Инвестиционный потенциал россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня речь пройдет про инвестиционный потенциал. Где он прячется, как его определить?

Расскажу про виды и методы оценки разных инвестиционных объектов. Покажу, как происходит аналитическая работа на практике. Разберу несколько российских и зарубежных методик оценки. А в конце выскажу свое мнение о перспективах раскрытия потенциала российской экономики.

В общем, будет интересно, а теперь пора начинать!

Что это такое

Инвестиционный потенциал представляет собой наличие возможностей, которые могут использоваться для достижения конкретных целей. Причем здесь имеются в виду возможности объекта инвестирования, условия для долгосрочного вложения средств в определенный актив.

То есть данное понятие отражает совокупный потенциал взаимодействия финансовых, производственных, правовых и других факторов.

Относительно сферы инвестирования можно выделить потенциал:

  • компании, предприятия, холдинга;
  • отрасли;
  • региона, муниципального образования;
  • национальной экономики;
  • мировой экономики.

Место потенциала в инвестиционном модуле

Пару слов о том, что такое инвестиционный модуль. По сути это система различных экономических процессов, отношений, условий, факторов, которые определяют уровень финансовой активности и инвестиций.

Обычно в схематичном виде он выглядит следующим образом:


Инвестпотенциал в этой структуре, наряду с привлекательностью инвестиций, как раз является определяющим фактором. Он стимулирует активность в вопросе вложения средств и распределения капитала.

Иными словами, чем больше возможностей и меньше риска, тем инвесторы активнее голосуют за проект своими деньгами.

Оценка потенциала предприятий и регионов

Оценка инвестиционного потенциала включает в себя тщательный анализ следующих локальных факторов:

  • ресурсные;
  • производственно-технологические;
  • институциональные;
  • нормативно-правовые;
  • инфраструктурные;
  • экспортные.

Расскажу о каждом из них немного подробнее.

Ресурсные

Здесь отражается материальное состояние объекта инвестирования. Ресурсная база может включать в себя не только полезные ископаемые, которыми обладает регион или конкретная компания. Сюда же относится человеческий капитал, информационные и финансовые ресурсы, материальные средства.


Производственно-технологические

Это те факторы, которые влияют на основную деятельность инвестиционного объекта.

Например, если говорить о предприятии, это:

  • технологичность;
  • уровень производственных мощностей;
  • показатели эффективности труда;
  • условия труда.

Институционные

Данные факторы говорят о степени развития основных рыночных механизмов и финансовых институтов.

Нормативно-правовые

Эти факторы носят законодательный характер. Они отражают, насколько легко можно открыть бизнес и вести свою деятельность в конкретном субъекте.

Помимо этого, нормативно-правовые факторы учитывают:

  • проработанность и конкретизацию законодательных актов;
  • правовую прозрачность;
  • достаточность условий для отстаивания своей правовой позиции.


Инфраструктурные

Здесь учитывается, насколько техническая база и оснащенность подходят для ведения бизнеса. Сюда относятся следующие аспекты:

  • транспорт и логистические возможности;
  • достаточность сырьевой базы;
  • цены на топливо и энергоносители;
  • тарифы естественных монополий.

Экспортные

Такие факторы отражают потенциальные возможности выхода продукта или услуг на экспортные рынки.

Методы оценки

Часто к оценке инвестиционного потенциала отдельных субъектов применяют те же методы, что и для определения инвестиционной привлекательности. Но основное отличие в том, что здесь не выбирается конкретный подход (балльный, экспертный или статистический), а зачастую они комбинируются вместе.

Приведу несколько примеров оценочных методов в РФ:

  1. Рейтинговое агентство RAEX в своей оценке активно использует анализ рисковой составляющей. При этом исследует каждую группу рисков и потенциальных возможностей отдельно.
  2. К. Гусеева во главу угла ставит форвардные данные. Пытаясь предугадать, как инвестиционный объект будет реагировать на изменения внешней конъюнктуры.
  3. Метод оценки Бланка базируется на анализе социально-экономических показателей. К ним относятся безопасность вложений, доступность инфраструктуры, демографические факторы.

Если говорить о зарубежной практике, то методики в целом похожи на российские.


Например, Гарвардская школа бизнеса оценивает потенциал для инвестирования по следующим критериям:

  • правовые условия;
  • политическая устойчивость;
  • возможность привлечения финансирования;
  • показатели инфляции;
  • возможность работы с иностранным капиталом и его свободный ввоз /вывоз.

Экономическое агентство EuroMoney в свои модели закладывает такие показатели, как:

  • политический риск;
  • экономическая эффективность;
  • кредитоспособность объекта инвестирования;
  • размер госдолга страны или субъекта;
  • доступность финансирования.

Потенциал государственной экономики для инвестиций

Инвестпотенциал в масштабах национальной экономики определяется как совокупность возможностей развития в разных отраслях. Также важны факторы, обуславливающие наличие благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций.

Важные моменты здесь:

  • геополитическая обстановка;
  • общеэкономические показатели (ВВП, инфляция, процентные ставки);
  • законодательная база;
  • экологический аспект;
  • криминальная составляющая внутри страны;
  • ресурсно-сырьевая база;
  • инфраструктура и пр.

Перспективы использования инвестиционного потенциала в России

Для России иностранные инвестиции играют большую роль. Обширная ресурсная база нашей страны является аппетитным объектом для инвестирования.

Однако в последние годы в РФ наблюдалось снижение инвестиционной активности. Это связано как с внутренними проблемами, так и с геополитическими вопросами, в том числе санкционной риторикой.

Что касается перспектив, они выглядят не такими уж и плохими. Те институциональные реформы, которые сейчас проводит государство, а также смягчение денежно-кредитной политики и рост экономики будут способствовать раскрытию инвестиционного потенциала РФ.

Заключение

Инвестиционный потенциал является обширным и многосоставным понятием. Он используется часто, является составляющей инвестиционного климата в целом. Его можно определять разными способами, применять к оценке различных объектов инвестирования.

Что касается российских реалий, здесь много проблем. Однако на данном этапе государство пытается решать их, создает предпосылки для роста финансовой привлекательности.

Подписывайтесь на статьи и делитесь ими в социальных сетях. И добро пожаловать в комментарии — что вы думаете о российском потенциале?

1. Инвестиционный климат в России. Методика и инструменты анализа инвестиционного климата.

2. Инвестиционный потенциал России.

3. Основные пути активизации инвестиционного процесса в России.

• природные ресурсы и состояние экологии;

• качество рабочей силы;

• уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

• политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;

• макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг;

• качество государственного управления, политика центральных и местных властей;

• законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности;

• уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;

• защита прав собственности, уровень корпоративного управления;

• обязательность партнеров при исполнении контрактов;

• качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

• качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования;

• открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

• административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок.

Несмотря на повсеместное признание важности иностранных инвестиций как мощного инструмента стимулирования экономического роста, необходимость регулирования зарубежных капиталовложений сохраняется. Однако в условиях глобализации мировой экономики неизбежно меняется перечень задач и доступных инструментов такого регулирования, что требует от правительства тщательного и сбалансированного подхода к выработке приоритетов политики в этой области и конкретных мер по ее реализации.

• Демократическая политическая система

• Мощная промышленная база

• Незрелая конкурентная среда

• Слабая ориентация на рост качества продукции и повышение конкурентоспособности национальных предприятий

• Низкий уровень корпоративного управления и деловой этики

• Уплотнение и ужесточение конкуренции на западных рынках. Россия осталась последним незанятым крупным развивающимся рынком Европы

• Смещение от внешней торговли к ПИИ в XXI в.

• Возврат к спаду производства и потеря промышленной конкурентоспособности

• Конкуренция со стороны других развивающихся стран

2. У России есть реальные шансы стать привлекательным рынком для иностранных инвесторов, если она сможет вооружиться эффективной продуманной стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций, избавиться от иллюзий инвестиционных процессов.

Факторов, препятствующих притоку иностранного капитала, заведомо больше, чем факторов, способствующих этому. И несмотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в российскую экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивного решения.

У России есть огромный потенциал для развития, и необходимо использовать все возможности, способствующие экономическому росту. В условиях, когда возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка, иностранные инвестиции являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие страны. Большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохраняются, так как они связаны с несовершенством властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимися в наследство от советского народного хозяйства.

Существенно снижает инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой. Так, добившийся наибольших успехов в привлечении прямых иностранных инвестиций Китай на уровне государственной политики создает преимущества для иностранных инвесторов перед местными, вплоть до установления разных цен размещения акций для местных и иностранных покупателей.

Поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Решение данной задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, достижение эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.

Анализ источников инвестиций в основной капитал показывает, что оживление инвестиционной активности обусловлено в основном динамикой двух составляющих:

• начавшимся ростом инвестиций за счет собственных средств предприятий;

• организацией и возобновлением роста прямых иностранных инвестиций в российскую экономику при продолжающемся спаде других важнейших инвестиционных составляющих.

Так, инвестиции за счет собственных средств предприятий и организаций являются самой весомой составляющей, на нее приходится свыше 60% общего объема инвестиций в основной капитал.

Вместе с тем, во-первых, потенциал инвестиций за счет собственных средств предприятий недоиспользуется, поскольку большая часть дополнительных доходов предприятий, поступающих в денежной форме, направляется на выплату заработной платы, расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами, погашение кредиторской задолженности, наращивание оборотного капитала. Во-вторых, возможности действия факторов, обусловивших существенное улучшение финансового положения предприятий (медленный рост заработной платы и цен на продукцию и услуги естественных монополий, наращивание масштабов импортозамещения и сырьевого экспорта), постепенно исчерпываются. В результате растут издержки производства, ухудшается относительная конкурентоспособность российских предприятий по сравнению с условиями, сложившимися сразу после кризиса, снижаются темпы роста производства. Без задействования более сложных и фундаментальных факторов устойчивость позитивной динамики финансовых результатов работы предприятий и, соответственно, инвестиций за счет их собственных средств проблематична.

Потенциал иностранных инвестиций в российскую экономику в годы реформ показал существенно лучшую динамику, чем внутренние инвестиции (по темпам роста). Вместе с тем масштабы иностранных инвестиций несопоставимы с размерами российской экономики.

3. Инвестиционный процесс логически распадается на ряд процедурных составляющих. Ими являются: сбережение средств, осуществляемое отдельными экономическими агентами, аккумулирование сбережений отдельных экономических агентов, вложение аккумулированных сбережений в инвестиционные проекты в виде инвестиционного плана, реализация инвестиционного плана под контролем инвесторов и кредиторов.

Большая часть средств, направляемых на инвестиции, имеет своим источником сбережения. Следовательно, для стимулирования экономического роста и инвестиций необходимо обеспечить соответствующий объем сбережений.

Статистические данные свидетельствуют, что норма сбережений в России сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах мира. Однако норма реального инвестирования гораздо ниже, чем в указанных странах. Это свидетельствует о неразвитости финансового рынка в стране и его неспособности выполнить свою главную задачу: перераспределение средств от владельцев денежных средств к инвесторам. Причин этому множество. Одна из главных - уход организаций финансовой системы от выполнения своих основных функций по обеспечению реального сектора экономики необходимыми финансовыми ресурсами.

Соотношение между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушено главным образом по той причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения в долларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции. Дополнительной причиной нежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковской системы. Сбережения населения, вложенные в доллары и хранящиеся втуне, потеряны для прибыльных инвестиций. Обезопасить сбережения населения - главная забота государства.

Роль государства как регулятора инвестиций состоит в выборе приоритетов инвестиционной политики, создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой амортизационной, ценовой, таможенной политики.

В условиях рыночной экономики главная функция государства состоит в создании благоприятных условий для всех видов внутренних инвестиций. Деятельность правительства должна быть направлена на решение следующих главных задач:

• создание благоприятного инвестиционного климата;

• формирование правовой базы и других благоприятных условий инвестирования (гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и введение в действие четкого, понятного и устойчивого законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования и т.д.);

• повышение экономической привлекательности инвестиций (преодоление инфляции, содействие формированию конкурентной среды, создание объектов инфраструктуры и коммуникаций и т.д.).

Особо следует отметить законодательный аспект активизации инвестиционной деятельности.

Ориентация иностранных инвестиций на топливные и сырьевые отрасли тормозит структурные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге негативно сказывается на темпах экономического роста.

Основная проблема - в некоторой инерционности мероприятий экономической политики, направленных на структурную реформу и модернизацию экономики. Иностранные инвесторы сами определяют сферы приложения капитала, руководствуясь спросом на продукцию и нормой прибыли. Политика привлечения иностранных инвестиций должна получить четкие принципы, ориентиры и приоритеты. Должен быть сформулирован набор понятных и действенных стимулов, реализующих данную политику как на федеральном, так и региональных уровнях.

Пути привлечения капитала различны, но одним из наиболее перспективных является фондовый рынок, потенциальные возможности которого в настоящее время использованы лишь на десятые доли процента.

Для этого целесообразно оптимизировать перечень информации, который устраивал бы три заинтересованные стороны: эмитента, инвестора и регулирующие органы.

Вклад прямых иностранных инвестиций в структуру общих источников финансирования российской экономики пока не является существенным фактором экономического роста. Структурные изменения, характеризующиеся сокращением доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, не могут считаться благотворными для российской экономики. Ведь именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологии, передового зарубежного опыта менеджмента, маркетинга и не являются возвратными и платными.

География основных прямых иностранных инвестиций достаточно предсказуема: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Краснодарский край, Татарстан и Тюменская область, т.е. регионы со значительным ресурсным потенциалом или емким рынком. Деформирован - ность региональной структуры иностранных инвестиций все возрастает. Одна из причин заключается в недостаточной разработанности региональной политики по привлечению иностранных инвестиций прежде всего в части страхования, залога, обеспечения инвесторов информацией об инвестиционных проектах, неразвитости информационно-транспортной инфраструктуры. Сегодня нужна действенная политика привлечения иностранных инвестиций в депрессивные регионы, так как успешность данных инвестиций в первую очередь способствует формированию социальных гарантий осуществления проводимых правительством экономических реформ. Для инвестиционного климата регионов России характерна правовая нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях соответствующих норм права, не обеспечивающих полного регулирования отдельных экономических процессов. В этой связи активность иностранных инвесторов в некоторых регионах обусловлена как созданными там достаточно благоприятными условиями для инвестиций, так и политикой местных администраций, направленной на привлечение мировых управленческих и производственных технологий.

Мероприятия, предпринимаемые правительством, уже направлены на повышение эффективности российской экономики, переход к устойчивому экономическому росту, снижение системных рисков, повышение рейтинга России на мировом рынке капитала и доверия отечественных и западных инвесторов.

Обеспечение экономической безопасности страны наряду с другими факторами определяется ее инвестиционной позицией, или инвестиционным состоянием.

Инвестиционный потенциал страны – это базовая фундаментальная основа устойчивого развития национальной экономики. За годы реформ (1991—2000 гг.) в России инвестиции в основной капитал сократились до 26,5% по отношению к 1990 г. при падении объема ВВП на одну треть. В последующие годы в российской экономике наметился экономический рост: в 2006 г. в России рост ВВП составил 5,8%. Инвестиции в основной капитал в 2005 г. выросли на 10,5% по сравнению с 2004 г. и составили 3,431 трлн руб.

Наблюдаемый в последнее время подъем производства отчасти связан с увеличением объемов капитальных вложений, что наглядно можно проследить, сопоставив рост выпуска продукции по отдельным отраслям экономики и промышленности с их долей в инвестициях.

Основная часть прироста инвестиций в основной капитал была направлена в отрасли топливно-сырьевого комплекса и транспорт, а в большинстве отраслей промышленности, таких, как легкая, пищевая, химия и нефтехимия, машиностроение, достигших высокой по отношению к общепромышленному уровню динамики развития, участие в возросших объемах инвестиций продолжало оставаться минимальным и даже снизилось по отдельным отраслям.

В результате того, что за годы реформ практически прекратились техническое перевооружение предприятий, замена и модернизация оборудования, ввод новых мощностей был минимальным, производственные фонды во многих отраслях оказались изношенными на 60 — 70%. Средний возраст оборудования в промышленности увеличился с 11 до 19 лет. Полная замена основных фондов возможна более чем через 70 лет. Поэтому если не улучшить положение дел в этой сфере, имея в виду к тому же высокий уровень изношенности основных фондов, то страна может оказаться в тяжелейшей ситуации.

Обновление основных производственных фондов — одна из актуальных проблем современной российской экономики. Главным условием поддержания достигнутых в последние годы темпов экономического роста и перехода к их устойчивой динамике является инвестиционный процесс, который позволит осуществить структурную перестройку, техническое перевооружение производства, проводимое на крайне недостаточном уровне, и успешное развитие экономики. Необходима комплексная целевая инвестиционная программа на федеральном уровне по обновлению основных производственных фондов и техническому перевооружению производства. Все это требует значительных инвестиций, мобилизации всего финансово-инвестиционного потенциала российской экономики. По оценке Минэкономразвития РФ, для достижения устойчивого развития российской экономики в течение 20 ближайших лет России потребуется 2 трлн долл. инвестиций, т.е. 100 млрд долл. в год.

Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего на инвестиционный климат России, определяемый независимыми экспертами, которые рассчитывают эффективность вложений в той или иной стране.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в лучшую сторону.

В рамках повышения роли государства в проведении финансово-инвестиционной политики необходимо задействовать все инструменты финансово-кредитного механизма для скорейшего решения узловых проблем расширенного воспроизводства основных фондов российских предприятий. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран и в первую очередь США — страны с наиболее либерализованной экономикой. В настоящее время в США доля государственных инвестиций в общем их объеме достигает 15%, а в 1960-е годы этот показатель был выше 30%. На этой основе в США решались задачи по развитию инфраструктуры, финансированию инвестиций в низкорентабельные производства и проекты, требующие крупных единовременных вложений, т.е. решались, по сути, те же задачи, которые стоят ныне и перед российской экономикой. Поэтому в России государство тем более должно регулировать инвестиционный процесс, поскольку он до сих пор не приобрел реальные рыночные черты.





Рис. 6.1. Основные направления государственной политики в области

управления инвестиционным потенциалом страны.

Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависят от государства, его способности регулировать пропорции между текущим потреблением и сбережением произведенного общественного продукта. Учитывая экономическую ситуацию в России, необходимо ориентироваться в первую очередь на мобилизационную модель наращивания инвестиционного потенциала страны, не исключая и более либеральные финансово-налоговые меры стимулирования инвестиций (рис. 6.1).

Итак, государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.

Обеспечение экономической безопасности страны наряду с другими факторами определяется ее инвестиционной позицией, или инвестиционным состоянием.

Инвестиционный потенциал страны – это базовая фундаментальная основа устойчивого развития национальной экономики. За годы реформ (1991—2000 гг.) в России инвестиции в основной капитал сократились до 26,5% по отношению к 1990 г. при падении объема ВВП на одну треть. В последующие годы в российской экономике наметился экономический рост: в 2006 г. в России рост ВВП составил 5,8%. Инвестиции в основной капитал в 2005 г. выросли на 10,5% по сравнению с 2004 г. и составили 3,431 трлн руб.

Наблюдаемый в последнее время подъем производства отчасти связан с увеличением объемов капитальных вложений, что наглядно можно проследить, сопоставив рост выпуска продукции по отдельным отраслям экономики и промышленности с их долей в инвестициях.

Основная часть прироста инвестиций в основной капитал была направлена в отрасли топливно-сырьевого комплекса и транспорт, а в большинстве отраслей промышленности, таких, как легкая, пищевая, химия и нефтехимия, машиностроение, достигших высокой по отношению к общепромышленному уровню динамики развития, участие в возросших объемах инвестиций продолжало оставаться минимальным и даже снизилось по отдельным отраслям.

В результате того, что за годы реформ практически прекратились техническое перевооружение предприятий, замена и модернизация оборудования, ввод новых мощностей был минимальным, производственные фонды во многих отраслях оказались изношенными на 60 — 70%. Средний возраст оборудования в промышленности увеличился с 11 до 19 лет. Полная замена основных фондов возможна более чем через 70 лет. Поэтому если не улучшить положение дел в этой сфере, имея в виду к тому же высокий уровень изношенности основных фондов, то страна может оказаться в тяжелейшей ситуации.

Обновление основных производственных фондов — одна из актуальных проблем современной российской экономики. Главным условием поддержания достигнутых в последние годы темпов экономического роста и перехода к их устойчивой динамике является инвестиционный процесс, который позволит осуществить структурную перестройку, техническое перевооружение производства, проводимое на крайне недостаточном уровне, и успешное развитие экономики. Необходима комплексная целевая инвестиционная программа на федеральном уровне по обновлению основных производственных фондов и техническому перевооружению производства. Все это требует значительных инвестиций, мобилизации всего финансово-инвестиционного потенциала российской экономики. По оценке Минэкономразвития РФ, для достижения устойчивого развития российской экономики в течение 20 ближайших лет России потребуется 2 трлн долл. инвестиций, т.е. 100 млрд долл. в год.

Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего на инвестиционный климат России, определяемый независимыми экспертами, которые рассчитывают эффективность вложений в той или иной стране.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в лучшую сторону.

В рамках повышения роли государства в проведении финансово-инвестиционной политики необходимо задействовать все инструменты финансово-кредитного механизма для скорейшего решения узловых проблем расширенного воспроизводства основных фондов российских предприятий. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран и в первую очередь США — страны с наиболее либерализованной экономикой. В настоящее время в США доля государственных инвестиций в общем их объеме достигает 15%, а в 1960-е годы этот показатель был выше 30%. На этой основе в США решались задачи по развитию инфраструктуры, финансированию инвестиций в низкорентабельные производства и проекты, требующие крупных единовременных вложений, т.е. решались, по сути, те же задачи, которые стоят ныне и перед российской экономикой. Поэтому в России государство тем более должно регулировать инвестиционный процесс, поскольку он до сих пор не приобрел реальные рыночные черты.


Рис. 6.1. Основные направления государственной политики в области

управления инвестиционным потенциалом страны.

Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависят от государства, его способности регулировать пропорции между текущим потреблением и сбережением произведенного общественного продукта. Учитывая экономическую ситуацию в России, необходимо ориентироваться в первую очередь на мобилизационную модель наращивания инвестиционного потенциала страны, не исключая и более либеральные финансово-налоговые меры стимулирования инвестиций (рис. 6.1).

Итак, государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.

Что это такое

Единое понимание термина еще не сформировалось в России. Все экономисты, ученые и исследователи трактуют его по-своему. Но объединяет все определения одно: инвестиционный потенциал – это совокупность ресурсов, которые могут позволить получить максимальный результат в будущем.


Исходя, опять же, из отсутствия четко сформулированной теоретической базы, единой классификации нет. Но, объединив все точки зрения, получается следующая картина. В понятие совокупного инвестиционного потенциала включаются следующие виды:

  • ресурсный;
  • трудовой;
  • производственно-технологический;
  • инновационный;
  • институциональный;
  • инфраструктурный;
  • финансовый;
  • экспортный;
  • нормативно-правовой.

О некоторых чуть подробнее.


Ресурсный

Ресурсный или, как его еще называют, ресурсно-сырьевой потенциал – сумма всех материальных, природных, энергетических ресурсов, которые позволяют определить эффективность инвестиций в компанию/отрасль за счет показателя воспроизводства капитала.

Производственно-технологический

Показывает объем средств производства, которые заморожены и могут быть потенциально использованы в будущем, и наличие технологических новшеств в среде, которые также могут быть включены в производственный процесс для увеличения капитала.

Институциональный

Этот вид имеет более широкий характер и относится к целому государству, где формируются принципы инвестиционной политики на основе всего рынка. Например, если оценивать потенциал двух государств N и M, то привлекательнее для инвестиций будет то, у которого рыночная экономика развивается быстрее.

Инфраструктурный

Более узкая интерпретация институционального потенциала. Различие между ними состоит в том, что в случае с первым мы смотрим на экономику и географию конкретного субъекта/месторасположение предприятия/и т.д., а в случае со вторым анализируется страна в целом.

Нормативно-правовой

Один из ключевых параметров – оценка существующей правовой базы государства, которая непосредственно регулирует тот сегмент, куда направляются инвестиции. В этот блок также можно отнести налогообложение и санкции.

Экспортный

Включает расширение рынков сбыта и выход за границы одного государства. Создание транснациональных сетей – важная часть в инвестиционной оценке.

Место потенциала в инвестиционном модуле

Инвестиционный потенциал как составная часть модуля тесно соседствует с другими элементами, к которым относятся климат, привлекательность, активность, эффективность деятельности.

Климат – более широкое понятие, чем все остальные, оно мотивирует рост инвестиционной активности. Привлекательность и потенциал объекта формируются его характеристиками, которые должны также увеличивать рост инвестиций.

Оценка потенциала предприятий и регионов

Методика оценки инвестиционной привлекательности субъекта содержит три этапа:

  1. Анализ инвестиционного потенциала: финансовой стабильности, экономического развития и социальной стабильности.
  2. Анализ инновационного потенциала представляет собой совокупную оценку кадрового, научно-технического и финансового аспектов.
  3. Динамический анализ.

Методы оценки

Методик оценки любых экономических показателей множество, и все они базируются на самых простых математических моделях. Но в случае с оценкой инвестиционного потенциала необходимо обратиться к специально разработанным алгоритмам:

Потенциал государственной экономики для инвестиций

Приток капитала в государственный сектор России просто необходим. Но резкого качественного финансирования не происходит по ряду следующих причин.

Во-первых, внешняя геополитическая обстановка останавливает зарубежных инвесторов от таких рисковых вложений, ведь постоянные санкции и политические острые углы могут сыграть злую шутку.

Во-вторых, по сравнению с передовыми государствами в РФ большая доля предприятий (как частных, так и государственных) имеет большой износ основных производственных средств, что говорит о снижении производительности в ближайшие годы.


Перспективы использования инвестиционного потенциала России

Несмотря на трудности, есть ряд отраслей, довольно перспективных с инвестиционной точки зрения. Прежде всего это биоинженерия и медицина, производство экологически чистых материалов и энергии, а также переработка мусора.

Одно из важных направлений, которые необходимо развивать, – машиностроение. Ведь некогда Россия занимала лидирующие позиции по количеству производимых агрегатов, а теперь большую часть техники мы сами импортируем.

Заключение

Вот так неспешно мы подобрались к заключению разговора про инвестиционный потенциал. Основные моменты для вас были освещены, эта тема на самом деле сейчас очень актуальна на уровне нашего государства. Если вы хотите продолжить получать полезную информацию, подписывайтесь и ставьте лайки! Спасибо большое, что читаете до конца.

Читайте также: