Белое казачество в гражданской войне 1918 1921 кратко

Обновлено: 02.07.2024

24 января памятная дата в календаре для тех людей, кто помнит, что в их венах течет казачья кровь. Скорбная дата. В этот день казаки, вне зависимости оттого к какому казачьему войску они приписаны, идут в церковь и заказывают там панихиды по своим предкам, умученным и убиенным большевистским режимом. Донские казаки, кубанские, терские, оренбургские, уральские, астраханские, уссурийские, забайкальские, черноморские, семиреченские, сибирские, амурские. И не только в казачьих станицах, но и везде, где живут казаки, затепливаются в церквях свечи, читается батюшкой панихида. В местах, где сильная казачья община, по улицам молитвенно движется Крестный ход. Подобными своими действиями казаки подтверждают Господу нашему Вседержителю и всему честному православному люду, что мы, живущие сегодня, помним и чтим своих предков, помним их муки и страдания, помним их любовь и надежды, чтим их славу и честь, мужество и доблесть. Значит, их жизнь не ушла в пустоту небытия, как не бывши, она бьется в наших сердцах, горячей кровью пульсирует в наших венах.

24 января 1919 года, Оргбюро ЦК РКП(б) опубликовало циркулярную директиву за подписью председателя ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) Якова Свердлова.

24 января 1919 г.

Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбы со всеми верхами казачества путем ПОГОЛОВНОГО ИХ ИСТРЕБЛЕНИЯ. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести МАССОВЫЙ ТЕРРОР против богатых казаков, истребив их ПОГОЛОВНО; провести беспощадный МАССОВЫЙ ТЕРРОР по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.

4. Уравнять пришлых „иногородних“ к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Естественно, такие действия не могли не вызвать гнева и возмущения среди воинственных и свободолюбивых казаков. Во многих казачьих станицах стихийно вспыхнули вооруженные восстания. Позднее оформившиеся в более организованную силу. Большевиков изгнали практически со всех казачьих земель. С этого момента, собственно говоря, и началась самая напряженная и горячая фаза Гражданской войны. Поскольку именно казачество по факту стало наиболее боеспособной частью хритостолюбивого воинства, выступившего против воцарения на русской земле красного зверя, и оказавшее ему наиболее яростное и ожесточенное сопротивление.

И зверь взревел. Диким яростным рыком.

Помимо упомянутого выше циркулярного письма Якова Свердлова осталось еще немалое количество документальных свидетельств тех лет.

Директива Донбюро ВКП(б) гласила о следующем:


Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года

… Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:

а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.


Из письма члена Донревкома И. Рейнгольда в ЦК РКП(б), 1919 г.

Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков как на элемент, чуждый коммунизму и Советской идее, правилен.

Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством; ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость. И политика массового их истребления без всякого разбора приведет к тому, что мы с Доном никогда не справимся, а если и справимся, то после долгой, кровавой и упорной борьбы. Опыт Вешенского восстания показал, что казаки чрезвычайно чутки к проводимой по отношению к ним политике и, раз загоревшись, пожар восстания быстро охватывает десятки тысяч казаков. Между прочим, ничто не содействовало так успеху восстания, как попавшие к ним благодаря возмутительной расхлябанности местных Советских органов тезисы и директивы Цека партии по вопросу об отношении к казакам. Эти тезисы в руках казачьих офицеров послужили прекраснейшим материалом для агитации против Советской Власти как явно стремящейся к уничтожению казачества.

О казачьей бедноте говорить не приходится, так как казачество почти сплошь зажиточно и состоит из кулаков и середняков. Середняки — это население северных казачьих округов, которые отличаются большим сочувствием Советской Власти и которых при осторожной политике, несомненно, можно если не привлечь на сторону Советской Власти, то по крайней мере нейтрализовать. Зажиточные же кулацкие элементы заселяют южные округа и ярко контрреволюционны. Северные казаки имеют сравнительно небольшие наделы, в то время как наделы южных казаков очень велики. Поэтому на почве соответствующей аграрной политики можно внести разложение в среду Донского казачества, разделив его на два враждующих лагеря. "

Предоставляю вниманию читателя еще несколько документальных свидетельств того времени.

К. К. Краснушкин, председатель Урюпинского комитета ВКП(б) в своей докладной записке в Казачий отдел ВЦИК написал о следующих фактах:

Летчики Бессонов и Веселовский докладывали Войсковому Кругу о своем пребывание в станице Вешенской:

“В одном из хуторов Вешенской старому казаку за то только, что он в глаза обозвал коммунистов мародерами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер. В ст.Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки подходили к станице, выгнаны вперед окопов и расстреляны… С одного из хуторов прибежала дочь священника со “свадьбы” своего отца, которого в церкви “венчали” с кобылой. После “венчания” была устроена попойка, на которой попа с попадьей заставили плясать. В конце концов батюшка был зверски замучен…”

“Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество”.

Из письма, откомандированного на Дон московского коммуниста М. Нестерова:

После оккупации красными Юга России репрессии прокатились по областям Кубанского и Терского войск. При выселении терских станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской, Асиновской красные горцы убили 35 тысяч стариков, женщин и детей (и вселились в опустевшие станицы).

К концу 1920 году остатки Кубанской армии - преимущественно рядовые казаки - сложив оружие, расходились по домам. Казалось бы, реальный шанс для большевиков добиться замирения (специально акцентирую внимание на этом историческом факте для любителей поговорить о примирении красного и белого казачества). Однако 9-я армия лишь усиливала репрессии. В одном из отчетов ее командования перечислены карательные акции за время с 1 по 20 сентября:

Я совершенно не знаю, что называется тогда геноцидом, если мы читая эти страшные строки из документов того времени, все же до сих пор не считаем, что он производился в отношении казаков бывшей Российской империи. Если это не геноцид, то, что это в таком случае, как подобное изуверство можно классифицировать?

“Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество”.

По завершению активных боевых действий в Гражданской войне, террор и репрессии в отношении казаков отнюдь не прекратились. Партийное руководство Советского Союза прекрасно отдавало себе отчет, что, не добив казачество, не растоптав его окончательно, оно весьма серьезно рискует, сохраняя внутри русского народа общность людей, способную к решительным и безкомпромиссным действиям, легко самоорганизовывающуюся и сплоченную старинными дедовскими обычаями. Ведь отношение к народу со стороны новой власти было самое, что ни на есть, людоедское. Казаки могли не выдержать издевательств над людьми и восстать. Подняв за собою весь остальной русский народ.

Сигналом к возобновлению красного террора послужило сворачивание НЭПа.

Незримо, как будто откуда-то издалека, поднималась самая страшная волна расказачивания, в последующем полностью накрывшая собой казачьи земли Юга России.


Теперь от размышлений, вернемся снова к документальным свидетельствам того страшного отрезка истории нашей Родины, преисполненных мук и страданий русского народа (великороссов, малороссов, белорусов, казаков), на своей отчей земле.

8 апреля 1931г. по делу были расстреляны 31 человек — в том числе бывший оренбургский атаман генерал-майор Н.С. Анисимов, член Кубанской Рады и правительства П.М. Каплин, известные белые генералы А.С. Секретев, Ю.К. Гравицкий, И.Л. Николаев, Е.И. Зеленин, члены Донского войскового круга Мамонов, Чипликов, Медведев, Давыдов… Остальных ждали концлагеря, членов их семей — высылка…

Осенью 1932 — весной 1933 г. Украину, Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан, Западную Сибирь, юг Центрально-Черноземной области и Урала охватил невиданный голод. Искусственно организованный сатанинско-богоборческой властью. Голодала территория с населением около 50 млн. человек.

3 ноября 1932 г. было издано постановление, обязывавшее единоличные хозяйства под страхом неминуемой уголовной ответственности по ст. 61 УК (смертная казнь) работать со своим инвентарем и лошадьми на уборке колхозных полей.

Вспоминает И.Д. Варивода, в то время секретарь комсомольской организации станицы Новодеревянковской:

«Созвали комсомольцев и пошли искать по дворам хлеб. А какой саботаж? План хлебозаготовок был выполнен, все сдали! За день нашли в скирде один мешок пшеницы. Нашли! Вот это и было надо. С этого и началось. Станица была объявлена вне закона, сельсовет распущен, всем руководил комендант. Окружили кавалерией — ни зайти, ни выйти, а в самой станице на углах пехотинцы: кто выходил после 9 часов вечера — тех стреляли без разговору.

В.Ф. Задорожный из Незамаевской рассказал:

О свирепости комсодовцев рассказала и Т.И. Клименко.

Сотни семей были отправлены в Сибирь и на Урал. Станица буквально опустела! Из 16 тысяч прежнего населения осталось около трех с половиной тысяч. И сейчас в Незамаевской живет всего 3266 человек…

И снова вспоминает И. Варивода:


Писатель В. Левченко привел фрагменты переписки кубанцев с родственниками в эмиграции. Пишет в Югославию мать казака:

Приписка от дочери:


Советский историк Н.Я.Эндельман писал:

По краю только за 2,5 месяца с ноября 1932 г. брошено в тюрьмы 100 тыс. чел., выселено на Урал, в Сибирь и Северный край 38404 семей. Из станиц Полтавской, Медведовской и Урупской выселены все жители — 45639 чел. Уманская, Урупская и Полтавская были переименованы — в Ленинградскую, Советскую и Красноармейскую (в октябре 1994 г. глава администрации края Е. Харитонов возвратил Полтавской ее имя). На место выселяемых, убитых и умерших от голода селили порой тех самых, кто их уничтожал. Так, Полтавская — Красноармейская заселена семьями красноармейцев, Новорождественская — сотрудников НКВД.

Согласно справке ОГПУ от 23.02.1933 г., самый сильный голод охватил 21 из 34 кубанских, 14 из 23 донских и 12 из 18 ставропольских районов (47 из 75 зерновых). Особо неблагополучны 11 кубанских районов (Армавирский, Ейский, Каневский, Краснодарский, Курганенский, Кореновский, Ново-Александровский, Ново-Покровский, Павловский, Старо-Минский, Тимашевский), Шовгеновский р-н Адыгейской АО и Курсавский Ставрополья.

Даже к сегодняшнему дню население репрессированных станиц не может восстановиться хотя бы до половины своего прежнего уровня…

Всего, по подсчетам российских и зарубежных ученых, от голодомора 1932-33 гг. погибло не менее 7 млн. человек (некоторые считают, что число погибших было гораздо больше — более 10 млн. ). Власти пытались уничтожить и память о них. Места братских захоронений не обозначались, книги записей рождений и смертей уничтожались, а пытавшихся вести учет жертв расстреливали, как врагов народа.

Приехавший с Кубани словенец доктор Р. Трушнович рассказывал в Югославии о коллективизации и голодоморе:

К слову, по поводу междоусобицы можете не переживать, в нужный момент вам ее организуют в три счета. Как раз те силы, которые, якобы, столь яро безпокоятся о соблюдении вами техники (информационной) безопасности.

"Во имя памяти о прошлом, Во имя настоящего и будущего казачества. Мы пришли к примирению и согласию. Слава Богу, что мы - казаки".

С момента его возведения, он стал служить дополнительным аргументом по затыканию рта чересчур назойливым правдолюбам, каменным. Смотри, мол, неугомонный, даже памятник изваяли, знаменующий собой примирение между красным и белым казачеством. Красиво звучащая цель и выглядящая по мотивации весьма благородно. Да, если бы не было бы это совершенно надуманным. Дело в том, что нет в природе вещей на самом деле никакого разделения казачества по принципу: красное и белое, и обозначается разделение казаков в годы Гражданской войны совсем по-другому. Были казаки, которые поднялись на защиту веры православной, своих исконных традиций и обычаев, которые защищали отчую землю, чтобы оставаться на ней полновластными хозяевами, а не прозябать на ней жалкими прислужниками инородцев. И были те, кто, поддавшись на сладкие посулы банды международных преступников (большевиков) о земном рае, пошли за этой бандой крушить устои государства Российского, вместе с ними и устои казачьей жизни, помогая им закабалять собственную Родину под тяжеленным спудом инородческого ига (в православных преданиях именующего игом жыдовским).

Ладно, когда бы о подобном примирении говорили наши предки, втянутые в водоворот братоубийственной Гражданской войны (им-то как раз подобной возможности никто не предоставил), а то говорим мы, люди, которым прекрасно известны итоги смуты 1917г., и соответственно, у нас имеется возможность вдумчиво разобрать, кто за что бился на той далекой войне.

Поэтому ставить между красными и белыми казаками знак равенства - все равно, что поддаваться приступам безумия и суицидирования. Со всеуглубляющимися в народную почву метастазами проблем духовного плана.

Только глубокое изучение истории, культуры и традиций своего народа позволит нам не повторять трагических ошибок прошлого, и сохраниться в мировой истории, как народу сильному и самодостаточному.


Слава Богу, что мы казаки!

Первая мировая война наглядно продемонстрировала, что в новых условиях ведения боевых действий кавалерия может играть только вспомогательную роль. Ушли в прошлое массированные кавалерийские атаки. Грезившая о боевых подвигах детвора представляла себя уже не в роскошном гусарском мундире, а в кожаной куртке лётчика или униформе танкиста. Однако разразившаяся в России гражданская война показала, что конницу ещё рано списывать со счетов.

Донцы начинают

Инициатива создания крупных кавалерийских соединений в Гражданской войне принадлежала белой стороне. Это и неудивительно: в распоряжении контрреволюционных сил имелись людские ресурсы Дона и Кубани, а выходцы оттуда составляли значительную часть бывшей кавалерии Русской императорской армии (РИА). Там же располагались и центры коннозаводства — как государственные, так и частные. Вернувшиеся с полей Великой войны казаки в большинстве своём сохранили коней, что позволило уже в 1918 году создать в составе Донской армии множество конных частей.

​Донские казаки. pinterest.es - Белые всадники Гражданской войны | Warspot.ru

Донские казаки.
pinterest.es

Первоначально конница придавалась пешим полкам, образовывая отдельное формирование численностью от 30 до 300 всадников. Позднее из них стали создавать отдельные конные полки. Они формировались по станичному принципу и объединялись в номерные полки, состоявшие из шести сотен (в данной ситуации сотня не означала количество воинов). Их численность не была постоянной и колебалась в пределах 150–1000 всадников. Во время военных действий 1918 года казачья конница, как правило, придавалась пехоте. Атаман Пётр Краснов так описывал казачью тактику:

Текст довольно реалистично — если, конечно же, отбросить соотношение 1 к 10 — описывает специфику тактики боёв Гражданской войны в Донской области. Как видим, конница здесь играла больше вспомогательную роль, добивая бегущего врага.

Именно с этого момента белое руководство обратило пристальное внимание на стратегическое использование конницы. Планирование операций находилось в руках командования Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР), созданных путём объединения Донской и Добровольческой армий. Во главе последней стоял генерал Антон Деникин, он же возглавил и ВСЮР. Посмотрим, как же обстояли дела с кавалерией у добровольцев.

Кавалерия Добровольческой армии

Летом 1918 года в Добровольческой армии уже было создано две кавалерийских дивизии. Увеличение численности произошло главным образом за счёт кубанских конных частей. А дальше в руководстве вспыхнули разногласия по поводу дальнейшего развития кавалерии. Генерал Пётр Врангель был ярым сторонником создания регулярной кавалерии. В своих воспоминаниях он писал:

Как видим, генерал обвинял Антона Деникина в некомпетентности, считая, что пехотный генерал не в силах осознать преимущества, которые может дать кавалерия. В определённой степени с Врангелем был солидарен и генерал А.С. Лукомский, подчёркивавший, что командование Добровольческой армии хотя и осознавало необходимость создания массовой конницы, ничего для этого не делало.

Однако если предоставить слово самому генералу Деникину, то картина выглядит немного иначе. Врангель, планируя рост кавалерии, основным путём достижения цели видел восстановление бывших полков Русской императорской армии. К этому же стремились и сами бывшие кавалерийские офицеры, в значительной мере сохранившие свои кадры: в рядах Белого движения участвовало от 50% до 90% офицеров от каждого кавалерийского полка РИА. В Добровольческой армии, а позднее в Вооружённых Силах Юга России было восстановлено в виде дивизионов, эскадронов и даже полков 49 из 57 полков регулярной армейской кавалерии. Начало этому положил сам П. Врангель, восстановив ещё в октябре 1918 года 10-й гусарский Ингерманландский полк: сперва как дивизион, а с мая 1919 года — уже как полноценный полк. Деникин отнёсся отрицательно прежде всего не к развитию кавалерии, а к развитию кавалерии таким способом, на который ориентировался Врангель. Главнокомандующий считал:

Кто же из генералов был прав? Ответ на это может дать обзор боевых действий Сводной кавалерийской дивизии Донской армии. Хотя бывшие полки РИА восстанавливались, как правило, в Добровольческой армии, здесь имело место исключение. Стремление офицеров-кавалеристов возродить свои части наткнулось на противодействие со стороны командования добровольцев, но неожиданно получило поддержку руководства донцов. Причина заключалась в том, что донской атаман Африкан Богаевский во время Первой мировой войны возглавлял 4-й гусарский Мариупольский полк — одну из стремившихся к восстановлению частей.

9 октября 1919 года был отдан приказ по Донской армии о формировании 1-й Сводной кавалерийской дивизии в составе 4-го Мариупольского и 6-го Клястицкого гусарских, 11-го Чугуевского уланского и Туземного конного полков. Командовать дивизией поручалось генерал-майору Петру Чеснакову. Однако из-за ухудшающегося военного положения дивизия 28 ноября 1919 года отправилась на фронт для обороны Донецкого бассейна, так и не успев завершить процесс формирования. Соединение активно участвовало в боях против красной 1-й Конной армии в северной части Донбасса, в районе станций Сватово и Рубежная. Потери дивизии оказались столь велики, что она была свёрнута в сводный кавалерийский полк, который позднее был расформирован, а его остатки вошли в состав других кавалерийских частей.

17 ноября 1917 года Советская власть своим декретом упразднила казачество как сословие и казачьи воинские формирования. Скоропалительное решение усилило антибольшевистские настроения, и без того сильные в среде казачества.

Проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков) способствовала тому, что в Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань. Терек, Урал) и именно там шли самые ожесточенные бои. Казачьи части были в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом.


НА ДОНУ

К 23 февраля 1918 года на всей территории Донской области была установлена советская власть. Однако попытки земельного передела, а также расстрелы и грабежи спровоцировали восстание, вспыхнувшее в конце марта. 4 мая большевики отступили из Ростова-на-Дону. 18 мая было провозглашено создание казачьего государства — Всевеликого войска Донского, атаманом которого избрали П. Краснова. К середине мая Донская армия насчитывала 17 тыс. человек, 21 орудие и 58 пулеметов. Ее полки имели территориальную организацию (по станицам) и их численность могла колебаться от 300-500 человек до 2-3 тысяч.

К концу января 1919 года Донская армия имела под ружьем 76,5 тыс. человек. 23 февраля 1919 года она была объединена с Вооруженными силами Юга России. Летом 1919 года Донская армия состояла из четырех корпусов (более 50 тыс. человек). Кроме артиллерии и пулеметов донские казаки теперь имели собственную авиацию (шесть самолетов) и броневые части (семь бронепоездов, четыре танка, четыре бронеавтомобиля).

В боях осени — зимы 1919 года Донская армия понесла значительные потери, а в январе -феврале 1920 года была окончательно разгромлена на Северном Кавказе. Ее остатки сдались в плен Красной армии и частью перешли в ее ряды.

КУБАНЬ

Сценарий Гражданской войны на Кубани был аналогичен донскому. К 1 марта 1918 года при выжидательной позиции большинства казаков власть здесь перешла к большевикам, которые репрессивной политикой в течение нескольких недель настроили казачество против себя. Вспыхнуло восстание, поддержанное отступившей на Кубань Добровольческой армией. Летом 1918 года значительную поддержку кубанцам оказывала Украинская Держава гетмана Павла Скоропадского, поставлявшая оружие и боеприпасы. 23 июня в Новочеркасске прошло заседание Кубанского правительства, на котором решался вопрос о том, на кого ориентироваться в дальнейшем — на Украину или Добровольческую армию. Большинством голосов вопрос был решен в пользу добровольцев. Последние рассматривали Кубань как неотъемлемую часть России, стремясь к упразднению кубанского правительства. Последней каплей, переполнившей чашу терпения кубанцев, стало убийство 23 июня 1919 года сотрудником деникинской спецслужбы главы Кубанской краевой рады Николая Рябовола. Кубанские казаки стали покидать действующую армию. Если в конце 1918 года их доля в войсках Деникина составляла почти 70 %, то к началу 1920 года она упала до 10 %. Это стало одной из причин поражения Белой армии.

Кубанская краевая рада объявила о необходимости борьбы не только против Красной армии, но и против монархизма армии Деникина. Начались переговоры с Грузией и Украинской Народной Республикой, а делегация Кубани на Парижской мирной конференции поставила вопрос о принятии Кубанской Народной Республики в Лигу наций.

Атака донских казаков, Александр Шебуняев.


Начавшись со стихийного народного восстания, революционные события 1917 года повлекли за собой масштабные изменения в привычном укладе жизни всех слоев населения. И казачество не стало исключением. Не успел император отречься от престола, как на смену ему пришло новое временное правительство. Свободолюбивым и своевольным казакам принять подобное положение дел было невыносимо. Поэтому в определенный момент ситуация вышла из-под контроля центральной власти: вместо того, чтобы покорно склонить голову, казаки начали борьбу.

Кубанская республика

Распад Российской Империи ознаменовался не только гражданской войной и массовыми беспорядками. На фоне жесткого передела власти и кровавых расправ над несогласными были провозглашены несколько автономных казачьих республик — Кубанская, Донская, Терская, Амурская, Уральская. Возникли они во многом из-за бессилия центрального правительства, которому не удалось быстро подавить бунты в отдаленных регионах.

Границы расселения казаков на юге России./Фото: topwar.ru

Одной из самых долговечных казачьих республик оказалась Кубанская. Не имея большого влияния на исход событий в самом начале революции, в ходе Гражданской войны ее участники заметно нарастили свою мощь. И не просто нарастили, а учредили собственную конституцию и выпустили множество декретов. Законы отделившихся казаков были неугодны центральной власти, но беспрекословно выполнялись на местах.

Уступая другим по численности, Кубанская республика, тем не менее, представляла собой грозную военную силу. Казаки с лихвой восполняли недостаток людей и вооружения удальством. На поле боя им неоднократно удавалось победить офицерские роты, в десятки раз превосходившие их по численности. Даже под ураганным огнем кубанские казаки двигались ровными и правильными рядами, постепенно оттесняя противника и захватывая большое количество пленных. Вполне естественно, что подобное положение дел поднимало настроение в станицах, и желающих встать на сторону кубанцев становилось все больше.

Донская республика

Как и Кубанская республика, Донское войсковое правительство образовалось вскоре после революции 1917 года. Ослепленные обещаниями большевиков прекратить войну, донские казаки поначалу соблюдали нейтралитет. Это позволило красным комиссарам сравнительно легко занять Дон.

Границы Всевеликого войска донского./Фото: topwar.ru

Однако после того, как захватчики начали жестко насаждать свои порядки и физически уничтожать всех сопротивляющихся, казаки опомнились. Атаман А.М. Каледин, стоящий во главе Донского войска, быстро организовал мощное сопротивление и выбил красных с занятых позиций. Вскоре после этих событий была провозглашена независимость и принят проект Конституции.

Несмотря на радужную перспективу, донских казаков постигла участь кубанских соседей. Во многом раскол произошел из-за того, что они оказались вовлечены в политические игры белого движения. Хотя не стоит умалять влияния на подобное развитие событий того факта, что донские казаки отказывались воевать на благо России. Располагая значительной военной мощью, они хотели сражаться исключительно за себя: за свою честь и независимость.

Два казака, соседи. Александр Шебуняев.

Ситуацию усугубляла ярко выраженная замкнутость народа, которая порой доходила до крайностей. Донские казаки не просто считали представителей других национальностей чужаками, они всячески избегали любых контактов с ними. Под запрет ставились смешанные браки, близкое общение и любые другие бытовые вопросы. Казачьи общины проживали настолько обособлено, насколько это было возможно.

Терское казачье войско

Самым уникальным среди казачеств России было, пожалуй, Терское казачье войско. И дело здесь не в судьбе его представителей — она была схожа для всех представителей дореволюционного казачества. Успев организовать республику и разработав дальнейший план действий, терское казачество смогло просуществовать всего лишь около двух лет, после чего его вместе с другими упразднили в 1920 году.

Однако это не помешало терским казакам оставаться самыми колоритными представителями сословия, и они неизменно выделялись благодаря своему внешнему виду и культурным обычаям. Проживая в близком соседстве с кавказскими горцами, терцы вступали с ними в смешанные браки и принимали их в свою армию. Это отразилось на внешнем виде казаков: одетые в кавказские папахи и бурки, с кинжалами наперевес, они совсем не походили на другие кавалерийские войска.

Современные терские казаки./Фото: dagpravda.ru

Именно терские казаки стали первой репрессированной этнической группой, которую насильно выселили из родных станиц. Не помогло даже то, что большая их часть боролась за центральную власть. Всех постигла одна и та же участь: оставить родные места живыми или погибнуть, отказавшись уступить дома ингушам, чеченцам и другим представителям новообразованных северокавказских республик.

Другие казачьи войска

Революция и последовавшая за ней война стали переломным моментом в жизни нескольких миллионов русских казаков. Независимо от региона проживания и уклада жизни, они имели общее национальное самосознание и, по большей части, не были солидарны с новым правительством. Как следствие, февраль 1917 года имел для кубанских, донских, терских, уральских, астраханских и оренбургских казаков серьезные последствия.

Расказачивание, 1921 год.

Отречение императора Николая II от престола внесло смуту в налаженное централизованное управление войск. Основная их масса длительное время находилась в подвешенном и неопределенном состоянии, что не шло на пользу осознанию себя как единой общности. Ситуацию усугубляли капиталистические отношения, которые все глубже проникали в казачью среду, разрушая ее изнутри.

Огромный интерес вызывают сегодня и уникальные ретро фотографии казаков, сделанные в конце ХIX - начале XX века . Именно они позволяют ощутить дух той эпохи.

Читайте также: