Раннее и дошкольное детство детей с нарушениями интеллекта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому для детей с такими нарушениями существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи. Узнаем об особенностях таких детей подробнее.

Характеристика и особенности детей с нарушением интеллекта

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями. Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления. Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося ребенка всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. У детей с нарушениями интеллекта интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры таких детей — это простое манипулирование, слабые контакты с детьми и низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, у ребенка с нарушением интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дети-дошкольники не самостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам дети с нарушениями интеллекта не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.

Дети с глубоким нарушением интеллекта

В педагогике принято классифицировать нарушения интеллекта по степени его проявления. Глубина умственной отсталости разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Самой глубокой степенью умственной отсталости является идиотия. Поэтому детям-идиотам осмысление окружающего недоступно вообще, у них очень медленно развивается функция речи, а иногда и не развивается вовсе. Таким детям характерны нарушения координации движений и моторики, они не ориентируются в пространстве. В большинстве случаев такие нарушения тяжелы настолько, что дети-идиоты не могут вести никакого образа жизни, кроме лежачего.

У них слишком медленно и с большим трудом формируются навыки самообслуживания, гигиенические в том числе. Обычно дети-идиоты не дееспособны в правовом смысле. Они не подлежат обучению и с согласия их родителей пребывают в спецучреждениях — детских домах для умственно отсталых детей. Там им оказывают медицинскую помощь и уход. Однако государственная система социального обеспечения не исключает содержания детей-идиотов в семье.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого ребенка, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность. Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги. Для этого родители должны:

1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие.

2. Проявлять к своему ребенку терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.

3. Регулярно хвалить дитя.

4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать у ребенка самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

С родителями такого ребенка обязательно надо проводить целенаправленную работу, консультировать их и оказывать психологическую поддержку. Такие семьи не должны оставаться один на один со своими проблемами. Ведь инвалидность ребенка — это не только личное дело его семьи. Важно, чтобы родители детей-инвалидов общались между собой, делились опытом, верили в свои силы, имели духовного наставника.

Дети с нарушением интеллекта : подготовка к школе и обучению

Низкий интеллект и особенности волевой сферы детей с нарушениями интеллектуального развития не дают им возможности овладевать программой общеобразовательной школы. Для них усвоение учебного материала чрезвычайно сложно. Ведь физиологически это обусловлено недоразвитием функций ЦНС. Даже усвоение элементарных знаний по математике требует развития абстрактного мышления. Ввиду нарушения этой функции у таких детей они с огромными трудностями овладевают элементарными математическими операциями.

Общая интеллектуальная слабость и нарушения моторики, соматические нарушения у таких детей ограничивают круг их деятельности.

Самооценка и социализация детей с нарушением интеллекта

Поскольку все мыслительные операции ребенка с нарушением интеллекта недостаточно сформированы либо вообще слабо проявляются, то его основная социальная черта — отсутствие самокритичности, неспособность оценить свои возможности и работу. Такие дети обычно не понимают своих неудач, они довольны собой.

Огромное значение для социализации таких детей играет трудотерапия. Это ферма и огород, мастерская и работа руками. Трудотерапия, по мнению коррекционных педагогов, помогает развивать эмоционально-волевую сферу таких детей. А еще для развития их эмоциональной сферы важен контакт с животными. Забота о котах, собаках, домашней птице позволяет детям с нарушениями интеллекта быть затребованными и ощущать свою необходимость. Обычно такие дети в уходе за животными с удовольствием копируют действия взрослых. Им проще выполнять цепочку механических действий в уходе за животным и таким образом формировать регулярный навык и привычку заботиться о нем.

Следует отметить, что в условиях деревни и работы на земле таким детям легче социализироваться. Ведь трудовая деятельность под руководством взрослого формирует у ребенка, а потом и молодого человека, новые коммуникативные навыки, улучшает общую моторику, раскрывает резервы формирования личности. Это способствует активному включению ребенка с нарушениями интеллекта в социальную жизнь общества.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности раннего и дошкольного детства у детей с нарушениями интеллекта

Развитие ребёнка с нарушениями интеллекта отличается от нормы буквально с первых дней жизни. Они, как правило, позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Задержка может быть существенной, а может проявляться в незначительной степени. По мнению психологов и дефектологов, чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребёнка и начнётся коррекционная работа, тем лучше будет её результат. Прежде всего, это должны понимать родители.

Рассмотрим особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта по периодам.

Младенческий возраст. У детей с нарушениями интеллекта снижена реакция на внешние раздражители, наблюдается общая инертность (не исключены крикливости, раздражительности и т.д.), безразличие. У таких детей, чаще всего, нет потребности в эмоциональном общении с взрослыми. Нормально развивающийся ребёнок реагирует на голос, улыбается, вскидывает ручки, ножки, может гулить.

У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, они не выделяют предметы из ряда других.

Нет и своевременных предпосылок развития речи, то есть нарушены предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение с взрослым и доречевые средства общения (например, мимика, указательный жест).

Развивающее воздействие взрослого, в большинстве случаях, не осуществляется, не расширяется и зона ближайшего развития. Таким образом, период формирования многих физических возможностей и психических процессов оказывается упущен. В дальнейшем разница между нормой и отклонением в развитии будет становиться более явной.

Ранний возраст (1-3 года). У многих детей с нарушениями интеллекта на длительный срок задерживается овладение ходьбой. Наблюдается неустойчивость, замедленность или, наоборот, импульсивность движений, неуклюжесть походки. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии – развитие предметных действий, но не все действие ребёнка с предметом является предметным. Действие считается предметным в том случае, если предмет используется в соответствии с функциональным назначением (например, из кружки пьют, машинку катают).

У детей данной категории не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности, например, игра, рисование, зачатки бытовой деятельности, которые при норматипичном развитии формируются к концу третьего года жизни.

У детей с нарушениями интеллекта отсутствуют предпосылки, для формирования речи. Причины может быть несколько: нет действий с предметами, эмоционального общения с взрослым, не готов артикуляционный аппарат, нет фонематического слуха. Первые слова в активной речи появляются после двух лет, фразовая речь, как правило, не появляется. Речь ребёнка раннего возраста с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребёнку общественного опыта, не принимает на себя функцию регуляции его действий. В наиболее тяжёлых случаях речь может не появиться совсем.

Дошкольный возраст. У дошкольников не получают должного развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение. Это объясняется несформированностью или недостаточным развитием психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). При отсутствии коррекционной работы ситуация может усугубляться.

Ведущая для детей этого возраста игровая деятельность к концу дошкольного возраста находится на начальной ступени развития. У них отмечаются лишь предметно-игровые и процессуальные действия. Для детей с нарушением интеллекта характерно многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, осуществляемых без эмоциональных реакций, без использования речи (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина).

Дети с нарушением интеллекта гораздо позднее, чем нормально развивающиеся сверстники, овладевают навыками самообслуживания или могут не овладевать ими ещё длительное время. Кроме того, без специального обучения у них не формируются продуктивные виды деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация.

В дошкольном возрасте в познавательной сфере ключевым становится нарушения внимания: дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, рассеянны, часто отвлекаются. Их привлекают яркие, красочные предметы и игрушки, но и к ним они быстро теряют интерес.

В этом возрасте наиболее ярко проявляются нарушения памяти: особенно трудны для запоминания инструкции, определяющие последовательность выполнения действий. Представления о предметах появляется крайне медленно. Если к ним время от времени не возвращаться, то они стираются из памяти.

Наглядно-действенное мышление у дошкольников является ведущей формой мышления, но оно не достигает высокого уровня развития, как у нормативно развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными нарушениями, которым не была оказана специальная коррекционная помощь, практически теряют возможность решать наглядно-образные задачи. Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности. Нескорригированные своевременно нарушения в психическом развитии, со временем усугубляются, становятся более выраженными.

В данном материале описывается процесс развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в младенческом возрасте.

ВложениеРазмер
osobennosti_razvitiya_rebenka_s_narusheniyami_intellekta_v_mladencheskom_i_rannem_vozraste.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается по явление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бы вает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

Нарушение эмоционального контакта с взрослыми сказыва ется на характере первых действий с предметами — хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хвата нием. У детей с нарушениями интеллекта нет активного хвата ния, не формируются зрительно-двигательная координация и вос приятие свойств предметов (большие и маленькие предметы, нор мально развивающиеся дети хватают по-разному, в зависимости от формы), а также выделение предметов из ряда других.

У этих детей не формируются своевременно предпосылки раз вития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмо циональное общение со взрослым и, в частности, доречевые сред ства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуля ционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта, в отличие от нормальных, не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Эти про цессы физиологические, они появляются в самые первые месяцы жизни нормально развивающегося ребенка, протекают, в основ ном, независимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка.

В целом ребенок с нарушениями интеллекта к раннему возра сту уже имеет существенные вторичные отклонения в психиче ском и речевом развитии. Так, к концу первого года жизни, наблюдаются: отставание в развитии прямостояния, не сформированность эмоционального общения с взрослым, отсутствие хватания предметов, отсутствие неудержимого стремления по знать окружающий мир, а также не сформированность зритель но-двигательной координации.

Развивающее воздействие взрослого, во многих случаях, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется.

Сенситивный период формирования многих физических воз можностей и психических процессов упущен.

Может ли ребенок с нарушениями интеллекта первого года жизни развиваться иначе? Безусловно. Известный отечествен ный физиолог И.П.Павлов говорил, что главнейшее, сильней шее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности — это чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто в ней не остает ся неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть до стигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Важнейшими достижениями раннего возраста при нормаль ном развитии является овладение ходьбой (прямохождением), раз витие предметной деятельности и развитие речи.

Овладение ходьбой и развитие предметных действий. В начале второго года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. У многих детей с нарушениями интел лекта овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иног да до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения, как правило, качественно отличаются от движений детей с нормаль ным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Не всякое действие ребенка с предметом — предметное дей ствие. Предметным действием называется только такое действие, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки — другая; предметным, дей ствие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды.

Развитие предметной деятельности. На основе овладения пред метными действиями у детей в норме на втором году жизни воз никает, а на третьем становится ведущей предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психиче скому развитию ребенка в целом — развитию моторики, воспри ятия, мышления, речи.

Не все предметные действия одинаково влияют на развитие ребенка. Наибольшее влияние на развитие восприятия и мыш ления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соот носящие и орудийные действия.

Соотносящие действия — такие действия с предметами, в ко торых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опира ясь на какие-либо признаки, свойства предметов. Например, что бы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по величине и по форме. При этом развиваются восприятие и мышле ние. На таком принципе соотносящих действий основаны все известные нам дидактические игрушки.

Орудийные действия — это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие пред меты. Орудия позволяют выполнять такие действия преобразования, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, ка рандаш, сачок, молоток, топор, нож, ножницы, иголка и т.п.). При использовании орудия действия руки ребенка подчиняются логике его применения, в самом устройстве которого зафикси рован общественно выработанный способ его употребления. Ес ли свойства предметов, с которыми ребенок манипулирует или совершает соотносящие действия, он познает на личном опыте, то способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Овладение орудийными действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка, приобщения его к жизни в социальной среде.

Неадекватными действиями называются такие действия, кото рые противоречат логике употребления предмета, вступают в кон фликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т.п. — значит, он совершает неадекватные действия. В данном случае отсутствует познавательно-ориентировочная деятельность и эти действия не способствуют развитию ребенка.

Наличие неадекватных действий — характерная черта ребен ка с нарушениями интеллекта.

Таким образом, отсутствие целенаправленной деятельно сти, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии ее достижения, равнодушие к результату своего труда, неа декватные действия все это черты, характерные для деятель ности ребенка раннего возраста с нарушениями интеллекта. Есть среди них дети, у которых нет даже видимости целенап равленной деятельности — они сбрасывают игрушки на пол по одной или все сразу, не понимая цели задания. Это, в ос новном, дети, с которыми не проводилось коррекционное обу чение. Такое состояние действий с предметами не позволяет говорить даже о тенденции к развитию подлинной предмет ной деятельности, тем более о том, что она (деятельность) может в ближайшем будущем стать ведущей.

Не формируются самостоятельно и другие виды детской дея тельности — игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу третьего года жизни.

Одновременно идут два процесса: совершенствуется понима ние речи взрослого, т.е. развивается пассивная речь, и формиру ется собственная, активная речь ребенка. При этом связь между словом и обозначаемым им предметом или действием возникает только в ситуации общения ребенка и взрослого, в процессе совместной деятельности с предметами. Речь взрослого активно включается в освоение ребенком предметных действий: привлекает внимание к предмету, формулирует задачу, руководит способа ми ее выполнения. Д.Б.Эльконин указывает, что речь выступает в качестве носителя опыта действий, в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

Большая часть слов, которые усваивают дети до трех лет, — это названия предметов и действий, т.е. существительные и гла голы.

На протяжении раннего возраста речь приобретает все боль шее значение для психического развития ребенка. Она стано вится основным средством общения: ребенок понимает, ко нечно, лишь часть слов, не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание, ее эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребенок не понимает в речи, восполняют указательные и изобразительные жесты, ситуация, совместная деятельность. Большую роль при этом играет функция взрослого, которому ребенок пытается подражать. Подражание действиям взрос лого является одним из существенных видов общения в ран нем возрасте.

У большинства детей с нарушениями интеллекта первые сло ва в активной речи появляются после двух лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется.

Главное заключается в том, что речь ребенка раннего возра ста с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.

Сделаем некоторые выводы:

1. Дети с нарушениями интеллек та овладевают прямохождением в разное время: у небольшой ча сти детей оно развивается по срокам в пределах нормы, у другой половины наблюдается существенное отставание, которое ком пенсируется, как правило, в пределах раннего возраста. Вместе с тем у всех длительно сохраняется неуверенность, шаткость по ходки, неустойчивость.

2. Развитие предметных действий у детей с нарушениями интеллекта в раннем возрасте фактически толь ко начинается, в основном, в виде манипуляций. У части детей возникают некоторые стандартные предметные действия (толь ко при самообслуживании) или стремление к овладению ими. Предметная деятельность в раннем возрасте не возникает.

В то же время тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действия ми, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При правильной организации жизни, возможно более раннем начале специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.

1. Айзенберг Б.И., Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

3. Вишневская С.Е. Некоторые современнные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

4. Горина Н.В., Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. — М., 1995.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М, 1996.

7. Сумарокова В А., Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

§1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

Читайте также: