Концерн в истории это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

КОНЦЕ́РН (от англ. concern – уча­стие, ин­те­рес, от­но­ше­ние), наи­бо­лее раз­ви­тая фор­ма ор­га­ни­за­ци­он­но-эко­но­мич. объ­еди­не­ния пред­при­ятий, свя­зан­ных общ­но­стью соб­ст­вен­ни­ков, ин­те­ре­сов, до­го­во­ра­ми, уча­сти­ем в со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти. Осн. осо­бен­но­сти К.: жё­ст­кая фор­ма ор­га­ни­за­ции ком­па­ний; вхо­дя­щие в К. ком­па­нии но­ми­наль­но ос­та­ют­ся са­мо­сто­ят. юри­дич. ли­ца­ми в фор­ме ак­цио­нер­ных или иных хо­зяйств. об­ществ или то­ва­ри­ществ, а фак­ти­че­ски под­чи­не­ны еди­но­му хо­зяйств. ру­ко­во­ди­те­лю (при этом уча­ст­ни­ки К. не мо­гут вхо­дить в со­став др. К.); в рам­ках К. цен­тра­ли­зо­ва­ны фи­нан­со­во-эко­но­мич. управ­ле­ние, про­ве­де­ние на­уч.-тех­нич. по­ли­ти­ки, це­но­об­ра­зо­ва­ние, ис­поль­зо­ва­ние про­из­водств. мощ­но­стей, кад­ро­вая по­ли­ти­ка; го­лов­ная ком­па­ния К., как пра­ви­ло, ор­га­ни­зу­ет­ся в ви­де хол­дин­го­вой ком­па­нии (пре­им. как сме­шан­ный хол­динг) или на ос­но­ве взаи­мо­дей­ст­вия пре­об­ла­даю­ще­го и за­ви­си­мых (ас­со­ции­ро­ван­ных) пред­при­ятий; дея­тель­ность К. ори­ен­ти­ро­ва­на в осн. на про­из-во, по­это­му в ка­че­ст­ве ма­те­рин­ской (го­лов­ной) вы­сту­па­ет ча­ще все­го про­из­водств. ком­па­ния, ко­то­рая яв­ля­ет­ся дер­жа­те­лем кон­троль­ных па­ке­тов ак­ций до­чер­них пред­при­ятий.

объединяет предприятия разных, но взаимосвязанных отраслей производства, а также учреждения торговли, транспорта, финансово-кредитные и т. п.

форма монополистического объединения самостоятельных промышленных, финансовых, торговых предприятий под общим финансовым руководством.

многоотраслевое акционерное общество; форма объединения предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений, находящихся под единым финансовым контролем.

англ.) - одна из форм монополий, в виде многоотраслевого объединения (финансы, промышленность, транспорт, торговля и пр.) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих в концерн предприятий от господствующей группы монополистов.

форма монополии в виде многоотраслевого комплекса (промышленность, финансы, транспорт, торговля и др.). Децентрализованная система управления входящих в него предприятий (по группам продукции и районам), с большим объемом внутрифирменных поставок. Характеризуется централизацией капиталовложений, финансовой зависимостью в системе участия, подчинением господствующей группе монополистов. В России концерны появились в 80-е - 90-е гг. XIX в.

форма монополистического договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Образование концерна предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.

(англ. concern) — форма объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно-исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования и диверсификации производства. Одна из форм крупного монополистического объединения, для которого характерны: централизация собственности и капиталовложений, регулирование объемов добычи сырья, условий и районов сбыта продукции, развитая система внутрифирменных поставок при децентрализованном управлении входящими в него предприятиями (по основным группам продукции и регионам).

Основные осо­бен­но­сти концерна: жё­ст­кая фор­ма ор­га­ни­за­ции ком­па­ний; вхо­дя­щие в концерн ком­па­нии но­ми­наль­но ос­та­ют­ся са­мо­сто­ятельно юри­дическими ли­ца­ми в фор­ме ак­цио­нер­ных или иных хо­зяйственных об­ществ или то­ва­ри­ществ, а фак­ти­че­ски под­чи­не­ны еди­но­му хо­зяйственному ру­ко­во­ди­те­лю (при этом уча­ст­ни­ки концерна не мо­гут вхо­дить в со­став других концернов); в рам­ках концерна цен­тра­ли­зо­ва­ны фи­нан­со­во-эко­но­мическое управ­ле­ние, про­ве­де­ние на­учно-тех­нической по­ли­ти­ки, це­но­об­ра­зо­ва­ние, ис­поль­зо­ва­ние про­из­водственных мощ­но­стей, кад­ро­вая по­ли­ти­ка; го­лов­ная ком­па­ния концерна, как пра­ви­ло, ор­га­ни­зу­ет­ся в ви­де хол­дин­го­вой ком­па­нии (пре­им. как сме­шан­ный хол­динг) или на ос­но­ве взаи­мо­дей­ст­вия пре­об­ла­даю­ще­го и за­ви­си­мых (ас­со­ции­ро­ван­ных) пред­при­ятий; дея­тель­ность концернов ори­ен­ти­ро­ва­на в основном на про­изводство, по­это­му в ка­че­ст­ве ма­те­рин­ской (го­лов­ной) вы­сту­па­ет ча­ще все­го про­из­водственная ком­па­ния, ко­то­рая яв­ля­ет­ся дер­жа­те­лем кон­троль­ных па­ке­тов ак­ций до­чер­них пред­при­ятий.

С точ­ки зре­ния сис­те­мы уча­стия в ка­пи­та­ле мож­но вы­де­лить: концерны под­чи­не­ния, ор­га­ни­зо­ван­ный в ви­де ма­те­рин­ской и до­чер­них ком­па­ний, и концерны ко­ор­ди­на­ции, со­стоя­щий из се­ст­рин­ских об­ществ, т. е. соз­дан­ный та­ким об­ра­зом, что отд. вхо­дя­щие в не­го ком­па­нии про­из­во­дят вза­им­ный об­мен ак­ция­ми (тем са­мым все чле­ны концерна ока­зы­ва­ют вза­им­ное влия­ние на по­ли­ти­ку, про­во­ди­мую концерном, ко­то­рый в то же вре­мя ос­та­ёт­ся под еди­ным ру­ко­во­дством). Концерн под­чи­не­ния соз­да­ёт­ся, как пра­ви­ло, для объ­е­ди­не­ния про­из­водств по тех­но­ло­гической це­поч­ке, а концерн ко­ор­ди­на­ции - в це­лях ин­те­гра­ции та­ких ви­дов дея­тель­но­сти, как про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой или на­учно-тех­нической по­ли­ти­ки, со­гла­со­ван­но­го про­из­водственного раз­ви­тия ком­па­ний, кад­ро­вой по­ли­ти­ки и т. п. Концерн ко­ор­ди­на­ции, вклю­чая по­рой сла­бо свя­зан­ные тех­но­ло­ги­че­ски пред­при­ятия, по сво­ей су­ти ста­но­вит­ся бли­зок та­кой фор­ме ин­те­гра­ции ком­па­ний, как конг­ло­ме­рат.

Концерн — объединение юридически самостоятельных компаний, которые на договорной основе координируют хозяйственную деятельность и концентрируют ресурсы.

Концерн считается наиболее распространённой и развитой формой интеграции компаний. При этом концерны — одна из самых сложных форм объединения. Их особенность в том, что они включают в себя предприятия из разных отраслей. Например, производственные, финансовые, транспортные и торговые компании.

Другой важный признак концернов — единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

Среди известных концернов — Samsung, Volkswagen и General Motors.

Ошибки в употреблении

Нюансы

Концерн — структура с доминирующей производственной составляющей, отметила доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Юлиана Соловьёва.

Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов.

Плюсами концернов считают возможность концентрировать финансовые ресурсы, достаточно высокий уровень кооперирования производства и централизованную систему контроля. Недостатком — ограниченная самостоятельность участников.

Читайте также: