Палата общин великобритании кратко

Обновлено: 04.07.2024

ПАЛА́ТА О́БЩИН (англ. House of Commons, офи­ци­аль­но – Поч­тен­ные об­щи­ны Со­еди­нён­но­го ко­ро­лев­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Сев. Ир­лан­дии, со­брав­шие­ся в пар­ла­мен­те), часть юри­ди­че­ски три­еди­но­го брит. пар­ла­мен­та, вклю­чаю­ще­го мо­нар­ха, Па­ла­ту лор­дов и Па­ла­ту об­щин. В двух­па­лат­ном пар­ла­мен­те вест­мин­стер­ской (по на­зва­нию двор­ца, в ко­то­ром за­се­да­ет пар­ла­мент) сис­те­мы счи­та­ет­ся ниж­ней па­ла­той, хо­тя имен­но она в этой сис­те­ме име­ет ре­шаю­щее зна­че­ние. Па­ла­та об­щин – ниж­няя па­ла­та и в пар­ла­мен­тах стран Со­дру­же­ст­ва , вос­при­няв­ших мо­дель брит. пар­ла­мен­та.

Английский House of Commons, офи­ци­аль­но - Поч­тен­ные об­щи­ны Со­еди­нён­но­го ко­ро­лев­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Северной Ир­лан­дии, со­брав­шие­ся в пар­ла­мен­те. В двух­па­лат­ном пар­ла­мен­те вест­мин­стер­ской (по на­зва­нию двор­ца, в ко­то­ром за­се­да­ет пар­ла­мент) сис­те­мы счи­та­ет­ся ниж­ней па­ла­той, хо­тя имен­но она в этой сис­те­ме име­ет ре­шаю­щее зна­че­ние. Па­ла­та об­щин - ниж­няя па­ла­та и в пар­ла­мен­тах стран Со­дру­же­ст­ва, вос­при­няв­ших мо­дель британского пар­ла­мен­та.

Палата общин раз­ви­лась из со­ве­ща­ния при ко­ро­ле (Knights of the shire), ко­то­рое со­би­ра­лось на крат­кий пе­ри­од и вклю­ча­ло свя­щен­но­слу­жи­те­лей, дво­рян и пред­ста­ви­те­лей графств (ры­ца­рей графств). Сей­час па­ла­та из­би­ра­ет­ся по од­но­ман­дат­ным из­би­рательным ок­ру­гам по ма­жо­ри­тар­ной сис­те­ме аб­со­лют­но­го боль­шин­ст­ва. Вы­дви­гать кан­ди­да­ту­ру мож­но по не­сколь­ким ок­ру­гам (по­том ре­шить - ка­кой ок­руг пред­став­лять) при сбо­ре 10 под­пи­сей гра­ж­дан-из­би­ра­те­лей в под­держ­ку кан­ди­да­та (ны­не, как пра­ви­ло, кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся пар­тия­ми).

Из­би­ра­те­ли - гра­ж­да­не, дос­тиг­шие 18 лет, из­бран­ны­ми мо­гут быть гра­ж­да­не с 21 го­да. Не мо­гут из­би­рать и быть из­бран­ны­ми ино­стран­цы, не­ко­то­рые долж­но­ст­ные ли­ца, чле­ны Па­ла­ты лор­дов, государственные гражданские слу­жа­щие и во­ен­но­слу­жа­щие, свя­щен­ни­ки Анг­ли­кан­ской церк­ви, ли­ца, осу­ж­дён­ные за государственную из­ме­ну, пси­хи­че­ски боль­ные, бан­кро­ты, ли­ца, ви­нов­ные в не­за­кон­ных и бес­че­ст­ных приё­мах на вы­бо­рах.

Де­пу­та­ты об­ла­да­ют ог­ра­ни­чен­ным им­му­ни­те­том - толь­ко во вре­мя сес­сии, а так­же в те­че­ние 40 дней до на­ча­ла и окон­ча­ния сес­сии. Они об­ла­да­ют ин­дем­ни­те­том (сво­бо­да ре­чи и т. д.) в пар­ла­мен­те, их де­неж­ное воз­на­гра­ж­де­ние счи­та­ет­ся по срав­не­нию с др. пар­ла­мен­та­ми низ­ким (ме­нее по­ло­ви­ны ок­ла­да ми­ни­ст­ра, при­бли­зи­тель­но 65 тысяч фунтов стерлингов в год), но пар­ла­мен­та­рии впра­ве за­ра­ба­ты­вать день­ги на сто­ро­не. Де­пу­та­ты име­ют 3 оп­ла­чи­вае­мых го­су­дар­ст­вом по­мощ­ни­ков.

Су­ще­ст­ву­ет долж­ность ли­де­ра Палаты общин. Он на­зна­ча­ет­ся мо­нар­хом по пред­став­ле­нию пре­мьер-ми­ни­ст­ра. Его за­да­ча - пред­ста­ви­тель­ст­во пра­ви­тель­ст­ва в пар­ла­мен­те. Ли­дер (а не па­ла­та) оп­ре­де­ля­ет по­ве­ст­ку дня и про­грам­му за­ко­но­дательных ме­ро­прия­тий. В Палате общин обыч­но име­ют боль­шин­ст­во ли­бо кон­сер­ва­то­ры, ли­бо лей­бо­ри­сты, но ино­гда им при­хо­ди­лось для фор­ми­ро­ва­ния пра­ви­тель­ст­ва соз­да­вать коа­ли­цию с какой-либо не­боль­шой пар­ти­ей (так бы­ло в 2010 году, ко­гда для боль­шин­ст­ва у кон­сер­ва­то­ров не хва­та­ло го­ло­сов). В па­ла­те соз­да­ют­ся партийные фрак­ции, а так­же об­щие, специальные и объ­е­ди­нён­ные ко­ми­те­ты, в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях об­ра­зу­ет­ся ко­ми­тет всей па­ла­ты.

Па­ла­та на­зна­ча­ет сво­их ко­мис­са­ров (ом­буд­сме­нов) по раз­ным сфе­рам управ­ле­ния (по здра­во­охра­не­нию, кон­тро­лю за ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей и др.). Объ­е­ди­нён­ные ко­ми­те­ты фор­ми­ру­ют­ся из рав­но­го чис­ла чле­нов Палаты общин и Па­ла­ты лор­дов (по пра­вам че­ло­ве­ка, по де­ле­ги­ро­ван­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву и др.). Па­ла­та пре­об­ра­зу­ет се­бя в ко­ми­тет всей па­ла­ты для рас­смот­ре­ния наи­бо­лее важ­ных, обыч­но круп­ных фи­нан­со­вых во­про­сов, то­гда пред­се­да­тель­ст­ву­ет не спи­кер (юри­ди­че­ски это не за­се­да­ние па­ла­ты), а его за­мес­ти­тель.

За­ко­но­про­ект мо­жет быть вне­сён в лю­бую па­ла­ту (об­щин или лор­дов), но на прак­ти­ке вно­сит­ся в Палату общин. Как и в боль­шин­ст­ве пар­ла­мен­тов, он рас­смат­ри­ва­ет­ся в трёх чте­ни­ях, но в Ве­лико­бри­та­нии в пер­вом чте­нии обыч­но ог­ла­ша­ет­ся лишь его за­го­ло­вок, во вто­ром - об­су­ж­да­ют­ся основные по­ло­же­ния (пер­вое чте­ние), за­тем он пе­ре­да­ёт­ся в ко­ми­тет, и вто­рое чте­ние про­дол­жа­ет­ся по­сле воз­вра­ще­ния с по­прав­ка­ми ко­ми­те­та. В треть­ем чте­нии воз­мож­на об­щая дис­кус­сия, но не­ред­ко спи­кер ста­вит про­ект на го­ло­со­ва­ние. При­ня­тый за­ко­но­про­ект пе­ре­да­ёт­ся в Па­ла­ту лор­дов, она впра­ве при­ме­нить ве­то. Элек­трон­но­го го­ло­со­ва­ния в пар­ла­мен­те нет; де­пу­та­ты го­ло­су­ют воз­гла­са­ми (си­лу их оп­ре­де­ля­ет спи­кер) или про­хо­дя в раз­ные две­ри (го­ло­са под­счи­ты­ва­ют счёт­чи­ки). Транс­ля­ция за­се­да­ний по ра­дио и те­ле­ви­де­нию вве­де­на в 1998 году. Палата общин фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ст­во - оно соз­да­ёт­ся из ли­де­ров по­бе­див­шей на вы­бо­рах пар­тии.


Пала́та о́бщин (англ. House of Commons ; полное наименование — Почте́нные о́бщины Соединённого короле́вства Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии, собра́вшиеся в Парла́менте, англ. The Honourable the Commons of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland in Parliament assembled ) — нижняя палата парламента Великобритании.

Содержание

История развития

Организация деятельности

Порядок формирования

Формирование Палаты общин осуществляется путём всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы (англ. first past the post ) относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Это означает, что для получения депутатского мандата кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей, при этом он вправе избираться в нескольких округах одновременно, а после объявления результатов выборов, в случае победы, он должен решить, какой округ будет представлять в Палате общин.

Выборы в Палату общин могут быть общими, то есть проходить одновременно на всей территории страны, или промежуточными, то есть проводиться дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результате смерти или отставки депутата [2] .

Британское парламентское право содержит ряд условий, определяющих недопустимость участия в парламентских выборах. Так, не могут быть членами Палаты общин: 1) иностранцы; 2) некоторые должностные лица, в частности — члены Палаты лордов; 3) государственные гражданские и военные служащие; 4) лица, отбывающие наказание за государственную измену; 5) лица, страдающие психическими заболеваниями; 6) банкроты; 7) лица, признанные виновными в применении незаконных и бесчестных приёмов на выборах [3] .

Пассивным избирательным правом обладают британские граждане, достигшие 21 года, за исключением перечисленных выше. В случае избрания в Палату общин лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым к депутатам, выборы могут быть признаны недействительными, а такое лицо — дисквалифицировано, если только к моменту дисквалификации препятствия к занятию места в Палате не будут устранены.

Состав

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов, которое может меняться в результате пересмотра их границ в зависимости от численности населения. В настоящее время, по итогам последних выборов 2010 года, депутатский корпус составляет 650 членов.

Члены парламента не вправе одновременно избираться в Палату лордов, однако могут входить в состав правительства, которое формируется по представлению премьер-министра. Формально парламент не участвует в назначении премьер-министра — это прерогатива монарха. На практике монарх может назначить главой правительства только члена той партии, которая имеет большинство в парламенте, поскольку в соответствии с конституционным обычаем премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мандатов в Палате общин.

Срок полномочий

Срок полномочий Палаты общин составляет пять лет. На практике это означает, что парламентские выборы могут быть назначены в любой момент в течение этого срока, то есть имеет место возможность досрочного роспуска парламента, к которой нередко прибегает правительство — в британском парламентском праве на этот случай нет никаких ограничений.

В английской литературе встречается несколько разновидностей роспуска Палаты общин:
а) роспуск в целях получения одобрения политики правительства со стороны избирательного корпуса, если правительство предлагает меры, противоречащие предвыборному манифесту соответствующей партии;
б) роспуск в результате поражения правительства по какому-либо вопросу, если общественное мнение, с точки зрения правительства, поддерживает его, а не парламент;
в) роспуск в целях получения правящей партией преимуществ на парламентских выборах.

Палата может принять решение и о самороспуске, а может, наоборот, продлить срок своих полномочий.

Структура

Должностные лица

Спикер

Председателем Палаты общин является спикер (англ. Speaker ). Он избирается из числа наиболее старейших и уважаемых ее членов в начале работы парламента нового созыва либо при возникновении соответствующей вакансии. Кандидатура спикера должна быть согласована лидерами политических партий, представленных в Палате, и одобрена монархом. Если спикер сохраняет место депутата после очередных парламентских выборов, то депутаты переизбирают его на новый срок. Таким образом, спикер продолжает оставаться в должности до тех пор, пока не потеряет свой депутатский мандат, либо не уйдет в отставку по собственной инициативе. По окончании полномочий спикер по традиции получает титул барона и членство в Палате лордов.

Основная задача спикера заключается, во-первых, в обеспечении взаимодействия Палаты общин с монархом, правительством и другими институтами власти, а во-вторых — в осуществлении организационного руководства Палатой. Так, спикер определяет порядок выступления депутатов и следит за тем, чтобы они говорили по существу вопроса, контролирует ход прений и применяет дисциплинарные меры к нарушителям порядка; выбирает комитет, который будет работать над законопроектом, и назначает его председателя; определяет, относится ли законопроект к числу финансовых и принимает решение о проведении заседания Комитета всей палаты; подтверждает преодоление права вето Палаты лордов и др. Таким образом, спикер играет важную роль в работе парламента. С учётом этого, а также в целях недопущения преимуществ для той партии, к которой принадлежит спикер, сразу после избрания он формально выходит из ее состава. Чтобы предотвратить давление спикера на депутатов в ходе дебатов, ему, как и его заместителям, не предоставляется права выступать на заседаниях палаты и участвовать в голосовании. Исключение составляет случай, когда голоса депутатов разделяются поровну.

Вице-спикер

Спикер имеет трёх заместителей (вице-спикеров, англ. Deputy Speaker ), которые тоже считаются беспартийными парламентариями и при обычных условиях не голосуют. Первый заместитель спикера именуется председателем комитета путей и средств (англ. Chairman of ways and means ) [4] . Он замещает спикера в его отсутствие и руководит заседаниями в том случае, если Палата общин преобразуется в Комитет всей палаты.

Лидер

Лидером Палаты (англ. Leader of the House ) является член Кабинета министров. В соответствии с Актом о Палате общин 1978 года его назначает монарх по представлению премьер-министра из числа наиболее влиятельных членов правящей партии. Основная функция лидера — представительство правительства в палате. Ему принадлежат такие важные полномочия, как определение повестки дня и программы законодательных мероприятий

Клерк

Клерк Палаты общин — одновременно главный советчик палаты по процедурным вопросам и главный исполнитель (Chief Executive) палаты. Это постоянная должность, и он — не член палаты общин. Клерк советует спикеру, подписывает приказы и официальные заявления, а также подписывает и ставит печать на билль. Он — глава совета по управлению (Board of Management), который состоит из глав шести департаментов палаты. Помощник клерка называется ассистентом. Ещё одно должностное лицо — Sergeant-at-Arms, обязанность которого поддерживать закон, порядок и безопасность в палате. Sergeant-at-Arms носит церемониальную булаву, символ авторитета Короны и палаты. Булаву кладут на Стол перед заседанием.

Комитеты

Палата общин включает в себя общие, специальные и объединённые комитеты, а также Комитет всей палаты.

Общие комитеты

Общие комитеты (англ. general committees ) [5] формируются для постатейного рассмотрения законопроектов — биллей, как публичных (англ. public bill committees ), так и частных (англ. private bill committees ). Для рассмотрения каждого конкретного билля создаётся отдельный комитет, который после выполнения своей задачи распускается. В палате может функционировать одновременно несколько общих комитетов, насчитывающих от 16 до 50 членов, численность которых пропорциональна партийным фракциям. В основном общие комитеты рассматривают самые разнообразные по своей направленности законопроекты, однако некоторые из них определенным образом ориентированы (англ. additional general committees ), например, Большой Шотландский, Большой Уэльский, Большой Североирландский и другие комитеты.

Специальные комитеты

Специальные комитеты (англ. select committees ) создаются в начале парламента нового созыва и насчитывают от 11 до 17 членов. Особое место среди них занимают комитеты по контролю за деятельностью правительства (англ. departmental select committees ). Впервые созданные в 1979 году, они образуются по отраслям управления. Главная их задача — контроль над деятельностью министров, поэтому и система этих комитетов и привязана к структуре правительства. Члены правительства не вправе входить в состав таких комитетов, но могут присутствовать на заседаниях и выступать от имени правительства, не участвуя в голосовании. Депутаты Палаты общин, не состоящие в соответствующем комитете, также вправе присутствовать на его заседаниях, но без права голосования. К специальным комитетам также относят комитеты по особо важным вопросам (англ. topical select committees ), в частности Комитет по делам Европейского союза, а также внутренние комитеты (англ. internal select committees ), обеспечивающие функционирование Палаты, среди которых Комитет по отбору, Комитет по процедуре и др.

Объединённые комитеты

Объединённые комитеты (англ. jont committees ) формируемые из равного числа членов Палаты общин и членов Палаты лордов, создаются для рассмотрения вопросов, касающихся обеих палат парламента. Некоторые из них функционируют на постоянной основе (англ. major joint committees ), например, Комитет по правам человека, Комитет по делегированному законодательству. Отличительной чертой объединённых комитетов является то, что, во-первых, председатель — им может быть член любой их палат — назначается самим комитетом, а во-вторых, доклад о свой работе комитет представляет обеим палатам.

Комитет всей палаты

Комитет всей палаты (англ. Committee of the Whole House ) представляет собой особый режим работы, при котором Палата общин заседает в полном составе. Председателем Комитета, как правило, выступает первый заместитель спикера. Комитет всей палаты собирается для рассмотрения только наиболее важных, в том числе финансовых законопроектов.

Политические партии

Политическая структура Палаты общин выглядит следующим образом [6] :

Процедура

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Отношения с правительством

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Литература

Примечания

Ссылки

  • Палата общин Великобритании
  • Нижние палаты парламентов по странам
  • Юридические организации Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Палата общин Великобритании" в других словарях:

Палата общин (значения) — Палата общин: Палата общин название нижней палаты парламента в некоторых странах. Палата общин Великобритании нижняя палата парламента Великобритании, в настоящее время доминирующая часть парламента. Палата общин Канады одна из составляющих… … Википедия

Палата общин — (House of Commons) Избираемая палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из 651 члена (659 членов после 1996 г.), которые представляют одномандатные избирательные округа. Конституционная власть Палаты общин проистекает из особенностей… … Политология. Словарь.

ПАЛАТА ОБЩИН — название нижних палат парламента в Великобритании и Канаде … Юридический словарь

ПАЛАТА ОБЩИН — название нижних палат парламентов Великобритании и Канады … Большой Энциклопедический словарь

ПАЛАТА ОБЩИН — название нижних палат парламента в Великобритании и Канаде … Юридическая энциклопедия

Палата общин — У этого термина существуют и другие значения, см. Палата общин (значения). Палата общин наименование одной из палат парламента Соединённого королевства и одной из палат парламента Канады. В двухпалатном парламенте Вестминстерской системы Палатой… … Википедия

Палата общин — название нижних палат парламентов Великобритании и Канады. * * * ПАЛАТА ОБЩИН ПАЛАТА ОБЩИН, название нижних палат парламентов Великобритании и Канады … Энциклопедический словарь

Палата общин — (House of Commons), избираемая нижняя палата парламента Великобритании. Законодат. орган гос. структуры. Парламентарии избираются от 650 одноместных избирательных округов на основе всеобщего избирательного права взрослого нас. страны относит,… … Народы и культуры

ПАЛАТА ОБЩИН — нижняя палата парламентов Великобритании и Канады … Политология: словарь-справочник

В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.

Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.

Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.

Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.

Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.

Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.

Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.

На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.

Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

  • Законодательные. Обеспечивают участие палаты в законодательном процессе (это рассмотрение в соответствии с установленной процедурой вносимых законопроектов, то есть биллей, за исключением особых требований к принятию биллей в финансовой сфере, которые вносятся только в палату общин, а также внесение различных правок в законопроекты, которые приняла нижняя палата и так далее).
  • Контрольные. Ненавязчивый контроль над работой всего правительства.
  • Судебные. Данные полномочия обширны, они определяются тем, что именно она выступает высшей апелляционной судебной инстанцией.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Парламент Великобритании - один из самых старейших сословно-представительных органов в мире. Он был основан в 1265 году и с небольшими изменениями существует по сей день. Английский парламент состоит из двух палат: общин и лордов. Первая хотя и имеет название нижней, все же играет куда большую, если не определяющую роль в парламенте Великобритании.

Палата общин

Парламент Великобритании именно так и называют. Он функционирует уже без малого 800 лет! Только вдумайтесь в это! В мировой истории не много государств могут похвастать такой продолжительностью существования. За это время парламент страны остался без особых изменений и как в 1265 году, так и сегодня состоит из нижней и верхней палат, а также монарха. История страны неразрывно связана с этим государственным органом, потому как как он (орган) ее и вершил. Законы и постановления, важные изменения – это все деятельность парламента. Он может повлиять на общественное мнение, а также на действия правительства. На протяжении нескольких веков существования английский парламент является центром политической жизни Соединенного Королевства.

Так нижняя она или нет?

Если проследить за процессом политических изменений и степенью влияния палат, не составит труда прийти к выводу о верховенстве нижней палаты. Именно в эту палату происходят выборы, претенденты приходят в нее только через выборную систему и для наиболее длительного нахождения там проделывают колоссальную работу. Парламентарии палаты общин являются главными законотворцами государства. Они все время должны находиться на пульсе внутренних и внешнеполитических событий для как можно скорейшего реагирования на различного рода экономические, политические и социальные посылы. В результате чего главенство этой части парламента прослеживается даже при поверхностном ознакомлении с функциями сословно-представительного органа.

Премьер-министр Великобритании

Формирование палаты общин и избирательное право

Нужно сказать, что существует система выборов по почте, а также по доверенности в случаях болезни или отсутствия в округе на момент выборов.

Английский парламент

Кто может быть избран в парламент?

Палата общин формируется гражданами, соответствующими нормам пассивного избирательного права. Таким правом наделены все граждане, достигшие 21-летнего возраста за исключением:

- оплачиваемых судей и магистратов;

- пэров и пэресс, за исключением ирландских, так как они не имеют права быть членами палаты лордов английского парламента;

- государственных служащих (желающий принять участие в выборах госслужащий должен сначала уволиться с места работы, а затем выдвигать свою кандидатуру);

- военнослужащие (желающий участвовать в выборах офицер должен сначала уйти в отставку, после чего может выдвигать свою кандидатуру);

- руководители публичных корпораций (например, BBC);

Если лицо не соответствует вышеприведенным требованиям, оно не может участвовать в выборах. В случаях же, когда перед выборами это не было обнаружено, кандидатура может быть снята в течение выборов и даже после них. Тогда освободившееся место объявляется вакантным, и выборы проводятся еще раз. Избранный член палаты общин наделяется всеми предусмотренными полномочиями.

Палата общин Великобритании

Срок наделения полномочиями

В некоторых случаях (что происходит крайне редко) парламент Великобритании может объявить о самороспуске или продлении своих полномочий. Касаемо первого, в последний раз это происходило более 100 лет назад – в 1911 году. А если говорить о продлении полномочий, они имели место во время Первой и Второй мировых войн.

Состав и региональное формирование

Палата общин формируется из 659 членов. Эта цифра не всегда была такой, она изменяется в зависимости от роста количества населения в округах и городах страны. Например, за последние 70 лет численность нижней палаты возросла на 10 %.

Если рассматривать состав в региональном разрезе, то львиную долю составляют парламентарии из Англии – 539 членов, Шотландия представлена 61 местом, Уэльс – 41 и Северная Ирландия – 18 местами.

Партийный состав формируется в зависимости от проделанной работы, а также ораторского мастерства выдвиженцев от округов и городов. Нужно сказать, борьба идет достаточно ожесточенная, никто не хочет отступать, и чаще всего голоса различаются незначительно.

парламент палата общин

Спикер нижней палаты

Палата общин не является просто сборищем депутатов, объеденных единой целью. Этот орган имеет четкую иерархию и лиц, исполняющих определенные обязанности. Таких должностей немного, к ним относятся спикер с тремя своими заместителями, лидер палаты, а также пристав.

Спикер является одним из депутатов палаты и избирается своими коллегами с личного одобрения монарха. Обычно им избирается самый авторитетный член правящей партии, хотя происходят и исключения. Избрание его происходит один раз, но в своей должности он остается до тех пор, пока не проиграет выборы или не уйдет по собственному желанию. За спикером закреплены функции установления порядка выступления депутатов. Именно ему принадлежит единоличное право завершения прений. В результате важность и место спикера для парламента нижней палаты Великобритании неоценимо высока. При исполнении своих полномочий спикер облачается в мантию и белый парик. Что интересно, после окончания срока полномочий ему присваивают титул барона, что делает его членом верхней палаты.

Заместители спикера, лидер, клерк и пристав

У спикера имеются три заместителя. Первый также является председателем путей и средств. Его обязанностью является замещение спикера, когда тот отсутствует. В случаях же и его отсутствия полномочия переходят к двум другим заместителям. Трое заместителей избираются из числа депутатов по предложению лидера палаты.

Лидер является не менее важным должностным лицом палаты. Данная должность не выборная. Лидера назначает премьер-министр Великобритании, как правило, выбор падает на самого влиятельного и авторитетного деятеля палаты.

Функции секретаря возложены на клерка, которому в помощь даются 2 помощника. Основной же функцией клерка являются советы, подаваемые спикеру, оппозиции, правительству. В результате он наряду со спикером и лидером палаты является одним из самых важнейших лиц. Безопасность в нижней палате - вопрос государственной важности, за который ответственен пристав.

Палаты Великобритании

Место для заседаний

Исторически сложилось, что заседания обеих палат происходят в Вестминстерском дворце. Зеленая комната отдана в ведение нижней палаты, она небольших размеров и выглядит довольно скромно. По двум противоположным сторонам комнаты располагаются скамьи. Посередине между ними имеется проход. В конце комнаты находится место для кресла спикера, перед которым стоит массивный стол – место для булавы. Рядом со спикером за столом сидят клерки и подают ему советы. Депутаты занимают места на скамьях не просто так: по правую руку от спикера рассаживаются депутаты от правящей партии, по левую – оппозиция.

Перед передними рядами скамей с каждой стороны проходят красные линии – это границы. Они расположены на расстоянии длины двух мечей друг от друга. Во время дебатов депутатам запрещено пересекать эти линии. При пересечении же считается, что выступающий хочет напасть на своего оппонента. Передние места негласно закреплены за правительственными министрами и лидерами оппозиции.

Член палаты общин

В тесноте, да не в обиде…

Отличительной особенностью, которой наделена нижняя палата, является недостаточность мест. На скамьях их всего 427. Хотя выше говорилось, что в палате заседает 659 депутатов. Таким образом более 200 человек вынуждены находиться при входе. С понедельника по четверг длится рабочая неделя, иногда заседания проходят и по пятницам. В случаях же, связанных с угрозой национальной безопасности, депутаты отдыхают всего один день - в воскресенье.

Совсем недавно заседания было разрешено проводить в другой комнате дворца – Вестминстер-холле. Однако серьезные вопросы в нем не разбираются.

Палата общин. Выборы

Комитеты

Для окончательной редакции и принятия палатой законов или биллей создаются различные комитеты:

  • Постоянные. Создаются в начале созыва очередного парламента и действуют на протяжении всего времени его полномочий. Его название отнюдь не означает неизменности его состава. Комитеты, как и палата общин, выборы используют каждый раз для создания и рассмотрения новых биллей.
  • Специальные. В английском парламенте имеется 14 специальных комитетов. Основная их обязанность состоит в наблюдении за деятельностью министерств. Данная система была создана в 1979 году и расценена как самая важная реформа века, позволяющая качественно улучшить работу правительства.
  • Сессионные. Некоторая часть комитетов создается на год, т. е. на сессию работы парламента, отчего они и получили свое название. В основном это производственные комитеты, и действуют они строго в рамках сферы деятельности самой палаты общин.

Помимо трех основных видов комитетов в некоторых случаях учреждаются объединенные. Они состоят из представителей обеих палат парламента, так как затрагивают интересы и общин, и лордов.

Нижняя палата

Таким образом, политическая система Соединенного Королевства, развиваясь на протяжении многих веков своей истории, прошла длинный путь. Самым значимым моментом в ее формировании является создание и эволюция сословно-представительного органа – парламента. В результате слаженной системы работы его палат Великобритания сегодня является одной из ведущих стран в мировой экономике и политике. Палата общин при этом играет главенствующую роль в политических преобразованиях и социально-экономических изменениях внутри государства.

Читайте также: