Интервью это кратко для детей

Обновлено: 08.07.2024

дать понятие об интервью как жанре публицистики;

познакомить с классификацией интервью;

познакомить с правилами ведения интервью;

создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях.

развивать речь учащихся ;

развитие умения составлять вопросы;

развитие умения отвечать на вопросы;

воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Оборудование занятия: ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами

Ход занятия:

I . Орг. момент: Приветствие.

II . Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы).

Объявление темы и цели занятия.

IV . Практическая работа.

V . Итог занятия, задание на дом.

I . Приветствие присутствующих.

II . Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы). Объявление темы и цели занятия.

Слово учителя: - Я хочу предложить просмотреть видеоролик.

- Кто и с кем ведет разговор? О чем беседа? Вопросы объединены одной тематикой или нет? Как называется эта беседа, кто знает? (Разговор ведут 2 человека. Ветеран ВОВ Попков А.И. рассказывает о своей жизни. Все вопросы объединены одной темой: они о жизни ветерана. Эта беседа называется интервью)

- Как вы думаете, о чем на сегодняшнем занятии пойдет у нас речь? Какова тема нашего занятия?

- Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чем будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть? (Наверное, чтобы не испытывать таких вот затруднений, надо знать о правилах ведения интервью).

- На этом занятии мы познакомимся с таким жанром публицистики, как интервью, рассмотрим его классификацию, узнаем правила ведения интервью и подкрепим те знания, которые получим от теории на практике).

Ребята, так что же такое интервью? Ваше мнение (высказывания учеников)

Слово ИНТЕРВЬЮ - заимствованное, пришло к нам из английского языка, в переводе означает беседа, представляющая общественный интерес, предназначенная для передачи в СМИ.

-Подберите однокоренные слова к слову ИНТЕРВЬЮ. Интервьюер ( человек, берущий интервью), и нтервьюируемый (человек, у которого берут интервью), и нтервьюировать ( получать интервью от кого-либо интервью). Ученики делают попытки сформулировать определение.

Итак, интервью - это совместное творчество журналиста (именно так мы сегодня будем называть человека, который берет интервью) и человека (, дающего информацию, то есть собеседника. Им может быть политический, общественный деятель, ученый, руководитель, писатель, артист или какой-нибудь другой человек.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих с разной целью:

*сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;

*рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;

*информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;

*разъяснить (прокомментировать) тот или иной факт;

*выяснить мнение компетентного лица по какому - либо вопросу (группе вопросов).

-Выделите главные слова в каждой задаче (Это глаголы сообщить, рассказать, информировать, разъяснить, выяснить).

Российские авторы выделяют следующие виды интервью:

1. Протокольное интервью; цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.

2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.

4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

5. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Слово учителя: - Вот вы и познакомились с этим интереснейшим жанром. Оказывается, он не так уж и прост. Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:

1) Кто обязательно должен участвовать в интервью?

(Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).

2) Кто может быть собеседником журналиста?

(Ответ: представители любой профессии, известные личности…).

3) Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?

(Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью)

Мозговой штурм

1. Определяем цель. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и популярность интервью.

Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

Почему вы хотите взять интервью у этого человека?

Чем он может быть интересным читателям?

Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?

Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

2. Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.

3. Договориться о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник . Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время. Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Сначала надо назвать себя и представляемую организацию.

4. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

-прекрасное общее знание предмета обсуждения

-формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.

5. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.

7. В интервью вам надо стараться раскрыть собеседника перед читателями как специалиста и человека.

8. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов ! Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. Не забудьте поблагодарить за беседу, подчеркивая, что она была важна для исследования и что сведения, которые были записаны, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

9. Завизировать текст у героя, собеседника.

Вот мы с вами вместе и составили памятку написания интервью.

Памятка (раздается всем учащимся)
I. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
II. 1.Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.
2.Проведите беседу, запишите ее основное содержание.
3.Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.
III. Напишите вступление и заключительную часть.
IV. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите
добавления, изменения.
V. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.
VI. Аккуратно перепишите сочинение. Завизируйте ваше интервью.

- По своей композиции интервью похоже на обычное сочинение. Какие 3 части мы всегда выделяем в сочинении? (Ответ: Вступление, основная часть, заключение.)

- А теперь давайте запишем в тетради структуру интервью :

Вступление. Журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

Заключение. Благодарность. Пожелания. В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

IV . Практическая работа

t1578740627ab.jpg

Н иколай Иванович Русаков — человек, бесспорно, известный в нашем районе. Учитель, историк, музыкант.

… Николай Иванович закончил новую книгу. Да, уже четвертую, да, о годах Великой Отечественной, да, об освобождении Жуковки в 1943 г.

Это событие и стало поводом визита членов нашей редакции к Николаю Ивановичу…

Предвосхитив наши вопросы, Николай Иванович не без гордости сообщает нам:

— Книга выйдет. Да, я как раз сегодня был у нового главы администрации.

— У Андрея Владимировича Давиденко?

— Да, у него,- продолжает Николай Иванович.- Я рассказал ему о 2-м гвардейском кавалерийском корпусе, освобождавшем Жуковку в 1943 году. Я предложил ему рассмотреть вопрос о выпуске книги об этом, показал макет книги, и Андрей Владимирович пообещал помочь с выпуском…

— Николай Иванович, для начала скажите для будущих читателей, о чем будет новая книга?

— Книга посвящена освобождению Брянщины, все сведения, изложенные в ней, нигде ранее не публиковались.

— Где был взят материал для новой книги?

— Помогли двое ребят, мои хорошие знакомые из Центрального архива Министерства обороны…

В рассказе краеведа знаки на потертых военных картах, скупые записи архивных страниц обретали былую мощь реальных событий прошлого. Со знанием дела военного картографа Николай Иванович прочерчивал для нас на воображаемой карте непростой, трудный путь казаков по Жуковской земле в 1943 году. Образ казака с шашкой наголо в черной бурке, в папахе с красной звездой возникал перед глазами. Имена, события, деревни, села прорывы, отступления, боевые приказы…

Выслушав столь живописное описание боев, задаем самоочевидный и отчасти наивный вопрос:

— Николай Иванович, как Вы все это запоминаете и помните?

— Да, я и сам не знаю,- искренне признался собеседник…

— Что дальше, Николай Иванович?

— Не знаю,- отвечает автор уже четырех томов Жуковской истории.

— Дело в поиске нового материала или просто опустошены уже проделанной работой?

— Дело во вдохновении. Будет вдохновение — будет новая работа,- заключает Николай Иванович.

… Удовлетворенные беседой, уверенные, что не прервется летопись Жуковского района, мы с благодарностью оставляем уютный дом Николая Ивановича. Уже прощаясь, вспоминаем многое интересное, не спрошенное, не рассказанное: и о Петре Губонине, и о партизанах Жуковки, и о судьбе районного музея… Тема истории родного края при любых условиях требует продолжения.

Беседовали с Николаем Русаковым
Олег Михеев и Сергей Ларичев

- Проанализируем коротко данный образец интервью. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Есть ли у него название?

Указывается ли, кто и у кого берёт интервью?

Есть ли в тексте вступление? О чём в нём говорится?

Есть ли заключение, о чём в нём говорится?

2. Работа с текстом А.П. Чехова "МОЯ БЕСЕДА С ЭДИСОНОМ"

(текст читают 3 заранее подготовленных ученика, информационная справка об Эдисоне Томасе Алва)

1 группа. Удалось ли интервью? Почему?

Не совсем. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений он мог почерпнуть в энциклопедическом словаре, например: Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники. Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.

2 группа. С каким чувством расстались люди?

Они не удовлетворены друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.

3 группа. Почему и над кем мы смеемся? Какие ошибки допустил журналист?

Прежде всего, над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.

(ОТ НАШЕГО СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА)

Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его завалены телефонами, микрофонами, фотофонами и прочими "фонами".

- Я русский! - отрекомендовался я Эдисону. - Много наслышан о ваших талантах. Хотя ваши изобретения и не вошли еще в программу наших средне-учебных заведений, но, тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных "смесях".

- Очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы, ей-богу, не могу!

- Я и не прошу! - сконфузился я от такого неожиданного афронта.

- Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы - национальная особенность русских.

- Помилуйте, что вы!

- Ну, что изобрели хорошенького? - спросил я. - Чай, чертову пропасть наизобретали всякой всячины! Например, это что за висюлька?

- Это гастрономофон. Вы ставите перед этим отверстием раскаленный уголь. закручиваете этот винтик, придавливаете эту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете варить и жарить всё, что вам угодно.

- Аааа. скажите! А это что такое?

- Это вещь крайне необходимая для туристов. Рекомендую вашему вниманию. На наши деньги стоит рубль, на ваши - три рубля. Положим, вы уезжаете из России в Америку и оставляете дома жену. Путешествуете вы год, два, три. и чем вы можете поручиться, что дорогой вам не захочется иметь сына, которому вы могли бы оставить свое доброе имя? Тогда стоит только подойти к этой проволоке, проделать кое-какие манипуляции, и на другой же день вы получаете телеграмму: сын родился!

-А это что за мантифолия?

- Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только приложить ее ко лбу испытуемого, пустить ток - и тайны разоблачены.

- Аааа. Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол, распечатаешь письмо, два, три и - всё, как на ладони! У нас бишопизм в сильном ходу!

И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал:

- Ну, так и быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы!

- К какому выводу подводит нас рассказ?

V . Подведение итогов, задание на дом.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Д/з: взять интервью по теме

Темы для интервью каждому ученику с заранее заготовленными по теме вопросами. Обучающемуся самому предстоит выбрать человека, у которого он будет брать интервью)

Многие мои ровесники иногда переживают тяжелые моменты, чувствуют себя очень одинокими, но им трудно до конца разобраться в своем состоянии. Что вы думаете об этом?

Возможно ли преодолеть чувство отчужденности в обществе?

Какие условия жизни мешают взаимопониманию учителей и учеников? Детей и родителей?

Характер или обстоятельства влияют на отношения между людьми?

Способны ли люди понимать друг друга?

Расскажите, как вы избирали себе профессию?

За годы работы убедились ли вы в правильности выбора?

На ваш взгляд, какие условия, критерии, принципы позволяют угадать свое призвание?

Что можете пожелать тем, кто стоит на пороге выбора жизненного пути?

Помните ли вы себя в 13-14 лет?

На ваш взгляд отличаются ли старшеклассники сегодня от Вас в 13-14 лет?

Ваша точка зрения на молодежь по проблемам:

Нравственные устои и жизненные принципы молодых;

Поиски смысла жизни и молодёжь.

Учитель всегда понимает своих учеников. Когда и по каким причинам вы восклицаете:

Книга – создание человечества на века или это явление преходящее?

(Вытесняет ли телевидение и интернет книгу как явление).

В Вашей жизни была ли книга (или книги), оказавшая на Вас особое влияние?

Возможно ли самостоятельно (по книгам) приобрести знания и повысить культурный уровень?

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Следуя этой мудрости, кто вы, то есть что любите читать.

Есть ли в Вашей жизни книга, которую вы вырвали из забвения и ее стали читать ваши друзья и знакомые?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Старший вожатый, воспитатель

Голдобина Татьяна Владимировна

Тема занятия : Интервью как жанр журналистики

Тип : открытие новых знаний

Цель: формирование представления об интервью, как жанре журналистики, умения распознавать интервью среди других жанров.

организовать изучение и обеспечить понимание обучающимися особенностей интервью;

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать, обобщать и представлять полученную информацию;

сформировать понятийный аппарат по изучаемой теме;

развивать умение работать в парах, диалогическую и монологическую речь.

Формы обучения : групповая, парная, индивидуальная;

Основные понятия: интервью, интервьюер, интервьюируемый

карточка № 2: Правила проведения интервью (до, во время, после; представление информации в виде таблиц, рис);

Планируемый результат: проведение интервью с одноклассником.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, принтер.

Форма урока: занятие-практикум с применением ИКТ

Формируемые УУД:

Личностные

Формирование системы оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми;

нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей;

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение задавать вопросы;

Умение структурировать знание;

Умение строить устное речевое высказывание;

Регулятивные

Способность принимать, сохранять цели и следовать им.

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Коммуникативные

Умение взаимодействовать в учебной деятельности.

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

План занятия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

(3- 5 мин)

Хлопайте в ладоши те,

кто готов работать засучив рукава,

кто готов ломать голову, выполняя задания,

те в ладоши, кто готов считать ворон,

кто готов работать за троих

Мы с вами друзья и коллеги, на целых 30 минут мы – журналисты. Журналисты – народ особый. Они должны чувствовать плечо друг друга каждую минуту. Поэтому сейчас я прошу вас выйти сюда и передавая клубочек вы рассказываете, что знаете о журналистах.

Креатив – тайм (вопросы на внимание);

Отвечают на вопросы

Формирование системы оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми;

Фиксирование затруднений в пробном действии. Выявление причины затруднений.

(4-5 мин)

Построение затруднения.

Я как главный редактор на сегодня даю вам ответственное задание подготовить интервью для выяснения того, какие предметы у школьников самые любимые.

На ваших лицах я вижу растерянность. Почему? Какие у вас возникли вопросы?

Задают вопросы, которые и являются задачами данного занятия.

Ищут выход из созданной ситуации.

Познавательные

Умение задавать вопросы;

Построение плана выхода из создавшегося затруднения.

(2 мин)

Где мы можем найти ответы на эти вопросы. Замечательно.

Записывает на доске все предположения учащихся

Регулятивные

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Способность принимать, сохранять цели и следовать им.

Реализация построенного проекта. Взаимообучение.

(6+6 мин)

А теперь внимание на экран. Каждый из вас изучит материал о правилах интервью и расскажет об этом всем.

1пара - у вас советы журналистам до начала интервью

2пара – во время интервью

3пара – после интервью

Приступим. ( 6 минут)

Выступление - отчет групп ( 6 минут).

Дает алгоритм действий по работе с текстом

Находят необходимый материал, работают с текстом.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение задавать вопросы;

Умение строить устное речевое высказывание;

Регулятивные

Способность принимать, сохранять цели и следовать им.

Умение действовать по плану.

Коммуникативные

Умение взаимодействовать в учебной деятельности.

Формирование настойчивости в достижении целей, преодоления затруднений.

Самостоятельная работа по практическому применению полученных знаний при выполнении учебно – практических задач

(3 мин)

- Какие вопросы показались вам интересными?Рассмотрите графическое оформление интервью (шрифт: вопросы журналиста выделены жирным шрифтом).

Составьте 3 вопроса которые вы можете задать своему другу, подруге.

Наблюдает, корректирует действия обучающихся.

Анализируют вопросы интервью. Берут интервью у 1 из членов своей группы по предложенным учителем вопросам и записывают ответы.

Формирование системы оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми;

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение строить устное речевое высказывание;

Коммуникативные

Умение взаимодействовать в учебной деятельности.

Регулятивные

Способность принимать, сохранять цели и следовать им

Организация речевой практики: представление задания, обсуждение

(5 мин)

Мы приобрели первые навыки работы интервьюерами. И теперь приступаем к выполнению задания главного редактора (любимый предмет в школе). Вам необходимо быстро провести интервью. Для достоверности, правдивости полученной информации нам необходимо опросить одинаковое количество детей (по 4 чел). Данные полученные в ходе интервью сдаем секретарю.

Дает обуч-ся возможность получить интервью и сдать данные для обработки.

Формирование системы оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми;

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение строить устное речевое высказывание;

Коммуникативные

Умение взаимодействовать в учебной деятельности.

Регулятивные

Способность принимать, сохранять цели и следовать им

Обобщение знаний.

Рефлексия

(5 мин)

Выберите себе шляпу и ответьте на вопрос:

- О чем мы узнали сегодня?

- Какие чувства вызвала тема зан-я?

- Чем зан-е было полезным?

-Что было трудно, почему?

-Сможешь ли сейчас провести интервью с интересным тебе человеком?

Проговаривают, выделяют ключевые моменты.

Основной признак жанра – графическое выделение ……………….. журналиста и ……………его собеседника.

(при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом)

(при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом)

Основной признак жанра – графическое выделение ……………….. журналиста и ……………его собеседника.

(при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом)

(при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом)

Основной признак жанра – графическое выделение ……………….. журналиста и ……………его собеседника.

(при верстке вопросы и ответы обычно набираются разным шрифтом)



Суть и виды приема интервью

По своему основному смыслу интервью — это беседа, в ходе которой один человек (интервьюер) задает вопросы, а второй отвечает на них. Обычно интервью берут у известных людей, и это уже само по себе диктует приему некоторые элементы игры, ведь знаменитостей обычно среди учеников и учителей нет, да и научить коммуникациям нужно всех, а не только знаменитых.

Прием интервью на уроке предполагает примерно то же самое: вопросы и ответы.

Формы приема интервью могут быть разные. Чаще всего используются три:

  • интервьюирование учителя по теме урока;
  • интервьюирование учителя в роли персонажа;
  • интервьюирование учениками друг друга в ходе ролевой игры.

Рассмотрим все эти формы.

Урок—интервью

Это одна из форм урока-конференции. Замысел создателей этого вида урока основан на том, что обычно ученики не чувствуют себя включенными в урок, так как учитель отвечает на вопросы, которых они не задавали (и которые их, возможно, не интересуют). А на таком уроке учитель отвечает именно на заданные вопросы.

В начале урока-интервью после этапа вызова учитель кратко излагает тему, умышленно не раскрывая ее полностью, а лишь намекая на некоторые сведения. Он может изложить тему очень конспективно или упустить несколько важных сведений. К примеру, рассказывая о каком-либо химическом элементе, не сообщить о том, в какие реакции он вступает.

Затем ребята индивидуально или в составе малых групп придумывают вопросы по теме. Можно регламентировать количество разных типов вопросов (например, 5 уточняющих и 2 открытых). Помощники учителя из числа сильных учеников (интервьюеры) собирают листы с вопросами и зачитывают их учителю, не повторяя одинаковые, или выводят изображение на интерактивную доску. Интервьюеры должны быть готовы исключить из списка бессмысленные вопросы и – главное – дополнить список другими важными вопросами, чтобы все аспекты темы были освещены. Если и интервьюеры забыли о чем-то спросить, указать нужный вопрос придется самому учителю.

Учитель помечает те вопросы, на которые он даст ответ (и затем отвечает на них). Указывает, на какие вопросы наука пока ответить не может или ответ пока не будет понятен школьникам (к этому можно будет вернуться позже). Остальные вопросы остаются детям на домашнюю самостоятельную работу. На следующем уроке принимаются ответы на них у самих школьников.

Еще значительнее эффект от такого урока будет в том случае, если была использована технология "Перевернутый класс" и дети получили на дом презентации учителя с кратким изложением темы, ссылки на интернет—ресурсы по теме или печатные материалы. Тогда у каждого ученика есть время осмыслить информацию и подготовить более глубокие вопросы, которые он может задать на уроке-интервью учителю. Виды вопросов и в этом случае можно регламентировать.


Учитель в роли

Второй способ применения интервью требует от учителя еще более тщательной подготовки. Ему предстоит сыграть роль какого-либо литературного героя, ученого, исторического деятеля, а может быть даже явления, понятия или вещества. Все зависит от фантазии учителя. Может, он готов дать интервью в образе фосфора, паука или цунами?

Желательно придумать какие-то детали костюма или реквизит, дополняющие образ. Хотя бы бейджик, если совсем ничего больше в голову не приходит.

В таком виде учитель отвечает на вопросы ребят о себе самом (Онегине, фразеологизме, экспоненте, Наполеоне. ) Обычно игра вызывает воодушевление даже у старшеклассников, а дети с 1 по 7 класс бывают просто в восторге. Хотя это почти такой же урок (по своей сути), как и предыдущий.

Решиться на такой урок-интервью может только учитель, блестяще знакомый с материалом, изучивший его доскональнейше. Но даже в этом случае можно услышать от детей вопрос, который взрослому просто в голову не придет. И окажется, что этого учитель не знает или не помнит. Или история об этом умалчивает. Или науке пока неизвестно. На этот случай в образе надо дать какой-то заготовленный ответ ("Это моя маленькая тайна", "Не лезьте в мою личную жизнь!", "Тссс, это только для посвященных" и т.п.), а потом объяснить ребятам, почему на вопрос невозможно было ответить.

В качестве домашнего задания можно предложить написать что-то вроде статьи с интервью (если забыли, что интервьюируемый отвечал, всегда можно заглянуть в учебник).

Главное при применении такой технологии — организовать непринужденный диалог. Если поначалу это не получается, учитель может сам начать рассказывать о себе, вовлекая детей: "Вот ты умеешь гореть в воде? Вот то-то же! А я умею!"


Ролевая игра

В этом случае формируется необходимое количество пар герой + корреспондент. Можно подбирать пары по желанию, а можно тянуть жребий. Использовать, допустим, разрезные картинки. Можно сразу сказать, кто герой, а кто интервьюер, а можно предложить паре самой распределить роли; можно дать подготовку на дом, а можно предложить подготовиться за 10 минут. Все зависит от возраста и уровня знаний детей, их конфликтности и т.п.

Что касается ролей для интервьюера и интервьюируемого, то здесь тоже полная свобода творчества. Интервьюировать можно Обломова, Штольца и Ольгу, а можно щелочноземельные металлы или, например, фрукты и овощи, которые могут рассказать, где они растут, когда поспевают и с чем их едят.

Оставшиеся без роли ребята — зрители и критики. Но не возбраняется дать одинаковые роли нескольким парам.

Перед началом игры стоит напомнить, какие бывают вопросы, младшим детям можно написать на доске вопросительные слова. Оценить следует не только ответы, но и вопросы: насколько они "умные" — затрагивающие суть явления или персонажа. Желательно (а на уроке русского языка — обязательно) оценивать также речь, ее грамотность и выразительность.

Прием интервью в любой из этих форм повышает интерес к предмету (а значит — мотивацию) и помогает отточить умение ставить правильные вопросы и работать с информацией.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становиться - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

ВложениеРазмер
shugaeva_statya_cher.docx 18.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Компоненты общения: коммуникативный (обмен информацией), перцептивный (восприятие) и интерактивный (взаимодействие) компоненты.
Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие. Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.

Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:

- собственно речевые умения

- вступать в общение;

- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
Общая цель коррекционно-развивающей работы - освоение детьми коммуникативной функции языка. Воспитание у детей умений правильно составлять предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. Развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны. Происходит расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающими людьми, развивается межличностное общение.

В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника. В детском саду дошкольник выступает в ролях слушателя, а также отвечающего, задающего вопросы, повествующего, описывающего, оценивающего, рассуждающего и ряде других. Эти речевые роли составляют речевое амплуа ребенка, которое можно изучать и расширять.

Одним из эффективных средств, на наш взгляд, является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера. Жанр интервью хорошо известен в журналистике, то есть его используют взрослые в своей деятельности, но использование интервью в качестве приема работы с дошкольниками еще не до конца изучено и используется не так широко, как того заслуживает.

Между тем, использование данного приема в логопедической работе в группах коррекционной направленности, позволяет говорить об эффективности включения роли интервьюера в речевую деятельность старшего дошкольника. Зачем интервьюировать детей? Детям хочется высказаться. Детям есть что сказать - свежего и интересного. Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.

Замечательно и то, что такая работа способствует естественной потребности общаться ребёнка с родителями, делиться с ними мыслями и чувствами. Родители приходили со словами благодарности за то, что благодаря вопросам ребенка они вспомнили интересные страницы своего детства.

Очень эффективно помогает развитию речи и памяти совместное вспоминание, напоминание друг другу высказываний респондента, так как воспоминание одного вызывает ассоциативную связь у другого и наоборот.

При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Ребенку есть что рассказать - но главное, чтобы собеседник его услышал. А дети прекрасно это улавливают и никогда не раскроются перед человеком, который не умеет их слушать. Проверьте себя, а вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах? Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их? Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.

Выбранная стратегия обучения соответствует тенденции диалогизации межличностного общения, о которой все более настоятельно говорят педагоги и лингвисты и которая направлена на обеспечение сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуациях общения.

Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.

Интервью как жанр может быть достаточно непредсказуемым. Особенно это касается детей, которые более непосредственны, чем взрослые. От интервьюера требуется учитывать максимальное количество факторов, при этом не забывать о ранимости и неопытности ребенка. Требуется тщательная подготовка, где бы вы ни брали интервью – на выпускном в детском саду или дома.

Интересные вопросы

Часто дети могут выдать поистине философские мысли. На них могут навести интересные (и даже не очень) вопросы. Их стоит задавать только после того, как вы разговорили ребенка, и он начинает вам доверять.

  • — Кем ты будешь, когда вырастешь? Почему?
  • — Какой твой любимый герой сказок (мультиков)? Почему?
  • — На кого ты хочешь быть похожим? Почему?
  • — Что ты больше всего любишь делать дома/в садике/в школе? Почему?
  • — Что тебя в последнее время насмешило/напугало? Почему?
  • — Какую суперсилу ты хотел (а) бы? Почему?
  • — Если бы ты мог (ла) весь день делать все, что хочешь, чем бы ты занялся (ась)?
  • — Если бы ты мог (ла) колдовать, чтобы ты наколдовал (а)? Почему?
  • — Что нужно сделать, чтобы все люди были добрые? Почему?
  • — Какие качества нравятся тебе в людях больше всего? Почему?
  • — Каким (какой) ты будешь, когда вырастишь?
  • — Что бы ты хотел (ла) изменить в мире?

Стоит отметить, что все эти оригинальные вопросы для ребенка крайне общие, ориентироваться стоит на свои цели и задачи, мягко приводя ребенка к интересующим темам.

Методика проведения

Главное правило проведения интервью с детьми – необходимо попытаться завоевать доверие ребенка. Для этого нужно сначала с ним просто поговорить и лишь потом задавать интересующие вопросы. Сначала можно поиграть, порисовать с детьми, чтобы они привыкли и перестали смущаться. В съемках также можно использовать игрушки, книжки, краски. Взаимодействие ребенка с предметами его повседневных игр выглядит живо и интересно. Стоит отметить, что возникшим доверием нельзя злоупотреблять и выведывать сведения, которые ребенку не хотелось бы или даже опасно рассказывать.

вопросы для интервью с детьми

  1. К детям нужно прислушиваться, тщательно следить за их душевным состоянием, не обрывать и не перебивать, чтобы не нанести психологическую травму. Стоит помнить, что после интервью жизнь ребенка продолжается, нельзя допускать, чтобы последствия разговора оказались плачевны. Особенно это касается кризисных ситуаций – разговоров с жертвами насилия, катастроф.
  2. Если интервью посвящено не конкретной личности, а событию или явлению, можно опрашивать группу детей. Вместе дети быстрее адаптируются и перестают стесняться. Группа должна состоять из четырех-шести человек, журналист в таком случае выступает и в качестве модератора: не дает кому-то из детей говорить за всех, перебивать и мешать речи.
  3. Не нужно забывать и о юридических тонкостях: не только на интервью, но и на простую съемку требуется разрешение родителей в письменном виде. Образец такого разрешения должен быть у каждого интервьюера под рукой.

Пример

  • Пример интервью на выпускном в детском саду — видео
  • Пример интервью в газете

Главное в интервью с малышами – естественность. Дети чувствуют фальшь и не терпят ее. Для того чтобы взять хорошее интервью, надо дать понять ребенку, что вы с ним похожи. Хоть вы уже большой, серьезный человек, но все это вам близко, и вы понимаете маленького собеседника.

Читайте также: