Информационное право это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права. [1]

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право представляет собой комплексную отрасль права.источник

Содержание

Понятие информационного права

''''Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. [2] '

Предмет и методы информационного права

Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. [1]

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства. [3]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО - комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с созданием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов; раз­ви­ти­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых тех­но­ло­гий ра­бо­ты с ин­фор­ма­ци­ей и тех­но­ло­гий её пе­ре­да­чи в сис­те­мах и се­тях ком­му­ни­ка­ций; обес­пе­че­ни­ем ин­фор­мационной безо­пас­но­сти об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва и че­ло­ве­ка.

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния информационного права от­но­сит­ся к середине XX века, ко­гда ин­фор­ма­ция вы­де­ли­лась как са­мо­сто­ятельный ре­сурс раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ко вре­ме­ни бур­но­го раз­ви­тия ки­бер­не­ти­ки и пер­вых опы­тов раз­ра­бот­ки и вне­дре­ния ав­то­ма­ти­зированных сис­тем. В современном ми­ре фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ли информационного права ста­ло раз­ви­тие на­учно-тех­нического про­грес­са, по­зво­лив­ше­го соз­дать и вне­дрить но­вые тех­но­ло­гии ра­бо­ты с ин­фор­ма­цией и се­те­вые сред­ст­ва её ком­му­ни­ка­ции не­за­ви­си­мо от про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. Ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кационные тех­но­ло­гии пре­вра­ти­лись в ве­ду­щую от­расль эко­но­ми­ки многих стран. Пра­во­вые про­блемы фор­ми­ро­ва­ния ин­фор­мационного об­ще­ст­ва, ин­фор­мационно-ре­во­люционных пре­об­ра­зо­ва­ний, обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти ин­фор­мационных ре­сур­сов и прав че­ло­ве­ка в ус­ло­ви­ях гло­баль­ной ин­фор­ма­ти­за­ции ком­плекс­но ох­ва­ты­ва­ют­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом (Infor­ma­tion Law, или Law Relating to Information).

Основной ин­сти­тут информационного права - пра­во на ин­фор­ма­цию. В российской док­три­не ха­рак­тер­но столк­но­ве­ние двух под­хо­дов к вы­бо­ру пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния со­дер­жа­ния и форм это­го ин­сти­ту­та. Пер­вый из них, ши­ро­кий, пре­ду­смат­ри­ва­ет ори­ен­та­цию на за­кре­п­ле­ние пра­ва на ин­фор­ма­цию раз­ных субъ­ек­тов с учё­том их пра­во­во­го ста­ту­са. Это в пер­вую оче­редь ка­са­ет­ся гра­ж­дан, но од­но­вре­мен­но тре­бу­ет оп­ре­де­ле­ния пра­ва на ин­фор­ма­цию юри­дических лиц и ор­га­нов государственного и му­ни­ци­паль­но­го уров­ня, а так­же за­кре­п­ле­ния пра­ва на ин­фор­ма­цию других ор­га­ни­за­ций. При та­ком под­хо­де дол­жен быть дос­ту­пен весь диа­па­зон форм реа­ли­за­ции пра­ва на ин­фор­ма­цию всех ви­дов субъ­ек­тов.

Информационное право рег­ла­мен­ти­ру­ет во­про­сы, свя­зан­ные с реа­ли­за­ци­ей функ­ции информи­рования - до­ве­де­ние до ис­пол­ни­те­лей и пра­во­при­ме­ни­те­лей све­де­ний о всей сис­те­ме пра­во­вых норм, не толь­ко ре­гу­ли­рую­щих ин­фор­мационные от­но­ше­ния, но и ха­рак­те­ри­зую­щих со­стоя­ние пра­во­вой ин­фор­ма­ции в це­лом. И в этой об­лас­ти нет ог­ра­ни­че­ний в вы­бо­ре об­лас­тей при­ме­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния функ­ции ин­фор­ми­ро­ва­ния лю­бых поль­зо­ва­те­лей. На этой ос­но­ве ра­бо­та­ют ин­фор­мационныесис­те­мы, а так­же долж­ны дей­ст­во­вать все ор­га­ны, реа­ли­зую­щие пол­но­мо­чия в об­лас­ти пра­во­твор­че­ст­ва и пра­во­при­ме­не­ния. Кро­ме то­го, информационное право рег­ла­мен­ти­ру­ет во­про­сы, свя­зан­ные с функ­ци­ей при­ве­де­ния в дей­ст­вие ме­ха­низ­мов той час­ти нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют сфе­ру соб­ст­вен­но ин­фор­мационных от­но­ше­ний. Эта сто­ро­на ин­фор­мационного за­ко­но­да­тель­ст­ва яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ляю­щей для оцен­ки со­стоя­ния и тен­ден­ций раз­ви­тия информационного права. Она ка­са­ет­ся сис­те­ма­ти­за­ции все­го мас­си­ва нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ма­те­риа­ла (по уров­ням и фор­мам пра­во­вых ак­тов и юри­дической си­ле отдельных пра­во­вых норм), а так­же рас­пре­де­ле­ния функ­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия на управ­ле­ние ин­фор­мационной дея­тель­но­стью в струк­ту­рах государственной вла­сти, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и иных сфе­рах ин­фор­мационного обес­пе­че­ния по­треб­но­стей поль­зо­ва­те­лей по­тен­циа­лом ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кационных тех­но­ло­гий.

Читайте также: