачи профилактики наркомании и токсикомании на профессиональном уровне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, а также социальными институтами детства. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности, часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия.

I. Общая характеристика асоциального поведения среди молодежи

1.1 Предпосылки возникновения преступности среди молодежи

Первое, что со всей очевидностью бросается в глаза, - это тот факт, что синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиков превосходит соответствующее число девочек в отношении 10:1. Однако следует отметить, что среди мальчиков преобладают также и другие расстройства поведения, не имеющие антиобщественной направленности. В этих случаях преобладание мальчиков менее выражено, но пропорция всё-таки сохраняется в отношении 3:1.

Отдельные антиобщественные поступки слишком часто совершают подростками и поэтому не имеют большого значения. Даже среди несовершеннолетних, которые были осуждены за антиобщественные поступки, около половины никогда более не привлекались к судебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и не имеют расстройств поведения.

Из группы подростков с асоциальным поведением только один из шести во взрослом состоянии отличается психическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в четвёртой части случае были выявлены психопатические расстройства личности. Эти довольно плохие последствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведение которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами семьи или круга друзей ребёнка. Дети, которые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли агрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом. Следует также отметить, что в тех случаях, когда дети воруют только в собственной семье или всего лишь прогуливают школу, прогноз значительно лучше.

Известна роль многочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди них отмечают такие особенности темперамента, как импульсивность и непослушание. Агрессивность, самоуверенность и недостаток внимания к чувствам окружающих тоже частые явления. В проведённых исследованиях установлено, что у агрессивных мальчиков в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция к реагированию на похвалу и поощрения.

Для детей с хроническими расстройствами типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.

Дети с нарушениями поведения в основном происходят из семей, имеющих по крайней мере четырёх или пять детей. Причины того, почему в таких случаях дети особенно подвержены риску, пока недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и в какой-то степени большей вероятностью разногласий в большой семье. К этому можно добавить, что, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями.

Одним из наиболее прочно связанных с расстройством поведения симптомов является серьёзное отставание в усвоении знаний в школе и в других учебных заведениях. Факт неуспеха обучения приводит некоторых подростков к разочарованию и обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение.

Интеллект многих подростков с расстройством поведения является нормальным, но среди тех, чьи показатели интеллектуального развития несколько ниже среднего, отмечается тенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального или противоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди подростков с ограниченной травмой мозга. Другими словами, ограниченная травма мозга увеличивает риск возникновения расстройства поведения у подростка, но это справедливо лишь по отношению к незначительному меньшинству молодых людей.

Создаётся впечатление, что это в какой-то степени зависит от царящей в школе атмосфера, от стиля принятой в ней системы преподавания или дисциплины, которые либо предполагают к совершению асоциальных поступков, либо препятствуют их возникновению. Но до сих пор практически ничего не известно о том, что представляет собой эти влияния и насколько сильный эффект они оказывают.

1.2 Классификация видов отклоняющегося поведения

Асоциальное (аморальное) поведение.

Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Антисоциальное (делинквентное) поведение.

Поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет): хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

1.3 Факторы и особенности отдельных форм девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

II. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения

2.1 Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения - объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Рассмотрим основные направления культурно - досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно - досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты.

Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

Следующее направление культурно - досуговой деятельности - формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением - нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания - это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.

Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).

Таким образом, все эти направления культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

Читайте также: