Интересные факты о вышивке крестом кратко

Обновлено: 04.07.2024

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка крестиком носила сугубо сакральный смысл.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Расписывали крестом одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.

Каждый узор. каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков или свастики (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян . да и не только для славян имели земля. вода. дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь.

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигypой в центpе и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу . Мать Рода в вышивке изображали или с оленями или с всадницами по бокам. В первом случае она символизировала защиту рода, призвана была оградить от болезней и бесплодия. Часто эту композицию вышивали на обрядовых полотенцах, простынях. Это один из мощных оберегах рода. Также эту композицию вышивали на свадебных ручниках и младенцам в люльку.

Трехчастные композиции является довольно распространенным сюжетом языческой славянской вышивке. Это и богиня и две всадницы. Это богиня и птицы. , Это богиня и лоси или кони.

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы

Схемы вышивок.

Славянская вышивка.С глубокой древности и до наших дней., фото № 1


Вышивали роженицу по разному в зависимости от языческого аграрного календаря. И просили помощи и плодородия Земли и рода. Женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности — Вы становитесь краше и привлекательней, а главное — здоровее.
Другим женским оберегом был ЛАДИНЕЦ. Он дает спокойствие, радость и осознавание себя Женщиной.

Славянская вышивка.С глубокой древности и до наших дней., фото № 2

Усиливает рост волос на голове, замедляет — на других частях тела (за счет установления нормального гормонального фона). Он дарует женское здоровье и продлевает женскую красоту.
Здесь основной символ — крест Лады. ЛАДА — небесная Богородица, Рожаница, Богиня Любви и Красоты у древних славян. На руках у Лады ее дети — маленькая Леля и Полель.
Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака. Для стихии Земли — классический черный. Для стихии Огня тоже используется черный, но можно и золотисто-коричневый. Голубой — для Воздуха, синий, бирюзовый — для Воды.

Другим распространенным оберегом является ЛЕЛЬНИК. Он оберегает , дарит нежность и привлекательность. Чисто девичий оберег. Но до трех лет мог быть и у мальчиков в люльке. Для младенцев также вышивали так называемый Радинец.

Мощнейший Семейный Оберег является Свадебник. Он символизирует объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным). Очень часто на оборотной стороне Свадебника изображали символ Белобога. как символ добра и благополучия. Такой оберег хранит от ссор и бед. Творит лад в семье. Иногда делали три подвески из речного жемчуга. Три подвески символизируют три мира — Мира Яви, нави, Прави.

Для отведения черных чар вышивали Чароврат. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста. Славяне, как огнепоклонники считали, что Огонь уничтожит тёмные силы и различные чары и тем самым очистит души и тело оберегаемого.

Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напостей часто также вышивали оберег Оделень трава. также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти. поэтому то эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось. что Великий Божественный Огонь духобора уничтожит в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

Славянская вышивка.С глубокой древности и до наших дней., фото № 4

Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.

В обережных узорах часто действующей является какая-то одна его часть, а не весь узор в целом — просто цветочный или геометрический мотив, заключенный в круг или овал, круговая окантовка рукава, подола, ворота. Ведь чтобы иметь реальную защиту, достаточно вышить узор, состоящий из замкнутых, округлых контуров.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.
Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный — от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти). Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью.

Обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков — узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий.

Семейный оберег.
Несет в семью процветание, изобилие и достаток. Способствует успеху во всех делах, росту прибыли,
развитию своего собственного дела, которым занимается мужчина, а жена только помогает.
Исцеляет от болезней и недугов тело, лечит душевные травмы. Исцеляет и гармонизирует отношения между супругами.
Способствует правильному распределению ролей в семье, где муж — добытчик, а жена — хранительница семейного очага.

Славянская вышивка.С глубокой древности и до наших дней., фото № 5


2. Звездная половинка
«Звезда Всемирья, символ звёздной половинки и основа для благополучного и радостного семейного союза.

Славянская вышивка.С глубокой древности и до наших дней., фото № 7


4. Оберег Хозяйки дома, несет в дом радость, благополучие и изобилие. Своей владелице дает крепкое здоровье, умение споро и с радостью вести хозяйство, раскрывает кулинарный талант (который, без сомнения есть у всякой Женщины, но у многих просто спит), а также талант к любому женскому рукоделию. Помимо прочего, оберег наделяет свою Хозяйку сильной интуицией и даром предвидения (недаром небесная пряха Макошь является и Богиней человеческой судьбы).
Этот оберег не обязательно носить при себе, он больше домашний. Находясь дома, он распространяет свое влияние не только на Хозяйку, но и на всех членов семьи, и несет в дом достаток, благополучие и изобилие. Вышивается на зеленом фоне.

Можно вышивать для себя на растущую Луну.

5. Рожаница. По сути он должен помогать забеременеть женщине и родить здорового малыша. Но этот оберег не просто помогает забеременеть, но так же и дает осознание, для чего нам дети, готовы ли мы их привести в этот мир, что мы можем им дать. Сильный женский оберег также и для полноты дома. так как часто вывешивали этот оберег по весне для урожая, для плодородия.

5. ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА — Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе — Перунов Цвет.Считается, что от способен открывать скрытые в земле клады,исполнять желания. Даёт возможность человеку раскрыть Духовные силы.

Славянская вышивка.С глубокой древности и до наших дней., фото № 8


Самый сильный оберег — сделанный с любовью. с заботой и с думами и пожеланиями добрыми и хорошими для близкого вам человека.
И здесь самое важное Ваш настрой, даже если не все правила выполнены, не все значения правильно прочитаны.
Ровных вам крестиком!

Приветствую всех заглянувших рукодельниц!

На этом канале я буду делиться с вами продвижением по выполнению своих работ, своими рукодельными планами, а также новинками в мире вышивки и интересными вещами

Сегодня я хочу поделиться с вами десяткой интересных фактов из истории вышивки. Мне они показались интересными, надеюсь, что вы со мной согласитесь. Поехали!

В китайских шелковых вышивках, относящихся в VII-Vвв. до н.э. и дошедших до наших времен, использовали не только шелк-сырец, золотые и серебряные нити, но и человеческий волос.

Пример шелковой вышивки родом из Китая. Кто знает, может и в ней есть человеческие волосы? (Фото из открытых источников)

Пример шелковой вышивки родом из Китая. Кто знает, может и в ней есть человеческие волосы? (Фото из открытых источников)

===================2==================

Первые иглы изготавливались из дерева, рыбьих костей, щетины.

Найденная игла является самым древним из всех подобных до этого обнаруженных. Длина сенсационной находки практически восемь сантиметров, игла до сих пор острая.(Фото из открытых источников)

Найденная игла является самым древним из всех подобных до этого обнаруженных. Длина сенсационной находки практически восемь сантиметров, игла до сих пор острая.(Фото из открытых источников)

===================3==================

Одним из ценнейших трофеев Александра Македонского в победе над царем Дарием III был шатер, вышитый роскошными шелковыми узорами.

Полководец был покорен тонкой работой кипрских мастериц и приказал им изготовить для себя не менее роскошный плащ.

===================4==================

Книга Исхода — одна из самых древних книг Священного писания — рассказывает про льняной занавес, вышитый пунцовыми херувимами, который отделял от любопытных взоров Святую Святых.

===================5==================

Белая гладь (бродери) — вышивка белыми нитками по белой ткани — появилась в Саксонии и очень долго оставалась достоянием только этих мест.

Со временем она стала известной и популярной во многих странах мира. В России центром вышивки белой гладью стало село Мстёра.

===================6==================

С XIII в. В России широко распространяется особенная, отличная от других техник, вышивка по продернутым ниткам в полотне, или более известная сейчас мережка.

Со временем она стала популярной за пределами страны и долгое время называлась русской мережкой.

===================7==================

Одна из самых первых школ, где девушек обучали техникам вышивки золотом и серебром, шелком и бархатом, появилась в Киеве, в Андреевском монастыре, благодаря княгине Анне (Янке), сестре великого князя Владимира Мономаха.

===================8==================

Появлению вышивки бисером и стеклярусом мы обязаны венецианским мастерам. Они издревле совершенствовали производство стекла и долгое время хранили процесс изготовления бисера и стекляруса в строжайшем секрете.

===================9==================

После того как появилось книгопечатание, на свет стали выходить специальные альбомы с узорами для вышивки. Первый такой сборник издал в Кёльне Петр Квинти в 1527 г.

===================10=================

В русском костюме существовали узоры-сигналы. По вышитым на женском фартуке рисункам можно было узнать о женщине, замужем ли она, сколько у неё детей.

Если в узоре на плече рубахи невесты было вышито больше крестиков (а крестик считался мужским знаком), значит сватовство девице по нраву, ну а если больше ромбов — идет она замуж только выполняя волю батюшки.

История вышивания крестиком уходит корнями в глубокую древность. Еще первобытные люди использовали схожий прием шитья при изготовлении одежды, но тогда он применялся не с целью украшения, а для получения прочных и простых в исполнении швов.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Где и когда появилась вышивка крестиком впервые


Точно назвать место и время появления непосредственно вышивки крестом нельзя. Вероятно, это искусство стало развиваться с того момента, когда таким швом начали соединять части одежды, используя еще костяные иглы. Стремление людей к украшению вещей привело к тому, что начали использоваться для сшивания цветные нити или жилы, которые и стали первыми декоративными элементами. Подобием крестика начали создаваться простые орнаменты или линии. У разных племен эти узоры отличались, постепенно преображаясь по мере развития искусства рукоделия, превращались в более сложные и замысловатые. Таким образом, датой возникновения вышивки можно назвать время, когда древние люди начали шить себе одежду.

Древнейшие вышивки на ткани датируются 6 веком до нашей эры. Найдены они в Китае. Точно сказать, что они впервые выполнены на тканевой основе, нельзя. Однако это старейшие найденные работы на ткани. Первые упоминания о вышивке относятся к куда более ранним временам.

Расселение людей привело к тому, что техника создания узоров крестом распространилась достаточно широко. В зависимости от местной культуры она получила свои особенности. У всех народов есть орнаменты, которые вышиваются крестом на одежде и являются обережными.

Сегодня вышивка крестом относится распространенному хобби. Она прошла длинную историю развития. Крестики, первоначально используемые для простейших орнаментов, теперь позволяют создавать нитками сложнейшие картины, которые даже могут копировать известные произведения живописи.

История вышивания крестом на Руси


На Руси искусством вышивки крестом владели все женщины. Связано это было не только со стремлением уметь украсить свою одежду, но и со старообрядческими укоренившимися поверьями, которые наделяли вышивку обережными качествами.

У славянских народов особые орнаменты для украшения мужской и женской одежды в подавляющем большинстве случаев связаны с языческими божествами Земли и Солнца, а также образами хозяина леса. Из-за этого основными мотивами являются определенные геометрические орнаменты, а также стилизованные изображения животных и птиц.

Крест воспринимался как особая защита для человека, поэтому в вышитых узорах всегда, в том числе вместе с другими стежками, использовались крестики. Такая вышивка являлась оберегом, отгоняющим злых духов и болезни. Поэтому именно вышивка крестом стала основной для создания народных узоров на одежде и предметах быта.

Обучать девочек мастерству вышивки крестом начинали с возраста 5-6 лет, а к 13-15 годам каждая должна была подготовить свое приданое, которое состояло из вышитых крестом подзоров, полотенец, скатертей и головных уборов. Непосредственно перед свадьбой его публично показывали как свидетельство того, что невеста трудолюбивая и умелая в вышивке.

По мере развития контактов с Византией влияние этой культуры преобразило классические вышивки на Руси. В узорах стали появляться заимствованные в Византии мотивы.

В зависимости от района проживания изменялись наиболее распространенные сюжеты вышивки и цветовые предпочтения. В северных регионах Руси чаще всего вышивку делали на белом полотне из льна или хлопка нитками красного цвета. В южных областях преобладали разноцветные вышивки, которые чаще имели тоже белую основу.

Кроме креста, в узорах применялись швы козлик, косичка и счетная гладь. У богатых людей вышивка чаще всего дополнялась речным жемчугом и самоцветами, а нити для ее создания использовались шелковые.

По мере развития рукодельного искусства и появления более дорогих материалов вышивка из обережной перешла в разряд декоративной, которая применялась уже только для украшения одежды и предметов интерьера. С этого момента особо умелые мастерицы начали высоко цениться, так как материалы, которыми они пользуются, дорогие и их порча нанесет заказчику значительный урон. Зарождаться такая вышивка начала еще в 13 веке.

Вышивка крестом в современности

Для сюжетной вышивки крестом существует большое количество схем разного уровня сложности. Разрабатываются специальные дизайны, предназначенные для украшения одежды. Они внешне намного интереснее и сложнее, чем старинная вышивка, но благодаря новым материалам, намного проще в исполнении.

Активное развитие данного направления рукоделия произошло в последние 20 лет, когда популярность его стала расти. Это послужило толчком для перехода вышивки на качественно новый уровень, когда стали появляться особенно сложные схемы для вышивания картин.

Кроме классической вышивки крестом, на основе этой техники возникли ее необычные разновидности:

  • Алмазная – этот вид рукоделия появился как смесь приемов вышивки крестом и мозаики. На основу нанесена такая же схема, как для вышивания, но вместо крестиков по ней выкладывают кристаллы, что приводит к схожести с мозаикой.
  • На металлических поверхностях – вместо канвы или полотна используют металл, вышивку по нему ведут нитками или цветной проволокой. Такое рукоделие не относится к популярным.
  • На пластиковой канве – это направление сегодня широко распространено. В данной технике создают вышитые сумки, шкатулки, а также различные объемные игрушки и декоративные фигурки.

История вышивки крестом насчитывает тысячелетия. Она никогда не теряла своей востребованности и популярности, совершенствуясь со временем и изменяя свое основное предназначение.

История возникновения вышивки крестом

Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.
Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д. В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания в зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Причем переход от примитивных орудий труда к более совершенным привел к изменению способов вышивания, появлению новых приемов, расширению границ используемых рисунков и орнаментов.
Вышивка всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека.

"Вышивка крестом", автор Аристамбекова Н.Е.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: