Одиночка и толпа набоков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема, идея, проблематика

Жанр, литературное направление

Герои: безымянные и именуемые

Не было, ибо пока выбивали запертую им дверь, он успел выпрыгнуть из окна и разбиться насмерть.

Сюжет и композиция

Графически повесть поделена на 14 безымянных глав, однако фактически двухчастна.

Первая часть (главы 1 – 9) – это просто история о том, как мальчик, который не был счастлив в своей семье (ибо его родители не любили друг друга) и не мог найти никакого прибежища в школе, любил только рыжеволосую тётю – троюродную сестру матери – и не был в этом одинок (именно её любил и его отец). О том, как эта самая тётя случайно научила его играть в шахматы; и как он оказался шахматным гением; и как через 18 с чем-то лет от первоначального знакомства с этой игрой изнемог и заболел от перенапряжения на турнирах. Но перед этим судьба как бы нечаянно подарила ему женщину, которая должна была так же решительно отучить его от шахмат, как решительно научила им его тётя.

Художественное своеобразие

Тщательность и как бы даже реалистически добротная описательность, выписанность самых мелких деталей, самых незначительных эпизодических персонажей, вкупе с усложнённой композицией, в которой, как в имитируемой ею шахматной партии, нет мелочей, – вот главные составляющие художественного своеобразия набоковского романа. Более того, иллюзия реальности, которую должна вызвать эта добротная описательность у просвещённого читателя, двойственна.

Кроме погружения в особый, ярко выглядящий и остро пахнущий, мир Лужина (ведь он и будучи ребёнком, и будучи взрослым воспринимает этот мир с одинаково детской непосредственностью) – мы одновременно должны пребывать в мире мифов и архетипов, хотя и угаданных русской классикой XIX века, но вечных по своей онтологической сути.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

Сам В.В. Набоков говорил о том, что его произведение – это описание шахматной игры. В названии отражается защита черных фигур от белых. Лужин в романе разрабатывает тактику защиты, в ходе которой он жертвует конем, то есть самим собой.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование строится так, что сознание героя становится важнее всего остального. В.В. Набоков пользуется таким художественным принципом как субъективизация повествования, который позволял показать героя, находящегося на грани реальности и шахматной доски.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета романа В.В. Набокова лежит история известного шахматиста Лужина, мир которого поделился на две реальности – действительный мир и шахматная доска, которая часто воспринимается главным героем как реальный мир. Шахматный мир притягивает Лужина, он важнее для него.

Кульминационным событием становится поединок Лужина и Турати, который отрывает главного героя от реальной действительности и полностью переносит в шахматный мир.

7. Система образов произведения.

В центре произведения стоит особый тип героя. Это человек, который полностью погружен в себя и свои мысли. Лужин – замкнутый, робкий человек. Писатель особое внимание уделяет его психологическим особенностям, которые связаны с тем, что Лужин – однозначный интроверт.

Что касается профессии, главный герой – шахматист, то есть личность творческая. Причем для него игра в шахматы становится единственной реальностью. Центральный персонаж переживает трагедию, связанную с несовпадением реальной действительности с созданным героем миром. В романе показан конфликт одинокого персонажа с обыденным миром, где царствует толпа. Лужин пытается защититься от нее, но защиты нет.

8. Композиция произведения.

Композиционные особенности также являются приемом для раскрытия образа Лужина. В.В. Набоков предметом изображения делает сознание главного героя, что позволяет решать многие творческие проблемы.

В романе кольцевая композиция, которая тесно связано с номинацией героя. Если в начале произведения центральный персонаж обретает фамилию, то в финале романа он получает и имя с отчеством.

Особенностью композиции является то, что повествование перемежается воспоминаниями Лужина из своего детства.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный принцип В.В. Набокова в романе – принцип субъективизации повествования. В основе лежит личность персонажа, которая описывается подробно, с использованием приема психологизма.

10. Отзыв о произведении.

Машенька 1 – Лев Глево… Лев Глебович? Ну и имя у вас, батенька, язык вывихнуть можно… – Можно, – довольно холодно подтвердил Ганин, стараясь разглядеть в неожиданной темноте лицо своего собеседника Он был раздражен дурацким положеньем, в которое они оба попали, и этим вынужденным разговором с чужим

I Сообразно с законом, Цинциннату Ц объявили смертный приговор шепотом Все встали, обмениваясь улыбками Седой судья, припав к его уху, подышав, сообщив, медленно отодвинулся, как будто отлипал Засим Цинцинната отвезли обратно в крепость Дорога обвивалась вокруг ее скалистого подножья и уходила под в

Набоков Владимир Обида Владимир Набоков Ивану Алексеевичу Бунину Путя сидел на козлах, рядом с кучером (он не особенно любил сидеть на козлах, но кучер и домашние думали, что он это любит чрезвычайно, Путе же не хотелось их обидеть, вот он там и сидел, желтолицый, сероглазый мальчик в нарядной матро

Защита Лужина 1 Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным Его отец — настоящий Лужин, пожилой Лужин, Лужин, писавший книги, — вышел от него, улыбаясь, потирая руки, уже смазанные на ночь прозрачным английским кремом, и своей вечерней замшевой походкой вернулся к себе в спальн

Набоков Владимир Владимир Набоков Унесенный из дольней ночи вдохновенным ветром сновиденья, я стоял на краю дороги, под чистым небом, сплошь золотым, в необычайной горной стране Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал, и ослепительные пропасти, и зеркальное сверканье мн

" Король, дама, валет" Книга, стоящая, по экспрессионизму своего жестокого психологизма, особняком в контексте набоковской прозы, однако тем более интересная… Владимир Набоков Король, дама, валет IОгромная, черная стр

Набоков Владимир Рождество Владимир Набоков I Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу, Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда Так бывает после больших несчастий Не брат родной, а случайный неприметный знакомый, с которым в обычное время ты и двух сл

Набоков Владимир Пасхальный дождь Владимир Набоков В этот день одинокая и старая швейцарка, Жозефина Львовна, как именовали ее в русской семье, где прожила она некогда двенадцать лет, купила полдюжины яиц, черную кисть и две пурпурных пуговицы акварели В этот день цвели яблони, и реклама кинематогра

Набоков Владимир Владимир Набоков На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы В тусклой темноте, над железны

" Отчаяние" (1932, опубл 1934) – шестой русский роман Владимира Набокова, в котором автор вновь – как прежде в " Короле, даме, валете" и " Камере обскуре" – обращается к немецкому материалу и криминальному сюжету Берлинский ком

Набоков Владимир Набор Владимир Набоков Он был стар, болен, никому на свете не нужен и в бедности дошел до той степени, когда человек уже не спрашивает себя, чем будет жить завтра, а только удивляется, чем жил вчера Кроме болезни, у него не было на свете никаких личных привязанностей Его старшая, не

1 В четвертый раз за четыре года они столкнулись с проблемой: что подарить на день рождения молодому человеку с неизлечимо поврежденным рассудком? У него не было желаний Изделия человеческих рук представлялись ему либо средоточием зла, обусловленным вредоносной активностью, различимой лишь им одним,

" Соглядатай" (1930) – повесть выдающегося русского писателя Владимира Набокова, иронично и виртуозно обыгрывающая давнюю литературную тему двойничества Главный герой повествования, живущий в Берлине русский эмигрант,

Повесть " Волшебник" Набоков назвал "первой маленькой пульсацией " Лолиты"" Эта повесть – предшественник знаменитого романа – была создана Набоковым в 1939 г на русском языке, однако увидела свет значительно позднее Авт

Сам В. В. Набоков говорил о том, что его произведение – это описание шахматной игры. В названии отражается защита черных фигур от белых. Лужин в романе разрабатывает тактику защиты, в ходе которой он жертвует конем, то есть самим собой.

Повествование строится так, что сознание героя становится важнее всего остального. В. В. Набоков пользуется таким художественным принципом как субъективизация повествования, который позволял показать героя, находящегося на грани реальности и шахматной доски.

Вся проблематика произведения так или иначе связано с темой творчества. Творческая личность становится в центре внимания. Автор показывает, что профессионализм, который характерен Лужину, словно высасывает из него все силы. Так, постоянное и неосознанное пребывание в мире ирреальном становится причиной неспособности существовать в мире реальном. В этом заключается основной конфликт произведения.

В основе сюжета романа В. В. Набокова лежит история известного шахматиста Лужина, мир которого поделился на две реальности – действительный мир и шахматная доска, которая часто воспринимается главным героем как реальный мир. Шахматный мир притягивает Лужина, он важнее для него.

Кульминационным событием становится поединок Лужина и Турати, который отрывает главного героя от реальной действительности и полностью переносит в шахматный мир.

В центре произведения стоит особый тип героя. Это человек, который полностью погружен в себя и свои мысли. Лужин – замкнутый, робкий человек. Писатель особое внимание уделяет его психологическим особенностям, которые связаны с тем, что Лужин – однозначный интроверт.

Что касается профессии, главный герой – шахматист, то есть личность творческая. Причем для него игра в шахматы становится единственной реальностью. Центральный персонаж переживает трагедию, связанную с несовпадением реальной действительности с созданным героем миром. В романе показан конфликт одинокого персонажа с обыденным миром, где царствует толпа. Лужин пытается защититься от нее, но защиты нет.

Тема романа – жизнь гения-шахматиста, жизнь как затянувшаяся шахматная партия. Основная же мысль, возникающая в результате обозрения этой странной жизни, стремящейся к совершенству композиции и изяществу финала, состоит, по-видимому, в том, что жизнь вообще не так-то просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достался нам достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати…

Читайте также: