Значение слова эксперимент кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. Экспериментальное исследование относится к эмпирическим научным методам и представляет собой разновидность опыта, имеющего целенаправленно познавательный, методический характер. Эксперимент занимает ведущее место среди методов научного познания (см. Методы научного познания) и часто выполняет функцию критерия истинности научного знания в целом.

В отличие от такого метода научно-практического познания как наблюдение (которое непосредственно связано с методом эксперимента), эксперимент осуществляется на основе теории (см. Теория), определяющей постановку задач исследования и интерпретацию его результатов. В эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет воспроизводить ход явления при повторении сходных условий. Создав искусственную систему, далее становится возможно осознанно (а иногда и неосознанно, случайно) влиять на неё путём перегруппировки её элементов, их элиминирования или замены другими элементами. Наблюдая при этом за изменяющимися следствиями, возможно раскрыть определённую причинную взаимосвязь между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В ходе эксперимента исследователь не только контролирует и воспроизводит условия, в которых изучается объект, но и часто искусственно изменяет эти условия, варьирует их. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента по сравнению с наблюдением. Изменяя условия взаимодействия, исследователь получает большие возможности для обнаружения скрытых свойств и связей объекта. Обычно контроль и изменение условий осуществляется за счёт использования приборных устройств, которые являются орудием воздействия наблюдателя на объект.

Основные логико-практические элементы экспериментальной процедуры следующие:

  1. Постановка вопроса и выдвижение предположительного ответа.
  2. Создание экспериментальной установки, обеспечивающей необходимые исследователю условия взаимодействия изучаемого объекта.
  3. Контролируемое видоизменение этих условий.
  4. Фиксация следствий и установление причин.
  5. Описание нового явления и его свойств.

Эксперимент как метод исследования возник в естествознании Нового времени (У. Гилберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов. До этого формы языка и рационально-предметной деятельности были одинаковыми и для вненаучной практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противопоставлением практического эмпирическому), а специфика научного познания усматривалась в психологических аспектах деятельности учёного. Лишь после триумфа механистической картины мира (И. Ньютон), давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств — теорию в современном смысле этого понятия, — рационально-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретические средства — продукт своего собственного развития. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, развитие теоретической базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но и объекты эмпирического исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирическую деятельность в результате предшествующего развития теоретического знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирическим языком для получения в дальнейшем теоретического результата.

Современная наука (см. Наука) использует разнообразные виды эксперимента. Особенно велика его роль в естественных науках. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого научной теорией явления (см. Качество). Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта (см. Количество, Измерение). Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез научной теории (см. Гипотеза), имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). Ещё один тип эксперимента, находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях — так называемый мысленный эксперимент (см. Эксперимент мысленный). Он относится к области теоретического знания и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды эксперимента. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей. Для прикладных наук специфичен модельный эксперимент, который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производственным экспериментом. Для обработки результатов указанных экспериментов применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.

В XX веке с развитием научного знания о социальных явлениях в связи с потребностями общественной практики, в частности в связи с потребностями совершенствования организации и управления обществом, всё большее значение начинают приобретать и социальные эксперименты. Социальный эксперимент, будучи методом исследования, вместе с тем выполняет функцию оптимизации социальных систем (см. Общество). Он одновременно принадлежит и к сфере науки и к сфере социального управления, помогая проектировать и внедрять в жизнь новые социальные формы. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определённая группа или общность людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены правовыми и моральными нормами общества.

Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим:

Библиография

Издания на русском языке:

  • Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII века. — М., 1976.
  • Борн М. Эксперимент и теория в физике. — В книге: Борн М. Физика в жизни моего поколения. — М., 1963.
  • Бэкон Ф. Новый Органон. — Л., 1935.
  • Галилей Г. Избранные труды в 2 т. — М., 1964.
  • Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии. — В книге: Научное наследство, т. 1. — М., Л., 1948.
  • Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. — Киев, 1984.
  • Дынин Б. С. Метод и теория. — М., 1968.
  • Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. — М., 1974.
  • Макаревичюс К. Место мысленного эксперимента в познании. — М., 1971.
  • Мах Э. Механика. — СПб., 1909.
  • Налимов В. В. Теория эксперимента. — М., 1971.
  • Рузавин Г. И. Методы научного исследования. — М., 1974.
  • Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.
  • Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ. — М., 1978.
  • Рывкина Р. В., Винокур А. В. Социальный эксперимент. — Новосибирск, 1968.
  • Сивоконь П. Е. Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента. — М., 1968.
  • Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.
  • Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
  • Тригг Дж. Л. Решающие эксперименты в современной физике. — М., 1974.
  • Храмович М. А. Научный эксперимент, его место и роль в познании. — Минск, 1972.

Издания на других языках:

  • Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. — München, 1928.
  • Dingler Н. Über die Geschichte und das Wesen des Experimentes. — München, 1952.
  • Experinnent und Erfahrung in Wissenschaft und Kunst, Freiburg. — München, 1963.
  • Mittelstrass J. Die Möglichkeit von Wissenschaft. — Fr./M., 1974.
  • Siebel W. Die Logik des Experiments in den Sozialwissenschaften. — Berlin, 1965;
  • Parthey H., Wahl D. Die experimentelle Methode in Natur und Gesellschaftswissenschaften. — Berlin, 1966.

Базисные концепты

Новые концепты

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Содержание

Модели эксперимента

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k — это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

эксперим е нт, эксперимента, муж. (лат. experimentum) (книж.). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент.

| Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

Этимологический Словарь Русского Языка

Голландское – experiment (опыт, испытание).

Французское – experimental (опыт).

Латинское – experimentum (проба, опыт, испытание).

Слово было заимствовано из западноевропейских языков, в частности, из немецкого – Experiment (опыт). В свою очередь, в эти языки оно пришло из латинского.

Производные: экспериментальный, экспериментировать, экспериментатор.

Энциклопедический словарь

(от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Словарь Ожегова

ЭКСПЕРИМЕНТ, а, м.

1. То же, что опыт (в 3 знач.). Химический э.

2. Попытка сделать, предпринять чтон. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты.

| прил. экспериментальный, ая, ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путём установить чтон.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Научно поставленный опыт.
    2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

    Тезаурус русской деловой лексики

    1. ‘первая попытка осуществить что-либо’

    2. ‘наблюдение с целью исследования’

    Военно-морской Словарь

    особая форма военной практики, метод исследования военных явлений путем целенаправленного и контролируемого воздействия на них и окружающую среду.

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    1. Научный опыт.

    * Химический эксперимент. *

    2. Попытка сделать, предпринять что-н. новое.

    * Эксперимент в кулинарии. *

    || прил. экспериментальный, -ая, -ое.

    * Экспериментальное подтверждение. *

    Современный экономический словарь. 1999

    (от лат. experimentum - проба, опыт)

    изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

    Словарь экономических терминов

    (от лат. experimentum - проба, опыт)

    изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

    Философский словарь (Конт-Спонвиль)

    Криминалистическая энциклопедия

    (лат. experimentum — опыт, доказательство)

    1) следственный , самостоятельное следственное действие. Состоит в воспроизведении обстановки и иных обстоятельств определенного события и совершении необходимых опытных действий в целях проверки следственных версий, проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, получения новых доказательств. Проводится в предусмотренном законом порядке: в присутствии понятых, в необходимых случаях с участием подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, специалистов. О ходе и результатах Э. составляется протокол. Следователь в необходимых случаях производит измерения, фотографирование, видеозапись, составляет соответствующие планы и схемы. При производстве Э. недопустимы опыты, опасные для людей, причиняющие ущерб имуществу, нарушающие общественный порядок или унижающие достоинство личности.

    На практике проводятся следственные Э. по установлению возможности восприятия какого-либо факта, явления; совершения какого-либо действия — вообще, в данных условиях, за определенный промежуток времени или данным лицом; по установлению отдельных элементов механизма события; по установлению механизма образования отдельных следов события:

    Тактические условия производства следственного Э.: Э. производится в условиях, максимально сходных с теми, в к-рых имели место событие или факт, интересующие следствие; однородные опыты должны проводиться многократно, чтобы исключить случайный результат; опыты могут проводиться при необходимости в несколько этапов, что позволяет детально воспринимать, анализировать и фиксировать их результаты. Тактические условия реализуются с помощью системы тактических приемов следственного Э. Так, напр., сходство условий экспериментального и подлинного событий обеспечивается производством Э. (если это существенно) на том же месте, где произошло подлинное событие или в реконструированной для этого обстановке, в сходное время суток, погодных условий, звукового фона, темпа действий, с использованием подлинных или аналогичных предметов ит.п. При многократном производстве опытов условия Э. могут специально усложняться или упрощаться с целью повышения их доказательственного значения и т. д. По завершении Э. все иллюстративные материалы монтируются в таблицы; расположение и перемещение участников Э. могут быть показаны на специальном плане или схеме. При необходимости по результатам Э. допрашивается лицо, чьи показания проверялись или уточнялись опытным путем. Следственный Э. служит эффективным средством разоблачения инсценировок преступлений, изобличения в даче ложных показаний;

    2) судебный Э. — процессуальное действие, осуществляемое на стадии судебного следствия; аналогично по содержанию следственному Э. Отличается кругом участников (состав суда, стороны, свидетели, потерпевшие, эксперты или специалисты), формой фиксации хода и результатов Э., а иногда и условиями проведения;

    3) экспертный Э. — факультативная стадия процесса экспертного исследования. Состоит в производстве опытов с целью установления конкретного факта и причинной связи между фактами, явлениями; выяснения механизма следообразования; получения образцов для сравнительного исследования (напр., экспериментально отстрелянных пуль и гильз); установления подлежащих учету при экспертизе дефектов исследуемых объектов; исследования свойств следа; установления причин и условий технического характера, способствовавших совершению преступления. Результаты экспертного Э. получают доказательственное значение лишь при их отражении в выводах эксперта.

    Лит.: Гуковская Н.И. Следственный эксперимент. М., 1958; Ароцкер Л.Е. Использование данных криминалистики в судебном разбирательстве уголовных дел. М., 1964; Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. М., 1964; его же. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993.

    Антропологический толковый словарь

    (от лат. experimentum проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания. За исключением редких случаев проведение экспериментов в целях антропологии невозможно.

    Начала Современного Естествознания. Тезаурус

    (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.

    Педагогический терминологический словарь

    (от лат. experimentum - опыт, проба)

    в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. Существенная черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т.д. Э. различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования. По форме проведения выделяют лабораторный и естественный Э. Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности. Существенный недостаток естественного Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего Э. Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

    (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 324)

    научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

    м. лат. опыт; -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой.

    В словаре Ожегова

    ЭКСПЕРИМЕНТ, -а, м. 1. То же, что опыт (в 3 знач.). Химический э. 2. Попытка сделать, предпринять что-н. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты. || прил. экспериментальный, -ая, -ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путем, установить чтю-п.

    В словаре Ефремовой

    1. Научно поставленный опыт.
    2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л . каким-л . способом.

    В словаре Фасмера Макса

    экспериме́нт
    начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 346. Вероятно, через нем. Ехреrimеnt (с XVII в., в медицине; см. Шульц I, 189 и сл.) из лат. ехреrīmеntum "опыт", едва ли через польск. еksреrуmеnt (Смирнов), судя по месту ударения.

    В словаре Д.Н. Ушакова

    ЭКСПЕРИМЕ́НТ, эксперимента, ·муж. (·лат. experimentum) (·книж. ). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент.
    | Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

    В словаре Синонимов

    испытание, опыт, проба; исследование, проверка, попытка

    В словаре Энциклопедии

    (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

    В словаре Синонимов 2

    сущ1. опытнаблюдение с целью исследования2. опыт, пробапервая попытка осуществить что-либо3. проба, опыт

    В словаре Синонимов 3

    В словаре Синонимы 4

    исследование, опыт, попытка, проверка

    В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

    В словаре Словарь иностранных слов

    1. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно фиксируемых условиях.

    Провести э. Серия экспериментов. Экспериментальный - 1) относящийся к эксперименту, экспери-ментам (экспериментальные данные); 2) основанный на эксперименте, экспериментах (эксперимен-тальное исследование).

    2. Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное). Рискованный э.

    Читайте также: