Концерн в истории это кратко и понятно
Обновлено: 05.07.2024
КОНЦЕ́РН (от англ. concern – участие, интерес, отношение), наиболее развитая форма организационно-экономич. объединения предприятий, связанных общностью собственников, интересов, договорами, участием в совместной деятельности. Осн. особенности К.: жёсткая форма организации компаний; входящие в К. компании номинально остаются самостоят. юридич. лицами в форме акционерных или иных хозяйств. обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйств. руководителю (при этом участники К. не могут входить в состав др. К.); в рамках К. централизованы финансово-экономич. управление, проведение науч.-технич. политики, ценообразование, использование производств. мощностей, кадровая политика; головная компания К., как правило, организуется в виде холдинговой компании (преим. как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) предприятий; деятельность К. ориентирована в осн. на произ-во, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производств. компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий.
объединяет предприятия разных, но взаимосвязанных отраслей производства, а также учреждения торговли, транспорта, финансово-кредитные и т. п.
форма монополистического объединения самостоятельных промышленных, финансовых, торговых предприятий под общим финансовым руководством.
многоотраслевое акционерное общество; форма объединения предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений, находящихся под единым финансовым контролем.
англ.) - одна из форм монополий, в виде многоотраслевого объединения (финансы, промышленность, транспорт, торговля и пр.) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих в концерн предприятий от господствующей группы монополистов.
форма монополии в виде многоотраслевого комплекса (промышленность, финансы, транспорт, торговля и др.). Децентрализованная система управления входящих в него предприятий (по группам продукции и районам), с большим объемом внутрифирменных поставок. Характеризуется централизацией капиталовложений, финансовой зависимостью в системе участия, подчинением господствующей группе монополистов. В России концерны появились в 80-е - 90-е гг. XIX в.
форма монополистического договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Образование концерна предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.
(англ. concern) — форма объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно-исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования и диверсификации производства. Одна из форм крупного монополистического объединения, для которого характерны: централизация собственности и капиталовложений, регулирование объемов добычи сырья, условий и районов сбыта продукции, развитая система внутрифирменных поставок при децентрализованном управлении входящими в него предприятиями (по основным группам продукции и регионам).
Основные особенности концерна: жёсткая форма организации компаний; входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельно юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю (при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов); в рамках концерна централизованы финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика; головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преим. как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) предприятий; деятельность концернов ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий.
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить: концерны подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний, и концерны координации, состоящий из сестринских обществ, т. е. созданный таким образом, что отд. входящие в него компании производят взаимный обмен акциями (тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на политику, проводимую концерном, который в то же время остаётся под единым руководством). Концерн подчинения создаётся, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации - в целях интеграции таких видов деятельности, как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т. п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.
Концерн — объединение юридически самостоятельных компаний, которые на договорной основе координируют хозяйственную деятельность и концентрируют ресурсы.
Концерн считается наиболее распространённой и развитой формой интеграции компаний. При этом концерны — одна из самых сложных форм объединения. Их особенность в том, что они включают в себя предприятия из разных отраслей. Например, производственные, финансовые, транспортные и торговые компании.
Другой важный признак концернов — единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.
Среди известных концернов — Samsung, Volkswagen и General Motors.
Ошибки в употреблении
Нюансы
Концерн — структура с доминирующей производственной составляющей, отметила доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Юлиана Соловьёва.
Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов.
Плюсами концернов считают возможность концентрировать финансовые ресурсы, достаточно высокий уровень кооперирования производства и централизованную систему контроля. Недостатком — ограниченная самостоятельность участников.
Читайте также: