Гравитационная модель шеффле кратко

Обновлено: 08.07.2024

Время реализации занятия. 80 минут.

Авторский медиапродукт. Windows XP, Power Point, наглядная презентация 23 слайда

ВложениеРазмер
scenariy_uroka_geografii.doc 232 КБ
prezentaciya_.ppt 2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока географии (19.04.2012.)

Автор. Кирюшина Алёна Владимировна

Класс . 11а (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)

Тема . Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.

Время реализации занятия. 80 минут.

Авторский медиапродукт. Windows XP, Power Point, наглядная презентация 23 слайда

Технологический сценарий занятия. Разветвленная сложная модель

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Цель урока: Закрепить и углубить знания о размещении промышленных объектов.

Ввести понятия моделей размещения производства.

Актуализировать знания о размещении предприятий различных отраслей промышленности.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные: формирование научной картины мира; овладение методологией познания, поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ведущие образовательные технологии:

технология критического мышления,

проблемный метод приобретения знаний.

Включение в предмет : Удивительный мир стран

план развития бизнеса

экспертиза решения задач

Изучение нового материала:

Модели размещения производства

Практическая работа: Размещение металлургических предприятий в разных странах мира.

Решение проблемного вопроса

Опережающее задание группе учащихся (желательно из числа сдающих ЕГЭ)

Заполнение таблицы (в ноутбуке): Проставить плюсы соответствия «отрасль – принципы

рованные трудовые ресурсы

Цветная металлургия легких металлов

Цветная металлургия тяжелых металлов

Решение задач (ЕГЭ, С4)

А. Используя картосхему, объясните, чем обусловлено в г. Кемерове производство азотных удобрений. Укажите две причины.

Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежности, в этом случае, загрязнения вод озера Байкал? Укажите две особенности.

В. Приведите не менее двух аргументов, объясняющих размещение предприятий черной

Организационный момент. Включение в предмет:

Задача: Угадать страну (ЕГЭ, В11)

Ученики представляют факты без указания страны. ( домашнее задание)

Введение в тему:

Решение задачи: Выбор стратегии индустриализации при переходе от ремесленного производства

Принятие решения о создании и размещении бизнеса. Итак, у Вас есть достаточный первоначальный капитал – необходимое условие для создания бизнеса. В большинстве стран он формировался за счет изъятия ресурсов из аграрного сектора и (или) за счет торговли и неэквивалентного обмена с колониями.

Для принятия решения ответьте на следующие вопросы:

Это будет предприятие добывающей или обрабатывающей промышленности? (добывающей, так как на сырьё быстрее найти покупателя)

Вопрос: А если добывать нечего – Япония!

Это будет предприятие легкой или тяжелой промышленности? (легкой, так как эти предприятия дают большую прибыль и быстрее окупаются).

Создание предприятий тяжелой промышленности - такой путь делает страну менее зависимой от импорта станков и оборудования.

В 19 веке основополагающим был ….. (сырьевой) фактор.

Он остается актуальным сегодня для размещения … (добывающих) отраслей промышленности.

Обрабатывающая промышленность размещалась на территориях, которые имели источники …(воды и энергии), развитую …(транспортную) инфраструктуру, …. (квалифицированную) рабочую силу .

Проверка таблицы и решения задач.

Современные факторы размещения промышленного производства:

Сокращение значения природных факторов. Истощение старых месторождений в экономически развитых странах, освоение ресурсов в развивающихся странах и труднодоступных районах привело к изменению прежней территориальной структуры промышленности.

Развитие транспортной инфраструктуры - относительная дешевизна перевозок способствовали росту объемов импорта сырья и топлива и размещению перерабатывающих предприятий в портах.

Развитие зон приграничного сотрудничества и зон свободного предпринимательства — оффшорных зон с благоприятным налоговым законодательством для компаний.

Рост значения общественных факторов размещения . Важнейшее значение для размещения наукоемких и высокотехнологичных производств в экономически развитых и новых индустриальных странах имеет квалификация рабочей силы.

Изменение производственных технологий . Внедрение ресурсосберегающих технологий, автоматизация и механизация, рост производительности труда снизили значение таких факторов производства для размещения промышленных предприятий как наличие природных и трудовых ресурсов.

Близость к центрам науки (технополисы мира)

Отношение местных властей и населения к размещению индустриальных объектов . (строительство аэропортов, атомных электростанций).

Рост влияния транснациональных корпорации (ТНК). Деятельность компаний наиболее богатых стран вышла за их границы.

Реклама может обеспечить дополнительные преимущества для сбыта продукции.

Социальные аспекты, государство почти всегда стремится развивать отрасли, ориентированные на переработку собственного сырья, чтобы уменьшить экспорт полезных ископаемых.

Экологические стандарты. Кто за этим следит?

Профессиональная ориентационная (Белик А, Бреусов А)

Карьера — экология и природопользование.

Для успешной карьеры в области экологии и природопользования необходимо хорошо знать естественные науки, среди которых ведущее место занимает география. Географические знания о региональном использовании природных ресурсов, о возможных природных катастрофах в различных природных зонах, об экологических последствиях хозяйственной деятельности и об уязвимости естественных ландшафтов важны для разработки методов рационального природопользования.

Специалисты по экологии и природопользованию могут работать в частных и государственных предприятиях. Они востребованы в Министерстве природных ресурсов РФ, Министерстве сельского хозяйства РФ, в природоохранных ведомствах и учреждениях, а также в экологических службах местных органов власти, на предприятиях, связанных с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечением экологической безопасности. Экологизация экономики дает возможности применения своих знаний в экологическом аудите. Специалисты занимаются управлением в системе охраны природы и природопользования, контролем и прогнозом загрязнений природной среды, проведением комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; а также обеспечением экологической безопасности, проведением экологической экспертизы, контролем в органах экологической прокуратуры и полиции.

Изучение нового материала.

Учитель : Как правило, изучается несколько вариантов размещения: сопоставляются суммарные производственные и транспортные издержки на исходное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и вывоз готовой продукции на рынок. Затем определяются масштабы производства рабочей силой, а также вывоза продукции в другие районы. Только затем определяется место для размещения производства.

Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо): размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них . Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними :

где Μij — притяжение двух городских центров i и j,

Pi,Pj — население городов i и j,

Dij — расстояние между городами.

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города – Приозерный мегаполис США, Рурский мегаполис, Самарская агломерация.

Работа в группах:

1 группа – Изучение модели Вебера размещения промышленности и представление результата (рассказ по схемам). Материал изучается по учебнику – с. 217 (схемы прилагаются)

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции

Если сырье тяжелее конечных продуктов, то экономия на транспортных издержках достигается за счет размещения ближе к источникам сырья.

Если конечная продукция тяжелее сырья, то размещение предприятия тяготеет к рынку.

Б. с. 220 задание 4. Представление результата с объяснением выбора:

Найдите соответствие между вариантами размещения месторождений каменного угля, железной руды, заводами и рынками сбыта в важнейших металлургических базах мира и их названиями.

Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей начались в конце ХVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие рабочих и сырье для производства.

Экономист Лориа (1898 г.) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое в свою очередь должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

где Мij - притяжение двух городских центров i,j,

Pi Pj - население городов i,j, Dij - расстояние между городами.

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города.

Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

Так или иначе, рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист Альфред Вебер.

Как и во всех идеальных географических моделях, Альфред Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства, располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров.

Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов, которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок).

Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию. Простейший случай модели Вебера рассматривается на рис. 27. Очевидно, что точку размещения предприятия следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

Где же будет располагаться завод – ближе к источникам сырья или к рынку сбыта?

Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений (иначе – минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил он определять при помощи материального индекса (К):

вес локализованных материалов

К = ____________________________

вес готовой продукции

Если К>1 (случай с весотеряющим сырьем), то точка минимальных перемещений находится 6лиже к источнику материалов.

Для некоторых отраслей промышленности важное значение приобретает агломерация объектов или их рассредоточение.

Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства.

Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами, является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта.

Влияние стоимости рабочей силы выявляется через рабочий коэффициент, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки.

Агломерационная экономия (т.е. экономия от укрупнения), позволяет добиться значительного роста прибылей. Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который, наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.

В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объема и стоимости перевозок, значении рабочего коэффициента и экономии от агломерации) Вебер выделил группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения:

1. Отрасли, ориентированные на переработку повсеместных материалов, располагаются, как правило, около рынков сбыта. Если разместить эти предприятия около источников сырья, возникнут непроизводительные затраты на перевозку громоздкой продукции.

2. Отрасли, ориентированные на источники сырья, так как в их производстве используются материалы, потеря веса которых при переработке максимальна.

3. Отрасли, предприятия которых размещены в промежуточных пунктах, если используются материалы с одинаковой потерей веса при переработке.

Развитие теории Вебера в предвоенный период привело к появлению еще одной ключевой работы, базирующейся на новых принципах размещения.

Каково будет оптимальное (т.е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно?

Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объемом спроса.

Таким образом, при высоких издержках на транспортировку наиболее оптимальной будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам. Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей (рис. 28).

Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей начались в конце ХVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие рабочих и сырье для производства.

Экономист Лориа (1898 г.) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое в свою очередь должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

где Мij - притяжение двух городских центров i,j,

Pi Pj - население городов i,j, Dij - расстояние между городами.

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города.

Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

Так или иначе, рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист Альфред Вебер.

Как и во всех идеальных географических моделях, Альфред Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства, располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров.

Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов, которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок).

Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию. Простейший случай модели Вебера рассматривается на рис. 27. Очевидно, что точку размещения предприятия следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

Где же будет располагаться завод – ближе к источникам сырья или к рынку сбыта?

Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений (иначе – минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил он определять при помощи материального индекса (К):

вес локализованных материалов

К = ____________________________

вес готовой продукции

Если К>1 (случай с весотеряющим сырьем), то точка минимальных перемещений находится 6лиже к источнику материалов.

Место промышленности в мировом хозяйстве, факторы размещения. Важнейшей частью современного мирового хозяйства является промышленность, которая оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. География промышленности — отрасль социально-экономической географии, которая изучает территориальную организацию промышленного производства: факторы, особенности размещения и взаимодействия отраслей и предприятий в мире и отдельных странах и регионах, их связи с другими отраслями хозяйства, наукой, обществом и природной средой.

Промышленность является основной отраслью мирового хозяйства в структуре мирового валового продукта и структуре занятости населения. На её долю приходится 30 % мирового валового продукта и 23 % занятых (3,4 млрд чел.). Место промышленности в развитых и развивающихся странах в структуре их хозяйств различается. В структуре ВВП в развитых и развивающихся странах индустриальный сектор занимает 25 и 30 % соответственно.

На размещение отраслей промышленности оказывает воздействие большое количество факторов, подразделяющихся на три основные группы: старые, или классические, новые и новейшие (рис. 138).


Территориальный фактор включает размер территории и её конфигурацию, экономико-географическое положение (центральное, периферийное, соседское, приморское, приграничное). Природно-ресурсный характеризует обеспеченность территории/страны природными ресурсами. Роль данного фактора по мере развития мирового хозяйства ослабевает, но остаётся значимой в ряде стран. Значение транспортного фактора заключается в снижении затрат на перевозку грузов. Трудовые ресурсы оказывают существенное влияние на протяжении всей истории мирового хозяйства. Важное значение сегодня приобретает не только количество трудовых ресурсов, но и качественные их характеристики (квалификация, образование, обучаемость, здоровье, мобильность, наличие конкретных навыков и пр.).

Научно-техническая революция (НТР) — коренные преобразования в системе научного знания и в технике, происходящие в неразрывной связи с историческим процессом развития человеческого общества.

Мир и Беларусь. Как повлияла НТР на отраслевую структуру промышленности Республики Беларусь? Какие факторы являются определяющими в размещении промышленных предприятий Республики Беларусь?

Гравитационные модели применяются для описания и прогноза различных социальных и экономических взаимодействий между районами города, населенными пунктами (городами) и базируются на предположении, что величина (сила) взаимодействия пропорциональна произведению показателей численности населения (экономической массе) районов и обратно пропорциональна расстоянию между ними

Содержимое работы - 1 файл

МОДЕЛЬ РЕЙЛИ.docx

Пространственные модели, описывающие транспортные корреспонденции и потоки для заданного расселения, размещения мест приложения труда, социально-культурных поездок при заданной конфигурации транспортной сети, непосредственно носят статический характер.

Однако, как и всякие статические модели, они используются для обоснования проектных решений развития городов. В этом случае рассматривается трансформированная система расселения и размещения на некоторый перспективный период. Трансформация сети является результатом предложений проектировщика города. Кроме того, необходимо предвидеть соответствующее такому моменту изменение самой конфигурации транспортной сети. В крупнейших городах, с население свыше 1 млн. человек, приоритетное направление - развитие метрополитена, затем преобразование магистральной сети, наконец, транспортное освоение всей улично-дорожной сети, что непосредственно связано со все увеличивающимися темпами автомобилизации населения.

Оказалось, что целесообразную трансформацию транспортной сети можно увязать с ожидаемым развитием системы расселения - размещения с помощью:

• расчета транспортных потоков по ней, соответствующей прогнозной картине расселения — размещения;

• удаления дуг графа, потоки в которых оказались незначительными.

После этого расчет потоков воспроизводится на откорректированной конфигурации транспортной сети. Рассмотренный подход к моделированию, примененный в Москве, позволил:

1. Теоретически объяснить формирование транспортных сетей, очень близких к реальным, что свидетельствовало об адекватности подхода.

Описанные модели городского развития позволяют увязать развитие транспорта как в его инвестиционном, так и в эксплуатационном аспекте с перспективами размещения - расселения в

плане города. Но этому этапу предшествует решение проблем функционального зонирования города и оценка предлагаемых проектных решений с помощью моделей функционального городского развития и функционально-пространственных моделей городского развития, которые являются отдельной темой моделирования и здесь не рассматриваются, т. к. носят оптимизационный характер.

8.5. Модели размещения промышленности

Работа над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII века. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы, которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства. Экономист Лорка (1898) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приближены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое, в свою очередь, должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

Наличие первоначального капитала является необходимым условием для создания промышленных предприятий строительства мануфактур, фабрик и заводов. В большинстве стран мира он формировался за счет изъятия ресурсов из аграрного сектора и (или) за счет торговли и неэквивалентного обмена с колониями. После того как капитал собран, решается вопрос о выборе стратегии индустриализации.

В большинстве промышленно развитых стран мира сначала создавались отрасли легкой промышленности, которые дают большую прибыль и быстрее окупаются. Приоритетное строительство предприятий тяжелой промышленности требует длительного времени и значительных капиталовложений, но такой путь делает страну менее зависимой от импорта станков и оборудования.

В каждый исторический период размещение промышленности в мире отражало экономическую мощь стран и технологические возможности использования ресурсов. Всегда однозначными были лишь факторы размещения добывающей промышленности, локализованной

в местах добычи сырья — руд металлов, каменного угля, нефти и др. Обрабатывающая промышленность при прочих равных условиях размещалась на территориях, которые имели источники пресной воды, свободные площадки и транспортную инфраструктуру, а также дешевую и квалифицированную рабочую силу. Важнейшей предпосылкой для развития промышленности является инвестиционный климат — особенности социально- экономической и политической

обстановки в стране (практика налогообложения, опасность национализации, сила профсоюзов), который может повлиять на судьбу капиталов, надежность и размеры прибылей. В ряде случаев

решающим фактором оказывается отношение местных властей и населения к размещению индустриальных объектов. Например, строительство аэропортов, атомных электростанций почти всегда вызывает протесты, поскольку такое соседство резко ухудшает экологическую ситуацию и снижает качество жизни.

До середины XIX века решения о размещении промышленности принимали отдельные предприниматели. С начала XX века главную роль в принятии подобных решений играли корпорации. Решения о размещении предприятий могут приниматься также и государственными

организациями. Их эффективность, кроме чисто экономических показателей, определяется такими понятиями как национальные интересы, социальные издержки и социальные выгоды. Ставя во главу угла социальные аспекты, государство:

• почти всегда стремится развивать отрасли, ориентированные

на переработку собственного сырья, чтобы уменьшить экспорт полезных ископаемых;

• расширяет производство средств производства, чтобы сократить зависимость от импорта;

Как правило, всегда изучается несколько вариантов размещения: сопоставляются суммарные производственные и транспортные издержки на исходное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и вывоз готовой продукции на рынок. Затем определяются масштабы производства и изучается потенциальный спрос на продукцию. Необходимо при этом оценить вероятный круг потребителей и выяснить, сколько предприятий оптимальных размеров потребуется для того, чтобы полностью удовлетворить спрос. Предполагаемые масштабы производства надо сопоставить с доступностью местоположения с учетом транспортировки сырья, обеспечения рабочей силой, а также вывоза продукции в другие регионы. Выбор конкретного местоположения требует, чтобы были обеспечены земельные участки под цеха, подъездные пути, водоснабжение, рабочая сила требуемой квалификации, соблюдение законодательства об охране окружающей среды.

Итак, конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов: природных, производственных и социальных; к последним относятся трудовые навыки, культурные и

хозяйственные обычаи населения.

Рассмотрим основные модели размещения.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

Mij - притяжение двух городских центров i, j ;

Рi, Pj - население городов i, j ;

Dij - расстояние между городами i j .

Концентрация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

Модель Вебера. Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер предположил, что отрасли промышленности располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров. Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости

от используемых природных ресурсов; которые подразделяются на локализованные (ископаемые руды, топливо) и повсеместно распространенные (вода, песок). Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей — решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.

Где же целесообразно располагать предприятие — ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений (иначе - минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на предприятие и готовой продукции на рынок. Расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи материального индекса (К):

Если К>1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К

По предположению Вебера, предприниматель будет строить предприятия в местах с минимальным уровнем транспортных издержек и стоимости рабочей силы. Для некоторых отраслей важное значение приобретает агломерация объектов или их рассредоточение.

Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства.

Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно - километрами, является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта. Влияние стоимости рабочей силы выявляется через рабочий коэффициент, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки. Агломерационная экономия, т. е. экономия от укрупнения, позволяет добиться значительного роста прибылей. Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который, наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.

В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объема и стоимости перевозок, значения рабочего коэффициента и экономии от агломерации) Вебер выделил группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения:

1. Отрасли, ориентированные на переработку повсеместных материалов, располагаются, как правило, около рынков сбыта. Если разместить эти предприятия около источников сырья, возникнут непроизводительные затраты на перевозку громоздкой продукции.

2. Отрасли, ориентированные на источники сырья, т. к. в их производстве используются материалы, потеря веса которых при переработке максимальна.

3. Отрасли, предприятия которых размещены в промежуточных пунктах, если используются материалы с одинаковой потерей веса при переработке.

Модель Тинбергена пытается ответить на вопрос: каково будет оптимальное (т. е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно?

В каждый исторический период размещение промышленности в мире отражало экономическую мощь стран и технологические возможности использования ресурсов. Природные факторы были основными при размещении промышленности в XVIII-XIX вв. Всегда однозначными были лишь факторы размещения добывающей промышленности, локализованной в местах добычи сырья — руд металлов, каменного угля, нефти. Обрабатывающая промышленность при прочих равных условиях размещалась на территориях, которые имели источники пресной воды, свободные площадки и транспортную инфраструктуру, дешевую и квалифицированную рабочую силу. Важнейшей предпосылкой для развития промышленности является инвестиционный климат — особенности социально-экономической и политической обстановки в стране (практика налогообложения, опасность национализации, сила профсоюзов), которая может повлиять на судьбу капиталов, надежность и размеры прибылей. В ряде случаев решающим фактором оказывается отношение местных властей и населения к размещению индустриальных объектов. Например, строительство аэропортов, атомных электростанций почти всегда вызывает протесты, поскольку такое соседство резко ухудшает экологическую ситуацию и снижает качество жизни. Реклама может обеспечить дополнительные преимущества для сбыта продукции тем фирмам, которые с точки зрения других факторов размещения находятся в менее выгодных условиях по сравнению с конкурентами.

Первые модели в размещении промышленности.

Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства.

Экономист Лориа (1898 г.) важнейшим фактором размещения промышленности считал наличие рабочей силы. Он полагал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое в свою очередь должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

3.Гравитационная модель Шеффле.


Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. где Μij — притяжение двух городских центров i и j, Pi, Pj — население городов i и j, Dij — расстояние между городами. Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

Читайте также: